Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №14634

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у старших дошкольников в художественно-творческой деятельности 9
1.1 Особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 9
1.2 Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников 21
1.3 Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников в художественно-творческой деятельности 31
Глава 2. Опытно - практическая работа по развитию познавательного интереса у старших дошкольников в художественно-творческой деятельности 41
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса у детей старшего
дошкольного возраста 41
2.2 Методические рекомендации по развитию познавательного интереса у
старших дошкольников в художественно-творческой деятельности 55
Заключение 65
Библиографический список
Приложения


Проблема развития познавательного интереса рассматривается учеными, педагогами и психологами как одна из актуальных проблем как образовательного процесса в частности, так и дошкольного образования в целом. Известно, что знания не становятся полезными, если они получены без интереса. Познавательный интерес позиционирует себя как активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.
Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный
интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности,
но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность (11).
Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов обучения дошкольников, действие которого очень сильно. Под влиянием познавательного интереса обучение даже у слабых детей протекает более продуктивно.
При планировании работы с детьми воспитатель должен опираться, прежде всего, на индивидуальные особенности познавательных потребностей воспитанников своей группы, а также на уровень их развития и практический опыт.
Достижением у старших дошкольников является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире и вычленять его ценности.
Ведущее значение в развитии интеллектуальных и психологических процессов имеет общение ребенка со взрослым, которое и определяет его эмоциональное самочувствие, отношение к людям и окружающему миру в целом. Ребенок хорошо развивается в том случае, если общение со взрослым строится на понимании последним его эмоционального самочувствия, интересов, возможностей. Немаловажное значение здесь имеет роль взрослого, который должен уметь признать в ребенке развивающуюся личность, уметь встать на его позицию, учитывать его точку зрения, а также воспринимать его как полноценного партнера в совместной деятельности (8).
Изучению познавательного интереса уделяли особое внимание многие педагоги и психологи, среди которых Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьев, И. И. Бецкой, Л.И. Божович, Е.А. Брежнева, Л.А. Венгер, Н. А. Добролюбов, А. Г. Ковалев, Н. А. Корф, А.А. Люблинская, А. С. Макаренко, Н.Г.
Морозова, В.Н. Мясинцев, Н.И. Новиков, В.Ф. Одоевский, С.Л.
Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, Г.М. Чуткина, С.Т. Шацкий, Г. И. Щукина, Ф. И. Янкович и многие другие.
Одним из эффективных средств развития познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте является художественно-творческая деятельность.
Создание условий для проявления творческих способностей каждого
дошкольника - это одна из важных задач в области дошкольного образования. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитой личности.
Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает знакомство с миром литературы, танца, театра, миром музыки и изобразительного искусства. Искусство является не только средством художественно-эстетического развития человека, а также в искусстве с помощью художественных образов объединяется все познание мира, что является немаловажным, когда речь идет о развитии познавательного интереса у старших дошкольников.
Значение художественно-творческой деятельности детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые. Так, В. Лоунфельд называет художественно-творческую деятельность интеллектуальной деятельностью, указывая при этом на важность роли ее в эмоциональном развитии ребенка (21).
Все выдающиеся мыслители и педагоги придавали большое значение творчеству. Среди них А.Н. Бурова, Е.И. Васильева, Н.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Т.Т. Казакова, С.М. Коган, Т.С. Комарова, У. Ламберт, В. Лоунфельд, О.П. Радынова, Н.П. Саккулина, А.П.Усова, Р.М. Чумичева, Т.И. Хризман, Е.А. Флерина, П.М. Якобсон, и др.
В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства и способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства и интеллект. Более того, уделяется все больше внимания вопросам взаимосвязи художественно-творческой деятельности с развитием познавательного интереса у старших дошкольников в педагогическом процессе.
Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начать его формирование можно и нужно в дошкольный период.
Наблюдается противоречие между потребностью в развитии познавательного интереса старших дошкольников в реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса развития познавательного интереса старших дошкольников в художественно-творческой деятельности. Недостаточная разработка проблемы развития познавательного интереса у старших дошкольников в художественно-творческой деятельности и ее актуальность для практики современного дошкольного образования служит основанием для выбора темы исследовательской работы.
Проблема исследования: каковы педагогические условия, при которых развитие познавательного интереса у старших дошкольников в художественно¬творческой деятельности наиболее эффективно.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников в художественно-творческой деятельности.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса у старших дошкольников в художественно-творческой деятельности будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
— Создание положительной эмоциональной атмосферы образовательного процесса;
— Применение инновационных форм организации, технологий и приемов обучения;
— Организация деятельности детей в условиях обогащенной развивающей
предметно-пространственной среды.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
2. Раскрыть влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и обосновать педагогические условия развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности.
4. Изучить уровень развития познавательного интереса у старших дошкольников.
5. Обобщить методические рекомендации по развитию познавательного интереса у старших дошкольников в художественно-творческой деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования).
Эмпирические (анкетирование, диагностические методики, предложенные Э.А. Барановой, анализ предметно-пространственной среды).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения, библиографического списка, приложений.
В первой главе раскрываются теоретические основы познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста и влияние художественно-творческой деятельности на его развитие, определяются понятие и структура познавательного интереса и художественно-творческой деятельности, а также выделены и обоснованы условия развития познавательного интереса у старших дошкольников в художественно-творческой деятельности.
Во второй главе исследуется уровень развития познавательного интереса у воспитанников старшей группы МБДОУ детский сад комбинированного вида
№ 64, приведен анализ полученных результатов проведенного исследования и даются методические рекомендации по развитию познавательного интереса у старших дошкольников в художественно-творческой деятельности.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №64. В исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 20 человек, 20 родителей воспитанников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Познавательное развитие в старшем дошкольном возрасте включает в себя развитие познавательных процессов таких, как воображение, память, внимание, мышление, восприятие. Они в свою очередь являют собой различные формы ориентации ребенка в себе самом, окружающем мире и непосредственно регулирующие его деятельность. Этот возрастной период чрезвычайно важен для развития познавательных потребностей ребенка, которые имеют свойство проявлять себя в исследовательской и поисковой активности, направленной на нахождение нового.
Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимание, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Стоит отметить, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают задачи познавательного ряда на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.
Чтение ребенку художественных текстов, просматривание вместе с ним иллюстраций вызывают необходимый для последующего развития интерес и любовь к книге. В этой связи устное народное творчество способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры.
В процессе музыкальной деятельности старший дошкольник развивается не только эстетически, но и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает следующие умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание.
Мы поставили целью нашего исследования определение педагогических условий, при которых развитие познавательного интереса у старших дошкольников в художественно-творческой деятельности наиболее эффективно.
Мы установили, что развитию познавательного процесса у старших дошкольников в художественно-творческой деятельности будут способствовать следующие условия:
— Положительная эмоциональная атмосфера образовательного процесса;
— Применение инновационных форм организации, технологий и приемов обучения;
— Организация деятельности детей в условиях обогащенной предметно - развивающей среды.
Далее нами была проведена диагностика уровня развития познавательного интереса у старших дошкольников, в ходе которой мы получили результаты. Эти результаты мы отразили в своей работе. Основываясь на них, можно сделать вывод о недостаточном развитии у старших дошкольников уровня познавательного интереса и необходимости его развития до более высокого уровня.
Также, стоит отметить, что нами были обобщены методические рекомендации, направленные на развитие познавательного интереса у старших дошкольников в художественно-творческой деятельности. Мы считаем, что эти рекомендации позволят повысить познавательный интерес у старших дошкольников до более высокого уровня.
Таким образом, развитие познавательного интереса является одной из центральных проблем в дошкольном возрасте. Художественно-творческая деятельность будет способствовать его развитию у детей старшего дошкольного возраста, а также развитию наблюдательности и любознательности, что немаловажно. Чтобы достичь эффективности в данном направлении работы требуется определенное усилие со стороны педагога и реализация условий, которые будут способствовать развитию познавательного интереса.



1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Москва:
Издательство АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
2. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд. - М.: Политиздат, 1997. - 590 с.
3. Психологический словарь / под редж. А.В. Перовского. - Москва: Энциклопедия, 1990. - 846 с.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1 / Под ред. К.В. Виноградовой. - 47-е издание. - Москва, 2005. - 893 с.
5. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Ученые записки ЛГУ, № 265; вып. 16, Психология. Львов, 1959. - С. 41-61.
6. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - Москва: Педагогика, 2008. - 208 с.
7. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. / В.С. Юркевич - Москва: Просвещение, 2012. - 29 с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. - переизданное и переработанное. - Санкт-Петербург, 2013. - 256 с.
9. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. / Под ред. Действ. Чл. АПН Е.Н. Медынского. - 8-е издание. - Москва: Академия пед. наук РСФСР, 1975. - 280 с.
10. Герцен А.И. Сочинения. / А.И. Герцен. - Москва: Мысль, 1985. - 378 с.
11. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста. / Под ред. Л.П. Носковой. - Москва, 1994 г. - 294 с.
12. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - Москва: Просвещение, 1999. - 95 с.
13. Игнаткина Л.С. Моя педагогическая философия. / Л.С. Игнаткина. - Москва, 2007 г. - 208 с.
14. Мокеева С.В., Кувалдина Е.А. Развитие познавательного интереса старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - т. 28. - С. 209-211.
15. Карпова И.А. Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2014. - С. 40-42.
16. Ильницкая И., Остапенко Л. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5. - С. 49-53.
17. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. - Москва: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС. - 2006. - 255 с.
18. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - Москва: Педагогика. - 1983. - 112 с.
19. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - Москва: МОЗАИКА - СИНТЕЗ.
- 2008. - 160 с.
20. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - Москва: «КАРАПУЗ -
«ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с.
21. Мокеева С.В., Кувалдина Е.А. Развитие познавательного интереса старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - т. 28. - С. 209-211.
22. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // журнал «Теория и практика общественного развития». - 2013. - выпуск 8. - С. 56-62
23. Шинкарева Н.А., Евдокимова О.А. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. Науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 102¬104.
24. Калюжная Е.Г. Художественно-творческая деятельность: понятие, структура, педагогический потенциал // Человек в мире культуры. - 2015. - выпуск 4. - С. 34-39.
25. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под редакцией Т.С. Комаровой. - Москва: Педагогическое общество России. - 2005. - 256 с.
26. Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. С.А. Воронковой, Я.А. Пономарева. - Москва. - 1961 г. - 332 с.
27. Актуальные проблемы дошкольного образования / Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская, Т.Ю. Гущина, Т.И. Иванова, Л.П. Кудаланова, Н.Д. Лащенко, И.В. Максимова, Л.В. Серых, Е.В. Шаталова, Л.В. Шинкарева / Под ред. Л.Н. Волошиной. - г. Белгород, ООО «ГиК». - 2011. - 172 с.
28. Баранова Э.А. Исследование познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников / Э.А. Баранова. - журнал «Вестник Мининского университета». - 2014. - выпуск 3. - с. 64-78.
29. Морозова Е.А. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова / Е.А. Морозова. - Смоленск. - 2004. - 21 с.
30. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. - Москва. - 1994. - 26 с.
31. Дейкина А.Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования / А.Ю. Дейкина. - Барнаул. - 2000. - 155 с.
32. Дейкина А.Ю. Медиаобразование и развитие познавательного интереса школьника / А.Ю. Дейкина. - Бийск: Изд-во НИЦ. - 2002. - 163 с.
33. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути изучения / Л.И. Божович. - Известия АПН РСФСР. - Выпуск 73. - Москва. - 1955. - С. 3-14.
34. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский. - Рипол Классик. - 2013. - 142 с.
35. Комарова Т.С. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности / Т.С. Комарова. - Москва. - 2014. - 46 с.
36. Шулецкая М.Я. Технология формирования художественного образа посредством взаимодействия искусств и науки / М.Я. Шулецкая. - журнал «Успехи современного естествознания». - 2013. - № 5. - С. 44-48.
37. Есина Н.М. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Н.М. Есина. - журнал «Детский возраст». - выпуск 1. - 2016. - с. 76-81.
38. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования на интегрированных занятиях / Т.А. Цквитария. - Москва: ТЦ Сфера. - 2011. - 128 с.
39. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. - 2009. - 64 с.
40. Панферов В.Н. Психология: учебное пособие / В.Н. Панферов. - ИД «Питер». - 2012. - 480 с.
41. Крестовский А.В. Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных чувств младших школьников / А.В. Крестовский. - Сибирский педагогический журнал. - 2008. - с. 64-72.
42. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - ИД «Литрес». - 2017. - 285 с.
43. Жирнова Г.А. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе ознакомления с волшебной сказкой / Г.А. Жирнова. - Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы Х Междунар. Науч.-практ. Конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - № 1 (10). - С. 142-145.
44. Тагина У.А. Роль чтения художественной литературы в речевом развитии дошкольников / У.А. Тагина. - Москва. - 2016. - 38 с.
45. Кулигина Т.И., Супрун Н.И. Чтение художественного текста как управляемая деятельность. - Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. - С. 52-58.
46. Прудникова М.В. Особенности развития творческих способностей детей при обучении основам искусства в системе дополнительного образования / М.В. Прудникова. - Саратов. - 2016. - 158 с.
47. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. - Москва: ТЦ Сфера. - 2010. - 128 с.
48. Нисимчук А.И. Педагогика / А.И. Нисимчук. - Киев. - 2011. - 479 с.
49. Николаева Е.И. Психология детского творчества: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Е.И. Николаева. - ИД «Питер». - 2016. - 240 с.
50. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста / Под ред. Р.Г. Казаковой. - Москва: ТЦ Сфера. - 2004. - 203 с.
51. Фомина. Н.Н. Концепция изучения художественно-творческого развития детей разных поколений на основе продуктов изобразительной деятельности / Н.Н. Фомина. - Педагогика творчества. - № 4. - 2013. - 39 с.
52. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду / Под ред. А.К. Дорофеевой. - МОЗАИКА-СИНТЕЗ. - 2014. - 144 с.
53. Бабанский Ю.К. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - Москва: Просвещение. - 2003. - 176 с.
54. Константинова Е.Ю. Особенности организации творческой деятельности детей в условиях детского сада / Е.Ю. Константинова. - Альманах ФМВДК «Таланты России». - № 9. - 2014. - С. 23-41.
55. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е.В. Мигунова. - Москва. - 2008. - 348 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ