ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ
СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ
1.1. Компетентностный подход в обучении, как основа реализации
ФГОС 11
1.2. Технология реализации компетентностного подхода в обучении
математике будущих специалистов среднего звена строительного профиля 19
1.3. Профессионально-ориентированные задачи, как средство реализации
компетентностного подхода в обучении математике студентов строительных профессий 25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ
СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ
2.1. Применение комплекса профессионально-ориентированных задач в, как метод реализации компетентностного подхода в обучении математике 32
2.2. Активные и интерактивные методы в обучении математике студентов строительных профессий, как метод реализации компетентностного подхода
в образовании 36
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Актуальность исследования. В 2003 году Российская федерация вступила в Болонский процесс. На сегодняшний день Болонскую декларацию подписали 48 государств. Его суть: сближение и гармонизация систем высшего образования стран Европы для создания единого европейского пространства высшего образования. Войдя в него, Россия приступила к переработке содержательных установок и формальных принципов подготовки специалистов и по существенному изменению подходов к формированию нормативных документов в области образования.
Одно из важных направлений государства в реформировании образования является подготовка высококвалифицированного рабочих СПО. Не так давно система образования приняла в пользование новый Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (ФЗ No273), Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения, где описаны новые требования к образованию в России. В них указываются, что необходимо применять компетентностный подход в обучении, в котором изменены образовательные результаты и акцентируется внимание на сформированность у выпускников профессиональных и общих компетенций.
В настоящее время компетентностный подход в педагогике широко рассматривается в отечественной и русской литературе. Исследователи разграничивают понятия «компетенция» и «компетентность», вводят различные классификации видов компетенций, предлагают методы формирования и оценки.
В. А. Метаева считает: «Компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не может в полной мере и в социально значимых аспектах ее реализовать». [20]
A. B. Хуторской разграничивает понятия «компетентность» и «компетенция»: «Компетенция означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней». [32]
А. И. Турчинов представляет компетентность, как степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности [29].
Д.Б. Эльконин понимает под компетентностью радикальное средство изменения формы образования. Оптимальность данного подхода оправдывается тем, что студентов и выпускников трудно оценивать по профессиональному опыту работы (так как не у всех он есть), поэтому единственное, в чем может быть их реальная ценность - это сформированные компетенции. Именно потенциал и является наиболее интересным для современных работодателей.[35]
Многие исследователи под компетентностным подходом в образовании (Б. И. Хасан, А. В. Хуторской, И. А. Д. Равен, К. Селевко, и др.) рассматривают комплексную ориентацию образования на достижение интегрированного результата в образовании. А именно: одобряемых обществом ценностных ориентаций, достаточно высокого уровня знаний, умений и навыков, осведомленности, опыта, развитых способностей, готовности к жизни и деятельности в различных сферах.
В век интенсивного развития компьютерных и информационных технологий система образования ставит важной целью подготовку для общества квалифицированных специалистов. Математика всегда была неотъемлемой частью всей истории человеческой культуры; она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Все математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, в том числе и строительных.
В требованиях к результатам освоения общих дисциплин, в том числе и «Математика», ФГОС СПО указывает обязательную профессиональную направленность. Однако отсутствует достаточно развитая система конкретных методик по реализации этих положений, что подтверждается анализом учебных программ и учебной литературы для системы СПО. В ходе анализа учебных изданий по математике, рекомендованных для студентов, обучающихся по строительным профессиям колледжа, было установлено, что большинство учебных изданий не имеет прикладных задач по всем изучаемым модулям и при изучении темы не выходит за решение стандартных прикладных задач.
При анализе проблематики диссертационных исследований по компетентностному преподаванию математики за последние пять лет был выявлено, что большинство работ посвящено проблемам в обучении в школах и вузах (примерно 80%) и лишь небольшая часть затрагивает учреждения СПО. В диссертации Федоровой О.Н. [31] было проведено исследование со 195 обучающихся разных типов учебных заведений по трем факторам: мотивации, обученности и способности мыслить математическими аналогиями. В результате эксперимента были выявлены различия между контингентом учащихся школ и вузов и контингентом обучающихся колледжа. В мотивационной сфере студенты колледжа по некоторым показателям имели более высокие показатели. А исследование уровня математической подготовки и мышления математическими аналогиями показало, что по этим факторам студенты колледжей имеют более низкие показатели, чем обучающиеся школы и вуза.
Отсюда следует, что специфика студентов колледжа и реализация модульно-компетентностного подхода, согласно ФГОС, диктует необходимость в разработке компетентностного подхода в обучения математике у студентов строительных профессий. А для формирования компетентностей необходим дидактический и методический материалы, решая который, студенты смогли бы отработать математические навыки
профессиональной направленности. Однако в диссертации Федоровой О.Н. выявлено: «опрос среди преподавателей математических дисциплин
различных колледжей технической направленности выявил, что 78% опрошенных преподавателей испытывают потребность в методическом обеспечении процесса обучения математике, 85 % преподавателей готовы реализовать профессионально-ориентированное обучение математике, но испытывают дефицит в дидактическом и методическом обеспечении». Практически такая же обстановка в нехватке дидактического материала стоит и для колледжей со строительной направленностью.
В результате анализа нормативных документов и научно-методической литературы, были выявлены противоречия между:
- требованиями ФГОС СПО по внедрению компетентностного подхода в обучение и отсутствию методик по формированию этих компетенций у будущего строителя.
- профессионально-ориентированной направленностью обучения математике и недостаточным методическим обеспечением для реализации этого требования;
- объективно существующей необходимостью реализации междисциплинарных связей математики со спецдисциплинами, изучаемыми в колледжах строительного профиля, и отсутствием разработанной методики обнаружения и описания межпредметных связей.
Проблема исследования состоит в разрешении указанных противоречий и теоретическом обосновании, целесообразности и эффективности формирования компетентностного подхода в обучении математике. Это обусловливает актуальность данного исследования.
Объект исследования: процесс обучения математике будущих
квалифицированных рабочих строительного профиля в колледжах.
Предмет исследования: компетентностный подход в обучении математике в обучении студентов строительных профессий
Цель исследования заключается в разработке методики формирования компетенций будущего специалиста, которая обеспечит повышение качества математической подготовки студентов строительных колледжей к профессиональной деятельности, средств и методов, обусловливающих достаточно высокий уровень сформированности умения применять математические навыки к решению задач профессионально¬ориентированного характера.
Гипотеза исследования заключается в следующем предположении:
если выявить взаимосвязь содержания математического образования будущих рабочих с содержанием дисциплин профессионального цикла; влияние математической подготовки на становление
высококвалифицированного специалиста и с учетом этого разработать дидактические материалы для профессионально-ориентированных математических задач, в условии и требованиях которых отражается суть профессиональной ситуации и целенаправленно внедрить эту систему в учебный процесс, то это позволит повысить уровень усвоения математических знаний и уровень компетентности будущего квалифицированного рабочего
Достижение цели исследования и проверка сформулированной гипотезы предполагает решение следующих конкретных задач:
1. на основе анализа педагогической и методической литературы выделить и систематизировать знания о компетентностного подходе в обучении математике студентов строительных профессий;
2. разработать методику формирования профессиональных компетенций в процессе изучения математики у студентов строительных колледжей;
3. разработать и обосновать основные принципы формирования профессиональных компетенций в процессе изучения математики у студентов строительных колледжей;
5. разработать сборники задач, по формированию профессиональной компетентности будущих специалистов среднего звена и методику их использования в процессе обучения математике;
Методологическими предпосылками исследования послужили работы по развитию теории компетентности (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.); теории системного анализа и деятельностного подхода к обучению математике (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Л.С. Капкаева, А.Н. Леонтьев, М.А. Родионов, Г.И. Саранцев, М.И. Зайкин, Р.А. Утеева и др.); теории обучения решению задач, в частности профессионально-ориентированных (.П. Беспалько, В.А. Гусев, Т.А.Иванова, Ю.М. Колягин, Г.И. Саранцев, Н.А. Терешин и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ философской, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, аналогия и обобщение его результатов.
Основные этапы исследования:
На первом этапе исследования (2015-2016 гг.) осуществлялся анализ психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования; выявлялась специфика компетентностного подхода в обучении математике в системе СПО; формировались основополагающие педагогические и методические принципы исследования; формулировался понятийный аппарат исследования, были определены цели, задачи, сформулирована гипотеза исследования, выявлены противоречия;
На втором этапе исследования (2016-2018 гг.): - разрабатывалась
методика реализации компетентностного подхода в обучении математике студентов строительных профессий использованием профессионально-ориентированных задач и активных и интерактивных методов; составлялся сборник задач по профессиям: 08.01.07. Мастер общестроительных работ; 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ, 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ.
Научная новизна исследования заключается в том, что проблема компетентностного подхода студентов СПО строительного профиля решалась на принципиально новой основе организации процесса обучения их математическим методам, опирающейся на систему задач профессионально-ориентированного характера.
Такой подход позволил:
- обосновать целесообразность использования системного и деятельностного подходов в формировании математической компетенции у студентов строительных колледжей в единстве операционно¬содержательного, мотивационного и эмоционально-волевого компонентов;
- разработать методическую модель формирования математической компетенции у студентов строительных колледжей;
- выявить и теоретически обосновать дидактические условия, обеспечи вающие эффективность реализации разработанной модели
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
раскрыта сущность и определены особенности компетентностоного подхода в обучении математике строительных профессий, а именно 08.01.07. Мастер общестроительных работ; 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ, 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ;
теоретическое обоснование методики формирования профессиональных компетенций в процессе изучения математики средствами профессионально-ориентированных задач способствует обогащению теории и методики обучения о путях повышении качества обучения математике и уровня компетентностей будущего специалиста среднего звена.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: разработанные профессионально-ориентированные сборники задач по математике для строительных профессий: 08.01.07. Мастер
общестроительных работ; 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ; 08.01.25 Мастер отделочных строительных и
декоративных работ - по формированию профессиональной компетентности будущих специалистов среднего звена могут быть использованы в практической деятельности, как преподавателями математики, так и спецдисциплин в строительных колледжах.
Содержание выпускной квалификационной работы опубликовано в статье, которая входит в материалы Международной научно-практической конференции [1, 28-30].
Модернизация экономики невозможна без наличия
квалифицированных рабочих, творческих, мыслящих, способных решать производственные задачи, которые ставятся современным социумом. Данные требования определяют актуальность проблемы компетентностного подхода в обучении математике строительных профессий. Ведь от уровня сформированности компетенций зависит успех профессиональной деятельности данного специалиста.
Современные требования нового, качественного уровня подготовки специалистов строительного профиля, расширяют цель обучения до формирования компетентности, в структуру которой, наряду с деловыми качествами (знания, умения, навыки), входят и личностные качества, обеспечивающие не только его успешность в актуальной профессиональной деятельности, но и дальнейшее развитие новых умений и навыков, саморазвитие, добывание новых знаний.
Настоящее исследование направлено на совершенствование процесса преподавания дисциплины «Математика» в учреждениях СПО. На основании проведенного обобщения теоретических положений были сформулированы основные выводы, намечены пути дальнейшего исследования:
Проблема реализации компетентностного подхода в профессиональной
подготовке специалистов строительного профиля является сравнительно новой и недостаточно исследованной. В теории и
практике педагогики накоплен определенный опыт формирования математической компетентности в вузе. Вопрос формирования компетентностей, в среднем профессиональном образовании, значительно влияющий на качество подготовки конкурентоспособного выпускника, остается не достаточно исследованной.
В данном исследовании понятие конкурентоспособности будущего специалиста, рассматривается как относительная и обобщенная
характеристика выпускника профессионального учебного заведения,
являющаяся результатом его профессиональной, социальной
и личностной компетентности, обеспечивающая ему уверенность в своих силах и способность выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с выпускниками аналогичных учебных заведений. Ведущим показателем конкурентоспособности будущего специалиста можно считать качества, формирование которых связано с уровнем математической подготовки, что способствует успешному карьерному росту, повышает
конкурентоспособность специалиста строительного профиля на рынке труда, расширяет спектр учреждений и предприятий для его трудоустройства.
Разработана теоретическая модель формирования математической компетентности будущего специалиста строительного профиля, которая представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, отражающих структуру и содержание компетентности, этапы ее формирования в процессе обучения в СПО и характер профессиональных задач.
Эффективность функционирования реализации компетентностного подхода в обучении математике студентов строительных в процессе профессиональной подготовки в СПО обеспечивает соблюдение комплекса педагогических условий:
- усиление практической направленности обучения математике, на основе комплекса профессионально-ориентированных задач и практических работ, связанных с содержанием будущей профессии;
- создание образовательной среды, побуждающей студентов к личностно-профессиональному росту в освоении компетентностей;
- использование в учебно-методическом обеспечении дисциплины «Математика» активных и интерактивных методов обучения.
1. Белоусова А.Н. Новые информационные технологии в науке: Сборник статей по итогам Международной научно - практической конференции (Челябинск, 29 декабря 2017). /в 5 ч. Ч.4 - Стерлитамак: АМИ, 2017. - 219 с.
2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». -
2005.
3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. М.: Педагогика, 1989. - 192с
4. Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Факторович А.А Концепция федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения- 11 с
5. Бочкарева, О. В. Профессиональная направленность обучения математике студентов инженерно-строительных специальностей вуза [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О. В. Бочкарева. - Саранск, 2006. - 17 с.
6. Васяк, Л. В. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях интеграции математики и спецдисциплин средствами профессионально-ориентированных задач [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Васяк. - Омск, 2007. - С. 9.
7. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной
компетентности педагога // Педагогика. 2003 - № 10. С. 51-55
8. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2013. - 336 с
9. Гаранина, И. Ю. Личностно-ориентированный подход к профессионально- направленному обучению математике студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст] : дис. ...канд. пед. наук : 13.00.08 / И.Ю. Гаранина. - Калуга, 2010. - 242 с.
10. Давыдов Л.Д.
Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста : дис.
канд. пед. наук : 13.00.08. М.: РГБ, 2007. [Электронный ресурс]
http://diss.rsl.ru/diss/07/0074/070074037.pdf
11. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И.Даль; совмещ. ред. изд. В.И.Даля и И.А.Бодуэна де Куртенэ; науч. ред. Л. В. Беловинский. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c
12. Доклад «Инновационное развитие образования в Российской Федерации» от 24 марта 2006 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа http: //archive.kremlin.ru/text/appears2/2006/03/24/104571. html. (дата обращения 20.12.2012
13. Зайкин, Р. М. Профессионально ориентированные
математические задачи в подготовке управленческих кадров [Текст]: монография / Р. М. Зайкин. - Арзамас : АГПИ, 2009. - 121 с.
14. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2004 - 384 с.
15. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2003. - 101 с.
16. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования /Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию/ Под ред. А. В. Великановой. - Самара: Профи, 2001.
17. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. - 2004. - №5. - с. 3-12.
18. Ломакина, Т.Ю., Сергеева, М.Г. Современные технологии профессионального обучения в условиях перехода на компетентностно- ориентированное образование / Т.Ю Ломакина., М.Г. Сергеева// Среднее профессиональное образование. - 2014. -№ 8. - С. 6-14
19. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманит. фонд «Знание», 1997. - 307 с
20. Метаева, В. А. Рефлексия как метакомпетентность//Педагогика. — 2006. — № 3.
21. Михайлова, И. Г. Математическая подготовка инженера в условиях профес- сиональной направленности межпредметных связей [Текст] : монография / И. Г. Михайлова. - Тобольск, 1998. - 172 с.
22. Монахов, В.М. Введение в теорию педагогических технологий: доклад на заседании отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования / В.М. Монахов // Школьные технологии. - 2005. - №3. - С. 66- 83
23. Путин об образовании в РФ. Тезисы, высказанные на Госсовете http://www.e1.ru/news/spool/news_id-268662-section_id-15.html
24. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание
профессионального становле- ния человека / Ю. П. Поваренков. - Москва: УРАО, 2002. - 160 с
25. Путин об образовании в РФ. Тезисы, высказанные на Госсовете http://www.e1.ru/news/spool/news_id-268662-section_id-15.html
26. Симоненко В.Д.. Основы профессиональной культуры / под ред.- Брянск: БрГПУ. 1997. - 307 с.
27. Скоробогатова, Н. В. Наглядное моделирование
профессионально- ориентированных математических задач в обучении математике студентов инженерных направлений технических вузов [Текст] : дис...канд. пед. наук : 13.00.02 - Ярославль, 2006. - 183 с.
28. Татьяненко, С. А. Формирование профессиональной компетентности будущего инженера в процессе обучения математике в техническом вузе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Татьяненко Светлана Александровна. - Тобольск, 2003. - 240 с
29. Турчинов А. И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
30. Федорова О.Н. диссертация «Методическая система профессионально- ориентированного обучения математике в колледжах технического профиля», 2016
31. Фирсов, В.В. О прикладной ориентации курса математики / В.В.
Фирсов // Углубленное изучение алгебры и анализа: Пособие для учителей (Из опыта работы). Сост.: С.И. Шварцбурд, О.А. Боковнев. - М.:
Просвещение, 1977. - С. 215-239.
32. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Электронный журнал Эйдос. Режим доступа: http: //www.eidos.ru/yournal/2006/0505. htm.
33. Чернова, Ю. К., Антипова, О. И. Технология реализации компетентностного подхода в образовании и производственной деятельности / Монография. - Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2009. - 286
34. Щекатунова А.Д. Образовательная модель "школа-школа искусств" как личностно-развивающая система. Дисс. канд. пед. наук., Волгоград, 1995. 177с
35. Эльконин Д.Б. Понятие компетентности с позицией развивающего обучения / Д.Б. Эльконин - Красноярск, 2002.