СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ НОВОСТНЫХ САЙТОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. НОВОСТНОЙ САЙТ В ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОМ СЕТЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМОГО ЯВЛЕНИЯ 8
1.1. Понятие новостного сайта 8
1.2. История появления новостного сайта 11
1.3. Характеристика новостного сайта по структурно-семантическим
признакам: новостной сайт как гипертекст 14
1.4 Особенности вербального наполнения новостного сайта 22
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Анализ формальной структуры англоязычных новостных сайтов.... 29
2.2. Выявление структурно-семантических особенностей новостных
сайтов 39
2.3. Пилотажное конструирование когнитивной модели новостного
сайта 50
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Глава 1. НОВОСТНОЙ САЙТ В ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОМ СЕТЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМОГО ЯВЛЕНИЯ 8
1.1. Понятие новостного сайта 8
1.2. История появления новостного сайта 11
1.3. Характеристика новостного сайта по структурно-семантическим
признакам: новостной сайт как гипертекст 14
1.4 Особенности вербального наполнения новостного сайта 22
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Анализ формальной структуры англоязычных новостных сайтов.... 29
2.2. Выявление структурно-семантических особенностей новостных
сайтов 39
2.3. Пилотажное конструирование когнитивной модели новостного
сайта 50
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В современном мире цифровых технологий информационное пространство выходит на качественно новую ступень развития в рамках виртуальной реальности Интернета. Ежедневно миллионы пользователей просматривают новостные порталы в режиме «онлайн» при помощи различных устройств: от традиционных стационарных компьютеров и ноутбуков до ставших привычными смартфонов и планшетов.
Если в ХХ столетии в качестве каналов массовой коммуникации превалировали телевидение, радио и печатная периодика, то в нынешнем веке роль новостного пространства взяли на себя сайты.
Для науки о языке материалы подобных веб-сайтов представляют особый интерес в качестве объекта исследования благодаря как особой архитектуре их текстового (точнее - гипертекстового) содержимого, так и их неоспоримо важной роли в коммуникативных практиках современного индивида и социума в целом.
Так же, как любой текст можно считать продуктом деятельности цивилизации на конкретном этапе её развития, отражающим особенности индивидуального и коллективного познания, осмысления, оценивания окружающего мира и себя в нём, так и контент информационного онлайн- пространства представляется отражением бытия отдельного человека и общества и может рассматриваться как феномен когнитивный, лингвистический, социальный, психологический и культурологический.
В рамках филологического направления изучением структурно-семантических особенностей англоязычных СМИ занимались многие исследователи (см. [Баженова 2013, 2015, Барст 2006, Воротникова 2005, Иванова 2011, Каримова 2013, Кигис 2017, Ковальчукова 2009, Кротова 2012, Куманицина 2006, Молчкова 2003, Сидоренко 2014] и т.д.)
Актуальность данного диссертационного исследования заключается в необходимости исследования особенностей новостных сайтов с точки зрения лингвистики из-за высокой степени их распространения и важной роли данного канала общения в коммуникативных практиках современного человека.
Новизна исследования заключается в необходимости лингвистического анализа сравнительно нового для коммуникативного пространства современной цивилизации канала общения - сетевых новостных СМИ, выявления особенностей их структурной компоновки и восприятия читателем в сравнении с традиционными печатными периодическими изданиями.
Объектом исследования является новостной сайт как гипертекстовый конструкт, являющийся частью виртуального коммуникативного пространства.
В качестве предмета исследования выступают структурно-семантические особенности новостного сайта.
Гипотеза исследования заключается в следующем: структурно-семантические особенности гипертекста новостного сайта отражают познавательные стратегии усвоения информации индивидом и нацелены на оптимизацию когнитивных затрат в процессе прочтения такого текста, подразумевающего не только пассивное восприятие, но и творческое соучастие в смыслопостроении, а также дальнейшем преобразовании гипертекстового содержимого.
Цель данного диссертационного исследования - выявление основных структурных и семантических особенностей гипертекста англоязычных новостных сайтов и создание когнитивной модели «идеального сайта».
Задачи исследования:
1. дать определение понятию «сайт», рассмотреть историю его появления с целью выявления индивидуальных особенностей веб-сайтов;
2. выявить структурно-семантические особенности новостного сайта как гипертекстового образования, рассмотрев понятие
гипертекстуальности в контексте исследуемого явления с целью определения основных аспектов вербального наполнения новостных сайтов;
3. изучить вербальное наполнение новостного сайта с целью выявления специфических особенностей контента новостного сайта;
4. проанализировать ведущие англоязычные новостные сайты с точки зрения их формальной составляющей и семантического наполнения с целью выявления структурных и семантических особенностей новостных веб-сайтов;
5. провести пилотажный эксперимент с целью формирования когнитивной модели «идеального сайта».
Основные методы исследования, применяемые в диссертации:
1. Описательный метод;
2. Метод анализа и синтеза;
3. Экспериментальный метод;
4. Коммуникативно-семантический анализ;
5. Когнитивное моделирование.
Теоретическая значимость определяется вкладом в теорию текста, в частности: расширением теории гипертекстового содержания новостных порталов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в журналистике, психологии групп, сфере рекламы и PR-технологий для иллюстрации принципов структурирования информации с целью максимального воздействия на реципиента сообщения. Полученные данные также могут быть задействованы для преподавания ряда дисциплин социально-гуманитарного цикла в вузах.
По теме диссертации опубликована статья в рецензируемом научном журнале «Теория языка и межкультурная коммуникация», а также результаты исследования представлены с докладом на X Международной научно-практической конференции «Вопросы языковой динамики, переводоведения и лингводидактики в когнитивном аспекте»:
Захарчук Е.А., Дмитриева Е.В. Формальные особенности гипертекста новостного веб-сайта (на примере электронной версии издания The Guardian) // Теория языка и межкультурная коммуникация. Рецензируемый электронный научный журнал. ФГБОУ ВО «Курский государственный университет». 2017. №2 (25). Режим доступа:http://tl-ic.kursksu.ru/pdf/025-005.pdf .
Дмитриева Е.В. Структурно-семантические особенности гипертекстового содержимого новостного портала (на примере сетевого издания CNN) // Вопросы общего языкознания и теории текста: сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. 285 с. С. 26-33
Структура диссертации включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении описывается актуальность изучаемой проблемы, определены предмет и объект исследования, сформулирована гипотеза и цель диссертационного исследования, представлены основные задачи и методы.
В первой главе исследования описаны основные подходы к определению новостного сайта, история его появления, характеристика гипертекста веб-сайта по структурно-семантическим признакам, а также особенности его вербального наполнения.
Вторая глава включает в себя практико-ориентированный анализ формальной структуры англоязычных новостных сайтов, выявление их структурно-семантических особенностей, а также создание когнитивной модели «идеального» новостного сайта с задействованием эмпирических методик.
В заключении подводится итог реализованного диссертационного исследования.
Если в ХХ столетии в качестве каналов массовой коммуникации превалировали телевидение, радио и печатная периодика, то в нынешнем веке роль новостного пространства взяли на себя сайты.
Для науки о языке материалы подобных веб-сайтов представляют особый интерес в качестве объекта исследования благодаря как особой архитектуре их текстового (точнее - гипертекстового) содержимого, так и их неоспоримо важной роли в коммуникативных практиках современного индивида и социума в целом.
Так же, как любой текст можно считать продуктом деятельности цивилизации на конкретном этапе её развития, отражающим особенности индивидуального и коллективного познания, осмысления, оценивания окружающего мира и себя в нём, так и контент информационного онлайн- пространства представляется отражением бытия отдельного человека и общества и может рассматриваться как феномен когнитивный, лингвистический, социальный, психологический и культурологический.
В рамках филологического направления изучением структурно-семантических особенностей англоязычных СМИ занимались многие исследователи (см. [Баженова 2013, 2015, Барст 2006, Воротникова 2005, Иванова 2011, Каримова 2013, Кигис 2017, Ковальчукова 2009, Кротова 2012, Куманицина 2006, Молчкова 2003, Сидоренко 2014] и т.д.)
Актуальность данного диссертационного исследования заключается в необходимости исследования особенностей новостных сайтов с точки зрения лингвистики из-за высокой степени их распространения и важной роли данного канала общения в коммуникативных практиках современного человека.
Новизна исследования заключается в необходимости лингвистического анализа сравнительно нового для коммуникативного пространства современной цивилизации канала общения - сетевых новостных СМИ, выявления особенностей их структурной компоновки и восприятия читателем в сравнении с традиционными печатными периодическими изданиями.
Объектом исследования является новостной сайт как гипертекстовый конструкт, являющийся частью виртуального коммуникативного пространства.
В качестве предмета исследования выступают структурно-семантические особенности новостного сайта.
Гипотеза исследования заключается в следующем: структурно-семантические особенности гипертекста новостного сайта отражают познавательные стратегии усвоения информации индивидом и нацелены на оптимизацию когнитивных затрат в процессе прочтения такого текста, подразумевающего не только пассивное восприятие, но и творческое соучастие в смыслопостроении, а также дальнейшем преобразовании гипертекстового содержимого.
Цель данного диссертационного исследования - выявление основных структурных и семантических особенностей гипертекста англоязычных новостных сайтов и создание когнитивной модели «идеального сайта».
Задачи исследования:
1. дать определение понятию «сайт», рассмотреть историю его появления с целью выявления индивидуальных особенностей веб-сайтов;
2. выявить структурно-семантические особенности новостного сайта как гипертекстового образования, рассмотрев понятие
гипертекстуальности в контексте исследуемого явления с целью определения основных аспектов вербального наполнения новостных сайтов;
3. изучить вербальное наполнение новостного сайта с целью выявления специфических особенностей контента новостного сайта;
4. проанализировать ведущие англоязычные новостные сайты с точки зрения их формальной составляющей и семантического наполнения с целью выявления структурных и семантических особенностей новостных веб-сайтов;
5. провести пилотажный эксперимент с целью формирования когнитивной модели «идеального сайта».
Основные методы исследования, применяемые в диссертации:
1. Описательный метод;
2. Метод анализа и синтеза;
3. Экспериментальный метод;
4. Коммуникативно-семантический анализ;
5. Когнитивное моделирование.
Теоретическая значимость определяется вкладом в теорию текста, в частности: расширением теории гипертекстового содержания новостных порталов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в журналистике, психологии групп, сфере рекламы и PR-технологий для иллюстрации принципов структурирования информации с целью максимального воздействия на реципиента сообщения. Полученные данные также могут быть задействованы для преподавания ряда дисциплин социально-гуманитарного цикла в вузах.
По теме диссертации опубликована статья в рецензируемом научном журнале «Теория языка и межкультурная коммуникация», а также результаты исследования представлены с докладом на X Международной научно-практической конференции «Вопросы языковой динамики, переводоведения и лингводидактики в когнитивном аспекте»:
Захарчук Е.А., Дмитриева Е.В. Формальные особенности гипертекста новостного веб-сайта (на примере электронной версии издания The Guardian) // Теория языка и межкультурная коммуникация. Рецензируемый электронный научный журнал. ФГБОУ ВО «Курский государственный университет». 2017. №2 (25). Режим доступа:http://tl-ic.kursksu.ru/pdf/025-005.pdf .
Дмитриева Е.В. Структурно-семантические особенности гипертекстового содержимого новостного портала (на примере сетевого издания CNN) // Вопросы общего языкознания и теории текста: сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. 285 с. С. 26-33
Структура диссертации включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении описывается актуальность изучаемой проблемы, определены предмет и объект исследования, сформулирована гипотеза и цель диссертационного исследования, представлены основные задачи и методы.
В первой главе исследования описаны основные подходы к определению новостного сайта, история его появления, характеристика гипертекста веб-сайта по структурно-семантическим признакам, а также особенности его вербального наполнения.
Вторая глава включает в себя практико-ориентированный анализ формальной структуры англоязычных новостных сайтов, выявление их структурно-семантических особенностей, а также создание когнитивной модели «идеального» новостного сайта с задействованием эмпирических методик.
В заключении подводится итог реализованного диссертационного исследования.
В данном диссертационном исследовании было рассмотрено понятие «новостной сайт» и подтверждено, что данный тип сетевых СМИ является одним из самых актуальных и часто посещаемых онлайн-ресурсов в настоящее время.
В период активной глобализации пользователи все чаще хотят быть в курсе происходящих событий, поэтому актуальность проведенной работы была обусловлена большой распространенностью новостных сайтов. Нами была изучения история появления и развития новостного онлайн-портала в контексте зарождения сети Интернет в целом, что обеспечило человечество необходимой и полезной информацией сегодня.
Были изучены структурно-семантические признаки гипертекстового содержимого новостных порталов, которые включали в себя основные формальные особенности контента сайта, а также индивидуальные семантические критерии.
Аналитическое рассмотрение формальной структуры и семантического наполнения указанных сайтов выявило индивидуальные особенности новостных порталов.
Было установлено, что ключевыми для анализа содержимого веб-сайтов являются понятия гипертекста и гипертекстуальности. В процессе реализации научно-исследовательской работы эти понятия получили дефиниции и были нами проанализированы. Помимо определения ключевых аспектов, была обозначена структура новостного портала, включающая в себя заголовочный комплекс (1-го и 2-го уровня) и «тело статьи».
В процессе изучения новостных порталов были определены основные подходы в представлении информации сетевыми СМИ. К ним относят: фрагментарность, развернутость, лаконичность, малую долю субъективизма и констатацию факта.
Изучая особенности вербального наполнения новостного веб-ресурса, мы отметили, что помимо текстового контента, в составе подобного сайта присутствуют мультимедийные форматы аудиального и визуального характера. Также следует обозначить, что контент новостного портала подразделяется на «hard news - soft news», а также «local news - foreign news».
После реализации теоретического аспекта научного изыскания было проведено эмпирическое исследование, которое включало в себя анализ формальной структуры англоязычных новостных сайтов.
Нами был проведен анализ ведущих информационных англоязычных СМИ: The Guardian (UK edition) и CNN (US edition). Помимо анализа формальной структуры англоязычных новостных сайтов, были выявлены особенности семантического наполнения рассматриваемых информационных порталов.
Был осуществлен сравнительный анализ этих двух электронных изданий, который выявил различия и сходства. Помимо сравнительного формального анализа был проведен семантический анализ, который позволил изучить и проанализировать контент данных ведущих англоязычных новостных сайтов.
Далее нами был проведен пилотажный эксперимент, который заключался в создании когнитивной модели «идеального сайта» на основе анкетирования читателей электронных образовательных порталов. Данная когнитивная модель учитывала предпочтения пользователей в плане смыслового наполнения, а также цветового и пространственного оформления материала.
Исследование читательских предпочтений показало, что оформление новостного портала должно производить впечатление как серьезного и престижного ресурса, контент должен быть разнообразным и содержать как текстовую информацию, так и мультимедийную; предпочтительная цветовая гамма должна содержать в себе цвета: желтый, зеленый и белый, ввиду того, что эти цвета наиболее приятны в восприятии человеческого глаза. По мнению потенциальных читателей, новостной портал должен быть структурированным, расположение информации должно быть слева, а так же обязательно наличие аннотаций к новостным статьям и форматирование заголовков.
Таким образом, нами были решены поставленные на этапе планирования научно-исследовательской работы задачи.
Проведенное исследование подтвердило верность сформулированной нами гипотезы: действительно, структурно-семантические особенности гипертекста новостного сайта отражают познавательные стратегии усвоения информации индивидом и нацелены на оптимизацию когнитивных затрат в процессе прочтения такого текста, подразумевающего не только пассивное восприятие, но и творческое соучастие в преобразовании гипертекстового содержимого.
В качестве перспектив развития данного научного изыскания видится проведение дальнейшей серии экспериментов, направленных на выявление особенностей восприятия гипертекстового содержимого новостных порталов респондентам, с целью усовершенствования и дополнения предложенной когнитивной модели.
Практическое применение результатов исследования заключается в составлении пошаговых рекомендаций для веб-разработчиков и редакторов новостных онлайн-порталов, позволяющих разработать методики для повышения эффективности функционирования веб-ресурсов.
В период активной глобализации пользователи все чаще хотят быть в курсе происходящих событий, поэтому актуальность проведенной работы была обусловлена большой распространенностью новостных сайтов. Нами была изучения история появления и развития новостного онлайн-портала в контексте зарождения сети Интернет в целом, что обеспечило человечество необходимой и полезной информацией сегодня.
Были изучены структурно-семантические признаки гипертекстового содержимого новостных порталов, которые включали в себя основные формальные особенности контента сайта, а также индивидуальные семантические критерии.
Аналитическое рассмотрение формальной структуры и семантического наполнения указанных сайтов выявило индивидуальные особенности новостных порталов.
Было установлено, что ключевыми для анализа содержимого веб-сайтов являются понятия гипертекста и гипертекстуальности. В процессе реализации научно-исследовательской работы эти понятия получили дефиниции и были нами проанализированы. Помимо определения ключевых аспектов, была обозначена структура новостного портала, включающая в себя заголовочный комплекс (1-го и 2-го уровня) и «тело статьи».
В процессе изучения новостных порталов были определены основные подходы в представлении информации сетевыми СМИ. К ним относят: фрагментарность, развернутость, лаконичность, малую долю субъективизма и констатацию факта.
Изучая особенности вербального наполнения новостного веб-ресурса, мы отметили, что помимо текстового контента, в составе подобного сайта присутствуют мультимедийные форматы аудиального и визуального характера. Также следует обозначить, что контент новостного портала подразделяется на «hard news - soft news», а также «local news - foreign news».
После реализации теоретического аспекта научного изыскания было проведено эмпирическое исследование, которое включало в себя анализ формальной структуры англоязычных новостных сайтов.
Нами был проведен анализ ведущих информационных англоязычных СМИ: The Guardian (UK edition) и CNN (US edition). Помимо анализа формальной структуры англоязычных новостных сайтов, были выявлены особенности семантического наполнения рассматриваемых информационных порталов.
Был осуществлен сравнительный анализ этих двух электронных изданий, который выявил различия и сходства. Помимо сравнительного формального анализа был проведен семантический анализ, который позволил изучить и проанализировать контент данных ведущих англоязычных новостных сайтов.
Далее нами был проведен пилотажный эксперимент, который заключался в создании когнитивной модели «идеального сайта» на основе анкетирования читателей электронных образовательных порталов. Данная когнитивная модель учитывала предпочтения пользователей в плане смыслового наполнения, а также цветового и пространственного оформления материала.
Исследование читательских предпочтений показало, что оформление новостного портала должно производить впечатление как серьезного и престижного ресурса, контент должен быть разнообразным и содержать как текстовую информацию, так и мультимедийную; предпочтительная цветовая гамма должна содержать в себе цвета: желтый, зеленый и белый, ввиду того, что эти цвета наиболее приятны в восприятии человеческого глаза. По мнению потенциальных читателей, новостной портал должен быть структурированным, расположение информации должно быть слева, а так же обязательно наличие аннотаций к новостным статьям и форматирование заголовков.
Таким образом, нами были решены поставленные на этапе планирования научно-исследовательской работы задачи.
Проведенное исследование подтвердило верность сформулированной нами гипотезы: действительно, структурно-семантические особенности гипертекста новостного сайта отражают познавательные стратегии усвоения информации индивидом и нацелены на оптимизацию когнитивных затрат в процессе прочтения такого текста, подразумевающего не только пассивное восприятие, но и творческое соучастие в преобразовании гипертекстового содержимого.
В качестве перспектив развития данного научного изыскания видится проведение дальнейшей серии экспериментов, направленных на выявление особенностей восприятия гипертекстового содержимого новостных порталов респондентам, с целью усовершенствования и дополнения предложенной когнитивной модели.
Практическое применение результатов исследования заключается в составлении пошаговых рекомендаций для веб-разработчиков и редакторов новостных онлайн-порталов, позволяющих разработать методики для повышения эффективности функционирования веб-ресурсов.
Подобные работы
- Структурно-семантические особенности неологизмов в английских Интернет-ресурсах о моде как средство расширения лексического запаса учащихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - Особенности перевода англоязычных неологизмов в СМИ на русский язык
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Достижение адекватности при переводе контента сайтов оздоровительного туризма с английского языка на русский
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Функционально-стилистический анализ англоязычных текстов новостных интернет- сообщений
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - МАНИПУЛЯТИВНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ НОВОСТНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ BBCИ EL PAIS)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА УСТОЙЧИВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Сохранение средств аксиологической модальности при переводе кинорецензий с английского языка на русский
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - СПОСОБЫ ПЕРЕВОДА ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ НА МАТЕРИАЛЕ
АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ПРЕССЫ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Использование аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021



