Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Работа №70310

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
298
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ 7
1.1 Особенности развития познавательного интереса у детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2 Использование средств музейной педагогики в образовательном процессе
дошкольной организации 16
1.3 Педагогические условия развития познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ 34
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса у старших
дошкольников 34
2.2 Содержание работы по развитию познавательного интереса у старших
дошкольников средствами музейной педагогики 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ

В современных условиях проблема интереса как важнейшего стимула развития личности все больше привлекает к себе внимание как педагогов, ищущих эффективные приемы и средства развивающего обучения, так и исследователей - психологов и педагогов. Как отмечал Клод Гельвеций, «...интерес есть начало всех наших мыслей и всех наших поступков».
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д. Поэтому так важно развитие познавательного интереса в период дошкольного детства.
В качестве важнейшей области общего феномена интереса рассматривается познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательный интерес вполне можно назвать аккумулятором всех значимых для личности процессов. По уровню развития познавательного интереса можно судить об общем развитии личности дошкольника. При этом следует отметить, что познавательный интерес в общем развитии личности и в обеспечении развивающей функции обучения в одном случае является побудителем, мощным двигателем, в другом - результатом. Познавательный интерес обогащает процесс общения.
Вопросам познавательного интереса, познавательной активности, усвоения знаний и умений посвящены исследования и идеи многих ученых, педагогов и психологов, среди которых Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.И. Новиков, С. Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина и многие другие.
В качестве одного из потенциально эффективных средств развития познавательного интереса старших дошкольников сегодня выступает музейная педагогика. В последние годы музейное сообщество России, активно развивая профессиональное и междисциплинарное сотрудничество в поиске форм взаимодействия с образовательными организациями, разрабатывает образовательные программы и учебные курсы для системы дошкольных образовательных организаций, активно занимается постдипломной подготовкой воспитателей детских садов. Такое сотрудничество формирует у дошкольников эстетический опыт и развивает художественный вкус, объединяя в единое целое художественно-эстетическое и познавательное развитие.
Исследованию вопросов использования музейной педагогики в воспитании подрастающего поколения посвящены труды многих современных педагогов (Т.П. Калугина, С.Г. Маслова, А.М. Вербенец, О.В. Платонова, О.С. Сапанжа, Б.А. Столяров, Р.М. Чумичева, Л.П. Шухман и др.).
Актуальность темы исследования определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательных интересов у старших дошкольников и недостаточным использованием возможностей музейной педагогики.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Гипотеза исследования: успешному развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики, будут способствовать следующие педагогические условия:
• участие в создании мини-музея детей, родителей, педагогов;
• обеспечение активной творческой деятельности детей при посещении музея;
• повышение профессиональной компетенции,
музейной культуры педагогов дошкольной организации.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
• Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес» и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выяснить возможности использования средств музейной педагогики в образовательном процессе дошкольной организации.
3. Выявить и обосновать педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
4. Разработать содержание работы по развитию познавательного интереса у старших дошкольников средствами музейной педагогики.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; педагогический эксперимент, беседа, наблюдение, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Этапы исследования:
Первый этап (июнь - сентябрь 2015 г.) - поисково-теоретический. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Определение цели, рабочей гипотезы и задач исследования. Проведение констатирующего этапа эксперимента.
Второй этап (октябрь 2015 г.- апрель 2016 г.) - определение содержания работы по развитию познавательного интереса у старших дошкольников средствами музейной педагогики.
Третий этап (май 2016 г.) - обобщающий. Систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, анализ интерпретации данных педагогического эксперимента, оформление работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 7
«Семицветик» г. Белгорода.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование посвящено актуальной проблеме - определению педагогических условий развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Первая глава «Теоретические основы развития познавательного интереса у старших дошкольников средствами музейной педагогики» представлена тремя параграфами. В них осуществлен анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.
В первом параграфе на основе изучения научных трудов А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Г.И. Щукиной и др. рассматривается значение познавательного интереса в жизни человека, сущность понятия «познавательный интерес», особенности его развития в старшем дошкольном возрасте.
Во втором параграфе рассматриваются возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольной организации. Содержание параграфа раскрыто на основе изучения публикаций А.Г. Бойко, В.В. Виниченко, С.Г. Масловой, Б.А. Столярова и др.
Третий параграф первой главы посвящен рассмотрению педагогических условий развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Для возникновения познавательного интереса наиболее существенно:
-создание внешних условий, позволяющих получить большое количество впечатлений и информации;
-накопление минимума знаний и некоторого опыта, дающего возможность начать соответствующую деятельность.
Для успешного формирования устойчивого интереса предмет познавательной деятельности должен быть выбран таким образом, чтобы процесс овладения им вызывал потребность в получении новой информации.
Вторая глава посвящена проведению практической работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Экспериментальная работа по теме исследования была проведена на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 7 «Семицветик» г. Белгорода. В исследовании приняли участие 16 детей старшей группы.
Цель констатирующего эксперимента состояла в изучении опыта работы педагогов старшей группы по развитию познавательного интереса у детей старшей группы и определения уровня развития познавательного интереса у детей старшей группы. Высокий уровень развития познавательного интереса выявлен у троих детей (18,75 %); средний уровень - у 10 детей (62,5 %) и низкий уровень - у троих детей (18,75 %).
Во втором параграфе второй главы нами было представлено описание содержания работы по развитию познавательного интереса у старших дошкольников средствами музейной педагогики. В основу содержания образовательной работы была положена гипотеза исследования, согласно которой успешному развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики, будут способствовать следующие педагогические условия:
• участие в создании мини-музея детей, родителей, педагогов;
• подготовка детей к выполнению роли экскурсовода в мини-музея;
• обеспечение активной творческой деятельности детей при посещении музея;
• повышение профессиональной компетенции,
музейной культуры педагогов дошкольной организации.
В заключение отметим, что актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОО заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.



• Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Г.И. Щукина, В. Н. Липник, А. С. Роботова и др.; Под ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
• Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 494 с.
• Атемаскина Ю.В. Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 9.
- С.34-40.
• Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения, М., 1998.
• Богоявленская Д. Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Н. Богоявленская - Ростов-на-Дону: РГУ, 2008. - 224 с.
• Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.-С. 20-55.
• Большой Энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова, 2- изд., перераб. и доп. - М.: Норинт, 2004. - 1456 с.
• Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста / Л. А. Венгер - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 172 с.
• Виниченко В.В. Музей и детские дошкольные учреждения// Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей» (Тезисы семинара)13-18 марта 1995 г. - СПб., 1995. - 211 с. - С. 24-27.
• Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста: 7-е изд., перераб и допол.
- СПб., 1913. - 356 с.
• Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова - М.: Академия, 2008. - 134 с.
• Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников.- Ростов н/Дону.: Феникс, 2007. - 441 с.
• Воспитание искусством детей и молодежи в системе «музей - учреждения образования». Концепция //Б.А. Столяров, А.Г. Бойко, Ю.Н. Протопопов. - СПб.: ГРМ, 2007. - 56 с.
• Воспитательный потенциал художественного музея: учеб. пособие для студентов гуманитарных вузов и музейных педагогов /Авт.-сост. Б.А. Столяров, А.Г. Бойко, Ю.Н. Протопопов; Гос. АН РФ, РАО, Ин-т худож. образования, Мин-во культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. - М.-СПб.: ГРМ, 2010. - 68 с.
• Газизова Н. Музейная педагогика в детском саду // Дошкольное
воспитание. - 2012. - № 6. - С.25-28.
• Гафар Т. Образование в современном музее: типы программ и
направления развития//Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия./Отв. Ред. А. Щербакова. Сост. Н.
Копелянская. - М., 2012. - 176 с. - С.29-39.
• Гетманская Е.В. Музейная культура учащихся в контексте
литературной среды // Педагогика. - 2007. - №5. - С.27-32.
• Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью. - М.: Пед. Общество России, 2004. - 192 с.
• Гришина А. Традиции народного искусства в дошкольном воспитании // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С.
• Гуружапов В.А. Проблема организации предметных действий детей при восприятии произведений изобразительного искусства//Экология визуальности и изобразительное искусство: Научно-исследовательский проект «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока». Доклады и тезисы выступлений/Науч. ред. Столяров Б.А. - СПб., 2007. - 96 с.
• Гурылева Л.В. Активизация познавательной деятельности как фактор развития творческих способностей // Развитие творческих
способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. IV междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 25-27 июня 2001 г.). -
Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ-инфо", 2001. - C. 125-126.
• Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: «Детство-Пресс», 2014. - 352 с.
• Деркунская В.А. Особенности проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 9. - С.26-34.
• Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 2004. - 153 с.
• 9. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 2009. - 116 с.
• Иванушкина В.М. Интеграция содержания художественно- эстетического образования в ДОУ // Современный детский сад, 2012. - № 1. - С. 60.
• Каган М. С. Философская теория ценности. - СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с.
• Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. - СПб.: Петрополис, 2001. - 222 с.
• Колисниченко Т.Н., Муратова А.А. Развитие взаимодействия и сотрудничества дошкольников в процессе экскурсионной деятельности//Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. - С.106-116.
• Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 128 с.
• Копцева Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России. - М.: Альтекс, 2006. - 346 с.
• Костикова Д.А. Использование проекта в практике дошкольного образования //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 9. - С.20-26.
• Крамаренко О.К. Проектная деятельность: сотворчество детско- взрослого коллектива //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 9. - С.94-98.
• Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Просвещение, 1981. - 235 с.
• Лыкова И.А. Индивидуальный маршрут развития ребенка в проектной деятельности //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 9. - С.72-80.
• Лыкова И.А. Художественно-эстетическая деятельность: рождение Культуры, Искусства и Человека //Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 1. - С.88-104.
• Макарова Н., Чичканова Т., Образовательная среда в музее? - да, если этот музей детский // Народное образование. - 2002. - №2. - С.133-140.
• Маслова С. Г. В мире прекрасного: программа художественно - эстетического воспитания в детском саду. - СПб.: Нестор - История, 2010. - 176 с.
• Маслова С.Г. Художественный музей и проблемы дошкольного воспитания // Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей» (Тезисы семинара)13-18 марта 1995 г. - СПб., 1995. - 211 с. - С. 65-68.
• Мещеряков Б. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М.: Олма-пресс, 2006. - 340 с.
• Морозова Е.Л. Психологическое сопровождение проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 9. - С.72-80.
• Морозова Н.А., Мельникова О.В. Музейная педагогика. - М.:
Издательство «ТЦ Сфера», 2006 г. - 153 с.
• Музей и личность /Сост. М. Ю. Юхнович. - М.: [Б. и.], 2007. - 168 с.
• Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание / Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. - СПб., 2008. - 48 стр.
• Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Раздел «Мы входим в мир прекрасного»: Метод, пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / С. Г. Маслова, Н. Д. Соколова. - СПб., 2000. - 98 с.
• Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / Авт. Кол. А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева, М.А. Зудина, О.А. Коршунова. - СПб., 2008. - 208 с.
• Музейная педагогика. Междисциплинарные диалоги: Первая тетрадь. - СПб., 1998. - 97 с.
• Некрасова-Каратеева О.Л. Педагогические условия художественного воспитания детей младшего возраста в изостудии при музее: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: Москва, 1987. -
• Образовательная деятельность художественного музея: Труды
Российского центра музейной педагогики и детского творчества: Сб.: вып. VIII. - СПб., 2005. - 214 с.
• Обухова С. Дошкольный возраст: становление эстетически развитой личности средствами регионального искусства // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. - С.46-60.
• Платонова О.В. Искусство взаимоотношений. Основные принципы построения продуктивных отношений с детьми в рамках студийно - экспозиционной работы в музее. - СПб., 2007. - 60 с.
• Погодина С. Программа «Шаг в искусство» как одна из моделей художественного развития детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 25.
• Практическая психология образования /Под редакцией И. В. Дубровиной, 4-е издание, переработ. и доп. - СПб.: Питер, 2004. — 592
с.
• Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
• Пшеничная С. В. Музей как социокультурный феномен. Информационно-коммуникативная модель. - СПб.: Образование, 1999.
- 196 с.
• Родина Н.М., Чехонина О.И. Педагогическая поддержка самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 12. - С.90¬
98.
• Решетников Н.И. О некоторых аспектах музейной педагогики // Комплексный подход к массовой идейно-воспитательной работе исторических и краеведческих музеев. - М.: 1984. - С.44-50.
• Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова И. А. «Мини-музей в детском саду» М.; Линка-Пресс, 2008 г. - 125 с.
• Сапанжа О.С. Основы музейной коммуникации: Учебное пособие. - СПб., 2007. - 116 с.
• Соколова Н. Д., Столяров Б. А., Бельфор Н. Н. Мир музея: Учебное пособие для учителей начальной школы. - СПб., 2000. - 153 с.
• Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой. - М.: Педагогика, 2003. - 435с.
• Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Вербенец А.М. Проект как форма планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 9. - С.40-64.
• Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. - М.: Высшая школа, 2004. - 215 с.
• Столяров Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования. - СПб., 2007. - 339 с.
• Столяров Б. А., Бойко А. Г. Воспитание искусством детей и молодежи в системе «музей - учреждение образования». Концепция. - СПб., 2007.
- 116 с.
• Столяров Б. А., Соколова Н. Д., Алексеева Н. А. Основы
экскурсионного дела: Учебное пособие для студентов пед. вузов. - СПб., 2002. - 112 с.
• Столяров. Б. А. Жанры живописи. - СПб., 2004. - 128 с.
• Столяров Б. А., Протопопов Ю. Н. Педагогические условия актуализации воспитательного потенциала художественного музея // Воспитательный потенциал художественного музея: учеб. пособие для студентов гуманитарных вузов и музейных педагогов /Авт.-сост. Б.А. Столяров, А.Г. Бойко, Ю.Н. Протопопов. - М.-СПб.: ГРМ, 2010. - С. 25¬
30.
• Столяров Б.А. Педагогическая деятельность музея // Дошкольное воспитание. - 2002. - №11. - С.66-71.
• Теплова А.Б. Сафонова С.И. Педагогический проект как условие успешной проектной деятельности дошкольника //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 9. - С.88-94.
• Тимофеева Л.Л. Проектный метод в дошкольном образовании //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 9. - С.6-20.
• Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники / Л. Ф. Тихомирова. - М. : Рольф,
2000. - 142 с.
• Тупичкина Е.А. Детские вопросы как средство мотивации проектной деятельности дошкольников //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 9. - С.64-72.
• Чумалова Т. Музейная педагогика сегодня // Искусство. - 2003. - № 8. - С.14.
• Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника : Автореф. дис. ... доктора пед. наук: Ростов-на- Дону, 1995. - 25 с.
• Шухман Л.П. Формирование музейной культуры детей и подростков в сфере досуга // Краеведение Сибири. История и современные проблемы: Тезисы региональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Кемеровской областного краеведческого музея. Кемерово, 6 - 8 октября 1999г. - С.101-103.
• Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1995. - 230 с.
• Экология визуальности и изобразительное искусство: Научно-исследовательский проект «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока». Доклады и тезисы выступлений / Науч. ред. Столяров Б.А. — СПб., 2007. - 96 с.
• Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Институт психологии, 2005. - 328 с.
• Эльконин Д. Б. Возрастные возможности усвоения знаний / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. - М.: Просвещение, 2004. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ