ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РИСКОВ В 9 НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
1.1. Неполная семья: понятие, типология, проблемы 9
1.2. Факторы риска в неполной семье 21
2. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ 32 РИСКОВ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
2.1. Методы психосоциальной профилактики рисков в неполной 32 семье
2.2. Диагностика проблем и факторов риска в неполной семье (на 47 примере МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района»)
2.3. Социальный проект «Психосоциальная профилактика рисков в 59
неполной семье»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РИСКОВ В 9 НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
1.1. Неполная семья: понятие, типология, проблемы 9
1.2. Факторы риска в неполной семье 21
2. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ 32 РИСКОВ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
2.1. Методы психосоциальной профилактики рисков в неполной 32 семье
2.2. Диагностика проблем и факторов риска в неполной семье (на 47 примере МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района»)
2.3. Социальный проект «Психосоциальная профилактика рисков в 59
неполной семье»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
Актуальность темы диссертационного исследования. Масштабные социокультурные трансформации конца XX - начала XXI вв. в значительной степени затронули жизнедеятельность российской семьи, что отразилось на изменении ее функционального содержания и формы. В общем числе семей широкое распространение получил тип неполной семьи, состоящей из одного родителя и ребенка (детей) [19].
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последние десятилетия в мире четко наметилась тенденция роста количества неполных семей, что является серьезным осложнением для полной реализации механизмов процесса социализации ребенка. В связи с этим, воспитание детей в неполной семье приобретает специфические особенности, выражающиеся в недостаточности внутрисемейного влияния, односторонней направленности воспитательного воздействия, неудачном преодолении семейного конфликта, отсутствии равновесия в родительских чувствах и выборе методов воспитания, а также возможности развития у ребенка комплекса неполноценности и отклонений в поведении.
Условия организации жизнедеятельности неполной семьи отягчаются рядом факторов риска, которые оказывают негативное воздействие на ситуацию в семье. Типичными проблемами неполной семьи являются: социальная изоляция, вынужденная смена места жительства, трудности одиноких родителей в профессиональной деятельности, социальная дискриминация, бедность, ответственность за выполнение всех семейных функций в одном лице, неготовность к преодолению кризиса, проблемы организации воспитания и присмотра детей, отсутствие социальной и психологической поддержки, ограниченность в получении достойных шансов и перспектив для построения будущего [34]. Все это способствует появлению всевозможных рисков преимущественно психосоциального характера.
С целью недопущения развития неблагополучия неполной семьи, специалистам в своей работе необходимо делать упор на профилактику рисков, которые могут оказать негативное воздействие на жизнедеятельность семьи. Профилактика и решение имеющихся психологических и социальных проблем неполной семьи представляет собой психосоциальную профилактику рисков.
Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты жизни неполной семьи, особенности воспитания и развития детей, вопросы их психического здоровья рассматриваются в ряде работ отечественных психологов, социологов и педагогов (Е.П. Арнаутова, А.В. Василенко, Е.А. Дементьева, С.В. Зеленчукова, Е.А. Колесниченко, З. Рублевская, В.М. Целуйко и др.). В этих и других исследованиях отмечается, что проблемы современной неполной семьи во многом обусловлены изменениями в перераспределении и соотношении семейных функций, объективной утратой некоторых из них, что является факторами риска.
Рассматривая риски, воздействующие на неполную семью, акцентируя при этом наибольшее внимание на социально-психологических проблемах, имеющих место в семье такого типа, мы обратились к трудам С.В. Агулиной, Л.С. Алексеевой, И.С. Буянова, М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева, Ю.А. Роговой и др.
Раскрыть сущность психосоциальной профилактики рисков в неполной семье, а также ее принципы и методы нам помогли работы М.М. Бафаева, А.И. Донцова, И.В. Дубровиной, Г.Л. Исуриной, А.А. Новиковой, Ю.А. Русаковой, Н.А. Соболевой, Л.Ф. Чупрова, А.С. Щукина и др.
Обоснование актуальности темы диссертационного исследования и оценка степени ее научной разработанности дают основания для констатации проблемной ситуации, которая заключается в противоречии между прогрессирующим кризисом института семьи, увеличением количества неполных семей, воздействию на них различных рисков, и несовершенной системой психосоциальной работы по профилактике воздействия этих рисков на функционирование неполных семей.
Объектом диссертационного исследования выступают риски в неполной семье.
Предмет исследования - специфика психосоциальной профилактики рисков в неполной семье.
Целью исследования является выявление особенностей
психосоциальной профилактики рисков в неполной семье и разработка рекомендаций по совершенствованию психосоциальной профилактики рисков в неполной семье.
Задачи данной работы:
раскрыть теоретические основы изучения рисков в неполной семье;
изучить методы и особенности психосоциальной профилактики рисков в неполной семье;
провести диагностику проблем и факторов риска в неполной семье и разработать социальный проект «Психосоциальная профилактика рисков в неполной семье».
Гипотеза диссертационного исследования. Психосоциальная
профилактика рисков в неполной семье будет успешной при условии выявления факторов риска, оказывающих влияние на семью, и применения адекватных методов, направленных на их минимизацию.
Теоретико-методологические основы исследования строятся на применении системного подхода, позволяющего рассматривать семью как устойчивую саморегулирующуюся систему с набором определенных функций/дисфункций.
Общая логика исследования опирается на идеи:
- междисциплинарного характера риска и основных направлений его изучения, у истоков которых стояли У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман, М. Дуглас, О.Н. Яницкий и др.;
- социологии семьи и проблем ее выживания в условиях
реформируемого общества (А.И. Антонов, Н.М. Римашевская и др.);
- психологии принятия решений в неопределенной ситуации
(Т.В. Корнилова, В.Г. Булыгина, О.К. Тихомиров), неадаптивной активности личности (В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе); смыслополагания в ситуации неопределенности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, О.И. Генисаретский, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь), переживаний (Ф.Е. Василюк).
Методы исследования. В процессе работы над исследованием были использованы следующие методы:
- теоретические методы исследования: обобщение литературы и теоретический анализ документов по изучаемой проблеме исследования;
- социологические методы сбора информации: массовый анкетный опрос неполных семей, экспертный опрос специалистов МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района»;
- статистические методы обработки результатов исследования: метод составления специальных таблиц, графиков и диаграмм, пакет программ Microsoft Office Excel.
Эмпирической базой исследования послужили материалы, собранные автором во время прохождения преддипломной практики на базе МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района».
Информационную базу исследования составили официальные документы, статистические источники, результаты собственного прикладного социологического исследования «Диагностика проблем и факторов риска в неполной семье», проведенного в ходе производственной практики на базе МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района».
Научная новизна исследования заключается в разработке социального проекта, целью которого является создание оптимальных условий для развития и адаптации детей в условиях неполной семьи, оказание помощи одиноким родителям в решении проблем воспитания, коррекции взаимоотношений в семье посредством использования соответствующих методов психосоциальной профилактики, направленных на минимизацию воздействия факторов риска.
На защиту выносится следующее положение: реализация социального проекта, направленного на создание оптимальных условий для развития и адаптации детей в условиях неполной семьи, оказание помощи одиноким родителям в решении проблем воспитания, коррекции взаимоотношений в семье посредством использования соответствующих методов психосоциальной профилактики, будет способствовать минимизации воздействия негативных факторов риска на неполную семью.
Научно-практическая значимость исследования заключается в уточнении понятия риска в неполной семье, определении видов и факторов, обусловливающих риски в неполной семье; обосновано внедрение социального проекта, реализация которого будет способствовать минимизации воздействия негативных факторов риска на неполную семью.
Материалы исследования могут найти применение в преподавании дисциплин бакалавриата и магистратуры по направлению Социальная работа, а также в различных формах подготовки и переподготовки кадров социальных работников, государственных и муниципальных служащих.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях, представленных на Международных научно-практических конференциях по социальной работе. Исследование проведено на базе МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района». Работа прошла апробацию в ходе научно-исследовательской практики, представлен акт о внедрении результатов исследования.
Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы включает наименований. Общий объем диссертации - страниц.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последние десятилетия в мире четко наметилась тенденция роста количества неполных семей, что является серьезным осложнением для полной реализации механизмов процесса социализации ребенка. В связи с этим, воспитание детей в неполной семье приобретает специфические особенности, выражающиеся в недостаточности внутрисемейного влияния, односторонней направленности воспитательного воздействия, неудачном преодолении семейного конфликта, отсутствии равновесия в родительских чувствах и выборе методов воспитания, а также возможности развития у ребенка комплекса неполноценности и отклонений в поведении.
Условия организации жизнедеятельности неполной семьи отягчаются рядом факторов риска, которые оказывают негативное воздействие на ситуацию в семье. Типичными проблемами неполной семьи являются: социальная изоляция, вынужденная смена места жительства, трудности одиноких родителей в профессиональной деятельности, социальная дискриминация, бедность, ответственность за выполнение всех семейных функций в одном лице, неготовность к преодолению кризиса, проблемы организации воспитания и присмотра детей, отсутствие социальной и психологической поддержки, ограниченность в получении достойных шансов и перспектив для построения будущего [34]. Все это способствует появлению всевозможных рисков преимущественно психосоциального характера.
С целью недопущения развития неблагополучия неполной семьи, специалистам в своей работе необходимо делать упор на профилактику рисков, которые могут оказать негативное воздействие на жизнедеятельность семьи. Профилактика и решение имеющихся психологических и социальных проблем неполной семьи представляет собой психосоциальную профилактику рисков.
Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты жизни неполной семьи, особенности воспитания и развития детей, вопросы их психического здоровья рассматриваются в ряде работ отечественных психологов, социологов и педагогов (Е.П. Арнаутова, А.В. Василенко, Е.А. Дементьева, С.В. Зеленчукова, Е.А. Колесниченко, З. Рублевская, В.М. Целуйко и др.). В этих и других исследованиях отмечается, что проблемы современной неполной семьи во многом обусловлены изменениями в перераспределении и соотношении семейных функций, объективной утратой некоторых из них, что является факторами риска.
Рассматривая риски, воздействующие на неполную семью, акцентируя при этом наибольшее внимание на социально-психологических проблемах, имеющих место в семье такого типа, мы обратились к трудам С.В. Агулиной, Л.С. Алексеевой, И.С. Буянова, М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева, Ю.А. Роговой и др.
Раскрыть сущность психосоциальной профилактики рисков в неполной семье, а также ее принципы и методы нам помогли работы М.М. Бафаева, А.И. Донцова, И.В. Дубровиной, Г.Л. Исуриной, А.А. Новиковой, Ю.А. Русаковой, Н.А. Соболевой, Л.Ф. Чупрова, А.С. Щукина и др.
Обоснование актуальности темы диссертационного исследования и оценка степени ее научной разработанности дают основания для констатации проблемной ситуации, которая заключается в противоречии между прогрессирующим кризисом института семьи, увеличением количества неполных семей, воздействию на них различных рисков, и несовершенной системой психосоциальной работы по профилактике воздействия этих рисков на функционирование неполных семей.
Объектом диссертационного исследования выступают риски в неполной семье.
Предмет исследования - специфика психосоциальной профилактики рисков в неполной семье.
Целью исследования является выявление особенностей
психосоциальной профилактики рисков в неполной семье и разработка рекомендаций по совершенствованию психосоциальной профилактики рисков в неполной семье.
Задачи данной работы:
раскрыть теоретические основы изучения рисков в неполной семье;
изучить методы и особенности психосоциальной профилактики рисков в неполной семье;
провести диагностику проблем и факторов риска в неполной семье и разработать социальный проект «Психосоциальная профилактика рисков в неполной семье».
Гипотеза диссертационного исследования. Психосоциальная
профилактика рисков в неполной семье будет успешной при условии выявления факторов риска, оказывающих влияние на семью, и применения адекватных методов, направленных на их минимизацию.
Теоретико-методологические основы исследования строятся на применении системного подхода, позволяющего рассматривать семью как устойчивую саморегулирующуюся систему с набором определенных функций/дисфункций.
Общая логика исследования опирается на идеи:
- междисциплинарного характера риска и основных направлений его изучения, у истоков которых стояли У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман, М. Дуглас, О.Н. Яницкий и др.;
- социологии семьи и проблем ее выживания в условиях
реформируемого общества (А.И. Антонов, Н.М. Римашевская и др.);
- психологии принятия решений в неопределенной ситуации
(Т.В. Корнилова, В.Г. Булыгина, О.К. Тихомиров), неадаптивной активности личности (В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе); смыслополагания в ситуации неопределенности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, О.И. Генисаретский, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь), переживаний (Ф.Е. Василюк).
Методы исследования. В процессе работы над исследованием были использованы следующие методы:
- теоретические методы исследования: обобщение литературы и теоретический анализ документов по изучаемой проблеме исследования;
- социологические методы сбора информации: массовый анкетный опрос неполных семей, экспертный опрос специалистов МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района»;
- статистические методы обработки результатов исследования: метод составления специальных таблиц, графиков и диаграмм, пакет программ Microsoft Office Excel.
Эмпирической базой исследования послужили материалы, собранные автором во время прохождения преддипломной практики на базе МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района».
Информационную базу исследования составили официальные документы, статистические источники, результаты собственного прикладного социологического исследования «Диагностика проблем и факторов риска в неполной семье», проведенного в ходе производственной практики на базе МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района».
Научная новизна исследования заключается в разработке социального проекта, целью которого является создание оптимальных условий для развития и адаптации детей в условиях неполной семьи, оказание помощи одиноким родителям в решении проблем воспитания, коррекции взаимоотношений в семье посредством использования соответствующих методов психосоциальной профилактики, направленных на минимизацию воздействия факторов риска.
На защиту выносится следующее положение: реализация социального проекта, направленного на создание оптимальных условий для развития и адаптации детей в условиях неполной семьи, оказание помощи одиноким родителям в решении проблем воспитания, коррекции взаимоотношений в семье посредством использования соответствующих методов психосоциальной профилактики, будет способствовать минимизации воздействия негативных факторов риска на неполную семью.
Научно-практическая значимость исследования заключается в уточнении понятия риска в неполной семье, определении видов и факторов, обусловливающих риски в неполной семье; обосновано внедрение социального проекта, реализация которого будет способствовать минимизации воздействия негативных факторов риска на неполную семью.
Материалы исследования могут найти применение в преподавании дисциплин бакалавриата и магистратуры по направлению Социальная работа, а также в различных формах подготовки и переподготовки кадров социальных работников, государственных и муниципальных служащих.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях, представленных на Международных научно-практических конференциях по социальной работе. Исследование проведено на базе МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района». Работа прошла апробацию в ходе научно-исследовательской практики, представлен акт о внедрении результатов исследования.
Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы включает наименований. Общий объем диссертации - страниц.
На протяжении тысячелетий семья была одним из основных институтов общества, первой ступенью социализации. В конце XX века в массовом масштабе появились семьи, испытывающие затруднения в процессе социализации несовершеннолетних. К таким относятся неполные семьи (состоящие из одного родителя с детьми). Появлению таких семей способствовал политический, социально-экономический и идеологический кризис, возникший в нашей стране.
Неполная семья характеризуется деформацией родительского и супружеского аспектов отношений, нарушением внутренней структуры, в силу этого в ней нарушается полноценное воспитание, развитие и социализация детей, происходит перераспределение основных семейных функций.
Рассмотрев особенности неполной семьи, мы выяснили, что она, как и полная, характеризуется совокупностью нравственных, духовных и психологических установок, общностью формирования и удовлетворения биологических и социально-экономических потребностей, индивидуальными внутренними отношениями, а также выполняет основные семейные функции.
Проблемы современной неполной семьи определяются особенностями, присущими каждой конкретной семье, во многом обусловлены изменениями в соотношении тех или иных функций и их перегруппировкой.
Анализ проблем неполной семьи позволил увидеть те риски, которым она подвержена в большей степени. Среди них риски преимущественно психосоциального характера:
- нарушение социализации детей;
- социальная изоляция;
- психосоциальная дезадаптация детей;
- асоциальное поведение, как детей, так и взрослых;
- психические расстройства детей и родителей;
- неполноценность;
- безнадзорность детей;
- социальное сиротство;
- материнская (отцовская) депривация;
- алкогольная и наркотическая зависимость и др.
С целью недопущения развития вышеперечисленных рисков приоритетным направлением в деятельности специалистов по социальной работе в различных социальных учреждениях, а также в государственной семейной политике в целом, будет психосоциальная профилактика, которая должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных на предотвращение возможных проблем и в то же время на достижение желаемого результата. Психосоциальная профилактика должна строиться после изучения социального окружения неполной семьи, а также тщательного проведения диагностики ее проблем.
Анализ результатов проведенного нами исследования «Диагностика проблем и факторов риска в неполной семье» показал необходимость разработки комплекса мер по совершенствованию деятельности МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района», направленных на минимизацию воздействия негативных факторов риска. Главным направлением работы стал социальный проект «Психосоциальная профилактика рисков в неполной семье».
Одним из эффективных направлений деятельности по проекту будет проведение информационно-разъяснительных лекций и консультаций для родителей из неполных семей по вопросам воспитания, развития и образования детей. Результат данного мероприятия предполагает повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей, предупреждение конфликтов в семье, повышение моральной ответственности родителей, развитие воспитательного потенциала неполной семьи, оказание психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей, подверженных стрессам в связи с потерей родителя.
Следующим направлением деятельности данного социального проекта выступает организация тренинга эффективного взаимодействия родителей и детей с целью психосоциальной профилактики таких рисков как социальная изоляция и социальное сиротство. В результате проведения этого тренинга предполагается формирование навыков сотрудничества родителя и ребенка на основе развития доверительных отношений в неполной семье, снижение эмоциональных и психологических проблем детей и родителей из неполной семьи.
Результатом проведения тренинга по психосоциальной профилактике асоциального поведения детей будет гармонизация детско-родительских отношений, уменьшение конфликтности, формирование у ребенка ответственности за свои поступки.
Психосоциальная профилактика такого риска как дезадаптация детей в новых изменившихся условиях семьи подразумевает организацию следующего тренинга, который будет способствовать развитию социальной устойчивости и адаптивных возможностей ребенка, созданию условий для процесса социализации.
Завершать наш социальный проект будет тренинг по психосоциальной профилактике детской безнадзорности, предполагающий вовлечение детей в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, выработка эффективных навыков самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.
Реализация данного социального проекта для МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района» при целесообразном внедрении может, на наш взгляд, способствовать совершенствованию психосоциальной профилактики рисков в неполной семье.
Неполная семья характеризуется деформацией родительского и супружеского аспектов отношений, нарушением внутренней структуры, в силу этого в ней нарушается полноценное воспитание, развитие и социализация детей, происходит перераспределение основных семейных функций.
Рассмотрев особенности неполной семьи, мы выяснили, что она, как и полная, характеризуется совокупностью нравственных, духовных и психологических установок, общностью формирования и удовлетворения биологических и социально-экономических потребностей, индивидуальными внутренними отношениями, а также выполняет основные семейные функции.
Проблемы современной неполной семьи определяются особенностями, присущими каждой конкретной семье, во многом обусловлены изменениями в соотношении тех или иных функций и их перегруппировкой.
Анализ проблем неполной семьи позволил увидеть те риски, которым она подвержена в большей степени. Среди них риски преимущественно психосоциального характера:
- нарушение социализации детей;
- социальная изоляция;
- психосоциальная дезадаптация детей;
- асоциальное поведение, как детей, так и взрослых;
- психические расстройства детей и родителей;
- неполноценность;
- безнадзорность детей;
- социальное сиротство;
- материнская (отцовская) депривация;
- алкогольная и наркотическая зависимость и др.
С целью недопущения развития вышеперечисленных рисков приоритетным направлением в деятельности специалистов по социальной работе в различных социальных учреждениях, а также в государственной семейной политике в целом, будет психосоциальная профилактика, которая должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных на предотвращение возможных проблем и в то же время на достижение желаемого результата. Психосоциальная профилактика должна строиться после изучения социального окружения неполной семьи, а также тщательного проведения диагностики ее проблем.
Анализ результатов проведенного нами исследования «Диагностика проблем и факторов риска в неполной семье» показал необходимость разработки комплекса мер по совершенствованию деятельности МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района», направленных на минимизацию воздействия негативных факторов риска. Главным направлением работы стал социальный проект «Психосоциальная профилактика рисков в неполной семье».
Одним из эффективных направлений деятельности по проекту будет проведение информационно-разъяснительных лекций и консультаций для родителей из неполных семей по вопросам воспитания, развития и образования детей. Результат данного мероприятия предполагает повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей, предупреждение конфликтов в семье, повышение моральной ответственности родителей, развитие воспитательного потенциала неполной семьи, оказание психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей, подверженных стрессам в связи с потерей родителя.
Следующим направлением деятельности данного социального проекта выступает организация тренинга эффективного взаимодействия родителей и детей с целью психосоциальной профилактики таких рисков как социальная изоляция и социальное сиротство. В результате проведения этого тренинга предполагается формирование навыков сотрудничества родителя и ребенка на основе развития доверительных отношений в неполной семье, снижение эмоциональных и психологических проблем детей и родителей из неполной семьи.
Результатом проведения тренинга по психосоциальной профилактике асоциального поведения детей будет гармонизация детско-родительских отношений, уменьшение конфликтности, формирование у ребенка ответственности за свои поступки.
Психосоциальная профилактика такого риска как дезадаптация детей в новых изменившихся условиях семьи подразумевает организацию следующего тренинга, который будет способствовать развитию социальной устойчивости и адаптивных возможностей ребенка, созданию условий для процесса социализации.
Завершать наш социальный проект будет тренинг по психосоциальной профилактике детской безнадзорности, предполагающий вовлечение детей в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, выработка эффективных навыков самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.
Реализация данного социального проекта для МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района» при целесообразном внедрении может, на наш взгляд, способствовать совершенствованию психосоциальной профилактики рисков в неполной семье.
Подобные работы
- ОЦЕНКА СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В РАЗНЫХ ТИПАХ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - «Равный равному» как технология психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении (на примере социального проекта «Счастье не за горами»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ НАЛИЧИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В СЕМЬЕ НА ХАРАКТЕР БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2019 - Система социальной поддержки семьи в Северске (на примере Областного государственного
учреждения Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск Томской области)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Социальная защита семей с детьми в г. Томске
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Социальная работа с семьями группы риска
(на примере Агентства по делам семьи и детей)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ ГРУППЫ
РИСКА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТА ИХ
ПРАВ КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАЦИЙ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017



