Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ТИР (1921-1944 гг)

Работа №16234

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы70
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1000
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Основные этапы развития тувинской культуры в период ТНР 7
1.1. Становление системы образования и науки 7
1.2. Принятие тувинской национальной письменности 11
1.3. Становление театра и развитие музыки 20
1.4. Взаимодействие религиозных и атеистических начал в культуре тувинцев 28
Глава 2. Трансформация культурной политики в области культуры в ТНР 41
2.1. Становления тувинской хореографии 41
2.2. Тувинская кинематография в 1920 - 1940 гг 45
2.3. Изобразительное искусство в Тувинской Народной Республике 48
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 63


Актуальность темы. В 1921 году была образована Тувинская Народная Республика, сформировано первое правительство, в котором оказались люди различных взглядов, из разных социальных групп, различными политическими целями. Однако в целом был принят курс на строительство социалистического государства. Этой задаче соответствовала и политика в области культуры, что явно прослеживается на примере бытования тувинских народных праздников и образования новых видов профессионального искусства.
На начальном этапе молодая республика не имела своей письменности, число грамотного населения, а это были священнослужители и некоторые баи, составляли лишь 1,5%, владевшие монгольской и тибетской грамотой. Кроме этого в ТНР не было квалифицированных педагогических и медицинских кадров.
И только в период Тувинской Народной Республики начинается зарождение своей национальной письменности, хореографии, театрального и изобразительного искусства, кинематографии и идет дальнейшее развитие музыкального искусства.
В 1920 - 1930 гг. начинает происходить переоценка ценностей в обществе - все устремления нового правительства теперь были обращены исключительно к Советскому Союзу, культура которого стала и для тувинцев образцом для подражания. Все изменилось с приходом к власти С. Тока, выпускника Коммунистического Университета Трудящихся Востока, знаменитого тем, что его окончили в 20-30-е годы многие руководители стран социалистической ориентации азиатской части континента. Началась интенсивная переориентация тувинского народа с востока (Китай, Монголия, Тибет) на запад (Россия). В 1920-е годы большинством населения Монголия считалась старшей сестрой, а монгольская культура близкой и родственной, так как Тува и Монголия состояли в одних государственных образованиях почти 700 лет, начиная с XIII века и до падения Маньчжурской империи в 1911 году.
Поскольку Тува в Советский Союз вступила позднее всех, процесс унификации с единой социалистической культурой должен был быть ускоренным.
Однако не следует думать, что все нововведения безропотно принимались всем тувинским обществом. Недовольство ощущалось, и наиболее ярко оно проявилось в марте 1930 года в Дзун-хемчикском мятеже, охватившем и Овюрский, Барун-Хемчикский, Монгун-Тайгинский кожууны. В нем участвовало 270 человек. Они требовали пересмотра политических и избирательных прав некоторых бедняков, середняков и лам. В «Истории Тувы» (том II, с. 139) этот мятеж «бывших феодальных чиновников» описан как негативный и контрреволюционный. Однако наш современник С. Монгуш оценивает это событие по-иному: «очевидец тех событий писатель Феликс Сегленмей указывает, что одной из причин мятежа явилось попрание вековых традиций и обычаев народа. Повсеместно проводились собрания под лозунгом "Арын чазар" - "Долой стыд" (дословный перевод: открыть лицо). На них у женщин и девушек отрезали косы, отбирали украшения (серьги, кольца, чавага) и т.п.
Степень изученности темы. Специальных научных работ, посвященных культуре Тувы начала XX века практически нет, и поэтому в основу работы легли в основном первоисточники и монографии ученых.
Вопросы становления культуры Тувы нашли отражение в трудах таких учёных как: Л. П. Потапова , С. И. Вайнштейна , В. П. Дьяконовой,3 Н. А. Алексеева , М. Б. Кенин-Лопсана, Д. С. Куулара, А. К. Кужугет, Б. И. Татаринцева, Н. Г. Курбатского, З. К. Кыргыс, , М. X. Маннай-оола, Ю. Л. Аранчына, Н. А. Сердобова и других. В этих работах исследованию подвергнут широкий комплекс проблем, в том числе и социально¬культурные отношения в Туве.
Тувинский фольклор исследовали А. К. Калзан, Д. С. Куулар, М. Б. Кенин-Лопсан, О. К. Дарыма, Ч. Ч. Куулар, Л. В. Гребнев, М. А. Хадаханэ, Г. Н. Курбатский, З. К. Кыргыс, В. Ю. Сузукей, С. М. Орус-оол, З. Б. Самдан, А. С. Донгак, Ж. М. Юша. Значимость работ этих ученых состоит в том, что позволяет глубже понять культурный контекст истории народной культуры тувинцев.
Весьма существенный вклад в развитие тувинской культуры внесла З. К. Кыргыс, были изучены такие работы как «Тувинское горловое пение».
Объектом исследования является становление культуры Тувы. Предметом исследования является культура Тувинской Народной
Республики (1921-1944гг).
Целью данной работы является изучение становления тувинской культуры в ТНР 1921-1944гг.
Исходя из вышеперечисленных целей мы, ставим следующие задачи для изучения.
- рассмотреть монастыри (хурээ) как первых очагов просвещения;
- рассмотреть обучение ученических кадров ТНР в Монголию и в Россию;
- изучить дискуссию о языковой основе письменности;
- изучить традиционную песенную культуру тувинцев;
- рассмотреть историю становления тувинской хореографии, кинематографии, тувинского изобразительного искусства и театра.
Методы исследования. В работе использовались общенаучные, специально-исторические, также частно-научные: системный, логический, исторический.
Хронологические рамки данного исследования включает период существования Тувинской Народной Республики 1921-1944гг.
Территориальные рамки исследования включают современную территорию Тувы.
Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы для подготовки к семинарским занятиям по развитию культуры ТНР, а также на внеклассных мероприятиях или кружках.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выход Тувы из-под власти павшей маньчжуро-китайской империи в 1911-1912 гг. только укрепил расширяющиеся связи между Урянхайским краем (прежнее название Тувы) и Россией. Освобожденная, но ослабленная и социально разрозненная Тува должна была выбрать ориентир - Россию или Монголию. Монголия являла собой родственную кочевую культуру. В социально-экономическом плане она была такой же ослабленной бывшей провинцией китайской империи, которой требовалось определить ход своего дальнейшего развития. Естественным выбором для Тувы в этой ситуации стала ориентация на Россию.
Российское влияние вносило в жизнь кочевого народа тувинцев больше стимулов для дальнейшего развития. Заимствования в плане хозяйственно-экономической жизни обогащали мировоззрение, инновационные механизмы традиционной культуры, которая получила возможность существовать без жесточайшего политического и экономического пресса со стороны Китая. В этнокультурном сознании понимание этого стало изменять и политическую ситуацию. Выражая желание получить защиту России, Тува просила сохранить «установленные с давних времен порядки управления и обычаи», а также «право распространения желтой религии» (тувинское название буддизма) на своей территории. Протекторат (покровительство) России над Тувой был официально объявлен в 1914 году.
Конечно, взаимодействие Тувы и России имело не только положительные стороны. Русская торговля также носила характер несправедливого грабежа местного населения, часть земель для новоприбывших с севера приобреталась путем подкупа знати, беднейшие слои местного населения для элементарного выживания были вынуждены идти в наем на работу в крупные хозяйства разбогатевших русских поселенцев. И после установления над Тувой официальной юрисдикции России край продолжал существовать как источник сырья, теперь уже для русской промышленности.
В плане культурного взаимодействия произошло более существенное: тувинцы, соприкоснувшись с новым образом жизни, увидели пример активного и эффективного хозяйствования. Русские переселенцы, большая часть которых была обедневшими крестьянами, искавшими лучшей жизни в новых местах, - были одним из примеров классического «бегства» от государства. Они стали активной социальной группой, которая осваивала «дикое» поле с полной самоотдачей. Их пример удивлял, поражал, вдохновлял и пугал одновременно.
Сама Тува не имела достаточных внутренних резервов для дальнейшего развития. Размеренный ход кочевой жизни, огромный социальный разрыв, нищета основной массы населения и освященные религией установки на подчинение, не могли обеспечить дальнейшее существование и сохранение этнической целостности при постоянных внешних давлениях. Поэтому социальной ориентацией, получившей основание в самой культурной потребности, стала ориентация на Россию. А учитывая то, что в тувинской культуре также характерным является гостеприимство и открытость, неудивительно, что в большинстве своем контакты с представителями северной державы носили характер установления личных дружеских отношений. Это значительно облегчало прохождение процесса культурных заимствований. Значительных конфликтов на этнической почве зафиксировано не было. Такое взаимное мирное сосуществование этносов продолжается и сейчас. Конфликты в современной Туве начала 1990-х годов между тувинцами и русскими хотя и носили этническую окраску, были определены, прежде всего, социально¬экономическими и политическими причинами и не являются характерными для межнациональных отношений в этом регионе в целом.
Со второго десятилетия ХХ века Туву, вовлеченную в поле жизни российского государства, потрясают волны политических и социально-экономических кризисов. Здесь также была провозглашена советская власть, проходила гражданская война. Событием большой важности стало провозглашение при поддержке Советской России в 1921 году Танну- Тувинской Народной Республики. Самостоятельная государственность была подчеркнута всеми атрибутами: конституцией, формированием органов власти. При этом вовлеченность Тувы в общероссийские процессы продолжала существовать и укрепляться. Это выражалось во всемерной поддержке проводимых в Туве реформ, и было закреплено в 1944 году официальным вступлением ТНР в состав СССР.
Общественно-политическая и научная мысли не избежали идеологических влияний времени и характеризуются наличием разных оценок истории Тувы ХХ века. В советский период идеологические установки побуждали историков говорить об исключительно позитивном значении революционного скачка республики из феодальной системы в социализм с помощью братского советского народа. Во второй половине 80-х - начале 90-х годов мнения стали различаться. В связи с всеобщим процессом поиска новых ориентиров и политического становления постсоветского времени высказывались даже крайние оценки об ошибочном курсе на советизацию, приведшую к утрате тувинской государственности (1921-1944 гг.) и исчезновению самобытного уклада кочевого народа. Дискуссия все еще продолжается. Однако категоричность оценок не даст нам правильно взглянуть на прошлое, настоящее и будущее развития Тувы. Традиционное, кочевое, самобытное общество вступило в ХХ век и не могло не ощутить на себе влияния мировых тенденций - требований в ускорении развития. Оптимальным для региона, расположенного в центре азиатского материка между крупными государствами, стало решение о вхождении в состав российского пространства. Этот выбор, который руководствовался идеями территориальной безопасности, сохранения этнической и культурной целостности, улучшение образа жизни, гарантировал поддержку малому народу со стороны большой империи. И естественным является общая —ответственность” территорий, имевших один путь развития, в том числе и вместе переживавших советский период. Вопрос состоит в том, что методы управления и экономическая политика, проводившаяся по всей советской стране, где сосуществовали разнородные регионы, в том числе и Тува, игнорировали культурные особенности регионов. Весь образ жизни фактически строился по принципу унификации. Это ввергло региональные культуры в кризисы разной степени, что и стало причиной разной готовности к новым кардинальным изменениям конца ХХ века.
До 1929 года Тува начинала построение своего дальнейшего развития на основе собственной идентичности. Локальная культура тогда, не удовлетворяясь старыми социальными, экономическими и политическими образцами, искала новые формы, так же как и российская. Общество было возбуждено и готово к принятию инноваций ради сохранения и укрепления своей жизни. Фольклористами зафиксировано большое количество новых песен, частушек, загадок о новой счастливой жизни, которые появились в этот период. Идея коммуны была созвучна с традиционным коллективным трудом аратских хозяйств. С ней связывались надежды на сытость, на увеличение количества скота как показателя зажиточности. Новые поселения символизировали торжество общего труда единомышленников. Техника, отправляемая из России, называлась «железным конем», «огненной телегой». Одной из главных ценностей кочевой культуры был конь - верный друг и помощник в работе и в целом в жизни, который давал возможность постоянно расширять пространственное восприятие человека. Конь помогал человеку быть мобильным, придавал культуре черты открытости и любознательности. Теперь таким же, но уже более мощным средством открытия мира воспринимались новые технические средства: автомобили, трактора, аэропланы.
Начиная, с 1929 года разворачивание культурной логики развития Тувы было нарушено. В Туве стали проводиться жесткие методы реформирования всего хозяйства. Основными трудностями дальнейшего развития были признаны кочевой образ жизни, разбросанность и безграмотность основной массы населения, отсутствие подготовленных кадров. В мобилизации сил на скорейшее достижение счастливой жизни, проведенной под руководством партийных верхов, не было уделено должного внимания основам традиционности - моральным устоям тувинского общества. Механический перенос внешних образцов не учитывал духовный стержень культуры. Самым большим ударом стал массовый перевод кочевников на оседлый образ жизни, завершившийся в 1950-е годы. Перестала существовать та реальная база, на которой строилась система отношений оседлости, урбанизация, разработка письменности, всеобщее образование, появление своей национальной интеллигенции изменили картину жизни региона. Социально-экономическая, политическая жизнь, образование, искусство Тувы действительно получили большое развитие. Это дает основание говорить о большом прорыве в социальном развитии.
Однако этнические культурно-антропологические традиции при этом не были поддержаны.
В Туве начала советского периода формировался идеал нового труженика, образованного, работоспособного члена коллектива, осознающего себя частью своей родины Танну-Тувы и большого советского государства. Отказ от выработанных ценностей социальных взаимоотношений, освящавшихся в прошлом мифической традицией и буддизмом, стал причиной оторванности людей от морально-этической системы культуры. Опыт предков оказался бессильным перед решением новых задач. Представления о лучшей жизни перестали связываться только со скотом, землей. Советский энтузиазм покорителя природы был несовместим с прежними установками на естественную бережливость. В итоге тувинское общество пошло вразрез со своими культурно¬антропологическими традициями. В социальном плане по-прежнему большую роль играли группы, занимавшиеся земледелием и скотоводством, однако осуществлявшаяся политика образования в отрыве от народно¬педагогических традиций, привела к тому, что в тувинской среде выросло поколение, лишь осознающее себя по принадлежности к тувинскому этносу, но фактически оторванное от носителей этой культуры. Это происходило потому, что ускоренная модернизация не только производила много полезных нововведений, но одновременно разрушала традиционное общество, не успевавшее заместить традиционную структуру ценностей новому.
Этническим осталось искусство, получившее к тому же дополнительное развитие в отдельных направлениях благодаря влиянию мировых образцов, доступных в СССР. С разработкой в 1930 году советскими учеными тувинской письменности появилась своя национальная литература; был создан тувинский национальный театр, появились национальные школы живописи, музыки, хореографии. Письменность зафиксировала достижения устного народного творчества как выражения исторической памяти и мифопоэтического, творческого потенциала народа. Ее прежние фольклорные формы стали отмирающим явлением с постепенным старением и уходом из жизни поколения, которое перенимало их от своих предков. Советское образование являющееся, по сути традицией европейского просвещения, с одной стороны принесло, в жизнь тувинского народа прогрессивные знания, необходимые ему для существования в новых условиях. С другой стороны, оно разорвало цепь традиционной преемственности народных знаний, народной педагогики, игравших важную роль при формировании человека как объекта и субъекта системы морали многовековой культуры. Культурное содержание социальных сфер не поддерживалось в той мере, чтобы осуществлять развитие и одновременно сохранять культурную идентичность.
В начале 1990-х годов Тува, как и другие регионы России, была вынуждена искать новую государственную идею. Естественным стало обращение к недрам традиционной тувинской культуры. Однако и здесь не обошлось без перекосов в процессе возрождения национальных культур, который был провозглашен в национальных регионах. Тувинский этнос в попытке опереться на свои многовековые традиции и мировоззрение, стабилизировавшее и мобилизовавшее прежде общество, обнаружил, что национальная культура сохранилась только в искаженном, трансформированном виде. Ведь основа всей традиционности - образ жизни - уже был изменен. Требования полного суверенитета и возврата к национальным истокам, которые звучали в Туве начала 1990-х, как и в других территориях, не имели достаточных оснований для реализации, в целом были лишены исторического смысла, так как обращали общество, по сути, к архаике. И теперь новые модернизационные ценности становятся непосильными для принятия в обществе, прошедшего ускорение в своем развитии, но при этом трансформировавшего формы своей традиционности в советский образ жизни, без гармонизации развития и культурно-антропологической основы. В обществе с разорванной связью между поколениями и искаженными формами прежней традиционности переход от советской нормированности и социального контроля к свободному волеизъявлению граждан стал причиной глубокой социальной депрессии. Общество оказалось деструктурировано; люди были вынуждены бросить все свои силы на выживание, потеряв прежние моральные ориентиры как советского образцы, так и своей этнической культуры. Неудачно реализованная стратегия российских реформ привела к погружению Тувы в пучину внутренних проблем социальной и экономической сфер: ростом уровня безработицы и преступности, кризисом института материнства и семьи, развалом производства. Превращенной формой традиционного родового коллективизма стала клановость, особенно усложнившая ситуацию в политической сфере. Несогласованность действий политической элиты региона, сложившейся из прежних ресурсов командно-административной системы, не дала возможности сформировать оптимальный путь развития этой самобытной республики. Все это делает затруднительным осуществление социальных реформ для модернизации региона и вывода его на путь стабильного существования. В описанных процессах проявилась общая закономерность российских радикальных трансформаций: ориентируясь на слом существующей культуры, они создают ее превращенные формы и возрождают архаические начала.
Тува сейчас снова стоит перед вопросом более полувековой давности: поиском пути дальнейшего развития при сохранении своей идентичности. Как один из российских регионов Республика Тува является частью общероссийского развития, однако специфичность ее как локального, регионального образования предполагает построение тувинской составляющей общего пути, с опорой на внутреннюю логику развития - на культурные ориентиры для спасения идентичности мироощущения людей в данном обществе. Пребывая в качестве белого пятна на карте преобразований России, Тува снова, как и в начале ХХ века, опаздывает, но этим опозданием - депрессией социально-экономической сферы - показывает, что в ней возник кризис культурных установок, основанный на столкновении трансформированной этнической традиционности и новых модернизационных ценностей. Именно культурный фактор продолжает быть здесь определяющим для дальнейшего хода социальных процессов.
Рассуждая о пути дальнейшего развития Тувы, необходимо говорить о собственной, тувинской направленности развития в рамках российского пути. И главным шагом, позволяющим сделать прорыв, является, прежде всего, разрешение культурной ситуации, нахождение духовной традиции в обществе, утраченной в ХХ веке. То, что традиционность восточного типа общества может быть использована в модернизационном развитии, - доказано Юго-Восточной Азией. И хотя сейчас этот мировой регион переживает кризис, все же опыт развития стран, не отказавшихся от своей культурной идентичности, близких Туве по духовной традиции, может быть ценным для этой российской республики.
Таким образом, нынешняя ситуация с регионами России, пребывающими в тяжелом положении (депрессии), должна оцениваться не с позиции «успевающих» и «отстающих». Унификация и стандартизация жизни, происходящая в модернизирующихся регионах, с точки зрения культуры оборачивается утратой своеобразия. Проблема депрессивных регионов не в том, что они отстают от общих социально-экономических процессов, а в том, что их нынешнее состояние требует поисков оптимального пути при одновременном столкновении двух тенденций: влияния новых культурных установок и стремления к сохранению своей национальной идентичности. Она дает людям чувство родовой принадлежности и соотнесения себя со своей общностью. Поэтому вопросы дальнейшего развития таких регионов, их экономическое и социальное благополучие, могут быть решены только после анализа и разрешения культурного конфликта. Проблема состоит в том, чтобы регионам России в этом столкновении определиться в едином пути модернизации, позволяющем не ломать свои традиции, а опираться на них.



1. Анохин А. В. Рукописный фонд ТИГИ, д. 864. Материалы из фондов редких книг и рукописей г. Томска. Частный фонд А. В. Анохина.
2. ЦГА РТ, фонд1, опись 1, дело 69, л. 88
3. ЦГА РТ, фонд1, опись 1, дело 69, л. 89
4. ЦГА РТ, фонд 115, оп.1, дело 192, л. 14.
Научная литература
5. Алексеев H. A. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири /H. A. Алексеев. - Новосибирск, - 1980.
6. Аранчын Ю. Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. - Новосибирск, - 1982.
7. Будегечи Т. Б. Художественное наследие тувинцев. - М., 1995.
8. Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. - М., 1972.
9. Дыртык-оол А. О. Письменные источники в фондах Национального музея имени Алдан-Маадыр// Становление и развитие науки в Туве. Часть 2. - Кызыл, 2000.
10. Дьяконова В. П. Традиционное воспитание у тувинцев и теленгитов /В. П. Дьяконова //В сб.: Традиционное воспитание у народов Севера. - М., 1988.
11. История Тувы. В 3-х томах. Т 2/ Под общей редакцией В.А. Ламина - Новосибирск, 2007.
12. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная этика тувинцев /М.Б. Кенин- Лопсан. - Кызыл, 1994.
13. Кужугет А. К. Духовная культура тувинцев. Структура и трансформации. - Кемерово, 2006.
14. Кужугет А. К. Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX начало XX века). - Кызыл, 2003.
15. Кужугет А. К. Тувинский летний праздник оваа дагыыры // Учен, записки. - Выпуск XIX. - Кызыл, 2002.
16. Курбатский Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре (историко-этнографические аспекты тувинского фольклора). - Кызыл, 2001.
17. Куулар Д. С. Бытование «Гэсэра» в Туве//УЗ ТНИИЯЛИ. Вып. IX. - Кызыл, 1961.
18. Куулар Д. С. Сказки // Очерки тувинского фольклора. - Кызыл,1976.
19. Кыргыс З. К. «Древние формы песенной культуры тувинской фольклорной традиции» // Международный форум «Устойчивое развитие стран Арктики и Северных регионов Российской Федерации в контексте образования, науки и культуры». - Якутск, 2006.
20. Кыргыс З. К. Горловое пение и проблемы его изучения // Совещание по проблемам развития хоомея. - Кызыл, 1988.
2 1 .Кыргыс З. К. Звукоподражания голосам животных и птиц в вокальной и инструментальной музыке тувинцев // Традиционный и современный фольклор Приуралья и Сибири. - Свердловск, 1979.
22. Кыргыс З. К. Краткий структурно-типологический анализ стилей хоомея // Второй Международный музыковедческий симпозиум «Хоомей (горловое пение) - феномен культуры народов Центральной Азии». - Кызыл, 1995.
23. Кыргыс З. К. Музыкальное исполнение тувинских сказок // Тувинские народные сказки. (сост. З. Б. Самдан). Новосибирск: Наука, 1994. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). Том №9).
24. Кыргыс З. К. О существовании музыкальных культур // Международная научно-практическая конференция «Традиционная музыка тюркских народов: настоящее и будущее». - Казахстан,
2006.
25. Кыргыс З. К. О тувинских эпических напевах // Тувинские героические сказания. (Сост. С. М. Орус-оол). Новосибирск, 1994. С. 39-52. 1 п. л. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока.) Том № 12).
26. Кыргыс З. К. Об изучении музыкальной культуры народов Центральной Азии // Эпос «Манас» и эпическое наследие народов мира. - Бишкек, 1995.
27. Кыргыс З. К. Песенная культура тувинского народа. - Кызыл, 1992.
28. Кыргыс З. К. Приемы звукообразования хоомея // Конгресс национальных систем образования ЮРТА. Традиционное жилище кочевых народов Азии. - Кызыл, 2004.
29. Кыргыс З. К. Ритмы шаманского бубна. - Кызыл, 1993.
30. Кыргыс З. К. Роль фольклора Тувы и проблемы профессионального обучения на национальных инструментах // Перестройка среднего и начального специального образования: опыт, пути их решения. - Кызыл, 1989.
31. Кыргыс З. К. Тувинское горловое пение «Хоректээр» // Музыкальная академия. №4. - М., 2004.
32. Кыргыс З. К. Тувинское горловое пение. Проблемы его изучения. - Кызыл, 1990.
33. Кыргыс З. К. Тувинское горловое пение. Проблемы изучения. - Новосибирск, 2002.
34. Кыргыс З. К. Тувинская музыка // БЭС. - М., 1981. Т. 5.
35. Кыргыс З. К. Тувинская музыка // Музыкальная энциклопедия. - М.,1977. Т.6.
36. Кыргыс З. К. Тувинская музыка наших дней // УЗ ТНИИЯЛИ, вып. 17. - Кызыл, 1975.
37. Кыргыс З. К. Тувинский традиционный музыкальный
инструментарий // МЭ. - Киев, 1971.
38. Кыргыс З. К. Тыва чоннун эртинези (Хоомей - жемчужина Тувы). - Кызыл, 1992.
39. Кыргыс З. К. Хоомей (горловое пение) - феномен культуры народов Центральной Азии // Тайна тувинского «дуэта» или свойство гортани человека формировать механизм аэродинамического свиста. - Новосибирск, 1992.
40. Кыргыс З. К. Хоомей - памятник самобытной культуры тувинского и других народов Азии // Мелодии хоомея. - Кызыл, 1994.
41. Люди Центра Азии. - Кызыл, 2003. Т. 2.
42. Маннай-оол М. Х. Тувинцы: происхождение и формирование тувинского этноса. - Новосибирск, 2004.
43. Монгуш М. В. История буддизма в Туве. - Новосибирск, 2001.
44. Монгуш М. В. История буддизма в Туве. - Новосибирск, 2002.
45. Москаленко Н. П. Этнополитическая история Тувы в ХХ веке. - М., 2004.
46. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. - М., 1968.
47. Самдан З. Б. Идея «избранничества» в древнетюркских памятниках и исполнительской традиции тувинцев. // Самдан З. Б. Лики тувинской словесности. Ч. 1. За фольклорным жемчугом. - Кызыл,
2001.
48. Сердобов Н. А. История формирования тувинской нации. - Кызыл.1971.
49. Сердобов Н. А. Народное образование в Туве.
50. Татаринцев Б. И. «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» - Новосибирск.
51. Татаринцев Б. И. 75-летие создания тувинской национальной письменности//Гуманитарная наука Тувы на стыке веков: история, проблемы и перспективы развития. - Кызыл, 2005.
52. Татаринцев Б. И. Монгольское языковое влияние на тувинскую лексику.
53. Хомушку О. М. Религия в истории культуры тувинцев. - М., 1998.
54. Шойгу К. С. Перо черного грифа. Невыдуманные рассказы старожила Тувы о своей малой родине. - Кызыл, 2001.
Периодическая печать
55. Крымов В. Искусство рожденное Октябрем. - Тувинская правда №3.26.06.1982.
56. Ламажаа Ч. К. Поколения Тувы ХХ века // Человек. 2008, № 4.
57. Ламажаа Ч. К. Политическая культура Тувы // ПОЛИС. 2008, № 5
58. Мышлявцев Б. А. Русские и тувинцы: образ «другого». Проблема взаимодействия культур. Сибирский этнографический вестник, № 14 (15). Новосибирск, 2003.
59. Мышлявцев Б. А. Современная Тува: нормативная культура (конец ХХ - начало XXI вв.). Автореферат... к.и.н. Новосибирск, 2002.
60. Молеров Н. Лицо и маски Буян-Бадорху (точка зрения историка). Молодежь Тувы. № 16. 1991.
61. Мудрость народа. Тувинские пословицы и поговорки. - Кызыл,
62.О народном этикете: Кужугет А.К. Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту.// Культура тувинцев: традиции и современность. Кызыл, 1989.
63. Саньева Т. Живые картины. - Тувинская правда №7 1982. 27. Августа.
64. Мелодии хоомея: материалы I Международного симпозиума
«Хоомей-92».- Кызыл, 1994.
Информаторы
1. Информатор - Комбу Анатолий Степанович бывший директор Национального музея РТ.
2. Информатор - Дыртык-оол Анна Оюновна - кандидат исторических наук, доцент, член Ученого совета Национального музея Республики Тыва, музеевед.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ