МОНГОЛЬСКО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 20-40-Е ГГ. ХХ В.
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МОНГОЛЬСКО-СОВЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕ
МОНГОЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1921 Г 16
1.1. Формирование основ монгольско-советского сотрудничества
в начале 20-х гг 16
1.2. Укрепление военно-политического сотрудничества МНР и СССР
на фоне их взаимоотношений с Китаем и империалистической
Японией в начале 20-х гг 20
ГЛАВА 2. МОНГОЛЬСКО-СОВЕТСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ УСИЛЕНИЯ ЯПОНСКОЙ АГРЕССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20-НАЧАЛЕ 30-Х ГГ 28
2.1. Взаимодействие Монголии и СССР в 1925-1928 гг 28
2.2. Взаимоотношения Монголии и СССР на фоне агрессивной политики
Японии в дальневосточном регионе в конце 20-начале 30-х гг 50
ГЛАВА 3. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО,
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МОНГОЛИИ И СССР НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 72
3.1. Активизация сотрудничества МНР и СССР в середине 30-х гг 72
3.2. Усиление экономического и военно-технического взаимодействия
Монголии и СССР накануне и в годы Второй мировой войны 84
3.3.Завершение международно-правового оформления Монголии 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
Библиографический список 110
ПРИЛОЖЕНИЯ 118
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МОНГОЛЬСКО-СОВЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕ
МОНГОЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1921 Г 16
1.1. Формирование основ монгольско-советского сотрудничества
в начале 20-х гг 16
1.2. Укрепление военно-политического сотрудничества МНР и СССР
на фоне их взаимоотношений с Китаем и империалистической
Японией в начале 20-х гг 20
ГЛАВА 2. МОНГОЛЬСКО-СОВЕТСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ УСИЛЕНИЯ ЯПОНСКОЙ АГРЕССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20-НАЧАЛЕ 30-Х ГГ 28
2.1. Взаимодействие Монголии и СССР в 1925-1928 гг 28
2.2. Взаимоотношения Монголии и СССР на фоне агрессивной политики
Японии в дальневосточном регионе в конце 20-начале 30-х гг 50
ГЛАВА 3. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО,
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МОНГОЛИИ И СССР НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 72
3.1. Активизация сотрудничества МНР и СССР в середине 30-х гг 72
3.2. Усиление экономического и военно-технического взаимодействия
Монголии и СССР накануне и в годы Второй мировой войны 84
3.3.Завершение международно-правового оформления Монголии 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
Библиографический список 110
ПРИЛОЖЕНИЯ 118
Актуальность темы исследования обусловливается целым рядом насущных теоретических и практических интересов и, прежде всего, потребностью исторической науки и российского общества в целом в переосмыслении опыта отечественной истории советского периода на различных периодах его приобретения. Происходившие в постсоветский период кардинальные изменения геополитических отношений поставило задачу серьезно скорректировать государственную политику в самых различных сферах, в том числе и во внешнеполитической деятельности Российской Федерации.
В этой связи представляет несомненный научный и практический интерес изучение исторического опыта монгольско-советского политического, экономического и военного сотрудничества в первую половину XX века; с начала установления монгольско-советских отношений .
Актуальность изучения и использования данного опыта определяется целым рядом положений, среди которых отметим следующее: прежде всего, тем, что после распада СССР оформилось главное противоречие в выборе российского внешнеполитического и экономического курса. Сторонники «евразийского направления» и «западной» внешнеполитической и экономической концепции Российской Федерации в своем стремлении ориентироваться на Запад, забывают при этом о многополярном строении мировой политической системы и не учитывают исторические особенности взаимоотношений между различными государствами.
Одной из главных целей внешней политики Российской Федерации является формирование добрососедских отношений с соседними государствами . В частности, об этом свидетельствует активизирующееся многоканальное сотрудничество Российской Федерации с Монголией, переход монгольско-российского взаимодействия на новую правовую основу.
Таким образом, актуальность проблемы взаимоотношений Монголии/МНР с СССР в политической, экономической и военной сфере с 1921 по 1946 гг., когда формировались основные направления сотрудничества, определяется как научными, общественно-политическими факторами, так и тем пристальным вниманием, которое уделяется в настоящее время проблемам отношений между Россией и сопредельными государствами.
Для изучения тенденций развития двусторонних отношений на современном этапе необходимо обратиться к опыту конструктивного взаимодействия МНР и СССР в первой половине ХХ в. Опыт имеет принципиальное значение в условиях нынешнего многополярного мира и отвечает стратегическим интересам Российской Федерации.
В условиях обострившейся конкуренции между имеющими свои интересы в Монголии крупными державами (Китай, США, Япония, страны ЕС, и др.) нельзя допускать дальнейшего ослабления внешнеполитических позиций России.
Курс на сближение двусторонних отношений по всем направлениям внешнеполитической и экономической деятельности между нашими странами, указанным в «Декларации о развитии стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией» подписанной президентами стран 2009 г. Текст декларации базируется на принципах равенства и взаимной выгоды между двумя странами, с учетом сохранения прежних достижений. Так, в частности, в нем говорится о «поддержание регулярных политических контактов между Монголией и Россией, постоянного активного политического диалога на различных уровнях, укреплении взаимодействия между всеми ветвями власти» .
Исходя из всего перечисленного, мы видим, что современные монгольско-российские отношения базируются на многолетнем опыте двустороннего сотрудничества советской эпохи. Накопленный опыт оказывает безусловное воздействие на нынешнее состояние отношений между странами. По этой причине обращение к ним и их анализ представляет несомненную важность и придает актуальность исследуемой проблеме.
Степень научной разработанности темы. К истории монгольско- советских отношений 20-40-х гг. XX века обращались многочисленные исследователи как монгольские, российские, так и западные. Односторонность классовой методологии советских историков, малая доступность архивных документов и тенденциозность западных исследователей ограничивали возможности по комплексному анализу данного вопроса. Монгольские авторы советского периода стремились к объективному анализу своего исторического прошлого, но не могли его осуществить в силу давления идеологических установок. Советские и западные ученые также испытывали влияние (каждая сторона - по-своему) в анализе процессов монгольско-советских отношений, что вполне объяснимо условиями противоборства двух мировых систем. Советские исследователи рассматривали сотрудничество с МНР в рамках «нерушимого монгольско- советского союза», и акцентировали внимание на помощь советской стороны в создании в Монголии современных экономических и социально¬политических отношений, ориентированных на сотрудничество с нашей страной. Западные исследователи видели в двусторонних отношениях «коварную руку Москвы» и усматривали в действиях СССР далеко не бескорыстный умысел. Данная позиция тоже вполне объяснима противостоянием социалистического и капиталистического лагерей. Именно идеологическое давление выступало серьезным препятствием в создании объективных работ по истории монгольско-советских отношений.
Разнообразные аспекты отношений Монголии/МНР с Россией 1921¬1946 гг. были исследованы в советский и постсоветский период историками различных стран.
В ранней советской историографии (20-40-х годов) большое внимание уделялось проблеме классовой борьбы в МНР. Вопросы политической жизни, как внутри страны, так и на международной сцене рассматривались через призму марксистко-ленинской теории. Подобная постановка вопроса в анализе монгольско-советских отношений полностью исключала освещение негативных сторон взаимоотношений между двумя странами.
Так, в работах монгольских историков, опубликованных на русском языке, таких как С.А Шойжелов , анализ российской политики в Монголии был дан в контексте известного тезиса В.И. Ленина о существовании «двух» Россий для народов Востока - царской России - «реакционной и грабительской» и Советской России - «передовой и прогрессивной» .
Традиционная советская историография 50-80-х гг. сохраняла идеологическую направленность, но появились работы, дававшие более объективное освещение процессов. В работах С.Л. Тихвинского, Г.В. Ефимова, Б.А. Романова, A.M. Дубинского, М.С. Капицы и других исследователей, получили широкое освещение вопросы колониальной политики государств на Дальнем Востоке. Тема взаимоотношений Монголии и Советского Союза рассматривалась в этих работах в общеисторическом контексте и продолжала трактоваться как «Монголия - младший брат СССР» .
Под руководством С.Л. Тихвинского советскими востоковедами был исследован комплекс проблем взаимоотношений Китая (частью которого была нынешняя МНР) с Россией, Японией и Монголией. На основе оригинальных китайских источников, а также документальных материалов стран-соседей была воссоздана картина международных отношений в Восточной Азии. Также надо отметить большой вклад историка в подготовку и издание «Документов внешней политики России», а также документов о двусторонних и многосторонних связях Советского Союза со странами социалистического содружества .
Достаточно детально освещены проблемы взаимоотношений МНР и СССР, а также раскрыто международное значение этого сотрудничества в таких работах как «Международные отношения на Дальнем Востоке» Г.В. Ефимова и А.М. Дубинского . В этих трудах уделено большое внимание годам зарождения монгольско-советских экономических отношений. Наглядно показана роль советской помощи в осуществлении первых шагов социалистической индустриализации в Монголии, развития транспорта и связи, создания национальной денежной системы. Авторы дают также общую характеристику политических и экономических отношений двух стран в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.
Монография М.С. Капицы и В.И. Иваненко «Дружба, завоеванная в борьбе» и коллективная монография «Прочная дружба советского и монгольского народов» являются одними из первых исследований, в которых показаны многие аспекты становления и развития монгольско-советских политических и экономических отношений с 1917 г. и до 60-х гг. .
Надо отметить, что до начала демократических реформ 1990-х гг. монгольские исследователи при изучении монгольско-советских отношений делали акцент на положительных моментах, признавая ключевую роль СССР в деле международно-политического и социально-экономического развития МНР. В частности, в монографии «История МНР» авторы отмечают главенствующую роль СССР в деле обретения Монголией независимости и экономического прогресса в форме некапиталистического развития .
На этом фоне были заметны и чисто монголоведческие исследования М.И. Гольмана, И.Я. Златкина, Д.Б. Улымжиева, С.К. Рощина, А.И. Соболева, В.В. Грайворонского, Ш.Б. Чимитдоржиева, С.Д. Дылыкова и др.
Так, крупным специальным историографическим исследованием, освещающим развитие монголоведения в странах Западной Европы и США, является труд М.И. Гольмана «Изучение истории Монголии на Западе XIII середина XX веков» .
В исследовании И.Я. Златкина «Очерки новой и новейшей истории Монголии» продолжается всестороннее освещение новой и новейшей истории Монголии с позиции бескорыстной помощи СССР «братскому» народу Монголии. Книга содержит богатый цифровой материал о народном хозяйстве МНР и многочисленные факты экономического сотрудничества между двумя странами с 1920 по 1948 гг.
В работе Д.Б. Улымжиева «Нерушимая братская дружба советского и монгольского народов» освещаются истоки дружбы монгольского и советского народов, роль Советского Союза в защите национальной независимости Монгольской Народной республики; политические, экономические, торговые и культурные связи МНР и СССР и их место в двухстороннем внешнеполитическом диалоге .
В исследованиях С.К. Рощина, А.И. Соболева, В.В. Грайворонского и др. монголоведов проводится детальный анализ роли внешнего фактора влияния СССР в формировании монгольской национальной экономики. Данный анализ присущ в той или иной степени всем советским историкам, изучавшим монгольско-советское сотрудничество после монгольской революции 1921 г. При этом наиболее часто рассматривались традиционные формы внешнеэкономических связей двух стран .
В связи с 60-летием Монгольской народной революции монголоведческая литература на русском языке пополнилась рядом крупных монографических исследований. Среди них выделяется монография «История советско-монгольских отношений», подготовленная сотрудниками Института востоковедения АН СССР. Ее авторы рассматривают историю монгольско-советских контактов по периодам: 1921-1924 г.; 1924-1940 г.; 1941-1945 г., которые соответствуют историческим этапам развития этих отношений . В данной монографии использованы тексты исторических договоров о дружбе и взаимопомощи между двумя странами, о развитии экономических, культурных и научных связей, сотрудничестве между СССР и МНР в годы Второй мировой войны, дальнейшем укреплении и развитии многообразных контактов между странами в социалистическом лагере и т.д.
Вместе с тем, несмотря на значительный вклад советских историков в освещение монгольско-советских отношений, в работах 60-80-х годов преобладала несколько формальная и односторонняя оценка основных событий того периода.
Возможность отойти от жестких идеологических штампов появилась лишь вначале 90-х гг. В это время вышли в свет ряд научных работ, в которых излагалась принципиально новая точка зрения по истории внешней политики СССР в 20-40-е гг.
Снятие грифа «Секретно» с архивов, отмена запрета с таких тем как репрессии 30-х гг., заставили по-новому посмотреть на многие аспекты монгольско-советских отношений в рассматриваемый период. В первую очередь это касается истории панмонголизма, национально¬освободительного движения в Монголии, борьбы за суверенитет МНР.
Появляются многочисленные статьи и сборники по монгольской тематике российских монголоведов, затрагивающие, как общетеоретические вопросы, так и конкретные аспекты монгольской истории.
Так, в научных статьях Ю.А. Ватлина, Ю.М. Галеновича, и др. постсоветских историков происходят рачительные перемены не только в освещении отдельных событий, но и в целом на весь спектр освещения монгольско-советских взаимоотношений в данный период времени .
Большое внимание в этих работах уделяется внутрипартийной борьбе как в ВКП (б), так и МНРП в эти годы; победе «линии Коминтерна» в отношении Монголии, повлекшей ликвидацию оппозиции в МНРП; утверждению сталинской внешнеполитической линии и политическим репрессиям.
Также в этих работах, на основании новых материалов, даны характеристики политическим деятелям той эпохи, оказавшим значительное влияние на формирование монгольско-советских отношений в первой половине XX в.
Несомненный научный интерес представляют труды С.Г. Лузянина, Н.Л. Нежинского, где на обширном архивном материале освещаются такие непростые вопросы, как установление и развитие монгольско-советских связей, отношения между Коминтерном с монгольским и советским руководством, комплексу международных противоречий в рамках регионального четырехугольника - «МНР-СССР-Китай-Япония» .
Исторические исследования А.С. Железнякова послужили основанием для разрушения мифа о Монголии как о «советском сателлите», созданным в западной историографии периода «холодной войны». Автор, используя в своих исследованиях ранее неопубликованный архивный материал, доказывает тот факт, что внутри монгольско-советского союза существовали серьезные противоречия, и что монгольское руководство было способно вести самостоятельную политику в отношениях с советской стороной .
Отличительной чертой современной российской историографии является ее многоплановость. Исследования монгольско-советских
отношений ведутся и на региональном уровне. Так, многие историки из Бурятии и Тувы пытаются по-новому переосмыслить свое место и свою роль в общей истории народов, населяющих этот регион и часто имеющих общие родовые корни .
Таким образом, состояние советской и современной отечественной историографии, свидетельствует об острейшей необходимости разработки проблемы места и роли Монголии в системе международных отношений в дальневосточном регионе в 1921-1946 гг., развития отношений Россия - Монголия в первой половине XX в.
Объектом данного исследования является история Монголии и СССР в 20-40-е гг.ХХ века.
Предметом выступает монгольско-советское сотрудничество в указанный период времени.
Цель исследования: изучить основные направления и динамику
развития монгольско-советских отношений во второй половине 20-40-х гг.
В этой связи были сформулированы следующие задачи исследования:
• изучить развитие монгольско-советских отношений после монгольской революции 1921 г.;
• рассмотреть взаимоотношения между Монголией и Советским Союзом на фоне усиления японской агрессии во второй половине 20 - начале 30-х гг.;
• проанализировать содержание основных направлений сотрудничества МНР и СССР накануне и в годы Второй мировой войны.
Хронологически исследование охватывает 20-40-е гг. XX века, на которые приходится оформление системы двухстороннего сотрудничества и первый опыт реализации планов взаимодействия Монголии и Советского Союза.
Для ответа на поставленные вопросы был привлечен широкий круг опубликованных источников, которые составили источниковую базу исследования.
В данных исследованиях были отобраны и подвергнуты системному анализу следующие группы наиболее важных первоисточников:
Данные архивных источников не публиковавшиеся ранее из-за секретности фондов в советский период, и которые легли в основу публикаций ряда таких авторов как С.Г. Лузянина, О.А. Джагневой и др.
Существенным элементом дипломной работы явились опубликованные документы в советский период.
Здесь необходимо выделить следующие источники:
• Опубликованные источники. Это прежде всего, законодательные акты
СССР и МНР, официальные статистические документы и материалы, тематические сборники . Среди официальных СССР отметим
публикации партийных документов руководящих органов КПСС, Конституция МНР; немаловажное значение в обобщении материалов, относящихся к истории монгольско-советских отношений, имеют документальные публикации статистического характера .
• Тексты выступлений политических и общественных деятелей двух стран, в которых они касались вопросов монгольско-советских отношений .
• Периодическая печать, как источник по истории становления и развития советско-монгольских экономических отношений, при рассмотрении вопросов экономического сотрудничества Советского Союза и Монголии занимает важное место в исторических исследованиях, что существенно дополняет документы архивов и документальные публикации .
• В работе были использованы мемуары общественных и политических деятелей, имевших отношение к исследуемым процессам .
Мемуары А.Г. Зверева ценны для исследования тем, что будучи министром финансов СССР в 30-е гг., он обладал полной информацией о финансовой составляющей договоров между монгольской и советскими сторонами .
Второй мировой войне, в том числе сражениям на реке Халхин-Гол между советско-монгольской армией и японскими войсками в 1939 году, а также о союзнической помощи монгольского народа советскому во время Отечественной войны и разгрому Квантунской армии посвящены воспоминания маршала Г.К. Жукова и генерала И.А. Плиева .
Комплексное использование источников и литературы позволило осуществить данное исследование и решить поставленные задачи.
Научная новизна исследования связана с попыткой воссоздания объективной истории взаимоотношений Монголии с СССР без идеологических деформаций и «искажений» как в ту, так и в другую сторону. Также новизна работы обусловлена намерением дать комплексное освещение системы монгольско-российских связей, а так же проследить их внутреннюю взаимообусловленность и попыткой осветить динамику этих отношений между двумя странами на протяжении конца 20-х-середины 40-х гг. XX в.
Положения, выносимые на защиту:
1. Монгольско-советские отношения соответствовали интересам обеих стран
2. Идеологическая составляющая двустороннего сотрудничества была выражена весьма значительно, но она не являлась серьезным препятствием в развитии сотрудничества между двумя странами
3. Монгольско-советское сотрудничество 20-40-х гг. заложило основы для успешного преодоления отставания Монголии от СССР в различных областях: экономике, социальной и военно-технической и других сферах.
Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе как в ВУЗе, так и учителями средних школ при изучении проблем новейшей истории СССР и Монголии.
Апробация результатов исследования была осуществлена на заседаниях проблемной группы «Традиционные культуры народов мира» (2013, 2014 гг.) и на Международных научно-практических конференциях «Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация,
восприятие» (2015, 2016 гг.)
По теме исследования имеются публикации:
1. Демченко Я.В. Включение Тувы в состав Советского Союза на правах областной автономии // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы международной научно¬практической конференции. - Белгород: Политерра, 2015. - С.126-129.
Структура дипломной работы представлена введением, тремя главами, заключением, библиографическим списком, приложениями.
В этой связи представляет несомненный научный и практический интерес изучение исторического опыта монгольско-советского политического, экономического и военного сотрудничества в первую половину XX века; с начала установления монгольско-советских отношений .
Актуальность изучения и использования данного опыта определяется целым рядом положений, среди которых отметим следующее: прежде всего, тем, что после распада СССР оформилось главное противоречие в выборе российского внешнеполитического и экономического курса. Сторонники «евразийского направления» и «западной» внешнеполитической и экономической концепции Российской Федерации в своем стремлении ориентироваться на Запад, забывают при этом о многополярном строении мировой политической системы и не учитывают исторические особенности взаимоотношений между различными государствами.
Одной из главных целей внешней политики Российской Федерации является формирование добрососедских отношений с соседними государствами . В частности, об этом свидетельствует активизирующееся многоканальное сотрудничество Российской Федерации с Монголией, переход монгольско-российского взаимодействия на новую правовую основу.
Таким образом, актуальность проблемы взаимоотношений Монголии/МНР с СССР в политической, экономической и военной сфере с 1921 по 1946 гг., когда формировались основные направления сотрудничества, определяется как научными, общественно-политическими факторами, так и тем пристальным вниманием, которое уделяется в настоящее время проблемам отношений между Россией и сопредельными государствами.
Для изучения тенденций развития двусторонних отношений на современном этапе необходимо обратиться к опыту конструктивного взаимодействия МНР и СССР в первой половине ХХ в. Опыт имеет принципиальное значение в условиях нынешнего многополярного мира и отвечает стратегическим интересам Российской Федерации.
В условиях обострившейся конкуренции между имеющими свои интересы в Монголии крупными державами (Китай, США, Япония, страны ЕС, и др.) нельзя допускать дальнейшего ослабления внешнеполитических позиций России.
Курс на сближение двусторонних отношений по всем направлениям внешнеполитической и экономической деятельности между нашими странами, указанным в «Декларации о развитии стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией» подписанной президентами стран 2009 г. Текст декларации базируется на принципах равенства и взаимной выгоды между двумя странами, с учетом сохранения прежних достижений. Так, в частности, в нем говорится о «поддержание регулярных политических контактов между Монголией и Россией, постоянного активного политического диалога на различных уровнях, укреплении взаимодействия между всеми ветвями власти» .
Исходя из всего перечисленного, мы видим, что современные монгольско-российские отношения базируются на многолетнем опыте двустороннего сотрудничества советской эпохи. Накопленный опыт оказывает безусловное воздействие на нынешнее состояние отношений между странами. По этой причине обращение к ним и их анализ представляет несомненную важность и придает актуальность исследуемой проблеме.
Степень научной разработанности темы. К истории монгольско- советских отношений 20-40-х гг. XX века обращались многочисленные исследователи как монгольские, российские, так и западные. Односторонность классовой методологии советских историков, малая доступность архивных документов и тенденциозность западных исследователей ограничивали возможности по комплексному анализу данного вопроса. Монгольские авторы советского периода стремились к объективному анализу своего исторического прошлого, но не могли его осуществить в силу давления идеологических установок. Советские и западные ученые также испытывали влияние (каждая сторона - по-своему) в анализе процессов монгольско-советских отношений, что вполне объяснимо условиями противоборства двух мировых систем. Советские исследователи рассматривали сотрудничество с МНР в рамках «нерушимого монгольско- советского союза», и акцентировали внимание на помощь советской стороны в создании в Монголии современных экономических и социально¬политических отношений, ориентированных на сотрудничество с нашей страной. Западные исследователи видели в двусторонних отношениях «коварную руку Москвы» и усматривали в действиях СССР далеко не бескорыстный умысел. Данная позиция тоже вполне объяснима противостоянием социалистического и капиталистического лагерей. Именно идеологическое давление выступало серьезным препятствием в создании объективных работ по истории монгольско-советских отношений.
Разнообразные аспекты отношений Монголии/МНР с Россией 1921¬1946 гг. были исследованы в советский и постсоветский период историками различных стран.
В ранней советской историографии (20-40-х годов) большое внимание уделялось проблеме классовой борьбы в МНР. Вопросы политической жизни, как внутри страны, так и на международной сцене рассматривались через призму марксистко-ленинской теории. Подобная постановка вопроса в анализе монгольско-советских отношений полностью исключала освещение негативных сторон взаимоотношений между двумя странами.
Так, в работах монгольских историков, опубликованных на русском языке, таких как С.А Шойжелов , анализ российской политики в Монголии был дан в контексте известного тезиса В.И. Ленина о существовании «двух» Россий для народов Востока - царской России - «реакционной и грабительской» и Советской России - «передовой и прогрессивной» .
Традиционная советская историография 50-80-х гг. сохраняла идеологическую направленность, но появились работы, дававшие более объективное освещение процессов. В работах С.Л. Тихвинского, Г.В. Ефимова, Б.А. Романова, A.M. Дубинского, М.С. Капицы и других исследователей, получили широкое освещение вопросы колониальной политики государств на Дальнем Востоке. Тема взаимоотношений Монголии и Советского Союза рассматривалась в этих работах в общеисторическом контексте и продолжала трактоваться как «Монголия - младший брат СССР» .
Под руководством С.Л. Тихвинского советскими востоковедами был исследован комплекс проблем взаимоотношений Китая (частью которого была нынешняя МНР) с Россией, Японией и Монголией. На основе оригинальных китайских источников, а также документальных материалов стран-соседей была воссоздана картина международных отношений в Восточной Азии. Также надо отметить большой вклад историка в подготовку и издание «Документов внешней политики России», а также документов о двусторонних и многосторонних связях Советского Союза со странами социалистического содружества .
Достаточно детально освещены проблемы взаимоотношений МНР и СССР, а также раскрыто международное значение этого сотрудничества в таких работах как «Международные отношения на Дальнем Востоке» Г.В. Ефимова и А.М. Дубинского . В этих трудах уделено большое внимание годам зарождения монгольско-советских экономических отношений. Наглядно показана роль советской помощи в осуществлении первых шагов социалистической индустриализации в Монголии, развития транспорта и связи, создания национальной денежной системы. Авторы дают также общую характеристику политических и экономических отношений двух стран в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.
Монография М.С. Капицы и В.И. Иваненко «Дружба, завоеванная в борьбе» и коллективная монография «Прочная дружба советского и монгольского народов» являются одними из первых исследований, в которых показаны многие аспекты становления и развития монгольско-советских политических и экономических отношений с 1917 г. и до 60-х гг. .
Надо отметить, что до начала демократических реформ 1990-х гг. монгольские исследователи при изучении монгольско-советских отношений делали акцент на положительных моментах, признавая ключевую роль СССР в деле международно-политического и социально-экономического развития МНР. В частности, в монографии «История МНР» авторы отмечают главенствующую роль СССР в деле обретения Монголией независимости и экономического прогресса в форме некапиталистического развития .
На этом фоне были заметны и чисто монголоведческие исследования М.И. Гольмана, И.Я. Златкина, Д.Б. Улымжиева, С.К. Рощина, А.И. Соболева, В.В. Грайворонского, Ш.Б. Чимитдоржиева, С.Д. Дылыкова и др.
Так, крупным специальным историографическим исследованием, освещающим развитие монголоведения в странах Западной Европы и США, является труд М.И. Гольмана «Изучение истории Монголии на Западе XIII середина XX веков» .
В исследовании И.Я. Златкина «Очерки новой и новейшей истории Монголии» продолжается всестороннее освещение новой и новейшей истории Монголии с позиции бескорыстной помощи СССР «братскому» народу Монголии. Книга содержит богатый цифровой материал о народном хозяйстве МНР и многочисленные факты экономического сотрудничества между двумя странами с 1920 по 1948 гг.
В работе Д.Б. Улымжиева «Нерушимая братская дружба советского и монгольского народов» освещаются истоки дружбы монгольского и советского народов, роль Советского Союза в защите национальной независимости Монгольской Народной республики; политические, экономические, торговые и культурные связи МНР и СССР и их место в двухстороннем внешнеполитическом диалоге .
В исследованиях С.К. Рощина, А.И. Соболева, В.В. Грайворонского и др. монголоведов проводится детальный анализ роли внешнего фактора влияния СССР в формировании монгольской национальной экономики. Данный анализ присущ в той или иной степени всем советским историкам, изучавшим монгольско-советское сотрудничество после монгольской революции 1921 г. При этом наиболее часто рассматривались традиционные формы внешнеэкономических связей двух стран .
В связи с 60-летием Монгольской народной революции монголоведческая литература на русском языке пополнилась рядом крупных монографических исследований. Среди них выделяется монография «История советско-монгольских отношений», подготовленная сотрудниками Института востоковедения АН СССР. Ее авторы рассматривают историю монгольско-советских контактов по периодам: 1921-1924 г.; 1924-1940 г.; 1941-1945 г., которые соответствуют историческим этапам развития этих отношений . В данной монографии использованы тексты исторических договоров о дружбе и взаимопомощи между двумя странами, о развитии экономических, культурных и научных связей, сотрудничестве между СССР и МНР в годы Второй мировой войны, дальнейшем укреплении и развитии многообразных контактов между странами в социалистическом лагере и т.д.
Вместе с тем, несмотря на значительный вклад советских историков в освещение монгольско-советских отношений, в работах 60-80-х годов преобладала несколько формальная и односторонняя оценка основных событий того периода.
Возможность отойти от жестких идеологических штампов появилась лишь вначале 90-х гг. В это время вышли в свет ряд научных работ, в которых излагалась принципиально новая точка зрения по истории внешней политики СССР в 20-40-е гг.
Снятие грифа «Секретно» с архивов, отмена запрета с таких тем как репрессии 30-х гг., заставили по-новому посмотреть на многие аспекты монгольско-советских отношений в рассматриваемый период. В первую очередь это касается истории панмонголизма, национально¬освободительного движения в Монголии, борьбы за суверенитет МНР.
Появляются многочисленные статьи и сборники по монгольской тематике российских монголоведов, затрагивающие, как общетеоретические вопросы, так и конкретные аспекты монгольской истории.
Так, в научных статьях Ю.А. Ватлина, Ю.М. Галеновича, и др. постсоветских историков происходят рачительные перемены не только в освещении отдельных событий, но и в целом на весь спектр освещения монгольско-советских взаимоотношений в данный период времени .
Большое внимание в этих работах уделяется внутрипартийной борьбе как в ВКП (б), так и МНРП в эти годы; победе «линии Коминтерна» в отношении Монголии, повлекшей ликвидацию оппозиции в МНРП; утверждению сталинской внешнеполитической линии и политическим репрессиям.
Также в этих работах, на основании новых материалов, даны характеристики политическим деятелям той эпохи, оказавшим значительное влияние на формирование монгольско-советских отношений в первой половине XX в.
Несомненный научный интерес представляют труды С.Г. Лузянина, Н.Л. Нежинского, где на обширном архивном материале освещаются такие непростые вопросы, как установление и развитие монгольско-советских связей, отношения между Коминтерном с монгольским и советским руководством, комплексу международных противоречий в рамках регионального четырехугольника - «МНР-СССР-Китай-Япония» .
Исторические исследования А.С. Железнякова послужили основанием для разрушения мифа о Монголии как о «советском сателлите», созданным в западной историографии периода «холодной войны». Автор, используя в своих исследованиях ранее неопубликованный архивный материал, доказывает тот факт, что внутри монгольско-советского союза существовали серьезные противоречия, и что монгольское руководство было способно вести самостоятельную политику в отношениях с советской стороной .
Отличительной чертой современной российской историографии является ее многоплановость. Исследования монгольско-советских
отношений ведутся и на региональном уровне. Так, многие историки из Бурятии и Тувы пытаются по-новому переосмыслить свое место и свою роль в общей истории народов, населяющих этот регион и часто имеющих общие родовые корни .
Таким образом, состояние советской и современной отечественной историографии, свидетельствует об острейшей необходимости разработки проблемы места и роли Монголии в системе международных отношений в дальневосточном регионе в 1921-1946 гг., развития отношений Россия - Монголия в первой половине XX в.
Объектом данного исследования является история Монголии и СССР в 20-40-е гг.ХХ века.
Предметом выступает монгольско-советское сотрудничество в указанный период времени.
Цель исследования: изучить основные направления и динамику
развития монгольско-советских отношений во второй половине 20-40-х гг.
В этой связи были сформулированы следующие задачи исследования:
• изучить развитие монгольско-советских отношений после монгольской революции 1921 г.;
• рассмотреть взаимоотношения между Монголией и Советским Союзом на фоне усиления японской агрессии во второй половине 20 - начале 30-х гг.;
• проанализировать содержание основных направлений сотрудничества МНР и СССР накануне и в годы Второй мировой войны.
Хронологически исследование охватывает 20-40-е гг. XX века, на которые приходится оформление системы двухстороннего сотрудничества и первый опыт реализации планов взаимодействия Монголии и Советского Союза.
Для ответа на поставленные вопросы был привлечен широкий круг опубликованных источников, которые составили источниковую базу исследования.
В данных исследованиях были отобраны и подвергнуты системному анализу следующие группы наиболее важных первоисточников:
Данные архивных источников не публиковавшиеся ранее из-за секретности фондов в советский период, и которые легли в основу публикаций ряда таких авторов как С.Г. Лузянина, О.А. Джагневой и др.
Существенным элементом дипломной работы явились опубликованные документы в советский период.
Здесь необходимо выделить следующие источники:
• Опубликованные источники. Это прежде всего, законодательные акты
СССР и МНР, официальные статистические документы и материалы, тематические сборники . Среди официальных СССР отметим
публикации партийных документов руководящих органов КПСС, Конституция МНР; немаловажное значение в обобщении материалов, относящихся к истории монгольско-советских отношений, имеют документальные публикации статистического характера .
• Тексты выступлений политических и общественных деятелей двух стран, в которых они касались вопросов монгольско-советских отношений .
• Периодическая печать, как источник по истории становления и развития советско-монгольских экономических отношений, при рассмотрении вопросов экономического сотрудничества Советского Союза и Монголии занимает важное место в исторических исследованиях, что существенно дополняет документы архивов и документальные публикации .
• В работе были использованы мемуары общественных и политических деятелей, имевших отношение к исследуемым процессам .
Мемуары А.Г. Зверева ценны для исследования тем, что будучи министром финансов СССР в 30-е гг., он обладал полной информацией о финансовой составляющей договоров между монгольской и советскими сторонами .
Второй мировой войне, в том числе сражениям на реке Халхин-Гол между советско-монгольской армией и японскими войсками в 1939 году, а также о союзнической помощи монгольского народа советскому во время Отечественной войны и разгрому Квантунской армии посвящены воспоминания маршала Г.К. Жукова и генерала И.А. Плиева .
Комплексное использование источников и литературы позволило осуществить данное исследование и решить поставленные задачи.
Научная новизна исследования связана с попыткой воссоздания объективной истории взаимоотношений Монголии с СССР без идеологических деформаций и «искажений» как в ту, так и в другую сторону. Также новизна работы обусловлена намерением дать комплексное освещение системы монгольско-российских связей, а так же проследить их внутреннюю взаимообусловленность и попыткой осветить динамику этих отношений между двумя странами на протяжении конца 20-х-середины 40-х гг. XX в.
Положения, выносимые на защиту:
1. Монгольско-советские отношения соответствовали интересам обеих стран
2. Идеологическая составляющая двустороннего сотрудничества была выражена весьма значительно, но она не являлась серьезным препятствием в развитии сотрудничества между двумя странами
3. Монгольско-советское сотрудничество 20-40-х гг. заложило основы для успешного преодоления отставания Монголии от СССР в различных областях: экономике, социальной и военно-технической и других сферах.
Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе как в ВУЗе, так и учителями средних школ при изучении проблем новейшей истории СССР и Монголии.
Апробация результатов исследования была осуществлена на заседаниях проблемной группы «Традиционные культуры народов мира» (2013, 2014 гг.) и на Международных научно-практических конференциях «Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация,
восприятие» (2015, 2016 гг.)
По теме исследования имеются публикации:
1. Демченко Я.В. Включение Тувы в состав Советского Союза на правах областной автономии // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы международной научно¬практической конференции. - Белгород: Политерра, 2015. - С.126-129.
Структура дипломной работы представлена введением, тремя главами, заключением, библиографическим списком, приложениями.
Суммируя сказанное выше, можно заключить, что:
Монголия на протяжении всей истории оформления своего правового статуса в ХХ в. находилась в постоянном поиске «себя» в международных отношениях, пытаясь противостоять внешним силам. Монголия в данных и зачастую враждебных обстоятельствах постепенно становится самостоятельным национальным субъектом, способным проводить политику, отвечающей своим государственным интересам.
Внешняя политика МНР в течение 1921-1946 гг. существенно эволюционировала, будучи неотрывно связанной с дальневосточной международной стратегией Советского Союза, задававшей в этот период главный вектор развития монгольской государственности. За 25-летний отрезок времени произошло не только правовое и государственное оформление Монголии, но и формирование вокруг нее качественно новой системы международных отношений, определившей новый порядок в Восточной Азии и на Дальнем Востоке к концу второй мировой войны. Процесс формирования монгольской государственности происходил как под влиянием собственной политической воли, так и под воздействием комплекса внешних факторов, изменивших страну до неузнаваемости: деятельность Коммунистического Интернационала и революция в Китае 1925-1928 гг., агрессивная внешняя политика империалистической Японии в 30-е гг., вторая мировая война, а также участие советской стороны в «ялтинских» переговорах. Главные внешнеполитические игроки на Дальнем Востоке - Внешняя Монголия - Россия - Китай, формирующие международную политику в дальневосточном регионе к 1921 г., за 25 лет оформились в новые противостоящие друг другу союзы МНР - СССР и Китай, Япония, а позднее и Маньчжоу-Го. При этом малые народности Бурятии и Тувы были непосредственно включены в политический союз Внешняя Монголия - Советский Союз.
Процесс подобного превращения имел несколько этапов.
Рождение новой монгольской государственности происходило в условиях влияния мощных социальных потрясений в сопредельных с МНР странах - России и Китае. Монгольская народная революция была частично плодом политики Коммунистического Интернационала и объединила в себя идею панмонголизма и желание Монголии стать независимым и суверенным государством.
В этот исторический промежуток времени руководство Внешней Монголии занимались поиском новой, на смену устаревшей теократической, формы государственности. Вариант независимой республики в союзе с СССР, давал перспективы сохранения монгольского суверенитета.
В 1921-1924 гг. во внешней политике правительства МНР наметились такие характерные направления, как распространение своего влияния на сопредельные регионы, сближение политического и экономического курса с СССР и сохранение своей независимости от Китая.
Период перехода Монголии к республике 1921-1924 гг. для ее внешней политики характеризовался двумя направлениями - оформлением дипломатического и государственного признания монгольской независимости советской стороной соглашением 5 ноября 1921 г. с последующим сближением в политической, и экономической областях, и с последовательным проведением независимого внешнеполитического курса в соседних регионах. Политика таких монгольских лидеров того времени как Д. Бодо, Б. Церендорж, основывалась на приоритетах сохранения национальных интересов при сохранении направленности на сотрудничество с СССР, а также поиском точек соприкосновения с Китаем.
Внешняя политика МНР в ходе китайской революции 1925-1928 гг. характеризовалась попытками проведения идей панмонголизма среди этнически родственных народов. В 1925-1928 гг., в руководстве СССР и МНР, рассматривались три варианта развития будущей модели государственности МНР: 1) объединение 2-х Монголий с последующим
вхождением в Советский Союз; 2)присоединение Внешней и Внутренней
Монголии с Китаем в качестве автономий; 3) сохранение фактической
независимости МНР под «присмотром» правительства СССР и Коммунистического Интернационала, а также признание Внутренней Монголии составной частью Революционного Китая, руководимого КПК и Гоминьданом. Итоги революции 1927 г. в Китае заставили остановиться монгольское и советское правительства на последнем варианте.
Поражение китайской революции заставило правительство СССР совершенно поменять свои стратегические планы в отношении МНР: идеологический подход к Монголии как к «1-ой ступени» по распространению мирового Коммунистического Интернационала на Восток, сменяется конкретикой общегосударственных задач. Внешняя Монголия в планах руководства Советского Союза, на фоне усиливающейся агрессивной политики Китая и Японии в конце 20-х гг., становится защитной «буферной зоной» от враждебных внешних сил.
На рубеже 20-х - 30-х годов во внешнеполитическом курсе Внешней Монголии, долгое время балансировавшего на «политике компромиссов» между СССР и Китаем, происходит поворот в сторону Советского Союза. Характер отношений МНР - СССР в этот период времени носит многовекторный и достаточно неоднозначный характер.
На международное положение МНР в начале 30-х годов значительно влияет агрессивная политика империалистической Японии, которая в1931 г. начинает захват территорий Китая, а в 1932 г. создает рядом с границами внешней Монголии подконтрольное ей государственное образование Маньчжоу-Го. Агрессивность Японии в дальневосточном регионе ускоряет военно-политическое и экономическое сближение МНР и СССР.
Заключительный период формирования идеологического, военного, политического и экономического союза между СССР и МНР приходится на середину 30-х годов. Негласное Соглашение 27 ноября 1934, и Протокол о взаимопомощи 14 марта 1936 г являются основными документами этого периода, закрепившими союзнические отношения между МНР и СССР. Монгольско-советское сотрудничество носило закономерный характер, так как оно основывалось не только на общности идеологической составляющей главенствующих партий, ЦК МНРП и ЦК ВКП(б), но и прежде всего, на схожести общегосударственных интересов двух стран в той непростой международной обстановке. МНР в 30-е годы, не имела другой возможности сохранить свою независимость и приобрести суверенные права.
Незадолго до начала Второй мировой войны МНР и СССР оформляют создание общей системы национальной безопасности. Для этого в МНР при активной поддержке СССР, происходят военно-технические и экономические преобразования, так как отсталая Монголия не вписывалась в советские планы. Наоборот, МНР, с переоснащенной армией и развитой экономикой, стала бы крепким звеном в стратегической оборонительной системе Советского Союза на Дальнем Востоке.
Военный конфликт на Халхин-Голе (май - сентябрь 1939 г.) был прямым результатом накопившихся противоречий между основными политическими игроками данной региональной системы. Основой военного столкновения между СССР и Японией, послужило желание последней, разгромив СССР на Халхин-Голе, прекратить его помощь КНР, и тем самым ускорить полный захват Китая. Поражение Японии и Маньчжоу-Го в 1939 показало эффективность созданной монгольско-советской системы безопасности в дальневосточном регионе, и предотвратило создание Японией из МНР плацдарма для ее дальнейшей агрессии на территорию СССР.
Победа СССР во Второй мировой войне окончательно завершила процесс международно-правового признания МНР как суверенного государства. Ялтинские документы окончательно закрепили границы МНР. Подписание монгольско-советского Договора 1946 г. оформило дальнейший выход МНР на широкую международную арену и способствовало вступлению в 1961 г. в ООН.
Монголия на протяжении всей истории оформления своего правового статуса в ХХ в. находилась в постоянном поиске «себя» в международных отношениях, пытаясь противостоять внешним силам. Монголия в данных и зачастую враждебных обстоятельствах постепенно становится самостоятельным национальным субъектом, способным проводить политику, отвечающей своим государственным интересам.
Внешняя политика МНР в течение 1921-1946 гг. существенно эволюционировала, будучи неотрывно связанной с дальневосточной международной стратегией Советского Союза, задававшей в этот период главный вектор развития монгольской государственности. За 25-летний отрезок времени произошло не только правовое и государственное оформление Монголии, но и формирование вокруг нее качественно новой системы международных отношений, определившей новый порядок в Восточной Азии и на Дальнем Востоке к концу второй мировой войны. Процесс формирования монгольской государственности происходил как под влиянием собственной политической воли, так и под воздействием комплекса внешних факторов, изменивших страну до неузнаваемости: деятельность Коммунистического Интернационала и революция в Китае 1925-1928 гг., агрессивная внешняя политика империалистической Японии в 30-е гг., вторая мировая война, а также участие советской стороны в «ялтинских» переговорах. Главные внешнеполитические игроки на Дальнем Востоке - Внешняя Монголия - Россия - Китай, формирующие международную политику в дальневосточном регионе к 1921 г., за 25 лет оформились в новые противостоящие друг другу союзы МНР - СССР и Китай, Япония, а позднее и Маньчжоу-Го. При этом малые народности Бурятии и Тувы были непосредственно включены в политический союз Внешняя Монголия - Советский Союз.
Процесс подобного превращения имел несколько этапов.
Рождение новой монгольской государственности происходило в условиях влияния мощных социальных потрясений в сопредельных с МНР странах - России и Китае. Монгольская народная революция была частично плодом политики Коммунистического Интернационала и объединила в себя идею панмонголизма и желание Монголии стать независимым и суверенным государством.
В этот исторический промежуток времени руководство Внешней Монголии занимались поиском новой, на смену устаревшей теократической, формы государственности. Вариант независимой республики в союзе с СССР, давал перспективы сохранения монгольского суверенитета.
В 1921-1924 гг. во внешней политике правительства МНР наметились такие характерные направления, как распространение своего влияния на сопредельные регионы, сближение политического и экономического курса с СССР и сохранение своей независимости от Китая.
Период перехода Монголии к республике 1921-1924 гг. для ее внешней политики характеризовался двумя направлениями - оформлением дипломатического и государственного признания монгольской независимости советской стороной соглашением 5 ноября 1921 г. с последующим сближением в политической, и экономической областях, и с последовательным проведением независимого внешнеполитического курса в соседних регионах. Политика таких монгольских лидеров того времени как Д. Бодо, Б. Церендорж, основывалась на приоритетах сохранения национальных интересов при сохранении направленности на сотрудничество с СССР, а также поиском точек соприкосновения с Китаем.
Внешняя политика МНР в ходе китайской революции 1925-1928 гг. характеризовалась попытками проведения идей панмонголизма среди этнически родственных народов. В 1925-1928 гг., в руководстве СССР и МНР, рассматривались три варианта развития будущей модели государственности МНР: 1) объединение 2-х Монголий с последующим
вхождением в Советский Союз; 2)присоединение Внешней и Внутренней
Монголии с Китаем в качестве автономий; 3) сохранение фактической
независимости МНР под «присмотром» правительства СССР и Коммунистического Интернационала, а также признание Внутренней Монголии составной частью Революционного Китая, руководимого КПК и Гоминьданом. Итоги революции 1927 г. в Китае заставили остановиться монгольское и советское правительства на последнем варианте.
Поражение китайской революции заставило правительство СССР совершенно поменять свои стратегические планы в отношении МНР: идеологический подход к Монголии как к «1-ой ступени» по распространению мирового Коммунистического Интернационала на Восток, сменяется конкретикой общегосударственных задач. Внешняя Монголия в планах руководства Советского Союза, на фоне усиливающейся агрессивной политики Китая и Японии в конце 20-х гг., становится защитной «буферной зоной» от враждебных внешних сил.
На рубеже 20-х - 30-х годов во внешнеполитическом курсе Внешней Монголии, долгое время балансировавшего на «политике компромиссов» между СССР и Китаем, происходит поворот в сторону Советского Союза. Характер отношений МНР - СССР в этот период времени носит многовекторный и достаточно неоднозначный характер.
На международное положение МНР в начале 30-х годов значительно влияет агрессивная политика империалистической Японии, которая в1931 г. начинает захват территорий Китая, а в 1932 г. создает рядом с границами внешней Монголии подконтрольное ей государственное образование Маньчжоу-Го. Агрессивность Японии в дальневосточном регионе ускоряет военно-политическое и экономическое сближение МНР и СССР.
Заключительный период формирования идеологического, военного, политического и экономического союза между СССР и МНР приходится на середину 30-х годов. Негласное Соглашение 27 ноября 1934, и Протокол о взаимопомощи 14 марта 1936 г являются основными документами этого периода, закрепившими союзнические отношения между МНР и СССР. Монгольско-советское сотрудничество носило закономерный характер, так как оно основывалось не только на общности идеологической составляющей главенствующих партий, ЦК МНРП и ЦК ВКП(б), но и прежде всего, на схожести общегосударственных интересов двух стран в той непростой международной обстановке. МНР в 30-е годы, не имела другой возможности сохранить свою независимость и приобрести суверенные права.
Незадолго до начала Второй мировой войны МНР и СССР оформляют создание общей системы национальной безопасности. Для этого в МНР при активной поддержке СССР, происходят военно-технические и экономические преобразования, так как отсталая Монголия не вписывалась в советские планы. Наоборот, МНР, с переоснащенной армией и развитой экономикой, стала бы крепким звеном в стратегической оборонительной системе Советского Союза на Дальнем Востоке.
Военный конфликт на Халхин-Голе (май - сентябрь 1939 г.) был прямым результатом накопившихся противоречий между основными политическими игроками данной региональной системы. Основой военного столкновения между СССР и Японией, послужило желание последней, разгромив СССР на Халхин-Голе, прекратить его помощь КНР, и тем самым ускорить полный захват Китая. Поражение Японии и Маньчжоу-Го в 1939 показало эффективность созданной монгольско-советской системы безопасности в дальневосточном регионе, и предотвратило создание Японией из МНР плацдарма для ее дальнейшей агрессии на территорию СССР.
Победа СССР во Второй мировой войне окончательно завершила процесс международно-правового признания МНР как суверенного государства. Ялтинские документы окончательно закрепили границы МНР. Подписание монгольско-советского Договора 1946 г. оформило дальнейший выход МНР на широкую международную арену и способствовало вступлению в 1961 г. в ООН.
Подобные работы
- Советско-японские отношения 1922 - 1941 гг
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЯПОНСКИЙ ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ НА ТЕРРИТОРИИ МАНЬЧЖУРИИ В 30-40 ГОДЫ ХХ ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РУССКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (XVII - КОНЕЦ XIX ВВ.):
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПОЛОЖЕНИЕ БУДДИСТСКИХ ОБЩИН РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО–КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - Факторы, способствовавшие и препятствовавшие развитию Российско-Китайских отношений в 1991- 2023 гг
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2024 - Русско-китайское торгово-экономическое взаимодействие в Центральной Азии в XIX в.: этапы и направления развития
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ В КИТАЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - РАБСТВО В СИБИРИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (XVII - НАЧАЛО XIX ВВ.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2024 - Становление и развитие социально-политической системы Тайваня
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



