Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Статистическая грамотность: понятие, национальные особенности, методология исследования

Работа №69659

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

статистика

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
288
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СТАТИСТИКИ 11
1.1. Статистическое мышление 12
1.2. Вероятность и случайность. Шкалы измерения, распределения,
описательная статистика и представление результатов 14
1.3. Особенности статистике в бизнесе 19
2. ОСОБЕННОСТИ ОПРОСА НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 25
2.1. Исследовательские гипотезы относительно факторов статистической
грамотности. Составление анкеты 27
2.2. Структура выборки, выборочная описательная статистика 36
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСА 38
3.1. Проверка гипотез о наличии взаимосвязей личностных характеристик
респондентов с наличием статистической грамотности 38
3.2. Построение интегральной модели 42
3.3. Статистическая грамотность как глобальный исследовательский проект
Международного статистического института 46
3.4. Рекомендации по повышению статистической грамотности для
школьников, студентов и взрослого населения 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ


В XXI веке стало осознаваться влияние потока информации на современного человека. Сегодня информация является двигателем прогресса; не зря этот век называют информационным. Во всех сферах деятельности возникают изменения, приводящие к увеличению данных и их цифровизации, т.е. регистрации, обработки, представления он-лайн. За последние 15-20 лет каждый человек стал обладателем персонального мобильного телефона, пополнил ряды пользователей сети Интернет и цифрового телевидения. Два последних источника информации (Интернет и цифровое телевидение), на мой взгляд, являются главными и сильнейшими регуляторами общества и несут как положительные, так и отрицательные последствия. Эти свободные информационные сети пестрят различной информацией, которая часто бывает фиктивной. Потоки информации в социальных сетях формируют и контролируют современную культуру.
Ленту, состоящую из новостных сообщений, политических агитаций и рекламных кампаний часто сопровождают статистические справки, что укрепляет любую информацию в сознании пользователя. Для того, чтобы ориентироваться в информационной среде необходимо быть статистически грамотным.
Невозможно корректировать или управлять информационной средой, но можно быть разборчивым и прагматичным в выборе инфо-продуктов с помощью статистических методов анализа и обезопасить свою жизнь от недостоверных новостей, необдуманных покупок или бесполезных трат.
Почему статистика так важна каждому человеку? Для качественного понимания ответа на этот вопрос необходимо отметить главные преимущества работы со статистическими методами как с важнейшим инструментом для анализа данных во всех сферах жизни человека.
Статистика позволяет нам делать довольно точные прогнозы на основе небольших выборок данных. Предсказать конкретные события невозможно, но статистика даёт представления об общих тенденциях.
Известный физик и математик XIX века Джеймс Клерк Максвелл сказал: «Измерять, значит знать», что подчеркивает необходимость сбора информации для качественных прогнозов и оценивания текущего положения. Страсть учитывать и обобщать все окружающие явления была свойственна сэру Френсису Гальтону. Любимым изречением Френсиса Гальтона было: «Всё, что возможно сосчитать, - считайте!». Он первым начал проводить статистический анализ в психологии и биологии человека, утверждая связь статистических закономерностей к распределению способностей человека. Статистика позволяет нам оценивать будущее, не зная всех возможных конкретных результатов. В потоке времени статистика использует прошлое, чтобы лучше понять настоящее, и настоящее, чтобы предсказать будущее. В первую очередь необходимо подвести итоги прошедшего периода и качественно их интерпретировать, а затем использовать полученные результаты для анализа и построения прогнозов.
Первое, для чего необходимы статистические исследования, это оценка демографических процессов на государственном уровне. Каждая страна следит за показатели рождаемости, смертности и уровня жизни населения и проводит демографическую политику. Развивающиеся страны сталкиваются с проблемой демографического взрыва и проводят политику ограничения рождаемости путём контрацепции, консультирования по вопросам планирования семьи и т.д. А развитые страны, которые переживают процесс старения населения, проводят политику стимулирования рождаемости с помощью предоставления различных льгот и монетарных методов поддержки семей с детьми. Например, Российская Федерация, в которой по оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстат), численность населения старше трудоспособного возраста устойчиво возрастает на протяжении 15 лет, увеличившись с 29,3 миллиона человека на начало 2004 года до 37,4 в 2018 году. Для выравнивания численности молодого поколения для преодоления демографической ямы, сложившейся в начале 1990-х годов государство использует единовременную выплату, называемой «материнским капиталом» (на 2020 год сумма за рождение первого ребёнка составляет 466 617 рублей, а при рождении второго ребёнка сумма увеличивается на 150 000 рублей и составляет 616 617 рублей). Потребность в статистике растет с ростом продолжительности жизни. Кроме вошедшего в международную статистическую практику показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении появилось множество новых показателей жизнедеятельности пожилых: индекс активного долголетия, продолжительность здоровой жизни и проч. Можно привести множество других индикаторов демографических и социальных процессов.
Во-вторых, статистические методы широко применяются для контроля процессов на производстве и обеспечения выпуска качественной продукции и помогают в стратегии ведения бизнеса. Грамотное ведение статистической отчётности на производстве позволяет лучше понимать производственный процесс изнутри, а также общие и особые причины возникновения проблем. Объёмная таблица результатов даёт «автопортрет» производственного процесса на данный момент и показывает слабые стороны ведения бизнеса. Выяснение того, что имеются неконтролируемые процессы на стадии продаж или формирования инвестиций, скорее всего, приведет к убыткам, а также отрицательным отзывам клиентов/ партнеров.
В-третьих, статистика в состоянии помочь каждому человеку контролировать свои финансы, своё здоровье и уровень психологической устойчивости. Ведение бюджета семьи является необходимым инструментом для сохранения уровня обеспеченности семьи в «обществе потребления» обеспечения баланса между интересами отдельных членов семьи и семьи в целом.
Статистика также помогает следить за состоянием здоровья, например, учёт количества часов для сна, количество физических нагрузок и учёт питательных веществ. Для удобства ведения учёта таких показателей существует масса мобильных приложений и сайтов. Немаловажно следить за своим психологическим состоянием, которое влияет на жизнь человека также значительно, как правильное питание и ежемесячные траты (например, ежедневные записи о своем настроении, эмоциях и уровне внутреннего удовлетворения). Лев Николаевич Толстой в своей повести «Юность» из трилогии «Детство, отрочество, юность» даёт читателю список нравственных правил жизни для человека, тем самым доказывая возможность достижения человеком удовлетворенности своей жизнью. Автор указывает на необходимость ведения личного учёта своих достижений, своего нравственного состояния, вредных привычек: «Имей всегда таблицу, в которой бы были определены все самые мелочные обстоятельства твоей жизни, даже, сколько трубок курить в день». Но, статистика в такой области является лишь инструментом для учёта, потому что нравственная польза этого зависит от того, насколько человек может видеть себя со стороны и критически относиться к себе.
Впрочем, статистика отдельных явлений — это новая область, она интересна, если есть индивидуальные данные в динамике, а в данном исследовании статистика важна как метод изучения массовых явлений - совокупностей и тенденций их существования, развития.
Поле охвата жизни статистикой безгранично. Она стала инструментом литературоведения и искусства, частота сочетания тех или иных звуков стала использоваться в занятиях по композиции.
Но может быть самой главной миссией статистики является то, что она составляет язык международных переговоров, сравнений стран, основу выработки глобальных стратегий и программ, как, например, Цели развития тысячелетия.
Цель данной работы состоит в том, чтобы прояснить понимание статистической грамотности, связать его с личностными качествами людей/ пользователей, а также с потребностями государства и мирового сообщества.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: -уточнение формулировка понятия «статистическая грамотность»;
-выделение общих характеристик статистической грамотности
(наднациональных) и её национальных особенностей или их отсутствие; сравнение с финансовой грамотностью;
- разработка методологии выявления статистической грамотности;
- разработка инструментария исследования;
-формулировка исследовательских гипотез и их проверка на эмпирических данных;
- обобщение полученных результатов в целях выработки практических рекомендаций органам общего и профессионального образования, а также работникам сектора «государственное управление».
Цель и задачи работы определили ее структуру.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В завершении своей исследовательской работы хотелось бы обратиться к началу изучения статистической грамотности как международного проекта. Идея этой выпускной квалификационной работы зародилась в связи со знакомством с международным исследовательским проектом о статистической грамотности и предшествующим изучением финансовой грамотности, которая является в данный момент достаточно популярной. Изучая иностранные источники по теме «Статистическая грамотность» выяснилось, что данный проект начал свое развитие еще в 1993 американским статистиком Уоллманом К. и продолжается по сей день. И понимая важность статистики и необходимость в ее изучении в современном мире хотелось бы продолжать изучение данной темы в Российской Федерации, публиковать исследования и делиться ими с учеными со всего мира.
Удивительно, как разнятся определения «статистическая грамотность» в доступных источниках. Единообразие в определении статистической грамотности отсутствует. Поэтому в данной работе было предложено определение статистической грамотности, в котором подчеркивается важность и знание происхождения статистической цифры, т. е. пользователь, сталкиваясь с статистическими данными имеет представление о материальной величине каждой единицы. Только при этом условии пользователь может доверять статистике, не бояться большого количества данных и применять методы анализа в повседневной жизни.
В работе важное место отводится проведению опроса, представленного на примере жителей Санкт-Петербурга и выяснению связей между личностными характеристиками и статистической грамотностью. Перекодировав полученную информацию из нечисловых данных в числовые и сконструировав интегральный показатель статистической грамотности, с помощью включения весовых коэффициентов для объясняющих переменных удалось построить интегральную модель статистической грамотности. Работая с интегральным показателем возникло две идеи его создания. Первая идея была воплощена в данной работе, а вторая идея связывала создание интегрального показателя с вопросами о средней заработной плате в РФ, уровне инфляции, численности постоянного населения, т.е. статистически грамотный человек имеет точное понятие об этих показателях, а нестатистически грамотный человек не имеет даже представления о значении таких показателей. Но вторая модель не была включена в данную работу, т. к. количество опрошенных должно быть больше. Интегральная модель, которая представлена в данной работе дает представления для других исследователей о том, какие вопросы требуют внимания для изучения такого сложного явления как статистическая грамотность, а какие стоит заменить.
В заключительной части работы предложены формы повышения статистической грамотности школьников, студентов, взрослого населения. В качестве отдельной категории взрослых необходимо выделять журналистов, формирующих новостные сообщения.
В целом, для начала изучения статистической грамотности необходимо обратить внимание в первую очередь на то, что центральной категорией статистики является вариация, ограниченная условием однородности данных. А также изучать стоит методы описательно й статистики, которые сразу же стоит применять на «живых» примерах, ведя учет всего угодно, что можно сосчитать. Оценивая мир «в цифрах» и находя закономерности во всем существующем каждый человек поднимает свой уровень осознанности, развивает логику и предостерегает себя от неудачных необдуманных решений.



1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала: Федеральный закон от 01.03.2020 N 35-ФЗ (последняя редакция № 35-ФЗ) [Электронный ресурс] СПС Консультант Плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346665/.
Литература.
1. Г альтон Ф. Наследственность таланта. Законы и последствия; Изд-во «Мысль» Москва: [б. и.], 1996. - 154 с.
2. Елисеева И. И. «Статистика» в 2 т.: учебник для академического бакалавриата / под С78 ред. И. И. Елисеевой. - 4-е изд., перераб, и доп. - М.: Изд- во Юрайт, 2015. - 332 с.
3. Елисеева И. И. Учебник «Общая теория статистики»: [препринт] / И.
И. Елисеева, М. М. Юзбашев; 5-е изд., перераб, и доп. — М.: Финансы и статистика, 468 с.
4. Толстой Л. Н. Юность. Изд-во «Эксмо» - Москва, 2017. - 75 с.
5. Уотсон Дж. М. Watson Статистическая грамотность в школе: рост и цели. Изд-во «Lawrance Erlbaum Associates» - Нью Джерси, 2006. - 265 с.
6. Хафф Д. Как лгать при помощи статистики. Изд-во «Альпина Паблишер» - Москва, 2020. - 112 с.
Периодические издания.
1. Гал И. Статистическая грамотность взрослых: значения,
компоненты, обязанности. Международный статистический обзор. - 2002. - N 70 (1). - С. 11-23.
2. Гениатулин В. Н. Статистическое образование как социально-экономическая парадигма. Научная электронная библиотека «Киберленинка» - УДК: 311.311 ББК: 65.051 - [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/
3. Зинченко, А.П. Проблемы развития статистической науки // Вопросы статистики. -2011. - № 8. Научная библиотека elibrary - УДК 345.123 ББК
78.543.2 - [Электронный ресурс] https:// www.elibrary.ru
4. Золотухин В. А. Управление качеством образования на уровне «Шесть сигм». Научная электронная библиотека «Киберленинка» - №УДК 378.146 ББК 74.202.4. - [Электронный ресурс] https: //cyberleninka.ru/
5. Кравченко Т. К. Особенности использования порядковых шкал для задания оценок предпочтений экспертов в процессе принятия экономических решений. Научный журнал «Актуальные вопросы современной науки». - 2011. - С. 272-280.
6. Курышева С. В. Бизнес-обследования деловой активности предприятий розничной торговли. Научно-практический журнал «Финансы и бизнес». - 2006. - N 2 (2). - С. 2 - 12.
7. Максвелл Д. К. Измерение и режимы электромагнитной теории.
Научная библиотека ResearchGate [Электронный ресурс]:
https://www.researchgate.net/.
8. Мнацаканян, С. Объективные причины недостатка доверия к официальной статистике // Вопросы статистики. - 2013. - № 10. Научная библиотека elibrary - УДК 355.153 ББК 78.543.2 - [Электронный ресурс] https:// www.elibrary.ru
9. Никифориду З. Статистическая грамотность на уровне университета: современные тенденции. Научный журнал ScienceDirect. - 2010. - [Электронный ресурс] https://sciencedirectassets.com/
10. Олбрайт Дж. Как статистическая грамотность может генерировать действенные доказательства статистических и количественных результатов обучения. Научный журнал Educatiom Science. - 2017. - №7 (3) [Электронный ресурс] https://www.mdpi.com/
11. Показатель статистической грамотности на основе национальных газетных архивов
12. Рамси Дж. Д. Статистическая грамотность как цель вводной статистики. Научный журнал статистики в образовании. - 2002. - №10 (3). - [Электронный ресурс] https: //www.tandfonline.com/
13. Щербакова Е. Старшие поколения населения Российской
Федерации. Еженедельная демографическая газета. — № 797 - 798. -
[Электронный ресурс]: http://www.demoscope.ru/.
Электронные ресурсы.
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.gks.ru (Дата обращения: 12.05.2020)
2. International Statistical Literacy Project [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://iase-web.org/ (Дата обращения: 15.05.2020)
3. Википедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ (Дата обращения 25.04.2020)
4. Демоскоп [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.demoscope.ru/ (Дата обращения: 23.04.2020


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ