Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы управления развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода 10
1.1. Актуальные проблемы развития дошкольного
образования 10
1.2. Структура и содержание управления развитием дошкольного
образования в регионе 19
1.3. Сущность проектного подхода в управлении развитием
дошкольного образования в регионе 34
Глава 2. Экспериментальная работа по управлению развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода 51
2.1. Организация и методы изучения 51
2.2. Анализ управления развитием дошкольного образования в
регионе на основе проектного подхода (на примере г.Белгорода и Белгородской области) 58
2.3. Методические рекомендации по обеспечению управления
развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода 91
Заключение 107
Список использованной литературы 110
Приложение 120
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности и обеспечение его качества, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сегодня гарантируется право каждого человека на образование, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в том числе дошкольного образования.
Задачи государственной программы Российской Федерации «Развитие образования до 2020 года», касающиеся дошкольного образования, определены в развитии инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих доступность услуг дошкольного образования для детей; модернизации образовательных программ в системах дошкольного образования, направленных на получение современного качественного образования; реализации мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, реализации принципов проектной деятельности как открытости образования к внешним запросам, обеспечении инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики региона.
В стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области до 2020 года говорится о переводе отрасли образования на качественно новый уровень, она должна быть сформирована с учетом основных тенденций и потребностей развития региональной системы образования в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: формирование российской идентичности через создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей; обеспечение условий развития каждого человека; понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; обеспечение открытости и доступности образовательных услуг.
Согласно цели государственной политики в области дошкольного образования, необходимо обеспечить равные условия доступа государственных и частных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и финансированию. Очевидно, что основная ответственность за достижение результатов развития дошкольного образования, за реализацию цели государственной политики, ложится на региональные органы управления образованием и требует применения новых способов и технологий управления дошкольным образованием в регионе.
Как показывают исследования (В.И. Слободчиков, Л.И. Фалюшина и др.), процесс модернизации дошкольного образования сталкивается на своем пути с целым рядом трудностей и проблем, требующих незамедлительного и оптимального решения. Чаще всего они связаны с отсутствием единого научного обоснования путей модернизации дошкольного образования и научно выверенной стратегии его развития, связывающей социальные, организационные, правовые, финансово-экономические, материально-технические, психолого-педагогические и другие его аспекты, определяющей продуманную программу действий на ближайшее время.
Проблему управления дошкольным образованием в регионе можно отнести к числу малоразработанных, так как исследования ученых в данном вопросе единичны и они охватывают только некоторые аспекты указанной проблемы.
Проблема управления дошкольным образовательным учреждением является предметом исследования многих современных исследователей - К.Ю. Белой, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшиной, П.И.Третьякова и др.
В соответствии с Законом «Об образовании в Белгородской области», с целью развития образования, обеспечения прав и гарантий получения качественного образования на территории области разрабатываются и реализуются: стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области; государственная программа развития образования Белгородской области; государственная программа развития кадровой политики в Белгородской области.
На сегодняшний день актуальной для регионов остается проблема управления развитием дошкольного образования. Во многом это обусловлено:
• проблемой управления ресурсами: кадровыми, финансовыми, материально-техническими, информационными;
• проблемой обеспечения (предоставления) качественного образования для различных слоев населения, в том числе детьми, воспитывающихся в семьях, попавших в сложную жизненную ситуацию; детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями (одаренных детей).
В Белгородской области популярным в управлении, в том числе в сфере дошкольного образования, является проектный подход, что подтверждается с одной стороны, огромным количеством проектов, реализуемых в нашей области. Актуальными на сегодняшний день являются такие проекты, как «Социокультурное развитие подрастающего поколения через изучение родного края» («Белгородоведение») (2014-2018гг.), «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования («Дошкольник Белогорья»)» (до 29.12.2017г.), «Развитие семейной формы дошкольного образования на территории Белгородской области» (2016-2017 гг.) и других.
Это и определило выбор темы исследования, постановку проблемы, определение цели и задач.
Проблема: каковы пути совершенствования управления развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода?
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать основные направления управления развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода.
Объект исследования - процесс управления развитием дошкольного образования на основе проектного подхода в регионе.
Предмет исследования - проектный подход в управлении развитием дошкольного образования в регионе.
Гипотеза исследования: управление развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода будет эффективным, если учитывать результаты мониторинга удовлетворенности участников образовательного процесса качеством дошкольного образования, своевременно выявлять существующие проблемы и прогнозировать организационно-методическое обеспечение их преодоления.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему управления развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода.
2. Подобрать и разработать диагностический инструментарий для оценки эффективности управления развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода.
3. Разработать и методически обосновать основные направления управления дошкольным образованием в регионе на основе проектного подхода.
Теоретико-методологическую базу нашего исследования составили:
• теории управления дошкольным образованием (К.Ю.Белая, А.И.Буренина, Л.М.Денякина, О.Л.Князева, Т.П.Колодяжная, Н.Н.Лященко, Т.С.Овчинникова, Л.В.Поздняк, Л.В.Свирская, Р.Б.Стеркина, П.И.Третьяков и др.);
• концептуальные основания развития проектного управления
(А.И.Буренина, М.Ю.Бухаркина, В.И.Воропаев, В.В.Горшкова,
Т.А.Данилина, А.Н.Дахин, Л.С.Кисилёва, В.С.Лазарев, О.Е.Лебедев, О.В.Никифорова, В.А.Первушин, Е.С.Полат и др.);
• исследования по управлению развитием образования в регионе, поиска новых механизмов управления образованием И. М. Бадаян, Г. Г. Габдуллина, Г. А. Дороховой, В. А. Некрасова, В. В. Нестерова, Г. И. Оглоблиной, П. И. Третьякова, К. М. Ушакова и др., и исследования по проблемам управления качеством дошкольного образования (К.Ю.Белая, Л.В.Поздняк, Л.И.Фалюшина, Р.М.Чумичева и др.);
• исследования в области использования метода проектов в образовании (В.Н. Аверкин, Ю.В. Громыко, В.И. Ерошин, Д.Ф. Ильясов, Т.А. Каплунович, Е.Б. Куркин, A.M. Моисеев);
• нормативно-правовые документы: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Постановление правительства Белгородской области от 28.10.2013 года №431- пп «Об утверждении стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы», Федеральная целевая программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», Государственная программа Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы», ««Дорожная карта» обновления содержания дошкольного образования в Белгородской области», Постановление правительства Белгородской области от 25.02.2013 г. № 69- пп в ред. от 16.06.2014 года №218-пп «Региональный план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» Белгородской области, Закон Белгородской области «Об образовании в Белгородской области» от 30.10.2014 года №314.
Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по проблеме
исследования;
2. Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), контент-анализ, анкетирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 г. Белгорода, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17 «Салют» г. Белгорода, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 с. Пушкарное Белгородского района».
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в разработке организационно-методического обеспечения основных направлений управления развитием дошкольного образования на основе проектного подхода.
Практическая значимость исследования состоит в разработке организационно-методического обеспечения управления развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода. Разработанные подпроекты могут быть использованы органами управления образования и дошкольными образовательными организациями при проектировании дорожных карт, программ развития, что в свою очередь, позволит решать актуальные проблемы дошкольного образования в регионе.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Теоретические и экспериментальные результаты исследования докладывались и обсуждались:
- на конференциях:
1) Межвузовская студенческая конференция «Актуальные проблемы управления вариативным дошкольным образованием» (Белгород-Орел 2016г.);
2) Межвузовская студенческая конференция «Инновационные процессы в дошкольном образовании» (Белгород-Орел, 2017г.).
- представлены в форме научных публикаций:
1) Sergeeva A.S., Karabutova E.A. Some peculiarities of the variable development of the municipal system of preschool education/ A.S. Sergeeva, E.A.
Karabutova // Experientia est optima magistra (опыт - лучший учитель): сборник научных статей по результатам Международной научно-практической конференции./ Под ред. Е.А. Огнева, И.В. Бориславская. Вып. V. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА». - 2016. - С.89-91.
2) Рогоза А.С. Использование проектного подхода в управлении развитием дошкольного образования региона/ А.С. Рогоза// Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 2. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2017. - С. 170-173.
3) Рогоза А.С. Методическое обеспечение по управлению развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода/ А.С. Рогоза// Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018. - С.257-260.
Анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере образования, исследований ученых по использованию проектного подхода в управлении развитием дошкольного образования региона показал, что:
1 .Актуальными проблемами в настоящее время в России, в том числе и в Белгородской области, являются: обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования; проблема охвата детей раннего возраста дошкольным образованием и; охрана и укрепление психического и физического здоровья воспитанников; обеспечение доступной развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья; удовлетворение потребностей родителей (законных представителей) воспитанников в получении качественного образования. Проблемы решаются в основном через внедрение альтернативных форм работы с детьми: лекотек, групп кратковременного пребывания и др., и функционирующие частные детские сады и центры по присмотру и уходу за детьми раннего и дошкольного возраста.
Выявленные в Белгородской области актуальные проблемы решаются с помощью разработанной стратегии развития образования Белгородской области до 2020 года, реализующихся проектов в области дошкольного образования. Однако такие актуальные проблемы как удаленность доступных дошкольных образовательных организаций от места проживания потребителей, удовлетворенность потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг по прежнему сохраняются в регионе.
2. Проектный подход нашел успешное применение в управлении дошкольным образованием, который используется в регионе. В Белгородской области реализуется различный спектр проектов в сфере управления дошкольным образованием, который представлен портфелями проектов. Преимущества проектного подхода в систематичности: структурировании этапов, четком планировании работы, распределение персональной ответственности; в его эффективности: повышении качества работ, обоснованности управленческих решений, своевременном контроле, обеспечении активности всех участников в реализации проекта, использование разнообразных методов, средств в организации проекта.
Во второй части нашей работы нами был подобран диагностический инструментарий для исследования проблемы управления развитием дошкольного образования на основе проектного подхода в регионе - были разработаны анкеты для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся с целью изучения удовлетворенности услугами дошкольной образовательной организацией и дошкольного образования в целом.
Нами были проанализированы реализуемые проекты в сфере дошкольного образования Белгородской области. В проектах, реализуемых в Белгородской области решаются следующие актуальные проблемы: обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; проблема охвата детей раннего возраста дошкольным образованием, проблема удаленности доступных дошкольных образовательных организаций от места проживания потребителей.
Также нами проанализированы вариативные формы предоставления дошкольного образования, организованные на базе муниципальных ДОУ: центры поддержки ребенка, лекотеки, лего-центры, и частный сектор, который представлен частными дошкольными образовательными организациями. Вариативные формы дошкольного образования также решают проблему охвата детей раннего возраста дошкольным образованием.
Анализ развития дошкольного образования в Белгородской области с помощью анкетирования участников образовательного процесса показал неполную удовлетворенность педагогов и родителей (законных представителей) образовательными услугами, предоставляемыми дошкольной образовательной организацией и дошкольным образованием в целом, что говорит о необходимости совершенствования системы управления дошкольным образованием в регионе и улучшения качества предоставляемых услуг в дошкольной образовательной организации.
Для улучшения совершенствования системы управления дошкольным образованием в регионе на основе проектного подхода нами были разработаны методические рекомендации в виде проекта, направленного на повышение качества дошкольного образования в дошкольном
образовательном учреждении, посредством обновления образовательного пространства, кадрового обеспечения, материально-технической базы ДОУ.
Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в управлении развитием дошкольным образованием региона использование проектного подхода является эффективным, благодаря его множественным преимуществам. На основе проектного подхода нами разработаны методические рекомендации, с помощью которого могут решаться актуальные проблемы дошкольного образования.
1. Алексеева Н.П. Проблемы здоровьесбережения в дошкольном образовании / Н. П. Алексеева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2016. - № 2 (9). - С. 168-170.
2. Андреянова Е.Е. Управление дошкольной образовательной организацией в условиях ФГОС ДО / Е. Е. Андреянова //Управление дошкольным образовательным учреждением . - 2015. - № 1. - С. 106-115.
3. Аничин В. Л., Середина О. А. Проектное управление в
Белгородской области: теория и практика // Вестник Курской
государственной сельскохозяйственной академии. - 2012.- № 6. - С. 14-16.
4. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление / В.Г. Афанасьев - М., 2005. - 68 с.
5. Бабкин А. Н. Современные подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся / А. Н. Бабкин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. - № 2. - С. 60- 63.
6. Басовский Л.Е. Менеджмент / Л.Е. Басовский. - М.: Инфра, 2003 -154 с.
7. Беляков С.А. Совершенствование системы управления сферой образования Российской Федерации на основе использования методов функционального моделирования: Автореф. дис. д-р. экон. наук. - М., 2009. - 47 с.
8. Боронина Л. Н. Основы управления проектами : учеб. пособие / Л. Н. Боронина, З. В. Сенук; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : изд-во Урал. ун-та, 2015. — 112 с.
9. Бурганова Л.А. Теория управления: учеб. пособие/ Л.А. Бурганова.- М.: ИНФРА-М, 2013. С. 78-87.
10. Веснин В.Р. Менеджмент персонала /В.Р. Веснин. - М.: 2002. -
137 с.
11. Веснин В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин. — 3-е изд., доп. и испр., - М.: ООО «Т.Д. Элит-2000», 2003. - 560 с.
12. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика : учебник для вузов / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2008. - 688 с.
13. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление дошкольным образованием: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 394 с.
14. Волченко М.А. Профессионально-педагогические основы подготовки студентов к решению актуальных задач управления дошкольным образованием / сост. С.Ф. Багаутдинова, М.А. Волченко, К.В. Корнилова, Л.Н. Санникова - М.: ООО «Флинта», 2015. - 198 с.
15. Воропаев В.И. Управление проектами в России / Воропаев В.И. - М.: "Аланс", 1995. - 225 с.
16. Гилева А.В., Исупова Н.С. Инновации в управлении ДОУ: Учебно-методическое пособие для руководителей ДОО / А.В. Гилева, Н.С. Исупова. - Соликамск: РИО СГПИ, 2009. - 172 с.
17. Глазунова Н. Региональная система оценки качества дошкольного образования. Опыт Белгородской области / Н. Глазунова// Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2015. - № 1. - С. 42-55.
18. Голошумова Г. С., Тимиров Ф. Ф., Ежов С. Г. Тенденции развития вариативного образования в современном социуме // МНКО.- 2014.- №3 (46)- С.148-150.
19. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании : учеб. пособие / М.А. Гончаров. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 476 с.
20. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования / Ю.В. Громыко. - Москва : МАРО, 1996. - 546 с.
21. Дахин А. Н. Моделирование компетентности участников
открытого образования: монография / А.Н. Дахин. - М: Изд-во НИИ
школьных технологий, 2009. - 129с.
22. Департамент образования Белгородской области - Электрон. дан.
- Режим доступа: https://образование31.рф/ (Дата обращения: 23.12.2016).
23. Дмитриев Д.С. Управление развитием образования: инициативы, экспериментальные площадки и эксперимент в образовании/ Д.С. Дмитриев// Проблемы развития управленческого мышления и деятельности.
- М.: Просвещение, 2012. - 110 с.
24. Житнякова Н.Ю. Формирование профессиональной готовности педагогических кадров к реализации вариативных форм дошкольного образования: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. - Москва, 2011. - 23 с.
25. Жукова Т.Н. Проектное управление (методологический аспект): Монография/ Т.Н Жукова/- СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 170 с.
26. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В.И Загвязинский // Инновационные процессы в образовании: сборник научн. тр,. - Тюмень, 1990. - С. 8-9.
27. Закон Белгородской области «Об образовании в Белгородской
области» - Электрон. дан. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/423848921 (Дата обращения: 03.08.2017).
28. Коноплина Н.В. Аксиологическая трактовка моделей управления
инновационными процессами в условиях педагогического колледжа / Н.В. Коноплина//Аксиологические аспекты историко-педагогического
обоснования стратегии развития отечественного образования. - М., 1994. - С. 263-264.
29. Конституция Российской Федерации - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.constitution.ru/ (Дата обращения: 09.10.2016) .
30. Конференция актуальные вопросы дошкольного образования -
Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.kon-
ferenc.ru/konferenc62_04_14.html (Дата обращения: 02.11.2016).
31. Коротков Э.М. Управление качеством образования / Э.М. Коротков. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 139 с.
32. Кривомлина О. В. Повышение качества образовательной деятельности средствами внедрения в процесс дошкольной организации технологии проектов/ О. В. Кривомлина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 10. - С. 131-135. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://e-koncept.ru/2016/56834.html (Дата обращения: 23.11.2016).
33. Кунц Г., О'Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. В двух томах. Том 2 / Г. Кунц, С. О'Доннел, 1981. - 512 с.
34. Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования / В.С. Лазарев, Н.В. Коноплина // Педагогика, - 1999. -№ 6. - С. 12-13.
35. Ларина В.В. Управление качеством образования через оценку эффективности труда педагога / В. В. Ларина, Т. Н. Щербакова // Справочник заместителя директора школы. - 2015. - № 5. - С. 52-75.
36. Мазур И. И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами / под общ. ред. проф. и. и. Мазура. М., 2001.- 312с.
37. Маргулян Я.А. Социальная политика: учеб / Я.А. Маргулян. - СПб.: Изд-во СПбУУиЭ, 2011. - 236 с.
38. Мескон М.Х. Основы менеджмента: учебник Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури ; Общ. ред. и вступ. ст. Л. И. Евенко. - 3-е изд. - М. : Дело, 2000. - 213 c.
39. Митин А.Н. Механизмы управления: учеб. пособие. М.: Проспект; Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2014. - 75с.
40. Надуткина И.Э. Ресурсное обеспечение проектно-инновационной деятельности в регионе / И.Э. Надуткина, С.А. Шовгеня // Среднерусский вестник общественных наук. - 2011. - №4 . - С . 161-168
41. Найн А.Я. Инновации в образовании / А.Я. Найн/ - Челябинск: ЧФ ИРПО МО РФ, 1995. - 228 с.
42. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Ожегов, С.И. - М., 1978. - 381с.
43. Подпрограмма «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70643472/ (Дата обращения: 06.12.2016).
44. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С. 249-263.
45. Поздняк, Л.В. Специфика управленческой деятельности современного руководителя ДОУ / Л.В. Поздняк, Л.М. Волобуева // Управление ДОУ. - №5. - 2006. - С.8-18.
46. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат. - М., 2000. - 114 с.
47. Положение «Об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области» - Электрон. дан. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/424080691 (Дата обращения: 02.08.2017).
48. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики./
С.Д.Поляков - М.: МГПИ, 1993. - 130 с.
49. Постановление «Об утверждении государственной программы российской федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» - Электрон. дан. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70643472/ (Дата обращения: 16.12.2016).
50. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049¬13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. - 2013. - №157.
51. Постановление Правительства Белгородской области «Об утверждении стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы» - Электрон. дан. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/469026995 (Дата обращения: 02.08.2017).
52. Постановление правительства Российской «О Федеральной
целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» - Электрон. дан. - Режим доступа:
https://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0 %B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/5930 (Дата обращения: 02.08.2017).
53. Поташник М.М. Управление качеством образования: Учебное пособие/ М. М. Поташник - М.: Феникс, 2016. - 443 с.
54. Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: социальные проблемы инноватики / А. И. Пригожий. - М.: Политиздат, 1989. - 346 с.
55. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» - Электрон. дан. - Режим
доступа:https://rg.ru/2013/10/23/obr-dok.html (Дата обращения: 02.08.2017).
56. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 2013. - №265. С. 6-8.
57. Проект «Внедрение педагогики М.Монтессори в дошкольные образовательные организации Белгородской области». - Электрон. дан. -
Режим gocTyna:http://mbdouds7.ru/category/proekty/proekt-vnedrenie-pedagogiki-m- montessori-v-doshkolnye-obrazovatelnye-organizacii-belgorodskojj-oblasti/ (Дата
обращения: 08.10.2016).
58. Проект «Внедрение проектного управления в деятельность
образовательных организации Белгородской области» - Электрон. дан. - Режим доступа: http://new.beliro .ru/about/post-1009/%D 1 %80%D0%B5%D
(Дата обращения: 04.08.2017).
59. Проект «Возврат в систему дошкольного образования г.Белгорода двух детских садов» - Электрон. дан. - Режим дocтynа:https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1& ved=0ahUKEwjTs4O31 cvXAhXEzaQKHdzlAhAQFggmMAA&url=http%3A%2 F%2Fwww.sovetdep31 .ru%2Fassets%2Ffiles%2Fdoc%2Fpublslush%2F%25D0% 259F%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582.%2520%25E2%2584%2596%2 520135.doc&usg=AOvVaw3AhFm-UMBpHxCo5s03pMg4 (Дата обращения: 08.02.2017).
60. Проект «Создание региональной системы личностного развития
дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования («Дошкольник Белогорья»)» - Электрон. дан. - Режим
доступа: mbdouds7.ru/regionalnyjj -obuchayushhijj -seminar-prezentaciya-parcialnojj - program...(Дата обращения: 08.10.2016).
61. Проект «Социокультурное развитие подрастающего поколения через изучение родного края («Белгородоведение») - Электрон. дан. - Режим дocтynа:http://82.151.114.67/index.php/167-sotsiokulturnoe-razvitie- podrastayushchego-pokoleniya-cherez-izuchenie-rodnogo-kraya.(Дата обращения: 09.10.2016).
62. Проект «Физическое воспитание детей дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)» («Навстречу комплексу ГТО») - Электрон. дан. - Режим дocтynа:www.beluno.ru/struktura/upr-dep (Дата обращения: 08.10.2016).
63. Профессиональный стандарт педагога - Электрон. дан. - Режим доступа: http://nрoфcтандартnедагoга.рф/ (Дата обращения: 29.10.2016).
64. Романченко С.В. Новшества, нововведения, инновации:
определения и сущность / С. В. Романченко // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 166-168. - Электрон. ст. - Режим доступа к
CT.:https://moluch.ru/archive/39/4578/ (Дата обращения: 21.11.2016).
65. Савиных Г.П. Подходы к оценке качества образования на этапе перехода на новые образовательные стандарты / Г. П. Савиных // Управление образованием. - 2013. -№ 6. - С. 109-119.
66. Савчук Л.В. Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования / Л.В. Савчук // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 62-65.
67. Садовский В.Н. Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общ. ред. и вст. ст. В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. - М.: Прогресс, 1969. - С. 23-82.
68. Сахарникова Л.Э. Управление дошкольными образовательными учреждениями, целенаправленная деятельность руководителя по повышению качества дошкольного образования / Л.Э. Сахарникова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2011.
69. Сластенин В.И., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность: Учебное пособие / В. И. Сластенин, Л. С. Подымова. - М.: Магистр, 2015. - 431 с.
70. Слободчиков В.И. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / В.И. Слободчиков, Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов и др. - М.: Ин-т развития дошк. образования РАО, 2005. - 28 с.
71. Спицина Л.С., Нагель О.П. Особенности построения вариативного развивающего образования в группах детей раннего дошкольного возраста // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(38) -
Электрон. ст. - Режим доступа к
ст.: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf. (Дата
обращения: 12.03.2017).
72. Тихонова А.Ю. Научно-методологические основы современного дошкольного образования // Актуальные вопросы дошкольного образования / Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции (Ульяновск, 24 мая 2011 года). - Ульяновск: УИПКиПРО, 2014.
73. Ткачева С.В., Науменко Е.О. Модели управления инновационным процессом : эволюционный подход // Новая экономика и российские реалии : межвуз . сб . науч . тр . / Под общ . ред . проф . Ю.К. Перского ; Перм . гос . ун -т. - Пермь , 2005. - С.106-115.
74. Третьяков П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - М.: Новая школа, 2010. - 138с.
75. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием учеб.
пособие/ А.Н.Троян - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 105с.
76. Файоль А. Концепции А. Файоля в системе учений об
управлении - Электрон. дан. - Режим доступа: http://topknowledge.ru/istoriya- menedzhmenta/1617-mesto-kontseptsii-a-fajolya-v-sisteme-uchenij-ob- upravlenii.html (Дата обращения: 07.09.2016).
77. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - Электрон. дан. - Режим доступа: iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos_do.pdf (Дата обращения: 02.08.2017).
78. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - Электрон. дан. - Режим доступа:http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (Дата обращения: 02.08.2017).
79. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс / О.Г. Хомерики, М.М. Поташник, А.В. Лоренсов - М., 1994.
80. Чиркова Е.В. Совершенствование управления дошкольным образованием на региональном уровне - Электрон. дан. - Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/35/3755/ (Дата обращения: 07.10.2016).
81. Чумичева Р.М. Управление дошкольным образованием : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. М. Чумичева, Н.А. Платохина. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 400 с.
82. Шамова Т. И. Управление развитием инновационных процессов в школе/ Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Г. М. Тюлю и др.; под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. -М.: МИГУ им. В. И. Ленина, 1995. - 217с.
83. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд., стер. / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. - М.. Академия, 2008. - 384 с.
84. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Учебное пособие / Н.Р. Юсуфбекова. - М.: Знание, 2011. - 276с.
85. Яковлева Г.В. Управление инновационной деятельностью в современном дошкольном образовательном учреждении / Г. В. Яковлева // Теория и практика управления образованием. - 2015. - № 4. - С. 5 - 9.