Введение 3
Глава I. Конфликтные ситуации и общественно-политические ток-шоу: теоретические аспекты
§1.1. Ток-шоу на российском телевидении: история, развитие, современное
состояние 7
§1.2. Конфликт как движущая сила телевизионной публицистики 13
Выводы по первой главе 17
Глава II. Конфликтные ситуации в общественно-политических ток-шоу
§2.1. Общественно-политические ток-шоу на российском телевидении 20
§2.2. Использование конфликтных ситуаций в общественно-политическом
ток-шоу «60 минут» 28
Выводы по второй главе 45
Заключение 47
Список источников и использованной литературы 51
Приложения
Социальные проблемы и вопросы политики являются
злободневными в современной российской действительности. Каждый
человек является включенным в систему социальных взаимодействий,
поэтому отражение общественных проблем на телевидении не может его
не интересовать. Система средств массовой коммуникации позволяет
индивиду быть осведомленным о важных политических событиях, даже
если он непосредственно не читает специализированных газет или не
смотрит новости: политическая тематика отражается и в социальных сетях,
и в кинематографе, и в иных, помимо информационных, телевизионных
жанрах. Так, социальные проблемы и политическая тематика
неоднократно становились объектом обсуждения на ток-шоу, что повлекло
за собой появление нового формата – общественно-политическое ток-шоу.
Нестандартный для российского телевидения формат, в рамках которого
зрители и гости могут высказать свое мнение, которое может быть
оппозиционным, обвиняющим или даже оскорбляющим, быстро приобрел
популярность и продолжает развиваться. Постоянная вовлеченность
России в различные внешнеполитические конфликты (от чеченских
кампаний до военных действий на территории Украины и Сирии) также
определяет актуальность данной темы исследования.
Степень разработанности научной проблемы.Вопросами изучения
ток-шоу с различных позиций в отечественной теории журналистики
занимались следующие исследователи: Вакурова Н.В., Московкин Л.И.,4
Кузнецов Г.В., Вартанов А.С., Прощикин Т.А., Цвик В.Л., Гегелова Н.С.,
Грабельников А.А., Долгова Ю.И., Муратов С.А., Новикова А.А.1
Можно сделать вывод, что,хотя теоретически понятие конфликта и
рассматривалось в контексте изучения общественно-политических токшоу, не проводился анализ конкретных конфликтных ситуаций на примере
конкретной телепрограммы.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые в теории
и практике тележурналистики конфликтные ситуации рассматриваются
как основа общественно-политического ток-шоу на примере конкретной
программы.
Объектом исследования выступает общественно-политическое ток-шоу.
Предмет исследования– конфликтные ситуации как основа
общественно-политических ток-шоу.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в
обосновании конфликтных ситуаций как основыобщественнополитических ток-шоу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1 См. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1998;
Кузнецов Г.В. Ток-шоу: неизвестный жанр? //Журналист. 1998. №11. С.59; Вартанов А.С. Актуальные
проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках. М., 2003; Прощикин Т.А.
Организация телевизионного ток-шоу. М.: ИПК РТР, 2006. - 162 с.; Цвик В.Л. Телевизионная
журналистика: история, теория, практика. М.: Аспект пресс, 2004. – С. 256; Гегелова Н.С. Культурно-просветительская миссия телевидения: монография. М.: РУДН, 2011. – С. 90; Грабельников А.А.,
Гегелова Н.С. Политические ток-шоу на российских телеканалах // Вестник РУДН. Серия:
Литературоведение. Журналистика. 2018. Т. 23. № 2. С. 234—245; Долгова Ю.И. Феномен популярности
общественно-политических ток-шоу на российском ТВ осенью 2014 года – весной 2015 года // Вестник
Московского университета. Серия 10. Журналистика [Электронный ресурс]. URL:
https://vestnik.journ.msu.ru/books/2015/6/fenomen-populyarnosti-obshchestvenno-politicheskikh-tok-shou-narossiyskom-tv-osenyu-2014-goda-vesno/ (дата обращения: 18.05.2019); Муратов С.А. Телевизионное
общение в кадре и за кадром / С.А. Муратов. - М., 2003. - С. 116-117; Новикова А.А. Телевидение и
театр: пересечение закономерностей / А.А. Новикова // Предисл. А.А Шереля. - М., 2004.5
1) Изучить историю, развитие и современное состояние формата
«общественно-политическое ток-шоу» на российском телевидении
2) Проанализировать понятие конфликта как движущей силы
телевизионной публицистики;
3) Изучить общественно-политические ток-шоу на российском
телевидении;
4) Исследовать общественно-политическое ток-шоу «60 минут»
на наличие конфликтных ситуаций.
Теоретико-методологическая база исследования представлена
трудами по истории телевидения и по теории журналистики. Автор
обращается к работам Цвика В.Л., Вартанова А.С., Вакуровой Н.В.,
Московкина Л.И.
Основным методом исследования выступил анализ источников и
обработки эмпирической базы, также применялся реферативно-аналитический метод для систематизации теоретического материала.
Эмпирической базой исследования являются шесть-самых
рейтинговых передач телесезона 2017-2018 гг.2: «Британия высылает
российских дипломатов», «Надругательство над флагами», «Обмен
пленными: почему вернулись не все», «По горячим следам», «Саакашвили
зовет на баррикады», «Саммит АТЭС во Вьетнаме».
Практическая значимость работы-определяется тем, что
материалы настоящего исследования могут послужить основой для
разработки учебного пособия для студентов направления «Телевидение».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, поделенных на
параграфы, заключения и списка использованной литературы и
источников. В первой главе «Конфликтные ситуации и общественнополитические ток-шоу: теоретические аспекты» автор кратко
2 См. Приложение Б.6
характеризует жанр ток-шоу на российском телевидении, показывает его
историю, развитие и современное состояние, а также обращается к
изучению понятия «конфликт», определяя его как движущую силу сюжета,
в том числе и телевизионной публицистики. Во второй главе
«Практическое использование конфликтных ситуаций в общественно-политических ток-шоу» дается общая характеристика общественно-политических ток-шоу на российском телевидении. Также автор
анализирует использование конфликтных ситуаций в общественно-политическом ток-шоу «60 минут». В Заключении приводятся основные
выводы выпускной квалификационной работы.
Общий объем бакалаврской работы 55страниц.
ок-шоу называют «постперестроечным жанром», так как его
появление на российском телевидении датируется началом 1990-х гг. Это
относительно молодой жанр на отечественном телевидении, имеющий
свою специфику. Широкий охват поднимаемых проблем и показ
реалистичных ситуаций позволяет зрителю морально компенсировать
какие-то жизненные неудачи, предлагая альтернативную версию, что у
кого-то все намного хуже – все это достигается благодаря мастерскому
использованию конфликтных ситуаций, что является максимально
простым способом «извлечения» человеческих эмоций.
Проанализировав развитие общественно-политических ток-шоу на
российском телевидении, мы можем сделать следующие выводы.
В названии многих общественно-политических ток-шоу заложен
некий конфликт. Противостояние подразумевается в таких ток-шоу как:
«Один на один» (смысл которой состоял в том, что двое известных людей
приходят в студию и спорят ополитических взглядах), «Поединок» (в
значении которого также заложено противостояние). Подчеркивается
поиск ответов на актуальные вопросы современности в так-шоу: «Глас
народа», «Суд времени». В то же время, данные ток-шоу могут не
содержать окончательного ответа на поставленные вопросы, но для
зрителя может создаваться иллюзия, что их проблемы были услышаны.
«Говорящие» названия проектов также подтверждают их
злободневность: например, заимствование названий знаменитого романа
Николая Чернышевского «Что делать?» и одноименного
публицистического произведения Владимира Ульянова-Ленина.
Акцент на личности телеведущего в названии делается в таких
проектах, как: «Вечер с Владимиром Соловьевым», «Госдеп с Ксенией
Собчак», «Гражданин Гордон» - можно предположить, что в контексте
данной передачи мнение ведущего, все же, будет решающим в каких-то48
вопросах, а также выступать своеобразным инструментом привлечения
внимания аудитории.
Общественно-политические ток-шоу – телевизионный формат,
отражающий злободневные проблемы, популярность которого
подтверждается практически ежегодным появлением новых проектов.
Можно предположить, что недолгое существование ток-шоу, вышедших в
началеXXI века и долгое отсутствие новых объясняется тем, что после
выборов в Государственную думу начались многократные массовые
политические выступления граждан России.
«60 минут» - одно из молодых общественно-политическое ток-шоу
на российском телевидении, появившееся в 2016 году и действующее по
настоящее время. В социально-политическом ток-шоу каждый день
ведущие и гости программы обсуждают главную тему текущего дня. В
студию приглашаются политические и общественные деятели, эксперты по
актуальной проблематике. Одной из особенностей данного ток-шоу
является тот факт, что его ведущие в прошлом работали
корреспондентами, что повышает их профессионализм. И на момент
ведения программы периодически один из ведущих выступает в качестве
корреспондента и всю программу находится на связи со студией в формате
прямого эфира.
По результатам дискурсивного анализа конфликтных ситуаций мы
можем выделить следующие особенности конфликта как основы
общественно-политических ток-шоу. Во-первых, причиной общественнополитического ток-шоу «60 минут» выступает субъективный конфликт.
Проблема, обсуждаемая в программе односторонняя: так как в студии нет
потерпевшей стороны как таковой, эксперты принимают на личный счет
все проблемы, чаще всего международные. Во-вторых, в данном
общественно-политическом ток-шоу происходит обращение к
предшествующему конфликту (война во Вьетнаме, военные действия
между Россией и Грузией), что позволяет зрителю более полно49
прочувствовать «агрессора». В-третьих, ведущие общественнополитического ток-шоу вновь не только активно участвуют в обсуждении,
но и позволяют себе едкие замечания и неуважительную лексику (смех,
жест пальцами «кавычки»). В-четвертых, противостояние «мы - чужие»
проявляется как через конфликт «Россия – Америка», так и через конфликт
«Россия – Украина».41 В-пятых, эксперты в качестве аргументов нередко
используют неподтвержденную информацию: «один мой приятель
рассказал…», что не может выступать достоверным фактом обвинений в
адрес «агрессора», то же самое касается и включения видеозаписей в
программу (интервью, видеозаписи с мобильных телефонов, фрагменты
публичных выступлений, чаще, в переводе) – их источники так же
вызывают сомнение как достоверные.
Конфликт также поддерживается благодаря тому, что слова ведущих,
их аргументация фрагментами чьих-либо выступлений, фрагментами
видео и интервью не вызывает сомнения у экспертов и зрителей, их слова
встречаются единогласным одобрением. И хотя слоган программы - «Два
пристальных взгляда. Два голоса», что подразумевает некое наличие
альтернативной точки зрения, защиты интересов ведущими каждой из
сторон, фактически такого не происходит. Большинство экспертов также
разделяет позицию нападения на Россию различных «агрессоров», а
включение в состав экспертов людей, поддерживающих и оправдывающих
поступки враждебных сил (например, Америки или Украины) вызывают
лишь иронию ведущих и других экспертов.
Также нами были выявлены различия в освещении конфликтных
ситуаций внутри страны и с другими государствами, так как формат
программы больше отражает проблемы «мы – они», «свои – чужие», тогда
как «мы – мы», «свои – свои» требует более деликатного и менее
эмоционального осуждения.
41 См. Приложение В.50
В каждом выпуске программы присутствуют ранее выделенные
элементы медиаманипулирования. Во-первых, происходит отвлечение
внимания от реальных социальных проблем индивида и акцент на
проблемах, далеких от него: приоритетными темами в обсуждении
программы «60 минут» являются именно конфликты России на
международной арене. Во-вторых, создание проблемы, анализ реакции на
нее, предложение возможных вариантов ее решения (что может никогда не
реализоваться на практике): в финале программы не наступает развязка
конфликта (в силу его субъективности), а будут ли применимы, например,
какие-то стратегии выхода из конфликтной ситуации – неизвестно, так как
в студии практически не присутствуют люди, непосредственно
отвечающие за данный конфликт.
«60 минут» // Официальный сайт телеканала «Россия - 1»
[Электронный ресурс]. URL: https://russia.tv/brand/show/brand_id/60851/
(дата обращения: 03.06.2019).
2. «Глас народа» // НТВ Архивный [Электронный ресурс]: URL:
https://www.youtube.com/channel/UCsty90xyvEqjZO96V0sPcYA/featured
(дата обращения: 15.06.2019).
3. «Собчак живьем» // Вокруг ТВ. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.vokrug.tv/product/show/sobchak_zhivem/ (дата обращения
15.06.2019).
4. Британия высылает российских дипломатов / «60 минут» //
Официальный сайт телеканала «Россия - 1» [Электронный ресурс]. URL:
https://russia.tv/video/show/brand_id/60851/episode_id/1720408/video_id/1821
367/ (дата обращения: 10.06.2019).
5. Надругательство над флагами / «60 минут» // Официальный сайт
телеканала «Россия - 1» [Электронный ресурс]. URL:
https://russia.tv/video/show/brand_id/60851/episode_id/1554697/ (дата
обращения: 03.06.2019).
6. Обмен пленными: почему вернулись не все / «60 минут» //
Официальный сайт телеканала «Россия - 1» [Электронный ресурс]. URL:
https://russia.tv/video/show/brand_id/60851/episode_id/1608427/video_id/1735
706/ (дата обращения: 10.06.2019).
7. По горячим следам / «60 минут» // Официальный сайт телеканала
«Россия - 1» [Электронный ресурс]. URL:
https://russia.tv/video/show/brand_id/60851/episode_id/1737719/video_id/1835
206/ (дата обращения: 10.06.2019).52
8. Саакашвили зовет на баррикады / «60 минут» // Официальный сайт
телеканала «Россия - 1» [Электронный ресурс]. URL:
https://russia.tv/video/show/brand_id/60851/episode_id/1574190/video_id/1707
907/ (дата обращения: 10.06.2019).
9. Саммит АТЭС во Вьетнаме / «60 минут» // Официальный сайт
телеканала «Россия - 1» [Электронный ресурс]. URL:
https://russia.tv/video/show/brand_id/60851/episode_id/1564303/video_id/1697
690/ (дата обращения: 10.06.2019).
Список литературы
1) «Любое ток-шоу — это конфликт». Что означает закрытие
«Говорим и показываем» для телевидения [Электронный ресурс]. URL:
https://360tv.ru/news/tekst/tok-show-eto-coflict-104454/ (дата обращения:
18.05.2019).
2) Акинфеев С. Н. Развлекательное телевидение: определение,
классификация, жанры. Реалити-шоу. Ток-шоу. Телеигры. Шоу / С. Н.
Акинфеев // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. -
2008. - N 6. - С.110-124.
3) Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров
современной экранной продукции / Н.В. Вакурова,Л.И. Московкин. - М.,
1998. – 62 с.
4) Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного
творчества на телевизионных подмостках / А.С. Вартанов. - М., 2003. –
320 с.
5) Гегелова Н.С. Культурно-просветительская миссия
телевидения: монография / Н.С. Гегелова. - М.: РУДН, 2011. – 263 с.
6) Грабельников А.А., Гегелова Н.С. Политические ток-шоу на
российских телеканалах // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение.
Журналистика. 2018. - Т. 23. - № 2. С. 234—245.53
7) Гуленко П.В., Долгова Ю.И. Проблемы классификации
современных телепередач: т сущностные характеристики формата «Токшоу» // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2016.
№3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemyklassifikatsii-sovremennyh-teleperedach-t-suschnostnye-harakteristiki-formatatok-shou (дата обращения: 10.06.2019).
8) Долгова Ю.И. Феномен популярности общественнополитических ток-шоу на российском ТВ осенью 2014 года – весной 2015
года // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика
[Электронный ресурс]. URL:
https://vestnik.journ.msu.ru/books/2015/6/fenomen-populyarnostiobshchestvenno-politicheskikh-tok-shou-na-rossiyskom-tv-osenyu-2014-godavesno/ (дата обращения: 18.05.2019).
9) Ершова В. Е. Речевое взаимодействие в условиях конфликта:
ситуационный подход: на материале ток-шоу и теледебатов: автореферат
дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / В. Е. Ершова. – Томск:
Том. гос. ун-т, 2013. - 18 с.
10) Залегдинова А.Р. Коммуникативные тактики насмешки и
оскорбления в политическом ток-шоу на русском и английском языках:
лингвокультурологический аспект / А.Р. Залегдинова // Социальноэкономические и технические системы: Исследование, проектирование,
оптимизация. - 2012. - № 2 (62). - С. 46-53.
11) Кондратьева Н.Е. Ток-шоу как жанр современной массовой
культуры / Н.Е. Кондратьева, Л.В. Мордовина // Аналитика культурологии.
- 2008. - № 12. - С. 205-210.
12) Кузнецов Г.В. Ток-шоу: неизвестный жанр? //Журналист. 1998.
- №11. - С. 54-61.
13) Могилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение,
разновидности, приемы манипулирования [Электронный ресурс]. URL:
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-54