СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ 9
АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
1.1. Социокультурная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без 9 попечения родителей: понятие и сущность
1.2. Направления социокультурной адаптации детей-сирот и детей, 19 оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома
2. СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И 36 ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «ПРОХОРОВСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА)
2.1. Опыт социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без 36 попечения родителей, в ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Прохоровский центр развития и социализации ребенка»
2.2. Проблемы социокультурной адаптации детей-сирот и детей, 45 оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома (по материалам исследования)
2.3. Рекомендации по совершенствованию социокультурной адаптации 53 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ 9
АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
1.1. Социокультурная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без 9 попечения родителей: понятие и сущность
1.2. Направления социокультурной адаптации детей-сирот и детей, 19 оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома
2. СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И 36 ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «ПРОХОРОВСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА)
2.1. Опыт социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без 36 попечения родителей, в ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Прохоровский центр развития и социализации ребенка»
2.2. Проблемы социокультурной адаптации детей-сирот и детей, 45 оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома (по материалам исследования)
2.3. Рекомендации по совершенствованию социокультурной адаптации 53 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Проблема увеличения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе во многом является результатом кризиса семьи, вызванного целым комплексом причин социально-экономического, нравственного и психологического плана. Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а затем и взрослого человека. Процесс социализации таких детей сложен, а их интеграция в общество по окончании школы-интерната проблемна и далеко не всегда успешна.
В последние годы наметилась положительная тенденция в изменении условий воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома. Создается обстановка максимально приближенная к семейной, разрабатываются и внедряются программы воспитания и реабилитации детей-сирот, медико-психологической и социальной поддержки, подготовки их к самостоятельной жизни. Инновационные процессы в детских домах позволяют активизировать как внутренние, структурно-организационные основы их деятельности, так и внешние - привлечение всего общества к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Особую роль в реализации поставленных задач призвана выполнять концепция социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что обуславливает актуальность данной проблемы.
Социокультурная адаптация - это целостный, динамический, непрерывный, относительно устойчивый процесс «вхождения» личности в общество как целостную систему ценностей, ориентаций, представлений об окружающем мире. Сложный процесс приспособления, при котором личность приводит в соответствие с существующей социокультурной реальностью собственный нормативно-ценностный мир и вырабатывает жизненную позицию, позволяющую ей определить свое место в этой реальности.
Социокультурная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома представляет собой процесс активного интегрирования личности в сложившуюся систему социокультурных отношений, предполагающий выработку стереотипов поведения, которые отражают систему ценностей и норм, определяющих поведение в данной социокультурной среде, а также приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения, развитие индивидуальных способностей (интеллектуальных, творческих) с целью преодоления социальной эксклюзии, социально-психологических барьеров и установок. Социокультурная адаптация осуществляется путем индивидуальных предметно-практических и духовно-практических действий в сфере повседневной жизни.
Можно утверждать, что социокультурная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день выступает как гарант сохранения, развития, освоения культурных ценностей. Она призвана заботиться о духовно-нравственном здоровье детей-сирот, способствовать формированию их ценностных ориентаций.
Степень научной разработанности проблемы. Существует обширное количество источников по различным аспектам изучения проблем социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Взаимосвязь социальной адаптации с социокультурной средой отражена в работах В.Ю. Верещагина, Н.И. Сафонеева, В.Н. Судакова, В.Н. Ярской. Эти исследования стали основой для более детального изучения проблемы социокультурной адаптации, в частности в работах Л.Л. Шпака. Важное значение для изучения социокультурной адаптации имеет анализ аксиологических аспектов становления личности, проведенный Н.П. Медведевым.
В работах Л.А.Акимовой, М.Н. Гусловой, О.Ю. Мацукевич, Ю.С. Моздоковой, М.П. Коноваловой, Ю.Д.Красильникова, Е.О. Самохиной, Г.Г. Силласте, Н.Ф. Спинжар рассмотрен социокультурный потенциал творческого искусства в целях личностного развития и адаптации детей- сирот в современном обществе художественно-творческими средствами.
Исследования А.Д. Жаркова, М.С. Жирова, Т.К. Киселевой, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижикова затрагивают различные аспекты повышения значимости художественного творчества в социокультурной адаптации личности, в преодолении многих острых социальных проблем.
Социальные аспекты игровой деятельности активно изучались в работах советских и российских психологов и педагогов П.П. Блонского, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, П.М. Ершова, А.В.Запорожца, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, П.Г. Щедровицкого, Д.Б. Эльконина. Они подчеркивали, что игровое поведение и игровая деятельность носит именно социальный характер, поскольку это один из ведущих инструментов социализации, в ней происходит становление и развитие личности.
Исследования, проведенные российскими учеными (И.Г Абрамова, Ю.Д. Красильников. Н.В. Соболева, Э.В. Соколова) и зарубежными авторами (И. Лангмейер), свидетельствуют о проблемах в физическом, личностном и социальном развитии воспитанников-сирот, что выражается в низком уровне социальной активности и компетентности, в неумении воспитанников учреждений планировать свою жизнь, в смутном представлении детей-сирот о своих способностях и возможностях. Для них характерна неадекватная самооценка, сниженный по сравнению с другими детьми уровень учебной и познавательной мотивации.
Однако, несмотря на достаточно широкое освещение в научной литературе проблем социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многие аспекты данного вида деятельности остаются недостаточно исследованными. В частности, недостаточно изучена как проблема совершенствования социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома, так и технологические аспекты рассматриваемой проблемы.
Объект исследования - социокультурная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования - особенности социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Основными задачами исследования являются:
- рассмотреть теоретические основы изучения социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- проанализировать основные направления социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома;
- диагностировать проблемы социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Государственном бюджетном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Прохоровский центр развития и социализации ребенка» и разработать рекомендации по совершенствованию социокультурной адаптации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют взгляды отечественных ученых В.Д. Диденко, П.Д. Павленка, М.В. Фирсова, Е.И.Холостовой, исследующих феномен социального сиротства; теории социально-культурной деятельности А.И. Арнольдова, М.А. Ариарского, Т.И. Баклановой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова; теоретические основы технологии социально-культурной деятельности, обобщенные Е.И. Григорьевой; личностно-ориентированные теории Е.В. Бондаревской, Л.С. Выготского, И.С. Якиманской; личностно-деятельностная теория П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна.
Методы исследования:
1. Анализ документов (специальной, научной литературы, нормативно-правовых, статистических, периодических источников, личных дел воспитанников), метод сравнения, позволившие осуществить теоретико-методологическое обоснование сущности и содержания социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Анкетирование, экспертный опрос, которые позволили вывить проблемы социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.
3. Методы математической статистики, послужившие для обработки результатов исследования.
Эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 (в ред. от 03.07.2016), отчетные документы ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Прохоровский центр развития и социализации ребенка», а также результаты социологического исследования «Проблемы социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома», проведенного автором на базе данного учреждения; вторичный анализ результатов исследований, проведенных другими авторами по проблеме социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в рассмотрении теоретических основ социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома, рассмотрении основных направлений и проблем социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома, анализе опыта социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребенка» и разработке рекомендаций по совершенствованию социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.
Апробация выпускной квалификационной работы. Результаты исследования были апробированы в ходе прохождения преддипломной практики в ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Прохоровский центр развития и социализации ребенка».
В последние годы наметилась положительная тенденция в изменении условий воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома. Создается обстановка максимально приближенная к семейной, разрабатываются и внедряются программы воспитания и реабилитации детей-сирот, медико-психологической и социальной поддержки, подготовки их к самостоятельной жизни. Инновационные процессы в детских домах позволяют активизировать как внутренние, структурно-организационные основы их деятельности, так и внешние - привлечение всего общества к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Особую роль в реализации поставленных задач призвана выполнять концепция социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что обуславливает актуальность данной проблемы.
Социокультурная адаптация - это целостный, динамический, непрерывный, относительно устойчивый процесс «вхождения» личности в общество как целостную систему ценностей, ориентаций, представлений об окружающем мире. Сложный процесс приспособления, при котором личность приводит в соответствие с существующей социокультурной реальностью собственный нормативно-ценностный мир и вырабатывает жизненную позицию, позволяющую ей определить свое место в этой реальности.
Социокультурная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома представляет собой процесс активного интегрирования личности в сложившуюся систему социокультурных отношений, предполагающий выработку стереотипов поведения, которые отражают систему ценностей и норм, определяющих поведение в данной социокультурной среде, а также приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения, развитие индивидуальных способностей (интеллектуальных, творческих) с целью преодоления социальной эксклюзии, социально-психологических барьеров и установок. Социокультурная адаптация осуществляется путем индивидуальных предметно-практических и духовно-практических действий в сфере повседневной жизни.
Можно утверждать, что социокультурная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день выступает как гарант сохранения, развития, освоения культурных ценностей. Она призвана заботиться о духовно-нравственном здоровье детей-сирот, способствовать формированию их ценностных ориентаций.
Степень научной разработанности проблемы. Существует обширное количество источников по различным аспектам изучения проблем социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Взаимосвязь социальной адаптации с социокультурной средой отражена в работах В.Ю. Верещагина, Н.И. Сафонеева, В.Н. Судакова, В.Н. Ярской. Эти исследования стали основой для более детального изучения проблемы социокультурной адаптации, в частности в работах Л.Л. Шпака. Важное значение для изучения социокультурной адаптации имеет анализ аксиологических аспектов становления личности, проведенный Н.П. Медведевым.
В работах Л.А.Акимовой, М.Н. Гусловой, О.Ю. Мацукевич, Ю.С. Моздоковой, М.П. Коноваловой, Ю.Д.Красильникова, Е.О. Самохиной, Г.Г. Силласте, Н.Ф. Спинжар рассмотрен социокультурный потенциал творческого искусства в целях личностного развития и адаптации детей- сирот в современном обществе художественно-творческими средствами.
Исследования А.Д. Жаркова, М.С. Жирова, Т.К. Киселевой, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижикова затрагивают различные аспекты повышения значимости художественного творчества в социокультурной адаптации личности, в преодолении многих острых социальных проблем.
Социальные аспекты игровой деятельности активно изучались в работах советских и российских психологов и педагогов П.П. Блонского, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, П.М. Ершова, А.В.Запорожца, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, П.Г. Щедровицкого, Д.Б. Эльконина. Они подчеркивали, что игровое поведение и игровая деятельность носит именно социальный характер, поскольку это один из ведущих инструментов социализации, в ней происходит становление и развитие личности.
Исследования, проведенные российскими учеными (И.Г Абрамова, Ю.Д. Красильников. Н.В. Соболева, Э.В. Соколова) и зарубежными авторами (И. Лангмейер), свидетельствуют о проблемах в физическом, личностном и социальном развитии воспитанников-сирот, что выражается в низком уровне социальной активности и компетентности, в неумении воспитанников учреждений планировать свою жизнь, в смутном представлении детей-сирот о своих способностях и возможностях. Для них характерна неадекватная самооценка, сниженный по сравнению с другими детьми уровень учебной и познавательной мотивации.
Однако, несмотря на достаточно широкое освещение в научной литературе проблем социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многие аспекты данного вида деятельности остаются недостаточно исследованными. В частности, недостаточно изучена как проблема совершенствования социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома, так и технологические аспекты рассматриваемой проблемы.
Объект исследования - социокультурная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования - особенности социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Основными задачами исследования являются:
- рассмотреть теоретические основы изучения социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- проанализировать основные направления социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома;
- диагностировать проблемы социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Государственном бюджетном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Прохоровский центр развития и социализации ребенка» и разработать рекомендации по совершенствованию социокультурной адаптации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют взгляды отечественных ученых В.Д. Диденко, П.Д. Павленка, М.В. Фирсова, Е.И.Холостовой, исследующих феномен социального сиротства; теории социально-культурной деятельности А.И. Арнольдова, М.А. Ариарского, Т.И. Баклановой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова; теоретические основы технологии социально-культурной деятельности, обобщенные Е.И. Григорьевой; личностно-ориентированные теории Е.В. Бондаревской, Л.С. Выготского, И.С. Якиманской; личностно-деятельностная теория П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна.
Методы исследования:
1. Анализ документов (специальной, научной литературы, нормативно-правовых, статистических, периодических источников, личных дел воспитанников), метод сравнения, позволившие осуществить теоретико-методологическое обоснование сущности и содержания социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Анкетирование, экспертный опрос, которые позволили вывить проблемы социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.
3. Методы математической статистики, послужившие для обработки результатов исследования.
Эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 (в ред. от 03.07.2016), отчетные документы ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Прохоровский центр развития и социализации ребенка», а также результаты социологического исследования «Проблемы социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома», проведенного автором на базе данного учреждения; вторичный анализ результатов исследований, проведенных другими авторами по проблеме социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в рассмотрении теоретических основ социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома, рассмотрении основных направлений и проблем социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома, анализе опыта социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребенка» и разработке рекомендаций по совершенствованию социокультурной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.
Апробация выпускной квалификационной работы. Результаты исследования были апробированы в ходе прохождения преддипломной практики в ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Прохоровский центр развития и социализации ребенка».
Решение задач улучшения социального положение и самочувствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, традиционно является одной из острейших и дискуссионных социальных проблем, которая не может быть решена без разработки действенных механизмов их социокультурной адаптации.
Социокультурная адаптация - это целостный, динамический, непрерывный, относительно устойчивый процесс «вхождения» личности в общество как целостную систему ценностей, ориентаций, представлений об окружающем мире. Сложный процесс приспособления, при котором личность приводит в соответствие с существующей социокультурной реальностью собственный нормативно-ценностный мир и вырабатывает жизненную позицию, позволяющую ей определить свое место в этой реальности.
Привлечение к творчеству и культуре предоставляет человеку уверенность, возможность общения, компенсирует приобретенные комплексы с детства или потерянные ранее возможности.
Социокультурная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - комплекс мероприятий процесс, имеющий целью помочь достигнуть и поддержать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции и удовлетворения культурно-досуговых потребностей, что обеспечивает возможности для позитивных изменений за счет расширения рамок независимого образа жизни и наиболее полной интеграции в окружающую среду
Сущность социокультурной адаптации заключается в единстве процессов адаптации, интеграции, саморазвитии и самореализации, обеспечивающем оптимальное социальное самочувствие детей-сирот. Успешная организация деятельности по социокультурной адаптации детей- сирот способствует реализации их культурно-досуговых потребностей, творческого потенциала, обеспечивает возможность самореализации.
Однако положение большинства детей-сирот осложнено ситуацией социокультурной недостаточности, которая связана с частичной или полной неспособностью выполнять социально-культурные функции, считающиеся нормальными для лиц данного возраста, пола и ряда других социокультурных характеристик.
Цель социокультурной адаптации детей-сирот заключается в сохранении и продлении социальной активности, развитии и реализации личностного потенциала сирот, предоставлении возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворении разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждении новых интересов, облегчении установления дружеских контактов, активизации личной активности детей-сирот, формировании, поддержке и повышении их жизненного тонуса.
Социокультурная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет особую актуальность. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о данном процессе. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств: нарушенная коммуникативная
деятельность детей-сирот, асоциальные формы самоутверждения, отсутствие чувства своей социальной значимости, специфическая групповая субкультура низкого уровня, убеждение в малоценности и незначительности собственной личности; ограниченность личного опыта и понятийной сферы воспитанников в условиях детского дома.
Эмоциональное состояние и социально-психологическое самочувствие детей-сирот характеризуется тревожностью, неуверенностью в завтрашнем дне, пессимизмом, низкой самооценкой, настороженным отношением к окружающим и к мерам по социальной защите, высокой тревогой за будущее на бытовом уровне. Их социальное положение характеризуется социокультурной дезадаптацией, депривацией, эксклюзией, социокультурной недостаточностью.
Содержание социокультурной адаптации детей-сирот включает следующие аспекты:
- информационно-познавательный, который характеризуется приобретением детьми-сиротами знаний и понятий о реальных явлениях окружающей среды, осознанием необходимости связи с непосредственным окружением, использованием знаний и опыта для переориентации образа жизни, восприятия себя и окружающей среды;
- досуговый и творческий, связанные с организацией досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей;
- лечебно-оздоровительный, рассчитанный на использование культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма человека (слуховых, зрительных, двигательных, тактильных), создание и поддержку положительного психологического фона и через эти механизмы достижение благоприятных медико-социальных показателей здоровья;
- эмоционально-эстетический включает эстетическое освоение окружающего мира, положительное эмоциональное воздействие среды.
В связи с тем, что эффективная социокультурная адаптация детей- сирот требует комплексного подхода, особую актуальность приобретает проблема организации успешного функционирования субъектов, обеспечивающих реализацию ее принципов.
Важным направлением является создание клубов для детей-сирот, интегрирующих все направления социокультурной адаптации в условиях детского дома.
Основные задачи клуба:
• повышение социокультурной активности детей-сирот, содействие их
позитивному творчеству, реализации и самоутверждению через творческую деятельность;
• привлечение спонсоров, инвесторов к решению проблем выпускников интернатных учреждений, развитие системы социального партнерства.
Основными направлениями деятельности клуба станут:
• организация деятельности творческой мастерской для детей-сирот;
• взаимодействие с региональными и муниципальными органами власти и управления, общественными организациями, СМИ (развитие социального партнерства);
• создание условий для реализации социальных инициатив, социально-полезной деятельности, заботы о детях-сиротах;
• организация межпоколенного взаимодействия в решении проблем организации досуга выпускников интернатных учреждений;
• организация духовно-просветительской работы с детьми-сиротами;
• своевременный обмен информацией, содействие созданию единого межведомственного информационного пространства по проблемам социокультурной адаптации детей-сирот.
Социокультурная адаптация - это целостный, динамический, непрерывный, относительно устойчивый процесс «вхождения» личности в общество как целостную систему ценностей, ориентаций, представлений об окружающем мире. Сложный процесс приспособления, при котором личность приводит в соответствие с существующей социокультурной реальностью собственный нормативно-ценностный мир и вырабатывает жизненную позицию, позволяющую ей определить свое место в этой реальности.
Привлечение к творчеству и культуре предоставляет человеку уверенность, возможность общения, компенсирует приобретенные комплексы с детства или потерянные ранее возможности.
Социокультурная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - комплекс мероприятий процесс, имеющий целью помочь достигнуть и поддержать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции и удовлетворения культурно-досуговых потребностей, что обеспечивает возможности для позитивных изменений за счет расширения рамок независимого образа жизни и наиболее полной интеграции в окружающую среду
Сущность социокультурной адаптации заключается в единстве процессов адаптации, интеграции, саморазвитии и самореализации, обеспечивающем оптимальное социальное самочувствие детей-сирот. Успешная организация деятельности по социокультурной адаптации детей- сирот способствует реализации их культурно-досуговых потребностей, творческого потенциала, обеспечивает возможность самореализации.
Однако положение большинства детей-сирот осложнено ситуацией социокультурной недостаточности, которая связана с частичной или полной неспособностью выполнять социально-культурные функции, считающиеся нормальными для лиц данного возраста, пола и ряда других социокультурных характеристик.
Цель социокультурной адаптации детей-сирот заключается в сохранении и продлении социальной активности, развитии и реализации личностного потенциала сирот, предоставлении возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворении разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждении новых интересов, облегчении установления дружеских контактов, активизации личной активности детей-сирот, формировании, поддержке и повышении их жизненного тонуса.
Социокультурная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет особую актуальность. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о данном процессе. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств: нарушенная коммуникативная
деятельность детей-сирот, асоциальные формы самоутверждения, отсутствие чувства своей социальной значимости, специфическая групповая субкультура низкого уровня, убеждение в малоценности и незначительности собственной личности; ограниченность личного опыта и понятийной сферы воспитанников в условиях детского дома.
Эмоциональное состояние и социально-психологическое самочувствие детей-сирот характеризуется тревожностью, неуверенностью в завтрашнем дне, пессимизмом, низкой самооценкой, настороженным отношением к окружающим и к мерам по социальной защите, высокой тревогой за будущее на бытовом уровне. Их социальное положение характеризуется социокультурной дезадаптацией, депривацией, эксклюзией, социокультурной недостаточностью.
Содержание социокультурной адаптации детей-сирот включает следующие аспекты:
- информационно-познавательный, который характеризуется приобретением детьми-сиротами знаний и понятий о реальных явлениях окружающей среды, осознанием необходимости связи с непосредственным окружением, использованием знаний и опыта для переориентации образа жизни, восприятия себя и окружающей среды;
- досуговый и творческий, связанные с организацией досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей;
- лечебно-оздоровительный, рассчитанный на использование культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма человека (слуховых, зрительных, двигательных, тактильных), создание и поддержку положительного психологического фона и через эти механизмы достижение благоприятных медико-социальных показателей здоровья;
- эмоционально-эстетический включает эстетическое освоение окружающего мира, положительное эмоциональное воздействие среды.
В связи с тем, что эффективная социокультурная адаптация детей- сирот требует комплексного подхода, особую актуальность приобретает проблема организации успешного функционирования субъектов, обеспечивающих реализацию ее принципов.
Важным направлением является создание клубов для детей-сирот, интегрирующих все направления социокультурной адаптации в условиях детского дома.
Основные задачи клуба:
• повышение социокультурной активности детей-сирот, содействие их
позитивному творчеству, реализации и самоутверждению через творческую деятельность;
• привлечение спонсоров, инвесторов к решению проблем выпускников интернатных учреждений, развитие системы социального партнерства.
Основными направлениями деятельности клуба станут:
• организация деятельности творческой мастерской для детей-сирот;
• взаимодействие с региональными и муниципальными органами власти и управления, общественными организациями, СМИ (развитие социального партнерства);
• создание условий для реализации социальных инициатив, социально-полезной деятельности, заботы о детях-сиротах;
• организация межпоколенного взаимодействия в решении проблем организации досуга выпускников интернатных учреждений;
• организация духовно-просветительской работы с детьми-сиротами;
• своевременный обмен информацией, содействие созданию единого межведомственного информационного пространства по проблемам социокультурной адаптации детей-сирот.
Подобные работы
- Социальная работа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к постинтернатному периоду
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Социальная работа с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА
ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ, В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПРАКТИКУ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Наставничество как инновационная технология социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в
специализированных учреждениях
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Наставничество как инновационная технология социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в
специализированных учреждениях
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Танцевальная терапия как технология социальной работы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2022 - Социальная защита детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2024



