ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий эмоционального благополучия дошкольников в детском санатории 8
1.1. Проблема эмоционального благополучия дошкольников в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Социально-психологические особенности среды детских учреждений
санаторно-курортного типа 16
1.3. Психолого-педагогические условия эмоционального благополучия
дошкольников в учреждениях санаторно-курортного типа 20
Глава 2. Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий формирования эмоционального благополучия дошкольников в детском санатории 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
исследования 27
2.3. Формирующий этап эксперимента 41
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа исследования. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Проблема создания психолого-педагогических условий эмоционального благополучия детей дошкольного
возраста является одной из важнейших проблем современной психолого-педагогической науки, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Под воздействием множества негативных социально-педагогических и психологических факторов в
дошкольном возрасте, прежде всего, страдает эмоциональная сфера ребенка.
Вопросы эмоционального благополучия дошкольника стали предметом
исследования A.B. Запорожца, Л.А. Абрамян, О.В. Гордеевой, А.Д. Кошелевой,
Г.Г. Филипповой и др. Согласно их исследованиям, устойчиво положительное,
комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое,
являющееся основой позитивного отношения ребенка к миру, и влияющее на
особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций и отношение со
сверстниками.
Вызывают интерес вопросы, касающиеся обеспечения эмоционального
благополучия ребенка в учреждении санаторно-курортного типа. В детском санатории дошкольник нередко попадает в ситуацию эмоционального дискомфорта, причинами которого являются новый временный детский коллектив, который вызывает сложности в общении со сверстниками, особенности быта детского санатория, представленного архитектурно‐планировочными особенностями помещений, организацией предметно‐пространственной среды, режимом,
этикетом, идеологиями. В учреждениях санаторно-курортного типа для оздоровления детей дошкольного возраста применяются медицинские процедуры,
которые могут стать причиной страха. Изард К.Э. в своих исследованиях страха
утверждал, « что боль и ожидание потенциально болезненных ситуаций для человека вызывает страх» [31; 230].4
В контексте изучаемой проблемы интересным представляется исследование психологических (А.Г. Калашников, Н.В. Крупенина, П.Ф. Лесгафт) и педагогических (Н.Н. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и
др.) условий эмоционального благополучия дошкольников в учреждении санаторно-курортного типа. Несмотря на активное внимание науки к изучению психолого-педагогических условий эмоционального благополучия дошкольников в
учреждениях санаторно-курортного типа, следует отметить недостаточную разработанность этой проблемы. В литературе представлены некоторые технологии работы формирования эмоционального благополучия дошкольников в
учреждениях санаторно-курортного типа (Д.А. Быков, Г.А. Гусев, В.В. Дегтярева, Т.В. Егорова, Г.Н. Подчалимова, С.В. Стригов, В.Я. Осенникова и др.).
Но практика показывает, что в этих учреждениях уделяется недостаточно внимания использованию специальных средств и методов, направленных на повышение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
В связи с этим приобретает актуальность поиска психолого-педагогических условий формирования эмоционального благополучия дошкольников в учреждениях санаторно-курортного типа.
Значимость данной проблемы подтверждается рядом противоречий:
между необходимостью сохранения эмоционального благополучия детей,
находящихся на лечении в санатории и недостаточной теоретико-методической
подготовленностью медицинских и педагогических кадров к этой работе. Между общественной потребностью сохранения эмоционального благополучия детей и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью
психолого-педагогических условий в детских санаториях.
Проблема исследования каковы психолого-педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников в детском санатории?
Цель - изучение и поиск оптимальных психолого-педагогических условий
эмоционального благополучия дошкольников в детском санатории.
Объект: эмоциональное благополучие дошкольников.5
Предмет: психолого-педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников в детском санатории.
Задачи исследования:
1. Раскрыть феномен эмоционального благополучия в психологической науке.
2. Раскрыть специфику и показатели эмоционального благополучия дошкольников.
3. Выявить психолого-педагогические условия эмоционального благополучия
дошкольников в детском санатории.
4. Разработать и провести коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование эмоционального благополучия дошкольников в
детском санатории.
В настоящее время все более актуальной становится проблема эмоционального благополучия личности ввиду того, что положительное эмоциональное состояние является одним из основных условий гармоничного развития человека. Эмоциональная гармония является целью, к которой каждый человек
стремится на протяжении всей своей жизни, и на каждом возрастном этапе эта
гармония наполняется своим конкретным содержанием. Также сейчас стремительно увеличивается число исследований в области эмоционального благополучия личности, что говорит о важности и необходимости эмоционального
комфорта для индивида на всех этапах его развития.
Анализ теоретических исследований позволяет нам систематизировать и
представить основные показатели эмоционального благополучия, это: адекватная самооценка и отношение к самому себе; сформированный самоконтроль
эмоций; умение ребенка распознавать эмоциональное состояние другого человека; допустимая степень личностной и ситуативной тревожности; переживание успеха - неуспеха достижения целей; отсутствие критериев эмоционального
неблагополучия (страха, прямой или косвенной агрессии).
Эмоциональное благополучие является одним из значимых показателей
адекватности развития ребенка дошкольника. В рамках нашего исследования
мы рассматриваем показатели эмоционального благополучия такие как: адекватная самооценка и отношение к самому себе; отсутствие критериев эмоционального неблагополучия (страха, прямой или косвенной агрессии). Выбор
данных показателей, обусловлен социально-психологическими особенностями
среды детских учреждений санаторно-курортного типа.
Выявление психолого-педагогических условий эмоционального благополучия дошкольников, продиктовано необходимостью комплексной психолого-педагогической помощи с интеграцией ее в лечебно-оздоровительную деятельность учреждений санаторно-курортного типа. Рассмотренные теоретические
положения, определяющие социально-психологические особенности среды
учреждений санаторно-курортного типа, позволили выявить психолого-педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников: творческий и коллективный характер деятельности; создание для дошкольников ситуации успеха; благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера; обеспечение коммуникативной среды. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что реализация психолого-педагогических условий в специально
организованной коррекционно-развивающей программе, способствует формированию эмоционального благополучия дошкольников в детском санатории.
В ходе реализации эмпирической части исследования нами был осуществлен формирующий эксперимент, направленный на экспериментальную проверку гипотезы.
На констатирующем этапе исследования нами были установлены личностные особенности дошкольников, проходящих лечение в детском санатории.
Была осуществлена диагностика самооценки дошкольников, был проанализирован уровень тревожности, а также содержательный состав страхов дошкольников. Было установлено, что дошкольники экспериментальной группы обнаруживают сниженный уровень самооценки и высокий уровень тревожности,
который отягощается большим количеством страхов. В контрольную группу
нашего исследования вошли дошкольники с нормативными показателями самооценки, тревожности и страхов.
На формирующем этапе нами была реализована коррекционноразвивающая программа. В ходе работы с дошкольниками осуществлялось
применение методов арт-терапии.
В ходе контрольного этапа исследования мы установили, что существует
положительный сдвиг в показателях экспериментальной группы. В частности
значительно и статистически достоверно отмечено увеличение самооценки дошкольников, наблюдается снижение уровня страхов и тревожности, снизился
показатель склонности к агрессивному поведению. В то время как в контроль
ной группе отмечены незначительные изменения, связанные с естественной
адаптацией к среде санатория.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы установили, что психолого-педагогические условия: творческий и коллективный характер деятельности;
создание для дошкольников ситуации успеха; благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера; обеспечение коммуникативной среды в специально организованной коррекционно-развивающей программе, способствуют эмоциональному благополучию дошкольников в детском санатории. Что непосредственно подтверждает гипотезу нашего исследования.
1. Аберкомби Н. Социологический словарь / Н. Аберкомби, С. Хилл, Б. Тернер; пер. с англ. - Казань: изд-во КГУ, 2010. - 719 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология - Екатеринбург: изд-во Деловая книга, 2012. - 624 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности - М.: изд-во Наука, 2011. - 335 с.
4. Абульханона-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятель¬ности: Психология формирования и развития личности - М.: изд-во Наука, 2010. - 459 с.
5. Адлер А. Педагогика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: Прогресс, 2011. - 751 с.
6. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества /Ш.А. Амонашвили; - М.: Педагогика, 2010. - 63 с.
7. Ананьев В.А. Психология здоровья, как новая отрасль человекознания / В.А. Ананьев // Вест. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.,2010. - 18 с.
8. Ананьен, Б.1'. Избранные психологические труды - М.: Педагогика, 2013.- 128 с.
9. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2011.- 608 с.
10. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева,-М.: Аспект Пресс, 2010. - 376 с.
11. Аникеева Н.П. Воспитание игрой, творчеством /Н.П. Аникеева - Новоси¬бирск: АПИ «Момент истины», 2014.- 143 с.
12. Асеев В.Г. Критерии социальной оценки личности в воспитательном про¬цессе/ В.Г. Асеев // Психологические исследования социального развития личности. - М. Издательский центр «Академия», 2010. - 587 с.
13. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.:МГУ, 2014. - 368с.
14. Атаева Р. Д. Психолого-педагогические условия социальной адаптации детей в инновационной гимназии с поликультурой средой: дис. канд. пед. наук Атаева Раиса Дундаевна. - Ставрополь, 2014.- 199 с.
15. Ахметова Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт".- М., -2010. -340 с.
16. Басов А.В. Образ жизни и наше здоровье - Ярославль: Всрх.-Волж. кн. изд-во, 210. - 127 с.
17. Батаршев А. В. Психология личности и общения / А. В. Батаршев. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. - 248 с.
18. Безруких, М.М. Ребенок идет в школу / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 240 с.
19. Березин Ф.Б. Педагогическая и психологическая адаптация человека
/Ф.Б. Березин. - Л: Наука, 2010. - 270 с.
20. Бехтерев Н.М. Избранные работы по социальной психологии/ В.М. Бех¬терев. -М.: Изд-во МГУ,2010. - 400 с.
21. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. -М.: Педагогика, 2010. -144 с.
22. Василюк Ф. Е. Психология переживания. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. - 200 с.
23. Волков Б.С. Психология дошкольника: учеб. пособие / Б.С. Волков. -М.: Академический проект; Гаудеамус, 2010. - 208 с.
24. Воронин В.О. Организационная культура и личность: социально-психологические аспекты / В. Воронин // Развитие личности. -2011.-637.
25. Герасимова Е.Н., Фаустова И.В. Изучение эмоционального неблагополу¬чия современных детей старшего дошкольного возраста. // Психология образования в поликультурном пространстве. Научный журнал, № 1. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013.
26. Гонеев А.Д. Основы коррекционной психологии / А.Д. Гонеев, Н.И. Ли- финцева, Н.В. Ялпаева. -М.: Академия, 2013. - 280 с.
27. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.:АСТ: Астрель, 2010. -220 с.
28. Елисеев, О.П, Практикум но психологии личности / О.П. Елисеев. -2-е изд., испр. и перераб. - СПб: Питер, 2013. - 512 с.
29. Запорожец А.В Развитие социальных эмоций у детей дошкольного воз¬раста / Запорожец А.В., Неверович А.Д. и др. - М., 201.- 432 с.
30.Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. -М.: Логос, 2010. - 384 е.
31. Изард К. Эмоции человека / К. Изард; пер. с анг. - М.:Издво Моск. Ун-та, 2010. - 440 с.
32. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства /Е.П. Ильин. -СПб: Питер, 2011. - 752 с.
33. Кабаченко Т.С. Психология управления [Текст]: учебное пособие / Т.С. Кабаченко.- М,: Педагогическое общество России, 2014. - 384 с.
34. Калинина Н.В. Некоторые аспекты изучения поведения детей в кризис-ных ситуациях / Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова // Психологическая наука и образование. -2014. - 625.
35. Каменская М.В. Детская психология с элементами психофизиологии. - М., 2013.- 126 с.
36. Кащенко ВП. Психологическая коррекция./ В.П. Кащенко. -
М.:Просвещение,2010. - 222 с.
37. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми./ М. В.Киселева. - СПб: Речь, 2014. - 160 с.
38. Коган А.Г. Лечебная педагогика в детском санатории /А.Г. Коган. - М.:Просвещение,2010. - 169 с.
39. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста".- СПб: Речь, 2014. -200 с.
40. Крылова, Н. Б. Школы без стен: перспективы развития и организация продуктивных школ [Текст]: методический материал. Вып. 1 / Н. Б. Кры¬лова; Отв. ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2013. - 175 с.
41. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за¬нятий/ Л. Д. Лебедева. - СПб: Речь, 2013. -256 с.
42. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М.: Издательство ГНОМ, 2010. - 160 с.
43. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в дет¬ском саду.- М.: Академия, 2014. - 192 с.
44. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-8 лет. - М., 2014. - 200 с.
45. Фаустова И.В. Эмоциональное благополучие дошкольников как основа их психологического здоровья. // Вопросы теории и практики дошкольно¬го образования: Сборник научно-методических статей. - Вып. 5. - Сара¬тов: ИЦ «Наука», 2014.
46. Юсупова Г.Х., Никонова Л.И., Кузьмина, Ф.М. Арттерапия в коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников - Уфа: Издательство ИРОРБ,. 2013. - 90 с.