Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Работа №114350

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет 9
1.1 Подходы к психологической готовности к школе 9
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования волевой готовности
школе у детей 6-7 лет 12
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий формирования
волевой готовности к школе у детей 6-7 лет 15
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию волевой готовности к школе у детей 6-7 лет 21
2.1 Выявление уровня сформированности волевой готовности к школе у
детей 6-7 лет 21
2.2 Апробация психолого-педагогических условий формирования волевой
готовности к школе у детей 6-7 лет 35
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий
формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет 42
Заключение 49
Список используемой литературы 53
Приложение


Актуальность исследования. В настоящее время актуальность проблемы подготовки ребенка к школьному обучению обуславливается многими факторами. Поступление в школу - это серьезный и ответственный этап в жизни каждого дошкольника, вхождение его в новый социум, где его ожидают новые права и обязанности, сложные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. В настоящее время подготовка детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психолого-педагогической науки. По словам Л.С. Выготского - быть готовым к школьному обучению, это, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
На данный момент готовность ребенка к школьному обучению определяется его психическим развитием. Психологическая готовность к школе - это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности. Она заключается, прежде всего, в том, что к моменту поступления в школу у ребенка должны сформироваться те психологические черты, которые присущи школьнику. А.В. Запорожец указывал, что готовность к обучению в школе определяют следующие структурные компоненты личностного развития: мотивация, произвольность, способность к самоконтролю и регуляции психической деятельности. Готовность к школе изучали многие ученые, педагоги и психологи: Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикова, Н.Г. Салмина, А.Л. Венгер, В.С. Мухина, Н.И. Гуткина, У.В. Ульенкова, А. Анастази, И. Шванцара, Е.Е. Кравцова.
Готовность ребенка к школьному обучению - это весьма ответственная, волнующая и очень важная ступень в жизни старшего дошкольника, которая требует разносторонних системных психологических исследований. А также, это необходимый уровень знаний, умений и навыков для успешного обучения в школе.
Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Его ждет насыщенная деятельность, ведь в дальнейшем от него потребуется делать не только то, что ему захочется, но и то, что от него потребует преподаватель, режим школы и школьная программа. Развитие волевой готовности к школе обходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость.
Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые дошкольник способен в важный период своей жизни - поступление в школу.
На протяжении всего дошкольного детства совершенствуется волевая сфера ребенка и изменяется ее структура, что проявляется в стремлении к преодолению препятствий. Развитие волевых качеств в этом возрасте обуславливается изменением мотивов поведения, соподчинения им.
Проявление действий волевого характера, выдвижение на первый план мотивов, которые являются для дошкольника наиболее актуальными, приводит к тому, что, пользуясь этими действиями и мотивами, ребенок усердно добивается поставленной цели, не отвлекаясь на внимание окружающего социума.
Такие известные психологи как Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Н.И. Гуткина уделяли большое внимание развитию произвольного поведения, которое проявляется в умении подчиняться правилам и требованиям взрослого, умении управлять собой, своим поведением. По их мнению, наиболее важным для психологической готовности дошкольников к школе считается именно этот компонент.
Проблема психического развития у детей дошкольного возраста была и остается одной из самых актуальных проблем психологии развития. Поступление в первый класс это переломный момент в жизни ребенка и этому моменту должно уделяться особое внимание. Актуальность готовности ребенка к школьному обучению обуславливается тем важным моментом, который происходит в жизни ребенка в связи с изменением его социального статуса.
Анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучения волевой готовности к школе у детей позволил нам выделить противоречие между необходимостью формирования волевой готовности дошкольников к обучению в школе и недостаточной проработанностью психолого-педагогических условий для осуществления этого процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить психолого-педагогические условия формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: формирование волевой готовности к школе у детей 6-7 лет возможно при создании следующих психолого-педагогических условий:
- информирование дошкольников о деятельности первоклассника и формирование положительного отношения к школе;
- создание ситуаций, включающих элементы школьной жизни, в которых проявляются волевые качества ребенка;
- организация работы с родителями, направленной на формирование у детей внутренней позиции школьника.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет
2. Выявить уровень сформированности волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет
4. Определить эффективность психолого-педагогических условий формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет
Методы исследования: анализ психолого-педагогических источников по проблеме формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; качественный и количественный анализ эмпирических данных
Теоретико-методологическую основу исследования составили современные идеи, теории, подходы и концепции к определению сущности педагогических процессов развития личности; идеи личностно-ориентированного образования (А.И. Савостьянов, В.А. Петровский, В.Т. Кудрявцев, И.Д. Демакова и др.); коммуникативно-деятельности подход (О.Е. Грибова, И.И. Зарецкая, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.)
Новизна исследования заключается в определении психолого-педагогических условий формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии проблемы волевой готовности к школе у детей 6-7 лет, в обосновании психолого-педагогических условий формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования: в практику работы дошкольных образовательных учреждений могут быть внедрены: диагностические задания по выявлению уровня сформированности волевой готовности к школе у детей 6-7 лет, а также предложенные психолого-педагогические условия формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
База исследования: СПДС «Ягодка» г.о. Жигулевск. В эксперименте принимали участие 20 детей подготовительной группы. Возраст испытуемых 6-7 лет. Экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 источников) и двух приложений. Работа иллюстрируется 10 таблицами и 2 рисунками

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования достигнута его цель и решены поставленные задачи, сформулированы следующие выводы.
На основе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что волевая готовность к школе у детей старшего дошкольного возраста является основой для дальнейшего успешного обучения в школе и благополучного освоения в новом социуме. Изучением готовности ребенка к школе занимались многие отечественные и зарубежные ученые:
Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, Н.И. Гуткина,
В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин, Ст. Холл,
Я. Йирасек, Ф. Керн. Ведь проблема психического развития у детей дошкольного возраста была и остается одной из самых актуальных проблем психологии развития.
Переход ребенка в старший дошкольный возраст подразумевает множество различных испытаний, как эмоциональных, физических, так и психологических. Для него открываются новые возможности, новые обязанности, трудности и конечно самый главный и ответственный этап - поступление в школу. И в этом случае волевая готовность к школе играет огромную роль. Она позволяет ребенку контролировать свои эмоции, переживания и включает в себя умение владеть своими действиями, подчиняться нормам и правилам, способствует проявлению выдержки в различных ситуациях. Сформированная волевая готовность к школьному обучению развивает такие качества ребенка, как самостоятельность, ответственность, аккуратность, умение сознательно контролировать свои действия, то есть все те черты, которые необходимы старшему дошкольнику для успешного обучения в школе.
Эффективность формирования волевой готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста зависит от многих психолого - педагогических условий, таких как информирование дошкольника о деятельности первоклассника и формирование позиции школьника, что необходимо для представления о школьной жизни, ее нормах, правилах и предъявляемых требованиях, также для формирования волевой готовности к школе необходимо создавать ситуации, включающие в себя элементы школьной жизни, в которых проявляются волевые качества ребенка. Учет всех этих психолого - педагогических условий при подготовке дошкольника к школьному обучению, позволит развить у ребенка способность ставить перед собой цель, преодолеть трудности в процессе ее достижения, способствовать накоплению у него представлений об обучение в школе, а так же формированию положительного отношения к ней.
Практическая часть работы была выполнена на базе СПДС «Ягодка» г.о. Жигулевск, Самарской области. В исследовании участвовало 20 детей подготовительной группы. Возраст испытуемых 6-7 лет. Экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Нами были выделены следующие показатели:
- Уровень развития произвольной сферы.
- Уровень развития предпосылок учебной деятельности .
- Уровень развития мотивационной готовности к школьному обучению.
- Уровень сформированности «внутренней позиции школьника».
На констатирующем этапе эксперимента было проведено исследование с помощью следующих методик: «Домик» (Н.И. Гуткина), «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин), «Диагностика готовности ребенка к школьному обучению» (Т.А. Нежнова), «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова).
Проведя анализ диагностических данных, установлено, что средний уровень волевой готовности к школе имеют 15 детей (75% от группы). Дети выполняют предложенные задания с интересом, отвечают на вопросы взрослого и комментируют свои действия. Так же, не отказываются от помощи и стараются выполнить задания качественно.
У 3 детей (15%) отмечен высокий уровень волевой готовности к школе. Они активно и с интересом выполняют задания, хорошо идут на контакт со взрослыми, отвечают на вопросы и комментируют свои действия.
Низкий уровень продемонстрировали 3 ребенка (15%). Эти не дети не справлялись с заданиями, которые им предлагались. Им постоянно требовалась помощь взрослого, хоть некоторые и отказывались от нее. Допускали много ошибок в ходе выполнения.
Работа по формированию волевой готовности к школе у детей 6-7 лет осуществлялась по трем этапам: подготовительный, основной и заключительный.
Целью подготовительно этапа было: осуществить информирование дошкольников о деятельности первоклассника и сформировать положительное отношение к школе. На данном этапе мы обогатили развивающую предметно-пространственную среду предметами для самостоятельной деятельности детей, согласно разработанному нами плану.
Целью основного этапа было: создать ситуации, включающие элементы школьной жизни, в которых проявляются волевые качества ребенка. Для этого нами была подобрана серия занятий, которые мы использовали в нашей работе с детьми старшего дошкольного возраста: «Школа», «Собираемся в школу», «Скоро в школу», «Эмоции», «На пороге школы».
Целью заключительного этапа формирующего эксперимента было: сформировать у ребенка позицию школьника. Работа на данном этапе строилась следующим образом. Родителям будущих первоклассников предлагались задания по организации совместной деятельности, такие как: экскурсия с ребенком в школу, встреча и знакомство с учителями, семейное чтение художественной литературы о школе, рассказы о своих любимых учителях, а за тем устраивалось обсуждение результатов на темы: «Что такое школа?», «Почему я хочу учиться в школе?», «Зачем нужна школа?», «Чему учат в школе?». Затем нами была разработана памятка для родителей на тему «Психологическая готовность ребенка к школе».
После формирующего этапа эксперимента нами были повторно проведены методики, используемые нами на констатирующем этапе. Проанализировав результаты проведенных методик контрольного этапа, мы пришли к выводу, что:
- Высокий уровень волевой готовности к школе имеют 6 детей (30%).
- Средний уровень волевой готовности к школе имеют 12 детей (60 %).
- Низкий уровень волевой готовности к школе имеют 2 ребенка (10%).
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование волевой готовности к школе у детей 6-7 лет ориентировано на среднем уровне. Можно заключить, что по сравнению с результатами экспериментирования на констатирующем этапе, в целом по группе существенно повысились количественные результаты высокого уровня волевой готовности к школе. Следовательно, по итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что гипотеза исследования доказана, поскольку процесс формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет стал эффективен при следующих психолого-педагогических условиях: информирование дошкольников о деятельности первоклассника и формирование положительного отношения к школе; создание ситуаций, включающих элементы школьной жизни, в которых проявляются волевые качества ребенка; организация работы с родителями, направленной на формирование у детей внутренней позиции школьника.



1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст] /Л.И. Божович. - М. : МГУ, 1992. - 98 с.
2. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Наука, 2010. - 346 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 254 с.
4. Бородина, Г.В. Еще раз о готовности к школе [Текст] / Г.В.Бородина // Начальная школа: плюс до и после. - 2002. - №10. - 25 с.
5. Борозинец, Н.М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении [Текст] / Н.М.Борозинец // Вопросы психологии. - 1998. - №2. - С. 56-61.
6. Безрукова, В.С. Педагогика [Текст] : Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 с.
7. Быков, А.В. Становление волевой регуляции в онтогенезе [Текст] / А.В. Быков, Т.И. Шульга. - М. : Центр педагогического образования, 2008. - 63 с.
8. Венгер, А.Л. Как дошкольник становится школьником? [Текст] / А.Л.Венгер // Дошкольное воспитание. - 2005. - №8. - С. 66-74.
9. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика [Текст] : Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М. : Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 724 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /
Л.С. Выготский. - М. : Педагогика-пресс, 1999. - 533 с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Эксмо, 2010. - 508 с.
12. Вульфов, Б.З. Педагогика [Текст] : Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый. - М. : Юрайт, 2013. - 511 с.
13. Волкова, Е.Т. Готов ли ребенок к школе [Текст] / Е.Т. Волкова // Дошкольное воспитание. - 2001. - №12. -46 с.
14. Гуревич, П.С. Психология и педагогика [Текст] : Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы : Юрайт, 2016. - 479 с.
15. Гризик, Т.И. Познаю мир [Текст] : методические рекомендации для воспитателей / Т.И. Гризик. - М., 2004. - 124 с.
16. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности образованием / Н.И. Гуткина // Психологическая наука и образование. - 2010. - №3. - C. 106-115.
17. Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению [Текст] / Н.И. Гуткина. - М. : МГУ, 1996. - 154 с.
18. Данилова Т.А. В мире детских эмоций [Текст] : Пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилова, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
19. Дмитриевская, Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе [Текст] / Л.А. Дмитриевская - М.: Начальная школа, 2000. - №12. - 129 с.
20. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников. [Текст] / О.М. Дьяченко, Г. В Лаврентьева. - М. : Педагогика, 2012. - 128 с.
21. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н.С. Ежкова. - М. : ВЛАДОС, 2010 - 127 с.
22. Жукова Н.М. Методика воспитательной работы [Текст] : Учебное пособие / Н.М. Жукова. - М. : МГАУ, 2005. - 104 с.
23. Жданова, Р.А. Как определить готовность ребенка к школьному обучению [Текст] / Р.А. Жданова. - М. : Центр педагогического образования, 2005. - 23 с.
24. Запорожец, А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий ребенка [Текст] : Избранные психологические труды: Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. - М.,1986. - 145 с.
25. Запорожец, А.В. Основы дошкольной педагогики [Текст] / А.В. Запорожец. - М., 1980. - 251 с.
26. Князева, В.В. Педагогика [Текст] / В.В. Князева. - М. : Вузовская книга, 2016. - 872 с.
27. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. [Текст] / Р.Р. Калинина. - СПб. : Питер, 2003. - 556 с.
28. Костикова, М.Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению [Текст] / М.Н. Костикова // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М. : МГУ, 2001. - 86 с.
29. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. - М. : Академия, 2009. - 336 с.
30. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст] : Учеб. пособие для студентов вузов / И.Ю. Кулагина. - М. : Творческий центр «Сфера», 2001. - 354 с.
31. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст] : учебное пособие / О.А Карабанова - М. : Российское педагогическое агентство, 1997. - 190 с.
32. Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе [Текст] : Учебное пособие / О.Б. Конева. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2000.- 32 с.
33. Леонтьев, А.Н. Психология эмоций: потребности, мотивы и эмоции [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / А.Н. Леонтьев. - М., 1984. -354 с.
34. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М., 2011. - 384 с.
35. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 656 с.
36. Немов, Р.С. Общая психология [Текст] : Учебник / Р.С. Немов. - М. : Юрайт, 2012. - 242 с.
37. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология. [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М. : Пед. общ-во России, 2009. - 514 с.
38. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология. [Текст] / А.В. Петровский. - М. : Просвещение, 2008. - 318 с.
39. Психология дошкольника [Текст] : Хрестоматия. - М. :
Академия, 1997.- 350 с.
40. Павленко, Н.Н. Психология и педагогика [Текст] : Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. - М. : КноРус, 2012. - 496 с.
41. Пастюк, О.В. Психология и педагогика [Текст] : Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с.
42. Рыбина, Э. Готов ли ребёнок к школьному обучению? [Текст] /
Э. Рыбина // Дошкольное воспитание. - 2001. - №8. - С. 43-51.
43. Салмина, Н.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника [Текст] / Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова. - М. : МГ1П1У, 2006. - 210 с.
44. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник.
Академическия курс [Текст] / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Люберцы : Юрайт, 2015. - 509 с.
45. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1989. - 528 с.
46. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого - педагогических исследований [Текст] : Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - М. : Флинта, 2013. - 208 с.
47. Эльконин, Д.Б. Психология развития человека / Д.Б. Эльконин. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 460 с.
48. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М., 2008. - 384 с.
49. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : МГУ, 2000. - 286 с.
50. Ярусова, Е.А. Сюжетно-ролевая игра как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития дошкольников 5-7 лет [Текст] / Е.А. Ярусова. - Казань, 2007. - 12 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ