ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САНАТОРИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий эмоционального благополучия дошкольников в детском санатории 8
1.1. Проблема эмоционального благополучия дошкольников в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Социально-психологические особенности среды детских учреждений
санаторно-курортного типа 16
1.3. Психолого-педагогические условия эмоционального благополучия
дошкольников в учреждениях санаторно-курортного типа 20
Глава 2. Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий формирования эмоционального благополучия дошкольников в детском санатории 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
исследования 27
2.3. Формирующий этап эксперимента 41
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа исследования. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий эмоционального благополучия дошкольников в детском санатории 8
1.1. Проблема эмоционального благополучия дошкольников в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Социально-психологические особенности среды детских учреждений
санаторно-курортного типа 16
1.3. Психолого-педагогические условия эмоционального благополучия
дошкольников в учреждениях санаторно-курортного типа 20
Глава 2. Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий формирования эмоционального благополучия дошкольников в детском санатории 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
исследования 27
2.3. Формирующий этап эксперимента 41
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа исследования. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Проблема создания психолого-педагогических условий эмоционального благополучия детей дошкольного
возраста является одной из важнейших проблем современной психолого-педагогической науки, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Под воздействием множества негативных социально-педагогических и психологических факторов в
дошкольном возрасте, прежде всего, страдает эмоциональная сфера ребенка.
Вопросы эмоционального благополучия дошкольника стали предметом
исследования A.B. Запорожца, Л.А. Абрамян, О.В. Гордеевой, А.Д. Кошелевой,
Г.Г. Филипповой и др. Согласно их исследованиям, устойчиво положительное,
комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое,
являющееся основой позитивного отношения ребенка к миру, и влияющее на
особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций и отношение со
сверстниками.
Вызывают интерес вопросы, касающиеся обеспечения эмоционального
благополучия ребенка в учреждении санаторно-курортного типа. В детском санатории дошкольник нередко попадает в ситуацию эмоционального дискомфорта, причинами которого являются новый временный детский коллектив, который вызывает сложности в общении со сверстниками, особенности быта детского санатория, представленного архитектурно‐планировочными особенностями помещений, организацией предметно‐пространственной среды, режимом,
этикетом, идеологиями. В учреждениях санаторно-курортного типа для оздоровления детей дошкольного возраста применяются медицинские процедуры,
которые могут стать причиной страха. Изард К.Э. в своих исследованиях страха
утверждал, « что боль и ожидание потенциально болезненных ситуаций для человека вызывает страх» [31; 230].4
В контексте изучаемой проблемы интересным представляется исследование психологических (А.Г. Калашников, Н.В. Крупенина, П.Ф. Лесгафт) и педагогических (Н.Н. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и
др.) условий эмоционального благополучия дошкольников в учреждении санаторно-курортного типа. Несмотря на активное внимание науки к изучению психолого-педагогических условий эмоционального благополучия дошкольников в
учреждениях санаторно-курортного типа, следует отметить недостаточную разработанность этой проблемы. В литературе представлены некоторые технологии работы формирования эмоционального благополучия дошкольников в
учреждениях санаторно-курортного типа (Д.А. Быков, Г.А. Гусев, В.В. Дегтярева, Т.В. Егорова, Г.Н. Подчалимова, С.В. Стригов, В.Я. Осенникова и др.).
Но практика показывает, что в этих учреждениях уделяется недостаточно внимания использованию специальных средств и методов, направленных на повышение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
В связи с этим приобретает актуальность поиска психолого-педагогических условий формирования эмоционального благополучия дошкольников в учреждениях санаторно-курортного типа.
Значимость данной проблемы подтверждается рядом противоречий:
между необходимостью сохранения эмоционального благополучия детей,
находящихся на лечении в санатории и недостаточной теоретико-методической
подготовленностью медицинских и педагогических кадров к этой работе. Между общественной потребностью сохранения эмоционального благополучия детей и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью
психолого-педагогических условий в детских санаториях.
Проблема исследования каковы психолого-педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников в детском санатории?
Цель - изучение и поиск оптимальных психолого-педагогических условий
эмоционального благополучия дошкольников в детском санатории.
Объект: эмоциональное благополучие дошкольников.5
Предмет: психолого-педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников в детском санатории.
Задачи исследования:
1. Раскрыть феномен эмоционального благополучия в психологической науке.
2. Раскрыть специфику и показатели эмоционального благополучия дошкольников.
3. Выявить психолого-педагогические условия эмоционального благополучия
дошкольников в детском санатории.
4. Разработать и провести коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование эмоционального благополучия дошкольников в
детском санатории.
возраста является одной из важнейших проблем современной психолого-педагогической науки, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Под воздействием множества негативных социально-педагогических и психологических факторов в
дошкольном возрасте, прежде всего, страдает эмоциональная сфера ребенка.
Вопросы эмоционального благополучия дошкольника стали предметом
исследования A.B. Запорожца, Л.А. Абрамян, О.В. Гордеевой, А.Д. Кошелевой,
Г.Г. Филипповой и др. Согласно их исследованиям, устойчиво положительное,
комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое,
являющееся основой позитивного отношения ребенка к миру, и влияющее на
особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций и отношение со
сверстниками.
Вызывают интерес вопросы, касающиеся обеспечения эмоционального
благополучия ребенка в учреждении санаторно-курортного типа. В детском санатории дошкольник нередко попадает в ситуацию эмоционального дискомфорта, причинами которого являются новый временный детский коллектив, который вызывает сложности в общении со сверстниками, особенности быта детского санатория, представленного архитектурно‐планировочными особенностями помещений, организацией предметно‐пространственной среды, режимом,
этикетом, идеологиями. В учреждениях санаторно-курортного типа для оздоровления детей дошкольного возраста применяются медицинские процедуры,
которые могут стать причиной страха. Изард К.Э. в своих исследованиях страха
утверждал, « что боль и ожидание потенциально болезненных ситуаций для человека вызывает страх» [31; 230].4
В контексте изучаемой проблемы интересным представляется исследование психологических (А.Г. Калашников, Н.В. Крупенина, П.Ф. Лесгафт) и педагогических (Н.Н. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и
др.) условий эмоционального благополучия дошкольников в учреждении санаторно-курортного типа. Несмотря на активное внимание науки к изучению психолого-педагогических условий эмоционального благополучия дошкольников в
учреждениях санаторно-курортного типа, следует отметить недостаточную разработанность этой проблемы. В литературе представлены некоторые технологии работы формирования эмоционального благополучия дошкольников в
учреждениях санаторно-курортного типа (Д.А. Быков, Г.А. Гусев, В.В. Дегтярева, Т.В. Егорова, Г.Н. Подчалимова, С.В. Стригов, В.Я. Осенникова и др.).
Но практика показывает, что в этих учреждениях уделяется недостаточно внимания использованию специальных средств и методов, направленных на повышение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
В связи с этим приобретает актуальность поиска психолого-педагогических условий формирования эмоционального благополучия дошкольников в учреждениях санаторно-курортного типа.
Значимость данной проблемы подтверждается рядом противоречий:
между необходимостью сохранения эмоционального благополучия детей,
находящихся на лечении в санатории и недостаточной теоретико-методической
подготовленностью медицинских и педагогических кадров к этой работе. Между общественной потребностью сохранения эмоционального благополучия детей и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью
психолого-педагогических условий в детских санаториях.
Проблема исследования каковы психолого-педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников в детском санатории?
Цель - изучение и поиск оптимальных психолого-педагогических условий
эмоционального благополучия дошкольников в детском санатории.
Объект: эмоциональное благополучие дошкольников.5
Предмет: психолого-педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников в детском санатории.
Задачи исследования:
1. Раскрыть феномен эмоционального благополучия в психологической науке.
2. Раскрыть специфику и показатели эмоционального благополучия дошкольников.
3. Выявить психолого-педагогические условия эмоционального благополучия
дошкольников в детском санатории.
4. Разработать и провести коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование эмоционального благополучия дошкольников в
детском санатории.
В настоящее время все более актуальной становится проблема эмоционального благополучия личности ввиду того, что положительное эмоциональное состояние является одним из основных условий гармоничного развития человека. Эмоциональная гармония является целью, к которой каждый человек
стремится на протяжении всей своей жизни, и на каждом возрастном этапе эта
гармония наполняется своим конкретным содержанием. Также сейчас стремительно увеличивается число исследований в области эмоционального благополучия личности, что говорит о важности и необходимости эмоционального
комфорта для индивида на всех этапах его развития.
Анализ теоретических исследований позволяет нам систематизировать и
представить основные показатели эмоционального благополучия, это: адекватная самооценка и отношение к самому себе; сформированный самоконтроль
эмоций; умение ребенка распознавать эмоциональное состояние другого человека; допустимая степень личностной и ситуативной тревожности; переживание успеха - неуспеха достижения целей; отсутствие критериев эмоционального
неблагополучия (страха, прямой или косвенной агрессии).
Эмоциональное благополучие является одним из значимых показателей
адекватности развития ребенка дошкольника. В рамках нашего исследования
мы рассматриваем показатели эмоционального благополучия такие как: адекватная самооценка и отношение к самому себе; отсутствие критериев эмоционального неблагополучия (страха, прямой или косвенной агрессии). Выбор
данных показателей, обусловлен социально-психологическими особенностями
среды детских учреждений санаторно-курортного типа.
Выявление психолого-педагогических условий эмоционального благополучия дошкольников, продиктовано необходимостью комплексной психолого-педагогической помощи с интеграцией ее в лечебно-оздоровительную деятельность учреждений санаторно-курортного типа. Рассмотренные теоретические
положения, определяющие социально-психологические особенности среды
учреждений санаторно-курортного типа, позволили выявить психолого-педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников: творческий и коллективный характер деятельности; создание для дошкольников ситуации успеха; благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера; обеспечение коммуникативной среды. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что реализация психолого-педагогических условий в специально
организованной коррекционно-развивающей программе, способствует формированию эмоционального благополучия дошкольников в детском санатории.
В ходе реализации эмпирической части исследования нами был осуществлен формирующий эксперимент, направленный на экспериментальную проверку гипотезы.
На констатирующем этапе исследования нами были установлены личностные особенности дошкольников, проходящих лечение в детском санатории.
Была осуществлена диагностика самооценки дошкольников, был проанализирован уровень тревожности, а также содержательный состав страхов дошкольников. Было установлено, что дошкольники экспериментальной группы обнаруживают сниженный уровень самооценки и высокий уровень тревожности,
который отягощается большим количеством страхов. В контрольную группу
нашего исследования вошли дошкольники с нормативными показателями самооценки, тревожности и страхов.
На формирующем этапе нами была реализована коррекционноразвивающая программа. В ходе работы с дошкольниками осуществлялось
применение методов арт-терапии.
В ходе контрольного этапа исследования мы установили, что существует
положительный сдвиг в показателях экспериментальной группы. В частности
значительно и статистически достоверно отмечено увеличение самооценки дошкольников, наблюдается снижение уровня страхов и тревожности, снизился
показатель склонности к агрессивному поведению. В то время как в контроль
ной группе отмечены незначительные изменения, связанные с естественной
адаптацией к среде санатория.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы установили, что психолого-педагогические условия: творческий и коллективный характер деятельности;
создание для дошкольников ситуации успеха; благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера; обеспечение коммуникативной среды в специально организованной коррекционно-развивающей программе, способствуют эмоциональному благополучию дошкольников в детском санатории. Что непосредственно подтверждает гипотезу нашего исследования.
стремится на протяжении всей своей жизни, и на каждом возрастном этапе эта
гармония наполняется своим конкретным содержанием. Также сейчас стремительно увеличивается число исследований в области эмоционального благополучия личности, что говорит о важности и необходимости эмоционального
комфорта для индивида на всех этапах его развития.
Анализ теоретических исследований позволяет нам систематизировать и
представить основные показатели эмоционального благополучия, это: адекватная самооценка и отношение к самому себе; сформированный самоконтроль
эмоций; умение ребенка распознавать эмоциональное состояние другого человека; допустимая степень личностной и ситуативной тревожности; переживание успеха - неуспеха достижения целей; отсутствие критериев эмоционального
неблагополучия (страха, прямой или косвенной агрессии).
Эмоциональное благополучие является одним из значимых показателей
адекватности развития ребенка дошкольника. В рамках нашего исследования
мы рассматриваем показатели эмоционального благополучия такие как: адекватная самооценка и отношение к самому себе; отсутствие критериев эмоционального неблагополучия (страха, прямой или косвенной агрессии). Выбор
данных показателей, обусловлен социально-психологическими особенностями
среды детских учреждений санаторно-курортного типа.
Выявление психолого-педагогических условий эмоционального благополучия дошкольников, продиктовано необходимостью комплексной психолого-педагогической помощи с интеграцией ее в лечебно-оздоровительную деятельность учреждений санаторно-курортного типа. Рассмотренные теоретические
положения, определяющие социально-психологические особенности среды
учреждений санаторно-курортного типа, позволили выявить психолого-педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников: творческий и коллективный характер деятельности; создание для дошкольников ситуации успеха; благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера; обеспечение коммуникативной среды. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что реализация психолого-педагогических условий в специально
организованной коррекционно-развивающей программе, способствует формированию эмоционального благополучия дошкольников в детском санатории.
В ходе реализации эмпирической части исследования нами был осуществлен формирующий эксперимент, направленный на экспериментальную проверку гипотезы.
На констатирующем этапе исследования нами были установлены личностные особенности дошкольников, проходящих лечение в детском санатории.
Была осуществлена диагностика самооценки дошкольников, был проанализирован уровень тревожности, а также содержательный состав страхов дошкольников. Было установлено, что дошкольники экспериментальной группы обнаруживают сниженный уровень самооценки и высокий уровень тревожности,
который отягощается большим количеством страхов. В контрольную группу
нашего исследования вошли дошкольники с нормативными показателями самооценки, тревожности и страхов.
На формирующем этапе нами была реализована коррекционноразвивающая программа. В ходе работы с дошкольниками осуществлялось
применение методов арт-терапии.
В ходе контрольного этапа исследования мы установили, что существует
положительный сдвиг в показателях экспериментальной группы. В частности
значительно и статистически достоверно отмечено увеличение самооценки дошкольников, наблюдается снижение уровня страхов и тревожности, снизился
показатель склонности к агрессивному поведению. В то время как в контроль
ной группе отмечены незначительные изменения, связанные с естественной
адаптацией к среде санатория.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы установили, что психолого-педагогические условия: творческий и коллективный характер деятельности;
создание для дошкольников ситуации успеха; благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера; обеспечение коммуникативной среды в специально организованной коррекционно-развивающей программе, способствуют эмоциональному благополучию дошкольников в детском санатории. Что непосредственно подтверждает гипотезу нашего исследования.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕГРАТИВНОМ ДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - ТЕХНОЛОГИИ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПЕРЕЖИВШИМ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022



