Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛОЖЕНИЕ БУДДИСТСКИХ ОБЩИН РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО–КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

Работа №121357

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы60
Год сдачи2020
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛОЖЕНИЕ БУДДИСТСКИХ ОБЩИН В РОССИИ В 1922 – 1953 ГГ 11
1.1 Роль буддийского института во внутренней и внешней политике России в начале 1920–х годов 11
Буддийская сангха России в контексте государственно–конфессиональной политики в конце 1920–х – 1930–х годах 18
Положение буддийских общин в военный и послевоенный периоды 25
ГЛАВА 2. БУДДИЙСКАЯ САНГХА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО–КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В 1953–1991 ГГ 31
Положение буддийских общин в период правления Н.С. Хрущева 31
Деятельность буддистских общин в России в период «застоя» 36
Государственно–конфессиональная политика России в отношении буддистских общин в период «перестройки» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность В настоящее время назрела необходимость более объективного изучения религиозной политики советского государства и ее последствий, повлиявших на современные отношения церкви и государства. Процессы, происходящие в обществе, требуют для своего решения изучения и использования опыта предшествующего советского периода. Исторический анализ религиозной политики в России в указанные годы имеет актуальное значение не только в научном, но и в практическом плане, в определении перспектив и поиска конкретных путей решения религиозных вопросов в республиках, исповедывающих буддизм.
Данная тема должна по праву занять одно из ведущих мест в комплексе проблем изучения, без которой, невозможно полное исследование истории Бурятии, Тувы, Калмыкии.
События, развернувшиеся в России в период существования советского государства, оказали огромное влияние на формирование современных буддийских общин России, а потому важно изучать историю этих процессов для того, чтобы лучше понимать современное буддийское общество.
В указанный период Россия позиционировалась как атеистическое государство, в котором отсутствовала государственная религия и происходило отрицание необходимости религии в целом. В то же время, на территории страны проживало достаточное количество народов, ведущих традиционный уклад жизни, для которых религия являлась неотъемлемой частью мировоззрения. К таковым народам относились и буряты, тувинцы и калмыки, для которых буддизм был важной опорой развития, ведь медицина, образование и другие сферы жизнедеятельности развивались именно при буддийских храмах и дацанах. А потому вся внутренняя политика, проводимая по отношению к этим народностям, должна была учитывать особенности их мировоззрения, жизни и жизненного уклада в целом.
Немаловажную роль играл буддизм и во внешней политике СССР. Еще в царский период буддийские деятели пытались установить дружеские отношения с Тибетом и включить этот регион в состав Российской Империи. После революции советские власти продолжали эти политику. При помощи связи буддистов России и Тибета они пытались продвигать свою идеологию в страны Азии и установить контроль в этом регионе, оказывая определенное влияние на мировую политику и отношения с другими государствами, стремящимися проводить свою политику в Азии.
Необходимость изучения продиктована и проблемой современных отношений государства и церкви, взаимоотношениями в самой буддийской конфессии Бурятии, Калмыкии и Тувы. Противоречия, возникшие между различными группами буддийских священнослужителей в этот период, помогут понять причины противоречий на современном этапе.
Актуальность темы также связана с тем, что в современной научной литературе отсутствуют обобщающие монографии, исследующие общие тенденции и закономерности развития буддизма в российском государстве. В то же время, вопросам регионального развития буддизма в России посвящено множество научных работ и статей, однако подавляющее их количество рассматривает преимущественно буддизм в Бурятии. Буддизм махаяны в Калмыкии и Туве до сих пор не получил целостного освещения в научной литературе. Имеющиеся на сегодняшний день исторические работы освещают отдельные стороны проблемы, не описывая картину целиком.
В результате антирелигиозной политики, проводимой в конце 1920–х – 1930–х годах в стране, множество письменных и материальных источников, освещающих тему исследования, було утеряно или уничтожено, а потому отдельные вопросы функционирования буддийских общин в России остаются нераскрытыми, как, например, вопросы хозяйственной деятельности дацанов, духовного образования, развития тибетской медицины и тд.
Таким образом, актуальность исследуемой нами темы определяется прежде всего ее научно–теоретическим и практическим значением.
Объектом исследования являются буддистские общины России.
Предметом исследования в данной работе является положение буддистских общин России в контексте государственно–конфессиональной политики советского государства.
Хронологические рамки: нижняя граница исследования – 1922 год – год основания СССР, когда начинается новый этап государственно– конфессиональной политики по отношению к буддизму в совершенно новом государстве. Верхняя граница исследования – 1991 год – связана с распадом СССР, и формированием новой системы правления в государстве. Изменение политического устройства, привело и к началу возрождения духовности в России, а также особого интереса к религиозным институтам.
Географические рамки данного исследования включают в себя территорию России.
Целью данной работы является изучение положения буддийских общин России в контексте государственно–конфессиональной политики советского периода.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить положение буддистских общин в контексте внутренней и внешней политики в первые годы становления Советского государства;
2. Изучить положение буддийской сангхи в России в период репрессий;
3. Проследить процесс реставрации буддизма в стране в военный и послевоенный периоды;
4. Выявить особенности государственно–конфессиональной политики в отношении буддизма в период «хрущевской оттепели»;
5. Изучить положение буддийской сангхи в период «застоя».
6. Изучить положение буддистских общин в России в рамках государственно–конфессиональной политики периода «перестройки».
Степень изученности Вопросам функционирования буддистских общин в России в Советский период посвящено не так много научных работ.
В основном, эти работы освящают отдельные аспекты деятельности дацанов, биографии лам. В отечественной научной литературе не существует полноценных научных трудов, освещающих состояние буддистских общин в России в изучаемый период.
В то же время вопросы государственно–конфессиональной политики СССР в науке освещены достаточно хорошо, однако эта литература, в большей степени, посвящена вопросам отношений государства с другими конфессиями, а не с буддизмом.
Отечественная историография взаимоотношений государства и религиозных конфессий в советское время делится на несколько периодов.
Первый период: 1917– первая половина 1930–х гг. В это время появляется ряд работ, посвященных антирелигиозной борьбе. Работа первого секретаря обкома ВКП(б) БМАССР М.Н. Ербанова1, описывает историю распространения буддизма среди бурят, доказывает эксплуататорскую сущность лам. В ней также анализируются причины появления обновленческого движения в среде буддийского духовенства, его идеологии.
В 1928 г. появляется работа А. Оширова2. В его трудах отмечается необходимость усиления налогового нажима на буддийское духовенство, особенно обращается внимание на лишение лам и хувараков земельных наделов. В 1930 г. появляется статья Б. Тогмитова3. В 1932 г. выходят брошюры А. Долотова4. В этих работах значение придавалось задаче атеистического воспитания населения, критическому анализу социальной роли буддийской церкви в истории России.
Большинство работ данного периода нельзя в полной мере назвать научными исследованиями. В основном, это агитационно–пропагандистские публикации, выражающие только одну точку зрения на вопрос существования буддизма в стране, созданные с целью внедрения атеистического мировоззрения в общество.
Второй период: вторая половина 1930–х гг. – середина 1950–х гг. В этот период окончательно утверждаются коммунистическое мировоззрение и принцип партийности в советской исторической науке. Большинство публикаций по–прежнему сводилось к открытой антирелигиозной пропаганде. Особенно это касалось борьбы с тибетской медициной, которая прочно удерживала позиции среди широких масс населения. Так, в нескольких номерах газеты "Бурят–Монгольская правда" печаталась статья секретаря обкома партии Б.Н. Вампилова5. Автор статьи объявлял тибетскую медицину несостоятельной, более того, реакционной.
Только в начале 1950–х гг. появляются работы K. M. Герасимовой6, А.Атархановой7, рассматривающие происхождение и религиозную сущность буддизма, его теорию и практику.
Третий период: вторая половина 1950–х гг. – 1991 г. Тогда происходит расширение буддологических исследований. Появляются работы, посвященные изучению различных аспектов деятельности буддистских общин, их взаимоотношениям с другими религиозными течениями, существующими в России. Так, например специфике культовой практики ламаизма и ее теснейшей связи с шаманизмом посвящены статьи Н.Л. Жуковской.
Политическая деятельность буддийских священнослужителей в первые десятилетия Советской власти рассматривается в трудах B.C. Овчинникова9. Такая же оценка служителей культа в трудах К.Ф. Шулунова, P.E. Пубаева, Б.В. Семичева, Д. Ракшаева10. В работах Г.Н. Румянцева11 и Б.Д. Дандарона12 изучаются буддийские рукописи, хранящиеся в музеях и архивах. Критический подход к нравственным доктринам буддизма проявился в работе К.А. Наднеевой13. История борьбы партийной организации Бурятии по преодолению ламаизма в первые десятилетия Советской власти, этапы культурной революции в стране рассматривается в трудах Б.Н. Баторова.
В 1990–е гг. большим вкладом в изучение различных сторон общественно–политической, культурной, хозяйственной жизни Бурятии явились диссертации: д.и.н. Б.В. Базарова "Общественно–политическая жизнь 20–50–х гг. и развитие литературы и искусства в Бурятии", д.и.н. Л.A. Зайцевой "Развитие сельского хозяйства в Бурятии (1923–85гг.), к.и.н. Д.К. Чимитовой "Отечественная историография социально–экономических и культурных преобразований 1920–30гг. в Бурятской и Якутской АССР", к.и.н. И.Н. Шагдуровой " История развития общественно–политической мысли Бурятии первой четверти XX в.", а также исследования, непосредственно касающиеся изучения истории буддийской конфессии в Бурятии, к.и.н. A.B. Дамдинова "Агван Доржиев: дипломат, политический, общественный и религиозный деятель".
Таким образом, можно сказать, что научное рассмотрение различных вопросов деятельности буддистских общин в России начинается только во второй половине ХХ века и к настоящему времени не существует трудов, полностью описывающих состояние буддийской конфессии в стране.
Методология Основными принципами исследования стали принципы объективности и историзма, которые позволяют видеть исторические процессы в их реальном развитии и взаимосвязи.
Принцип объективности позволяет понять основные ценности противоборствующих сторон, в данном случае буддийской конфессии и атеистического государства, а также рассмотреть и проанализировать позитивные и негативные моменты исторического процесса. Принцип историзма – традиционный принцип исторического исследования, которые требует конкретного изучения общественных явлений в их развитии и изменении, всестороннего исследования связи и взаимосвязи каждого из этих явлений с другими.
В работе применялись следующие методы научного исследования:
– сравнительно–исторический метод, позволяющий выявить сходства и различия между статусами буддийской церкви на разных исторических периодах;
– генетический метод, раскрывающий причинно–следственные связи развития буддизма в России;
– метод социально–исторического анализа, в котором развитие буддизма рассматривается в зависимости от политической и исторической обстановки в стране и от уровня общественного развития.
Источниковую базу исследования составили различные нормативно– правовые, законодательные акты СССР1415, РСФСР16, внутренние акты отдельных советских республик, дневники, биографии представителей духовенства, исследователей буддизма, архивные данные, интернет–сайты религиозных организаций17 18 19.
Научная новизна. В данной работе предпринята попытка обобщения имеющихся в науке теоретических данных о функционировании различных буддийских организаций в советский период на территории России. В работе представлено освещение государственно–конфессиональной политики по отношению к данному вероисповеданию и сравнение того, как она проводилась в различных регионах страны.
Практическая значимость Отдельные выводы курсовой работы могут быть использованы в учебном процессе.
Структура: дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы.




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1922 год, знаменующий создание нового государства – Советского Союза – становится началом нового периода в истории существования российского буддизма. Полностью обновляется система управления религиозными общинами в стране. И буддизму, как и всем остальным конфессиям, приходится приспосабливаться к новым условиям.
Буддизм в России в начале существования Советского государства используется как во внешней, так и во внутренней политике. С помощью буддизма власти пытаются удержать буддийски регионы Калмыкию и Бурятию – и через духовенство продвигать там идеи социалистической революции. Во внешней политике через связи буддистов России с буддистами других стран Азии планировалось пропагандировать те же идеи. В тот период Советское руководство было заинтересовано в доминировании в Азиатском регионе
Судьбоносным для всех религий, в частности и для буддизма, стал декрет от 20 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»79, вступивший в полную силу только в 1925 году.
После принятия этого декрета начинаются первые волны притеснений буддистов. Закрываются религиозные школы, запрещается медицина в дацанах. С появлением Союза Воинствующих Безбожников в то же время начинается активная пропаганда антирелигиозных идей.
С приходом к власти Сталина в 1927 году начинаются репрессии, в ходе которых у лам отнимают земли, дацаны. Религиозные здания либо разрушаются, либо передаются под другие нужды. Самих священнослужителей арестовывают, высылают за пределы родных регионов, расстреливают, что провоцирует отток оставшихся в живых лам заграницу. В ходе репрессий к концу 1930–х годов буддизм практически прекращает свое существование на территории России.
Годы Великой Отечественной Войны стали началом возрождения буддийских общин в стране. По окончании войны, наконец–то, начали открываться дацаны, возобновилась деятельность буддийского духовенства. Правда вся начавшаяся деятельность ограничивалась в основном территорией Бурятии, в то время как в Калмыкии и Туве буддизм существовал в виде нелегальных малочисленных общин.
Единственной полезной функцией буддийской общины власти считали лишь ее связь с другими азиатскими буддийскими группами, а потому бурятская община активно использовалась во внешней политике.
При этом, в Азии российские буддисты пользуются авторитетом и поддержкой, за счет чего между различными буддистскими общинами устанавливается прочный союз.
Тенденция прохладного отношения со стороны государственных властей продолжалась вплоть до периода перестройки, когда выходят два главных постановления, дарующих буддистам свободу: закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях»81 и закон РСФСР «О свободе вероисповеданий».
Государственно–конфессиональная политика России в советский период по отношению к буддистам была неоднозначной, непостоянной. Однако на протяжении всей семидесятилетней истории существования СССР, буддийская община показала себя как жизнестойкое образование, способное выжить и развиваться при любым условиях. Даже абсолютный крах и практически полное уничтожение в 1930–х годах не прекратили существования буддистской традиции в стране.
Популярности традиционного буддизма начали угрожать и современные учения, попавшие в страну из–за границы. Эти школы были ориентированы на европейцев и распространялись преимущественно среди русского населения, а потому традиционный буддизм школы гелуг, по сути, оставался национальным.
К концу изучаемого периода буддийская община в России, наконец, добилась окончательного признания со стороны государства, официальной регистрации, расширения своих прав. Однако экономический и социальный кризисы в стране не могли не повлиять на функционирование сангхи. Уже после развала СССР некогда единая буддийская община в лице ЦДУБ начала раскалываться, отчего в современной России стало возникать множество независимых будиских организаций.



1. Alexander Csoma de Koros. Essay Torwards a Dictionary of Tibetian and English. Calcutta. – 1834.
2. Абаева Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии (Эволюция верований и культов селенгинских бурят). – М.: Наука, 1992. – 144 с.
3. Абаева Л.Л., Жуковская Н.Л. Традиция и модернизация в истории ламаизма // Религии мира: история и современность. – М.: Наука, 1983.– С. 129–150.
4. Алексеев В.В., Алексеева Е.В., Зубков К.И., Подбережников И.В. Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике. XVI–XX века. – М.: Наука, 2004. – 600 с.
5. Алексеев–Апраксин А.М. Буддизм в культурной жизни Санкт– Петербурга: дис. ... канд.культурол. наук: 24.00.01. – СПб, 2005. – 175 с.
6. Алов А.А., Владимиров Н.Г.Буддизм в России. – М.: Институт наследия, 1996. – 68 с.
7. Андреев А.И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. – СПб.: Нартанг, 2006. – 464 с.
8. Андреев А.И. Храм Будды в Северной столице. – СПб.: Нартанг, 2004.– 226 с.
9. Архивы Кремля. В 2 кн. / Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. – М. : Рос. полит.энцикл. (РОССПЭН) ; – Нск : Сиб. хронограф, 1997. – Кн. 1. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. – С. 429.
10. Атарханова А. Происхождение и религиозная сущность ламаизма. // Некоторые вопросы научного атеизма. Улан–Удэ, 1952.
11. Базаров А.А. Институт философского диспута в тибетском буддизме. – СПб.: Наука, 1998. – 183 с.
12. Базаров А.А., Гармаева Х.Ж., Сыртыпова С.Д. Буддийское книгопечатание Бурятии XVIII – нач. XX вв. – У–Б.: Admon Улаанбаатар, 2006. – 222 c.
13. Бакаева Э.П. Об особенностях современной религиозной ситуации в Калмыкии (Буддизм и «посвященные») // Этнографическое обозрение.– 2004. – №3. – С. 26.
14. Баринов А.О., Фомина М.Н., Константинова Н.Н. Религии // Энциклопедия Забайкалья.– Нск.: Новосибирское книжное издательство, 2000. – С. 217–220.
15. Борисов Т.К. Калмыкия. Историко–политический и социально– экономический очерк. – М–Л.: ГИЗ, 1926. – 99 с.
16. Буддизм Алмазного Пути Традиции Карма Кагью [Электронный ресурс] URL: https://www.buddhism.ru/o–nas/ (Дата обращения 01.05.2020).
17. Буддийский университет “Даши Чойнхорлин” имени Дамба Даржа Заяева [Электронный ресурс] URL: http://budduniver.ru/about/ (Дата обращения 02.05.2020).
18. Будон Ринчендуб. История буддизма (Индия и Тибет). Пер. с тиб. Е. Е. Обермиллера, пер. с англ. А. М. Донца. – СПб.: Евразия, 1999. – 336 с.
19. Бураева О.В. Этнокультурное взаимодействие народов Байкальского региона в XVII – начале ХХ в. – У–Удэ, 2005. – 212 с.
20. ВЦИК СНК РСФСР. Постановление “О религиозных объединениях” от 8 апреля 1929 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3566.htm (Дата обращения 09.05.2019).
21. Вампилов Б.Н. Тибетская медицина – оружие контрреволюционного ламства.// Бурят–Монгольская правда, 1937.
22. Варнавский П. К. «Национальная» религия в контексте глобализации: традиционный буддизм в современной Бурятии // Антропологический форум / гл. ред. А. Байбурин. – 2011. – № 14 . – С. 192—211.
23. Гармаев Д.О. Философские основы необуддизма Б.Д. Дандарона. Автореф. дисс. … канд. филос. наук. – М.: Российская Академия Наук, 2005. – С. 14.
24. Герасимова К.М. Вопросы преодоления пережитков ламаизма, шаманизма и старообрядчества. – У–Удэ, 1971. – С. 41–48.
25. Герасимова К.М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства. – У–Удэ,1964. – 175 с.
26. Герасимова К.М. Традиционная культура бурят. – У–Удэ.: Бэлиг, – 2000. – 144 с.
27. Герасимова К.М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. – Нск.: Наука. Сиб. отд–ние,1989. – 320 с.
28. Горбатов А.В. Буддисты и Советское государство в 1946–1960–е гг. 2018. [Электронный ресурс] URL: https://rabkrin.org/gorbatov–a–v– buddisty–i–sovetskoe–gosudarstvo–v–1946–1960–e–gg–2018–statya/ (Дата обращения 22.04.2020).
29. Горбатов А.В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940–1960–е гг.: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. д–ра ист. наук:
07.00.02. – Кемерово: Кем. гос. ун–т., 2009. – 49 с.
30. Горелов А.А. История мировых религий. – М.: ФЛИНТА, 2016. – С. 18.
31. Дагбаев Э.Д. Политико–философская концепция Агвана Доржиева // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание искусство. – СПб, 2009. – С. 14–16.
32. Далай–Лама XIV. Мир тибетского буддизма. – СПб.: Нартанг, 1996. – 226 с.
33. Дандарон Б.Д. Мысли буддиста. Черная тетрадь. – СПб.: Алетейя, 1997. – 246 с.
34. Данзанова А.А. Религиозная политика советского государства по отношению к буддизмув Бурятии в 1920–1930–е гг.: автореф. дис. ...
канд. ист. наук: 07.00. – У–Удэ.: Бурятский гос. ун–т., 1998. – 22 с.
35. Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX – первой трети XX века (Россия и сопредельные страны). – СПб.: Наука, 1998. – 344 с.
36. Житенев Т.Е. Буддизм в России: Вехи истории//Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2011. – №7. – 11 с.
37. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. – М.: Наука, 1977.– 199 с.
38. Жуковская Н.Л. О буддизме и буддистах. Статьи разных лет: 1969— 2011. – М.: Ориенталия, 2013. – 476 с.
39. Закон РСФСР от 25.10.1990 N 267–1 (ред. от 27.01.1995) "О свободе вероисповеданий" [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3953/ (Дата обращения 02.05.2020).
40. Закон СССР от 01.10.1990 n 1689–1 "О свободе совести и религиозных организациях" [Электронный ресурс] URL: https://www.lawmix.ru/sssr/2620 (Дата обращения 02.05.2020).
41. Законодательство о религиозных культах: сборник материалов и документов. – М.: Юридическая литература, 1971. – 210 с.
42. Заятуев Г.Н. Цанид–хамбо Агван Доржиев. – У–Удэ, 1992. – С. 41–43.
43. Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ» [Электронный ресурс] URL: https://ivolgdatsan.ru/ (Дата обращения 01.05.2020).
44. История Бурятской АССР / П.Т. Хаптаев (гл. ред.). – У–Удэ.: Бурят. кн. изд–во, 1959. Т. II. – 643 с.
45. Кампарс П.П., Закович Н.М Советская гражданская обрядность. – М.: Мысль, 1967. – 217 с.
46. Китинов Б.У. Священный Тибет и воинственная степь: Буддизм у Ойратов (XIII – XVII вв.)./Под ред. Г.М. Бонгард–Левина. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2004. – 190 с.
47. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1986). Т.8. 1946–1955. – М.: Политиздат, 1985. – С. 446–450.
48. Конституция СССР. 1977 г. Статья 52. [Электронный ресурс] URL: https://constitution.garant.ru/history/ussr–rsfsr/1977/red_1977/5478732/ (Дата обращения 23.04.2020).
49. Корнев В.И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго–Восточной Азии. – М.: Наука, 1989. – 226 с.
50. Коротецкая Л.М. Буддизм ваджраяны: философские основы, религиозные практики ираспространение в России и Европе с конца 80–х гг. ХХ в: автореф. дис. канд . филос. наук. – Чита.: Чит. гос. ун–т, 2010. – 23 с.
51. Крапивин М. Ю., Лейкин А. Я., Далгатов А. Г. Судьбы христианского сектантства в Советской России (1917 — конец 1930–х годов) / Рецензенты д. и. н. В. С. Измозик, д. и. н. В. В. Молзинский. — СПб.: С–Петербургского университета , 2003. — С. 103.
52. Кычанов Е. Я., Савицкий Л. С. Люди и боги Страны Снегов. – М.: Наука, 1975. – 317 с.
53. Ламаизм в Бурятии XVIII начала ХХ века. Структура социальная роль культовой системы / Г.Р. Галданова [и др.]. – Нск.: Наука, 1983. – 236 с.
54. Леонтьева Л. Путеводитель по буддизму. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2012. – 256 с.
55. Максимов К.Н. Установление оккупационного режима нацистов в Калмыкии (август – декабрь 1942 г.) // журнал "Российская история". –
№ 1. – 2012. – С.116–130.
56. Малышева С. Ю. «На миру красна»: инструментализация смерти в Советской России. – М.: Новый хронограф, 2019. – С. 160.
57. Мы видим дискриминацию. Далай Лама XIV [Электронный ресурс] URL: https://dalailama.ru/news/pending/1318–dalai–lama.html (Дата обращения 01.05.2020).
58. Мытипов В.М. Государство и буддийская церковь в СССР/России: основные аспекты законодательных отношений // Власть. – 2011. –№5. – С. 13–17.
59. Наднеева, К. А. Критика некоторых нравственных доктрин ламаизма [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата философских наук. / Моск. обл. пед. ин–т им. Н. К. Крупской. – М., 1969. – 16 с.
60. Нестеркин С.П. Основные тенденции развития буддизма в социокультурном пространстве России // Вестник Бурятского университета. Сер. Философия, социология, политология, культурология. Вып. 6. – У–Удэ.: Бурят. гос. ун–т, 2009. – С. 16–20.
61. Овчинников B.C. К вопросу об антисоветской деятельности ламаистского духовенства // Проблемы краеведения. – Чита, 1966. –№1.
62. Олексенко А.С. Мирное сосуществование различных конфессий на территории СССР в период усиления атеистической пропаганды. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова – № 4. – 2016. – С. 253.
63. Островская Е.А. Российский буддизм в оправе гражданского общества
/ Двадцать лет религиозной свободы в России. – М.: Наука, 2009. – С. 294–328.
64. Островская Е.А. Тибетский буддизм. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. – 400 с.
65. Островская. Е.А. Тибетобуддийский социально–политический проект.
– М.: Изд–во Рос. ун–та дружбы народов, 2002. – С. 100–105.
66. Очерки истории Восточного Забайкалья. Читинская область / под. ред. Н.В. Гордеева.– Чита: Экспресс – издательство, 2007. Т. 2. – 440 с.
67. Очирова Н.Г. Буддийское духовенство и развитие калмыцкой культуры // Буддийское духовенство и культура Калмыцкого народа. – Элиста: АПП «Джангар», 2004. – С. 5–13.
68. Пальмов Н.Н. Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. — 2–е изд. — /Предисловие Л.С. Бурчиновой. – Элиста: Калм. кн. изд–во, 1992. – 160 с.
69. Петров В.Л. Некоторые вопросы ликвидации культовых сооружений старообрядцев Забайкалья в 30–е гг. XX в. // Христианство на Дальнем Востоке: матер, межд. науч. конф. – Владивосток, 2000. – С. 144–148.
70. Петрова Е.В. Социокультурная адаптация семейских Забайкалья: этносоциологический анализ. – У–Удэ.: Изд–во Бурятского государственного университета, 1999 г. – 129 с.
71. Полищук В.И. Культурология: учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 446 с.
72. Пореш В. Русский буддизм. Как это возможно // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. – М.– СПб, 2002. – 488 с.
73. Постановление СНК № 1432/425сс о выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР. Архив Александра Н. Яковлева. [Электронный ресурс] URL: https://alexanderyakovlev.org/fond/issues– doc/1022136 (Дата обращения 09.05.2019).
74. Программа и методы работы антирелигиозного кружка // Калмыцкая степь. – 1928. – № 2 (5). – С. 77–79.
75. Пубаев Р.Е. Источниковедение и историография истории буддизма. – Нск.: Наука, 1986. – 125 с.
76. Ракшаев Д . Буддизм и его реакционная сущность // Блокнот агитатора. – 1960. – №7.
77. Розенберг О.О. Труды по буддизму. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. – 295 с.
78. Рудзитис Р.Я. Встречи с Юрием Рерихом. – Минск, 2002. – С 154.
79. Румянцев Г. Н. Архив засак–ламы Г. Гомбоева. – Улан–Удэ: Изд–во БКИ, 1959. – 57 с.
80. Русские в Бурятии: история и современность // Под ред. В.И. Затеев. – У–Удэ.: Изд–во Бурятского государственного университета, 2002. – 578 с.
81. Саввин Д. Читинско–Забайкальская епархия в 1917–1936 гг. // Православие в Забайкалье: история и современность. – Чита, 2004. – С. 35.
82. Самарин И.А. Буддизм на Южном Сахалине в период губернаторства Карафуто (1905–1945 гг.): история и архитектура // Вестн. Сахалин. музея. – 2007. – № 14. – С. 204–213.
83. Синицын Ф.Л. Антибуддийская деятельность Союза воинствующих безбожников (1925–1941) // Научно–практический журнал. Информационная безопасность регионов. – 2012. – № 1(10). – С 153– 157.
84. Синицын Ф.Л. “Буддийский фактор” во внешней политике СССР в Дальневосточном регионе (1925–1945 гг). Вестник ДВО РАН. – 2012.– № 1. – С. 53–59.
85. Скрынникова Т.Д. Ламаистская церковь и государство. Внешняя Монголия. XVI – начало XX века. – Нск.: Наука, 1988. – 104 с.
86. Смолкин В. «Свято место пусто не бывает»: атеистическое воспитание в Советском Союзе, 1964–1968 // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. – 2009. – № 3. – С. 36.
87. Сорокина Г.А. Буддизм в европейской культуре первой трети XX века: дис. канд. филос.наук. – М.: Наука, 2005. – 170 c.
88. Сосновских Е. Г. Трансформация государственно–конфессиональных отношений в 1985—1997 гг. (на материалах Челябинской области). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Челябинск: Юж.–Ур. гос. ун–т, 2014. – С. 23.
89. Судзуки Д.Т. Основные принципы буддизма Махаяны./Пер. с англ. Пахомов С.В. – СПб.: Наука, 2002. – 382 с.
90. Терентьев А.А., Торчинов Е.А. О буддизме в России. [Электронный ресурс] URL: https://www.torchinov.com/работы/статьи/о–буддизме–в– россии/ (Дата обращения 24.04.2020).
91. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1964.
– 559 с.
92. Торчинов Е.А. Буддизм: Карманный словарь. – СПб.: Амфора, 2002. – 187 с.
93. Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций. – СПб.: Санкт– Петербургское философское общество, 2000. – 304 с.
94. Торчинов Е.А. Изучение буддизма в России (современное состояние)//Проблемы Дальнего Востока. – 1992. – №4. – С. 75–89.
95. Уланов М.С. Буддизм в социокультурном пространстве России : социально–философский анализ : автореф. дис. … д–ра филос. – Ростов–н/Д, 2010. – 54 с.
96. Филатов. С.Б. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т.III. – М.: Логос, 2005. – 464 с.
97. Халудоров Т.В. Политические аспекты идеологии панмонголизма: дис. канд. полит. наук. – М.: МГУ, 2005. – 160 с.
98. Хомушку О.М. Религия в истории культуры тувинцев. – М.: РАН, 1998. – С. 97–98.
99. Цыремпилов Н.В. Государство и бурятская буддийская община в Российской Империи XVIII – начала XX в. – У–Удэ: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, 2013. – 338 с.
100. Цыремпилов Н.В. Новое из истории российско–тибетских отношений // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание искусство. – СПб.: Институт востоковедения РАН, 2009.
– С. 20–24.
101. Цыремпилова И.С. Религия и власть в республике Бурятия: история взаимоотношений (1917– 1940). – У–Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2000. – 162 с.
102. Чимитдоржиев Ш.Б. Кто мы – бурят–монголы? – У–Удэ: Бурятское книжное издательство, 2004. – 129 с.
103. Чимитдоржин Г.Г. Институт Пандито Хамбо лам. 1764–2004 : сборник биографической информации. – У–Удэ : Изд–во буддийского института "Даши Чойнхорлин", 2004. – 186 с.
104. Чимитдоржин Д.Г. Буддизм в Бурятии 1945–2004. – У–Удэ, 2007. – С. 17–18.
105. Школа Дзэн Кван Ум [Электронный ресурс] URL: http://kwanumzen.ru/o–shkole–dzen–kwanumzen/ (Дата обращения 01.05.2020).
106. Шматов В.Г. Синьцзян в системе мероприятий Советского Союза по оказанию экономической и военно–технической помощи Китаю в период японской агрессии 1931—1943 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Барнаул, 2016. – С. 28—30.
107. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. – М.: Наука, 1988. – 427 с.
108. Эдельман О. Легенды и мифы Советского Союза. [Электронный ресурс] URL:
http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_05/1999_5_15.htm (Дата обращения 24.04.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ