Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование позитивных отношений подростков посредством тренинговых занятий

Работа №14818

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
853
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования позитивных отношений подростков посредством тренинговых занятий 8
1.1. Понятие отношений, позитивных отношений в психолого¬педагогической литературе 8
1.2. Особенности отношений в подростковом возрасте 14
1.3. Тренинговые занятия как средство формирования позитивных отношений подростков 20
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию позитивных отношений подростков 26
2.1. Диагностика позитивных отношений подростков 27
2.2. Тренинговые занятия, направленные на формирование позитивных отношений подростков 31
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 38
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение 52


Воспитание позитивного отношения подростков к жизни является одной из важнейших задач современного общества. Говоря о позитивном отношении к жизни, многие исследователи предполагают культуру чувств, культуру поведения, общения, этикет. Современное общество ставит перед педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством материальной и духовной культуры.
Концептуальные основы разработки проблемы отношений связаны с трудами Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.М. Бехтерева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и других отечественных психологов, которые рассматривали отношения как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Психологическая структура позитивного отношения, по мнению Г.И. Щукиной, представляет собой нерасторжимое единство, сплав интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов.
Формирование позитивных отношений подростков является одной из актуальных проблем в современной науке, которая рассматривается, прежде всего, в рамках позитивного мышления, т.е. можно говорить о позитивно и негативно мыслящих людях.
Подростки, у которых преобладают позитивные эмоции, оказываются более оптимистичными и самоэффективными, а также имеют более высокую внутреннюю мотивацию. Необходимо отметить, сформированная позитивная жизненная позиция у подростков играет важную роль в социализации и межличностных отношениях. Это касается отношений с членами семьи и друзьями. Подростки менее подвержены рискованному поведению, например, конфликтам с одноклассниками или детской преступности.
Вышеизложенное позволяет констатировать, что современная психолого-педагогическая практика столкнулась с проблемой, сущность которой состоит в следующем противоречии: с одной стороны, необходимо оптимизировать процесс формирования позитивных отношений подростков; а с другой - в работе по формированию позитивных отношений подростков у педагогов и психологов возникают значительные трудности, связанные с недостаточной разработанностью теоретико-методических материалов для осуществления основных направлений работы, недостаточным количеством учебных пособий, рекомендаций, касающихся вопросов культуры формирования позитивных отношений, психологических условий обеспечивающих формирование позитивных отношений подростков, имеющих прогностические значения, способствующих личностному развитию подростка.
Таким образом, в современной психолого-педагогической науке и практике назрела проблема, которая сформулирована следующим образом: влияние тренинговых занятий на формирование позитивных отношений подростков.
Цель исследования: выявление эффективности формирования позитивных отношений подростков посредством тренинговых занятий.
Объектом исследования выступают отношения подростков.
Предмет исследования: процесс формирования позитивных отношений подростков.
Гипотеза исследования: процесс формирования позитивных отношений подростков будет эффективным, если:
- включить подростков в тренинговые игры, упражнения, рефлексию на специально организованных занятиях;
- формировать позитивные эмоции, единые действия, общее мнение, способствовать снятию эмоционального напряжения, повышению социометрического статуса, созданию доверительной атмосферы в группе,
развивать сплоченность коллектива, обучать навыкам позитивных межличностных отношений в трудных ситуациях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования.
2. Диагностировать отношения подростков.
3. Разработать и апробировать тренинговые занятия, направленные
на формирование позитивных отношений подростков.
4. Выявить эффективность тренинговых занятий, направленных на
формирование позитивных отношений подростков.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ теоретических источников.
2. Тестирование.
3. Психолого-педагогический эксперимент.
4. Количественная и качественная обработка данных.
Практическая значимость: разработанные тренинговые занятия,направленные на формирование позитивных отношений подростков, могут быть использованы в деятельности социальных педагогов, специалистов социальных служб, психологов.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 25» г. Бийска.
Апробация результатов исследования: основные положения исследования были обсуждены HaV Международной научно-практической конференции «Актуальные направления научных исследований: перспективы развития», которая состоялась 24 апреля 2018 года в г. Чебоксары (имеется публикация).
Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и опытно-экспериментальной), выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяются: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования позитивных отношений подростков посредством тренинговых занятий» анализируется проблема позитивных отношений подростков, рассматриваются понятие отношений, позитивных отношений в психолого-педагогической литературе, особенности позитивных отношений в подростковом возрасте, тренинговые занятия как средство формирования позитивных отношений подростков.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию позитивных отношений подростков» дается последовательное описание констатирующего, формирующего и контрольного этапов экспериментального исследования.
В заключении обобщаются выводы теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы по формированию позитивных отношений подростков.
Список использованной литературы состоит из 61 источника.
Приложение содержит материалы по констатирующему, формирующему и контрольному этапам экспериментальной части исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время уже не приходится доказывать, что отношения - совершенно необходимое условие жизни людей, что без них невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Написание данной выпускной квалификационной работы было определено проблемой формирования позитивных отношений подростков.
Проведенный в первой главе данной работы анализ современного состояния проблемы позволил прийти к заключению, что, отношения подростков являются важнейшим звеном во всем общении подростков.
Отношения - система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности, и ценностями, на которых основывается общение людей. Особенности отношений подростков в том, что ведущим типом деятельности является общение, которое является более содержательным, многообразным и сложным. В настоящее время существует множество различных средств формирования позитивных отношений подростков: тренинговые занятия, индивидуальные средства,психологические тренинги.
По результатам констатирующего этапа исследования у подростков экспериментальной группы оценки социометрического статуса были следующие результаты: «звезды» - 0%, «предпочитаемые» - 10%,«пренебрегаемые» - 40%, «отверженные» - 30%, «изолированные» - 20%.
В контрольной же группе количество «звезд» составляло 20%, «предпочитаемых» - 30%, «пренебрегаемых» - 30%, «отверженных» -10%, «изолированных» - 10%.
После реализации тренинговых занятий, направленных на формирование позитивных отношений подростков с экспериментальной группой оценки социометрического статуса стали таковы: «звезды» - 30%,
«предпочитаемые» - 40%, «пренебрегаемые» - 30%, «отверженные» - 0%, «изолированные» - 0%.
В контрольной же группе количество «звезд» осталось такое же - 20%, статус «предпочитаемый» - 40%, «пренебрегаемые» - 30%, «отверженные» - 0%, «изолированные» - 10%.
В совокупности количество «отверженных» подростков после реализации тренинговых занятий составляет 30% испытуемых экспериментальной группы, т.е. три подростка.
В процессе групповой работы на основе принципа взаимодействия и совместной деятельности, а также посредством тренинговых занятий у подростков формировались позитивные отношения, так как, проигрывая каждую ситуацию, они примеряли ее на себя и тем самым учились чувствовать друг друга.
Таким образом, отношения подростков стали позитивными. Немаловажную роль в этом сыграли разработанные и проведенные тренинговые занятия, направленные на формирование позитивных отношений подростков, в котором подростки экспериментальной группы участвовали.
Следовательно, тренинговые занятия способствуют формированию позитивных отношений подростков.
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы гипотеза данной работы подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.



1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Учебник для высших учебных заведений. / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 376 с.
2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 2015. - 424 с.
3. Безрукова, В.С. Настольная книга педагога-исследователя [Текст] / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Дом учителя, 2010. - 236 с.
4. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] / Учебное пособие. / А.К. Быков. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 160 с.
5. Введение в психологию [Текст] / Под общ. ред. проф.
А.В. Петровского. - Москва: Издательский центр «Академия», Высшая школа, 2016. - 512 с.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 7, дополнительный. Психология искусства [аудиокнига MP3 на 2 CD] / Л.С. Выготский; исп.: А.П. Григоренко [и др.]. - М.: Экстрафон, 2010. - 2 CD.
7. Выпускная квалификационная работа по специальности «Социальная педагогика» [Текст]: методические рекомендации / Сост.: Т.В. Алексеева, М.Б. Исаева. - Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. - 83 с. - Библиогр.: - 50 экз.
8. Горянина, В.А. Психология общения [Текст] / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / В.А. Горянина. - М.: Академия, 2012.
9. Ермакова, М.А. Тренинг как средство формирование коммуникативных навыков [Текст] / М.А. Ермакова. // Первое сентября. - 2016. - № 7. - С. 27-31.
10. Ефремова, Т.Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный: около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц [Текст] / Т.Ф. Ефремова. -
М.: ACT, 2010. - 699 с.
11. К истории исследования общения. Общение как предмет научного знания; исследование проблемы общения в трудах В.М. Бехтерева,
В.Н. Мясищева, А.А. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева [Электронный ресурс]. - Студми. Учебные материалы для студентов, 2013-2016. - Режим доступа
http://studme.org/49631/psihologiya/istorii_issledovaniya_obscheniya_obschenie_
kak_predmet_nauchnogo_znaniya_issledovanie_problemy_obscheniya_truda
12. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Московский психолого-социальный институт, издательство «Флинта», 2011. - 192 с.: ил.
13. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] /
Г.М. Каджаспирова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 176 с.
14. Клепцова, Е.Ю. Виды межличностных отношений [Текст] / Е.Ю. Клепцова. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - № 2-2 / том 15.
15. Кликович, Г.Л. Ролевая игра - эффективный методический прием обучения [Текст] / Г.Л. Кликович. // Первое сентября. - 2010. - № 17. - С. 17¬21.
16. Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л. Коломинский. - М.: Издательство АСТ, 2010. - 448 с.
17. Красникова, Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности [Текст] / Е.А. Красникова. - М.: ФОРУМ ИНФРА-М, 2014.
18. Краткий психологический словарь [Текст] / Под ред.
А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; ред.-сост. Л.А. Карпенко. - Издание 2¬е, расширенное, исправленное и дополненное. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 512 с.
19. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- 464 с.
20. Куницина, В.Н. Межличностное общение [Текст]: В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - Психология общения (теория); СПб.: Питер, 2012. - 544 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).
21. Куприянов, Б. Шесть граней кубика ролевых игр [Текст] / Б. Куприянов. // Педагогические технологии. - 2009. - № 1. - С. 48-57.
22. Кутеева, Е.Н. Психобиографическое исследование пространственно-временных характеристик межличностных отношений подростков [Текст] / Е.Н. Кутеева. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2015. - № 4 / том 5.
23. Леонович, Е.Н. Эффективное курсовое и дипломное проектирование: алгоритмы и технологии [Текст]: Учебное пособие. / Е.Н. Леонович, Н.В. Микляева. - М.: ФОРУМ, 2012. - 183 с.
24. Майерс, Дэвид Дж. Социальная психология [Текст] / Дэвид Дж. Майерс; пер. З. Замчук. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 800 с.
25. Макарова, Л.П. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст] / Л.П. Макарова, Л.Г. Буйнов, М.В. Пазыркина. // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №4. - С.242.
26. Мардахаев, В.Н. Словарь по социальной педагогике [Текст] /
В.Н. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
27. Методика диагностики коммуникативных навыков Дж. Морено [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://www.studfiles.ru/preview/2040886/
28. Миронова, В.Л. Моделирование психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших подростков [Текст] / В.Л. Миронова. // Концепт. - 2015. - № S1.
29. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 2011. - 368 с.
30. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений [Текст] / Н.Н. Обозов. - К.: «Лыбидь», 2010. - 192 с.
31. Озеркова, И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания [Текст] / И.А. Озеркова. // Школьные технологии. - 2010. - № 1. - С. 182-189.
32. Парфенов, О.А. Формирование конструктивных стратегий межличностных отношений старших подростков [Текст] / О.А. Парфенов. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 18. - С. 76-80.
33. Педагогическая психология: практикум [Текст] / Под ред. Л.А. Регуш, В.И. Долговой, А.В. Орловой. - Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2012. - 304 с.
34. Плаксина, И.В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании [Текст] / И.В. Плаксина. - Владимир: Издательство ВлГУ, 2014. - 163 с.
35. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности [Текст]: пер. с нем. / Х. Ремшмидт. - Москва: Мир, 2014. - 320 с.
36. Прутченков, А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины [Текст] / А.С. Прутченков. // Педагогика. - 2011. - № 3. - С. 121¬126.
37. Психодиагностика, диагностические методики, психологические тесты [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://5psy.ru/psychognosis.html
38. Психологические тесты [Текст] / Под ред. А.А. Карелина. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - Т. 2. - 248 с.: ил.
39. Психологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.persev.ru/psychological_dictionary
40. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под ред. A. А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.
41. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков [Текст]: научно-методические рекомендации / Сост.: B. И. Долгова; Челябинск: АТОКСО, 2010. - 112 с.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / C. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2012. - 720 с.
43. Савина, Н.Г. Психолого-педагогические рекомендации по формированию конфликтоустойчивости подростков средствами социально-психологического тренинга [Текст] / Н.Г. Савина. // Культура и образование: от теории к практике. - Киров: Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение СПО «Вятский колледж культуры», 2015. - С. 307-311.
44. Сгурская, Л.В. Межличностные взаимоотношения учащихся и их изучение [Текст] / Л.В. Сгурская. - Калининград, 2009. - 119 c.
45. Селевко, Г.К. Игровые технологии [Текст] / Г.К. Селевко. // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С 23-32.
46. Силина, О. Найди клад. Тренинг общения [Текст] / О. Силина. // Школьный психолог. - 2008. - № 13. - С. 34-37.
47. Словарь практического психолога [Текст] / Под общ. ред. С.Ю. Головина. - Минск: Харвест, 2013. - 897 с.
48. Смирнова, Ю.В. Здоровьесозидающий потенциал образовательной среды школы [Текст] / Ю.В. Смирнова. // Человек и образование. - 2016. - № 4. - С.37-40.
49. Собчик, Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство [Текст] / Л.Н. Собчик. - СПб., 2012. - 96с.
50. Соснин, В.А. Социальная психология [Текст] / В.А. Соснин. - М.: ФОРУМ ИНФА-М, 2014. - 336 с.
51. Социальная психология [Текст] / Под ред. А.Н. Сухова,A. А. Деркача. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 600 с.
52. Степанова, Н.В. Формирование адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах [Текст]: Н.В. Степанова,
B. А. Маликова. - Оренбург: Издательство ОрГМА, 2011. - 232 с.
53. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления [Текст] / Учебник. / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 416 с.
54. Сушков, И.Р. Психология взаимоотношений [Текст] / И.Р. Сушков. - М.: Академический Проект, ИП РАН, Екатеринбург: Деловая книга, 2011. - 448 с.
55. Технология социальной работы [Текст] / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. - 240 с.
56. Фельдштейн, Д.И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: Воронеж: МПСУ: Модек, 2013. - 335 с.
57. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст]: Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., Издательство Института Психотерапии, 2012. - 490 с.
58. Фролова, С.В. Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте [Текст] / С.В. Фролова. // Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. - 2015. - № 2. - С. 10-18.
59. Хёйзинга, Йохан. Человек играющий [Текст]: Сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д.Э. Харитоновича. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. - 416 с.
60. Эмоциональная устойчивость личности [Текст]: монография / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева. - М.: Издательство «Перо», 2014. - 173 с.
61. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. - М.: Флинта МПСИ: Прогресс, 2006. - 352 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ