ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ТОК-ШОУ: ЖАНР, СТРУКТУРА, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ «ПРЯМОЙ ЭФИР» С БОРИСОМ КОРЧЕВНИКОВЫМ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТОК-ШОУ НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ
ТЕЛЕВИДЕНИИ 9
1.1. Типологическая характеристика телевизионного ток-шоу 9
1.2. Жанрообразующие черты современного телевизионного ток-шоу . ... 16
1.3. Проблемы развития современного телевизионного ток-шоу 22
Выводы к Главе I 27
ГЛАВА II. ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ТОК-ШОУ «ПРЯМОЙ ЭФИР» С
БОРИСОМ КОРЧЕВНИКОВЫМ 29
2.1. Тематический анализ ток-шоу «Прямой эфир» 29
2.2. Структурная характеристика ток-шоу «Прямой эфир» 35
2.3. Стратегия ток-шоу «Прямой эфир» 41
Выводы к главе II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ТОК-ШОУ НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ
ТЕЛЕВИДЕНИИ 9
1.1. Типологическая характеристика телевизионного ток-шоу 9
1.2. Жанрообразующие черты современного телевизионного ток-шоу . ... 16
1.3. Проблемы развития современного телевизионного ток-шоу 22
Выводы к Главе I 27
ГЛАВА II. ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ТОК-ШОУ «ПРЯМОЙ ЭФИР» С
БОРИСОМ КОРЧЕВНИКОВЫМ 29
2.1. Тематический анализ ток-шоу «Прямой эфир» 29
2.2. Структурная характеристика ток-шоу «Прямой эфир» 35
2.3. Стратегия ток-шоу «Прямой эфир» 41
Выводы к главе II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Современное российской телевидение переживает на сегодняшний день своего рода контентный кризис: в связи с тотальной коммерциализацией телевизионной индустрии все реже на телеэкранах появляются оригинальные программы, которые уступили место франшизам и заимствованиям. Данные заимствования касаются не только форматов телепрограмм, но и их жанровых характеристик. Так, одним из популярных жанров на сегодняшнем телевидении выступает диалогический жанр - ток-шоу. Российские журналисты взяли за основу опыт американских коллег, и теперь в нашей стране ток-шоу (в переводе с английского - «разговорное зрелище») является самым популярным и востребованным жанром. Крупные телеканалы имеют свои ток-шоу, которые различаются по направленности, обсуждаемым темам и целевой аудиторией.
В нашей стране жанр ток-шоу завоевал популярность в 1960-е гг. и до сих пор стремительно развивается. Об этом свидетельствует большое количество телепередач данного жанра: «Поединок» с Владимиром
Соловьевым, «Время покажет», «Жди меня», «Мужское/Женское», «Пусть говорят», «Прямой эфир», «Право голоса» и т.д. Зачастую в студии таких передач обсуждаются социальные проблемы, а также личная жизнь участников, их поступки, дается оценка экспертов: психологов, врачей, адвокатов, депутатов.
Однако стоит отметить, что, выступая, изначально аналитическим жанром, сегодня ток-шоу все чаще предстает современному телезрителю как развлекательная программа. Исследование стратегии современного ток-шоу, анализ его структуры и тематических предпочтений дает понимание этой проблемы и опосредует актуальность данного исследования.
Цель дипломной работы - исследовать и охарактеризовать жанр
телевизионного ток-шоу, изучить типологическую характеристику, жанровое и тематическое своеобразие, его структуру и тенденции развития.
Поставленная цель предопределила следующие задачи:
1) определить место жанра ток-шоу в системе телевизионных жанров;
2) дать типологическую характеристику телевизионного ток-шоу;
3) выявить жанрообразующие черты ток-шоу;
4) определить его специфические особенности в рамках отечественного коммерческого телевидения;
5) выявить проблемы развития современного телевизионного ток- шоу.
6) изучить стратегию жанра на примере ток-шоу «Прямой эфир»;
7) на основе анализа названной телевизионной передачи выявить структуру и тематику данного ток-шоу.
Объект исследования - телевизионное ток-шоу, рассматриваемое с точки зрения своих характеристик.
Предмет исследования - жанровые особенности ток-шоу, его принципы, приемы, а также структурно-тематическое своеобразие и тенденции развития.
Теоретическая база дипломного исследования строится на основе разноаспектных научных работ. Мы опирались на труды следующих исследователей:
- Л. Е. Кройчика «Система журналистских жанров. Основы творческой деятельности журналиста» и А. А. Тертычного «У беседы свое лицо. Беседа - метод и жанр», где даётся определение жанру как таковому, изучаются его составляющие и категории;
- Я. Н. Засурского «Система средств массовой информации России» и Милана Крума «Феномен ток-шоу: лекарство или яд для души?», где авторы дают определение понятию ток-шоу и присущим ему качествам;
- Н. В. Вакуровой и Л. И. Московкина «Типология жанров современной экранной продукции», где дается представление о жанровой структуре и типологии, а также говорится о стилях, направлениях и жанровых разновидностях;
- Г. В. Кузнецова «ТВ-журналистика: критерии профессионализма», где автор говорит о качествах профессионального журналиста, которые влияют на построение программы, умение правильно вести диалог;
- С. А. Муратова «Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром», где пишет об особенностях диалогических, «разговорных» жанров телевидения, также рассматривает психологические, эстетические и этические проблемы, возникающие при общении тележурналиста со своим героем.
Эмпирическую базу исследования составили выпуски ток-шоу «Прямой эфир», рассматриваемые в работе с позиции организационной структуры, типологических характеристик и стратегии его организации.
Хронологические рамки исследования охватывают период с октября 2015 года по настоящее время. Мы целенаправленно взяли во внимание последние выпуски ток-шоу «Прямой эфир» для того, чтобы изучить состояние этого жанра в современный период.
Гипотеза дипломного исследования заключается в том, что в настоящее время наметилась серьезная конкуренция среди телеканалов за интерес аудитории. Отсюда следует проблема наполняемости телепередач, так как этот аспект выступает в прямой зависимости от времени телесмотрения: аудитория жаждет «хлеба и зрелищ», отсюда - освещение скандальных историй о жизни звезд шоу-бизнеса, эстрады и известных личностей. Данные тенденции на современном телевидении наглядно реализуют актуальную на сегодняшний день в нашей стране коммерческую модель телевизионного вещания. Передачи в жанре ток-шоу во многом отвечают концепции современного коммерческого телевидения. Ток-шоу за счет своей диалогичности, предоставляют возможность отобразить проблему с разных сторон, обеспечивая интерес зрителей. Но, так как жанр ток-шоу является аналитическим, поднимается вопрос результативности таких передач. Стратегия современного ток-шоу, как показывает наблюдение, направлена по большей части на реализацию развлекательной функции современного телевидения, отсюда налицо подмена содержания: ток-шоу на коммерческом телевидении, используя механизмы, применяемые традиционно в программах аналитических жанров, представляет современному зрителю исключительно развлекательный продукт. Наглядным примером подобной практики может служить анализ программной стратегии современного ток-шоу, реализуемый через тематический и структурный анализ передачи.
Анализ научной литературы доказывает неполную научную разработанность темы, так как до настоящего времени исследователями журналистики не изучены тенденции развития современного ток-шоу как модели коммерческого телевидения, а также реализация развлекательной, а не аналитической функции жанра ток-шоу, что ставит под сомнение результативность данных передач.
Новизна исследования состоит в том, что в работе предпринята попытка обосновать тот факт, что современное телевизионное ток-шоу не выполняет свои функции, т.е. будучи аналитическим жанром, не приносит результативности и не отвечает требованиям эффективности. Обсуждение в студии какой-либо проблемы только имеют внешние признаки аналитической программы. За этими признаками на первом месте стоит рекреативная функция, т.е. главная задача современных ток-шоу - заполнить свободное время телезрителей, снять напряжение, обеспечить эмоциональную разрядку.
Жанр ток-шоу на первых ступенях своего развития имел идеологическую (социально-ориентирующую) функцию, которая связана в первую очередь со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов. Для того чтобы прийти к выводу о том, что жанр ток-шоу имеет проблемы развития за счет неисполнения критериев, был изучен теоретический материал, а также эмпирическая база.
Методы исследования, использованные в работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом исследования и включают в себя:
- структурно-функциональный метод - при характеристике системы жанров;
- метод мониторинга, примененный при отборе эмпирического материала исследования;
- качественный анализ контента был направлен на уточнение и интерпретацию содержания сюжетов, отобранных для анализа;
- метод анализа источников, обработка эмпирических данных - при изучении эмпирической базы;
- метод типологизации - при классификации жанров;
- реферативно-аналитический, индуктивно-дедуктивный и
сравнительный методы - для систематизации теоретического материала.
Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы с целью проведения дальнейших исследований в области изучения современного телевизионного вещания, что актуализирует теоретическую значимость проведенной работы. Результаты данного исследования могут также быть применены в качестве методического материала в преподавании курсов по телевизионной журналистике. Практическая ценность работы состоит в том, что в данном исследовании систематизируются и теоретически обосновываются проблемы и тенденции развития современного телевизионного ток-шоу, которые могут применяться в практике вещания современных телеканалов.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи, дается обзор литературы по теме.
В первой главе - «Ток-шоу на современном российском
телевидении» - дается общая характеристика жанра ток-шоу, также
выделяются его виды, и дается определение функций ток-шоу.
Во второй главе - «Телевизионное ток-шоу «прямой эфир» с Борисом Корчевниковым» - мы рассматривали особенности ток-шоу «Прямой эфир», а также производили его тематический анализ, выявили структуру и стратегию шоу.
В заключении мы подвели итоги и наметили перспективы исследования данной темы.
В нашей стране жанр ток-шоу завоевал популярность в 1960-е гг. и до сих пор стремительно развивается. Об этом свидетельствует большое количество телепередач данного жанра: «Поединок» с Владимиром
Соловьевым, «Время покажет», «Жди меня», «Мужское/Женское», «Пусть говорят», «Прямой эфир», «Право голоса» и т.д. Зачастую в студии таких передач обсуждаются социальные проблемы, а также личная жизнь участников, их поступки, дается оценка экспертов: психологов, врачей, адвокатов, депутатов.
Однако стоит отметить, что, выступая, изначально аналитическим жанром, сегодня ток-шоу все чаще предстает современному телезрителю как развлекательная программа. Исследование стратегии современного ток-шоу, анализ его структуры и тематических предпочтений дает понимание этой проблемы и опосредует актуальность данного исследования.
Цель дипломной работы - исследовать и охарактеризовать жанр
телевизионного ток-шоу, изучить типологическую характеристику, жанровое и тематическое своеобразие, его структуру и тенденции развития.
Поставленная цель предопределила следующие задачи:
1) определить место жанра ток-шоу в системе телевизионных жанров;
2) дать типологическую характеристику телевизионного ток-шоу;
3) выявить жанрообразующие черты ток-шоу;
4) определить его специфические особенности в рамках отечественного коммерческого телевидения;
5) выявить проблемы развития современного телевизионного ток- шоу.
6) изучить стратегию жанра на примере ток-шоу «Прямой эфир»;
7) на основе анализа названной телевизионной передачи выявить структуру и тематику данного ток-шоу.
Объект исследования - телевизионное ток-шоу, рассматриваемое с точки зрения своих характеристик.
Предмет исследования - жанровые особенности ток-шоу, его принципы, приемы, а также структурно-тематическое своеобразие и тенденции развития.
Теоретическая база дипломного исследования строится на основе разноаспектных научных работ. Мы опирались на труды следующих исследователей:
- Л. Е. Кройчика «Система журналистских жанров. Основы творческой деятельности журналиста» и А. А. Тертычного «У беседы свое лицо. Беседа - метод и жанр», где даётся определение жанру как таковому, изучаются его составляющие и категории;
- Я. Н. Засурского «Система средств массовой информации России» и Милана Крума «Феномен ток-шоу: лекарство или яд для души?», где авторы дают определение понятию ток-шоу и присущим ему качествам;
- Н. В. Вакуровой и Л. И. Московкина «Типология жанров современной экранной продукции», где дается представление о жанровой структуре и типологии, а также говорится о стилях, направлениях и жанровых разновидностях;
- Г. В. Кузнецова «ТВ-журналистика: критерии профессионализма», где автор говорит о качествах профессионального журналиста, которые влияют на построение программы, умение правильно вести диалог;
- С. А. Муратова «Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром», где пишет об особенностях диалогических, «разговорных» жанров телевидения, также рассматривает психологические, эстетические и этические проблемы, возникающие при общении тележурналиста со своим героем.
Эмпирическую базу исследования составили выпуски ток-шоу «Прямой эфир», рассматриваемые в работе с позиции организационной структуры, типологических характеристик и стратегии его организации.
Хронологические рамки исследования охватывают период с октября 2015 года по настоящее время. Мы целенаправленно взяли во внимание последние выпуски ток-шоу «Прямой эфир» для того, чтобы изучить состояние этого жанра в современный период.
Гипотеза дипломного исследования заключается в том, что в настоящее время наметилась серьезная конкуренция среди телеканалов за интерес аудитории. Отсюда следует проблема наполняемости телепередач, так как этот аспект выступает в прямой зависимости от времени телесмотрения: аудитория жаждет «хлеба и зрелищ», отсюда - освещение скандальных историй о жизни звезд шоу-бизнеса, эстрады и известных личностей. Данные тенденции на современном телевидении наглядно реализуют актуальную на сегодняшний день в нашей стране коммерческую модель телевизионного вещания. Передачи в жанре ток-шоу во многом отвечают концепции современного коммерческого телевидения. Ток-шоу за счет своей диалогичности, предоставляют возможность отобразить проблему с разных сторон, обеспечивая интерес зрителей. Но, так как жанр ток-шоу является аналитическим, поднимается вопрос результативности таких передач. Стратегия современного ток-шоу, как показывает наблюдение, направлена по большей части на реализацию развлекательной функции современного телевидения, отсюда налицо подмена содержания: ток-шоу на коммерческом телевидении, используя механизмы, применяемые традиционно в программах аналитических жанров, представляет современному зрителю исключительно развлекательный продукт. Наглядным примером подобной практики может служить анализ программной стратегии современного ток-шоу, реализуемый через тематический и структурный анализ передачи.
Анализ научной литературы доказывает неполную научную разработанность темы, так как до настоящего времени исследователями журналистики не изучены тенденции развития современного ток-шоу как модели коммерческого телевидения, а также реализация развлекательной, а не аналитической функции жанра ток-шоу, что ставит под сомнение результативность данных передач.
Новизна исследования состоит в том, что в работе предпринята попытка обосновать тот факт, что современное телевизионное ток-шоу не выполняет свои функции, т.е. будучи аналитическим жанром, не приносит результативности и не отвечает требованиям эффективности. Обсуждение в студии какой-либо проблемы только имеют внешние признаки аналитической программы. За этими признаками на первом месте стоит рекреативная функция, т.е. главная задача современных ток-шоу - заполнить свободное время телезрителей, снять напряжение, обеспечить эмоциональную разрядку.
Жанр ток-шоу на первых ступенях своего развития имел идеологическую (социально-ориентирующую) функцию, которая связана в первую очередь со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов. Для того чтобы прийти к выводу о том, что жанр ток-шоу имеет проблемы развития за счет неисполнения критериев, был изучен теоретический материал, а также эмпирическая база.
Методы исследования, использованные в работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом исследования и включают в себя:
- структурно-функциональный метод - при характеристике системы жанров;
- метод мониторинга, примененный при отборе эмпирического материала исследования;
- качественный анализ контента был направлен на уточнение и интерпретацию содержания сюжетов, отобранных для анализа;
- метод анализа источников, обработка эмпирических данных - при изучении эмпирической базы;
- метод типологизации - при классификации жанров;
- реферативно-аналитический, индуктивно-дедуктивный и
сравнительный методы - для систематизации теоретического материала.
Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы с целью проведения дальнейших исследований в области изучения современного телевизионного вещания, что актуализирует теоретическую значимость проведенной работы. Результаты данного исследования могут также быть применены в качестве методического материала в преподавании курсов по телевизионной журналистике. Практическая ценность работы состоит в том, что в данном исследовании систематизируются и теоретически обосновываются проблемы и тенденции развития современного телевизионного ток-шоу, которые могут применяться в практике вещания современных телеканалов.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи, дается обзор литературы по теме.
В первой главе - «Ток-шоу на современном российском
телевидении» - дается общая характеристика жанра ток-шоу, также
выделяются его виды, и дается определение функций ток-шоу.
Во второй главе - «Телевизионное ток-шоу «прямой эфир» с Борисом Корчевниковым» - мы рассматривали особенности ток-шоу «Прямой эфир», а также производили его тематический анализ, выявили структуру и стратегию шоу.
В заключении мы подвели итоги и наметили перспективы исследования данной темы.
На современном российском телевидении самым популярным является диалогический жанр ток-шоу, который был заимствован в 1960-е гг. с целью коммерциализации. С тех пор характер телепередач данного жанра изменился.
Современное телевизионное ток-шоу не выполняет свои функции, т.е. будучи аналитическим жанром, не приносит результативности и эффективности. Обсуждение в студии какой-либо проблемы только имеют внешние признаки аналитической программы. За этими признаками на первом месте стоит рекреативная функция, т.е. главная задача современных ток-шоу - заполнить свободное время телезрителей, снять напряжение, обеспечить эмоциональную разрядку.
Для того, чтобы разобраться в проблеме коммерциализации жанра ток- шоу и его развлекательности, мы исследовали тематику современного ток-шоу, его стратегии и структуру, а также разобрались в теоретическом обосновании жанра.
Задачи жанра в современных телевизионных ток-шоу реализуются не полностью, т.е. создание из обыденной темы всесторонне интересную программу с элементами интриги и привлечение внимания и формирование определенного отношения к обсуждаемой теме присутствуют в каждом выпуске любого современного развлекательного ток-шоу, а поиск пути решения проблемы, наоборот, отсутствуют.
Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровой разновидности. По тематике ток-шоу делятся на: политические, социальные, культурно-просветительские и бытовые.
Политические ток-шоу поднимают проблемы политических ситуаций в стране, обсуждают и анализируют введение законопроектов, эксперты дают свой прогноз развития тех или иных событий в стране. Социальные ток-шоу обсуждают общественные проблемы и поднимают вопросы о безработице, курении, наркомании и т.д. Предлагаются пути решения тех или иных социальных проблем. Культурно-просветительские рассматривают общее состояние культуры, искусства, а также обсуждают ситуации в сфере образования и просвещения. Бытовые ток-шоу затрагивают сферу житейских отношений. Здесь дают советы по обустройству быта, воспитанию детей.
Проблема коммерциализации объясняется стремлением к экономической выгоде, поэтому российские ток-шоу стали копировать признаки западных телепрограмм, к которым относятся легкость разговора, артистизм ведущего. Кроме этого, закупались форматы у зарубежных телекомпаний, что гарантировало снижение рисков, т.к. сама идея и эффективность купленного продукта были проверены, что гарантировало успех и прибыль. Для этого необходимо привлечение большого контингента аудитории. В итоге, на телевидении произошел функциональный сдвиг в развлечение. Это подтверждает анализ тематики ток-шоу.
Исследуемое нами ток-шоу «Прямой эфир» с Борисом Корчнвниковым является типичным представителем жанра современного ток-шоу. Данное ток- шоу относится к узкоспециализированным, т.к. тематика «Прямого эфира» направлена на обсуждение конфликтных историй: «звезды» шоу-бизнеса и эстрады, семейно-бытовые (интимные и проблемы «отцов и детей»), криминальные, ДНК, молодежи (подростки, «золотая» молодежь), темы, связанные с проблемами внешнего вида. Суть таких программ заключается не в поиске решений проблемы, а только в ее обсуждении. Таким образом, тематика исследуемого нами ток-шоу говорит о том, что оно является бытовым жанром, которое не касается социально-политических вопросов, и тех проблем, которые являются социально-значимыми.
Конфронтационная стратегия в подобных ток-шоу является первостепенной. Она делится на манипулирование (провокацию, прерывание собеседника, совет, уточнение, оценку проблемы, иллюстрирование, давление, просьбу) и речевую агрессию (возмущение, упреки). Второстепенная кооперативная стратегия (поддержка героя, привлечение внимания, обещание и т.д.), в свою очередь, проявляется в процессе общения ведущего с гостями, только с целью установки контакта.
В ток-шоу «Прямой эфир» провокатором речевого конфликта между участниками является ведущий Борис Корчевников. В сценарии определены все действия ведущего, обеспечивающие конфликтную ситуацию, а также содействовать вовлечению в конфликт других лиц, например, экспертов. Поэтому, чтобы ток-шоу привлекало телезрителей, необходима определенная коммуникативная установка, которая диктует выбор речевой стратегии.
Современное телевизионное ток-шоу не выполняет свои функции, т.е. будучи аналитическим жанром, не приносит результативности и эффективности. Обсуждение в студии какой-либо проблемы только имеют внешние признаки аналитической программы. За этими признаками на первом месте стоит рекреативная функция, т.е. главная задача современных ток-шоу - заполнить свободное время телезрителей, снять напряжение, обеспечить эмоциональную разрядку.
Для того, чтобы разобраться в проблеме коммерциализации жанра ток- шоу и его развлекательности, мы исследовали тематику современного ток-шоу, его стратегии и структуру, а также разобрались в теоретическом обосновании жанра.
Задачи жанра в современных телевизионных ток-шоу реализуются не полностью, т.е. создание из обыденной темы всесторонне интересную программу с элементами интриги и привлечение внимания и формирование определенного отношения к обсуждаемой теме присутствуют в каждом выпуске любого современного развлекательного ток-шоу, а поиск пути решения проблемы, наоборот, отсутствуют.
Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровой разновидности. По тематике ток-шоу делятся на: политические, социальные, культурно-просветительские и бытовые.
Политические ток-шоу поднимают проблемы политических ситуаций в стране, обсуждают и анализируют введение законопроектов, эксперты дают свой прогноз развития тех или иных событий в стране. Социальные ток-шоу обсуждают общественные проблемы и поднимают вопросы о безработице, курении, наркомании и т.д. Предлагаются пути решения тех или иных социальных проблем. Культурно-просветительские рассматривают общее состояние культуры, искусства, а также обсуждают ситуации в сфере образования и просвещения. Бытовые ток-шоу затрагивают сферу житейских отношений. Здесь дают советы по обустройству быта, воспитанию детей.
Проблема коммерциализации объясняется стремлением к экономической выгоде, поэтому российские ток-шоу стали копировать признаки западных телепрограмм, к которым относятся легкость разговора, артистизм ведущего. Кроме этого, закупались форматы у зарубежных телекомпаний, что гарантировало снижение рисков, т.к. сама идея и эффективность купленного продукта были проверены, что гарантировало успех и прибыль. Для этого необходимо привлечение большого контингента аудитории. В итоге, на телевидении произошел функциональный сдвиг в развлечение. Это подтверждает анализ тематики ток-шоу.
Исследуемое нами ток-шоу «Прямой эфир» с Борисом Корчнвниковым является типичным представителем жанра современного ток-шоу. Данное ток- шоу относится к узкоспециализированным, т.к. тематика «Прямого эфира» направлена на обсуждение конфликтных историй: «звезды» шоу-бизнеса и эстрады, семейно-бытовые (интимные и проблемы «отцов и детей»), криминальные, ДНК, молодежи (подростки, «золотая» молодежь), темы, связанные с проблемами внешнего вида. Суть таких программ заключается не в поиске решений проблемы, а только в ее обсуждении. Таким образом, тематика исследуемого нами ток-шоу говорит о том, что оно является бытовым жанром, которое не касается социально-политических вопросов, и тех проблем, которые являются социально-значимыми.
Конфронтационная стратегия в подобных ток-шоу является первостепенной. Она делится на манипулирование (провокацию, прерывание собеседника, совет, уточнение, оценку проблемы, иллюстрирование, давление, просьбу) и речевую агрессию (возмущение, упреки). Второстепенная кооперативная стратегия (поддержка героя, привлечение внимания, обещание и т.д.), в свою очередь, проявляется в процессе общения ведущего с гостями, только с целью установки контакта.
В ток-шоу «Прямой эфир» провокатором речевого конфликта между участниками является ведущий Борис Корчевников. В сценарии определены все действия ведущего, обеспечивающие конфликтную ситуацию, а также содействовать вовлечению в конфликт других лиц, например, экспертов. Поэтому, чтобы ток-шоу привлекало телезрителей, необходима определенная коммуникативная установка, которая диктует выбор речевой стратегии.



