Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль медиасреды в формировании позитивного отношения к благотворительной деятельности (На примере социальных сетей российских региональных и федеральных фондов)

Работа №36497

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

реклама и связи с общественностью

Объем работы122
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
562
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы понятия благотворительной деятельности .... 8
1.1. Феномен благотворительности: понятие и подходы 8
1.2. Основные направления деятельности благотворительных
организаций 33
Глава 2. Информационная поддержка благотворительной деятельности в современной России 47
2.1. Потенциал медиасреды в формировании позитивного отношения к
благотворительной деятельности 47
2.2. Социальные сети как информационная поддержка благотворительной
деятельности (на примере фондов «Детям», «Со-единение», «Радость детства», «AdVita» 69
Заключение 99
Библиографический список 105
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность. Благотворительность — один из социальных институтов современного российского общества, имеющий свою структуру, функции и механизмы развития. Благотворительная деятельность занимает особое место в истории России. Она берет свое начало с введения в Древней Руси государственной религии - христианства. Целое тысячелетие, с начала X века до начала XX века, в стране строились богадельни, монастыри, специальные дома, где призревались нищие, сироты, и другие люди, нуждавшиеся в помощи.
По данным Росстата, в 2017 году в России насчитывалось более 9600 благотворительных фондов и порядка 1700 благотворительных организаций (движений, учреждений). Согласно совместному исследованию фонда «КАФ» и объединения Philanthropy for Social Justice and Peace (PSJP), общий бюджет на благотворительность около 60 крупных российских и международных компаний за последние несколько лет существенно вырос. Если в 2013 году он достигал 10 млрд рублей, то уже к 2016 году бюджет составил 43,9 млрд рублей. И это несмотря на политическую и экономическую нестабильность и падение курса, произошедшие за эти три года.
Согласно новому Мировому рейтингу благотворительности (WGI) Россия четвертый год подряд улучшает свои позиции в рейтинге. В 2018 году она поднялась на 14 пунктов и теперь занимает 110 строчку в общем зачете (124 место в 2017).
Но при этом все положительные тенденции по распространению идей добровольной помощи в обществе и развитию благотворительной
деятельности существуют на фоне негативных стереотипов, сложившихся еще в советский период российской истории и обусловленных патернализмом советских граждан. Суть таких стереотипных тезисов состоит в том, что «благотворительности не существует», «всем нуждающимся может помочь государство», «благотворительностью занимаются лишь богатые люди, для того чтобы замолить грехи». Средства массовой информации также не в полной мере способствуют развитию благотворительности в обществе в силу отсутствия целенаправленной политики в этой области и низким уровнем владения и применения специальных информационных технологий.
Актуальность исследования проблемы представленности благотворительной деятельности и образа благотворительности в информационном пространстве состоит в том, что, во-первых, благотворительность в современном обществе выполняет социальнозначимую функцию по социальной защите категорий населения, попавших в трудную жизненную ситуацию, крайне нуждающихся в помощи, но которым государство не может помочь в полной мере; во-вторых, сам процесс благотворительности и возможность участия в нем способствуют гуманизации общества и улучшению социально-психологического климата в России; в-третьих, творение добра есть технология и механизм социально - педагогической системы воспитания как формальной (система образования) так и неформальной (народной педагогики); в-четвертых, средства массовой информации как эффективный институт социализации формируют образцы социальной практики в российском обществе, в том числе и примеры благотворительного поведения; в-пятых, благотворительность — это эффективный способ решения социальных проблем, что требует должного внимания по отношению к данному феномену со стороны общественности.
Кроме того, актуальность данной работы обусловлена не только безусловной значимостью темы благотворительности, но также важностью роли средств массовой информации в популяризации благотворительных инициатив и фандрайзинга (от англ. Fundraising - привлечение и сбор средств ). Хорошо известно, что СМИ оказывают существенное влияние и на формирование общественного мнения, и на интерес читателей к проявлению инициативы: «Журналистика предлагает вниманию общественности определенный круг вопросов, призывая к осознанию их важности для удовлетворения социальной потребности интересов, формирует первичное отношение (положительное или отрицательное) к фактам». Однако, несмотря на значимость mass media в данном вопросе, интерес СМИ к вовлечению читателей в благотворительную деятельность, в настоящее время, не велик.
В связи с вышеприведенными аргументами исследование образа благотворительности, сконструированного в информационном поле средств массовой информации, становится крайне актуальным, теоретически и практически значимым.
Степень научной разработанности темы благотворительности достаточно высока. Историю благотворительности и меценатства изучали О. П. Алексеева, И. В. Антонович, В. Г. Бобровников, П. В. Власов, А. Ю. Горчева, А. Р. Соколов, Е. П. Хорькова. Вопросами целей, традиций, особенностей благотворительности занимались А. Ф. Векслер, Г. Л. Тульчинский, Д. Володихин, А. Федорец, В. Шаров, К. Куксин.
Процессы влияния СМИ на общество, а также возможности социальной журналистики рассмотрены в работах И. Н. Блохина, Г. С. Мельник, Н. Н. Богомоловой, М. А. Бережной, Питера Винтерхофф-Шпурка, М. Гессен, И. Г. Катеневой. Исследователь Р. Г. Иванян разрабатывает вопросы взаимосвязи журналистики и социальной работы, О. С. Бухтерева изучает грани взаимодействия средств массовой информации и социальной работы, В. Ю. Малугина занимается вопросами социальности прессы.
Социология социальной сферы рассмотрена в работах В. Н. Ковалева, Л. В. Орловой, Г. И. Осадчей.
Вопросы влияния СМИ на общество и формирования в информационном пространстве тех или иных образов общественных явлений были исследованы в работах Э. А. Фомина, Е. 3. Чикадзе.
Исследованию фандрайзинга посвящены работы Д. С. Артамонова, Т. В. Скрипник, Т. П. Дьячек, В. Н. Якимец. Фандрайзинг в условиях современной России изучен в работе Т. В. Зверевой.
Объектом исследования является благотворительность как социальный феномен.
Предметом исследования являются социальные сети как медиа инструмент в формировании позитивного образа благотворительности в российском обществе.
Цель работы - выявление роли социальных сетей по созданию имиджа благотворительной деятельности на примере фондов «Детям», «Соединение», «Радость детства», «AdVita»
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Изучить теоретические, прикладные и исторические источники, связанные с благотворительностью и благотворительной деятельностью в России
2. Определить и охарактеризовать основные направления деятельности благотворительных организаций
3. Определить широту освещения феномена «благотворительность» в информационном пространстве российских СМИ
4. Выявить образ благотворительности, транслируемый в российских социальных сетях (на примере фондов «Детям», «Со-единение», «Радость детства», «AdVita»)
5. На основе сравнительного анализа выработать рекомендации для развития благотворительной деятельности в социальных сетях
Эмпирическую базу исследования составили аналитические материалы о динамике благотворительности, опубликованные в российских и региональных периодических изданиях, научных трудах и статистических сборниках; интернет-сайты, посвященные проблемам в благотворительном секторе; массовые опросы общественного мнения, проведенные ВЦИОМ, ФОМ и др; исследования в области благотворительности; материалы авторского качественного контент-аналитического исследования; данные интервью с экспертами из числа представителей государственных служащих, академического сообщества, некоммерческих структур, предпринимателей и журналистов, социальные сети благотворительных фондов.
В ходе работы применялись такие методы исследования, как: исследование теоретико-методологической базы: анализ научной
литературы; вторичный анализ социологических данных; контент-анализ и российских и региональных интернет-изданий, а также сравнительный анализ социальных сетей фондов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассматриваются ключевые понятия данной исследовательской работы, а также изучаются историю благотворительности и современную ситуацию вокруг благотворительности в России. Во второй главе освещается информационная поддержка благотворительной деятельности в современной России.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Образ благотворительности и благотворительной деятельности - это многоплановый и многоликий конструкт, который создается усилиями определенных социальных структур, и является результатом действий или бездействий общественности, государства и социальных институтов. Тот образ, который транслируется в средствах массовой информации, а в частности, в социальных сетях, является результатом деятельности государства и общественности. На выявление роли социальных сетей как элемента российских информационно-аналитических СМИ по созданию имиджа благотворительной деятельности была посвящена данная работа.
В соответствии с поставленной целью, были решены следующие задачи: было изучено понятие «благотворительности», на основе теоретического анализа было дано определение благотворительности как феномена современного российского общества и охарактеризовано современное состояние уровня благотворительности, определено место благотворительности в информационном пространстве СМИ, исследователем выявлен образ благотворительности, транслируемый в социальных сетях.
На сегодняшний день соцсети представляют собой прогрессивную форму продвижения благотворительности. Основными площадками присутствия благотворительных фондов являются Facebook, Вконтакте и Instagram. Использование основных соцсетей обусловлено тем, что это 1) форма продвижения, 2) информирование общественности и аудитории, 3) привлечение добровольцев и заинтересованных сторон, 4) сбор пожертвований. Большая часть уже реализовывается, НКО имеют существенные результаты, решают конкретные задачи. Но при этом работники фондов ощущают нехватку знаний и навыков для работы с сетями и продвижения в сети.
Согласно статистике соцсети располагаются на втором (на позиции лидера - ТВ) по цитируемости источником информации о благотворительности, 36 % интернет-юзеров не испытывают большого доверия к информации там, и у 46 % отношение к этому источнику носит неоднозначный характер . Это наталкивает на вывод, что ведение соцсетей позволит фондам упрочнять свой имидж, публикуя достоверную информацию о своих проектах, а также делиться с подписчиками о имеющихся способах помощи. Люди доверяют чаще тем организациям, о которых слышали или читали в СМИ. Задействование и привлечение ЛОМ (лидеров общественного мнения) также будет способствовать укреплению имиджа и возрастающему доверию. Кроме того, у лидеров мнения уже есть своя «база последователей». А это найдет отклик у них, и наиболее активная часть блогера или лидера «репостят» эту информацию и вносят свои пожертвования, особенно если есть возможность просто отправить смс, не сходя со своего места.
Некоммерческим организациям важно и нужно вести социальные сети, среди основных причин можно выделить:
1) Увеличение числа неравнодушных. Соцсети полезны для благотворительности, потому что они — социальные. На таких площадках «умная» инфраструктура. То есть граждане не только жертвуют, перечисляют деньги и вообще финансово поддерживают, но и делятся и рассказывают о важности добрых дел. Это способствует тому, что фонды в пассивном режиме «вербуют» неравнодушных, постепенно переходящих в доноров.
2) Упрочнение репутации. Пожалуй, самой главной сложностью в
работе благотворительного фонда или организации является вопрос доверия. Цель - доказать, что фонду можно доверить и верить. Соцсети во многом способствуют решению этой сложности: открытость, прозрачность, и
готовность предоставить ответы на все возникающие вопросы аудитории - позволят незнакомому человеку осознать, что он совершает верный выбор.
3) Эмоциональная подпитка. В теории, сам факт, что совершается большое дело, должен заряжать энергией. Но по статистике работники благотворительных организаций выгорают быстрее всех, потому что они видят не только помощь, но и сотни историй, где не смогли помочь. Занятие соцсетями способствует не только приобретению дополнительного финансирования, но и эмоциональной зарядке.
Итогом всего вышеописанного можно отметить, что в современном мире господства коммуникационных технологий для благотворительных организаций так же, как и для коммерческих предприятий, жизненно необходимо действенно работать над коммуникационным сопровождением своей деятельности. Социальные сети как форма социальных медиа влияют на пользователей в формировании мнения о компании, бренде, товарах и об услугах, являясь мощным инструментом PR технологий. Задействуя их, НКО могут увеличивать свое присутствие в информационном мире, привлекать сторонников и средства для развития и поддержания уставной деятельности благотворительного фонда, а также решать общественно важные проблемы, что и составляет их конечную цель.
В нашем исследовании нам удалось выявить роль социальных сетей в современном обществе и в деятельности благотворительных фондов. Наши теоретические и эмпирические исследования показали, что социальные сети являются неразделимой частью жизни и деятельности благотворительных фондов, мы выявили самые популярные социальные сети в России, и смогли понять, как себя проявляют фонды на этих сетях и какие надежды возлагают на них.
Нами была поставлена задача анализа образа благотворительности в социальных сетях выбранных в рамках исследования благотворительных фондов. На основании проделанного исследования можно утвердить, что удалось рассмотреть и выявить образ благотворительности в социальных сетях в России выбранными нами методами исследования. С их помощью удалось прийти к следующим выводам:
1. Фонды ведут активные социальные страницы в основном на трех основных, самых популярных в России социальных сайтах: Вконтакте, Facebook, Instagram.
2. Социальные сети - прямой выход на аудиторию, возможность непосредственного контакта с ней.
3. Благотворительные фонды возлагают большие надежды на социальные сети и считают их одним из ведущих способов коммуникации.
4. Деятельность фондов в социальных сетях больше нацелена на формирование положительной репутации деятельности фонда и информирование о своей деятельности.
5. Деятельность фондов в социальных сетях способствует формированию небезразличного общества, готового систематически заниматься благотворительностью.
6. Отсутствие бюджета мешает более продуктивному использованию и большому обхвату аудитории в социальных сетях.
7. Частные инициативы в сфере благотворительности будут более продуктивно развиваться, если будет прозрачная система оказания помощи, а благотворитель будет уверен, что его помощь дошла до адресата.
8. В большей степени социальные сети решают проблему низкой информированности о работе благотворительных организаций, поскольку это те площадки, которые позволяют информировать общественность посредством размещения контента и другой информации о проделанной работе.
9. Необходимое условие улучшения имиджа благотворительности в обществе - обеспечение широкого освещения в СМИ, потому что недостаток информации о мотивах, целях и результатах работы благотворителей является серьезным препятствием на пути развития благотворительного сектора.
Среди основных рекомендаций для анализируемых фондов можно выделить следующие:
• Пользоваться образовательными возможностями, которые предоставляют некоторые социальные сети (например, образовательный проект специально для НКО от Вконтакте), постоянно совершенствовать свои навыки и следить за появлением новых сервисных возможностей в сети.
• По возможности выделить в команде специалиста, который будет на постоянной основе заниматься продвижением организации в социальных сетях.
• Стремиться к статусу верифицированного сообщества, который значительно повышает доверие аудитории и даёт другие преимущества организации.
• Предоставление оригинального, качественного медиаконтента, максимально очищенного от шума, подготовленного с учетом требований интернет-среды. Необходимо стремиться к качественным, проверенным текстам, авторским фото-, видеоматериалам.
• Для повышения вовлечения рекомендуется увеличивать количество видеоконтента, поскольку он получает наибольший engagement rate.
Мы уже говорили ранее, насколько важна грамотно выстроенная двусторонняя работа с представителями изданий, телевидения - и журналистским сообществом в целом. Именно обеспечение широкого освещения в СМИ позволит благотворительным фондам снижать уровень недоверия, присутствие в информационном пространстве будет способствовать узнаваемости самих фондов и информированности граждан и повышению осведомленности. Недостаток информации о мотивах, целях и результатах работы благотворителей является серьезным препятствием на пути развития благотворительного сектора. СМИ необходимо информировать граждан и предпринимателей о правилах осуществления благотворительной деятельности, о ее формах и разновидностях, в том числе о так называемой неорганизованной благотворительности, о нормах законодательства, регулирующих сферы благотворительности и
добровольчества, и других необходимых аспектах. Рекомендуется СМИ разного уровня выделить место (время) для размещения материалов на благотворительные темы, а также поощрять инициативу журналистов, работающих в этой области



1. «Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 18.12.2018) "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»
Монографии, научно-практические издания, учебники
2. Абакумов С. «Давайте поддержим благотворителей». Российская благотворительность в зеркале СМИ. 01.03.2007
3. Абросимова Е. Благотворительные организации в Российской федерации. — М, 1994.
4. Алексеева О. П. История доверия в недоверительные времена. История российской благотворительности. - М.: Эксмо, 2008. - 240 с.
5. Бобровиков В.Г. «Благотворительность и призрение в России»
6. Бродский Д. Отчет по исследованию значения СМИ в формировании позитивного отношения к благотворительности в Российском обществе. — М.,1999.
7. Векслер А., Тульчинский Г. «Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность», Указ. Соч. - С. 48.
8. Годунский Ю. «Откуда есть пошла благотворительность на Руси» // Наука и жизнь, 2006, № 102. Лебедев П.А.;
9. Дьячек Т. П. Фандрайзинг: Учебно-методическое пособие для волонтеров общественных организаций социального профиля. - Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А. В., 2008. - 76 с.
10.Зверева Т. В. Фандрайзинг для начинающих: как искать средства на благотворительный проект. - М.: Лепта Книга, 2016. - 200 с.
11. Корнеева И. Е. Фандрайзинг в российских некоммерческих организациях: результаты эмпирического исследования // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 4. С. 61.
12. Лейкинд О, Орлова А, Рубашкина О, Многоликая благотворительность глазами участников и очевидцев - М.: Общественная палата Российской Федерации, 2007. - С. 64
13. Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. - СПб.,
1996. С. 71.
14. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2011.
15. Шестеркина Л.П.; Борченко И.Д. «Основные характеристики новых социальных медиа», С. 35
16. Фомин Э., Чикадзе Е. Благотворительность как социокультурный феномен в России. — СПб. 1999.
17. Хорева Л., Сущинская М. История благотворительности в России. — СПб. 1999.
18. Хорькова Е. П. История предпринимательства и меценатства в России: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во ПРИОР, 1998. - 496 с.
Справочные издания, словари, электронные ресурсы
19. Академик [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1632870(дата обращения: 16.04.2019)
20. «Благотворительность крупнейших компаний России: Что видно публике?»
[Электронный ресурс] // URL:
https://nuzhnapomosh.ru/research/2017/blagotvoritelnost-krupnogo-biznesa/ (Дата обращения: 18.04.2019)
21. Доклад форума доноров 2015г. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.donorsforum.ru/wp-content/uploads/2016/07/Doklad_2015.pdf (Дата
обращения 22.04.2019)
22. «Женщина с факелом», Информационный портал «Такие дела». [Электронный
ресурс] URL: https://takiedela.ru/2017/06/zhenshhina-s-fakelom/ (Дата
обращения: 12.04.2019).
23. «Мы не стали богаче, но стали добрее», Еженедельный журнал «Профиль», [Электронный ресурс] // URL: https://profile.ru/society/my-ne-stali-bogache-no- stali-dobree-3815/ (Дата обращения: 07.04.2019)
24. О чем врут пользователи социальных сетей// Пресс- выпуск ВЦИОМ № 1691
от 16.02.2011 [Электронный ресурс]. URL:
http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=n1364 (дата обращения: 02.05.2019)
25. Плюхина А.А. Социальная политика современной России: проблемы и
тенденции развития: [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-politika-sovremennoy-rossii-problemy- i-tendentsii-razvitiya. (Дата обращения: 10.04.2019).
26. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. М., 2004.
27. Пять лет фандрайзинга в России, Фонд «Нужна помощь» [Электронный
ресурс]. URL: https://nuzhnapomosh.ru/research/2017/pyat-let-fandrayzinga-v-
rossii/ (Дата обращения: 16.04.2019)
28. Репрезентативный телефонный опрос «Готовы ли россияне помогать взрослым». ФОМ и Добро Mail.ru. [Электронный ресурс] // URL: https://philanthropy.ru/blogs/2016/04/27/37243/ (Дата обращения: 17.04.2019)
29. Социальная энциклопедия (под ред. Горкина А.П., Кареловой Г.Н., Катульского Е.Д. и др.). «Большая российская энциклопедия», 2000.
30. Сторителлинг в рекламе, Интернет-проект «Spark» [Электронный ресурс]
URL: https://spark.ru/startup/oblakopro/blog/28060/storitelling-v-reklame (дата
обращения: 15.04.2019).
31. Толковый словарь русского языка. — М., 1983
32. Федеральная служба государственной статистики, Доклад о социальноэкономическом положении в стране) [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/c atalog/doc_1140086922125 (Дата обращения: 16.04.2019)
33. Частные пожертвования в России, CAF-Россия, 2017 [Электронный ресурс] // URL: http://www.cafrussia.ru/page/issledovanie_chastnih_pozhertvovanii_v_rossii (Дата обращения: 17.04.2019)
34. «Что нужно знать про новый закон о волонтерстве». Интернет-издание ТАСС
// [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/obschestvo/5161673 (Дата
обращения 12.03.2019)
35. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 т. и 4 доп. т. М.: Терра, 2001.
Научные издания на иностранных языках
36. Cambridge Advanced Learner's Dictionary and Thesaurus // URL: https://dictionary.cambridge.org
37. Charities Aid Foundations [Электронный ресурс] // URL: https://www.cafonline.org/about-us/publications/2018-publications/caf-world- giving-index-2018 (дата обращения: 07.04.2019)
38. Murthy D. Twitter: «Social Communication in the Twitter Age». Cambridge, 2013.
39. Sargeant А., Jay Е., Fundraising management. Analysis, planning and practice. - London: Routledge, 2004. - 337 p.
40. Top 20 countries with the highest numbers of internet users. Internet world stats. Usage and population statistics // [Электронный ресурс] URL: http://www.internetworldstats.com/top20.htm (Дата обращения 22.04.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ