Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ

Работа №68504

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
286
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы акцентуации характера подростков с разным типом межличностных отношений со
сверстниками 7
1.1 Проблема акцентуаций характера в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2 Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте 13
1.3 Связь акцентуаций характера подростков и типа межличностных
отношений со сверстниками 18
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование акцентуации характера подростков с разным типом межличностных
отношений 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация 28
2.3 Рекомендации для психолога по коррекции межличностных
отношений подростков с акцентуациями характера 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность проблемы исследования состоит в том, что особенности поведения человека находится под прямым влиянием характера. Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. В современном российском обществе проблема межличностных отношений подростков с акцентуацией характера становится весьма значимой, когда идёт активная перестройка всех сфер общества, остро ощущается потребность в людях, умеющих создавать психологический климат в коллективе, способных аналитически мыслить, умеющих слушать и говорить с людьми. Многогранность межличностных отношений превращает их в объект комплексного изучения: взаимоотношения между людьми носит избирательный характер, которые определяются потребностями человека. Современные исследования показывают необходимость изучения влияния акцентуаций характера на тип межличностных отношений подростков для выстраивания конструктивного поведения на дальнейшую жизнь человека.
В отечественной психологии выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных качеств личности, которые формируются и проявляются в конкретной деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности.
Исследования проблемы взаимосвязи акцентуаций характера и типа межличностных отношений в подростковых группах имеет большое значение. Изучение их взаимосвязи способствует повышению качества обучения и воспитания, и эффективности системы образования в целом. Здесь можно отметить динамику развития межличностных отношений и личностных качеств, включающих в себя социометрическую структуру, эмоциональную сплочённость и ценностно-ориентационное единство в их взаимосвязи.
Огромное социализирующее и воспитательное воздействие на личность подростка оказывает сама подростковая среда, особенности подростковой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп. В подростковой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на формирование акцентуаций характера подростка, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Так и акцентуации характера оказывают влияние на стиль общения, на успешность обучения и социализации подростка.
Проблема исследования: каковы различия в межличностных отношениях подростков с разными акцентуациями характера?
Цель исследования - изучить различия в межличностных отношениях подростков с разными акцентуациями характера.
Объектом исследования являются акцентуации характера подростков.
Предметом исследования является акцентуации характера подростков с разным типом межличностных отношений.
Гипотеза исследования: мы предлагаем, что подростки с разными акцентуациями характера различаются по типам межличностных отношений, а именно:
1) для подростков с гипертимной акцентуацией характерны такие типы межличностных отношений, как дружелюбность и альтруистичность,
2) для подростков с эпилептоидной акцентуацией характера в межличностных отношениях характерны эгоистичность и агрессивность;
3) для подростков с циклоидной акцентуацией характера предпочтительна подчиняемая позиция в межличностных отношениях.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить разработанность в психологии проблемы акцентуации характера подростков с разным типом межличностных отношений.
2. Выявить особенности акцентуаций характера подростков.
3. Определить тип межличностных отношений подростков.
4. Выявить различия в акцентуациях характера у подростков с разным типом межличностных отношений.
5. Выявить связь между акцентуациями характера и типами межличностных отношений подростков.
6. Разработать рекомендации для психолога по коррекции
межличностных отношений подростков с акцентуациями характера.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические положения отечественной возрастной психологии об особенностях подросткового возраста (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, Т. В. Драгунова, И. В.Дубровина, И. С. Кон, А. М.Прихожан, Н. Н. Толстых, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.); изучением проблемы личностных характеристик подростков с различными акцентуациями характера занимался целый ряд зарубежных специалистов (К. Бушман, Р.Доллард, Дж. Гин, Э. Кречмером, Э.Фромм, У. Шелдон и т.д.) и отечественных (С.А. Беличева, И.В. Дубровина, П.Б. Ганнушкин, Т.В. Иванова, А.Е. Личко, К. Леонгард, А.Н. Прихожан Г.Е. Сухарева и др.).
Тема межличностных отношений рассматривается в работах Абрамовой Г.С., Амрекулова Н.А., Бодалева А.А., Столяренко Л.Д., Рогова Е.И., Дж. Морено и другие.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.
Методы исследования:
-организационные (сравнительный метод);
-эмпирические (опросный метод);
-методы обработки данных (методы количественного анализа данных и методы качественного описания);
-интерпретационные (структурный метод).
Методики исследования:
1) Адаптированный подростковый опросник Н. Шмишека «Акцентуации характера»;
2) Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Математическая обработка данных проводилась с использованием критерия Спирмена, МРА (множественный регрессионный анализ) и критерия Крускала-Уоллиса на основе пакета статистических программ SPSS-17.
База и выборка исследования: МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 37» г. Белгорода. В исследовании приняли участие 77 учеников, средний возраст которых 14,5 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы показал нам, что необходимость изучения влияния межличностных отношений на формирование многих важных характеристик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.
В отечественной психологии выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в конкретной деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности.
Исследования проблемы взаимосвязи межличностных отношений и акцентуаций характера подростков имеет большое значение. Изучение их взаимосвязи способствует профилактики дезадаптации подростков. Здесь можно отметить динамику развития межличностных отношений и личностных качеств, включающих в себя социометрическую структуру, эмоциональную сплочённость и ценностно-ориентационное единство в их взаимосвязи.
Огромное социализирующее и воспитательное воздействие на личность подростка оказывает сама подростковая среда, особенности подростковой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп В подростковой группе происходят динамичные процессы
структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на формирование личность подростка, на успешность его учебной деятельности и на его поведение.
В работе мы рассмотрели сущность, виды и особенности акцентуаций характера и типы межличностных отношений в подростковом возрасте.
Так же нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение типа межличностных отношений подростков с акцентуациями характера.
Нами были выявлены корреляционные связи таких акцентуаций характера как гипертимный, эпилептоидный, циклоидный с такими показателями межличностных отношений подростков, как дружелюбность, альтруистичность, эгоистичность, агрессивность и подчиняемость.
Результаты проведенного исследования позволяют нам говорить о подтверждении выдвинутых гипотез, о том, что:
1) подростки с гипертимной акцентуацией характера предпочитают
такие типы межличностных отношений как дружелюбность и
альтруистичность,
2) подростки с эпилептоидной акцентуацией характера в межличностных отношениях проявляют эгоистичность и агрессивность;
3) для подростков с циклоидной акцентуацией характера предпочтительна подчиняемая позиция в межличностных отношениях.
Работа психолога в соответствии с полученными результатами, должна быть направлена в основном на построение особого рода межличностных отношений подростка с учетом характера его акцентуации.
Полученные нами результаты, а так же теоретическая информация по изученной нами проблеме, имеют практическую значимость. На наш взгляд, следует уделять особое внимание формированию личностных качеств подростков, влияющих тип межличностных отношений, поскольку от их развития зависит формирование личности подростков и успешность обучения.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология.-М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. — 811 с.
2. Анастази, А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2009. - 688с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М., 2014. - 376с.
4. Андреева, Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности// Общение и оптимизация совместной деятельности, 1985. - с.39-54.
5. Артюкова, Н. Серьезный мир несерьезных подростков. // Школьный психолог, 2010. - №21-22.
6. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 2007. - 63 с.
7. Богдановская И.М., Проект Ю.Л., Богдановская А.Б. Роль информационно¬коммуникационной среды в процессе социализации детей и подростков // Психологическая наука и образование. 2016. № 6. С. 49-57.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Изд-во "Питер", 2008. - 400с.
9. Бурлачук, Л.Ф., Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с:
10. Венгер, А.Л. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б .Эльконина / А.Л.Венгер, В.И.Слободчиков, Б.Д.Эльконин // Вопросы психологии. - 1988. - №3. - С.16-27
11. Волков, Б.С. Психология подростка. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 160с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение, 2004. - 374с.
13. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.:
Педагогическое общество России, 2003 - 512 с.
14. Ганнушкин, П.Б. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. - Самара: Издат.дом "Бахрах", 2007. - 640с.
15. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.:.- 2008 - 336с.
16. Дубровина, Е.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология. М., 2017. - 496 с.
17. Долганов Д.Н. Структура системы межличностных отношений // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 1, с. 58-59
18. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. - М.: ЮНИТИ, 2006. 164 с.
19. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. - 3е изд.,испр. - М.: МПСИ Флинта, 2004. - 336с.
20. Кле, М. Психология подростка// Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. В.С. Мухиной. - М.: Академия, 1999. - 624с.
21. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. М.: Академия, 2006. - 350 с.
22. Кон, И.О. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989 - 255с.
23. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. И доп. - ростов н/Д: изд-во "Феникс", 1999. - 512с.
24. Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2002. - 544с.
25. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. — М.: Академия, 2001. — 288 с
26. Леонгард, К. Акцентуированные личности// Психология индивидуальных различий./ под ред. Гиппенрейтер, Ю.Б., Романова В.Я. - М.: ЧеРо, 2000. - с.585-663.
27. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Ростов-на- Дону.: Изд-во "Феникс", 1997. - 544с.
28. Леонтьев, А.А. Психология общения. - Изд. 2-е, испр. И доп. Учебное пособие. - М.: Смысл, 1997. - 351с.
29. Лидерс, А.Г. Подростковый возраст как возраст психологической соизмеримости со взрослостью// Журнал практического психолога. - 2001. - №3-4. - с.3-10.
30. 2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — СПб .: СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2010. - 256 с.
31. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды (под ред. Бодалева А. А) - М.: Модэк МПСИ, 2004.- 368с.
32. Мананикова Е.Н. Психология личности: учебное пособие для вузов. - М.: Дашков и К, 2007.
33. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детсво, отрочество. - М.: издательский центр "Академия", 2000. - 456с.
34. Немов Р.С. "Психология" т.1.- М., "Просвещение" "Владос", 2010.-354с.
35. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология - М. 2007. - 460с.
36. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста// Вопросы психологии. - 1996. - №1. -с.6-14.
37. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 2007. - 179с.
38. Поливанова, К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве. //Психологическая наука и образование. - 1998. - №3, №4.
39. Прихожан, А.М. Проблемы подросткового кризиса// Психология науки и образования, 1997. - с.36-49.
40. Психология индивидуальных различий. Тексты/под ред. Ю.Б.
Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 2010. С. 288-318.
41. Патохарактерологические исследования у подростков. Под ред. Личко А .Е. и Иванова Н.Я., М., 2011.
42. Райгородский, Д.Я. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия/ Д.Я. Райгородский. - Самара: Издат.дом "БАХРАХ-М", 2002. - 640с.
43. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.:Изд- во "Питер", 2000. - 656с.
44. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты. Самара, 2001.
45. Рикель А.М., Тычинина М.И. Межпоколенные различия стратегий межличностных отношений // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 51. С. 9.
46. Рубинштейн, С.Л. Психологическая наука и дело воспитания // Проблемы общей психологии .- М.: Педагогика, 2011. С. 182-192.
47. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб .: ООО "Речь", 2000. - 350с.
48. Смирнова Е.О. Проблемные формы межличностных отношений // Вестник практической психологии образования. 2011. № 3. С. 22-31.
49. Фадеева, Е.В. Типологический анализ акцентуации характера. Графические методы, как способ диагностики акцентуации характера.// Коррекционная педагогика - 2006.- №4 —с. 17-27.
50. Федосенко, Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. - 320с
.
51. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: Вопросы психологии, 2005. - 32 с.
51. Хрестоматия по педагогической психологии. Основные проблемы и методы педагогической психологии. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. - 174 с.
52. Шагивалеева Г.Р., Борисова О.В., Игнатьева А.А. Взаимосвязь акцентуаций характера и интернет-зависимого поведения у подростков // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 6-1. - С. 75-75.
53. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 2006. - 221 с. 53. Юстицкий, В.В., Эйдемиллер Э.Г. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. - М.: Медицина, 1992. - с.23.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ