Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Работа №69595

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
498
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ 9
АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
1.1. Социокультурная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без 9 попечения родителей: понятие и сущность
1.2. Направления социокультурной адаптации детей-сирот и детей, 19 оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома
2. СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И 36 ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «ПРОХОРОВСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА)
2.1. Опыт социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без 36 попечения родителей, в ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Прохоровский центр развития и социализации ребенка»
2.2. Проблемы социокультурной адаптации детей-сирот и детей, 45 оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома (по материалам исследования)
2.3. Рекомендации по совершенствованию социокультурной адаптации 53 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы исследования. Проблема увеличения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе во многом является результатом кризиса семьи, вызванного целым комплексом причин социально-экономического, нравственного и психологического плана. Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а затем и взрослого человека. Процесс социализации таких детей сложен, а их интеграция в общество по окончании школы-интерната проблемна и далеко не всегда успешна.
В последние годы наметилась положительная тенденция в изменении условий воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома. Создается обстановка максимально приближенная к семейной, разрабатываются и внедряются программы воспитания и реабилитации детей-сирот, медико-психологической и социальной поддержки, подготовки их к самостоятельной жизни. Инновационные процессы в детских домах позволяют активизировать как внутренние, структурно-организационные основы их деятельности, так и внешние - привлечение всего общества к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Особую роль в реализации поставленных задач призвана выполнять концепция социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что обуславливает актуальность данной проблемы.
Социокультурная адаптация - это целостный, динамический, непрерывный, относительно устойчивый процесс «вхождения» личности в общество как целостную систему ценностей, ориентаций, представлений об окружающем мире. Сложный процесс приспособления, при котором личность приводит в соответствие с существующей социокультурной реальностью собственный нормативно-ценностный мир и вырабатывает жизненную позицию, позволяющую ей определить свое место в этой реальности.
Социокультурная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома представляет собой процесс активного интегрирования личности в сложившуюся систему социокультурных отношений, предполагающий выработку стереотипов поведения, которые отражают систему ценностей и норм, определяющих поведение в данной социокультурной среде, а также приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения, развитие индивидуальных способностей (интеллектуальных, творческих) с целью преодоления социальной эксклюзии, социально-психологических барьеров и установок. Социокультурная адаптация осуществляется путем индивидуальных предметно-практических и духовно-практических действий в сфере повседневной жизни.
Можно утверждать, что социокультурная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день выступает как гарант сохранения, развития, освоения культурных ценностей. Она призвана заботиться о духовно-нравственном здоровье детей-сирот, способствовать формированию их ценностных ориентаций.
Степень научной разработанности проблемы. Существует обширное количество источников по различным аспектам изучения проблем социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Взаимосвязь социальной адаптации с социокультурной средой отражена в работах В.Ю. Верещагина, Н.И. Сафонеева, В.Н. Судакова, В.Н. Ярской. Эти исследования стали основой для более детального изучения проблемы социокультурной адаптации, в частности в работах Л.Л. Шпака. Важное значение для изучения социокультурной адаптации имеет анализ аксиологических аспектов становления личности, проведенный Н.П. Медведевым.
В работах Л.А.Акимовой, М.Н. Гусловой, О.Ю. Мацукевич, Ю.С. Моздоковой, М.П. Коноваловой, Ю.Д.Красильникова, Е.О. Самохиной, Г.Г. Силласте, Н.Ф. Спинжар рассмотрен социокультурный потенциал творческого искусства в целях личностного развития и адаптации детей- сирот в современном обществе художественно-творческими средствами.
Исследования А.Д. Жаркова, М.С. Жирова, Т.К. Киселевой, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижикова затрагивают различные аспекты повышения значимости художественного творчества в социокультурной адаптации личности, в преодолении многих острых социальных проблем.
Социальные аспекты игровой деятельности активно изучались в работах советских и российских психологов и педагогов П.П. Блонского, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, П.М. Ершова, А.В.Запорожца, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, П.Г. Щедровицкого, Д.Б. Эльконина. Они подчеркивали, что игровое поведение и игровая деятельность носит именно социальный характер, поскольку это один из ведущих инструментов социализации, в ней происходит становление и развитие личности.
Исследования, проведенные российскими учеными (И.Г Абрамова, Ю.Д. Красильников. Н.В. Соболева, Э.В. Соколова) и зарубежными авторами (И. Лангмейер), свидетельствуют о проблемах в физическом, личностном и социальном развитии воспитанников-сирот, что выражается в низком уровне социальной активности и компетентности, в неумении воспитанников учреждений планировать свою жизнь, в смутном представлении детей-сирот о своих способностях и возможностях. Для них характерна неадекватная самооценка, сниженный по сравнению с другими детьми уровень учебной и познавательной мотивации.
Однако, несмотря на достаточно широкое освещение в научной литературе проблем социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многие аспекты данного вида деятельности остаются недостаточно исследованными. В частности, недостаточно изучена как проблема совершенствования социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома, так и технологические аспекты рассматриваемой проблемы.
Объект исследования - социокультурная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования - особенности социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Основными задачами исследования являются:
- рассмотреть теоретические основы изучения социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- проанализировать основные направления социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома;
- диагностировать проблемы социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Государственном бюджетном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Прохоровский центр развития и социализации ребенка» и разработать рекомендации по совершенствованию социокультурной адаптации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют взгляды отечественных ученых В.Д. Диденко, П.Д. Павленка, М.В. Фирсова, Е.И.Холостовой, исследующих феномен социального сиротства; теории социально-культурной деятельности А.И. Арнольдова, М.А. Ариарского, Т.И. Баклановой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова; теоретические основы технологии социально-культурной деятельности, обобщенные Е.И. Григорьевой; личностно-ориентированные теории Е.В. Бондаревской, Л.С. Выготского, И.С. Якиманской; личностно-деятельностная теория П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна.
Методы исследования:
1. Анализ документов (специальной, научной литературы, нормативно-правовых, статистических, периодических источников, личных дел воспитанников), метод сравнения, позволившие осуществить теоретико-методологическое обоснование сущности и содержания социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Анкетирование, экспертный опрос, которые позволили вывить проблемы социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.
3. Методы математической статистики, послужившие для обработки результатов исследования.
Эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 (в ред. от 03.07.2016), отчетные документы ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Прохоровский центр развития и социализации ребенка», а также результаты социологического исследования «Проблемы социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома», проведенного автором на базе данного учреждения; вторичный анализ результатов исследований, проведенных другими авторами по проблеме социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в рассмотрении теоретических основ социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома, рассмотрении основных направлений и проблем социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома, анализе опыта социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребенка» и разработке рекомендаций по совершенствованию социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.
Апробация выпускной квалификационной работы. Результаты исследования были апробированы в ходе прохождения преддипломной практики в ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Прохоровский центр развития и социализации ребенка».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решение задач улучшения социального положение и самочувствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, традиционно является одной из острейших и дискуссионных социальных проблем, которая не может быть решена без разработки действенных механизмов их социокультурной адаптации.
Социокультурная адаптация - это целостный, динамический, непрерывный, относительно устойчивый процесс «вхождения» личности в общество как целостную систему ценностей, ориентаций, представлений об окружающем мире. Сложный процесс приспособления, при котором личность приводит в соответствие с существующей социокультурной реальностью собственный нормативно-ценностный мир и вырабатывает жизненную позицию, позволяющую ей определить свое место в этой реальности.
Привлечение к творчеству и культуре предоставляет человеку уверенность, возможность общения, компенсирует приобретенные комплексы с детства или потерянные ранее возможности.
Социокультурная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - комплекс мероприятий процесс, имеющий целью помочь достигнуть и поддержать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции и удовлетворения культурно-досуговых потребностей, что обеспечивает возможности для позитивных изменений за счет расширения рамок независимого образа жизни и наиболее полной интеграции в окружающую среду
Сущность социокультурной адаптации заключается в единстве процессов адаптации, интеграции, саморазвитии и самореализации, обеспечивающем оптимальное социальное самочувствие детей-сирот. Успешная организация деятельности по социокультурной адаптации детей- сирот способствует реализации их культурно-досуговых потребностей, творческого потенциала, обеспечивает возможность самореализации.
Однако положение большинства детей-сирот осложнено ситуацией социокультурной недостаточности, которая связана с частичной или полной неспособностью выполнять социально-культурные функции, считающиеся нормальными для лиц данного возраста, пола и ряда других социокультурных характеристик.
Цель социокультурной адаптации детей-сирот заключается в сохранении и продлении социальной активности, развитии и реализации личностного потенциала сирот, предоставлении возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворении разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждении новых интересов, облегчении установления дружеских контактов, активизации личной активности детей-сирот, формировании, поддержке и повышении их жизненного тонуса.
Социокультурная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет особую актуальность. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о данном процессе. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств: нарушенная коммуникативная
деятельность детей-сирот, асоциальные формы самоутверждения, отсутствие чувства своей социальной значимости, специфическая групповая субкультура низкого уровня, убеждение в малоценности и незначительности собственной личности; ограниченность личного опыта и понятийной сферы воспитанников в условиях детского дома.
Эмоциональное состояние и социально-психологическое самочувствие детей-сирот характеризуется тревожностью, неуверенностью в завтрашнем дне, пессимизмом, низкой самооценкой, настороженным отношением к окружающим и к мерам по социальной защите, высокой тревогой за будущее на бытовом уровне. Их социальное положение характеризуется социокультурной дезадаптацией, депривацией, эксклюзией, социокультурной недостаточностью.
Содержание социокультурной адаптации детей-сирот включает следующие аспекты:
- информационно-познавательный, который характеризуется приобретением детьми-сиротами знаний и понятий о реальных явлениях окружающей среды, осознанием необходимости связи с непосредственным окружением, использованием знаний и опыта для переориентации образа жизни, восприятия себя и окружающей среды;
- досуговый и творческий, связанные с организацией досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей;
- лечебно-оздоровительный, рассчитанный на использование культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма человека (слуховых, зрительных, двигательных, тактильных), создание и поддержку положительного психологического фона и через эти механизмы достижение благоприятных медико-социальных показателей здоровья;
- эмоционально-эстетический включает эстетическое освоение окружающего мира, положительное эмоциональное воздействие среды.
В связи с тем, что эффективная социокультурная адаптация детей- сирот требует комплексного подхода, особую актуальность приобретает проблема организации успешного функционирования субъектов, обеспечивающих реализацию ее принципов.
Важным направлением является создание клубов для детей-сирот, интегрирующих все направления социокультурной адаптации в условиях детского дома.
Основные задачи клуба:
• повышение социокультурной активности детей-сирот, содействие их
позитивному творчеству, реализации и самоутверждению через творческую деятельность;
• привлечение спонсоров, инвесторов к решению проблем выпускников интернатных учреждений, развитие системы социального партнерства.
Основными направлениями деятельности клуба станут:
• организация деятельности творческой мастерской для детей-сирот;
• взаимодействие с региональными и муниципальными органами власти и управления, общественными организациями, СМИ (развитие социального партнерства);
• создание условий для реализации социальных инициатив, социально-полезной деятельности, заботы о детях-сиротах;
• организация межпоколенного взаимодействия в решении проблем организации досуга выпускников интернатных учреждений;
• организация духовно-просветительской работы с детьми-сиротами;
• своевременный обмен информацией, содействие созданию единого межведомственного информационного пространства по проблемам социокультурной адаптации детей-сирот.



1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.:
Маркетинг, 2013. - 39 с.
2. Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995г.: по состоянию на 15 фев. 2005г.]. - М.: Омега-Л, 2005. - 64 с.
3. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: [федер. закон: от 21.12.1996 №159-ФЗ: по состоянию на 28.12.2016] / [Электронный ресурс]: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778.
4. О некоммерческих организациях [федер. закон от 12.01.1996 №7- ФЗ (ред. от 30.03.2016г.)] / http: // base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?reg=doc base=LAW;n=195963
5. О защите прав ребёнка в Белгородской области: [закон
Белгородской области от 13.12. 2000г. №123 в ред. от 28.05.2013 № 208]: [Электронный ресурс]:
http://www.belregion.ru/author/protection_of_minors/legislature.php
6. Социальный кодекс Белгородской области: [закон Белгородской области от 28.12.2004 г. № 165.с измен. на 03.06.2016] / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/469022331
7. Постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 г. N 523-пп «Об утверждении Государственной программы Белгородской области «Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014-2020 годы» (в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 15.07.2014 N 264-пп, от 22.12.2014 N 496-пп) // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/469027808
8. Постановление Правительства Белгородской области от 24 декабря 2012 года №563-пп «Об утверждении Стратегии развития сферы культуры Белгородской области на 2013-2017 годы» // Режим доступа: http: //docs.cntd.ru/document/412303814
9. О порядке определения объема и условий предоставления субсидий из областного бюджета частным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Прохоровский Православный центр развития и социализации ребенка» во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла и «Разуменский дом детства»: [Постановление Правительства Белгородской области от 19 декабря 2016 года №446-пп] / [Электронный ресурс] / Режим доступа: ttps://belregion.ru/documents/?arrFilte/
10. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации / Г.А. Аванесова // М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.
11. Алиева, М.А. Психологическое содействие успешной социальной адаптации детей и подростков / М.А. Алиева. - М.: Сфера, 2004. - 147 с.
12. Ариарский, М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский.
- СПб.: Эго, 2001. - 287 с.
13. Ахмадуллина, Э.А. Особенности и динамика самоактуализации личности в процессе социокультурной адаптации / Э.А. Ахмадуллина // Ученые записки Казанского государственного университета. - 2008. - Вып.5.
- С. 34-43.
14. Байер, Е.А. Жизнестойкость как необходимое качество выпускника детского дома / Е.А. Байер, И.Б. Павлов // Социальная педагогика. - 2010. - №5. - С. 75-82.
15. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста
культуры / Н. К. Бакланова. - М.: МГУКИ, 2004. - 224 с.
16. Бережная, М.С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи средствами художественного творчества / М.С. Бережная. - М.: ИХО РАО, 2007. - 152с.
17. Бобылева, И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений / И.А. Бобылева. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. - 2007. - 172 с.
18. Бобылева, И. Социальный патронат выпускников интернатных учреждений / И. Бобылева // Социальная педагогика. - 2010. - №1. - С. 60-66.
19. Васильев, А.А. Современные подходы к системе содержания и воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А.А. Васильев // Детский дом. - 2007. - №2. - С. 38.
20. Васина, С.Е. Культурно-досуговая деятельность / С.Е. Васина // Система ценностей современного общества. - вып.16. - 2010. - С. 204-208.
21. Волощенко, Г.Г. Досуг: происхождение и развитие: учебное пособие / Г.Г. Волощенко. - Омск: ООО «Издательский дом «Наука», 2004. - 112 с.
22. Габдреева, Г.Ш. Особенности и динамика самоактуализации личности в процессе социокультурной адаптации / Г.Ш. Габдреева // Ученые записки Казанского университета. - 2008. - Вып.3. - С.56-59.
23. Герасимова, И.А. Социально-культурные подходы профилактики сиротства в российском обществе / И.А. Герасимова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2006. - №3. - С.171¬175.
24. Горнова, Т.С. Проблемы детей-сирот, воспитывающихся в детском доме Т.С. Горнова // Социально-педагогическая деятельность в условиях реформирования Российского образования: сб. научн. трудов аспирантов и молодых ученых. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - С. 56 - 59.
25. Горшкова, В.В. Социокультурная адаптация субъекта в условиях изменяющегося российского общества / В.В. Горшкова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №1. - С.13-16.
26. Грабенко, Т.М. Практикум по креативной терапии / Грабенко Т.М. СПб.: Речь, 2003. - 400с.
27. Гусев, А.А. Воспитание социальной компетентности / А.А. Гусев // Детский дом. - 2003. - № 3. - С. 7.
28. Дашковская, О.Д. Организация досуговой деятельности: текст лекций /О.Д. Дашковская. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 45 с.
29. Дементьева, И.Ф. Факторы риска современного детства / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. - 2011. - №10. - С. 108¬114.
30. Дубровина, И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1990. - 264 с.
31. Дуликов, В.З. Технологии XXI века и социально-культурная сфера: достижения и просчеты / В.З. Дуликов // Вестник МГУКИ. - 2010. - №2- С.108 -116.
32. Дутова, О.В. Опыт социального воспитания подростков - выпускников интернатных учреждений средствами социально-культурной деятельности / О.В. Дутова // Человек и образование. - 2011. - № 1. - С. 63-68.
33. Дутова, О.В. Социальная адаптация детей-сирот средствами социально-культурной деятельности / О.В. Дутова // Человек и образование. - 2012. - № 4. - С. 86-90.
34. Дячкова, Г.В. Информационно-методическая работа как составная часть модели организации постинтернатного сопровождения выпускников / Г.В. Дячкова // Социальная педагогика. - 2010. - №5. - С. 51-56.
35. Ежова, Л.В. Деинституциализация воспитания детей-сирот: российский дискурс и практика / Л.В. Ежова, Е.М. Порецкина // Журнал исследований социальной политики. - 2009. - Т.2. - № 2. - С. 27-34.
36. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков / И.Н. Ерошенков. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 221 с.
37. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. - М.: Вече, 2008. - 232 с.
38. Жиров, М.С. Организация процесса социокультурной адаптации пожилых людей в условиях городской среды / М.С. Жиров, Е.В. Назина // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: материалы Международной научно-практической конференции. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. - С.302-305.
39. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество /под ред. Г.В. Кушнир и др. - М.: Творч. Центр «Сфера», 2009. - 187с.
40. Капшук, О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся, играя / О.Н. Капшук. - М.: Феникс, 2011. - 222с.
41. Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников - М.: МГУКИ, 2004. - 539с.
42. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007. - 336с.
43. Клыгина, Е. А. Социально-культурная деятельность /
Е.А. Клыгина. - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2006. -191 с.
44. Клюско, Е.М. Альтернативные подходы к определению понятия «культура досуга» (по материалам зарубежных исследований) / Е.М. Клюско // Вестник МГУКИ, 2010. - №5. - С.112-121.
45. Копытин, А.И. Практическая арт-терапия: лечение,
реабилитация, тренинг / А.И. Копытин. - М.: Когито-центр, 2008. - 288с.
46. Кравченко, А.И. Социальная работа / А.И. Кравченко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 416 с.
47. Кукушин, В.С. Социальная защита населения: опыт
организационно-административной работы / B.C. Кукушин. - Ростов н/Д: МарТ, 2003. - 336 с.
48. Лайкина, О.В. Социальная адаптация детей-сирот в условиях учреждения государственной поддержки детства / О.В. Лайкина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - С.56-62.
49. Леонтьева, М.С. Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот / М.С. Леонтьева // Известия Тульского государственного университета. - 2013. - Вып.3-2. - С.149-157.
50. Лодкина, Т.В. Защита семьи и детства /Т.В. Лодкина. - М.: Академия, 2003. -192 с.
51. Лондаджим, Т. Социокультурная адаптация: сущность и функции / Т. Лондаджим // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 11 (54). -109-112.
52. Макеева, И.А. Музей как фактор социализации детей-сирот: теоретические и прикладные аспекты / И.А. Макеева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2011. - № 139. - С. 113-120.
53. Макеева, И.А. Социализация детей-сирот: сущность, проблемы, специфика / И.А. Макеева // Общественные науки. - 2012. - № 5. - С. 184-189.
54. Милютина, Н.Р. К вопросу о специфике художественно-творческих технологий в социальной работе [Электронный ресурс] / Н.Р. Милютина. Режим доступа: http://fps.usu.ru/file/soz rab/pdf/sept-r3/mil.pdf.
55. Мозговая, Е.И. Народная художественная культура в практике социальной работы: учеб. пособие / Е.И. Мозговая, Д.А. Кулабухов - Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. - 93 с.
56. Моздокова, Ю.С. Социально-культурная реабилитация инвалидов и их семей в процессе досуговой деятельности: автореферат на соискание степени канд. пед. наук / Ю.С. Моздокова. - М.: 1996. - 24с.
57. Мосалев, Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б. Г. Мосалев. - М.: Изд-во МГУК, 1995. - 96 с.
58. Мухина, В.С. Возрастная психология /В.С. Мухина. - М.:
Академия, 2003. - С. 56-93.
59. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. - М.: Генезис, 2006 г. - 368 с.
60. Новаторов, В.Е. Культурно-досуговая деятельность / В.Е. Новаторов. - Омск, 1992. - 182 с.
61. Орлов, А.С. Социология рекреации / А. С. Орлов. - М.: Наука, 1995. - 148с.
62. Паневин, А. В. Жилищные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пути их решения / А.В. Паневин // Социальная педагогика. - 2010. - №5. - С. 56-58.
63. Полушкина, Н.И. Центр поддержки выпускников как ключевое звено региональной системы сопровождения / Н.И. Полушкина // Социальная педагогика. - 2010. - №5. - С. 38-41.
64. Понукалина, О.В. Культурно-досуговая сфера: противоречия развития на региональном уровне / О.В. Понукалина // Регионы России: экономика, культура, история: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Березняки: Филиал УрГЭУ, 2009. - С. 342-345.
65. Присяжная, Н.В. Дети-сироты: постинтернатное
жизнеустройство / Н.В. Присяжная // Социологические исследования. - 2007.
- №11. - С. 54-63.
66. Сакваралидзе, Е.В. Проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений / Е.В. Сакваралидзе // Вестник образования. - 2009. - № 1. - С. 4-10.
67. Семья, Г.В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот / Г.В. Семья, Н.Ф. Плясов, Г.И. Плясова.
- М.: Полиграфсервис, 2001. - 127 с.
68. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб пособие / Под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. - Изд.2-е, перераб. и доп.- Тамбов: Першина, 2004. - 512 с.
69. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика / П.А. Сорокин. - СПб.: Речь, 2000. - С. 28.
70. Художественно-творческие технологии в социальной работе /
М.С. Жиров, Д.А. Кулабухов, Е.И. Мозговая. - Белгород: Изд-во БелГУ,
2009. - 124с.
71. Шахманова, А.Ш. Сиротство как социально-историческое явление / А.Ш. Шахманова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6. - С. 63-68.
72. Шипицына, Л.М. Психология детей-сирот / Л.М. Шипицына. - СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 628 с.
73. Шпак, Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизмы реализации / Л.Л. Шпак. - Кемерово, 1992. - 290 с.
74. Ярошенко, Н.И. Социально-культурная анимация / Н.И. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2000. - 132с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ