Введение
<
Глава 1 .Конкурентные преимущества экономики региона как объект исследования.
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности региона
1.2 Анализ классификаций конкурентных преимуществ экономики региона.
1.3 Состояние и оценка конкурентных преимуществ экономики региона
Глава 2. Механизмы формирования конкурентных преимуществ экономики региона.
2.1 Определение приоритетов и разработка стратегий управления конкурентными преимуществами экономики региона.
2.2 Формирование инновационного потенциала конкурентных преимуществ экономики региона.
23 Создание условий инвестиционной привлекательности экономики региона.
Заключение
Список использованной литературы Приложения
Актуальность темы исследования определяется тем, что конкурентные преимущества являются важнейшим фактором привлечения инвестиций, роста экономики региона, решения социальных проблем и повышения качества жизни населения. Однако эффективных путей формирования конкурентных преимуществ регионов, учитывающих их различия, особые возможности и составляющих в целом значительный потенциал экономического роста до сих пор не найдено. Об этом свидетельствует низкий уровень инвестиций в субъектах Российской Федерации, слабое развитие реального сектора экономики и как следствие, падение жизненного уровня подавляющей части городского и особенно сельского населения страны.
Формирование конкурентных преимуществ и развитие конкурентоспособности регионов является базовой предпосылкой для улучшения качественных параметров экономического роста, связанных со структурными преобразованиями в промышленности, аграрном секторе, в финансовой сфере. Они играют серьезную роль в выработке региональной экономической политики, ориентированной на интересы граждан, способных создать достойные условия жизни на региональном пространстве страны при восстановлении регулирующих функций государства, опирающихся на конкурентные преимущества многонационального российского народа, живущего на самой богатой ресурсами территории в мире, имеющего многовековые культурные традиции, позволяющие не только выживать в сложных условиях жизнедеятельности, но и формировать инновационные направления развития для всего мирового сообщества.
Экономическое взаимодействие регионов, геополитические изменения, обусловливающих вхождение России в общемировое пространство должно базироваться на интеграции конкурентных
преимуществ субъектов отношений и создании на этой основе рациональной модели поведения участников данного процесса, позволяющей эффективно использовать природные ресурсы и накопленный потенциал развития в интересах всех государств и народов, ориентированных на сохранении среды обитания.
В основу решения, вышеизложенных проблем, должны быть заложены современные механизмы и инструменты формирования конкурентных преимуществ региона. Предстоит разобраться с содержанием и формированием долгосрочных конкурентных преимуществ региона, а также с наиболее эффективными методами их достижения в конкретных рыночных сегментах. Важное значение имеет определение таких качеств регионов, которые позволяют им стать лидерами в формировании долгосрочных конкурентных преимуществ. Особое значение приобретает выделение показателей, влияющие на инвестиционную привлекательность региона, использование которых на практике позволяет определить конкретную меру такого влияния и использовать ее для управления данными процессами.
Решение этих проблем является актуальной задачей, имеющей важное народнохозяйственное значение.
Изученность проблемы. Проблема формирования конкурентных преимуществ региона, для России сравнительно нова. В отечественной экономической литературе она стала обсуждаться в основном тогда, когда на базе единого народнохозяйственного комплекса страны были образованы 89 субъектов Российской Федерации. Решения проблем, связанных с конкуренцией, нашло в трудах отечественных ученых: JI. Абалкин, В. Адрианов; А. Алексеев; В. Видяпин; М. Гельванский; А. Гранберг; В. Жуковская; Г. Журавлева; П. Завьялов; JL Кураков; В. Лексин; М. Литвиненко; В.Маршак; Т.Морозова; А.Саяпова; А. Селезнев; В. Петров; В. Татьянченко; Р. Фатхутдинов; Л. Шеховцева; А. Юданов.
4
Положения теоретического обоснования конкуренции изложены в трудах: С. Брю; Дж. Кейнса; Ф. Котлера; К. Макконел; К. Маркса; Ф. Найта; Д. Рикардо; Дж. Робинсона; А. Смита; П. Самуэльсона; П. Хейне; Э. Чемберлина, И. Шумпетера и др. Значительный вклад в исследование проблем конкуренции и в частности конкуренции национальной экономики внес М.Портер, разработавший основы теории конкурентных преимуществ национальной экономики.
Однако, несмотря на большое число публикаций и исследований по данной проблеме, формирование конкурентных преимуществ регионов в современных условиях развития рыночных отношений, характеризующихся слабым развитием реального сектора экономики изучены недостаточно
В мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами. В данных условиях именно обеспечение конкурентоспособности лежит в основе развития региона и страны в целом.
Для Российской Федерации с ее огромной территорией, разнообразием природных и социально-экономических условий, многонациональным населением, уникальной по своей сложности территориальной организацией государства обеспечение конкурентоспособности регионов является необходимым условием преодоления социально-экономического кризиса упрочения территориальной целостности страны.
В свою очередь, страны и регионы развиваются в конкурентной среде. Обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося рынка, развитие конкурентоспособности - ключевой элемент в числе национальных и региональных приоритетов, важнейшая функция государственного регулирования экономики.
При этом необходимо учитывать, что: во-первых, конкурентоспособность
- это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств рынка - объективные условия к конкуренции; во-вторых, свойство конкурентоспособности проявляется независимо от поведения субъекта экономической деятельности и определяется объективными процессами, протекающими в экономических системах; в-третьих, уровень конкурентоспособности региона формируется качественной рыночной инфраструктурой, которая определяется через социально-экономические факторы, то есть через степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей населения; в-четвертых, социально- экономическое развитие региона основной показатель уровня конкурентоспособности субъектов Российской Федерации, который
110
определяется эффективностью использования потенциала рыночных меха¬низмов саморегулирования в преодолении кризиса и вывода регионов на траекторию устойчивого экономического роста.
Конкурентоспособность национальной экономики является результатом комплекса социально-экономических мероприятий по оценке и обеспечению конкурентоспособности на микро- и макроэкономических уровнях (предприятия, отрасли, региона, страны). Стратегия конкурентоспособности национальной экономики в наибольшей степени зависит от механизма реализации путей повышения уровня конкурентоспособности региона, за счет качественного использования конкурентных преимуществ, обеспечивающих наиболее эффективный экономический рост, развитие инновационных и инвестиционных экономических отношений.
В заключение диссертации сформулированы следующие выводы и рекомендции:
1. Производственно-технологический потенциал в России находится на пределе своих инновационных возможностей и не обеспечивает должного роста экономики, позволяющего создать достойные условия жизнедеятельности населения в регионах. Ключевым фактором развития потенциала региона является инвестиционная привлекательность, во многом предопределяющая качество конкурентоспособности региона в целом и развитие его конкурентных преимуществ. В ходе формирования модели инвестиционной привлекательности региона должна проводиться целевая структуризация инвестиционного процесса, которая основывается на использовании различных источников финансирования в наиболее эффективно развивающиеся сферы деятельности экономики региона. Привлечению инвестиций может способствовать создание нормативно — правовых условий, закрепляющих конкурентные преимущества, присущие конкретным регионам, а также развитие на этой основе их отраслевой
111
специализации.
2. Тенденции развития конкурентоспособности, свидетельствуют о наличии серьезных противоречий в формировании конкурентных преимуществ региона, обусловленных неразработанностью теории сочетания конкуренции с государственным регулированием. Имеющиеся противоречия обуславливают необходимость разработки научно обоснованных механизмов и путей воздействия на процессы управления формированием и развитием конкурентных преимуществ экономики региона в интересах общества. Важнейшим противоречием является несоответствие между богатейшим ресурсным потенциалом регионов и эффективностью его использования как в масштабах отдельных отраслей, так и между уровнем образованности кадров, и возможностями его использования в реальном секторе экономики. В качестве третьего противоречия следует выделить несоответствие между постоянно увеличивающейся численностью управленческого аппарата в сфере государственной службы и снижением управляемости экономики. Решение выделенных противоречий требует сочетания возможностей конкуренции с усилением государственного регулирования экономики в тех отраслях и сферах жизнедеятельности общества, где она не способна оказывать позитивное, целительное воздействие на социально экономические процессы общества.
1. Адашкин Э. Формирование стратегии социально- экономического развития крупного региона России. М. МАКС Пресс. 2002. -120с.
2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.
3. Азоев Г.Л. Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М. ОАО «Типография Новости » 2000. -256с.
4. Андрианов В. Конкурнтоспособность России f в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения 2000 №3 с.47-57
5. Андрианов В. Потенциал экономического возрождения. // Экономист 2000 №10 с.10-16
6. Андрианов В. Теория саморгуляции рыночной экономики. //Общество и экономика 1998 №12 с.132-154
7. Анненков М. Создание конкурентного преимущества по затратам в условиях перехода к рынку. // Менеджмент в Росси и за рубежем. 1998 №3 с.54-73
8. Алиев Э. В поисках разумной региональной политики.// Федерализм 2002№2 с.79-94
9. Апарина Н., Курбатова М Взаимодействие региональной администрации и бизнеса в процессе использования ресурсов региона. //Вопросы экономики 2003№11, с. 110-120.
10. Барабков О. Регион как объект управления. // Социологические исследования 2002№7 с.96-100
116
11. Басовский J1 Менеджмент. Учебное пособие М.: ИНФРА-М 2002 -216с.
12. Белобрагин В Л. Региональная экономика: проблемы качества. - М.: АСМС, 2001.С.26.
13. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике. //
е_
Вопросы экономики 2001 №?
14. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993. 204 с.
15. Блинов А. Конкурентоспособность российской экономики: миф или реальность? // Инвестиции в России и за рубежом 2003 №6 17-21с.
16. Богомолова И. Хохлов Е. Анализ формирования категории конкурентоспособность, как фактора рыночного превосходства экономических объектов. // Маркетинг в России и за рубежом 2005 №1 с.113-119.
17. Бурганов Р. Формирование конкурентной среды в регионах. // Экономист 2001 №7, 30-33 с.
18. Вардомский Л. Скатерщиков Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России. Уч. Пособие для вузов М.: АРКТИ 2002. - 320с.
19. Всемирная история экономической мысли. М.: Мысль, 1988. Т.2: от Смита и Рикардо до Маркса и Энгельса // А.В. Аникин, B.C. Афанасьев, С.З. Бубликов и др. 1988. 574 с.
20. Высоковский А., Абанкина И., Абанкина Т. Доходы муниципальных образований.// Финансы 1998 №2 с.20
21. Гаврилов А. Региональная экономика и управление, учебное пособие для студентов вузов. -239с. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
22. Гаврилов С., Рылов М., Страшков В., Шмакова И. Инновационный потенциал ускоренного развития страны. //Экономист 2004 № 3 с.59-68.
23. Гапоненко А. Стратегическое управление, уч. для вузов М.: Омега-Л 2004-466с.
24. Гапоненко А. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Уч. пособие. М. РАГС, 2001 -22с.
25. Гапоненко А. Управление региональным и городским развитием: цли, критерии и методы. // Актуальные проблемы муниципального управления. Владимир 2000 с.5-23
26. Гапоненко А. Управление социально- экономическим развитием регионов России: новые условия и новые возможности. // Власть 1999 №7. с.45-51.
27. Гапоненко А. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М. РАГС 1999. -129с.
28. Гафуров И Оценка экономического потенциала территорий. // Экономист 2005 №3 с. 61-66.
29. Гельванский М.И. Конкурентоспособность России в 90-е годы: межстрановый маркетинг макроэкономический анализ. М: ООД ИМЭМОРАН 2000г, - 72с.
30. М.Гельванский, В.Жуковская, И.Трофимова. Конкурентоспособность: в микро-, мезо-, и макроуровневом изменениях // Российский экономический журнал 1998 №3 67-78 с.
31. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Изд-во Таганрог: ТРТУ, 1998. -132с.
32. Голубицкая М., Санин И. Социально- экономическое положение регионов России (оценка современного состояния, проблемы, перспективы). М.: «Сатурн- С» 2001. -151с.
33. Гольдштейн Г.Я Стратегический менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 1995. -65 с.
34. Горбашко Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции. СПб ГУЭФ, 1994г. 179с.
35. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учеб. для вузов по экономическим направлениям и специальностям // Под ред. А.Г. Гранберг - М.: ГУ ВШЭ, 2000. -493 с.
118
36. Дадоян В. Системология экономических категорий. М.: 1992 -106с.
37. Добрынин Н. Регион нового типа как модель нового российского федерализма. // Право и политика 2003 №1 с.57-62
38. Долянская М. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции М. изд-во стандартов 1991г. 125с.
39. Дмитриев В. Экономические очерки. М.: ГУВШЭ 2001г. -579с.
40. Дулыциков Ю.С. Региональная политика и управление. — М.: Изд- во РАГС, 2001.-257с.
41. Жуковская В., Трофимва М., Чертко Н. Конкурентоспособность России в оценках . Всемирный экономический форум. Статистика. 2001 №3 с. 21-29.
42. Жуковская В.М. Конкурентоспособность России в оценках всемирного экономического форума. Вопросы статистики 2001. №.3.
43.Завьялов П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей // ж. Маркетинг 1996 №2. с.20-32.
44.Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг (сто опросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке) М.: Международные отношения 1991г. 416с.
45.3олотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике Минск: 1997г. 415с.
46. Зотова JL, Еременко О. Инновации как объект государственного регулирования // Экономист 2004 №7.
47. Иванов Ю. О показателях экономического благосостояния // Вопросы экономики. Ежемесячный журнал. М.: НП «Редакция журнала "Вопросы экономики"» №2, февраль, 2003 г. С.93-102.
48. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. Учеб. для вузов. Московский Государственный Университет коммерции- М.: Инфра-М, 1997. 512 с.
49. Инновации и управление: Словарь-справочник // Авт. -сост.
119
Л.П. Кураков, И.П.Данилов. - М.: Вуз и школа, 2002. - 118 с.
50. Инновационная экономика. Под общ. Ред. Дынкина А., Ивановой Н. М. «НАУКА» 2001. -294с.