Особенности бухгалтерского учета и ревизии и анализ исполнения бюджета государственной (муниципальной) организации на примере МКУ «Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних Тисульского района», птг. Тисуль
|
Введение 6
Раздел 1. Особенности ведения бухгалтерского учета в государственных 8
(муниципальных) организациях
1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в государственных 8
(муниципальных) организациях в РФ
1.2 Особенности бухгалтерского учета нефинансовых и финансовых 14
активов в государственных (муниципальных) организациях
1.3 Особенности бухгалтерского учета обязательств в государственных 29
(муниципальных) организациях
1.4 Особенности бухгалтерского учета финансовых результатов в 34
государственных (муниципальных) организациях
1.5 Учет операций по санкционированию расходов бюджета 36
1.6 Бухгалтерская отчетность в государственных (муниципальных) 40
организациях
Раздел 2. Анализ исполнения бюджета учреждения 45
2.1 Характеристика основных показателей деятельности учреждения за 45
2015 - 2017 годы
2.2 Анализ динамики и структуры активов 47
2.3 Анализ динамики и структуры пассивов 49
2.4 Анализ исполнения бюджета учреждения 53
2.4.1 Анализ динамики результата деятельности учреждения по доходам и 54
расходам
2.4.2 Анализ динамики результата деятельности учреждения по операциям 55
2.4.3 Анализ соотношения принятых и исполненных расходных 57
обязательств
2.4.4 Анализ соотношения утвержденных и кассовых расходов 58
2.4.5Анализ динамики и структуры расходов 59
2.4.6 Анализ неисполненных назначений 65
Общий вывод по разделу 2 66
Раздел 3. Особенности ревизии в государственных (муниципальных) 67
организациях
3.1 Цель и задачи ревизии 69
3.2 Подготовка к проведению ревизии 71
3.3 Основные этапы ревизии финансово-хозяйственной деятельности 73
учреждения
3.4 Оформление результатов ревизии 75
3.5 Результаты ревизии анализируемого учреждения за 2017 год 80
Заключение 94
Список литературы 98
Приложения 104
Раздел 1. Особенности ведения бухгалтерского учета в государственных 8
(муниципальных) организациях
1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в государственных 8
(муниципальных) организациях в РФ
1.2 Особенности бухгалтерского учета нефинансовых и финансовых 14
активов в государственных (муниципальных) организациях
1.3 Особенности бухгалтерского учета обязательств в государственных 29
(муниципальных) организациях
1.4 Особенности бухгалтерского учета финансовых результатов в 34
государственных (муниципальных) организациях
1.5 Учет операций по санкционированию расходов бюджета 36
1.6 Бухгалтерская отчетность в государственных (муниципальных) 40
организациях
Раздел 2. Анализ исполнения бюджета учреждения 45
2.1 Характеристика основных показателей деятельности учреждения за 45
2015 - 2017 годы
2.2 Анализ динамики и структуры активов 47
2.3 Анализ динамики и структуры пассивов 49
2.4 Анализ исполнения бюджета учреждения 53
2.4.1 Анализ динамики результата деятельности учреждения по доходам и 54
расходам
2.4.2 Анализ динамики результата деятельности учреждения по операциям 55
2.4.3 Анализ соотношения принятых и исполненных расходных 57
обязательств
2.4.4 Анализ соотношения утвержденных и кассовых расходов 58
2.4.5Анализ динамики и структуры расходов 59
2.4.6 Анализ неисполненных назначений 65
Общий вывод по разделу 2 66
Раздел 3. Особенности ревизии в государственных (муниципальных) 67
организациях
3.1 Цель и задачи ревизии 69
3.2 Подготовка к проведению ревизии 71
3.3 Основные этапы ревизии финансово-хозяйственной деятельности 73
учреждения
3.4 Оформление результатов ревизии 75
3.5 Результаты ревизии анализируемого учреждения за 2017 год 80
Заключение 94
Список литературы 98
Приложения 104
Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Основные цели бухгалтерского учета - анализ, интерпретация и использование экономической информации для выявления тенденций развития организации, выбора альтернатив и принятия управленческих решений. Учетная информация используется на следующих уровнях управления: внутрихозяйственном (в производственных подразделениях - данные первичного и сводного учета), общехозяйственном (по организации в целом - данные текущего бухгалтерского учета, включая отчетность) и внешнем (используется в основном отчетность от текущей до годовой). Кроме информационной бухгалтерский учет выполняет контрольную функцию, суть которой сводится, во- первых, к иллюстрации выполнения организационного плана и оценке рентабельности каждой отрасли производства; во-вторых, к предотвращению недостатков в работе, нерационального использования ресурсов и, следовательно, к сохранности средств организации.
Целью данной работы является: раскрытие особенностей бухгалтерского учета и ревизии и анализ исполнения бюджета государственной (муниципальной) организации (на примере МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тисульского района»).
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить и проанализировать нормативно-правовые акты и литературные источники по данному вопросу;
- рассмотреть особенности ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях;
- провести анализ исполнения бюджета учреждения МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тисульского района»;
- рассмотреть особенности ревизии бюджетного учреждения МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тисульского района».
Объектом исследования является МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тисульского района».
Хронологические рамки исследования определяются периодом 2015-2017гг.
Предметом исследования является учет, анализ и контроль исполнения государственного бюджета.
Тема, затрагивающая вопросы организации учета, анализа и контроля за целевым использованием средств государственного бюджета является актуальной, так как руководитель бюджетного учреждения отвечает за организацию эффективной системы внутреннего контроля за финансовой деятельностью.
Практическая ценность работы состоит в том, что исследование деятельности МКУ «Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних Тисульского района» по учету, анализу и контроля исполнения государственного бюджета, позволит всем управлениям правильно организовать свою работу в области исполнения бюджета по социальным программам предусмотренными законами Российской Федерации и другими нормативными документами.
При написании выпускной квалификационной использовались законодательные и нормативные акты регулирующие порядок, организацию и ведение, учебно-методическая литература и внутренняя документация.
Основные цели бухгалтерского учета - анализ, интерпретация и использование экономической информации для выявления тенденций развития организации, выбора альтернатив и принятия управленческих решений. Учетная информация используется на следующих уровнях управления: внутрихозяйственном (в производственных подразделениях - данные первичного и сводного учета), общехозяйственном (по организации в целом - данные текущего бухгалтерского учета, включая отчетность) и внешнем (используется в основном отчетность от текущей до годовой). Кроме информационной бухгалтерский учет выполняет контрольную функцию, суть которой сводится, во- первых, к иллюстрации выполнения организационного плана и оценке рентабельности каждой отрасли производства; во-вторых, к предотвращению недостатков в работе, нерационального использования ресурсов и, следовательно, к сохранности средств организации.
Целью данной работы является: раскрытие особенностей бухгалтерского учета и ревизии и анализ исполнения бюджета государственной (муниципальной) организации (на примере МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тисульского района»).
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить и проанализировать нормативно-правовые акты и литературные источники по данному вопросу;
- рассмотреть особенности ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях;
- провести анализ исполнения бюджета учреждения МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тисульского района»;
- рассмотреть особенности ревизии бюджетного учреждения МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тисульского района».
Объектом исследования является МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тисульского района».
Хронологические рамки исследования определяются периодом 2015-2017гг.
Предметом исследования является учет, анализ и контроль исполнения государственного бюджета.
Тема, затрагивающая вопросы организации учета, анализа и контроля за целевым использованием средств государственного бюджета является актуальной, так как руководитель бюджетного учреждения отвечает за организацию эффективной системы внутреннего контроля за финансовой деятельностью.
Практическая ценность работы состоит в том, что исследование деятельности МКУ «Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних Тисульского района» по учету, анализу и контроля исполнения государственного бюджета, позволит всем управлениям правильно организовать свою работу в области исполнения бюджета по социальным программам предусмотренными законами Российской Федерации и другими нормативными документами.
При написании выпускной квалификационной использовались законодательные и нормативные акты регулирующие порядок, организацию и ведение, учебно-методическая литература и внутренняя документация.
Объектом исследования в представленной выпускной квалификационной работе является МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тисульского района, основным видом деятельности которого является представление социальных услуг с обеспечением проживания. Текущая деятельность МКУ СРЦ осуществляется в целях комплексного решения вопросов социальной реабилитации несовершеннолетних детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Оказания различных социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические и других. Учреждение осуществляет свою деятельность за счет средств муниципального бюджета.
В представленной выпускной квалификационной работе выполнен анализ исполнения бюджета МКУ «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Тисульского района» за 2015-2017 годы. Он показал, что бюджет учреждения МКУ СРЦ исполнен с дефицитом.
В анализируемой работе раскрыты особенности бухгалтерского учета и ревизии в бюджетных учреждениях.
По результатам анализа динамики основных показателей деятельности МКУ СРЦ за 2015-2017 годы можно сделать вывод о достаточно стабильной деятельности учреждения, так как все характеризующие ее показатели принимают примерно одинаковые значения. По сравнению с 2016 годом произошло увеличение среднегодовой стоимости основных средств на 1,25%, в 2017 году по сравнению с 2015 годом произошло уменьшение среднегодовой стоимости основных средств на 1,62%. Данное изменение обусловлено передачей основных средств другому учреждению и списанию основных средств и приобретением в 2017 году основных средств. Среднегодовая стоимость материальных запасов в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 4,01%, в 2017 году по сравнению с 2015 годом произошло увеличение среднегодовой стоимости материальных запасов на 16,09%. Данные изменения обусловлены увеличением расходов бюджета учреждения МКУ СРЦ, в части материальных запасов и тем самым увеличение материальной оснащенности данного учреждения. Персонал учреждения МКУ СРЦ в течение анализируемого периода не изменялся, что свидетельствует об обеспеченности данного учреждения персоналом.
В анализируемом периоде доходы данное учреждение не получало. Расходы бюджета учреждения МКУ СРЦ в 2017 году по сравнению с 2016 годом сократились на 1,13%, в 2017 году по сравнению с 2015 годом расходы бюджета сократились на 0,12%. Данные изменения обусловлены сокращением расходов на выплату заработной платы персоналу учреждения в целях обеспечения функций данного учреждения, а также сокращением бюджетных ассигнований.
Соответственно и результат исполнения бюджета учреждения МКУ СРЦ в 2017 году по сравнению с 2016 годом сократился на 1,13%, в 2017 году по сравнению с 2015 годом расходы бюджета сократились на 0,12%. Данные изменения обусловлены сокращением финансирования расходов из муниципального района на расходы бюджета данного учреждения.
На протяжении всего исследуемого периода активы учреждения снижались, и данное сокращение обеспечено сокращением основных средств. Структура активов учреждения за весь период в целом изменилась несущественно: наибольшая часть приходится на непроизводственные активы, затем на материальные запасы и на основные средства.
Величина пассивов на протяжении всего исследуемого периода снижалась, и данное изменение в большей степени произошло по причине снижения обязательств учреждения, а также за счет снижения расчетов по принятым обязательствам и за счет снижения расчетов по платежам в бюджет.
По итогам анализа результата исполнения бюджета по бюджетной деятельности по доходам и расходам учреждения МКУ СРЦ за анализируемый период были сделаны следующие выводы. В 2017 году по сравнению с 2015 годом наблюдается сокращение расходов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сокращением расходов иных бюджетных ассигнований и сокращением расходов на социальное обеспечение и иные выплаты населению. Наблюдается дефицит исполнения бюджета учреждения.
Анализируя динамику и структуру расходов по бюджетной деятельности было выявлено, что в каждом из лет анализируемого периода основным фактором роста расходов являлось увеличение расходов на оплату труда и начислений, а также расходов по операциям с активами. Остальные показатели имеют незначительный удельный вес.
Рассмотрение соотношения принятых и исполненных расходных обязательств по бюджетной деятельности показало, что в анализируемом периоде исполнение бюджета учреждения по расходам было неполным, причем величина его исполнения в 2017 году составляла 96,92%, в 2016 году составляла 96,04%, в 2015 году составляла 97,45%. В 2015 году наблюдалось наиболее полное исполнение бюджета по закупкам товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, затем по иным бюджетным ассигнованиям, по социальному обеспечению и иные выплаты населению, по расходам на выплату персоналу в целях обеспечения функций учреждения. В 2016 году наблюдалось полное исполнение бюджета по иным бюджетным ассигнованиям, затем по закупкам товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, по расходам на выплату персоналу в целях обеспечения функций учреждения и по социальному обеспечению и иные выплаты населению. В 2017 году наблюдалось полное исполнение бюджета по иным бюджетным ассигнования и по социальному обеспечению и иные выплаты населению, затем по закупкам товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд и по расходам на выплату персоналу в целях обеспечения функций учреждения.
В анализируемом периоде исполнение бюджета учреждения по кассовым расходам было неполным, причем величина его исполнения в 2017 году составляла 93,66%, в 2016 году составляла 94,00%, в 2015 году составляла 94,83%.
Таким образом, по результатам проведенного анализа можно заключить, что исполнение бюджета МКУ СРЦ в 2015-2017 годах по бюджетной деятельности можно признать в целом эффективным, а динамику и состав формирующих результат исполнения бюджета расходов - характерными для большинства бюджетных учреждений, выполняющих в бюджетной системе РФ функции получателей. В качестве недостатков в деятельности учреждения в рамках
объекта исследования можно выделить некоторые нарушения в процессе планирования расходов по бюджетной деятельности, выражающихся в завышении планируемых показателей.
В отдельном разделе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические аспекты организации и проведения ревизии и проанализированы результаты акта ревизии на предмет выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального казённого учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тисульского района». В ходе проверки были рассмотрены нормативные акты Учреждения, регламентирующие организацию и осуществление закупок товаров, работ, услуг; контракты; договоры гражданско- правового характера на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг; сведения об исполнении контрактов; бухгалтерские документы (журнал операций расчётов с поставщиками и подрядчиками). При проверке контрактов (договоров) с единственным поставщиком, заключенных на основании п.4,5 ч.1 ст.93 закона 44-ФЗ, установлен ряд нарушений законодательства. В целях исключения нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, обеспечения эффективного и рационального использования бюджетных средств Тисульского муниципального района, было принято следующее решение:
- строго руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе;
- повысить ответственность за соблюдением законодательства РФ при осуществлении закупок;
- усилить контроль при поступлении товарно-материальных ценностей в Учреждение: соблюдать строгое соответствие фактически поставленного товара сопроводительным документам договорам гражданско-правового характера;
- согласовать заключаемые договора на поставку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд Учреждения с юридической службой учреждения;
- проанализировать выявленные проверкой нарушения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе и принять меры по недопущению их в дальнейшей работе;
- администрации Учреждения сообщить в контрольно-ревизионный отдел о результатах проведённых мероприятий и принятых мерах.
Выявленные нарушения не оказали негативного влияния на процесс заключения и исполнения муниципальных контрактов и договоров гражданско - правового характера.
В представленной выпускной квалификационной работе выполнен анализ исполнения бюджета МКУ «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Тисульского района» за 2015-2017 годы. Он показал, что бюджет учреждения МКУ СРЦ исполнен с дефицитом.
В анализируемой работе раскрыты особенности бухгалтерского учета и ревизии в бюджетных учреждениях.
По результатам анализа динамики основных показателей деятельности МКУ СРЦ за 2015-2017 годы можно сделать вывод о достаточно стабильной деятельности учреждения, так как все характеризующие ее показатели принимают примерно одинаковые значения. По сравнению с 2016 годом произошло увеличение среднегодовой стоимости основных средств на 1,25%, в 2017 году по сравнению с 2015 годом произошло уменьшение среднегодовой стоимости основных средств на 1,62%. Данное изменение обусловлено передачей основных средств другому учреждению и списанию основных средств и приобретением в 2017 году основных средств. Среднегодовая стоимость материальных запасов в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 4,01%, в 2017 году по сравнению с 2015 годом произошло увеличение среднегодовой стоимости материальных запасов на 16,09%. Данные изменения обусловлены увеличением расходов бюджета учреждения МКУ СРЦ, в части материальных запасов и тем самым увеличение материальной оснащенности данного учреждения. Персонал учреждения МКУ СРЦ в течение анализируемого периода не изменялся, что свидетельствует об обеспеченности данного учреждения персоналом.
В анализируемом периоде доходы данное учреждение не получало. Расходы бюджета учреждения МКУ СРЦ в 2017 году по сравнению с 2016 годом сократились на 1,13%, в 2017 году по сравнению с 2015 годом расходы бюджета сократились на 0,12%. Данные изменения обусловлены сокращением расходов на выплату заработной платы персоналу учреждения в целях обеспечения функций данного учреждения, а также сокращением бюджетных ассигнований.
Соответственно и результат исполнения бюджета учреждения МКУ СРЦ в 2017 году по сравнению с 2016 годом сократился на 1,13%, в 2017 году по сравнению с 2015 годом расходы бюджета сократились на 0,12%. Данные изменения обусловлены сокращением финансирования расходов из муниципального района на расходы бюджета данного учреждения.
На протяжении всего исследуемого периода активы учреждения снижались, и данное сокращение обеспечено сокращением основных средств. Структура активов учреждения за весь период в целом изменилась несущественно: наибольшая часть приходится на непроизводственные активы, затем на материальные запасы и на основные средства.
Величина пассивов на протяжении всего исследуемого периода снижалась, и данное изменение в большей степени произошло по причине снижения обязательств учреждения, а также за счет снижения расчетов по принятым обязательствам и за счет снижения расчетов по платежам в бюджет.
По итогам анализа результата исполнения бюджета по бюджетной деятельности по доходам и расходам учреждения МКУ СРЦ за анализируемый период были сделаны следующие выводы. В 2017 году по сравнению с 2015 годом наблюдается сокращение расходов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сокращением расходов иных бюджетных ассигнований и сокращением расходов на социальное обеспечение и иные выплаты населению. Наблюдается дефицит исполнения бюджета учреждения.
Анализируя динамику и структуру расходов по бюджетной деятельности было выявлено, что в каждом из лет анализируемого периода основным фактором роста расходов являлось увеличение расходов на оплату труда и начислений, а также расходов по операциям с активами. Остальные показатели имеют незначительный удельный вес.
Рассмотрение соотношения принятых и исполненных расходных обязательств по бюджетной деятельности показало, что в анализируемом периоде исполнение бюджета учреждения по расходам было неполным, причем величина его исполнения в 2017 году составляла 96,92%, в 2016 году составляла 96,04%, в 2015 году составляла 97,45%. В 2015 году наблюдалось наиболее полное исполнение бюджета по закупкам товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, затем по иным бюджетным ассигнованиям, по социальному обеспечению и иные выплаты населению, по расходам на выплату персоналу в целях обеспечения функций учреждения. В 2016 году наблюдалось полное исполнение бюджета по иным бюджетным ассигнованиям, затем по закупкам товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, по расходам на выплату персоналу в целях обеспечения функций учреждения и по социальному обеспечению и иные выплаты населению. В 2017 году наблюдалось полное исполнение бюджета по иным бюджетным ассигнования и по социальному обеспечению и иные выплаты населению, затем по закупкам товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд и по расходам на выплату персоналу в целях обеспечения функций учреждения.
В анализируемом периоде исполнение бюджета учреждения по кассовым расходам было неполным, причем величина его исполнения в 2017 году составляла 93,66%, в 2016 году составляла 94,00%, в 2015 году составляла 94,83%.
Таким образом, по результатам проведенного анализа можно заключить, что исполнение бюджета МКУ СРЦ в 2015-2017 годах по бюджетной деятельности можно признать в целом эффективным, а динамику и состав формирующих результат исполнения бюджета расходов - характерными для большинства бюджетных учреждений, выполняющих в бюджетной системе РФ функции получателей. В качестве недостатков в деятельности учреждения в рамках
объекта исследования можно выделить некоторые нарушения в процессе планирования расходов по бюджетной деятельности, выражающихся в завышении планируемых показателей.
В отдельном разделе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические аспекты организации и проведения ревизии и проанализированы результаты акта ревизии на предмет выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального казённого учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тисульского района». В ходе проверки были рассмотрены нормативные акты Учреждения, регламентирующие организацию и осуществление закупок товаров, работ, услуг; контракты; договоры гражданско- правового характера на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг; сведения об исполнении контрактов; бухгалтерские документы (журнал операций расчётов с поставщиками и подрядчиками). При проверке контрактов (договоров) с единственным поставщиком, заключенных на основании п.4,5 ч.1 ст.93 закона 44-ФЗ, установлен ряд нарушений законодательства. В целях исключения нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, обеспечения эффективного и рационального использования бюджетных средств Тисульского муниципального района, было принято следующее решение:
- строго руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе;
- повысить ответственность за соблюдением законодательства РФ при осуществлении закупок;
- усилить контроль при поступлении товарно-материальных ценностей в Учреждение: соблюдать строгое соответствие фактически поставленного товара сопроводительным документам договорам гражданско-правового характера;
- согласовать заключаемые договора на поставку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд Учреждения с юридической службой учреждения;
- проанализировать выявленные проверкой нарушения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе и принять меры по недопущению их в дальнейшей работе;
- администрации Учреждения сообщить в контрольно-ревизионный отдел о результатах проведённых мероприятий и принятых мерах.
Выявленные нарушения не оказали негативного влияния на процесс заключения и исполнения муниципальных контрактов и договоров гражданско - правового характера.



