Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Работа №71060

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
479
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РИСКОВ В 9 НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
1.1. Неполная семья: понятие, типология, проблемы 9
1.2. Факторы риска в неполной семье 21
2. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ 32 РИСКОВ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
2.1. Методы психосоциальной профилактики рисков в неполной 32 семье
2.2. Диагностика проблем и факторов риска в неполной семье (на 47 примере МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района»)
2.3. Социальный проект «Психосоциальная профилактика рисков в 59
неполной семье»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 87

Актуальность темы диссертационного исследования. Масштабные социокультурные трансформации конца XX - начала XXI вв. в значительной степени затронули жизнедеятельность российской семьи, что отразилось на изменении ее функционального содержания и формы. В общем числе семей широкое распространение получил тип неполной семьи, состоящей из одного родителя и ребенка (детей) [19].
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последние десятилетия в мире четко наметилась тенденция роста количества неполных семей, что является серьезным осложнением для полной реализации механизмов процесса социализации ребенка. В связи с этим, воспитание детей в неполной семье приобретает специфические особенности, выражающиеся в недостаточности внутрисемейного влияния, односторонней направленности воспитательного воздействия, неудачном преодолении семейного конфликта, отсутствии равновесия в родительских чувствах и выборе методов воспитания, а также возможности развития у ребенка комплекса неполноценности и отклонений в поведении.
Условия организации жизнедеятельности неполной семьи отягчаются рядом факторов риска, которые оказывают негативное воздействие на ситуацию в семье. Типичными проблемами неполной семьи являются: социальная изоляция, вынужденная смена места жительства, трудности одиноких родителей в профессиональной деятельности, социальная дискриминация, бедность, ответственность за выполнение всех семейных функций в одном лице, неготовность к преодолению кризиса, проблемы организации воспитания и присмотра детей, отсутствие социальной и психологической поддержки, ограниченность в получении достойных шансов и перспектив для построения будущего [34]. Все это способствует появлению всевозможных рисков преимущественно психосоциального характера.
С целью недопущения развития неблагополучия неполной семьи, специалистам в своей работе необходимо делать упор на профилактику рисков, которые могут оказать негативное воздействие на жизнедеятельность семьи. Профилактика и решение имеющихся психологических и социальных проблем неполной семьи представляет собой психосоциальную профилактику рисков.
Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты жизни неполной семьи, особенности воспитания и развития детей, вопросы их психического здоровья рассматриваются в ряде работ отечественных психологов, социологов и педагогов (Е.П. Арнаутова, А.В. Василенко, Е.А. Дементьева, С.В. Зеленчукова, Е.А. Колесниченко, З. Рублевская, В.М. Целуйко и др.). В этих и других исследованиях отмечается, что проблемы современной неполной семьи во многом обусловлены изменениями в перераспределении и соотношении семейных функций, объективной утратой некоторых из них, что является факторами риска.
Рассматривая риски, воздействующие на неполную семью, акцентируя при этом наибольшее внимание на социально-психологических проблемах, имеющих место в семье такого типа, мы обратились к трудам С.В. Агулиной, Л.С. Алексеевой, И.С. Буянова, М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева, Ю.А. Роговой и др.
Раскрыть сущность психосоциальной профилактики рисков в неполной семье, а также ее принципы и методы нам помогли работы М.М. Бафаева, А.И. Донцова, И.В. Дубровиной, Г.Л. Исуриной, А.А. Новиковой, Ю.А. Русаковой, Н.А. Соболевой, Л.Ф. Чупрова, А.С. Щукина и др.
Обоснование актуальности темы диссертационного исследования и оценка степени ее научной разработанности дают основания для констатации проблемной ситуации, которая заключается в противоречии между прогрессирующим кризисом института семьи, увеличением количества неполных семей, воздействию на них различных рисков, и несовершенной системой психосоциальной работы по профилактике воздействия этих рисков на функционирование неполных семей.
Объектом диссертационного исследования выступают риски в неполной семье.
Предмет исследования - специфика психосоциальной профилактики рисков в неполной семье.
Целью исследования является выявление особенностей
психосоциальной профилактики рисков в неполной семье и разработка рекомендаций по совершенствованию психосоциальной профилактики рисков в неполной семье.
Задачи данной работы:
раскрыть теоретические основы изучения рисков в неполной семье;
изучить методы и особенности психосоциальной профилактики рисков в неполной семье;
провести диагностику проблем и факторов риска в неполной семье и разработать социальный проект «Психосоциальная профилактика рисков в неполной семье».
Гипотеза диссертационного исследования. Психосоциальная
профилактика рисков в неполной семье будет успешной при условии выявления факторов риска, оказывающих влияние на семью, и применения адекватных методов, направленных на их минимизацию.
Теоретико-методологические основы исследования строятся на применении системного подхода, позволяющего рассматривать семью как устойчивую саморегулирующуюся систему с набором определенных функций/дисфункций.
Общая логика исследования опирается на идеи:
- междисциплинарного характера риска и основных направлений его изучения, у истоков которых стояли У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман, М. Дуглас, О.Н. Яницкий и др.;
- социологии семьи и проблем ее выживания в условиях
реформируемого общества (А.И. Антонов, Н.М. Римашевская и др.);
- психологии принятия решений в неопределенной ситуации
(Т.В. Корнилова, В.Г. Булыгина, О.К. Тихомиров), неадаптивной активности личности (В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе); смыслополагания в ситуации неопределенности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, О.И. Генисаретский, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь), переживаний (Ф.Е. Василюк).
Методы исследования. В процессе работы над исследованием были использованы следующие методы:
- теоретические методы исследования: обобщение литературы и теоретический анализ документов по изучаемой проблеме исследования;
- социологические методы сбора информации: массовый анкетный опрос неполных семей, экспертный опрос специалистов МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района»;
- статистические методы обработки результатов исследования: метод составления специальных таблиц, графиков и диаграмм, пакет программ Microsoft Office Excel.
Эмпирической базой исследования послужили материалы, собранные автором во время прохождения преддипломной практики на базе МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района».
Информационную базу исследования составили официальные документы, статистические источники, результаты собственного прикладного социологического исследования «Диагностика проблем и факторов риска в неполной семье», проведенного в ходе производственной практики на базе МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района».
Научная новизна исследования заключается в разработке социального проекта, целью которого является создание оптимальных условий для развития и адаптации детей в условиях неполной семьи, оказание помощи одиноким родителям в решении проблем воспитания, коррекции взаимоотношений в семье посредством использования соответствующих методов психосоциальной профилактики, направленных на минимизацию воздействия факторов риска.
На защиту выносится следующее положение: реализация социального проекта, направленного на создание оптимальных условий для развития и адаптации детей в условиях неполной семьи, оказание помощи одиноким родителям в решении проблем воспитания, коррекции взаимоотношений в семье посредством использования соответствующих методов психосоциальной профилактики, будет способствовать минимизации воздействия негативных факторов риска на неполную семью.
Научно-практическая значимость исследования заключается в уточнении понятия риска в неполной семье, определении видов и факторов, обусловливающих риски в неполной семье; обосновано внедрение социального проекта, реализация которого будет способствовать минимизации воздействия негативных факторов риска на неполную семью.
Материалы исследования могут найти применение в преподавании дисциплин бакалавриата и магистратуры по направлению Социальная работа, а также в различных формах подготовки и переподготовки кадров социальных работников, государственных и муниципальных служащих.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях, представленных на Международных научно-практических конференциях по социальной работе. Исследование проведено на базе МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района». Работа прошла апробацию в ходе научно-исследовательской практики, представлен акт о внедрении результатов исследования.
Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы включает наименований. Общий объем диссертации - страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На протяжении тысячелетий семья была одним из основных институтов общества, первой ступенью социализации. В конце XX века в массовом масштабе появились семьи, испытывающие затруднения в процессе социализации несовершеннолетних. К таким относятся неполные семьи (состоящие из одного родителя с детьми). Появлению таких семей способствовал политический, социально-экономический и идеологический кризис, возникший в нашей стране.
Неполная семья характеризуется деформацией родительского и супружеского аспектов отношений, нарушением внутренней структуры, в силу этого в ней нарушается полноценное воспитание, развитие и социализация детей, происходит перераспределение основных семейных функций.
Рассмотрев особенности неполной семьи, мы выяснили, что она, как и полная, характеризуется совокупностью нравственных, духовных и психологических установок, общностью формирования и удовлетворения биологических и социально-экономических потребностей, индивидуальными внутренними отношениями, а также выполняет основные семейные функции.
Проблемы современной неполной семьи определяются особенностями, присущими каждой конкретной семье, во многом обусловлены изменениями в соотношении тех или иных функций и их перегруппировкой.
Анализ проблем неполной семьи позволил увидеть те риски, которым она подвержена в большей степени. Среди них риски преимущественно психосоциального характера:
- нарушение социализации детей;
- социальная изоляция;
- психосоциальная дезадаптация детей;
- асоциальное поведение, как детей, так и взрослых;
- психические расстройства детей и родителей;
- неполноценность;
- безнадзорность детей;
- социальное сиротство;
- материнская (отцовская) депривация;
- алкогольная и наркотическая зависимость и др.
С целью недопущения развития вышеперечисленных рисков приоритетным направлением в деятельности специалистов по социальной работе в различных социальных учреждениях, а также в государственной семейной политике в целом, будет психосоциальная профилактика, которая должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных на предотвращение возможных проблем и в то же время на достижение желаемого результата. Психосоциальная профилактика должна строиться после изучения социального окружения неполной семьи, а также тщательного проведения диагностики ее проблем.
Анализ результатов проведенного нами исследования «Диагностика проблем и факторов риска в неполной семье» показал необходимость разработки комплекса мер по совершенствованию деятельности МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района», направленных на минимизацию воздействия негативных факторов риска. Главным направлением работы стал социальный проект «Психосоциальная профилактика рисков в неполной семье».
Одним из эффективных направлений деятельности по проекту будет проведение информационно-разъяснительных лекций и консультаций для родителей из неполных семей по вопросам воспитания, развития и образования детей. Результат данного мероприятия предполагает повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей, предупреждение конфликтов в семье, повышение моральной ответственности родителей, развитие воспитательного потенциала неполной семьи, оказание психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей, подверженных стрессам в связи с потерей родителя.
Следующим направлением деятельности данного социального проекта выступает организация тренинга эффективного взаимодействия родителей и детей с целью психосоциальной профилактики таких рисков как социальная изоляция и социальное сиротство. В результате проведения этого тренинга предполагается формирование навыков сотрудничества родителя и ребенка на основе развития доверительных отношений в неполной семье, снижение эмоциональных и психологических проблем детей и родителей из неполной семьи.
Результатом проведения тренинга по психосоциальной профилактике асоциального поведения детей будет гармонизация детско-родительских отношений, уменьшение конфликтности, формирование у ребенка ответственности за свои поступки.
Психосоциальная профилактика такого риска как дезадаптация детей в новых изменившихся условиях семьи подразумевает организацию следующего тренинга, который будет способствовать развитию социальной устойчивости и адаптивных возможностей ребенка, созданию условий для процесса социализации.
Завершать наш социальный проект будет тренинг по психосоциальной профилактике детской безнадзорности, предполагающий вовлечение детей в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, выработка эффективных навыков самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.
Реализация данного социального проекта для МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района» при целесообразном внедрении может, на наш взгляд, способствовать совершенствованию психосоциальной профилактики рисков в неполной семье.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.С. Абрамова. - Москва: Академия, 1997. - 75 с.
2. Азаров, Ю.П. Психология семейного воспитания / Ю.П. Азаров. - Москва: Просвещение, 1989. - 246 с.
3. Акбарова, Л.Ф. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе / Л.Ф. Акбарова. - Уфа: ВЭГУ, 2011. - 19 с.
4. Алексеева, Л.С. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи: научно-методическое пособие / Л.С. Алексеева, В.Ю. Меновщиков. - Москва: НИИ семьи и воспитания, 1998. - 112 с.
5. Алексеева, Л.С. Семья и социальные
риски / Л.С. Алексеева // Отечественный журнал социальной работы. - 2010. - № 2. - 21 с.
6. Анзорг, Л. Дети и семейный конфликт / Л. Анзорг. - Москва: Просвещение, 1988. - 144 с.
7. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - Москва: изд-во МГУ, 2006. - 67 с.
8. Арнаутова, Е.П. Воспитание ребенка в неполной семье /
Е.П. Арнаутова // Психология и семья. - 2015. - № 12. - 8 с.
9. Барабохина, В.А. Персонифицированная педагогическая поддержка социализации младших школьников из неполных семей: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Барабохина В.А. - Великий Новгород, 2013. - 190 с.
10. Басова, Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие / Н.Ф. Басова. - Москва: КНОРУС, 2012. - 528 с.
11. Бафаев, М.М. Психологическое просвещение в системе психологического обеспечения населения / М.М. Бафаев, Л.Ф. Чупров // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2014. - № 2. - 24 с.
12. Башкирова, Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи / Н. Башкирова. - Санкт-Петербург: Наука и Техника, 2007. - 272 с.
13. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - Москва: Просвещение, 1994. - 214 с.
14. Беличева, С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников: учебное пособие / С.А. Беличева.
- Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 336 с.
15. Бодалева, А.А. В мире подростка: учеб.-метод. пособие /
А.А. Бодалева. - Москва: Политерра, 1980. - 35 с.
16. Бойко, В.В. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России / В.В. Бойко, О.И. Копытенкова, К.М. Оганян. - Санкт- Петербург: Сударыня, 1999. - 242 с.
17. Буртник, С. Помощь семье и детям / С. Буртник,
Н. Богдасарова // Социальная работа. - 2012. - № 2. - 14 с.
18. Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии / М.И. Буянов. - Москва: Просвещение, 1986. - 208 с.
19. Буянова, И.С. Социокультурная адаптация женщины из неполной семьи в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Буянова И.С. - Ставрополь, 2006. - 175 с.
20. Влияние неполной семьи на становление личности [Электронный ресурс] - http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov id=96&id=253550
21. Воронцов, Д.Б. Социальные риски, влияющие на современную семью / Д.Б. Воронцов, А.В. Воронцова // Личность, семья и общество. - 2014. - № 5.
- 216 с.
22. Воронцова, Г.Г. Организационно-педагогические условия
взаимодействия социального работника с родителями и детьми из неполной семьи: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Воронцова Г.Г. - Санкт- Петербург, 2002. - 178 с.
23. Галагузова, М.А. Методика и технологии работы социального педагога / М.А.Галагузова, Л.В.Мардахаев. - Москва: Просвещение, 2008. - 116 с.
24. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов вузов / М.А. Галагузова. - Москва: ВЛАДОС, 2003. - 416 с.
25. Гурко, Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях / Т.А. Гурко // Социологические исследования. - 1997. - № 1. - 74 с.
26. Гурко, Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства / Т.А. Гурко // Социс. - 2015. - № 3. - 97 с.
27. Дармодехин, С.В. Государственная семейная политика: проблемы теории и практики / С.В. Дармодехин. - Москва: НИИ семьи и воспитания, 1998. - 380 с.
28. Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. - 2012. - № 11. - 108 с.
29. Донцов, А.И. Базовые формы и технологии психосоциальной работы в качестве комплексного условия обеспечения безопасности образовательной среды / А.И. Донцов, Д.А. Донцов, М.В. Донцова // NovaInfo. - 2011. - № 3. - 13 с.
30. Дубровина, И.В. Психологическое просвещение. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики / И.В. Дубровина. - Москва: Педагогика, 1991. - 138 с.
31. Дудкин, А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие / А.С. Дудкин. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011. - 186 с.
32. Евсеенкова, Ю.В. Система отношений в диаде «Отец-ребенок» как фактор развития личности / Ю.В. Евсеенкова // Семейная психология и семейная терапия. - 2014.- № 4. - 46 с.
33. Жумабаева, А.Б. Психологическая диагностика и коррекция конфликтного общения в семье / А.Б. Жумабаева. - М.: Просвещение, 2008. - 104 с.
34. Зеленчукова, С.В. Социально-педагогические условия воспитания подростков из неполных семей: на примере России и Германии: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Зеленчукова С.В. - Барнаул, 2002. - 241 с.
35. Зубков, В.И. Проблемное поле социологической теории риска / В.И. Зубков. - Москва: Просвещение, 2001. - 128 с.
36. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - Москва: Академия, 2008. - 229 с.
37. Иванникова, Е.Д. Социологическая интерпретация понятия
«социальный риск» / Е. Д. Иванникова // Вестник Ставропольского
государственного университета. - 2013. - № 52. - 195 с.
38. Истомина, Е.А. К вопросу о классификации социальных рисков / Е.А. Истомина // Вопросы управления. - 2012. - № 3. - 84 с.
39. Исурина, Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений / Г.Л. Исурина. - Москва: Медицина. - 1990. - 223 с.
40. Кирикова, М.И. Повышение воспитательного потенциала неполной семьи в условиях Центра социальной помощи семье и детям: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Кирикова М.И. - Москва, 2009. - 213 с.
41. Колесниченко, Е.А. Психологические проблемы современной российской семьи / В 3 ч., Ч. 2. Социально-психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье / Е.А. Колесниченко. - Москва: Астрель, 2005. - 360 с.
42. Колесниченко, Е.А. Социально-психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье / Е.А. Колесниченко // Социальная работа. - 2005. - № 3. - 16 с.
43. Косенкова, Т.В. Технологии профилактики семейного неблагополучия / Т.В. Косенкова, С.Н. Кузьменкова. - Москва: Наука, 2010. - 25 с.
44. Кулаков, С.А. На приеме у психолога - подросток: пособие для практических психологов / С.А. Кулаков. - Санкт-Петербург: Союз, 2001. - 72 с.
45. Липенская, А.В. Неполная отцовская семья: перспективы социальной
поддержки / А.В. Липенская, Н.Н. Подпоринова // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VIII Международ. науч.-практ. конф. / под ред. О.А. Волковой, Е.И.
Мозговой, Д.А. Кулабухова. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. - Москва: Издательство «Перо», 2016. - С. 262 - 264.
46. Липенская, А.В. Профилактика социальных рисков неполной семьи / А.В. Липенская, Н.Н. Подпоринова // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VII Международ. науч.-практ. конф. / под ред. О.А. Волковой, Е.И. Мозговой. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. - С. 274-276.
47. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. - Москва: Изд-во МГСУ, 2002. - 256 с.
48. Неполные семьи: факторы риска и возможности [Электронный ресурс] - http://www.webpsyholog.ru/webins-28-2.html
49. Новикова, А.А. Психологическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях образовательного учреждения / А.А. Новикова // Молодой ученый. - 2009. - № 5. - 198 с.
50. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - Москва: Русский язык, 1984. - 797 с.
51. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульгина, И.Ф. Дементьева. - Москва: Академия, 2002. - 256 с.
52. Петрова, Т.И. Особенности организации воспитательной работы учителя начальных классов со школьниками из неполных семей: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Петрова Т.И. - Москва, 2002. - 211 с.
53. Писчий, Н. Предупреждение социального сиротства, профилактика безнадзорности и правонарушений подростков / Н. Писчий // Социальная работа. - 2014. - № 2. - 46 с.
54. Профилактическая психосоциальная работа [Электронный ресурс] - http://www.npnd.ru/articles/detail.php?ID=1659
55. Психообразование [Электронный ресурс] - http://psy-
clinic.ru/psihoobrazovanie
56. Психосоциальная поддержка семей «группы риска» как условие предупреждение семейного неблагополучия и семейного насилия [Электронный ресурс] - http://festival.1september.ru/articles/608297/
57. Психосоциальная профилактика и психообразование в социальной
работе [Электронный ресурс] -
http://studme.org/18060203/psihologiya/psihosotsialnaya_profilaktika_psihoobrazov anie_sotsialnoy_rabote#499
58. Рогова, Ю.А. Семьи «группы риска» как социальная и психолого-педагогическая проблема / Ю.А. Рогова, С.В. Агулина // Сборник научных трудов Ставропольского государственного университета. - Ставрополь, 2013. - № 5. - 6 с.
59. Рубан, М.Л. Неполная семья как субъект конструктивного
взаимодействия с социальным педагогом школы в условиях северного региона [Электронный ресурс] / М.Л. Рубан. -
http://festival.1 september.ru/articles/313041/
60. Рублевская, З. Неполная семья, проблемы неполной семьи / З. Рублевская // Семейный журнал. - 2014. - № 7. - 20 с.
61. Русакова, Ю.А. Особенности социальной работы с неполными семьями / Ю.А. Русакова // Сборник научных трудов Пензенского государственного университета. - Пенза, 2013. - № 2. - 32 с.
62. Савинов, Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учебное пособие / Л.И. Савинов, Е.В. Кузнецова. - Москва: Дашков и Ко, 2006. - 216 с.
63. Сафронова, М.В. Методика оценки риска семейного неблагополучия: методическое пособие / М.В. Сафронова, Л.А. Осьмук. - Новосибирск, 2011. - 7 с.
64. Сергеева, А.С. Особенности поведенческой сферы младших школьников в неполных семьях после развода / А.С. Сергеева. - Москва: Просвещение, 2004. - 74 с.
65. Синельников, А.Б. Проблемы неполных семей в современной России: материалы междунар. науч.-практ. конф. «Семья в процессе развития» / А.Б. Синельников. - Москва: НИИ семьи и воспитания РАН, 1994. - 134 с.
66. Сморгунова, Н.Ф. Предупреждение беспризорности среди детей и
подростков России (20-90-е г.г.20 в.): автореф. дис... канд. пед. наук /
Сморгунова Н.Ф. - Москва: НИИ семьи и воспитания, 1998. - 56 с.
67. Соболева, Н.А. Содержание и методика психосоциальной работы в учреждениях здравоохранения / Н.А. Соболева // Сборник научных трудов Ростовского государственного университета. - Ростов, 2013. - № 8. - 56 с.
68. Социальная поддержка неполной отцовской семьи [Электронный ресурс] - http://geolike.ru/page/gl 7215.htm
69. Технологии социальной работы с неполной семьей [Электронный ресурс] - http: //geolike.ru/page/gl 7370.htm
70. Тольц, М.С. Рождаемость и трансформация семьи в современной России / М.С. Тольц, О.И. Антонова, Е.М. Андреев // Вопросы статистики. - 2013. - № 7. - 51 с.
71. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - Москва: Академия, 2002. - 74 с.
72. Халанская, В.А. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: учебно-методическое пособие / В.А. Халанская, М.А. Ситникова. - Белгород: изд-во БелГУ, 2009. - 151 с.
73. Хаматова, О.Х. Особенности поведенческой сферы младших школьников в неполных семьях после развода / О.Х. Хаматова. - Москва: Просвещение, 2003. - 211 с.
74. Целуйко, В.М. Неполная семья: психологические и социально-правовые особенности; формы и методы психологической и социальной работы: учебное пособие для студентов и слушателей факультетов психологии, социальной работы и социальной педагогики / В.М. Целуйко, А.В. Василенко, Е.А. Дементьева. - Волгоград: Изд-во Волгоградского университета, 1999. - 362 с.
75. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с.
76. Целуйко, В.М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - Москва: ВЛАДОС, 2006. - 287 с.
77. Чупров, В.И. Молодежь в обществе риска: учебное пособие / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, К.М. Уильямс. - Москва: Наука, 2001. - 302 с.
78. Чупров, Л.Ф. Принцип «Primum non nocere» в психологическом и санитарном просвещении и Интернет / Л.Ф. Чупров, А.С. Щукин // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2013. - № 2. - 161 с.
79. Чупров, Л.Ф. Актуальные задачи психологического просвещения / Л.Ф. Чупров // Психология XXI столетия. - 2014. - № 3. - 54 с.
80. Чупров, Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: основы теории и методика / Л.Ф. Чупров. - Москва: OIM.RU, 2003. - 17 с.
81. Шмидт, В. Пробелы в исполнении родительских функций: повод для помощи или наказания? [Электронный ресурс] / В. Шмидт. - http: //www.regnum.ru/news/1045617.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ