Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Начальная общепедагогическая подготовка как средство формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности (на материале профильных педагогических классов)

Работа №28993

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы306
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
319
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение .................................................................................... 4-15
Глава I. Теоретические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности у учащихся профильных педагогических классов общеобразовательной школы
§1. Развитие идеи формирования профессионального
интереса к педагогической деятельности у учащихся общеобразовательной школы в зарубежной и отечественной теории и общеобразовательной практике ........................................ 16-28
§2. Психолого-педагогические основы формирования
профессионального интереса к педагогической деятельности у учащихся профильных педагогических классов общеобразовательной школы.............................................................. 28-41
§3. Модель личности выпускника профильных педагогических классов общеобразовательной школы......................... 41-53
Выводы по I главе ................................................................... 53-57
Глава II. Концептуальные основы начальной общепедагогической подготовки как средство формирования у учащихся профильных педагогических классов профессионального
интереса к педагогической деятельности
§1. Сущность начальной общепедагогической подготовки учащихся профильных педагогических классов общеобразовательной школы: теоретико-методологический аспект 58-73
§2. Педагогизация образовательной среды школы – необходимое условии эффективности функционирования начальной общепедагогической подготовки как средства формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности.............................................. 73-83
§3. Формирование у старшеклассников концепции "Я –
будущий учитель" – необходимое условие эффективности
функционирования начальной общепедагогической подготовки как средства развития у школьников профессионального интереса к педагогической деятельности........................... 83-94
§4. Анализ учебных программ по педагогике общеобразовательной школы (педагогический профиль) с позиций
обеспечения формирования у учащихся профессионального
интереса к педагогической деятельности средствами начальной общепедагогической подготовки. Концептуальные
основы экспериментальной программы "Введение в педагогику" ........................................................................................ 94-112
§5. Опыт работы общеобразовательной школы с педагогическим профилем по формированию у учащихся профессионального интереса к педагогической деятельности.............. 112-119
Выводы по II главе .................................................................. 120-124
Глава III. Экспериментальное исследование реализации
начальной общепедагогической подготовки как средства
формирования у учащихся профильных педагогических
классов общеобразовательной школы профессионального
интереса к педагогической деятельности
§1. Диагностика исходного уровня сформированности у
старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности (результаты констатирующего эксперимента) ..................................................................................... 125-144
§2. Эффективность функционирования начальной общепедагогической подготовки как средства формирования у
старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности (результаты формирующего эксперимента) ........................................................................................ 144-180
Выводы по III главе ................................................................ 180-184
Заключение ................................................................................ 185-190
Литература ................................................................................. 191-216
Приложения ............................................................................... 217-338-4

Актуальность исследования. Одной из главных задач российской системы образования является сегодня достижение нового
качества, что объективно необходимо в связи с тем, что образование становится одним из важнейших факторов экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного
хозяйства. В "Концепции модернизации российского образования
на период до 2010 года" отмечается, что с целью создания механизма устойчивого развития системы образования будет решаться одна
из следующих приоритетных задач: "достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования" [4, с.16].
Успешное решение обозначенной задачи определяется уровнем личностной и профессиональной культуры учителя, его профессиональной компетентностью.
Анализ научной и психологической литературы показал, что
эффективность образовательно-воспитательного процесса в высшей
педагогической школе зависит, прежде всего, от профессиональной
направленности поступающих в педагогические вузы абитуриентов,
осознанного выбора ими профессии учителя.
Исследованиями отечественных ученых педагогов установлено, что менее 50% студентов педагогических заведений выбирают
профессию сознательно; у 46,2% абитуриентов преобладают мотивы, не содержащие педагогической направленности. Многие абитуриенты не имеют объективного представления о профессии учителя, о гражданском назначении и содержании его труда; среди будущих учителей по-прежнему мало юношей (В.И. Журавлев,-5-
В.А. Сластенин и др.). Отсюда и последующие разочарование выбором: только 20-25% студентов педвузов к последнему курсу считают, как отмечает A.M. Лушников, учительство призванием [141,
с.213].
Таким образом, необходимым условием повышения качества
профессионального образования в педвузе является формирование
у поступающих в высшую школу абитуриентов устойчивого профессионального интереса к педагогической деятельности.
Большими возможностями в контексте решения обозначенной
задачи обладают в данном аспекте педагогические гимназии и профильные педагогические классы общеобразовательных учреждений.
Значимость этих образовательных учреждений возрастает в
русле решения задачи, обозначенной в "Концепции модернизации
российского образования задачи по созданию системы" специализированной подготовки (профильное обучение) в старших классах
общеобразовательной школы" [8, с.4]. Одной из основных целей
перехода к профильному обучению является следующая: "расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ
высшего профессионального образования" [9, с.5].
Изучение исследований психологов (В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и др.) и педагогов
(В.А. Сластенин, Г.И. Щукина и др.) показало, что необходимым
условием обозначенного выбора старшеклассникам учительской
профессии является формирование у них устойчивого профессионального интереса к педагогической деятельности.
Изучение научной литературы, опыта работы профильных педагогических классов общеобразовательной школы, педагогических-6-
гимназий показал, что важным средством формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности является начальная общепедагогическая подготовка.
В научной психолого-педагогической литературе и диссертационных исследованиях достаточно глубоко изучено влияние
отдельных элементов начальной общепедагогической подготовки на
успешность формирования у старшеклассников профессионального
интереса к педагогической деятельности. В работах В.А. Сластенина раскрыты теоретические основы профессионально-педагогической ориентации молодежи как системы управления мотивами выбора учительской профессии и осуществление ее в рамках факультативных курсов для учащихся IX-X (ХI) классов [221, с.127,138].
В современных диссертационных исследованиях (1994-
2002 гг.) раскрыт широкий круг вопросов, направленных на решение проблем подготовки учащихся к выбору профессии учителя. В
исследованиях А.С. Агафоновой, Л.А. Амировой, Т.В. Аникаевой и
др. изучены вопросы, связанные с обоснованием индивидуализации
обучения школьников при их подготовке к выбору профессии, а
также обеспечения непрерывности профессионального образования;
раскрыты особенности педагогических классов как наиболее успешно зарекомендовавших себя форм довузовской подготовки учащихся к педагогической деятельности (Л.А Бойко [31], С.А. Воронина [48], В.И. Ревякина [201], Е.М. Фендакова[243]). Ученые исследовали условия развития у учащихся педагогической направленности (Н.Ю. Бугакова [37], Т.А. Горлова [61] и др.) и профессиональных интересов к профессии учителя (В.В. Арнаутов [16],
С.А. Воронина [48], В.И. Семенова [213] и др.).
Однако в этих работах начальная общепедагогическая подготовка как целостная система рассматривается недостаточно полно.-7-
Анализ современной педагогической практики показывает
наличие противоречия между необходимостью индивидуализации
обучения старшеклассников, ориентирующихся на учительскую
профессию как сферу профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью научно-теоретических основ формирования у них профессионального интереса к педагогической деятельности средствами начальной общепедагогической подготовки.
Отсюда возникает проблема исследования: каковы дидактические условия эффективности функционирования начальной общепедагогической подготовки как средства формирования у учащихся профильных педагогических классов общеобразовательных
школ профессионального интереса к педагогической деятельности?
Цель исследования: теоретически и экспериментально выявить дидактические условия эффективности функционирования
начальной общепедагогической подготовки как средства формирования у учащихся профильных педагогических классов общеобразовательных школ профессионального интереса к педагогической
деятельности.
Объект исследования: формирование у старшеклассников
профильных педагогических классов общеобразовательных школ
профессионального интереса к педагогической деятельности средствами начальной общепедагогической подготовки.
Предмет исследования: дидактические условия эффективности функционирования начальной общепедагогической подготовки
как средства формирования у старшеклассников профессионального
интереса к педагогической деятельности.
Гипотеза исследования: начальная общепедагогическая подготовка будет способствовать успешному формированию и развитию у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности при соблюдении в образовательно-воспита--8-
тельном процессе школы как целостной социально-педагогической
системы следующих дидактических условий:
− целенаправленной ориентации процесса функционирования
педагогической системы школы и начальной общепедагогической
подготовки как одного из ее компонентов на формирование у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности как одной из важных задач образовательно-воспитательной работы школы;
− педагогизации образовательной среды школы, ориентированной на формирование у старшеклассников профессионального
интереса к педагогической деятельности на основе и в тесной связи
с развитием у них устойчивого познавательного интереса к деятельности учителя;
− формирования у старшеклассников концепции "Я – будущий учитель" как условия и результата формирования у них профессионального интереса к педагогической деятельности.
Задачи исследования:
1. Разработать концептуальные основы и модель начальной
общепедагогической подготовки как средства формирования у учащихся профильных педагогических классов общеобразовательной
школы профессионального интереса к педагогической деятельности.
2. Выявить и обосновать: а) пути формирования у старшеклассников концепции "Я – будущий учитель"; б) сконструировать модель выпускника профильных педагогических классов.
3. Определить пути педагогизации образовательной среды
общеобразовательной школы (с педагогическим профилем).
4. Разработать экспериментальную программу "Введение в
педагогику" для учащихся профильных педагогических классов об--9-
щеобразовательной школы.
5. Экспериментально проверить эффективность осуществления начальной общепедагогической подготовки как средства формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности с учетом обозначенных в гипотезе дидактических условий.
Методологической основой исследования являются философские положения о противоречиях как движущей силе развития;
о влиянии макро- и микросреды на процесс развития личности; о
ведущей роли деятельности в развитии личности; о единстве теории
и практики; о творческой активности личности, а также труды отечественных ученых по теории и методологии педагогики.
Теоретические основы исследования. Основаниями нашего
исследования являются: теория формирования личности учителя
(О.А. Абдуллина, Ю.К. Бабанский, Н.В. Кузьмина, Н.Н. Кулюткин,
А.И. Пискунов, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов); теоретические основы профессиональной ориентации молодежи (А.Е. Голомшток,
Е.А. Климов, К.К. Платонов, В.Ф. Сахаров, С.Н. Чистякова и др.);
концептуальные основы разработки модели личности будущего
учителя и выпускников общеобразовательной школы (Ф.Н. Гоноболин, В.В. Николина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.); теоретические основы становления Я-концепции в юношеском возрасте (Р. Бернс, И.С. Кон, В.А. Крутецкий и др.); педагогические концепции о школе как об открытой педагогической системе (В.П. Беспалько, В.С. Лазарев, М.Н. Поташник и др.); дидактическая теория
межпредметных связей (Д.И. Зверев, Л.В. Загрекова, В.М. Максимова, В.Н. Федорова); выработанные в отечественной педагогике
представления о педагогической технологии (В.П. Беспалько,
Л.В. Загрекова, Н.М. Зверева, М.В. Кларин, Г.К. Селевеко); кон--10-
цепция профессионального самоопределения будущего учителя
(А.Я. Журкина, Ф.В. Повшедная и др.); психологические
(С.П. Крегжде, В.А. Крутецкий и др.) и педагогические основы формирования интереса к профессиональной деятельности (С.А. Воронина, С.Я. Батышев, Е.А. Казачкова, А.И. Удалов и др.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


В результате проведенного теоретико-экспериментального
исследования были получены следующие научные результаты:
1. Раскрыты теоретико-методологические основы и объективные предпосылки изучения педагогической наукой профессионального интереса у учащихся к педагогической деятельности как
явления реальной действительности. Историко-педагогическую основу исследования составляют идеи зарубежных (А.Д. Дистервег,
Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци и др.) и отечественных (А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.) педагогов о ведущих
условиях формирования профессионального интереса у учащихся к
педагогической деятельности и личноностно-значимых качеств будущего учителя, о значении интереса в профессиональном и общекультурном развитии личности. Показано, что углубленная разработка теоретических основ формирования у учащихся профессионального интереса к педагогической деятельности в отечественной
педагогике советского периода получила в 60-80 гг. XX в. в рамках
изучения вопросов профориентации учащихся общеобразовательной школы. На современном этапе развития педагогической теории
и образовательной практики в связи с переходом на новые социально-экономические отношения ведущим направлением исследования
проблемы формирования профессионального интереса у детей и
молодежи является изучение сущности профессионального самоопределения учащихся как процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности.
2. Необходимую теоретико-методологическую основу исследования составляют современные идеи, теоретические концепции
философских, социологических, психологических и педагогических
наук о сущности профессионального интереса как одного из самых- 186 -
лабильных психологических свойств личности, современное воздействие на которые является одной из ведущих задач профориентационной работы в школе. В работе раскрыта сущность психологической концепции системно-структурного подхода к пониманию
личности, в контексте которой выделяется в качестве главной характеристики структуры личности ее направленность. Направленность личности может проявляться по-разному: одним из ее видов
является профессиональная направленность. Можно говорить о
профессиональной направленности и в тех случаях, когда человек
только намеревается выбрать профессию. Профессиональная направленность в этом случае выражена в том, что человек проявляет
намерение выбрать данную профессию, в мотивах ее выбора. В логике данных рассуждений в диссертации рассматривается профессионально-педагогическая направленность как важнейшая характеристика структуры личности будущего учителя.
3. В диссертационном исследовании сущность формирования
у учащихся устойчивого профессионального интереса к педагогической деятельности рассматривается в контексте современных концепций о профессиональном самоопределении школьников. Доказано, что познавательные и профессиональные интересы старшеклассников к педагогической деятельности необходимо формировать в тесной взаимосвязи и в комплексе. Профессиональный, педагогический интерес к педагогической деятельности – это стремление учащихся к познанию объектов или явлений педагогической
действительности, к овладению основными элементами профессионально-педагогической деятельности, ее базовыми теоретикометодологическими основами, умениями и навыками. Профессиональный интерес к педагогической деятельности как один из видов
профессионального интереса вообще, является глубоко личностным- 187 -
интегральным образованием и представляет собой совокупность
трех основных компонентов: эмоционального, интеллектуальнопознавательного и волевого.
4. В диссертационном исследовании на основе методов моделирования и профессиографического подхода, анализа научной
философской, социологической, психологической и педагогической
литературы разработана модель личности выпускника профильных
педагогических классов общеобразовательной школы как цели и результата функционирования образовательной системы школы и начальной общепедагогической подготовки школьников как одного из
ее компонентов. Структура личности выпускника школы включает
следующие три взаимосвязанных блока: I блок – "Характерологические особенности личности"; II блок – "Система элементарных
базисных общепедагогических умений и навыков"; III блок – "Основные элементарные базисные общепедагогические умения и навыки".
5. Анализ тенденций развития современной педагогической
теории и образовательной практики, обобщения опыта общеобразовательных школ с педагогическим профилем позволил определить
необходимые условия, соблюдения которых обеспечит успешное
выполнение этими учреждениями личностного (учащихся и их родителей), общественного и государственного заказа по подготовке
учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.
Исследованием установлено, что ведущим средством формирования
у старшеклассников профессиональных интересов к педагогической
деятельности является общепедагогическая подготовка.
6. В диссертации разработана концепция и модель начальной
общепедагогической подготовки как средства формирования у
старшеклассников профессионального интереса к педагогической- 188 -
деятельности с позиций таких общеметодологических принципов,
как системный, деятельностный и личностный подходы. Начальная
общепедагогическая подготовка в русле обозначенных подходов
представляет собой социально-педагогическую систему, ориентированную на развитие личности ученика как субъекта образовательной и своей будущей профессионально-педагогической деятельности на всех уровнях ее функционирования: социальнопедагогическом; организационно-педагогическом (дидактическом);
личностно-деятельностном. Ведущими функциями начальной общепедагогической подготовки являются следующие: образовательная, воспитательная, развивающая, профориентационная, координирующая. В диссертации разработана экспериментальная программа профильного курса "Введение в педагогику" как одного из
ведущих компонентов начальной общепедагогической подготовки.
Экспериментально доказана доступность ее содержания сознательному усвоению учащимися X-XI профильных классов общеобразовательной школы.
7. На основе изучения научной философской, социологической, психолого-педагогической литературы о роли среды в формировании и развитии личности в работе рассматривается образовательная среда школы как окружающее человека социальнопедагогическое пространство, зона непосредственной активности
индивида как участника образовательного процесса, его ближайшего развития и действий. Она должна быть спроектирована, хорошо
организована и построена. Исследование показало, что проектирование образовательной "творческой среды" (по В.П. Ясвину) профильных педагогических классов общеобразовательной школы, управление этой средой должно быть связано с ее педагогизацией как
необходимым условием эффективности функционирования на-- 189 -
чальной общепедагогической подготовки. Педагогизация образовательной среды ориентирована на формирование у учащихся профессионального интереса к педагогической деятельности и развитие
у них личностно-значимых качеств будущего учителя через все
элементы начальной общепедагогической подготовки и образовательного процесса в целом.
8. В диссертации на основе анализа научной психологической и педагогической литературы о сущности "Я-концепции" личности, ее структуры, теоретических положений ученых-психологов
о "Я-концепции" как элементе профессионального самосознания
учителя рассмотрены особенности концепции старшеклассника "Я –
будущий учитель". Концепция старшеклассников "Я – будущий
учитель" – это относительно устойчивая, в большей или меньшей
степени осознанная, переживаемая система представлений индивида о самом себе как о будущем учителе. Образ собственного "Я" как
будущего учителя включает когнитивный, эмоциональный, оценочно-волевой компоненты. Основными составляющими концепции "Я
– будущий учитель" являются: реальное – Я, идеальное – Я, динамическое – Я, фантастическое – Я. В диссертации выявлены основные пути формирования у старшеклассников концепции "Я – будущий учитель" в образовательном процессе школы (педагогический
профиль), определена роль в обеспечении успешности функционирования начальной общепедагогической подготовки.
9. В ходе исследования доказана педагогическая целесообразность соблюдения при организации и осуществлении начальной
общепедагогической подготовки выявленных нами дидактических
условий. В диссертации доказано, что соблюдение этих условий
стимулирует эффективность реализации всех функций начальной
общепедагогической подготовки и обеспечивает высокий уровень- 190 -
качества результата (высокий уровень усвоения элементарных базисных педагогических знаний и профессионально-педагогических
умений старшеклассников, развитие их познавательной активности
и познавательной самостоятельности при изучении особенностей
педагогической профессии и формировании концепции "Я – будущий учитель"), что в целом способствует формированию у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности на достаточно высоком уровне.
Проведенное исследование выявило ряд новых проблем, требующих решения: это углубленное исследование проблемы функционирования начальной общепедагогической подготовки в системе
профильная общеобразовательная школа (педагогический профиль)
– вуз на основе принципов системности и преемственности; исследование роли педагогизации образовательной среды в формировании профессионально важных свойств и характеристик личности
выпускника общеобразовательной школы в связи с их профессиональным самоопределением.- 191 -


Закон Российской Федерации "Об образовании". - М.: Новая школа, 1992. - 61с.
2. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования // Народное образование. - 1997. -
№8. - С.4-19.
3. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации // Вестник образования. - 1997. - №5. - С.39-48.
4. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // Народное образование. - 2000 - №2. -
С.9-26.
5. Программа развития воспитания в системе образования
России на 1999-2001 годы // Народное образование. - 2000. - №1. -
С.236-259.
6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Учительская газета. - 2000. - №43. - С.6-7.
7. Федеральная программа развития образования // Вестник
образования. - 2000. - №12. - С.3-70.
8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования: Сборник приказов и инструкций Министерства образования. - 2002. - №6. - С.11-40.
9. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Дидакт. - 2002. - №5. - С.4-23.
10. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в
системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение,
1990. - 108с.
11. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия: Ра-- 192 -
ритет, 1997. – 702с.
12. Агафонова А.С. Адаптация выпускников педагогических
классов к условиям профессионального обучения в вузе: Дис. …
канд. пед. наук. - Тула, 1997. - 183с.
13. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении:
Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров общеобразовательных школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов
пед. ин-тов / Г.И. Щукина, В.Н. Липник, А.С. Роботова и др.; Под
ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 176с.
14. Амирова Л.А. Подготовка старшеклассников к выбору
профессии в условиях современных социально-экономических отношений (аксиологический подход): Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Уфа, 1997. - 18с.
15. Аникаева Т.В. Образовательная среда школы как условие
профессионального самоопределения старшеклассников: Автореф.
дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2001. - 20с.
16. Арнаутов В.В. Развитие интереса к профессии учителя у
студентов педколледжа в условиях учебно-научно-педагогического
комплекса: Дис. … канд. пед. наук. - Волгоград, 1995. - 207с.
17. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367с.
18. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - М.: Политиздат, 1981. - 432с.
19. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 254с.
20. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. - М.: Педагогика, 1982. - 192с.
21. Беличева С.А. Школа-микрорайон - предмет психолого-- 193 -
педагогического исследования // Советская педагогика. - 1991. - №2.
- С.49-54.
22. Белоусов П.А. Проблема личностных качеств в структуре
марксистского учения о природе человека // Философские и социологические проблемы формирования социальной активности личности. - Владимир: ВГПИ, 1989. - С.26-36.
23. Берельковский И.В. Создание Нижегородского педагогического института // Педагогическое обозрение. - Н.Новгород, 1998. -
№3 - С.149-155.
24. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. /
Общ. ред. и вступ. ст. с.5-24 В.Я. Пимповского. - М.: Прогресс, 1986.
- 420с.
25. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высш.
шк., 1989. - 141с.
26. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -
М.: Педагогика, 1989. - 190с.
27. Бессараб В.Ф. Формирование интереса к профессии у учащихся средних ПТУ в процессе изучения специальной технологии:
Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Челябинск, 1981. - 18с.
28. Блауберг И.В., Юдин Б.Г. Понятие целостности и его роль
в научном познании. - М.: Знание, 1972. - 48с.
29. Боброва В.Г. Интерес советских школьников к профессии
учителя: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Ярославль, 1953. - 26с.
30. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Междунар. ред. акад., 1995. - 209с.
31. Бойко Л.А. Педагогические основы подготовки учащихся к
выбору профессии учителя: Дис. … канд. пед. наук. - Минск, 1981. -- 194 -
195с.
32. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. - М.: Просвещение,
1985. - 144с.
33. Бондаревский В.Б. Развитие интересов и склонностей учащихся старших классов к определенным предметам школьного обучения. - Пермь, 1960. - 107с.
34. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностноориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - №4. - С.29-35.
35. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учеб. для вузов. -
СПб.: Питер, 2000. – 304 с.
36. Братко А.А. Моделирование психики. - М.: Наука, 1969. -
174с.
37. Бугакова Н.Ю. Педагогические условия формирования развития готовности старшеклассников к выбору профессии: Дис. …
канд. пед. наук. - Калининград, 1977. - 114с.
38. Бухарина Т.Л. Формы и методы развития профессионального интереса у учащихся при выборе профессии: Дис. … канд. пед.
наук. - М., 1987. - 195с.
39. Валицкая А.П. Философские основы современной парадигмы образования // Педагогика. - 1997. - №3. - С.15-19.
40. Василькова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики:
Записки журналиста. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1989. - 144с.
41. Витиньш В.Ф. Реформа школы и профессиональная ориентация школьников. - М.: Педагогика, 1988. - 120с.
42. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш.
пед. учеб. заведений. - М.: Изд-й центр "Академия", 1999. - 168с.
43. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. - Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1966. - 342с.- 195 -
44. Волкова В.О. Философская модель учебного действия // Педагогическое обозрение. - 1994. - №1. - С.46-49.
45. Волкова Н.Г. Педагогические классы: пробы и перспективы
// Радянская школа. - 1986. - №6. - С.79-81.
46. Волошин С., Чистякова С.Н. Использование метода профессиональных проб в профконсультационной работе с учащимися
старших классов // Школьные технологии. - 1999. - №4. - С.306-309.
47. Воробьева Г.А. Качественный анализ интереса к профессии
учителя у абитуриентов педагогических вузов // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - Л.: Изд-воЛГУ,
1974. - Вып.2. - С.173-174.
48. Воронина С.А. Формирование интереса к учительской деятельности у учащихся педагогических классов: Дис. … канд. пед.
наук. - Тула, 1991. – 219 с.
49. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.
В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.
50. Вульф Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учеб. пособие. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 616с.
51. Газарян С.С. Ты выбираешь профессию. - М.: Молодая
гвардия, 1985. - 175с.
52. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Изд-во МГУ,
1976. - 150с.
53. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.:
Просвещение, 1999. - 275с.
54. Гимназия: поиск оптимального варианта: концепция, учебный план, программы / Сост. А.Ф. Жаринова. - Н.Новгород: Изд-во
НИРО, 1994. - 67с.
55. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики:
Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 1992. - 154с.- 196 -
56. Глуздов В.А. Воспитательный потенциал высшего педагогического образования // Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Загрековой,
В.В. Николиной, В.А. Фортунатовой. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ,
2001. - С.7-24.
57. Глуздов В.А., Любимова А.Б., Касьян А.А., Терентьев А.А.
Социология образования // Личность и факторы ее социализации:
семья, коллектив, образования, культура / Под общей ред. А.Б. Любимовой. - Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 1995. - С.98-131.
58. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности
школьника. (Воспитательная концепция профессиональной ориентации). - М.: Педагогика, 1979. - 160с.
59. Гоноболин Ф.Н. Очерки психологии советского учителя. -
М.: Педагогика, 1951. – 240с.
60. Горбунова Г.А. Формирование потребностно-мовационной
сферы старшеклассников в учебно-воспитательном процессе: Дис…
канд.пед.наук. - Самара, 1997. - 207 с.
61. Горлова Т.А. Воспитательные вохможности педагогических классов по формированию качеств педагога: Дис. … канд. пед.
наук. - М., 1994. - 246с.
62. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. - 1988. - Т.9. - №4. - С.25-28.
63. Диагностика как фактор развития образовательной системы: Учеб.пособие / Под ред В.Н. Максимовой. - М.: ЛОИРО, 1995. –
215с.
64. Дистерверг А. Избранные педагогические сочинения /
Сост. Б.А. Ротсберг; Общая ред. Е.Н. Медынского. - М: Учпедгиз,
1956. - 374с.
65. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. по-- 197 -
собие. - М.: ИНФРА, 1997. - 256с.
66. Егоров А.Н. Вопросы и ответы: о правах и обязанностях
молодежи в труде и выборе профессии. - М: Знание, 1991. - 48с.
67. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания
будущего учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 189с.
68. Ермакова Н.М. Профессионально-педагогическая подготовка в условиях учебно-педагогического комплекса (общепедагогическая характеристика): Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 1996.
- 25с.
69. Журавлев В.М. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. – Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского ун-та,
1972. - 200с.
70. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии:
Учебник. - М.: Российское пед. агенство, 1995. - 184с.
71. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.:
Педагогика, 1990. - 168с.
72. Забровский В.С. Технология профессионального обучения:
Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Всерос. ин.-та повыш. квалиф. инж.-
пед. работников и специалистов профтехобразвования, 1993. - 52с.
73. Загрекова Л.В. Методологические основы личностноориентированной педагогической технологии в высшей школе // Личностно-ориентированные педагогические технологии в системе профессионального образования в высшей школе: Материалы
научно-практич. конференции / Под ред. Л.В. Зарековой. -
Н. Новгород: НГПУ, 1997. - С.4-15.
74. Загрекова Л.В. основы педагогических технологий// Высшее образование России. - 1997. - №4. - С.97-98.
75. Загрекова Л.В. Формирование естественнонаучных понятий
политехнического содержания в трудовой подготовке сельских- 198 -
школьников с помощью межпредметных связей: Учеб. пособ. к спецкурсу. - Л.: ЛГПИ, 1985. - 97с.
76. Загрекова Л.В. Межпредметные связи как фактор повышения эффективности трудовой подготовки учащихся V-IX классов
сельской школы: Автореф. дис…докт.пед.наук. - М., 1992. – 43 с.
77. Загрекова Л.В. Межпредметные связи как фактор повышения эффективности трудовой подготовки учащихся V-IX классов
сельской школы: Дис. … докт.пед.наук. - М., 1992. - 438с.
78. Загрекова Л.В. Деловая игра в технологической подготовке
будущего учителя // Педагогика. - 1994. - №6. - С.58-62.
79. Загрекова Л.В. Роль социального качества педагогическх
систем средней и высшей школы в реализации преемственности содержания образовательных программ // Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции "VI рязанские педагогические чтения" / Под ред. А.Н. Козлова. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. -
С.50-51.
80. Загрекова Л.В. Теоретико-методологические основы воспитания будущего учителя в системе профессионального образования
(концептуальный подход) // Воспитания будущего учителя: идеи,
ценности, ориентации: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Загрековой,
В.В. Николиной, В.А. Фортунатовой. - Н.Новгород: Изд-во НГПУ,
2001. - С.30-61.
81. Запорожец В.Н. Формирование готовности студентов педвузов к социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Магнитогорск. - 25с.
82. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников:
Учеб. пособ. для студентов-слушателей факультета общественных
профессий. - М.: Просвещение, 1988. - 272с.- 199 -
83. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1981. –
191с.
84. Зверева Н.М., Маскаева Т.Е. Дидактика для учителя. -
Н.Новгород: Нижегород. гуманитар. центр, 1996. - 132с.
85. Зеер Э.Ф., Карпова Г.А. Педагогическая диагностика личности учащегося ПТУ: Учеб. пособие. - Свердловск: Изд-во
Свердловского пед. ин-та., 1989. - 88с.
86. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций (Серия
"Учебники и учебные пособия"). - Ростов-н/Д: "Феникс", 1998. -
480с.
87. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. - М.: Мысль, 1969. - 205с.
88. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М.:
Политиздат, 1986. - 223с.
89. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие
для студ. вузов, обучающихся по пед. и психол. нагр. и спец. - М.:
Логос, 1999. - 383с.
90. Злобина Г.А., Кобыльницкая С.Л., Савин Н.В. Практикум
педагогов. - М.: Просвещение, 1985. - 111с.
91. Иванова Т.А. Гуманитаризация общего математического
образования: Монография. – Н. Новгород: НГПУ, 1998. – 206 с.
92. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Педагогика, 1991. -
256с.
93. Изучение личности школьника учителем / Под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахоян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Радионовой и др. –М.:
Педагогика, 1991. - 136с.
94. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целестный- 200 -
процесс). - М.: Педагогика, 1984. - 144с.
95. Ильина Т.А. К вопросу о профессиональной ориентации и
профессионального отбора в педагогических учебных заведениях //
Советская педагогика. - 1978. - №12. - С.87-92.
96. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в.:
Учеб. пособие для пед. ун-ов / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТП
"Сфера", 1997. - 304с.
97. Каган И.В., Сычеников И.А. Основы оптимизации процесса
обучения в высшей школе. (Единая методическая система института:
Теория и практика). - М.: Высш. шк., 1987. - 143с.
98. Казачкова Е.А. Воспитание у сельских школьников интереса к сельскохозяйственному труду в учебной деятельности (на материале изучения зоологии и географии): Дис. … канд. пед. наук. –
Горький, 1986. – 237 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ