Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Практико-ориентированный подход в обучении математике старшеклассников

Работа №32134

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
985
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Практико-ориентированный подход в обучении математике: теоретические положения 6
1.1. Понятие практико-ориентированного подхода и актуальность его
применения на уроках математики 6
1.2. Практико-ориентированная задача: особенности, уровни сложности,
классификация и требования, предъявляемые к ней 9
1.3. Пути использования на уроках задач, обеспечивающих практикоориентированное обучение математике в школе 17
Вывод по первой главе 23
ГЛАВА 2. Методика использования практико-ориентированных задач на уроках математики 24
2.1. Анализ учебников алгебры и геометрии на наличие_практико-
ориентированных задач 24
2.2. Разработка элективного курса по математике для учащихся 10-х классов 27
2.3. Цель, содержание и результаты опытно-экспериментальной работы 34
Вывод по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Библиографический список 42
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Одним из показателей качества образования является наличие у школьника знаний и опыта, которые помогут ему найти правильное решение в различных жизненных ситуациях, выработать верную стратегию по достижению успеха и будут способствовать развитию и самореализации его личности. По этой причине огромное значение в процессе обучения приобретают не только теоретические знания, но и практические навыки.
Математика имеет большое значение в жизни человека, она присутствует во всех ее областях. Казалось бы, с математикой ежедневно сталкиваются лишь люди технических специальностей и вузов, бухгалтера, экономисты и ученые. Однако без математических расчетов невозможно построить дом, сшить костюм, рассчитать необходимое количество ежедневного потребления калорий, белков, жиров и углеводов для нормализации веса, грамотно прочитать кардиограмму или провести социальный опрос. Математика, словно невидимая нить, связывает человека и мир вокруг него, она лежит в основе всех современных технологий, научных исследований и является базой научнотехнического прогресса. С помощью математических методов описываются и изучаются реальные процессы и явления.
В системе основного общего образования математика имеет важное значение, ведь благодаря универсальности математических методов приобретается возможным установить и показать связь теории с практикой в различных областях жизнедеятельности. В этом контексте становится актуальной организация практико-ориентированной деятельности учащихся на уроках математики.
Проблема воспитания в школьниках убежденности в том, что получаемые ими знания современны, важны и необходимы, всегда была актуальна. Многие отечественные педагоги и методисты занимались ее рассмотрением и
исследованием. В их числе, например, известные российские педагоги, А.Г. Мордкович, Ю.М. Колягин и др.
Практико-ориентированный подход осуществляется, главным образом, с помощью специально разработанной системы практико-ориентированных задач.
Практико-ориентированные задачи - это задачи из различных сфер жизни, которые решаются с помощью математических методов, и направлены, в том числе, на формирование у учащихся умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.
Объект исследования - практико-ориентированный подход в обучении математике в старших классах.
Предмет исследования - особенности применения практикоориентированных заданий при обучении старшеклассников математике.
Таким образом, целью выпускной квалификационной работы является изучение сущности практико-ориентированного подхода в обучении и разработка уроков математики с использованием практико-ориентированных задач.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1. На основе анализа педагогической и методической литературы раскрыть сущность практико-ориентированного подхода в обучении математике.
2. Рассмотреть сущность и классификации практикоориентированных задач в обучении математике в старших классах.
3. Разработать и апробировать на элективном курсе занятия с использованием практико-ориентированных задач по теме «Производная».
Теоретическую основу работы составили труды А. Г. Мордковича, М.В. Егуповой, Н.А.Терешина, И.М. Шапиро, Л.Э. Хаймина, Ю.М. Колягина и др.
Исследование было проведено на базе МБОУ «Гимназия№ 75» Московского района г. Казани. В эксперименте принимали участие ученики 10х классов (2 класса).
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы учителями математики в процессе обучения и студентами педагогического отделения, обучающиеся по профилю «Математика».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. В первой главе раскрывается понятие практико-ориентированного подхода и задач практического применения в обучении, их особенности, уровни сложности, классификация, а также способы использования практико-ориентированных задач на уроках математики. Во второй главе описывается методика и эксперимент по использованию практико-ориентированных задач в обучении для учащихся 10х классов и его результаты.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Практико-ориентированный подход в обучении математике позволяет повысить эффективность приобретаемых школьниками знаний, развить мотивы своей познавательной деятельности, воспитать интерес к математике, убедиться в ее огромном значении для всех сфер человеческой жизни и ее безграничных возможностях.
Практико-ориентированные задачи, в свою очередь, призваны дать школьникам представление о возможности решения задач и проблем из различных сфер жизни с помощью математики, они направлены на формирование умения самостоятельно действовать в различных ситуациях и принимать важные решения, используя полученные обобщенные теоретические знания и умения.
В данной выпускной квалификационной работе были решены следующие задачи исследования:
1. Раскрыта сущность практико-ориентированного подхода в обучении математике;
2. Рассмотрено понятие практико-ориентированных задач, проанализированы требования к ним, их классификация и их уровни сложности.
3. Разработан и апробирован на практике элективный курс для 10-х классов с использованием практико-ориентированных задач.
Наличие практико-ориентированных задач в учебных пособиях и учебниках по математике предоставляют учителю возможность обучать школьников с учетом современных образовательных требований, развивать их самостоятельность и творческий потенциал. К сожалению, в современной России пока еще существует проблема организации практикоориентированного обучения на уроках математики, в виду недостаточного количества учебного времени на изучение практико-ориентированных задач, а также недостаточного количестве задач, имеющих практическую значимость для самих школьников. Тем не менее, такие задачи включаются в ЕГЭ и ОГЭ и вызывают у учащихся трудности при решении, обусловленные отсутствием практики решения подобных задач, навыков систематичного и последовательного анализа задач, построения необходимой модели решения, непониманием встречающихся терминов и т.д.



1. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин]. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2009. - 464 с.
2. Атанасян, Л.С. Математика: алгебра и начала анализа, геометрия. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2013. - 255 с.
3. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя/ Я.И. Груденов. - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
4. Дмитриева Л.Б. Разработка практико-ориентированных заданий для
обучающихся/Л.Б. Дмитриева//Педсовет [Электронный ресурс]. -2013. — Режим доступа: https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/razrabotka--
praktiko-orientirovannvh-zadaniv--dlva-obuchavuschihsva - Дата обращения:
15.05.2019.
5. Егупова М.В. Об уровнях сложности задач, связанных с практическими приложениями школьной математики/ М.В. Егупова // Преподаватель XXI век. - 2012. - С. 96-101.
6. Егупова М.В. Практико-ориентированное обучение математике в школе: Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: МПГУ, 2014. - 208 с.
7. Егупова М.В. Практические приложения математики в школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Прометей, 2015. - 248 с.
8. Казакова А.Ф. Роль практико-ориентированного обучения в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста/А.Ф. Казакова//Методический материал [Электронный
ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskiy-material-po- teme-opit-realizacii-praktikoorientirovannogo-obucheniya-na-primere- studentov-ekonomicheskih-specialno-589097.html - Дата обращения:
1.05.2019.
9. Калугина Е.Ю. Образовательные возможности практикоориентированного обучения учащихся/Е.Ю. Калугина-М.: Екатеринбург,2000. - 215 с.
10. Куприна Н.А. Использование практико-ориентированного подхода в обучении математики/Н.А. Куприна// Методические рекомендации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/ispolzovanie- praktikoorientirovannogo-podhoda-v-obuchenii-matematiki-1057431.html - Дата обращения: 2.05.2019.
11. Малышкина С.Ю. Практико-ориентированные задачи как средство
формирования математической компетентности/ С.Ю. Малышкина// Аналитический отчет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/analiticheskiy-otchet-praktikoorientirovannie-zadachi-kak- sredstvo-formirovaniya-matematicheskov-kompetentnosti-1891485.html -
Дата обращения: 12.05.2019.
12. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс. В 2 ч. Ч 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А. Г. Мордкович. - 14-е изд., стер. - Москва: Мнемозина. - 2013. - 400 с.
13. Опросы общественного мнения. Режим доступа:
https://tass.ru/obschestvo/6167798 - Дата обращения: 18.05.2019.
14. Пирютко О.Н. Практико-ориентированные задачи в контексте изменения программ школьного курса математики/О.Н. Пирютко, В.И. Берник // Народная асвета. - 2015. - №11. - С. 18-21.
15. Рогачева М.Ф. Методическая разработка открытого теоретического занятия с применением практико-ориентированной технологии/М.Ф. Рогачева// Методическая разработка [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://kopilkaurokov.ru/pravo/uroki/metodicheskaia razrabotka otkrvtogo ur oka po teme okhrana truda - Дата обращения: 4.05.2019.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования. Основное общее образование. [Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897]. — Режим доступа:
http://scnew.ucoz.ru/file/doc/fgos oo.pdf - Дата обращения: 3.05.2019.
17. Фирсов В.В. О прикладной ориентации курса математики/ В.В. Фирсов// Педагопчна наука: iсторiя, теорiя, практика, тенденцп розвитку. -2009. - №1.
18. Хаймина Л.Э. Методика реализации прикладной направленности курса алгебры основной школы [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02; Защищена 19.03.1999/ Л.Э. Хаймина; Северный (Арктический) гос. ун-т.- Архангельск, 1999. - 160 с.
19. Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики/ И.М. Шапиро - М.: Просвещение, 1990. -95с.
20. Шапиро И.М. Прикладная и практическая направленность обучения математике в средней общеобразовательной школе/ И.М. Шапиро // Вкус ректорского хлеба. - 1998. - 535 С.
21. Ябурова Е.А. Задачи с практическим содержанием как средство реализации практико-ориентированного обучения физике/Е.А. Ябурова- М: Екатеринбург, 2006. -163с.
22. Ялалов Ф.Г. Многомерные педагогические компетенции/Ф.Г. Ялалов//Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования : издается с июля 1937 / ред. Р.С. Бозиев. -2012. -№4. - С. 4553.
23. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [С. М.
Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин]. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2009. - 464 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ