Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Равный равному» как технология психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении (на примере социального проекта «Счастье не за горами»)

Работа №88999

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы90
Год сдачи2022
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИИ «РАВНЫЙ РАВНОМУ» КАК ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ИЗ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 13
1.1 Технология «Равный равному» в психосоциальной работе с
несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении: теоретико-методологический анализ 13
1.2 Нормативно-правовые основы психосоциальной работы с
несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении 25
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ «РАВНЫЙ - РАВНОМУ» В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ИЗ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 38
2.1 Опыт реализации технологии «Равный - равному» в психосоциальной работе с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении, в Российской Федерации 38
2.2 Анализ результатов исследования ресурсов технологии «Равный -равному» в психосоциальной работе с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении, в социальном проекте «Счастье не за горами» 47
Заключение 63
Список литературы 68
Приложения


Актуальность. Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Семья является первым социальным институтом в жизни каждого человека и важным фактором его успешной социализации в будущем. Поэтому в современном обществе социальные работники проводят такую деятельность с семьями, которые оказались в группе риска, чтобы семья сохранилась и ребенок рос в полноценной семье, поскольку ребенок - это главный и самый эффективный метод решения проблемы социального сиротства.
Сложная социально-культурная ситуация в настоящее время, а именно: безработица, снижение уровня мотивации к трудовой деятельности, алкогольная зависимость родителей провоцирует систематический рост несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации. Негативное влияние ближайшего социального окружения на детей и подростков, неконтролируемое бесцельное времяпрепровождение, зачастую в виртуальном мире, провоцирует у несовершеннолетних агрессию, жестокость, насилие, что ведет к значительному росту социальной дезадаптации детей.
В России отмечается рост числа беспризорных детей. Так в 2019 году в России выявили 75,5 тысяч беспризорников до 18 лет против показателей 2018 года в 68,7 тысяч. Наибольшее количество безнадзорных детей зафиксировали в Курганской области - 9,7 тысяч. Далее идут Москва - 8,2 тысячи, и Свердловская область - 3,6 тысяч детей.
Из официального источника количество выявленных беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних в Российской Федерации в 2021 году составляет около 100 тысяч человек по данным государственной статистики ЕМИС [10]. На улицах Москвы обитают до 10 тысяч малолетних бездомных. По данным разных источников, беспризорников в России от 2 до 5 млн человек. Большую часть правонарушителей среди несовершеннолетних составляют беспризорные, безнадзорные дети и подростки-сироты [10].
В Алтайском крае на 2021 год насчитывается около 700 беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних по сравнению с 2019 годом это на 100 несовершеннолетних больше. Если в двадцатом столетии высокие показатели детской беспризорности можно было объяснить объективными причинами: разрухой, голодом, то в настоящее время при благополучии общества и стабильности развития государства наличие детей, живущих на улице, не поддается логическому объяснению. По данным социологических исследований, среди главных причин детской беспризорности выделяются наиболее острые: бегство из неблагополучных семей - 76 %; бедственное материальное положение семей - 74 %; уход из семьи в связи с семейно-бытовыми конфликтами - 68 %; алкоголизм в семье - 67 %; плохое отношение к детям в приютах - 60 %; наличие психических заболеваний у членов семьи - 61 %.
Специалистам по социальной работе, психологам необходимо установить контакт и построить свои отношения с ребенком, подростком так, чтобы тот сам заговорил о своих проблемах. Несовершеннолетние из семей, находящихся в социально опасном положении, нуждаются в развитии навыков сотрудничества и доверия, уверенности в себе и своих силах. Зачастую несовершеннолетние демонстрируют социально-одобряемое поведение, дают внешне положительные ответы, так как не доверяют специалистам, психологам и вообще взрослым, поэтому выстроить эффективную коррекционную работу невозможно. В данных категориях семей несовершеннолетние, как правило, не замечают, или не хотят замечать своих проблем, а это затрудняет работу специалистов, так как «насильно причинить добро» нельзя.
Отсюда возникла тема исследования метода «Равный - равному» как технологии психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении, с ее помощью получится выявить основные характеристики наставничества как технологии психосоциальной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении. Что в дальнейшем поможет специалистам по социальной работе усилить профилактику деструктивного поведения несовершеннолетних.
Степень научной разработанности темы:
Вопросам организации социальной работы с несовершеннолетними из семей, находящимися в социально опасном положении, посвящено достаточно большое количество исследований. Во многих трудах рассматриваются проблемы семей, находящихся в социально опасном положении, различных технологий, применяемых в работе с ними.
Семья как социальный институт изучалась российскими социологами, так и социологами стран зарубежья. Среди них были: Э. Дюркгейм, Ф.Э. Шереги, М. Вебер, Е.Р. Ярская-Смирнова, Л.И. Ланцова, П. Сорокин и многие другие.
Такие социологи, как Е.О. Смирнова, О.С. Сермягина и Х. Шульц-Хенк изучали отношения детей и родителей в семьях разного типа. Е.А. Козырева, Л.А. Беляева, В.Н. Гурова, В.Г. Бочарова, Е.И. Казакова, М.А. Васильков, Н.Н. Псысоева, Н.Е. Шинкаренко в своих исследованиях рассматривали вопросы, касающиеся особенностей психолого-педагогической деятельности с семьями, которые находятся в социально опасном положении.
Специфика социальной работы с семьями, которые находятся в социально опасном положении высветлена в работах, авторами которых являются Е.И. Холостова, М.К. Горшков, Л.И. Савинов, П.Я. Циткилов, П.Д. Павленко, М.В. Фирсов.
Теоретической основой исследования послужили работы: С. Г. Вершловского, С.Я. Батышева, Л.Н. Лесохиной, В.Г. Сухобской и др.
Теорией исследования феномена «равный равному» стали: исторических аспектов его становления С.И. Крамаренко, Б.С. Павлов, Л.С. Рогачевская, Н.С. Смольникова; психолого-педагогических основ A.C. Батышев, Г.В. Гасилов, И.И. Малкин; функций A.C. Батышев, С.Я. Батышев, К. Крам, Ч. и Р. Бенабу, Г.В. Гасилов, Л.В. Лебедева, A.C. Лобанов, И.И. Малкин, В.В. Пермяков, П.Ф. Силенок, И.Г. Столяр; потенциала в становлении молодых педагогов A.A. Багдасарян, И.В. Круглова; особенностей организации системы наставничества в сфере промышленного производства В.А. Мирошниченко, А.Н. Плотников, И.Г. Столяр, Е.В. Чарина; методов, стилей работы и личностных характеристик наставника С.Я. Батышев, Н.Р. Ерошина, А.Н. Плотников, что обеспечило разработку научно обоснованной модели наставничества.
Особенно интересны результаты исследования наставничества, осуществленные Т.И. Бочкаревой, И.С. Гичан, С.Н. Иконниковой, Е.М. Павлютенковым, Н.М. Таланчуком, А.И. Ходаковым, В.М. Шепелем и др.
Но, несмотря на имеющие теоретические разработки по проблемам организации, сопровождения несовершеннолетних из семей, находящихся в социально опасном положении, анализ научной литературы свидетельствует об актуальности исследования вопросов применения наставничества, однако зачастую применяется для непрерывного профессионального образования специалиста социальной службы в качестве средства сопровождения его профессионально-личностного становления. Метод «Равный - равному», как помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, остается неисследованной проблема, не конкретизированы вопросы функций наставника, содержания и методов его деятельности, не определены критерии и способы оценки эффективности наставничества в социальной службе, наставничество достаточно новая тема, многие аспекты, важные в научном и практическом отношении, являются недостаточно раскрытыми. В настоящее время существует необходимость в теоретическом анализе и практических исследованиях данной темы.
Объект: «Равный равному» как технология психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении.
Предмет: ресурсы технологии «Равный равному» в психосоциальной работе с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении.
Цель: выявить ресурсы технологии «Равный равному» в психосоциальной работе с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении, в социальном проекте «Счастье не за горами».
Задачи:
1. Провести анализ теоретических подходов к исследованию психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении.
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении.
3. Выявить основные характеристики метода «Равный - равному» как технологии психосоциальной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
4. Проанализировать результаты исследования «Возможности метода «Равный - равному» как технологии психосоциальной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, на примере социального проекта «Счастье не за горами».
Гипотезы:
1. Вероятно, оптимальным теоретическим подходом к исследованию психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении, является когнитивно-поведенческая теория.
2. Скорее всего, в нормативно-правовых документах РФ основное внимание в контексте психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении, направлено на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Вероятно, к основным характеристикам технологии психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении, «Равный - равному» следует отнести основные принципы организации деятельности с волонтерами: интерактивность, диалогичность и рефлексивность.
4. Скорее всего, возможности технологии психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении, «Равный - равному» включают в себя профилактику деструктивного поведения несовершеннолетних.
Теоретико-методологическую основу исследования составили системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, B.C. Ильин, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, Э.Г. Юдин и др.), что позволило определить структуру личности несовершеннолетнего; идеи целостного подхода к рассмотрению педагогических феноменов на каждой стадии их становления (B.C. Ильин, Н.К. Сергеев и др.), что позволило рассматривать личность как целостный феномен, выявлять взаимосвязи его структурных компонентов; идеи акмеологического подхода о необходимости целостного изучения человека как индивида, идеи личностно-деятелъностного подхода (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), предполагающие, что условием самореализации личности выступает деятельность, обеспечивающая формирование опыта и личностный рост, что послужило основанием для разработки модели наставничества.
Исследование проводилось с 2019-го по 2021 г. и включало три этапа.
Для достижения цели и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ философской, социологической, юридической, медицинской, психолого-педагогической литературы с целью обоснования теоретико-методологических основ исследования, уточнение содержания понятий «семья в социально опасном положении», «социально опасное положение»; сравнение, классификация, систематизация и обобщение теоретических и эмпирических данных для определения сущности правового регулирования организации и управления работы с семьями в социально опасном положении в РФ. Эмпирическую основу исследования составляет обширный фактологический и аналитический материал, полученный в результате теоретико-прикладных исследований проблемы организации и управления работой с семьями в социально опасном положении.
Эмпирической базой исследования является КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска».
Нормативно-правовую базу исследования составляют положения Конституции Российской Федерации 1993 года, Федерального Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.
Практическое значение полученных результатов заключается в том, что основные положения и выводы исследования могут быть использованы в работе социальных служб Алтайского края.
Основные положения, выносимые на публичную защиту:
1. Оптимальным теоретическим подходом к исследованию психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении, является когнитивно-поведенческая теория, так как позволяет выделить неосознанные мотивации несовершеннолетнего из семьи, находящейся в социально опасном положении и перевести их на сознательный уровень, а также помогает изменить убеждения и поведение, вызывающие деструктивные поступки, с помощью поощрения желаемых форм действий и отсутствия подкрепления не желаемых поступков.
2. Нормативно-правовые документы РФ уделяют основное внимание в контексте психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Основными составляющими технологии «Равный - равному» как технологии психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении, являются: организация и проведение обучения для подростков из семей, находящихся в социально опасном положении; обучение с целью обеспечения их достоверной информацией и опровержения распространенных ошибочных взглядов, стереотипов; подготовка волонтеров-инструкторов из числа тех подростков, которые прошли обучение, к просветительской деятельности в среде ровесников; организационное и методическое сопровождение волонтерами- инструкторами занятий, социально-значимых мероприятий, акций; привлечение несовершеннолетних из семей, находящихся в социально опасном положении к добровольческой деятельности.
4. Ресурсы технологии психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении, с применением технологии «Равный - равному» включают в себя: умение принимать самостоятельные осознанные решения, находить выход из сложной ситуации, отстаивать свое мнение и добиваться, чтобы оно было принято товарищами, способность противостоять манипулятивным воздействиям окружающих, формирование творческих способностей.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования вносят вклад в развитие теоретико-методологических основ исследования системы профилактики социального неблагополучия семей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы при разработке методических рекомендаций для специалистов социальной сферы; написании учебных пособий, основные положения и выводы исследования могут быть использованы в работе в Комплексных центрах социального обслуживания населения на территории Алтайского края.
Апробация результатов исследования. Основные положения выпускной квалификационной работы были апробированы автором в 2020-2021 гг. на 5 научно-практических конференциях различного уровня (всероссийский, региональный). По теме исследования опубликовано в открытой печати 4 научные работы. Участие в научно-практических конференциях:
1. XXIII городская научно-практическая конференция молодых ученых «Молодежь - Барнаулу», город Барнаул;
2. XXIX Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2022», город Барнаул;
3. XII Всероссийский форум Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут;
4. Всероссийский конкурс «Доброволец России - 2020» в номинации помощь детям, город Москва;
5. Краевой Фестиваль-ярмарка инновационных социальных практик «В фокусе - семья» Министерства социальной защиты Алтайского края в 2021 г. Лидер номинации «Мой ресурс» - технологии работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися на разных стадиях неблагополучия, город Барнаул;
6. X Международной научной конференции «Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве», город Барнаул.
Статьи в научно-периодических изданиях:
1) Урбановская, А.И. Волонтеры-наставники в работе с детьми, из семей находящихся в социально опасном положении (на примере проекта "Счастье не за горами") [Текст] / А.И. Урбановская // сборник тезисов XXIX Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2022». - Москва: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2022. - С. 170-172.
2) Урбановская, А.И. Технология «равный равному» в работе с несовершеннолетними из семей, находящимися в социально опасном положении в городе Бийске [Текст] / А.И. Урбановская // сборник тезисов X Международной научной конференции «Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве». - Барнаул:
Структура и объем магистерской диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В наше время ученые стали обращать внимание на семьи, социальное функционирование которых нарушено по объективным и субъективным причинам, а их существование - под угрозой исчезновения. Такие семьи характеризуются как неблагополучные семьи. Традиционно их делят на: семьи с низким воспитательным потенциалом, неполные семьи, семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей; морально-неблагополучные семьи; конфликтные семьи; педагогические некомпетентные семьи; семьи, находящиеся в социально опасном положении. Семья, находящаяся в социально опасном положении, представляет в первую очередь угрозу для жизни и здоровья детей, оказывает ослабляющее влияние на них вследствие невыполнения своих функциональных обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних. В настоящее время проблема беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних является одной из актуальных.
Увеличившийся разрыв между поколениями приводит к нарушению детско-родительских отношений, наблюдается снижение статуса семьи как социального института, влияния на процессы воспитания и социализации подрастающего поколения. Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях трудновоспитуемости их кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.
Незаинтересованность несовершеннолетних в изменении криминогенной направленности и отсутствие поддержки семьи зачастую провоцируют дальнейшую дезадаптацию и увеличивают риск деструктивного поведения. Отсутствие умения полноценно общаться может привести к выпадению подростков из компании сверстников, что само по себе затрудняет их социальное и личностное развитие. Они часто становятся жертвами агрессивности, а иногда и жесткости со стороны сверстников. Подростки, не входящие в компании как правило, отличаются заниженной самооценкой. Многие страдают от одиночества. У них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи противоправного поведения. Они плохо учатся в школе, в то время как ребята их компании с позитивными моральными установками учатся хорошо. Включение в компании с негативными установками может вести к асоциальному, противоправному поведению. Напротив - включение в компании с позитивными установками способствует социальному и личностному росту, обеспечивает адаптацию во взрослом обществе. Дифференциация межличностных отношений становится наиболее заметной в этом возрасте. Для приобретения статуса подросток стремиться выделиться, привлечь к себе внимание. Возможность самораскрытия чрезвычайно важна для обеспечения главной потребности - в нерегламентированном взрослом общении. Данная технология «Равный - равному» в психосоциальной работе с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении предполагает комплексную и последовательную работу с подростками в тренинговых группах. Именно в группе подростку легче почувствовать себя принятым другими, пользующимися доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. В обстановке группы с применением «Равный - равному», которая обеспечивает поддержку, ребенок может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Взаимодействие в группе становиться объектом наблюдения и исследования. При этом участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь для оценки собственных чувств и поведения. Получение конструктивной обратной связи оказывает влияние на формирование положительной самооценки подростка, повышению статуса в группе и способствует формированию навыков конструктивного общения у подростков.
Технология «Равный - равному» успешно зарекомендовала себя в психосоциальной работе с несовершеннолетними из семей находящихся в социально опасном положении. Количество принявших участие в мероприятиях по данной технологии: 98 несовершеннолетних из семей, находящихся в социально опасном положении, 10 специалистов, 10 волонтеров-наставников. Психосоциальная работа велась с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении, общая вовлеченность составила 72 %. Общее количество состоящих на учете несовершеннолетних снизилась на 10%. Из 98 несовершеннолетних принявших участие в проекте большинство сняты с индивидуально-профилактического учета в связи с улучшением поведения. Наблюдается положительная динамика в поведении, а именно отмечается улучшение детско-родительских отношений, сплочение семьи, формирование навыков организации совместной деятельности детей и их родителей. Расширение творческого потенциала несовершеннолетних, что будет способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества между родителями и детьми. Переориентация жизненных ценностей семьи. Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства. Формирование личностных, познавательных, коммуникативных умений, навыков профессиональной деятельности, межличностного общения и сотрудничества, способами продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
В результате реализации технологии «Равный - равному» удалось показать несовершеннолетним ресурсы, которые можно использовать для выхода из сложной жизненной ситуации. Несовершеннолетние научились принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваться, чтобы оно было принято товарищами, любят организовывать разные игры, мероприятия. Организация психосоциальной работы с применением технологии «Равный - равному» учит детей правильно реагировать и осознавать свои ошибки, анализировать свои поступки и их последствия, учит преодолевать трудности и неприятности жизни, делать выбор и отвечать за последствия перед собой и окружающими, помогает наладить контакты со сверстниками и взрослыми, повышает стрессоустойчивость путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирует ресурсы к преодолению ожидаемых трудностей.
Подводя итог, можно сделать вывод, что цель достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотезы доказаны.
Выпускная квалификационная работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.



1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/(дата обращения: 23.10.2020).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/48953/(дата обращения: 23.10.2020).
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) глава 11 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/(дата обращения: 23.10.2020).
4. Федеральный закон «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ (с
изменениями на 24 апреля 2020 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12116087/(дата обращения: 13.08.2021).
5. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/(дата обращения: 13.08.2021).
6. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания
граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. От
21.07.2014) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/(дата обращения: 13.08.2021).
7. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 № 124-ФЗ [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
(дата обращения: 21.10.2020).
8. Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних» (2001-2002 гг.) (утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 г. № 625).
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/1583996/(дата обращения: 12.10.2021).
9. Национальный стандарт Российской Федерации / Услуги по профилактике социального сиротства детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/(дата обращения: 07.03.2022).
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/(дата обращения: 03.09.2021).
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от
18.11.2013 № 683н «Об утверждении профессионального стандарта
«Специалист по работе с семьей»» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70558542/(дата обращения: 17.05.2021).
12. Постановление Правительства «Об утверждении Примерных
положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. № 896 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://base.garant.ru/1352264/(дата обращения: 03.03.2022).
13. Постановление Правительства РФ от 13 марта 2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12126064/(дата обращения: 03.03.2022).
14. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 05.12.2001 № 389-СФ О парламентских слушаниях «Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2001 г. , № 51 , ст. 4870.- С. 5-7 [Электронный ресурс]. - Режим достуnа:https://base.garant.ru/1599888/ (дата обращения: 03.03.2022).
15. Закон Алтайского края от 01.12.2014 № 93-ЗС "О перечне
социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Алтайском крае" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/7367248/(дата обращения: 21.02.2022).
16. Постановление Администрация Алтайского края от 03.12.2014 № 535 «О межведомственном взаимодействии органов государственной власти Алтайского края при предоставлении социальных услуг и содействии в социальном сопровождении» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/7367261/(дата обращения: 21.02.2022).
17. Алексеева, Т. Программа социально-правовой поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области //Социальная педагогика.2003. - №3. - С.3-7.
18. Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадоптация несовершеннолетних/ Б. Н. Алмазов. - Свердловск, 1986.
19. Арамавмчюте, В.А. Индивидуальный подход в воспитании подростков из неблагополучных семей: Автореф. дис. ...канд. пед. наук/ В.
А. Арамовичюте. - Вильнюс, 1973.
20. Афанасов, В. С. Эволюция концепции в социализации девиантного поведения / В.С. Афанасов // Рубеж: Альмонах социальных исследований. - Сыктывкар, 1992. - №2.
21. Балцевич, В.А. Семья и молодежь: профилактика
отклоняющегося поведения, Л.: Университетское, 2007 г.
22. Бардакова, Л.И. Опыт создания сети «Равный - равному» в
Российской федерации // 2010 с. 4-38 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dobrovolets.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub 234671.pdf (дата
обращения: 10.05.2022)
23. Беличева, С.А. Социально-педагогическое обследование и поддержка семей группы риска / С.А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2005. - № 2. - С. 21-32.
24. Беличева, С.А. Основы Превентивной психологии / С. А. Беличева. - М.: Соц здоровье России, 1993.
25. Битинас, Б.П. Социальное воспитание учащихся /Б. П. Битинас,
В.Г. Бочарова // Опыт разработки концепций воспитания. - Ростов н/Д, 1993.
26. Бочкарева, Т. Р. Педагогические принципы трансформации воспитания школьников в современной культурно-идеологической системе сельского социума / Т. Р. Бочкарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 16 (120). — С. 325-330. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/120/33245/(дата обращения: 16.02.2022).
27. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Бодович. - М.: 1968.
28. Борисов, В.Н. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Практикум / В. Н. Борисов, О. Г. Ковалёва, А. И. Ушатиков. - М.: Академия, 2002.
29. Бочарова В.Г. Социальная педагогика и социально¬педагогическая деятельность: сущность, объектно-предметная область, проблемное поле // Социальная педагогика: Монография / под ред. В.Г. Бочаровой. - М.: ВЛАДОС, 2004.
30. Велиханова, Н.Ф. Психолого-педагогическая реабилитация социально дезадоптированных детей и младших подростков в условиях школы-интерната: Автореф. дис. ... канн. пед. наук / Н. Ф. Велиханова. - Коломна, 2000.
31. Висневская, Л.Я. Пьют родители - страдают дети / Л. Я. Висневская, Е. А. Данилова. - М., 1977.
32. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для суд. высш. учеб. заведений / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. - М.: Академия, 2002. -416 с.
33. Воронова, Е. Социальная работа с уличными детьми // Социальная работа, 2003. - № 4. - С. 44-48.
34. Выгодский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития / Л. С. Выгодский // Вопр. психологии. - 1972. - №2.
35. Горожанова, М.В. Проблема беспризорности на современном этапе / Г.Г. Федорова, М.В. Горожанова// Вестник ТОГИРРО. - 2013. - № 1. -
С. 209-211.
36. Гурьева, Е.С. Озорно о серьезном / Е.С. Гурьева. - Казань, 2016. - 98 с.
37. Гусев, А. Воспитание социальной компетентности у воспитанников детского дома // Учитель. 2003. - №6. - С.12-15.
38. Дементьева И., Шульга Т. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика. 2003. - № 3. - С. 69-72.
39. Дети социального риска и их воспитание/ Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003. - 144 с.
40. Донцов, А. Базовые формы и технологии психосоциальной работы в качестве комплексного условия обеспечения безопасности образовательной среды / педагогические, психологические, социальные науки; 2011. - 6 с.
41. Ермаков, В. Д. Социально-правовая профилактика
правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания. Методика и результаты исследования. Учебно-методическое пособие / В. Д. Ермаков. - М.: 1981. - 103 с.
42. Ермаков, В.Д. Наказание, исправление, перевоспитание // Трудные судьбы подростков - кто виноват? / В. Д. Ермаков. - М.: 1991. - 316 с.
43. Зайдуллина, Г.Г. Педагогические условия социально¬
педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье: Дис. канд. пед. наук / Г. Г. Зайдуллина. - Челябинск, 2000.
44. Залыгина, Н.А. Использование технологии «равный обучает равного» в воспитательной работе со старшеклассниками / Н.А. Залыгина // Диалог. - 2013. - № 7. - С. 3-7.
45. Захаров, А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье / А. И. Захаров // Вопр. Психологии. - 1981. - №3. - С. 58-68.
46. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Г. Зайнышев. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
47. Капралова, Р.М. Влияние семейных отношений на волевое развитие подростка: Автореф. дис. ... канд. пед. наук (по психологии) / Р. М. Капралова. - М., 1967.
48. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя / В. П. Кащенко. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 1994.
49. Корхонен, Т.В. Социальная работав кризисных ситуациях: учебно-методическое пособие / Т.В. Корхонен. - Барнаул, 2005. - 52 с.
50. Костюнина, М. Из опыта работы педагога-психолога школыинтерната с социальными сиротами // Воспитание школьников. 2003. - № 6. - С.44-46.
51. Кон, И.С. Ребенок и общество / И. С. Кон. — М.: Наука, 1988. - 336 с.
52. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. — Новосибирск: Наука,1990. - 220 с.
53. Кочетов, А. И. Работа с трудными детьми. [Текст]: кн. для учителя / А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская. - М.: Просвещение 1986. - 160 с.
54. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. - 112 с.
55. Леонтьева, М.С. Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот [Текст] / М.С. Леонтьева // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2013. - №3-2. - С. 149-160.
56. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса [Текст] : Педагогические сочинения в 8 т. / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1983. - Том 1. - 385 с.
57. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения [Текст] : в 8 т. / А. С. Макаренко ; редкол. М. И. Кондаков и др. ; Акад. пед. наук СССР. - Москва :Педагогика, 1983 - 1986. - 22 с.
58. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособие для студентов [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2008. - 205 с.
59. Митяев, Л. Детская деревня SOS - новая форма детского дома семейного типа //Социальная педагогика.2003. - №3. - С.88-93.
60. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие для студ. спец. учеб. заведений / Р. В. Овчарова - М.: Сфера, 2001.
61. Овчарова, Р. В.Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. - М.: Сфера, 2002. - 480 с.
62. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М., 2003.
63. Платонова Н. Инновации в социальной работе / Н. Платонова, М. Платонов. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 256с.
64. Пименова, О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте// Воспитание школьников. 2003. - № 4. - С. 29-32.
65. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: Учеб. пособие / Под ред. А. Б. Фоминой. - М., 2003.
66. Слободчиков, В. И. Психология человека: Учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995.
67. Сухов А.Н. Основы психосоциальной работы с населением / А.Н. Сухов. - М.: Учебное пособие, 2012. - 100 с. Социальная политика/ Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2003. - С. 144-149.
68. Степанова Е., Федонина Н. От депривации - к социализации: Проблема социализации детей как основная проблема образовательных учреждений интернатного типа//Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов. - М.: ВЛАДОС,2003. - С.174-177.
69. Ушатиков, А.И. Семейные конфликты и их выявление на волевое развитие детей: Автореф. дис. ...канд. психол. наук / А. И. Ушатиков. - Л., 1970.
70. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов, Е.Г.Студенова. - М.: Академический Проект, 2009. - 513 с.
71. Фидипович, Д., Сиволобова, Н., Самсонова, Т. Что надо знать социальному педагогу о правах выпускника интерната// Социальная педагогика.2003. - №1. - С.113-118.
72. Халанская, В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы / В. Халанская, М. Ситникова ; учебное пособие.-М.: Белгород, 2009. - 222 с. Холостова, Е.И. Социальная работа. - М., 2004.
73. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2002. - 608 с.
74. Чакрян, Т.К. Педагогическая поддержка в образовательной практике [Текст] / Т.К. Чакрян // Материалы XII научно-технической конф. «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». - Ставрополь, 2008. - 2 т. Общественные науки. - С. 117-122.
75. Чуев, А. Укрепление семьи возможно только на основе возрождения традиционных ценностей// Социальная педагогика. 2003. - № 4.-С. 6-8.
76. Ярославцева, Н.В. Система мер по оптимальному жизнеустройству детей//Работник социальной службы.2003. - №2. - С.25-28.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ