Актуальность темы исследования. Современная культура пронизана интересом к человеческой телесности. В истории философии и культуры проблема тела и телесной идентичности возникала неоднократно, но сегодня социальное знание делает тело человека отражением множества социальных практик. Общественное бытие получает визуальное воплощение в телесности человека, становясь универсальной социальной ценностью. В обществе индустриального типа, декларирующего в качестве своих основ идеи свободы и независимости человеческой личности, наиболее ярко становится видна значимость различия между практиками индивидуальной свободы и регулярно воспроизводимыми практиками коллективных управляемых действий. Как не странно, но именно в социальных реалиях ХХ века утратились практики телесной индивидуальности и телесной свободы, телесность деиндивидуализировалась.
В социальном бытии современного человека ярко выразился диссонанс между индивидуальным и массовым, личным и общественным, автономным и деперсонализированным сквозь линзу телесного контроля. Такой феномен социальной жизни, как телесная индивидуальность, нашел свое воплощение в целом спектре разнообразных дискурсов и практик. Но диалектика свободы и дисциплины тела может быть объяснима парадигмальными установками самого современного общества, где одновременно существуют стремление к абсолютной свободе человеческого тела и система жестких требований контроля над телом и человеком.
Образ тела, четкие инструкции по его оформлению и презентации, развитию и функционированию, формирование отношения к телесности важное условие построения, развития общества, как целостного феномена. Теория социального конструктивизма осмысливает телесность как тело человека, подвергшееся влиянию множества различных социальных факторов. Рассмотрение телесности как категории человеческого существования, позволяет увидеть в ней один из важнейших факторов социального бытия. Сегодня стратегии конструирования телесности, отражают одновременно индивидуальную специфику существования человека и его социальный образ, предельно заостряя проблему индивидуальной и социальной составляющих природы человека.
В XXI веке культурные противоречия, научные и технологические прорывы, цивилизационные риски требуют глубокой рефлексивной работы, по оценке существующих и непрестанно возникающих стратегий конструирования телесности. В условиях их умножения и усложнения значительно возрастает вероятность «мягкого», но непрестанного контроля и управления телесностью, что предопределяет возникновение новых рисков социального бытия: тело понимается как отправная точка конструирования идентичности.
Степень разработанности проблемы. Современное социогуманитарное знание, включая дисциплинарное пространство философии, интерпретирует человеческое тело и телесность как феномены, во многом детерминируемые общественными и культурными нормами, установками и ожиданиями. Тело человека рассматривается как социальный конструкт определённого рода, располагаемый в различных культурных и социальных координатах. Бытие тела в культуре, невозможно без социально регламентированного представления об эстетических идеалах телесной красоты, методах его «воспитания» и функционирования, без четко выраженного отношения к телесности, как к категории человеческого существования. В истории философии мы обнаруживаем широкий ряд значений понятия «тело», а проблематика телесности занимает достаточно широкую сферу жизни как общества, так и индивида.
С конца XIX века телесность выступает фундаментальным феноменом человеческого бытия и ее изучению в разных аспектах в ключе панфизиологизма уделяют внимание мыслители, ставшие наиболее значимыми для философии XX века - З. Фрейд , К.Г. Юнг2. Углублённый анализ проблемы человеческой телесности осуществлён философами феноменологического направления - Э.Гуссерлем3, М. Мерло-Понти.4 Идеи экзистенциализма - Ж.-П. Сартра5, К.Ясперса6, А. Камю7, Г. Марселя8 - оказали сильное воздействие на понимание природы телесности человека в XX веке. Философы данного направления рассматривали влияние телесных экспрессии и переживаний на внешний и внутренний языки тела. Наиболее последовательны в символизации феномена человеческой телесности были философы постмодернизма - Ж. Деррида9, Ж. Делез10, Ф. Гваттари , М. Фуко12, Ж. Бодрийяр13, понимающие телесность, как необходимое условие осознанного проявления индивидуальности. Тело, выступающее носителем социальных практик (производственных, властных, культурных), реализуя собственные желания и аффекты, становится социальным конструктом.
Во многих работах к вопросу телесности обращается М. Фуко14, понимающий человеческое тело, как способ демонстрации влияния дисциплинарных пространств. Ж.-Л. Нанси15 в работе «Corpus», рассматривает телесность не только как основу личности, но и как единственно возможную форму выражения и обнаружения социальности человека. Феномены тела и телесности представляют большой интерес для современных зарубежных философов и ученых. В работах этих мыслителей человек как субъект обладает первостепенной важностью, что обусловливает описание и осмысление такого важного элемента субъективности, как тело.
Рассматривают телесность в социокультурном аспекте такие отечественные ученые, как В.Л. Круткин , А.Ш. Тхостов , Б.В. Марков , В.А. Подорога , П.Д. Тищенко , Б.Г. Акчурин . И.М. Быховская , В.Н. Никитин , Л.В. Жаров , И.Е. Сироткина.
Вопросами социальных практик и социального конструкта тела занимались виднейшие социологи XX - начала XXI вв.: М. Вебер , Т.
27 28 29 30
Парсонс , П. Бергер, Т. Лукман , Э. Гидденс , П. Бурдье . Из отечественных ученых, рассматривавших телесность в этом ключе, можно 4 отметить В.В. Волкова, О.В. Хархордина , Т.И.Литвинова , Т.ВТоропова.
Стратегическое планирование деятельности, как часть стратегического менеджмента, представлена в работах И. Ансоффа , О.И. Вихански
Объект исследования - феномен телесности в современной культуре.
Предмет исследования - характер и особенности процессов конструирования телесности в культуре.
Цель исследования: выявить основные стратегии конструирования телесности и механизмы их реализации в современных культурных практиках.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. определить значение феномена телесности в современной культуре;
2. проанализировать основные теоретические подходы к проблеме конструирования телесности в современной философии;
3. дать понятие «стратегия конструирования телесности» и охарактеризовать особенности ее формирования;
4. определить принципы дифференциации различных типов стратегий конструирования телесности в современной культуре.
В качестве методологической основы исследования использован философский анализ понятия телесности, позволяющий обосновать необходимость возникновения неклассического понятия в рамках логики развития европейской философии. В осмыслении социокультурных процессов использован системный подход. На этапе обнаружения и описания структуры понятия телесности был использован структурно - функциональный метод. Для выявления двух культурных программ, формирующих телесное бытие человека, был использован компаративистский метод.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Автор ставит задачей рассмотрение механизма формирования и изменения стратегий конструирования телесности в современной культуре. В данной работе выявляются основные подходы к анализу феномена конструирования телесности, определяются структура процесса конструирования телесности в соответствии с выбранной стратегией, субъекты конструирования, анализируются факторы влияющие на выбор и изменение стратегии конструирования, дается возможная классификация, в основу которой положено понятие локус-контроля, выявляется взаимосвязь между стратегиями и моделями конструирования телесности, рассматриваются практики конструирования телесности в зависимости от субъекта конструирования.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что исследование позволяет рассмотреть телесность как результат конструирования различных субъектов, функционирующих в современной культуре. В диссертации выявлены субъекты конструирования, их цели и методы. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по философской антропологии и философии культуры, культурологии, эстетике.
Исследование телесности интересный и захватывающий процесс, создающий возможности для совершенно нового и, зачастую, противоречивого взгляда на привычные нам вещи и явления повседневности. Интерес к индивидуальному переживанию тела, возникает в ХХХ веке, когда в философский и культурный оборот входят теории и гипотезы, порожденные психоанализом и необходимостью построения иной модели взаимодействия ментального и телесного. В ХХ веке вопрос о соотношении реально существующего тела, его образа и представления о нем в ментальном пространстве Другого рассматривался представителями психоанализа, экзистенциализма, феноменологии. Но понятие телесности закрепляется только в работах французских постструктуралистов. Но его рассмотрение строится на общем для всех направлений философских и культурологических исследований тезисе: понятие «телесность» шире по объему, чем понятие «тело».
Целью данного исследования было выявить основные стратегии конструирования телесности и механизмы их реализации в современных культурных практиках. Исходя из поставленной цели была сформулирована начальная задача, определить место феномена телесности в современной культуре. В результате анализа наиболее значимых и философских, социологических и культурологических концепций нами было выяснено, что проблематика телесности занимает одно из ведущих мест в современном научном дискурсе, что обусловлено «телоцентричностью» культуры постмодерна. Так же были выявлены основные теоретические подходы к анализу проблемы телесности, сформировавшиеся в европейской философии: нормативистский и плюралистический. В основе первого лежит идея союза души и тела, основной проблемой, решаемой в рамках этого подхода, становится поиск системы норм и правил для гармонизации взаимоотношений душа / тело. Второй подход был сформирован в процессе
философского осмысления научно-технических открытий естественных наук. Сторонники этого подхода отталкиваются от идей радикального конструктивизма, боровшегося с нормативной системой модерна.
Вторая задача рассмотрения теоретических оснований социального конструирования телесности решалась нами в рамках нескольких подходов. Нами были проанализированы основные положения теории конструирования социальной реальности П. Бергера и Т. Лукмана, описывающей социальные практики как совокупность социальных действий акторов и утверждающей, что всякая человеческая деятельность подвергается хабитуализации (опривычиванию). Одним из результатов действия социальной практики в условиях определенной реальности является формирование группового телесного эталона, который выступает элементом идентификации, принадлежности человека к определенному институту, социальной группе, социальному организму. Построение, конструирование общества невозможно без образа тела, инструкций по его развитию и функционированию, без формирования отношения к телесности, как к категории человеческого существования. Необходимым условием для институционализации внешней телесности индивида, его поведения в обществе является усвоение различных социальных ролей. Первой предпосылкой к этому становится запрет на изучение собственного обнаженного тела. Естественный интерес ребенка к тому как устроено своё физическое тело, лишенный сексуального контекста, но нормы дисциплинарного общества, не только обрывают его, но сразу маркируют действия, перенося на тело понятия «неправильное» и «культурное». В качестве «правильного» или «культурного» тела предлагается одетое и чистое тело, за которое «не стыдно». Внимание ребенка акцентируется внешних проявлениях «правильности», не связанных напрямую с телом: на красоте и опрятности одежды, волос, аксессуаров, впечатлении, которое нужно произвести на окружающих. Формирование внешнего локуса контроля свойственно для дисциплинарного обществ, осознанное стремление получить положительное подкрепление своему действия со стороны Другого, становится важным компонентом личностного становления. Сегодня мы можем наблюдать изменения ситуации: Описанные выше предпосылки формируют социально и культурно удобное тела, ориентированные на потребности социума и Другого, не умеющее слышать себя и формулировать собственные потребности и желания.
Нами было дано авторское определение конструирование телесности - долгосрочная модель адаптивного поведения, включающая сознательно составленный набор операций, имеющей своей целью изменение физических характеристик тела с целью достижения целостного Я-образа. Стратегия конструирования телесности - это один из видов жизненных стратегий человека, так как включает ее важнейшие признаки. Были определены факторы построения модели поведения: выбор основного для человека направления, способа жизни, определения ее целей, этапов их реализации и соподчиненности этих этапов; решение противоречий между тем, что хочет человек и тем, что предлагает ему жизнь, достижение человеком своих жизненных целей и планов; творчество в созидании ценностей собственной жизни, соединение своих потребностей со своей жизнью в виде особых ценностей. Так же были определены факторы обуславливающие направленность конструирования телесности: Образ Я, соотнесение
желаемого Я-образа с культурными нормами и наиболее популярными моделями конструирования телесности; степень институционализации; хабитуализация. Нами было предположено, что окончательный выбор модели сопряжен с локусом-контролем планируемых изменений. На протяжении длительного периода европейской истории, контроль за состоянием тела был организован по принципу внешнего или экстернального локуса-контроля (в работах М.Фуко он определёнен дисциплинарное общество).
Стратегии социального конструирования телесности, по нашему мнению, можно разделить на две группы на основании локуса-контроля: интернальные и экстернальные (социально ориентированные и девиантные).
Выбор стратегии, на следующем этапе предполагает выбор модели реализации этой стратегии, а после этого формирование собственного проекта тела. Варианты развития реализации проекта индивидуальной телесности могут быть представлены различными моделями. Модели тела - это коллективные представления о теле, несущие на себе отпечаток эмоций сообщества, через них конструируется общение человека со своим телом.
Первая группа моделей характеризуется повышенной заботой о теле. Этим модели характеризуются выдвижением на первый план заботы о потребностях тела в сочетании с гармоничным развитием личности. В основе создания моделей этой группы лежит противопоставление личности и цивилизации как системе давления и управления, ключевыми понятиями здесь становятся: очищение, шлаки, отказ от искусственных материалов, рафинированной пищи, жизнь в соответствии с природными ритмами. Телесность в рамках моделей этой группы понимается как гармоничный процесс постоянного совершенствования тела и духа.
Следующая группа - это модели, построенные вокруг идеи осознанной трансформации тела. Существует большое разнообразие методов изменения человеческого тела, здесь в равной степени возможны и востребованы системы питания, фитнес, пластическая хирургия.
Третья группа моделей представлена как еще один из вариантов протеста транслируемой обществом норме телесности, которая понимается как культ стройности, контроля, ограничений. Важнейшей её характеристикой является стремление к удовлетворенности собственным телом, его функциональностью и уделение ему внимания без трансформации. Телесность в этой группе понимается как субъективная удовлетворенность собственным телом, не требующим больших инвестиций, похожим на тела многих, занятых малоподвижным трудом и не выделяющимся на общем фоне.
Процесс трансформации бесконечен, создание собственного тела представляет собой творческий процесс, не имеющий конца.
Отличительной особенностью интернальных стратегий является ориентированность на субъективное понимание красоты и комфорта тела, не нарушающие, вместе с тем, общих представлений о «нормальном» теле. Целью таких стратегий является обретение контроля за собственной жизнью через контроль над телом.
Интернальные стратегии реализуются через системы практик, выбираемых осознанно, с учетом личных целей и предпочтений. Отличительной чертой этого вида стратегий является не приближение к идеалу, транслируемому современной культурой, а субъективный комфорт, удобство жизни в собственном теле. Интренальные стратегии предполагают использование тех же моделей конструирования, что и эксретнальные, но с одним большим отличием. В их рамках на первое место выходит «Забота о себе» и, как следствие, физические практики, такие как фитнес, гимнастики, йога и т.д. имеют своей целью стремление к улучшению качества жизни. Личная ответственность за тело и здоровье влекут за собой осознанное конструирование тела, включающее при необходимости хирургическое вмешательство, критический подход к системе питания и фармакологической поддержки.
Принципиальное отличите двух видов стратегий в том, что интернальные стратегии ориентированы на естественные возможности тела и принятие его таким, какое оно есть, без стремления его искусственно улучшить, изменить и наказать. На наш взгляд, практиками данной группы являются системы избирательного питания, такие как кето-диета, без глютеновое питание, систематические осознанные скрининги, плановые операции, имеющие превентивный характер.
Интернальные стратеги в той же мере порождение мифа о естественности, как и экстернаольные, но их принципиальное отличие - это сохранение личного контроля за процессом, личной ответственности за сделанный выбор.
Экстернальные стратегии конструирования делятся на две группы: социально-ориентированные стратегии и девиантные стратегии. Они наследуют идею внешнего контроля за телесность из традиций дисциплинарного общества. Тело представляется как изначально слабое, безвольное, противодействующее личности. Это тело нуждается во внешнем контроле. Модели, используемые для конструирования в рамках данной стратегии напрямую связаны с понимаем телесности как коммерческого продукта: проекты жесткого контроля (так называемые армейские практики в фитнесе), повышение значимости коллективных и
институционализорованных практик контроля, создание идеологии безвольного и непокорного тела, нуждающегося в системе поощрение- наказание, формирование идеалов, далеких от возможностей людей, не занятых профессиональным спортом. Социально ориентированные стратегии видят своей целью формирование симулякра естественности, манкой и «природной».
Достижение этой «идеальности» и «естественности» возможно только путем длительного и дорого процесса конструирования, включающего контроля за питанием, фитнес, медицинские вмешательства, но при этом, постоянную неудовлетворенность собственным телом.
Важной практикой социально ориентированных стратегий стали диета и спорт, понимаемые не как проявление самоограничения человека из-за стремления достичь общественных идеалов, а как инструмент контроля над собственной жизнью. Важной практикой социально ориентированных стратегий стали диета и спорт, понимаемые не как проявление заботы о себе, а как инструмент контроля над собственной жизнью. Спорт из аристократического хобби или варианта социальной активности, в культуре постмодерна стал индивидуальной конструктивной практикой, подчиненной цели повышения биомеханической эффективности человеческого тела. Одновременно с дискурсом обязательного идеального и естественного здоровья формируется дискурс дискриминации по физическим параметрам: полноте, недостаточной спортивности, возрасту, отсутствию эстетических вмешательств.
Локус-контроля, характерный для девиантного поведения всегда находится во вне, при этом субъект с ним постоянно конфликтует. Здесь мы можем говорить о двух моделях индивидуального протеста: открытой девиации, проектирующей тело, как осознанный протест и отказ от следования нормам телесности.
Аутоагрессивный характер модификации тела предполагает разрушение «типичного», «социального» и создание уникального «собственного» тела, боль-необходимое условие для рождения, плата за принятие решение. Через сознательно причиненную себе боль происходит принятие изменений, доказательство собственной правоты, отсечение обратного пути. Нанесенный на тело рисунок нередко становится мотивом отказа при работе в некоторых областях, карьерного продвижения, формируя образ человека, склонного к саморазрушению и эпатажному поведению. Модификация тела имеет сегодня статус новой эстетики, пронизанной глубоким символизмом с культурными и этническими корнями, включёнными в субкультурную картину мира.
Одним из знаковых явлений современной культуры становятся сложные межмодельные трансформации: резкое увеличение веса,
разительное похудение и обретение формы, увеличение выносливости, силы и т.д. Особое значение для моделей этой группы приобретает тот факт, что большая часть методов, используемых для таких изменений доступна большинству, но требует сил, упорства и отказа от соблазнов индустрии питания и развлечений. Для всех моделей этой группы характерно противопоставление себя навязываемой обществом нормы телесности, выражающейся в увеличении размеров одежды и обуви, появлении индустрии моделей «Size +»», невнимании к телу, отказе от дополнительной физической активности. Эта тенденция сопряжена со стремлением получения дополнительных благ через стигматизацию собственного физического облика.
1. Акчурин Б.Г. Человеческая телесность и социальные аспекты ее идентификации: Дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11: Уфа, 2004 315 c.
2. Андерсон Э.Д. Татуировки как зримые архетипы: знаковые достопримечательности на карте души / Э.Д. Андерсон [Электронный ресурс]. URL: http://castalia.ru/posledovateli-yunga-perevody/2122-emili-dzheyn- anderson-tatuirovki-kak-zrimyie-arhetipyi-znakovyie-dostoprimechatelnost i-na- karte-dushi-glava-ii-obzor-literaturyi.html (дата обращения 03.08.2014)
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер Ком, 1999.416 с.
4. Батай Ж. История эротизма М.: Логос: Европейские издания, 2007. 200 с.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
7. Бодрийяр Ж. Общество потребления. - М.: Республика,
Культурная Революция, 2006. - 272 с.
8. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: «Добросвет» 2000. 387 стр.
9. Бурдье П. Начала. М.: Socio- Logos, 1994, 288 с.
10. Быховская И.М. «Homo somatikos»: аксиология человеческого тела. М.: Эдиториал УРСС, 2000, с.208.
11. Быховская И.М. Телесность как социокультурный феномен // Культурология. ХХ век : словарь / гл. ред. С.Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 464-467
12. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990, 808 с.
13. Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб.:
Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008, 298 с.
14. Гватарри Ф., Делез Ж. Что такое философия? М.: Академический проект, 2009, 261 с.
15. Гидденс Э. Девять тезисов о 3 будущем социологии // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем: альманах. М.: Зима. 1993. Т. 1. Вып. 1. С. 57-82
16. Гольман Е.А. О реальных и воображаемых женских телах: проблема соотношения тела и гендера // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. XVI, № 3 (68). С. 188-205.
17. Гуссерль Э. Логические исследования. Т. II. Ч.1: Исследования по феноменологии и теории познания М.: Академический проект, 2011. 565 с.
18. Давыдов Ю.Н. Культура - природа - традиция // Традиция в истории культуры. М. : Наука, 1978. С. 41-60.
19. Делез Ж. Post scriptum к обществам контроля // Делез Ж. Переговоры. 1972-1990. СПБ.: «Наука», 2004. С. 226-233.
20. Делез Ж. Общество контроля // Элементы. Евразийское обозрение. № 9. 1998. С. 67-95.
21. Деррида Ж. Голос и феномен. М.: Алетейя, 1999, 208 с.
22. Жаров Л. В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского Университета, 1988. 128 с
23. Ильиных С.А.Социальное конструирование тела: хабитуализация и институционализация // Modern problems and ways of their solution in science, transport, production and education 2013. №2. Т.21. С. 67-75.
24. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: - М.: Политиздат, 1990. 415 с.
25. Коваленко М.С. Взаимосвязь тела и телесности как проблема социальной философии // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 4. С. 333-340.
26. Круткин В.Л. Телесность человека в онтологическом измерении // Общественные науки и современность. 1997. №4. С. 143-151
27. Куркин Д. Модели тела в современном популярном и экспертном
дискурсе: к культурсоциологической перспективе анализа //
Социологическое обозрение. Т. 10. No1-2. 2011 с.56-75
28. Курочкина Л.Я., Петрушина В.Н. Концепция власти М. Фуко // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9. № 6-1. С. 116-119.
29. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном (сборник). М.: «Русское феноменологическое общество», издательство «Логос», 1997. 184 с.
30. Леви Т.С. Психология телесности в ракурсе личностного развития // Психология телесности между душой и телом / Ред.сост. В.П.Зинченко, Т.С. Леви. М., 2005. С. 410—434.
31. Леви, Т. С. Пространственно-телесная модель развития личности // Психологический журнал. Т 28. - 2008. - № 1. - С. 23-33.
32. Литвинова, Т.И. Конструирование социальной реальности. Механизмы возникновения дисциплинарных пространств // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Философия». 2013. № 3 (25). С. 158-168
33. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство «Лань», 1997, с.384.
34. Марсель Г. Метафизический дневник. СПб.: Наука.
Ленинградское отделение, 2005. 587 с.
35. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. М: «Ювента», «Наука», 1999. 605 с.
36. Мусиец, П.В. Концептуальное поле категории "тело" с позиций социального конструкционизма // Вестник Томского государственного университета = Tomsk State University Journal. 2014. № 385 (август). С. 62-68.
37. Нанси Ж.-Л. Corpus. М.: Ad Marginem, 1999. 230 с.
38. Человеческое тело в культуре и моде последней трети ХХ-начала XXI вв // Известия Российского Государственного педагогического
Университета им А И Герцена Аспирантские тетради научный журнал СПб 2008 Выпуск 26(60), С 202-208
39. Никитин В.Н. Онтология телесности: смыслы, парадоксы, абсурд. М.: Когито - Центр, 2006, 320 с.
40. Огурцов А.П. Тело // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В.С. Стёпина и др. М. : Мысль, 2001. Т. 4. 605 с.
41. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000, с. 880.
42. Петровский, А. В.; Ярошевский, М. Г. Психология. Учебник для вузов по пед. специальностям. — М.: Академия, 1998. — 500 с
43. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: Ad Marginem, 1995, с 341.
44. Рогозин В.М. Как можно помыслить тело человека или на пороге антропологической революции // Философские науки. 2006. №5. С. 33-35.
45. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической
онтологии. М.: Республика, 2000. 639 с.
46. Сироткина И.Е. Шестое чувство авангарда: танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. 208 с.
47. Станковская Е.Б. Специфика современного отношения женщины к себе в аспекте телесности // Вопросы гуманитарных наук, N 5, 2010. С. 110¬114
48. Степанов М. А. Опыт мышления тела / М.А. Степанов // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 3. С. 353-359.
49. Тищенко П.Д. Жизнь и власть: Био-власть в современных структурах врачевания // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып.4 / Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФРАН, 2010. 255 с.
50. Тищенко П.Д. Тело // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В.С. Стёпина и др. М. : Мысль, 2001. Т. 4. 605 с.
51. Три тела в душе: Виктор Мазин о соотношении реального, воображаемого и символического // Теории и практики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/posts/7650-mazin. (Дата обращения 20.04. 2018).
52. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002, 287 с.
53. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. 456 с.
54. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я». // Фрейд З. Собрание сочинений в 10 т. М.: ООО «Фирма СТД», 2006. Т. 9. С. 65
55. Фрейд З. Я и Оно // Фрейд З. Собрание сочинений в 10 т. - М.: ООО «Фирма СТД», 2006. Т. 3, с.291-353.
56. Фромм Э. // Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. С. 185-437.
57. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистериум. Изд. дом «Касталь», 1996. 446 с.
58. Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998. 288 с.
59. Фуко М. Надзирать и наказывать. М.: «Ad Marginem», 1999. 480 с.
60. Ханиш К. Личное - это политическое. [Электронный ресурс] // Womenation. Информационный портал женского освободительного движения. Режим доступа: http://womenation.org/hanisch-personal-is-politica. (Дата обращения 30.04. 2018)
61. Чачанидзе Г. Д. Проблема телесности в философии Ж.-П. Сартра // Сумма философии. Вып. 6. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. С. 190¬195.
62. Шнырева О.А. Татуировка как социальное письмо // Вестник Удмурдского университета. 2009.Вып. I. с.103-106.
63. Щепанская Т.Б. Антропология молодёжного активизма // Молодёжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. СПб.: Норма, 1999. С. 262-302.
64. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Издательство «Ренессанс», 1991. 304 с.
65. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Медков С.Б., 2006, с.352.
66. Ясперс К. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире. М.: «Канон+» РООИ - «Реабилитация», 2012. 384 с.
67. Jeffreys S. Body Art and Social Status : Cutting, Tattoing and Piercing from a Feminist Perspective // Feminism and Psychology. - 2000. - Vol. 10, iss. 4. - P. 409-430.
68. Orbach S. Bodies. Profile books, 2009, 160 pp.
69. Tattoing and Piercing from a Feminist Perspective // Feminism and Psychology. - 2000. - Vol. 10, iss. 4. - P. 409-430.