УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы управления развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода 10
1.1. Актуальные проблемы развития дошкольного
образования 10
1.2. Структура и содержание управления развитием дошкольного
образования в регионе 19
1.3. Сущность проектного подхода в управлении развитием
дошкольного образования в регионе 34
Глава 2. Экспериментальная работа по управлению развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода 51
2.1. Организация и методы изучения 51
2.2. Анализ управления развитием дошкольного образования в
регионе на основе проектного подхода (на примере г.Белгорода и Белгородской области) 58
2.3. Методические рекомендации по обеспечению управления
развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода 91
Заключение 107
Список использованной литературы 110
Приложение 120
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы управления развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода 10
1.1. Актуальные проблемы развития дошкольного
образования 10
1.2. Структура и содержание управления развитием дошкольного
образования в регионе 19
1.3. Сущность проектного подхода в управлении развитием
дошкольного образования в регионе 34
Глава 2. Экспериментальная работа по управлению развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода 51
2.1. Организация и методы изучения 51
2.2. Анализ управления развитием дошкольного образования в
регионе на основе проектного подхода (на примере г.Белгорода и Белгородской области) 58
2.3. Методические рекомендации по обеспечению управления
развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода 91
Заключение 107
Список использованной литературы 110
Приложение 120
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности и обеспечение его качества, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сегодня гарантируется право каждого человека на образование, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в том числе дошкольного образования.
Задачи государственной программы Российской Федерации «Развитие образования до 2020 года», касающиеся дошкольного образования, определены в развитии инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих доступность услуг дошкольного образования для детей; модернизации образовательных программ в системах дошкольного образования, направленных на получение современного качественного образования; реализации мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, реализации принципов проектной деятельности как открытости образования к внешним запросам, обеспечении инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики региона.
В стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области до 2020 года говорится о переводе отрасли образования на качественно новый уровень, она должна быть сформирована с учетом основных тенденций и потребностей развития региональной системы образования в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: формирование российской идентичности через создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей; обеспечение условий развития каждого человека; понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; обеспечение открытости и доступности образовательных услуг.
Согласно цели государственной политики в области дошкольного образования, необходимо обеспечить равные условия доступа государственных и частных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и финансированию. Очевидно, что основная ответственность за достижение результатов развития дошкольного образования, за реализацию цели государственной политики, ложится на региональные органы управления образованием и требует применения новых способов и технологий управления дошкольным образованием в регионе.
Как показывают исследования (В.И. Слободчиков, Л.И. Фалюшина и др.), процесс модернизации дошкольного образования сталкивается на своем пути с целым рядом трудностей и проблем, требующих незамедлительного и оптимального решения. Чаще всего они связаны с отсутствием единого научного обоснования путей модернизации дошкольного образования и научно выверенной стратегии его развития, связывающей социальные, организационные, правовые, финансово-экономические, материально-технические, психолого-педагогические и другие его аспекты, определяющей продуманную программу действий на ближайшее время.
Проблему управления дошкольным образованием в регионе можно отнести к числу малоразработанных, так как исследования ученых в данном вопросе единичны и они охватывают только некоторые аспекты указанной проблемы.
Проблема управления дошкольным образовательным учреждением является предметом исследования многих современных исследователей - К.Ю. Белой, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшиной, П.И.Третьякова и др.
В соответствии с Законом «Об образовании в Белгородской области», с целью развития образования, обеспечения прав и гарантий получения качественного образования на территории области разрабатываются и реализуются: стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области; государственная программа развития образования Белгородской области; государственная программа развития кадровой политики в Белгородской области.
На сегодняшний день актуальной для регионов остается проблема управления развитием дошкольного образования. Во многом это обусловлено:
• проблемой управления ресурсами: кадровыми, финансовыми, материально-техническими, информационными;
• проблемой обеспечения (предоставления) качественного образования для различных слоев населения, в том числе детьми, воспитывающихся в семьях, попавших в сложную жизненную ситуацию; детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями (одаренных детей).
В Белгородской области популярным в управлении, в том числе в сфере дошкольного образования, является проектный подход, что подтверждается с одной стороны, огромным количеством проектов, реализуемых в нашей области. Актуальными на сегодняшний день являются такие проекты, как «Социокультурное развитие подрастающего поколения через изучение родного края» («Белгородоведение») (2014-2018гг.), «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования («Дошкольник Белогорья»)» (до 29.12.2017г.), «Развитие семейной формы дошкольного образования на территории Белгородской области» (2016-2017 гг.) и других.
Это и определило выбор темы исследования, постановку проблемы, определение цели и задач.
Проблема: каковы пути совершенствования управления развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода?
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать основные направления управления развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода.
Объект исследования - процесс управления развитием дошкольного образования на основе проектного подхода в регионе.
Предмет исследования - проектный подход в управлении развитием дошкольного образования в регионе.
Гипотеза исследования: управление развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода будет эффективным, если учитывать результаты мониторинга удовлетворенности участников образовательного процесса качеством дошкольного образования, своевременно выявлять существующие проблемы и прогнозировать организационно-методическое обеспечение их преодоления.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему управления развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода.
2. Подобрать и разработать диагностический инструментарий для оценки эффективности управления развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода.
3. Разработать и методически обосновать основные направления управления дошкольным образованием в регионе на основе проектного подхода.
Теоретико-методологическую базу нашего исследования составили:
• теории управления дошкольным образованием (К.Ю.Белая, А.И.Буренина, Л.М.Денякина, О.Л.Князева, Т.П.Колодяжная, Н.Н.Лященко, Т.С.Овчинникова, Л.В.Поздняк, Л.В.Свирская, Р.Б.Стеркина, П.И.Третьяков и др.);
• концептуальные основания развития проектного управления
(А.И.Буренина, М.Ю.Бухаркина, В.И.Воропаев, В.В.Горшкова,
Т.А.Данилина, А.Н.Дахин, Л.С.Кисилёва, В.С.Лазарев, О.Е.Лебедев, О.В.Никифорова, В.А.Первушин, Е.С.Полат и др.);
• исследования по управлению развитием образования в регионе, поиска новых механизмов управления образованием И. М. Бадаян, Г. Г. Габдуллина, Г. А. Дороховой, В. А. Некрасова, В. В. Нестерова, Г. И. Оглоблиной, П. И. Третьякова, К. М. Ушакова и др., и исследования по проблемам управления качеством дошкольного образования (К.Ю.Белая, Л.В.Поздняк, Л.И.Фалюшина, Р.М.Чумичева и др.);
• исследования в области использования метода проектов в образовании (В.Н. Аверкин, Ю.В. Громыко, В.И. Ерошин, Д.Ф. Ильясов, Т.А. Каплунович, Е.Б. Куркин, A.M. Моисеев);
• нормативно-правовые документы: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Постановление правительства Белгородской области от 28.10.2013 года №431- пп «Об утверждении стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы», Федеральная целевая программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», Государственная программа Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы», ««Дорожная карта» обновления содержания дошкольного образования в Белгородской области», Постановление правительства Белгородской области от 25.02.2013 г. № 69- пп в ред. от 16.06.2014 года №218-пп «Региональный план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» Белгородской области, Закон Белгородской области «Об образовании в Белгородской области» от 30.10.2014 года №314.
Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по проблеме
исследования;
2. Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), контент-анализ, анкетирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 г. Белгорода, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17 «Салют» г. Белгорода, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 с. Пушкарное Белгородского района».
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в разработке организационно-методического обеспечения основных направлений управления развитием дошкольного образования на основе проектного подхода.
Практическая значимость исследования состоит в разработке организационно-методического обеспечения управления развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода. Разработанные подпроекты могут быть использованы органами управления образования и дошкольными образовательными организациями при проектировании дорожных карт, программ развития, что в свою очередь, позволит решать актуальные проблемы дошкольного образования в регионе.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Теоретические и экспериментальные результаты исследования докладывались и обсуждались:
- на конференциях:
1) Межвузовская студенческая конференция «Актуальные проблемы управления вариативным дошкольным образованием» (Белгород-Орел 2016г.);
2) Межвузовская студенческая конференция «Инновационные процессы в дошкольном образовании» (Белгород-Орел, 2017г.).
- представлены в форме научных публикаций:
1) Sergeeva A.S., Karabutova E.A. Some peculiarities of the variable development of the municipal system of preschool education/ A.S. Sergeeva, E.A.
Karabutova // Experientia est optima magistra (опыт - лучший учитель): сборник научных статей по результатам Международной научно-практической конференции./ Под ред. Е.А. Огнева, И.В. Бориславская. Вып. V. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА». - 2016. - С.89-91.
2) Рогоза А.С. Использование проектного подхода в управлении развитием дошкольного образования региона/ А.С. Рогоза// Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 2. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2017. - С. 170-173.
3) Рогоза А.С. Методическое обеспечение по управлению развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода/ А.С. Рогоза// Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018. - С.257-260.
Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сегодня гарантируется право каждого человека на образование, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в том числе дошкольного образования.
Задачи государственной программы Российской Федерации «Развитие образования до 2020 года», касающиеся дошкольного образования, определены в развитии инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих доступность услуг дошкольного образования для детей; модернизации образовательных программ в системах дошкольного образования, направленных на получение современного качественного образования; реализации мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, реализации принципов проектной деятельности как открытости образования к внешним запросам, обеспечении инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики региона.
В стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области до 2020 года говорится о переводе отрасли образования на качественно новый уровень, она должна быть сформирована с учетом основных тенденций и потребностей развития региональной системы образования в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: формирование российской идентичности через создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей; обеспечение условий развития каждого человека; понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; обеспечение открытости и доступности образовательных услуг.
Согласно цели государственной политики в области дошкольного образования, необходимо обеспечить равные условия доступа государственных и частных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и финансированию. Очевидно, что основная ответственность за достижение результатов развития дошкольного образования, за реализацию цели государственной политики, ложится на региональные органы управления образованием и требует применения новых способов и технологий управления дошкольным образованием в регионе.
Как показывают исследования (В.И. Слободчиков, Л.И. Фалюшина и др.), процесс модернизации дошкольного образования сталкивается на своем пути с целым рядом трудностей и проблем, требующих незамедлительного и оптимального решения. Чаще всего они связаны с отсутствием единого научного обоснования путей модернизации дошкольного образования и научно выверенной стратегии его развития, связывающей социальные, организационные, правовые, финансово-экономические, материально-технические, психолого-педагогические и другие его аспекты, определяющей продуманную программу действий на ближайшее время.
Проблему управления дошкольным образованием в регионе можно отнести к числу малоразработанных, так как исследования ученых в данном вопросе единичны и они охватывают только некоторые аспекты указанной проблемы.
Проблема управления дошкольным образовательным учреждением является предметом исследования многих современных исследователей - К.Ю. Белой, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшиной, П.И.Третьякова и др.
В соответствии с Законом «Об образовании в Белгородской области», с целью развития образования, обеспечения прав и гарантий получения качественного образования на территории области разрабатываются и реализуются: стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области; государственная программа развития образования Белгородской области; государственная программа развития кадровой политики в Белгородской области.
На сегодняшний день актуальной для регионов остается проблема управления развитием дошкольного образования. Во многом это обусловлено:
• проблемой управления ресурсами: кадровыми, финансовыми, материально-техническими, информационными;
• проблемой обеспечения (предоставления) качественного образования для различных слоев населения, в том числе детьми, воспитывающихся в семьях, попавших в сложную жизненную ситуацию; детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями (одаренных детей).
В Белгородской области популярным в управлении, в том числе в сфере дошкольного образования, является проектный подход, что подтверждается с одной стороны, огромным количеством проектов, реализуемых в нашей области. Актуальными на сегодняшний день являются такие проекты, как «Социокультурное развитие подрастающего поколения через изучение родного края» («Белгородоведение») (2014-2018гг.), «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования («Дошкольник Белогорья»)» (до 29.12.2017г.), «Развитие семейной формы дошкольного образования на территории Белгородской области» (2016-2017 гг.) и других.
Это и определило выбор темы исследования, постановку проблемы, определение цели и задач.
Проблема: каковы пути совершенствования управления развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода?
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать основные направления управления развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода.
Объект исследования - процесс управления развитием дошкольного образования на основе проектного подхода в регионе.
Предмет исследования - проектный подход в управлении развитием дошкольного образования в регионе.
Гипотеза исследования: управление развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода будет эффективным, если учитывать результаты мониторинга удовлетворенности участников образовательного процесса качеством дошкольного образования, своевременно выявлять существующие проблемы и прогнозировать организационно-методическое обеспечение их преодоления.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему управления развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода.
2. Подобрать и разработать диагностический инструментарий для оценки эффективности управления развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода.
3. Разработать и методически обосновать основные направления управления дошкольным образованием в регионе на основе проектного подхода.
Теоретико-методологическую базу нашего исследования составили:
• теории управления дошкольным образованием (К.Ю.Белая, А.И.Буренина, Л.М.Денякина, О.Л.Князева, Т.П.Колодяжная, Н.Н.Лященко, Т.С.Овчинникова, Л.В.Поздняк, Л.В.Свирская, Р.Б.Стеркина, П.И.Третьяков и др.);
• концептуальные основания развития проектного управления
(А.И.Буренина, М.Ю.Бухаркина, В.И.Воропаев, В.В.Горшкова,
Т.А.Данилина, А.Н.Дахин, Л.С.Кисилёва, В.С.Лазарев, О.Е.Лебедев, О.В.Никифорова, В.А.Первушин, Е.С.Полат и др.);
• исследования по управлению развитием образования в регионе, поиска новых механизмов управления образованием И. М. Бадаян, Г. Г. Габдуллина, Г. А. Дороховой, В. А. Некрасова, В. В. Нестерова, Г. И. Оглоблиной, П. И. Третьякова, К. М. Ушакова и др., и исследования по проблемам управления качеством дошкольного образования (К.Ю.Белая, Л.В.Поздняк, Л.И.Фалюшина, Р.М.Чумичева и др.);
• исследования в области использования метода проектов в образовании (В.Н. Аверкин, Ю.В. Громыко, В.И. Ерошин, Д.Ф. Ильясов, Т.А. Каплунович, Е.Б. Куркин, A.M. Моисеев);
• нормативно-правовые документы: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Постановление правительства Белгородской области от 28.10.2013 года №431- пп «Об утверждении стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы», Федеральная целевая программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», Государственная программа Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы», ««Дорожная карта» обновления содержания дошкольного образования в Белгородской области», Постановление правительства Белгородской области от 25.02.2013 г. № 69- пп в ред. от 16.06.2014 года №218-пп «Региональный план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» Белгородской области, Закон Белгородской области «Об образовании в Белгородской области» от 30.10.2014 года №314.
Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по проблеме
исследования;
2. Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), контент-анализ, анкетирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 г. Белгорода, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17 «Салют» г. Белгорода, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 с. Пушкарное Белгородского района».
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в разработке организационно-методического обеспечения основных направлений управления развитием дошкольного образования на основе проектного подхода.
Практическая значимость исследования состоит в разработке организационно-методического обеспечения управления развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода. Разработанные подпроекты могут быть использованы органами управления образования и дошкольными образовательными организациями при проектировании дорожных карт, программ развития, что в свою очередь, позволит решать актуальные проблемы дошкольного образования в регионе.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Теоретические и экспериментальные результаты исследования докладывались и обсуждались:
- на конференциях:
1) Межвузовская студенческая конференция «Актуальные проблемы управления вариативным дошкольным образованием» (Белгород-Орел 2016г.);
2) Межвузовская студенческая конференция «Инновационные процессы в дошкольном образовании» (Белгород-Орел, 2017г.).
- представлены в форме научных публикаций:
1) Sergeeva A.S., Karabutova E.A. Some peculiarities of the variable development of the municipal system of preschool education/ A.S. Sergeeva, E.A.
Karabutova // Experientia est optima magistra (опыт - лучший учитель): сборник научных статей по результатам Международной научно-практической конференции./ Под ред. Е.А. Огнева, И.В. Бориславская. Вып. V. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА». - 2016. - С.89-91.
2) Рогоза А.С. Использование проектного подхода в управлении развитием дошкольного образования региона/ А.С. Рогоза// Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 2. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2017. - С. 170-173.
3) Рогоза А.С. Методическое обеспечение по управлению развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода/ А.С. Рогоза// Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018. - С.257-260.
Анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере образования, исследований ученых по использованию проектного подхода в управлении развитием дошкольного образования региона показал, что:
1 .Актуальными проблемами в настоящее время в России, в том числе и в Белгородской области, являются: обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования; проблема охвата детей раннего возраста дошкольным образованием и; охрана и укрепление психического и физического здоровья воспитанников; обеспечение доступной развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья; удовлетворение потребностей родителей (законных представителей) воспитанников в получении качественного образования. Проблемы решаются в основном через внедрение альтернативных форм работы с детьми: лекотек, групп кратковременного пребывания и др., и функционирующие частные детские сады и центры по присмотру и уходу за детьми раннего и дошкольного возраста.
Выявленные в Белгородской области актуальные проблемы решаются с помощью разработанной стратегии развития образования Белгородской области до 2020 года, реализующихся проектов в области дошкольного образования. Однако такие актуальные проблемы как удаленность доступных дошкольных образовательных организаций от места проживания потребителей, удовлетворенность потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг по прежнему сохраняются в регионе.
2. Проектный подход нашел успешное применение в управлении дошкольным образованием, который используется в регионе. В Белгородской области реализуется различный спектр проектов в сфере управления дошкольным образованием, который представлен портфелями проектов. Преимущества проектного подхода в систематичности: структурировании этапов, четком планировании работы, распределение персональной ответственности; в его эффективности: повышении качества работ, обоснованности управленческих решений, своевременном контроле, обеспечении активности всех участников в реализации проекта, использование разнообразных методов, средств в организации проекта.
Во второй части нашей работы нами был подобран диагностический инструментарий для исследования проблемы управления развитием дошкольного образования на основе проектного подхода в регионе - были разработаны анкеты для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся с целью изучения удовлетворенности услугами дошкольной образовательной организацией и дошкольного образования в целом.
Нами были проанализированы реализуемые проекты в сфере дошкольного образования Белгородской области. В проектах, реализуемых в Белгородской области решаются следующие актуальные проблемы: обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; проблема охвата детей раннего возраста дошкольным образованием, проблема удаленности доступных дошкольных образовательных организаций от места проживания потребителей.
Также нами проанализированы вариативные формы предоставления дошкольного образования, организованные на базе муниципальных ДОУ: центры поддержки ребенка, лекотеки, лего-центры, и частный сектор, который представлен частными дошкольными образовательными организациями. Вариативные формы дошкольного образования также решают проблему охвата детей раннего возраста дошкольным образованием.
Анализ развития дошкольного образования в Белгородской области с помощью анкетирования участников образовательного процесса показал неполную удовлетворенность педагогов и родителей (законных представителей) образовательными услугами, предоставляемыми дошкольной образовательной организацией и дошкольным образованием в целом, что говорит о необходимости совершенствования системы управления дошкольным образованием в регионе и улучшения качества предоставляемых услуг в дошкольной образовательной организации.
Для улучшения совершенствования системы управления дошкольным образованием в регионе на основе проектного подхода нами были разработаны методические рекомендации в виде проекта, направленного на повышение качества дошкольного образования в дошкольном
образовательном учреждении, посредством обновления образовательного пространства, кадрового обеспечения, материально-технической базы ДОУ.
Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в управлении развитием дошкольным образованием региона использование проектного подхода является эффективным, благодаря его множественным преимуществам. На основе проектного подхода нами разработаны методические рекомендации, с помощью которого могут решаться актуальные проблемы дошкольного образования.
1 .Актуальными проблемами в настоящее время в России, в том числе и в Белгородской области, являются: обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования; проблема охвата детей раннего возраста дошкольным образованием и; охрана и укрепление психического и физического здоровья воспитанников; обеспечение доступной развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья; удовлетворение потребностей родителей (законных представителей) воспитанников в получении качественного образования. Проблемы решаются в основном через внедрение альтернативных форм работы с детьми: лекотек, групп кратковременного пребывания и др., и функционирующие частные детские сады и центры по присмотру и уходу за детьми раннего и дошкольного возраста.
Выявленные в Белгородской области актуальные проблемы решаются с помощью разработанной стратегии развития образования Белгородской области до 2020 года, реализующихся проектов в области дошкольного образования. Однако такие актуальные проблемы как удаленность доступных дошкольных образовательных организаций от места проживания потребителей, удовлетворенность потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг по прежнему сохраняются в регионе.
2. Проектный подход нашел успешное применение в управлении дошкольным образованием, который используется в регионе. В Белгородской области реализуется различный спектр проектов в сфере управления дошкольным образованием, который представлен портфелями проектов. Преимущества проектного подхода в систематичности: структурировании этапов, четком планировании работы, распределение персональной ответственности; в его эффективности: повышении качества работ, обоснованности управленческих решений, своевременном контроле, обеспечении активности всех участников в реализации проекта, использование разнообразных методов, средств в организации проекта.
Во второй части нашей работы нами был подобран диагностический инструментарий для исследования проблемы управления развитием дошкольного образования на основе проектного подхода в регионе - были разработаны анкеты для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся с целью изучения удовлетворенности услугами дошкольной образовательной организацией и дошкольного образования в целом.
Нами были проанализированы реализуемые проекты в сфере дошкольного образования Белгородской области. В проектах, реализуемых в Белгородской области решаются следующие актуальные проблемы: обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; проблема охвата детей раннего возраста дошкольным образованием, проблема удаленности доступных дошкольных образовательных организаций от места проживания потребителей.
Также нами проанализированы вариативные формы предоставления дошкольного образования, организованные на базе муниципальных ДОУ: центры поддержки ребенка, лекотеки, лего-центры, и частный сектор, который представлен частными дошкольными образовательными организациями. Вариативные формы дошкольного образования также решают проблему охвата детей раннего возраста дошкольным образованием.
Анализ развития дошкольного образования в Белгородской области с помощью анкетирования участников образовательного процесса показал неполную удовлетворенность педагогов и родителей (законных представителей) образовательными услугами, предоставляемыми дошкольной образовательной организацией и дошкольным образованием в целом, что говорит о необходимости совершенствования системы управления дошкольным образованием в регионе и улучшения качества предоставляемых услуг в дошкольной образовательной организации.
Для улучшения совершенствования системы управления дошкольным образованием в регионе на основе проектного подхода нами были разработаны методические рекомендации в виде проекта, направленного на повышение качества дошкольного образования в дошкольном
образовательном учреждении, посредством обновления образовательного пространства, кадрового обеспечения, материально-технической базы ДОУ.
Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в управлении развитием дошкольным образованием региона использование проектного подхода является эффективным, благодаря его множественным преимуществам. На основе проектного подхода нами разработаны методические рекомендации, с помощью которого могут решаться актуальные проблемы дошкольного образования.
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АДМИНИСТРАЦИИ БОРИСОВСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - Управление дошкольным образованием в городском округе (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ОППОРТУНИЗМОМ ТРУДОВОГО ПЕРСОНАЛА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА ПРИ СОЗДАНИИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Разработка проекта управленческих решений на основе комплексного социально-экономического анализа в сфере дошкольного образования Санкт-Петербурга(Проектная работа по прикладному анализу в государственном и муниципальном управлении, Санкт-Петербургский политехнический университет)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2022 - Проектное управление развитием малокомплектных сельских школ в современной образовательной ситуации (на примере городского округа «Город Старый Оскол»)
Магистерская диссертация, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Проектное управление развитием сферы образования в Копейском городском округе
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Управление процессом профессионального роста педагогических кадров в условиях реализации ФГОС ДО (Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018



