Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА

Работа №70396

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2016
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
382
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА 9
1.1. Особенности формирования интереса к музыкальной деятельности у
детей дошкольного возраста 9
1.2. Полихудожественный подход: сущность, содержание
1.3. Педагогические условия формирования интереса к музыкальной деятельности у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода 32
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА
2.1. Диагностика уровня сформированности интереса к музыкальной
деятельности у детей старшего дошкольного возраста 46
2.2. Содержание работы по формированию интереса к музыкальной
деятельности у старших дошкольников на основе полихудожественного
подхода 56
2.3. Анализ результатов опытно-практической работы 68
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Приложения 82

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к музыке и музыкальной деятельности как компонента музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом, одна из проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что целенаправленное формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности, творческих способностей и наклонностей, музыкального вкуса каждого конкретного человека, начиная с самого раннего возраста создает фундамент музыкального воспитания в целом.
Музыкальное воспитание занимает одно из ведущих мест в образовательном процессе дошкольной организации - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие. Содержание музыкального воспитания включает приобщение дошкольников к разным видам музыкальной деятельности, развитие музыкальных способностей, потребности и интереса к музыке, формирование основ музыкальной культуры.
Очевидно, что музыкальная культура личности не формируется сама по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного процесса, начинающегося с самого раннего возраста.
Проблема музыкального развития детей рассматривалась в трудах многих педагогов-музыкантов - Б.В. Асафьева, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Н. А. Бергер, Л.Г. Дмитриевой, Е.А. Дубровской, Д.Б. Кабалевского, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяр, Н.М. Черноиваненко, Б.Л. Яворского и других.
Различным аспектам музыкального воспитания дошкольников посвящены исследования Ю.Б. Алиева, Н.А. Ветлугиной, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской, А.Н. Зиминой, О.П. Радыновой, О.Н.
Проблема взаимодействия искусств в художественном образовании нашла отражение в концепциях преподавания музыки и изобразительного искусства (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский) (14,56., 31,76).
Идея необходимости введения в процесс музыкального и художественного образования разных видов искусств прослеживается в трудах таких авторов, как О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, А.А. Мелик- Пашаев, С.Т. Шацкий и др. (3,54., 28,87).
В начале ХХ столетия виднейшие русские ученые (А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, В.Н. Шацкая, С.Т. Шацкий и др.) предлагали пути художественного воспитания дошкольника с опорой на творчество в разных видах художественной деятельности. В педагогической практике исследователи рекомендовали использовать взаимодействие нескольких видов искусства, реализуемое в игре, свободном творчестве и трудовой деятельности детей.
С середины ХХ века наблюдается повышенный интерес к проблеме взаимодействия искусств в художественном образовании. В научных трудах с одной стороны, подчеркивали необходимость синтезирования разных видов искусств, а с другой стороны, сохранения суверенности каждого его вида. (51,154)
В 80-е годы ХХ века педагогический аспект проблемы взаимодействия искусств разрабатывался Б.П. Юсовым. Этим же автором впервые был использован термин «полихудожественный подход», сущность которого заключалась в организации такого художественного образования детей, которое позволяло ребенку освоить внутреннее родство разнообразного художественного проявления на уровне творческого процесса (Б.П. Юсов).(55, 89)
Полихудожественный подход понимается нами как концептуальная идея о необходимости включения ребенка в разные виды музыкально-художественной деятельности - способа взаимодействия человека с различными видами искусств: музыкой, изобразительной деятельностью, театральной деятельностью, художественной литературой и другими.
В работах различных авторов, продолжающих разработку понятия «полихудожественный подход», оно рассматривалось как взаимосвязь методов, способствующих усвоению ребенком искусства (Е.И. Зуйкова, И.Н.Клюева, Т.И. Сухова), как целостный процесс художественного воспитания (Б.А.Столяров, Ю.Н. Протопопов), как гармоничная система вхождения ребенка в процесс обучения и постепенное освоение культурного наследия, как раскрытие своего творческого потенциала и самореализации в творчестве (Е.А.Ермолинская), как сложный структурный процесс, возникающий на основе взаимосвязи искусств, требующий научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения (Н.П. Саккулина) (20, 192).
Выход на интеграцию искусств становится типичным явлением в дея-тельности педагогов дошкольного образования, но, часто, в силу недостаточной теоретической и методической подготовленности по этому вопросу он носит поверхностный характер, характер догадки, практических поисков, а привлечение разных видов искусства осуществляется чаще всего на иллюстративном уровне.
Таким образом, выявились противоречия между:
- объективной потребностью общества в формирования основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной готовностью педагогов к реализации ее в современной дошкольной образовательной организации;
Указанные противоречия и ряд нерешенных проблем в связи с современными требованиями к дошкольному образованию обусловили актуальность исследования и определили выбор его темы: «Формирование интереса к музыкальной деятельности у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода».
На основании вышеизложенного нами была сформулирована проблема исследования: при каких педагогических условиях формирование интереса к музыкальной деятельности у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода будет эффективным.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс формирования интереса к музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования интереса к музыкальной деятельности у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирования интереса к музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть сущность и содержание полихудожественного подхода.
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия формирования интереса к музыкальной деятельности у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода.
- организация полихудожественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия искусств;
- включение детей старшего дошкольного возраста в обогащение музыкальной предметно-пространственной среды детского сада;
- активное сотрудничество и взаимодействие педагогов детского сада и семьи.
Теоретико-методологической базой исследования являются:
- культурно-историческая концепция, в рамках которой развитие личности определяется и осуществляется социально-культурным контекстом, влиянием исторически развивающейся культуры (Л.С. Выготский);
- теории музыкального воспитания детей дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О. П. Радынова, Г. А. Праслова и др.).
- концепции художественного образования (А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский,); идеи полихудожественного подхода к развитию дошкольников и «гуманитарного синтеза сфер познания» (Ю. У.Фохт- Бабушкин, Б. П. Юсов).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование, беседы, наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Этапы исследования:
I Этап (май - июнь 2015 гг.) - подготовительный: выбор темы исследования, поиск материала для теоретической части работы, изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования, поиск базы для проведения эксперимента.
II Этап (сентябрь - декабрь 2015 гг.) - анализ состояния проблемы формирования потребности в музыке и музыкальной деятельности у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода, анкетирование родителей, наблюдение и беседа с детьми, разработка содержания работы по формированию интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на основе полихудожественного подхода, проведение констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента, внедрение плана работы в образовательный процесс МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 г.Шебекино Белгородской области».
III Этап (январь - апрель 2016 гг.) - проведение контрольного этапа эксперимента, обобщение и анализ результатов опытно-практической работы, оформление результатов исследования в виде выпускной квалификационной работы.
База исследования: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 г. Шебекино Белгородской области».
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Апробация исследования: Материалы исследования были представлены на секционном заседании студенческой научной конференции «Социально-личностное развитие ребенка в системе дошкольного образования» в рамках проведения недели науки на кафедре дошкольного и специального (дефектологического) образования НИУ «БелГУ», 6 апреля 2016 г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности у детей одна из проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что целенаправленное формирование интереса к музыкальной деятельности, творческих способностей и наклонностей, музыкального вкуса и музыкальной культуры каждого конкретного человека, начиная с самого раннего возраста создает фундамент музыкального и эстетического воспитания в целом.
Проблемами музыкального воспитания и развития детей рассматривалась в трудах многих педагогов-музыкантов - Б.В. Асафьева, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Н. А. Бергер, Л.Г., А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской, Дмитриевой, Е.А. Дубровской, Д.Б. Кабалевского, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяр, Н.М. Черноиваненко, Б.Л. Яворского и других.
Процесс формирования интереса к музыке и музыкальной деятельности у дошкольников находится в диалектическом единстве с и другими компонентами музыкально-эстетического сознания (потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки), которые развиваются как в образовательном процессе, так и в постоянной деятельности человека. Формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности как интегративного (эмоционально-интеллектуально-волевое) образования, подразумевает процесс длительного, систематического, целенаправленного процесса развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания.
Современная образовательная практика диктует необходимость активного привлечения различных видов искусства к процессу музыкального
Полихудожественный подход к организации образовательного процесса является эффективным направлением современной педагогики, который позволяет решать такие задачи как «раскрепощение» ребенка, снятие психологического напряжения, развитие образного мышления детей и самостоятельности в работе. Его суть заключается во взаимодействии, интегрированности, комплексности используемых в педагогическом процессе в дошкольной образовательной организации различных видов искусств и музыкально-художественной деятельности с целью нравственного, художественного, музыкального и эстетического развития и воспитания ребенка.
В своей работе мы опирались на полихудожественный подход, который, как мы предполагаем, способствует формированию интереса к музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста при создании педагогических условий:
- организация полихудожественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия искусств;
- включение детей старшего дошкольного возраста в обогащение музыкальной предметно-пространственной среды детского сада;
- активное сотрудничество и взаимодействие педагогов детского сада и семьи.
Для реализации заявленных педагогических условий, было разработано и апробировано содержание работы по формированию интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на основе полихудожественного подхода по запланированным задачам с учетом индивидуальных особенностей детей.
Также мы выяснили, что педагогические условия должны быть реализованы в их совокупности и тесном взаимодействии друг с другом, только тогда будет происходить активное формирование интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Все условия взаимосвязаны друг с другом, несоблюдение одного из названных условий приводит к невозможности реализации полихудожественного подхода в целом в системе образовательного процесса ДОО. В реализацию полихудожественного подхода должны участвовать все субъекты образовательного процесса: дети, педагоги, родители.
Деятельность педагога в условиях модернизации дошкольного образования чрезвычайно сложная, но и широкой эрудиции, педагогического мастерства, готовности к изменениям и самообразованию. Именно от педагога, от его профессионализма, мировоззрения и личностных качеств зависит успех или неудача при внедрении любой педагогической системы, теории, концепции. Опираясь на полихудожественный подход в формировании интереса к музыкальной деятельности у старших дошкольников, воспитатель должен дать представление о специфике различных видов искусства, особенностях их выразительных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все взаимосвязано.
Основные положения и выводы, содержащиеся в дипломной работе, дают основание считать, что гипотеза и задачи исследования решены.



1. Алексеева В.П. , Глазачева С.И, Максимова Л.В., Маркович Д.Ж., Реймерс Н.Ф. Построение развевающей среды в дошкольных учреждениях. - М.: Изобразительное искусство, 1986. - 356 с.
2. Антонова А.В. Интегративные процессы в художественной культуре и воспитания // Детский сад от А до Я. - 2004. - №6. - С.50-54.
3. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - 2-е изд. - Л.: музыка, 1973. - 144с.
4. Береснева З.И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ // Управление ДОУ.-2006. - №2 - С .60-70.
5. Большой толковый словарь русского языка: Ок. Б79 60 000 слов / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. — 1268, [12] с.
6. Бочарова, Н.Е. Как приобщить детей к искусству. Дошкольное образование. -2002. -№ 11.-С.11-15
7. Ванслов, В.В. Что такое искусство /В.В. Ванслов. - М.:
Изобразительное искусство, 1989. - 326 с.
воспитании детей различных возрастных групп. Сб. научных трудов. -
8. Гердт, Н. Интеграция искусства. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7 - С.42-46
9. Гогоберидзе А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 428 с.
10. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей
дошкольного возраста /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.:
Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
11. Груздова И.В., Лютова Е.К., Никитина Е.В. Навстречу музыке:
12. Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка // Справочник музыкального руководителя. - 2014. - №2. - С. 5-7.
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования // Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнщева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 352с.
дошкольного возраста. - СПб.: Детство - пресс, 2005. - 350
дошкольного образования // Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд. Испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -368с.
14. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе.- М.: Педагогика, 1973. -334 с.
15. Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет. - М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 112 с.
16. Кватерчук О.В. Педагогические условия развития познавательного интереса к музыкальной деятельности у старших дошкольников.
17. Климова Е.П. Художественно - эстетическое развитие дошкольников. - М.: Просвещение, 2001. - 126 с.
18. Козлова С. А., Дошкольная педагогика: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
19. Комарова Т.С. Зацепина М.Б. Художественная культура.
Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет - М.: Просвещение, 2001. - 90 с.
20. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.-М.: просвещение 1982.-205с.
21. Комарова Т.С. О взаимосвязи искусств в воспитании детей // Дошкольное воспитание. -1995.- №5.- С. 18-24.
22. Комарова Т.С. Программа эстетического воспитания дошкольников. Красота. Радость. Творчество. - М.: Просвещение, 2001. - 126 с.
23. Куликовская И. Пространственно-предметная среда развития
мировидения ребенка в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я. - 2005. - №4. - С.76-83.
24. Куревина О.А. Программа подготовки дошкольников по курсу «Синтез искусств». Общеобразовательная программа и пути ее реализации. - М.: Баласс, 1999.-Вып. 3. 125-131 с.
25. Курочкина Н. Изобразительное искусство и художественная
деятельность // Ребенок в детском саду. -СПб.: «Воспитание дошкольника», 2004 - №6, С.42-43
26. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка - дошкольника: «Росинка»: Программ.- метод, пособие / Л.В. Куцакова, СИ. Мерзлякова.- М.: Владос, 2004,- 368 с.
27. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
М.: Просвещение, 1978, 18-29.
28. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству. - М.: Просвещение, 1987. -345 с.
29. Мерзлякова СИ. Комплексные и интегрированные занятия
//Музыкальный руководитель. - 2008.- №4. С. 2-3.
30. Мерзлякова С.И., Куцакова Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: РОСИНКА: В мире прекрасного. - М., 2005. - 368 с.
Микляевой.-М.:Т.Ц. Сфера, 2013.-192 с.
31. Неменский Б.М. Воспитание искусством. - М.: Просвещение, 2000. - 340 с.
32. ОТКРЫТИЯ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Е. Г. Юдиной. М.: МОЗОИКА-СИНТЕЗ, 2015, - 160 с.
33. 0т рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа //Дошкольное воспитание. -1993.- № 3 - С.35-39.
34. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, П24 В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с: ил.
35. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина и др. - М.: Наука, 2003. - 211 с.
36. Погодина, С. Интеграция в развитии детского художественного творчества. По материалам программы «Шаг в искусство»// Дошкольное воспитание.-2013.-№8.- С.52-54.
37. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образование детей
38. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учеб.для студентов высш. учеб. заведений. - Дубна: Феникс +, 2011. - 352 с.
39. Радынова О.П., Копцева Т.А. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации. - М.,2014. -416 с.
40. Рыданова О.П. Произведения классической музыки в работе с детьми//Дошкольное воспитание. -М.: Просвещение, 1991 -№10, С.128.
с.Просвещение, 1988.
41. Самолдина, К.А., Маркова, Е.П. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников. - Новосибирск, НИПК и ПРО, 2007. - 65с.
42. Смирнова Е. О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды.//Дошкольное воспитание. - №4, 2016.
43. Тельчарова Р.А. Музыка и культура Москва.: 1986
44. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования // Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
45. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников / Под ред. Н.В. Микляевой.-М.:Т.Ц. Сфера, 2013.-192 с.
46. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников
47. Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет: программа, планирование, интегрированные занятия /авт.-сост. Н.Н. Леонова.- Волгоград: Учитель, 2014.-282с.
48.Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1992.- 126 с.
49.Чумичева, Р. М. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения.
50. Шишлянникова, Н.П. Интеграция искусств на уроках / Н.П.
51. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду:
интегрированный подход. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2007.¬144 с.
52. Шувалова Е.Е. Музыкальное развитие младших школьников в условиях взаимодействия искусств (Из опыта работы)/ «Образование и культура северо-запада России». Вестник северо-западного отделения РАО, Выпуск 5, СПб, 2000., с. 119-127.
53. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования
познавательных интересов учащихся / Г.И.Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.
54. Юсов, Б., Кабакова Е., Савенкова Л., Сухова Т. Живой мир искусства.
55. Юсов, Б.П. Изобразительное искусство. // Искусство в эстетическом
56. Яконюк, В. П. Развивающее обучение в классе фортепиано
(методические рекомендации) / В. П. Яконюк. - Минск, 2005. - 32 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ