Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №68879

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость5710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
367
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы развития познавательной деятельности у детей имеющих тяжелые нарушения речи 8
1.1. Основные подходы к изучению познавательной сферы в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Характеристика психофизиологических особенностей детей с
тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 13
1.3. Особенности познавательной деятельности у старших дошкольников
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 20
1.4. Особенности речевой деятельности у старших дошкольников с
тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 26
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование развития познавательной деятельности у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 38
2.3. Анализ и интерпретация результатов апробации коррекционно- 43
развивающей программы по формированию познавательных процессов у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
2.4. Коррекционно-развивающая программа по формированию 47
познавательной деятельности у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ


Развитие познавательных процессов старших дошкольников - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно¬воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательных процессов у старших дошкольников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которая стоит перед педагогами.
Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.
В настоящее время особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
По данным различных исследований, количество детей, которые не в состоянии освоить образовательные программы дошкольного учреждения, составляет 20-30%, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, поэтому проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. Исходя из этого, можно считать тему магистерской работы «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников» актуальной.
Для ребёнка с тяжелыми нарушениями речи дошкольное образовательное учреждение является одним из важных факторов социализации. У детей с тяжелыми нарушениями речи часто имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний нервной системы - неврозов. У значительной части детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении необходимо создание условий для развития каждого ребенка через совершенствование системы преподавания.
Невозможно добиться успехов в решении задачи повышения качества знаний, поставленных перед педагогами, без активизации мотивации познавательных процессов детей, без формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и творческой активизации личности процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает творческую активность, и в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательную деятельность.
Работать над развитием познавательных процессов - это значит формировать положительное отношение обучающихся к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.
Тема нашей работы: «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников».
Проблема исследования: какова эффективность коррекционно¬
развивающей программы по формированию познавательных процессов у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)?
Целью нашей работы является разработка и проверка эффективности, коррекционно-развивающей программа по формированию познавательных процессов старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Объект исследования - познавательные процессы старших дошкольников.
Предмет исследования - развитие познавательных процессов у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотезы исследования:
1) существуют отличия в познавательных процессах старших дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи, а именно: в отношении к познавательной деятельности; уровне познавательной потребности, уровне сформированности познавательных процессов и в уровне развития познавательной активности;
2) развитие познавательных процессов у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи будет эффективным при условии реализации педагогом-психологом коррекционно-развивающей программы по формированию познавательных процессов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательных процессов у старших дошкольников;
2. Разработать коррекционно-развивающую программу по формированию познавательных процессов у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи;
3. Рассмотреть особенности развития познавательных процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) до и после реализации программы.
Теоретической основой исследования послужили подходы в изучении познавательных процессов таких ученых как: Л.С. Выготский, С.А. Козлов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.Д. Марцинковская, Р.С. Немов, Ж. Пиаже, М.М. Семаго, Д.Б. Эльконин.
Для решения поставленных задач применялись комплексные методы исследования по Б.Г. Ананьеву:
Теоретические методы:
1) Сравнительный и комплексный анализ научной, методической и учебной литературы; обобщение педагогического опыта;
2) Формирующий эксперимент.
Эмпирические методы:
1) Тестирование;
2) Методы математической статистики (t-критерий Стьюдента). Математическая обработка данных осуществлялась при помощи компьютерной программы статистического анализа SPSS.
Методики исследования:
1) Методика диагностики продуктивности и устойчивости внимания «Найди и вычеркни» (Т.Д. Марцинковская)
2) Методика диагностики развития восприятия «Чего не хватает на этих рисунках» (Р.С. Немов)
3) Методика диагностики уровня развития памяти «Разрезные картинки» (Белопольская Н.Л.)
4) Методика диагностики процессов образно-логического мышления «Что здесь лишнее?»
Выборка и база исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №7» п. Пролетарский, Ракитянского района, Белгородской области. Объем выборки составил 60 детей. Из них 30 детей, имеющих статус ОВЗ (обучающихся по АОП для детей с ТНР) и 30 детей, не имеющих статус ОВЗ (обучающихся по ООП).
Положения, выносимые на защиту:
1. Познавательная деятельность старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи будет иметь отличия в запоминании, воспроизведении информации, а следовательно и в усвоении образовательной программы.
2. Разработанная программа коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи создает благоприятные условия для развития познавательных процессов.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в расширении и углублении современных представлений о развитии познавательных процессов у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- показаны возможности использования комплексных методов для развития познавательных процессов у старших дошкольников.
- на основе экспериментального исследования доказана эффективность разработанной нами программы коррекционно-развивающих занятий по формирования познавательных процессов у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Организация и этапы исследования:
1) Работа с научной литературой. Включает в себя обоснование и теоретическое осмысление проблемы развития психических процессов у старших дошкольников с ТНР, изучение отечественной и зарубежной литературы, выбор методов и методик исследования.
2) Уточнение гипотезы и определение переменных. На данном этапе формулировалось окончательное определение экспериментальной гипотезы.
3) Планирование экспериментального исследования. Путём рандомизации были отобраны две группы детей - экспериментальная и контрольная.
4) Проведение эксперимента. Исследование проводилось на основе квазиэкспериментального плана для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием. На данном этапе реализовывалась программа коррекционно-развивающих занятий по формированию психических процессов у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
5) Первичная обработка данных.
6) Статическая обработка. Нами был производен выбор соответствующих методов математико-статистической обработки полученных данных t-критерий Стьюдента.
7) Интерпретация результатов и выводы. Данный этап включал в себя обобщение, систематизацию и интерпретацию собранного материала, оформление результатов и выводов исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.
В дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания - самооценка. Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного, талантливого и др. Восприятие детей 5-6 лет обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним. В дошкольном возрасте восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.
В дошкольном возрасте продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому, что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление.
Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере. Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности. В дошкольном возрасте ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.
В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы. У детей 5-6 быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию. На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет.
Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.
Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для 3-5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т.е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.
В нашей работе мы изучили современные подходы к проблеме развития познавательных процессов у старших дошкольников, исследовали отличия познавательных процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи до коррекционно-развивающих занятий и после, оформили выводы исследования, предложили практические рекомендации по решению основной проблемы, затронутой в нашей работе, разработали программу по развитию познавательных процессов у старших дошкольников.
Для определения уровня развития познавательных процессов у старших дошкольников была проведена психодиагностическая работа в МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7» п. Пролетарский Ракитянского района Белгородской области. В результате диагностики были обследованы 60 воспитанников в возрасте пяти- семи лет. В исследовании уровень развития познавательных процессов выявлялся на основе психологического тестирования. Материал был подобран таким образом, чтобы он был доступен ребенку, но не слишком прост; интересен и в меру объемен, а также разнообразен.
Выявленные особенности уровня развития познавательных процессов у старших дошкольников мы полагаем, проявляются в отношении детей к познавательной деятельности; уровне познавательной потребности, уровне сформированности познавательных процессов, в уровне развития познавательной активности.
Программа коррекционно-развивающих занятий, направленная на формирование познавательных процессов у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи помогла в повысить уровень усвоения образовательной программы, а также у испытуемых произошли качественные изменения в развития таких познавательных процессов, как: память, внимание, мышление и восприятие.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотезы нашего исследования о том, что:
1) существуют отличия в познавательных процессах старших дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи, а именно: в отношении к познавательной деятельности; уровне познавательной потребности, уровне сформированности познавательных процессов и в уровне развития познавательной активности;
2) развитие познавательных процессов у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи будет эффективным при условии реализации педагогом-психологом коррекционно-развивающей программы по формированию познавательных процессов.
подтвердились.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999 - 672 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика. 1988. - 230 е., - 280 с.
3. Андреева Л.В. Педагогические условия осуществления интеграции детей с проблемами в развитии в общеобразовательную школу. Материалы международного семинара. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. - СПб., 1996 - 176 с.
4. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство- пресс, 2011 - 215 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер., 2008 -153.
6. Бурмистров В.Я., Высоцкий Ю.В. Психология и педагогика. Учеб.пособ. СПб., 2003 - 68с.
7. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 315 с.
8. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.: Академия, 2011. - 624 с.
9. Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. — СПб., 1994 - 212с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М: Просвещение, 2006. - 260 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М: Просвещение, 2006. - 394 с.
12. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика. 1983. - 351 с.
13. Гаврина С.Е., Кутявина Н,Л. Развиваем внимание. - М., 2013 - 113 с.
14. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2014. - 168 с.
15. Денисова В.Г. Система дидактических игр, как средство формирования познавательного интереса учащихся: Дис... канд. пед. наук. — Волгоград, 1996 - 167 с.
16. Ефимкина Р.П. Детская психология: Методические указания. - Новосибирск, 1995. - 220 с.
17. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990 - 102 - 115с.
18. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте». Москва, «Школа-Пресс», 1998 - 126с.
19.Земцова О.Н. Тесты для детей 4-5 лет. Учебное пособие.- М.: Махаон, 2008. 112 с.
20.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя, - изд. второе. доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2011. - 362 с.
21. Инклюзивное образование: методология, практика, технология:
Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва): МГ11ПУ, 2011 - 172 с.
22. Карпова С.И., В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет», Творческий центр, С.-П., 2010 - 116с.
23. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М., 1997 -194 с.
24. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2011. - 464 с.
25. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей// Специальная школа, 1967, вып. 2 - 122 - 137c.
26. Леонтьев А.Н. Речевая деятельность /Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов; М., «Просвещение», 1997-169с.
27. Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: Учебное пособие СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. — 129с.
28. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция — М..: Просвещение, 1992. - 95с.
29. Наследов А.Д. Математические методы психологического
исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2014. - 374 с.
30. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1969. - 306 с.
31. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. - М., 1967 - 264с.
32. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998. - 160с.
33. Психология внимания / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ACT, 2008 - 656 с.
34. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2001 - 96с.
35. Психология детства: Учебник/ Под ред. А.А. Реана.-СПб.: Прайм- Еврознак, 2010.- 350с
36. Психология. Словарь справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович - Мн.: Хэлсон. 1998 - 246с.
37. Психология: Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 изд., перераб. И доп. - М. : Политиздат, 1990. - 287 с.
38. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога», 2 том - М., «Владос», 1998 - 157с.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика. 1989. - 486 е., - 213 с.
40. Самойлова В.М. Отличия в проявлении познавательной активности дошкольников с речевой патологией / В.М. Самойлова, Е.А. Пегина // Практ. психолог и логопед в шк. и ДОУ. - 2011- 41с.
41. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005 — 312с.
42. Серышева Е.А. Психологические особенности развития
познавательных процессов в дошкольном возрасте // Молодой ученый.
- 2016. - №2. - С. 1032-1036. — URL https://moluch.ru/archive/106/25358/ (дата обращения: 15.01.2018).
43. Симерницкая Э.Г. Психодиагностика и коррекция детей с
нарушениями и отклонениями развития: Нейропсихологическая
диагностика и коррекция школьной неуспеваемости - СПб. 2001 - 67с.
44. Социальная психология. Учебное пособие / Отв. ред. А. Л Журавлев. - М.: ИП РАН, 2002 - 351с.
45. Теплов Б.М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М.: МГУ, 1981 - 311с.
46. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Екатеринбург, 2010 - 68 с.
47. Ушаков Д.В. Мышление и интеллект // Психология XXI века / Под ред. В.Н. Дружинина. М.: Пер Сэ, 2008, с. 291 - 320с.
48. Ушакова Т.Н Речь: истоки и принципы развития. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 256 с.
49. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учрежденийМ.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
50. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М.: МГОПИ, 1993 - 72 с.
51. Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте 5-6 лет. М., 2010 - 117с.
52. Формирование познавательной мотивации дошкольников на занятиях: методическая разработка / Н.А. Долгих [и др.]. — Иркутск, 2015. — 87 с.
53. Храковская М.Г. Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств / М.Г. Храковская. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун¬та, 2010 - 296с.
54. Шаховская Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Шаховской. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008 - 680 с.
55. Швайко Г.С. «Игры и упражнения по развитию речи», «АЙРИС ПРЕСС», М., 2006 - 106 с.
56. Шиффман Х.Р Ощущение и восприятие. - Спб.: Питер, 2008 - 198 с.
57. Эльконин Б.Д. Действие как единица развития // Вопросы психологии. - 2004. - №1 - С. 17.
58. Яковлева И.М. Подготовка педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Спутник+», 2012. - 116 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ