Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование влияния акцентуаций характера подростков на стратегии поведения в ситуации конфликта

Работа №109697

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1.1. Характер как индивидуально- психологическая особенность
личности 8
1.2. Исследование конфликтов в отечественной и зарубежной
психологии 20
1.3. Стратегии поведения в конфликте 36
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
2.1. Методы и организация исследования 43
2.2. Результаты исследования 52
2.3. Анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования 70
Выводы по второй главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 84

Период подросткового возраста является одним из самых непростых и неоднозначных из всех возрастных периодов. В связи с этим, он становится предметом исследования и педагогики, и социологии, и психологии. Подросток представляет из себя личность, которая находится на специфической стадии развития ее главнейших черт и качеств. Данная стадия находится на границе детства и взрослого возраста. Личность ребенка в это время еще недостаточно сформирована, для того, чтобы быть взрослой. Но вместе с тем до такой степени развита, что способна осознано вступать во взаимоотношения с окружающими людьми и обуславливать свои поступки и действия нормами и правилами, имеющимися в обществе. Подросток способен принимать четко проанализированные решения, совершать здравые, целесообразные поступки и нести за них моральную и юридическую ответственность. Собственно в подростковом возрасте происходит формирование ацентуаций черт характера. Акцентуации характера - это что-то промежуточное непосредственно между психопатией и нормой. Они могут способствовать появлению отклоняющегося поведения подростков, увеличению уровня тревожности, неврастеничности, эмоциональной неуравновешенности. В подростковом возрасте вид акцентуации характера существенно обуславливает специфику поведения в разнообразных условиях, в том числе и в конфликтных ситуациях.
Вопросу исследования акцентуаций характера посвящены работы А.Е. Личко [38], В.С. Мерлина [41], К. Леонгарда [36], А.В. Лазурского [32], И.В. Страхова [48] и других ученых.
Проблема конфликтов является одной из самых непростых и актуальных в становлении личности и в воспитании подростков. Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится очевидной в современный период общественного развития. Сложное материальное положение семьи, изменение мировоззрения и несформированность нового, недостаток свободного времени у родителей, скудность необходимых жизненных знаний и навыков у подростка обуславливают появление значительных затруднений и внутриличностных конфликтов. Данный факт детерминирует увеличение разнообразных девиаций в личностном развитии и поведении подростков. Среди них особенные опасения вызывает не столько увеличивающаяся отстраненность, нравственное опустошение детей, но и их циничность, безжалостность, высокая тревожность и конфликтность поведения.
Проблема конфликтного поведения детей подросткового возраста, затрагивает социум в целом, вызывает сильную обеспокоенность со стороны педагогов и родителей, так и большой научно-практический интерес ученых.
Проблемы конфликтов отражаются в зарубежной и отечественной психологии, социологии и конфликтологии, в трудах З. Фрейда [51], А. Адлера [2], К. Хорни [52], Н.В. Гришиной [13], А.К.Зайцева [21], Н.И. Леонова [34], В.И. Андреева [4], Ф.М. Бородкина [7] и др.
В нашей работе мы опираемся на научные взгляды на проблему эффективности стратегий поведения в конфликте таких ученых, как К. Томас [49], Килмен [49], М. Дойча [17], А.Г. Здравомыслова [23], Т. Шеллинга [53]. Согласно их мнению, имеется пять стратегий разрешения конфликта: сотрудничество, компромисс, избегание, соперничество, приспособление.
Вопреки достаточной разработанности понятий «акцентуации характера» и «стратеги и поведения в конфликте» в прикладной психологии существует противоречие между потребностью в создании программ коррекции конфликтного поведения и наличием эмпирических данных о характере влияния акцентуаций характера на выбор стратегии поведения подростков в конфликтной ситуации. Изменение конфликтного поведения необходимо выстраивать на основе коррекции личностных особенностей подростков, таких как акцентуации характера. В связи с этим следует провести эмпирическое изучение и теоретическое обоснование влияние акцентуаций характера на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации у детей подросткового возраста. Необходимость определения действительных психологических причин конфликтного поведения подростков, определение условий, механизмов, средств его предупреждения обуславливает актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: акцентуации характера и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Предмет исследования: влияние акцентуаций характера подростков на стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Цель исследования: изучить характер влияния различных акцентуаций характера подростков на стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Гипотеза исследования: акцентуации характера являются условием формирования стратегий поведения подростков в конфликтной ситуации.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать понятия «акцентуации характера», «конфликт» и « стратеги поведения в конфликте».
2. Эмпирически изучить влияние акцентуаций характера подростков на стратегии поведения в ситуации конфликта.
3. Обработать результаты исследования, сформулировать выводы о влияние акцентуаций характера подростков на стратегии поведения в ситуации конфликта.
Методы исследования:
1. Метод теории (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Психодиагностические:
• «Методика определения акцентуаций характера» К. Леонгарда;
• Опросник «Стиль саморегуляции поведения - 98» - ССП - 98 (В.И. Моросанова, Е.М. Коноз).
• «Методика оценки способов реагирования в конфликте» К. Томаса;
3. Методы математической статистики: х2- критерий Пирсона, критерий ранговой корреляции Спирмена.
База исследования: исследование проводилось на базе МБУ «Школа № 40» Автозаводского района г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 8-х классов, в количестве 36 человек.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важнейшей проблемой характерологии как учения о характерах является установление основных типов характера и его проявлений в отдельных жизненных ситуациях, что дает возможность целостного индивидуально-психологического понимания и прогнозирования поведения человека в определенном кругу ситуаций.
В данном исследовании рассматривалась проблема взаимосвязи акцентуаций характера и стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков. Проблемность вопроса заключается в возможности решения проблемы направленности связи. В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. Последний, представляет собой динамическую сторону характера. Характер как и темперамент, являются достаточно устойчивыми и малоизменяемыми. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что акцентуации характера являются первичными по отношению к стратегиям поведения личности к конфликтной ситуации, то есть говорить о влиянии переменных. В этом случае акцентуации характера выступают в качестве субъективной независимой переменной, а стратегии поведения в конфликтной ситуации - зависимая переменная.
Результатом данного исследования являются выводы о характере влияния акцентуаций характера на стратегии поведения в конфликте. В качестве третьей переменной выступает общий уровень саморегуляции деятельности и поведения. В конфликте подростки чаще выбирают стратегии соперничества, избегания и приспособления. Существенно реже используют в конфликте стратегии сотрудничества и компромисса. Гипертимный, возбудимый и неуравновешенный типы акцентуаций влияют на выбор стратегии соперничества в конфликте. Данные типы акцентуаций характеризуются низкими показателями развития волевых черт личности, их отличает поверхностность или отсутствие интересов, излишняя самоуверенность, склонность к провокациям.
Подростки демонстративного типов акцентуаций выбирают стратегии соперничества и избегания. Демонстративные подростки легко устанавливают контакты, легко приспосабливаются, неординарны, их отличают средние показатели саморегуляции деятельности и поведения. Тревожные подростки контролируют себя, в конфликтных ситуациях склонны выслушать партнера, децентрироваться, дружелюбны и самокритичны, поэтому выбирают компромиссную стратегию.
Выбор стратегии избегания определяется разнообразными типами акцентуаций, кроме неуравновешенного и возбудимого типов. Подростки редко вступающие в конфликтные отношения, играют в них пассивную роль. Они отличается средне-высокими показателями саморегуляции, «не выплескивают» эмоции наружу, ищут поддержки и опоры.
Экзальтированная, педантичная и циклотимная акцентуации характера обусловливают приспособительное поведение в конфликте. Подростки выступают то активной, то пассивной стороной и в зависимости от этого могут быть либо агрессивными, либо альтруистичными, сострадать и уступать другим.
Отечественная психология исходит из признания общественно-исторической обусловленности характера и роли воспитания в его формировании. Из этого следует возможность коррекции негативных сторон отдельных акцентуаций характера и усиление позитивных. Результаты данного исследования обосновывают возможности коррекции акцентуаций характера через механизм оптимизации стратегий поведения в конфликтной ситуации. Целенаправленная работа психолога и педагогов, направленная на обучение подростков эффективным стратегиям решения конфликтных ситуаций, позволит оптимизировать и позитивные стороны акцентуаций, научит подростков навыкам саморегуляции собственного поведения.



1. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие [Текст] / В.С. Агеев. - М.: Академия, 2010. - 372 с.
2. Адлер, А. Наука жить [Текст] / А. Адлер. - М.: Прогресс, 2008. - 189 с.
3. Анцупов, А. Я. Конфликтология: междисциплинарный подход [Текст] / А.Я. Анцупов, Л.С. Прошанов. - М.: Наука, 2007. - 282 с.
4. Андреев, В. И. Конфликтология. Искусство ведения спора, переговоров [Текст] / В.И. Андреев. - Казань, 2002. - 219 с.
5. Бакштановский, В. И. Социология морали: нормативно-ценностные
системы [Текст] / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов // Социологические исследования. - 2003. - № 5. - С. 8-20.
6. Басов, Н. Ф. Технология социальной работы с молодежью [Текст] / Н.Ф. Басов. - М.: Просвещение, 2015. - 288 с.
7. Бородкин, Ф. М. Внимание: конфликт [Текст] / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. - Новосибирск: Наука. - 2009. - 173 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2014. - 378 с.
9. Буртовая, Е. В. Конфликтология [Текст] / Е.В. Буртовая. - М.: Мысль, 2001. - 198 с.
10. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности [Текст] / Л.П. Буева.
- М.: Сфера, 2010. - 271 с.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Наука, 2000. - 643 с.
12. Выханский, О. С. Менеджмент [Текст] / О.С. Выханский, А.И. Наумов.
- М.: Экономист, 2006. - 473 с.
13. Гришина, Н. В. Давайте договоримся [Текст] / Н.В. Гришина. - М.:
Совершенство, 2003. - 190 с.
14. Громова, О. Н. Организационное поведение [Текст] / О.Н. Громова, Г.Р. Латфуллин. - М.: Аспект- пресс, 2006. - 199 с.
15. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта [Текст] / Р. Дарендорф. - М.: Наука, 2004. - 387 с.
16. Дружинин, В. В. Введение в теорию конфликта [Текст] / В.В.
Дружинин, Д.С. Коротов. - М.: Знание, 2009. - 233 с.
17. Дойч, М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы) [Текст] / М. Дойч // Социально-политический журнал. - 2007. - №1. - С. 202-217.
18. Донцов, А. И. Проблема конфликта в западной социальной психологии
[Текст] / А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Психологический журнал. - 2000. -
№6. - С.119-134.
19. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С.М. Емельянов. - М.: Совершенство, 2001. - 342 с.
20. Журавлев, А. Л. Социально-психологические аспекты исследования конфликта [Текст] / А.Л. Журавлев, А.А. Вахин. - М.: Наука, 2001. - 194 с.
21. Зайцева, А. К. Исследование систем управления [Текст] / А.К. Зайцева. - М.: Мысль, 2001. - 274 с.
22. Запрудский, Ю. Т. Социальный конфликт [Текст] / Ю.Т. Запрудский. - М.: Наука, 2009. - 201 с.
23. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта [Текст] / А.Г.
Здравомыслов. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 281 с.
24. Зосимовский, А. В. Управление конфликтными ситуациями в целях
нравственного воспитания [Текст] / А.В. Зосимовкий. - М.: Наука, 2001. -
455 с.
25. Ковалев, А. Г. Психологические особенности человека. Характер [Текст] / А.Г.Ковалев, В.Н. Мясищев. - СПБ.: Питер, 2008. - 412 с.
26. Козер, Л. А.Функции социального конфликта [Текст] / Л.А. Козер. — М.: Идея-пресс, 2000. - 295 с.
27. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] // Под ред. К.К. Платонова. - М.: Высшая школа, 2009. - С. 856-986 .
28. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы [Текст] / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Мысль, 2010. - 473 с.
29. Конфликтология [Текст] / Под ред. Т.В. Черняк. - Новосибирск, 2000. - С. 500- 619.
30. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы [Текст] / Р.Л. Кричесвкий, Е.М. Дубовская. - М.: Академия, 2004. - 293 с.
31. Левитов, Н. Д. Психология характера [Текст] / Н.Д. Левитов. - М.: Наука, 2009. - 209 с.
32. Лазурский, А. Ф. Очерк науки о характерах [Текст] / А.Ф. Лазурский. - М.: Наука, 2003. - 263 с.
33. Линкольн, У. Ф. Психологические аспекты организационного конфликта [Текст] / У.Ф. Линкольн. - М.: Академия, 2007. - 156 с.
34. Леонов, Н. И. Конфликтология [Текст] / Н.И. Леонов. - М.: Наука, 2000. - 342 с.
35. Лебедева, М. М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии [Текст] / М.М. Лебедева. - М.: Аспект-Пресс, 2007. - 170 с.
36. Леонгард, К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард. - Киев, 2001. - 410 с.
37. Левин, К. Динамическая теория личности [Текст] / К. Левин. - М.: Совершенство, 2010. - 231 с.
38. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко. - СПб.: Питер, 2003. - 284 с.
39. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия [Текст] / А.Е. Личко. - СПб.: Медицина, 2009. - 322 с.
40. Лоуен, А. Удовольствие. Творческий подход к жизни [Текст] / А. Лоуен.- М.: Сфера, 2010. - 502 с.
41. Мерлин, В. С. Структура личности. Характер, способности,
самосознание [Текст] / В.С. Мерлин. - М.: Мысль, 2000. - 276 с.
42. Наумов, А.И. Менеджмент [Текст] / А.И. Наумов. - М.: Сфера, 2011. - 481 с.
43. Норакидзе, В. Г. Методы исследования характера [Текст] / В.Г. Норакидзе. - Тбилисси, 2009. - 286 с.
44. Психологический словарь [Текст] / Под ред. И.М. Кондакова. - М.: Политиздат, 2006. - С. 875- 999 с.
45. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. - 535 с.
46. Рапопорт, А. Школа разума [Текст] / А. Рапопорт. - М.: Академия, 2001.
- 322 с.
47. Социологические проблемы формирования личности [Текст] / Под. ред.
Н. Е. Юшманова. - М.: Наука, 2008. - С. 342 - 354.
48. Страхов, И. В. Психология характера [Текст] / И.В. Страхов. - Саратов, 2000. - 134 с.
49. Социальная психология [Текст] / Под ред. А.Л. Журавлева. - М.: Наука, С. 356- 372 с.
50. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм.
- М.: Академия, 2008. - 411 с.
51. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого [Текст] / З. Фрейд. - М.: Совершенство, 2000. - 322 с.
52. Хорни, К. Новые пути в психоанализе [Текст] / К. Хорни. - М.: Сфера, 2006. - 189 с.
53. Шеллинг, Т. Стратегия конфликта [Текст] / Т. Шеллинг. - М.: Академия, 2009. - 272 с.
54. Шмелев, А. Г. Основы психодиагностики [Текст] / А. Г. Шмелев. - М.: Наука, 2006. - 281 с.
55. Шейнов, В. Г. Скрытое управление человеком [Текст] / В.Г. Шейнов. - М.: Наука, 2006. - 357 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ