Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ

Работа №62438

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
358
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Понятие волевой саморегуляции, особенности ее проявления и
формирования в подростковом возрасте 7
1.2 Определение акцентуации характера и основных типов 11
1.3 Взаимосвязь волевой саморегуляции от типов акцентуации
характера подростков 17
Выводы по главе 1 20
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
ПОДРОСТКОВ 22
2.1 Характеристика и структура проведенного исследования 22
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 29
Выводы по главе II 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ

Объективное усложнение жизни по-разному ощущается каждым человеком: одних - мобилизует; других, наоборот, - удручает. Наиболее психологически уязвимой к этим трансформациям является подрастающее поколение, которое часто не обладает достаточными знаниями и навыками сохранения здоровья, способами противостояния общественным кризисам. Когда же речь идет об оказании психологической помощи подросткам, то имеется в виду не только преодоления трудностей адаптации, но и укрепление их психологического здоровья, содействие личностному росту, профилактика и коррекция отклонений психического развития.
Именно подростковый возраст, как переходный этап, обозначен бурными процессами становления личности. Они могут сопровождаться появлением деструктивных тенденций, особенно в случае наличия внутренних факторов дисгармоничного психического развития, к которым относят акцентуированные черты характера (чрезмерно выражены). Акцентуации являются своеобразными «слабыми местами» личности подростка, обусловливают его уязвимость к ряду ситуаций, предъявляют завышенные требования к этим «местам наименьшего сопротивления», вызывая сильный психологический дискомфорт. Если же подобные ситуации долго будут продолжаться и часто повторяться, то это грозит дезадаптацией и даже формированием устойчивых аномалий характера (психопатий). Родители и учителя часто не могут повлиять и предотвратить выходки детей. Поэтому взрослым необходимы знания психологии, чтобы быть компетентными в вопросах, касающихся данной темы. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления асоциальности в этом возрасте [22].
Актуальность данного вопроса заключается в том, что в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, проявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о «приходящих подростковых акцентуациях характера».
Волевая саморегуляция личности и акцентуации характера подростков рассматриваются как психологические факторы,необходимые для решения профессиональных задач. Саморегуляция выступает индивидуально созданной системой действий, основанной на Я-концепции личности и выступает как средство илисистема средств профессионального самосознания и самоорганизации с целью успешного решения поставленных целей [17].
Так, изучением особенностей волевой саморегуляции поведения занимались исследователи, как М.И. Боришевский, Л.А. Колесниченко, В. Моросанова, Н.И. Повьякель, С.А. Ставицкая, В.С. Юркевич и другие [Цит.по: 49].
Исследованием акцентуаций характера занимались и занимаются так же: М.А. Алеманский, Л.М. Зюбин, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, К.Леонгард, А.Р. Лурия, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и др., включая криминологов: В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Р. Ратиков, А.М. Яковлев и др. [Цит.по: 48].
Исследование волевой саморегуляции и акцентуаций характера личности является актуальной и серьезной проблемой сферы социологии, психологии и медицины. У многих подростков существуют аномальные проявления характера, что влияет на их отношение с обществом, с окружающими людьми, а также отношение к учебе.
Целью работы является исследование взаимосвязи волевой саморегуляции с типами акцентуаций характера под.
Объектом исследования являются волевая саморегуляция и типы акцентуаций характера подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь волевой саморегуляции с типами акцентуаций характера подростков.
Гипотеза исследования существует взаимосвязь между индивидуальным стилем волевой саморегуляции и типами акцентуаций характера подростков.
Среди задач исследования можно выделить следующие:
1. Провести теоретическое исследование разных подходов ученых к понятию волевая саморегуляция подростков и выявить особенности ее проявления в данном возрасте.
2. Рассмотреть теоретические понятия и типы акцентуаций характера.
3. Осуществить обзор научных исследований зависимости стиля волевой саморегуляции от типов акцентуаций характера.
4. Организовать эмпирическое исследование волевой саморегуляции и акцентуаций характера, а также их взаимосвязи.
5. Сделать анализ результатов исследования и на их основе написать вывод.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- психодиагностический метод - проведение исследования с помощью методик: «Исследование волевой саморегуляции» (А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман), тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда, предназначенный для диагностики типа акцентуации личности;
- статистический метод обработки данных с использованием линейного коэффициента корреляции г-Пирсона.
Эмпирическая база исследования: обучащиеся 8 классов образовательного учреждения МБОУ «СОШ №8» в количестве 30 человек.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное теоретическое исследование может служить дополнительным информационным материалом для психологов, а также может использоваться любой категорией людей, заинтересованных в изучении этого вопроса.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы для дальнейшей научной работы в области изучения волевой саморегуляции и акцентуаций характера подростков. Данная работа может быть предназначена для педагогических специальностей и может быть использована школьными учителями, социально-психологическими и методическими службами образовательных учреждений для повышения эффективности педагогического процесса.
Основные результаты исследования представлены в Международном научно-практическом журнале: «Теория и практика современной науки» [46].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования мы осуществили теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблематике, в частности изучили подходы различных учёных к определению таких понятий, как волевая саморегуляция и ее особенности в подростковом возрасте, акцентуация характера и ее типы. Был осуществлен обзор научных исследований взаимосвязи волевой саморегуляции и типов акцентуаций характера подростков.
В современном обществе одной из более распространенных проблем выступает изучение поведения подростков, их конфликтности, характера в целом. В подростковом возрасте черты характера, присущие человеку, проявляются особо ярко. Важным критерием есть исследование волевой саморегуляции и типов акцентуации характера подростков, ведь в этом возрасте они еще не сглажены и не могут скрываться под тяжестью жизненного опыта. Подростки с явно выраженными акцентуациями тяжелее переносят психологические травмы, очень легко могут завести знакомства с людьми, ведущими неправильный образ жизни, усваивают негативное влияние окружающей среды.
Волевая саморегуляция личности и акцентуации характера подростков рассматриваются как психологические факторы,необходимые для решения профессиональных задач.
Саморегуляция выступает индивидуально созданной системой действий, основанной на Я-концепции личности и выступает как средство илисистема средств профессионального самосознания и самоорганизации с целью успешногорешения поставленных целей. Саморегуляция выступает уровнем сформированности психологических факторов самосознания и представляет собойцеленаправленные изменения индивидом различных психофизиологических функций.
Волевой саморегуляции подростков отвечает тип акцентуации характера. Проявление характера может отображаться в разных степенях: меньшей или большей. Чрезмерное проявление определенных черт характера и их сочетаний в психологии называют акцентуациями характера. Акцентуации имеют свои нормативные показатели, любое отклонение от нормы свидетельствует о наличии проблем и трудностей. Именно от типа характера зависит поведение подростка в той или иной ситуации, а также методы выхода из конфликта.
Таким образом, процесс исследования взаимосвязи волевой саморегуляции и акцентуаций характера у подростков является актуальным, ведь от формирования психологически здорового поколения молодых людей зависит будущее не только нашей страны, но и всего мира в целом.
Далее было проведена эмпирическая часть исследования по выявлению взаимосвязи волевой саморегуляции и акцентуаций характера подростков; интерпретированы полученные эмпирические данные, выполнен их количественный и качественный анализ, установлены зависимости между индивидуальными стилями волевой саморегуляции и акцентуациями характера с помощью коэффициента корреляцииг- Пирсона.
Было выяснено, что подростки, относящиеся к циклотимному типу, что характеризуется частыми периодическими сменами настроения, при появлении чувства уверенности в себе, реалистичности взглядов, устойчивости намерений и повышении мотивации достижения, способны контролировать свои поступки, распределять усилия и обладать четко выраженной социально-позитивной направленностью.
Демонстративность же будет снижаться в том случае, если подростки будут чувствовать свою уверенность, свои силы. Зная свои способности и представление о себе, мнение и оценка окружающих становятся менее значимыми. Подростки, обладающие демонстративным типом акцентуации, владеют высоким уровнем моделирования ситуации, могут оценить результат деятельности. Им трудно поддается планирование и настойчивость. Люди такого типа могут достигать поставленных перед собой целей с помощью инструментов, которые они сами для себя отменно подбирают. Если что-то не поддается их выполнению, то человек такого типа сможет адекватно проанализировать ситуацию и найти способы влияния на ее изменения. Подростки такого типа приспосабливаются ко всем меняющимся ситуациям, демонстрируя при этом пластичность своего характера. Если появляются непредвиденные ситуации, подростки умеют оценить эти изменения и перестроить свою модель действия. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно оценивают сам факт рассогласования и вносят соответствующую коррекцию.
Подросткам, которым свойственный застревающий тип характерным является показатель настойчивости. Им тяжело справиться с планированием своего дня, они не могут вносить коррективы в свои планы. Также им не свойственно перестраивать себя, переучивать. Они тяжело приспосабливаются к жизни, ее внешним и внутренним изменениям. Такое поведение загоняет в рамки, человек этого типа теряет гибкость поведения, поэтому у него могут появиться маниакальные тенденции (повышение возбудимости, быстрая речь, очень бодрое либо унылое настроение).
Высокая развитость регуляторных звеньев моделирования и оценки результатов характеризуют подростков-педантов. При постоянном контроле над собой, возникают трудности с планированием, формированием цели и программы ее достижения. Этим людям не свойственно замечать свои ошибки, следить за изменениями, которые происходят вокруг них. Подростки такого типа не могут поддавать критике свое поведение, что немного утрудняет их отношения с обществом. Следуют социальным нормам и стараются не нарушать их.
Подростки, относящиеся к экзальтированному типу акцентуации характера не во всех случаях могут совладать собой. Значительную роль в этом могут сыграть частая смена настроения и чувствительность подростков.
Полученные результаты подводят нас к выводу о том, что необходимо учитывать специфику стилевых особенностей саморегуляции в зависимости от личностной акцентуации характера подростков, выделять их сильные стороны, какими можно компенсировать присутствие в характере слабых сторон. Этот процесс поможет таким детям адаптироваться в обществе и будет способствовать ведению более активной и насыщенной жизни.
Развитие саморегуляции очень важно в подростковый период. Нужно обязательно работать над повышением уровня саморегуляции.
В результате проведённого эмпирического исследования выяснилось, что взаимосвязь между индивидуальным стилем волевой саморегуляции и типами акцентуаций характера подростков наблюдается, что было подтверждено коэффициентом корреляцииг-Пирсона.
Таким образом, поставленная нами гипотеза о том, что существует взаимосвязь между индивидуальным стилем волевой саморегуляции и типами акцентуаций характера подростков, была подтверждена.



1. Абдульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы. // Психология личности и образ жизни. - М.: Наука, 1987.
2. Азарных Т.Д. Посттравматические стрессы и сопряженные с полом акцентуации характера в юношеском возрасте // Человек, субъект, личность в современной психологии: Мат-лы Междунар. конф., поев. 80- летию А.В. Брушлинского. Т. 3 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
3. Андронникова О. О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков / О. О. Андронникова. - Новосибирск,
2011.
4. Анисимов, О.С. Самоотношение и самоорганизация в контексте развития самости. // Мир психологии. - 2011. - № 4.
5. Артемцева, Н.Г., Колесниченко, В.О. Креативность и самореализация личности: постановка проблемы. // Психология и искусствознание: исследование творчества и творческой личности. Материалы международной конференции Берлин-Москва, - М. Институт психоанализа, 2012.
6. Артемцева, Н.Г., Колесниченко, В.О. О взаимосвязи самореализации, креативности и акцентуаций характера личности. Тезисы доклада международной научной конференции «Человек, субъект, личность в современной психологии» - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
7. Барабанов Д.Д. Развитие волевой регуляции студентов: Дис. канд. психол. наук. -М., 2015.
8. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности. Сборник // Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростелевой. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.
9. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.практ. конф.;редкол.: А.А. Крылов [и др.]. - СПб.: Изд-во Санкт- Петерб.ун-та, 2013.
10. Гурьянова И.В. Характер. Его структура и акцентуация методическое пособие для студентов дневной и заочной форм обучения / Магнитогорск, 2011.
11. Давлетова А.И, Гончарова Е.В. Особенности мотивации личности подростка в зависимости от типа акцентуации характера. В книге: Самореализация личности в межкультурном пространстве Материалы Международной научно-практической конференции,- Москва,
2012.
12. Долговых М.П. Виктимное поведение как патогенный фактор самореализации личности // Самореализация личности в современных социокультурных условиях: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х т. - Тольятти: Из-во ТГУ, 2013. - Т. 1
13. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2002.
14. Ильин Е. И. Психология воли/ Е. И. Ильин. - СПб.: Питер, 2006.
15. Истратова, О. И. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О. И. Истратова, Т. В. Эксакусто. - 9-изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
16. Иванова Е. С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте / Е. С. Иванова, О. В. Пашкевич // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 6. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2013.
17. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - СПб.: Питер, 2006.
18. Кислов. В. Л. Субъективное ощущение одиночества, как одна из актуальных проблем современного общества. // Вестник психологии СОР АН. -2007. №3.
19. Колесниченко, В.О. Особенности самореализации креативной личности / Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2. Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.
20. Кондратьева С.В. Практическая психология: Учебно-методическое пособие./ - М., 2012.
21. Косицина Н. Педагогические условия развития способности к самоопределению у старшеклассников // Развитие личности. - 2000. - № 1.
22. Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер.с нем. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., Медицина, 2009.
24. Минахметова А.З. Статистические методы в психологии. - Елабуга: ЕГПУ, 2007.
25. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. / Р.С.Немов. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006-. Кн. 1.: Общие основы психологии: учеб, для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 2006.
26. Пашукова Т.П., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. / — М. — Воронеж, 1996.
27. Пейсахов Н.М., Шевцов М.Н.. Практическая психология. - Казань: Издательство «Казанского университета», 2001.
28. Платонов К.К. Понятие «структура» в учении о личности/ К. К. Платонов// Проблемы личности: материалы симпозиума/ [ред. В. М. Бакланов и др.]. - М., 1979.
29. Повьякель Н.И. Психологические предпосылки становления позитивной Я-концепции как базовой компоненты профессионального самоопределения психолога / Н. И. Повьякель. / Психология: 36.наук. пр. - Вып. 2(5). -М.:НПУ, 1999.
30. Райс. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - 12-е изд. - Спб.: Питер, 2012.
31. Реан. А.А. Психология подростка./ СПб: Прайм-Еврознак, -
2013.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2013.
33. Рябова М.Г. Структура смысловой саморегуляции личности с психологической зависимостью в юношеском возрасте // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 10.
34. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб.пособие. - М. Проспект, 2014.
35. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
36. Фоменко А.Н. Практическая философия Карен Хорни о процессе самореализации личности.-СПб.: Питер, 2010.
37. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М.: Флинта, 2004.
38. Фромм Э. Душа человека. - М.: ООО «Изд-во ACT - ЛТД», 1998.
39. Цымбаленко С. Б. Подрастающее поколение в информационно- психологическом пространстве общества (психолого-педагогические и акмеологические проблемы и перспективы). М.: Международная академия акмеологических наук, 2011.
40. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975.
41. Александрова М.А. Проблемы самореализации личности. - [Электронный ресурс]. URL: http://zhumal.lib.ru// (дата обращения: 10.03.2017).
42. Борисова Н.В. Развитие функции самореализации личности. - Электронный ресурс]. URL: http: //borvtko. nm. ru// (дата обращения: 14.04.2017).
43. Михалкина Ю.А. Изучение уровня эмоционального интеллекта подростков города Самара. Сравнительный анализ по полу. // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум»,- [Электронный ресурс]. URL:http://www.scienceforum.ru/2015/1334/16282">www. scienceforum.ru/20 15/1334/16282// (дата обращения: 21.01.2017).
44. Мищенко Е.Е. Возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников. - 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://5fan.ru/wieviob.php?id=73990 (дата обращения: 30.03.2017).
45. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.dissercat.com/content/tvorcheskava-samorealizatsiva-lichnosti- podrostka-v-protsesse-rabotv-nad-kompozitsiei-iz-pri#ixzz4dxTVxxl5 (дата обращения: 12.02.2017).
46. Немова В.В. Волевая саморегуляция и акцентуации характера подростков. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://modem-
i. ru/domains data/files/22/Nemova%20V.V..pdf
47. Чекалина А.А. Самореализация и гендерная идентичность человека. -2013. [Электронный ресурс]. URL: / http://www.follow.ru/ (дата обращения: 21.02.2017).
48. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе. -
2012. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.voppsy.ru/issues/1994/941/941105.htm/ (дата обращения: 10.04.2017)
49. Ряхина Л.А. Акцентуации характера у подростков. - 2012.
[Электронный ресурс]. URL:
http: //nsportal. ru/shkola/psikholo giva/librarv/2013/01/25/aktsentuatsii- kharaktera-u-podrostkov/(дата обращения: 26.03.2017).
50. Чекалина А.А. Самореализация и гендерная идентичность человека. -2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.follow.ru (дата обращения: 10.04.2017).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ