КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ
СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ
1.1. Компетентностный подход в обучении, как основа реализации
ФГОС 11
1.2. Технология реализации компетентностного подхода в обучении
математике будущих специалистов среднего звена строительного профиля 19
1.3. Профессионально-ориентированные задачи, как средство реализации
компетентностного подхода в обучении математике студентов строительных профессий 25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ
СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ
2.1. Применение комплекса профессионально-ориентированных задач в, как метод реализации компетентностного подхода в обучении математике 32
2.2. Активные и интерактивные методы в обучении математике студентов строительных профессий, как метод реализации компетентностного подхода
в образовании 36
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ
СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ
1.1. Компетентностный подход в обучении, как основа реализации
ФГОС 11
1.2. Технология реализации компетентностного подхода в обучении
математике будущих специалистов среднего звена строительного профиля 19
1.3. Профессионально-ориентированные задачи, как средство реализации
компетентностного подхода в обучении математике студентов строительных профессий 25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ
СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ
2.1. Применение комплекса профессионально-ориентированных задач в, как метод реализации компетентностного подхода в обучении математике 32
2.2. Активные и интерактивные методы в обучении математике студентов строительных профессий, как метод реализации компетентностного подхода
в образовании 36
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Актуальность исследования. В 2003 году Российская федерация вступила в Болонский процесс. На сегодняшний день Болонскую декларацию подписали 48 государств. Его суть: сближение и гармонизация систем высшего образования стран Европы для создания единого европейского пространства высшего образования. Войдя в него, Россия приступила к переработке содержательных установок и формальных принципов подготовки специалистов и по существенному изменению подходов к формированию нормативных документов в области образования.
Одно из важных направлений государства в реформировании образования является подготовка высококвалифицированного рабочих СПО. Не так давно система образования приняла в пользование новый Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (ФЗ No273), Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения, где описаны новые требования к образованию в России. В них указываются, что необходимо применять компетентностный подход в обучении, в котором изменены образовательные результаты и акцентируется внимание на сформированность у выпускников профессиональных и общих компетенций.
В настоящее время компетентностный подход в педагогике широко рассматривается в отечественной и русской литературе. Исследователи разграничивают понятия «компетенция» и «компетентность», вводят различные классификации видов компетенций, предлагают методы формирования и оценки.
В. А. Метаева считает: «Компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не может в полной мере и в социально значимых аспектах ее реализовать». [20]
A. B. Хуторской разграничивает понятия «компетентность» и «компетенция»: «Компетенция означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней». [32]
А. И. Турчинов представляет компетентность, как степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности [29].
Д.Б. Эльконин понимает под компетентностью радикальное средство изменения формы образования. Оптимальность данного подхода оправдывается тем, что студентов и выпускников трудно оценивать по профессиональному опыту работы (так как не у всех он есть), поэтому единственное, в чем может быть их реальная ценность - это сформированные компетенции. Именно потенциал и является наиболее интересным для современных работодателей.[35]
Многие исследователи под компетентностным подходом в образовании (Б. И. Хасан, А. В. Хуторской, И. А. Д. Равен, К. Селевко, и др.) рассматривают комплексную ориентацию образования на достижение интегрированного результата в образовании. А именно: одобряемых обществом ценностных ориентаций, достаточно высокого уровня знаний, умений и навыков, осведомленности, опыта, развитых способностей, готовности к жизни и деятельности в различных сферах.
В век интенсивного развития компьютерных и информационных технологий система образования ставит важной целью подготовку для общества квалифицированных специалистов. Математика всегда была неотъемлемой частью всей истории человеческой культуры; она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Все математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, в том числе и строительных.
В требованиях к результатам освоения общих дисциплин, в том числе и «Математика», ФГОС СПО указывает обязательную профессиональную направленность. Однако отсутствует достаточно развитая система конкретных методик по реализации этих положений, что подтверждается анализом учебных программ и учебной литературы для системы СПО. В ходе анализа учебных изданий по математике, рекомендованных для студентов, обучающихся по строительным профессиям колледжа, было установлено, что большинство учебных изданий не имеет прикладных задач по всем изучаемым модулям и при изучении темы не выходит за решение стандартных прикладных задач.
При анализе проблематики диссертационных исследований по компетентностному преподаванию математики за последние пять лет был выявлено, что большинство работ посвящено проблемам в обучении в школах и вузах (примерно 80%) и лишь небольшая часть затрагивает учреждения СПО. В диссертации Федоровой О.Н. [31] было проведено исследование со 195 обучающихся разных типов учебных заведений по трем факторам: мотивации, обученности и способности мыслить математическими аналогиями. В результате эксперимента были выявлены различия между контингентом учащихся школ и вузов и контингентом обучающихся колледжа. В мотивационной сфере студенты колледжа по некоторым показателям имели более высокие показатели. А исследование уровня математической подготовки и мышления математическими аналогиями показало, что по этим факторам студенты колледжей имеют более низкие показатели, чем обучающиеся школы и вуза.
Отсюда следует, что специфика студентов колледжа и реализация модульно-компетентностного подхода, согласно ФГОС, диктует необходимость в разработке компетентностного подхода в обучения математике у студентов строительных профессий. А для формирования компетентностей необходим дидактический и методический материалы, решая который, студенты смогли бы отработать математические навыки
профессиональной направленности. Однако в диссертации Федоровой О.Н. выявлено: «опрос среди преподавателей математических дисциплин
различных колледжей технической направленности выявил, что 78% опрошенных преподавателей испытывают потребность в методическом обеспечении процесса обучения математике, 85 % преподавателей готовы реализовать профессионально-ориентированное обучение математике, но испытывают дефицит в дидактическом и методическом обеспечении». Практически такая же обстановка в нехватке дидактического материала стоит и для колледжей со строительной направленностью.
В результате анализа нормативных документов и научно-методической литературы, были выявлены противоречия между:
- требованиями ФГОС СПО по внедрению компетентностного подхода в обучение и отсутствию методик по формированию этих компетенций у будущего строителя.
- профессионально-ориентированной направленностью обучения математике и недостаточным методическим обеспечением для реализации этого требования;
- объективно существующей необходимостью реализации междисциплинарных связей математики со спецдисциплинами, изучаемыми в колледжах строительного профиля, и отсутствием разработанной методики обнаружения и описания межпредметных связей.
Проблема исследования состоит в разрешении указанных противоречий и теоретическом обосновании, целесообразности и эффективности формирования компетентностного подхода в обучении математике. Это обусловливает актуальность данного исследования.
Объект исследования: процесс обучения математике будущих
квалифицированных рабочих строительного профиля в колледжах.
Предмет исследования: компетентностный подход в обучении математике в обучении студентов строительных профессий
Цель исследования заключается в разработке методики формирования компетенций будущего специалиста, которая обеспечит повышение качества математической подготовки студентов строительных колледжей к профессиональной деятельности, средств и методов, обусловливающих достаточно высокий уровень сформированности умения применять математические навыки к решению задач профессионально¬ориентированного характера.
Гипотеза исследования заключается в следующем предположении:
если выявить взаимосвязь содержания математического образования будущих рабочих с содержанием дисциплин профессионального цикла; влияние математической подготовки на становление
высококвалифицированного специалиста и с учетом этого разработать дидактические материалы для профессионально-ориентированных математических задач, в условии и требованиях которых отражается суть профессиональной ситуации и целенаправленно внедрить эту систему в учебный процесс, то это позволит повысить уровень усвоения математических знаний и уровень компетентности будущего квалифицированного рабочего
Достижение цели исследования и проверка сформулированной гипотезы предполагает решение следующих конкретных задач:
1. на основе анализа педагогической и методической литературы выделить и систематизировать знания о компетентностного подходе в обучении математике студентов строительных профессий;
2. разработать методику формирования профессиональных компетенций в процессе изучения математики у студентов строительных колледжей;
3. разработать и обосновать основные принципы формирования профессиональных компетенций в процессе изучения математики у студентов строительных колледжей;
5. разработать сборники задач, по формированию профессиональной компетентности будущих специалистов среднего звена и методику их использования в процессе обучения математике;
Методологическими предпосылками исследования послужили работы по развитию теории компетентности (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.); теории системного анализа и деятельностного подхода к обучению математике (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Л.С. Капкаева, А.Н. Леонтьев, М.А. Родионов, Г.И. Саранцев, М.И. Зайкин, Р.А. Утеева и др.); теории обучения решению задач, в частности профессионально-ориентированных (.П. Беспалько, В.А. Гусев, Т.А.Иванова, Ю.М. Колягин, Г.И. Саранцев, Н.А. Терешин и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ философской, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, аналогия и обобщение его результатов.
Основные этапы исследования:
На первом этапе исследования (2015-2016 гг.) осуществлялся анализ психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования; выявлялась специфика компетентностного подхода в обучении математике в системе СПО; формировались основополагающие педагогические и методические принципы исследования; формулировался понятийный аппарат исследования, были определены цели, задачи, сформулирована гипотеза исследования, выявлены противоречия;
На втором этапе исследования (2016-2018 гг.): - разрабатывалась
методика реализации компетентностного подхода в обучении математике студентов строительных профессий использованием профессионально-ориентированных задач и активных и интерактивных методов; составлялся сборник задач по профессиям: 08.01.07. Мастер общестроительных работ; 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ, 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ.
Научная новизна исследования заключается в том, что проблема компетентностного подхода студентов СПО строительного профиля решалась на принципиально новой основе организации процесса обучения их математическим методам, опирающейся на систему задач профессионально-ориентированного характера.
Такой подход позволил:
- обосновать целесообразность использования системного и деятельностного подходов в формировании математической компетенции у студентов строительных колледжей в единстве операционно¬содержательного, мотивационного и эмоционально-волевого компонентов;
- разработать методическую модель формирования математической компетенции у студентов строительных колледжей;
- выявить и теоретически обосновать дидактические условия, обеспечи вающие эффективность реализации разработанной модели
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
раскрыта сущность и определены особенности компетентностоного подхода в обучении математике строительных профессий, а именно 08.01.07. Мастер общестроительных работ; 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ, 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ;
теоретическое обоснование методики формирования профессиональных компетенций в процессе изучения математики средствами профессионально-ориентированных задач способствует обогащению теории и методики обучения о путях повышении качества обучения математике и уровня компетентностей будущего специалиста среднего звена.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: разработанные профессионально-ориентированные сборники задач по математике для строительных профессий: 08.01.07. Мастер
общестроительных работ; 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ; 08.01.25 Мастер отделочных строительных и
декоративных работ - по формированию профессиональной компетентности будущих специалистов среднего звена могут быть использованы в практической деятельности, как преподавателями математики, так и спецдисциплин в строительных колледжах.
Содержание выпускной квалификационной работы опубликовано в статье, которая входит в материалы Международной научно-практической конференции [1, 28-30].
Одно из важных направлений государства в реформировании образования является подготовка высококвалифицированного рабочих СПО. Не так давно система образования приняла в пользование новый Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (ФЗ No273), Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения, где описаны новые требования к образованию в России. В них указываются, что необходимо применять компетентностный подход в обучении, в котором изменены образовательные результаты и акцентируется внимание на сформированность у выпускников профессиональных и общих компетенций.
В настоящее время компетентностный подход в педагогике широко рассматривается в отечественной и русской литературе. Исследователи разграничивают понятия «компетенция» и «компетентность», вводят различные классификации видов компетенций, предлагают методы формирования и оценки.
В. А. Метаева считает: «Компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не может в полной мере и в социально значимых аспектах ее реализовать». [20]
A. B. Хуторской разграничивает понятия «компетентность» и «компетенция»: «Компетенция означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней». [32]
А. И. Турчинов представляет компетентность, как степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности [29].
Д.Б. Эльконин понимает под компетентностью радикальное средство изменения формы образования. Оптимальность данного подхода оправдывается тем, что студентов и выпускников трудно оценивать по профессиональному опыту работы (так как не у всех он есть), поэтому единственное, в чем может быть их реальная ценность - это сформированные компетенции. Именно потенциал и является наиболее интересным для современных работодателей.[35]
Многие исследователи под компетентностным подходом в образовании (Б. И. Хасан, А. В. Хуторской, И. А. Д. Равен, К. Селевко, и др.) рассматривают комплексную ориентацию образования на достижение интегрированного результата в образовании. А именно: одобряемых обществом ценностных ориентаций, достаточно высокого уровня знаний, умений и навыков, осведомленности, опыта, развитых способностей, готовности к жизни и деятельности в различных сферах.
В век интенсивного развития компьютерных и информационных технологий система образования ставит важной целью подготовку для общества квалифицированных специалистов. Математика всегда была неотъемлемой частью всей истории человеческой культуры; она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Все математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, в том числе и строительных.
В требованиях к результатам освоения общих дисциплин, в том числе и «Математика», ФГОС СПО указывает обязательную профессиональную направленность. Однако отсутствует достаточно развитая система конкретных методик по реализации этих положений, что подтверждается анализом учебных программ и учебной литературы для системы СПО. В ходе анализа учебных изданий по математике, рекомендованных для студентов, обучающихся по строительным профессиям колледжа, было установлено, что большинство учебных изданий не имеет прикладных задач по всем изучаемым модулям и при изучении темы не выходит за решение стандартных прикладных задач.
При анализе проблематики диссертационных исследований по компетентностному преподаванию математики за последние пять лет был выявлено, что большинство работ посвящено проблемам в обучении в школах и вузах (примерно 80%) и лишь небольшая часть затрагивает учреждения СПО. В диссертации Федоровой О.Н. [31] было проведено исследование со 195 обучающихся разных типов учебных заведений по трем факторам: мотивации, обученности и способности мыслить математическими аналогиями. В результате эксперимента были выявлены различия между контингентом учащихся школ и вузов и контингентом обучающихся колледжа. В мотивационной сфере студенты колледжа по некоторым показателям имели более высокие показатели. А исследование уровня математической подготовки и мышления математическими аналогиями показало, что по этим факторам студенты колледжей имеют более низкие показатели, чем обучающиеся школы и вуза.
Отсюда следует, что специфика студентов колледжа и реализация модульно-компетентностного подхода, согласно ФГОС, диктует необходимость в разработке компетентностного подхода в обучения математике у студентов строительных профессий. А для формирования компетентностей необходим дидактический и методический материалы, решая который, студенты смогли бы отработать математические навыки
профессиональной направленности. Однако в диссертации Федоровой О.Н. выявлено: «опрос среди преподавателей математических дисциплин
различных колледжей технической направленности выявил, что 78% опрошенных преподавателей испытывают потребность в методическом обеспечении процесса обучения математике, 85 % преподавателей готовы реализовать профессионально-ориентированное обучение математике, но испытывают дефицит в дидактическом и методическом обеспечении». Практически такая же обстановка в нехватке дидактического материала стоит и для колледжей со строительной направленностью.
В результате анализа нормативных документов и научно-методической литературы, были выявлены противоречия между:
- требованиями ФГОС СПО по внедрению компетентностного подхода в обучение и отсутствию методик по формированию этих компетенций у будущего строителя.
- профессионально-ориентированной направленностью обучения математике и недостаточным методическим обеспечением для реализации этого требования;
- объективно существующей необходимостью реализации междисциплинарных связей математики со спецдисциплинами, изучаемыми в колледжах строительного профиля, и отсутствием разработанной методики обнаружения и описания межпредметных связей.
Проблема исследования состоит в разрешении указанных противоречий и теоретическом обосновании, целесообразности и эффективности формирования компетентностного подхода в обучении математике. Это обусловливает актуальность данного исследования.
Объект исследования: процесс обучения математике будущих
квалифицированных рабочих строительного профиля в колледжах.
Предмет исследования: компетентностный подход в обучении математике в обучении студентов строительных профессий
Цель исследования заключается в разработке методики формирования компетенций будущего специалиста, которая обеспечит повышение качества математической подготовки студентов строительных колледжей к профессиональной деятельности, средств и методов, обусловливающих достаточно высокий уровень сформированности умения применять математические навыки к решению задач профессионально¬ориентированного характера.
Гипотеза исследования заключается в следующем предположении:
если выявить взаимосвязь содержания математического образования будущих рабочих с содержанием дисциплин профессионального цикла; влияние математической подготовки на становление
высококвалифицированного специалиста и с учетом этого разработать дидактические материалы для профессионально-ориентированных математических задач, в условии и требованиях которых отражается суть профессиональной ситуации и целенаправленно внедрить эту систему в учебный процесс, то это позволит повысить уровень усвоения математических знаний и уровень компетентности будущего квалифицированного рабочего
Достижение цели исследования и проверка сформулированной гипотезы предполагает решение следующих конкретных задач:
1. на основе анализа педагогической и методической литературы выделить и систематизировать знания о компетентностного подходе в обучении математике студентов строительных профессий;
2. разработать методику формирования профессиональных компетенций в процессе изучения математики у студентов строительных колледжей;
3. разработать и обосновать основные принципы формирования профессиональных компетенций в процессе изучения математики у студентов строительных колледжей;
5. разработать сборники задач, по формированию профессиональной компетентности будущих специалистов среднего звена и методику их использования в процессе обучения математике;
Методологическими предпосылками исследования послужили работы по развитию теории компетентности (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.); теории системного анализа и деятельностного подхода к обучению математике (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Л.С. Капкаева, А.Н. Леонтьев, М.А. Родионов, Г.И. Саранцев, М.И. Зайкин, Р.А. Утеева и др.); теории обучения решению задач, в частности профессионально-ориентированных (.П. Беспалько, В.А. Гусев, Т.А.Иванова, Ю.М. Колягин, Г.И. Саранцев, Н.А. Терешин и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ философской, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, аналогия и обобщение его результатов.
Основные этапы исследования:
На первом этапе исследования (2015-2016 гг.) осуществлялся анализ психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования; выявлялась специфика компетентностного подхода в обучении математике в системе СПО; формировались основополагающие педагогические и методические принципы исследования; формулировался понятийный аппарат исследования, были определены цели, задачи, сформулирована гипотеза исследования, выявлены противоречия;
На втором этапе исследования (2016-2018 гг.): - разрабатывалась
методика реализации компетентностного подхода в обучении математике студентов строительных профессий использованием профессионально-ориентированных задач и активных и интерактивных методов; составлялся сборник задач по профессиям: 08.01.07. Мастер общестроительных работ; 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ, 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ.
Научная новизна исследования заключается в том, что проблема компетентностного подхода студентов СПО строительного профиля решалась на принципиально новой основе организации процесса обучения их математическим методам, опирающейся на систему задач профессионально-ориентированного характера.
Такой подход позволил:
- обосновать целесообразность использования системного и деятельностного подходов в формировании математической компетенции у студентов строительных колледжей в единстве операционно¬содержательного, мотивационного и эмоционально-волевого компонентов;
- разработать методическую модель формирования математической компетенции у студентов строительных колледжей;
- выявить и теоретически обосновать дидактические условия, обеспечи вающие эффективность реализации разработанной модели
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
раскрыта сущность и определены особенности компетентностоного подхода в обучении математике строительных профессий, а именно 08.01.07. Мастер общестроительных работ; 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ, 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ;
теоретическое обоснование методики формирования профессиональных компетенций в процессе изучения математики средствами профессионально-ориентированных задач способствует обогащению теории и методики обучения о путях повышении качества обучения математике и уровня компетентностей будущего специалиста среднего звена.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: разработанные профессионально-ориентированные сборники задач по математике для строительных профессий: 08.01.07. Мастер
общестроительных работ; 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ; 08.01.25 Мастер отделочных строительных и
декоративных работ - по формированию профессиональной компетентности будущих специалистов среднего звена могут быть использованы в практической деятельности, как преподавателями математики, так и спецдисциплин в строительных колледжах.
Содержание выпускной квалификационной работы опубликовано в статье, которая входит в материалы Международной научно-практической конференции [1, 28-30].
Модернизация экономики невозможна без наличия
квалифицированных рабочих, творческих, мыслящих, способных решать производственные задачи, которые ставятся современным социумом. Данные требования определяют актуальность проблемы компетентностного подхода в обучении математике строительных профессий. Ведь от уровня сформированности компетенций зависит успех профессиональной деятельности данного специалиста.
Современные требования нового, качественного уровня подготовки специалистов строительного профиля, расширяют цель обучения до формирования компетентности, в структуру которой, наряду с деловыми качествами (знания, умения, навыки), входят и личностные качества, обеспечивающие не только его успешность в актуальной профессиональной деятельности, но и дальнейшее развитие новых умений и навыков, саморазвитие, добывание новых знаний.
Настоящее исследование направлено на совершенствование процесса преподавания дисциплины «Математика» в учреждениях СПО. На основании проведенного обобщения теоретических положений были сформулированы основные выводы, намечены пути дальнейшего исследования:
Проблема реализации компетентностного подхода в профессиональной
подготовке специалистов строительного профиля является сравнительно новой и недостаточно исследованной. В теории и
практике педагогики накоплен определенный опыт формирования математической компетентности в вузе. Вопрос формирования компетентностей, в среднем профессиональном образовании, значительно влияющий на качество подготовки конкурентоспособного выпускника, остается не достаточно исследованной.
В данном исследовании понятие конкурентоспособности будущего специалиста, рассматривается как относительная и обобщенная
характеристика выпускника профессионального учебного заведения,
являющаяся результатом его профессиональной, социальной
и личностной компетентности, обеспечивающая ему уверенность в своих силах и способность выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с выпускниками аналогичных учебных заведений. Ведущим показателем конкурентоспособности будущего специалиста можно считать качества, формирование которых связано с уровнем математической подготовки, что способствует успешному карьерному росту, повышает
конкурентоспособность специалиста строительного профиля на рынке труда, расширяет спектр учреждений и предприятий для его трудоустройства.
Разработана теоретическая модель формирования математической компетентности будущего специалиста строительного профиля, которая представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, отражающих структуру и содержание компетентности, этапы ее формирования в процессе обучения в СПО и характер профессиональных задач.
Эффективность функционирования реализации компетентностного подхода в обучении математике студентов строительных в процессе профессиональной подготовки в СПО обеспечивает соблюдение комплекса педагогических условий:
- усиление практической направленности обучения математике, на основе комплекса профессионально-ориентированных задач и практических работ, связанных с содержанием будущей профессии;
- создание образовательной среды, побуждающей студентов к личностно-профессиональному росту в освоении компетентностей;
- использование в учебно-методическом обеспечении дисциплины «Математика» активных и интерактивных методов обучения.
квалифицированных рабочих, творческих, мыслящих, способных решать производственные задачи, которые ставятся современным социумом. Данные требования определяют актуальность проблемы компетентностного подхода в обучении математике строительных профессий. Ведь от уровня сформированности компетенций зависит успех профессиональной деятельности данного специалиста.
Современные требования нового, качественного уровня подготовки специалистов строительного профиля, расширяют цель обучения до формирования компетентности, в структуру которой, наряду с деловыми качествами (знания, умения, навыки), входят и личностные качества, обеспечивающие не только его успешность в актуальной профессиональной деятельности, но и дальнейшее развитие новых умений и навыков, саморазвитие, добывание новых знаний.
Настоящее исследование направлено на совершенствование процесса преподавания дисциплины «Математика» в учреждениях СПО. На основании проведенного обобщения теоретических положений были сформулированы основные выводы, намечены пути дальнейшего исследования:
Проблема реализации компетентностного подхода в профессиональной
подготовке специалистов строительного профиля является сравнительно новой и недостаточно исследованной. В теории и
практике педагогики накоплен определенный опыт формирования математической компетентности в вузе. Вопрос формирования компетентностей, в среднем профессиональном образовании, значительно влияющий на качество подготовки конкурентоспособного выпускника, остается не достаточно исследованной.
В данном исследовании понятие конкурентоспособности будущего специалиста, рассматривается как относительная и обобщенная
характеристика выпускника профессионального учебного заведения,
являющаяся результатом его профессиональной, социальной
и личностной компетентности, обеспечивающая ему уверенность в своих силах и способность выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с выпускниками аналогичных учебных заведений. Ведущим показателем конкурентоспособности будущего специалиста можно считать качества, формирование которых связано с уровнем математической подготовки, что способствует успешному карьерному росту, повышает
конкурентоспособность специалиста строительного профиля на рынке труда, расширяет спектр учреждений и предприятий для его трудоустройства.
Разработана теоретическая модель формирования математической компетентности будущего специалиста строительного профиля, которая представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, отражающих структуру и содержание компетентности, этапы ее формирования в процессе обучения в СПО и характер профессиональных задач.
Эффективность функционирования реализации компетентностного подхода в обучении математике студентов строительных в процессе профессиональной подготовки в СПО обеспечивает соблюдение комплекса педагогических условий:
- усиление практической направленности обучения математике, на основе комплекса профессионально-ориентированных задач и практических работ, связанных с содержанием будущей профессии;
- создание образовательной среды, побуждающей студентов к личностно-профессиональному росту в освоении компетентностей;
- использование в учебно-методическом обеспечении дисциплины «Математика» активных и интерактивных методов обучения.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ
К РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА БАЗЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
(на примере направления «Математическое обеспечение
и администрирование информационных систем»)
Диссертация , информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5940 р. Год сдачи: 2018



