Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности страхов у подростков с акцентуациями характера

Работа №121938

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: средняя общеобразовательная школа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» города Кемерово.
Выборка исследования: 40 подростков (учащихся 6-8 классов в возрасте от 14 до 15 лет).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА 6
1.1. Категория «страх» в психологической литературе 6
1.2. Подходы к определению акцентуаций характера 13
1.3. Особенности подростков с акцентуациями характера 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА 30
2.1. Процедура и методика исследования 30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 33
2.3. Рекомендации по преодолению страхов у подростков с акцентуациями характера 42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58

Актуальность темы исследования состоит в том, что особенности поведения подростка находится под прямым влиянием характера. Жизненные кризисы, резкие перемены жизненного пути личности и нестабильные ситуации изменяют не только привычную социальную среду подростка, снижают его личностный потенциал, но и нарушают пространственно-временные параметры жизни, вызывая сужение временных перспектив деятельности личности в целом. Как правило, в такой ситуации подросток начинает испытывать опасность, которое сопровождается страхом. Страх – это чувство, которое возникает в ответ на влияние угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха: угроза жизни и ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило, не связаны непосредственно с актуальной опасностью. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и богатого воображения. Подростки испытывают страхи иначе, чем взрослые, и им нужна постоянная поддержка. Чаще то, что пугает подростка, взрослому может казаться мелочью. Но ведь чувство страха заставляет подростка испытывать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его внутренним миром. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью ранней диагностики подростковых страхов, особенно у подростков с акцентуациями характера.
Степень разработанности проблемы. Понятие «страх» и его особенности рассмотрены в работах таких ученых, как А.М. Прихожан, А.А. Реан, Н.О. Стасилович, З. Фрейд и др. В научной литературе глубоко исследованы теоретические вопросы типологии черт характера. А. Е. Личко в своей книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков» дает разработанный им патохарактерологический диагностический опросник, который ориентирован в большей степени на подростковый возраст. Так же существует еще одна широко известная теория акцентуаций личности немецкого автора К. Леонгарда, на базе которой А.Е. Личко разрабатывал свою теорию проблемы акцентуаций у детей и подростков, дополнял и несколько изменял классификацию. Типы акцентуаций детей подросткового возраста выделены в работах В.В. Константинова, А.А. Остапенко, Н.С. Ткаченко и др. Психологические проблемы детей подросткового возраста проанализированы в исследованиях С.И. Кудинова, Л.Ю. Овчаренко, В.Р. Ушаковой и др.
Анализ научных источников свидетельствует о существовании противоречий, которые заключаются, в том, что в психологии и педагогике разработаны теоретико-методологические основы, которые могут быть положены в основу создания эффективной системы сопровождения подростков с акцентуациями характера. В то же время недостаточно исследованными остаются особенности страхов подростков с акцентуациями характера. Особого внимания требует обоснование условий и разработка мероприятий по преодолению страхов подростков с акцентуациями характера.
Учитывая выявленные противоречия, результаты анализа научной литературы, а также современной практики работы с подростками, была определена тема исследования: «Особенности страхов у подростков с акцентуациями характера».
Цель исследования – выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить особенности страхов подростков с акцентуациями характера.
Объект исследования – страхи в подростковом возрасте.
Предмет исследования – особенности страхов у подростков с акцентуациями характера.
Гипотеза исследования: можно предположить, что: подросткам с разными типами акцентуаций характера характерны определенная группа страхов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «страх» в научной литературе.
2. Охарактеризовать типы акцентуации характера детей подросткового возраста.
3. Выявить в эмпирическом исследовании основные страхи подростков с акцентуациями характера.
4. Разработать программу по оказанию помощи подросткам с акцентуациями характера по преодолению страхов.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования; методы математической статистики.
Методики исследования:
1. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)» А.Е. Личко.
2. Тест «Чего мы боимся» В. Леви.
Научная новизна исследования заключается: 1) в выявлении особенностей страхов подростков с акцентуациями характера; 2) определены и описаны средства преодоления страхов подростков с акцентуациями характера.
Теоретическая значимость исследования: 1) дополнены представления о содержательных характеристиках страха как феномена в психологии; 2) обобщены сведения на основе современных исследований по проблеме выбора акцентуаций характера детей подросткового возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в эмпирическом исследовании, могут быть использованы в работе школьного психолога в оказании помощи подросткам с акцентуациями характера по преодолению их страхов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Феномен страха, определяемый различными терминологическими системами и как психическое явление, и как факт сознательной деятельности человека рассматривается как важная категория человеческого существования с момента его возникновения до современности. Страх – одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направлен на источник действий или воображаемой опасности. Подростковые страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те подростковые страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности подростка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия.
Подростков характерны акцентуации характера. Акцентуации – чрезмерно выраженные черты характера, относящиеся к крайнему варианту нормы, граничащие с психопатией. При данной особенности некоторые черты характера человека являются заостренными, непропорциональными по отношению к общему складу личности, приводящими к некой дисгармонии. Тип акцентуации характера у подростков влияет на многие жизненные аспекты: на особенности поведения (в том числе и на его нарушения), на отношение к другим людям, к миру и к самому себе. Для всех типов характерны как свои сильные стороны, так и свои уязвимые места. Различные типы акцентуаций могут сочетаться между собой.
Анализ результатов эмпирического исследования позволил сформулировать вывод о том, что подросткам с разными типами акцентуации характера соответствует определенная группа страхов: гипертимный тип – социофобии и зависимость от окружающих, циклоидный, эпилептоидный и смешанный типы – страхи пространств, психоастенический тип – боязнь выступлений, истероидный тип – агрессофобии и зависимость от значимых близких, неустойчивый тип – эзофобия.
Эмпирическое исследовании выявило, что подросткам с разными типами акцентуации характера соответствуют определенные группы страхов и фобий. В этой связи тренинговую работу с подростками предлагается проводить с учетом их страхов. Подростки для тренинговой работы были объединены в две группы: 1 группа подростков – гипертимный тип (социофобии и зависимость от окружающих), циклоидный, эпилептоидный и смешанный типы (страхи пространств), психоастенический тип (боязнь выступлений). Для данной группы подростков была разработана программа «Узнай себя» (5 занятий); 2 группа подростков – истероидный тип (агрессофобии и зависимость от значимых близких), неустойчивый тип (эзофобия). Для данной группы подростков была разработана программа «Кто Я?» (5 занятий).
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Т. П. Авдулова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие [Текст] / В. А. Аверин. – СПб.: Питер, 2015. – 458 с.
3. Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс [Текст] / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2015. – 164 с.
4. Астапов, В. М. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика: Монография [Текст] / В. М. Астапов, Е. Е. Малков. – М.: МПСИ, 2011. – 368 с.
5. Барсукова, М. И. Эмоциональные нарушения в период возрастных кризисов [Текст] / М. И. Барсукова // Молодой ученый. – 2018. – №4. – С. 74-77.
6. Борисова, У. С. К проблеме развития мотивации к достижению успеха у подростков [Текст] / У. С. Борисова // Профессиональный стандарт. Формирование трудовых ресурсов высокой квалификации. Сб. научно-методических материалов Образовательного форума в СВФУ «Education, forward!». Якутск, 24 июня по 30 июня 2019 г.) – Якутск: изд. дом СВФУ, 2019. – С. 52-57.
7. Василенко, Е. А. Особенности социально-психологической адаптации старшеклассников в условиях психологического неблагополучия : на примере Челябинской области: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05 [Текст] / Василенко Елена Анатольевна. – СПб., 2009. – 230 с.
8. Выготский, Л. С. Общая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Академия, 2015. – 458 с.
9. Григорьева, М. В. Понятийный аппарат психологии личности подростка [Текст] / М. В. Григорьева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2017. – Т. 3. – № 43. – С. 259-263.
10. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология: учебное пособие [Текст] / О. Б. Дарвиш. – 3-е изд.,перераб. и доп. – Барнаул: АлтГПУ, 2015. – 185 с.
11. Джеймс, У. Эмоции [Текст] / У. Джеймс. – СПб.: Питер. 2017. – 269 с.
12. Долгова, В. Адаптационный потенциал и эмоциональная устойчивость подростков [Текст] / В. Долгова, Ю. Рокицкая. – Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. – 208 с.
13. Дубовик, Е. А. Социально-психологическая адаптация современных подростков [Текст] / Е. А. Дубовик, И. В. Бакунова // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Отв. ред. А. А. Сукиасян. – Уфа: ООО «Аэтерна», 2015. – С. 175-177.
14. Дьяченко, М. И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости подростков с асоциальным поведением [Текст] / М. И. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2017. – №2. – С. 52-55.
15. Зарубина, О. В. Особенности формирования самосознания у подростков [Текст] / О. В. Зарубина // Мир психологии. – 2014. – №2. – С. 41-51.
16. Зейгарник, Б. В. Личность и патология деятельности [Текст] / Б. В. Зейгарник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 480 с.
17. Игошин, Ю. Т. Эмоциональные проявления подростков с девиантным поведением [Текст] / Ю. Т. Игошин // Мир психологии. – 2019. – №4. – С. 74-77.
18. Изард, К. Г. Психология эмоций [Текст] / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999. – 548 с.
19. Кетебаева, К. Ш. Особенности проявления страхов у подростков с различным психологическим типом личности [Текст] / К. Ш. Кетебаева // В сборнике: Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик. сборник материалов V Международной студенческой научно-практической очной конференции. – Киров, 2022. – С. 115-120.
20. Константинов, В. В. Адаптация личности: теория и диагностика: Учебно-методическое пособие [Текст] / В. В. Константинов. – Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2015. – 78 с.
21. Константинов, В. В. Специфика психологического сопровождения процесса развития личности подростка [Текст] / В. В. Константинов, Л. Ю. Копылова // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2015. – №1. – С. 18-22.
22. Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий словарь [Текст]/ Е. Е. Кравцова. – М.: Проспект, 2016. – 320 c.
23. Красильников, И. А. Личность подростка и стратегии разрешения внутренних конфликтов [Текст] / И. А. Красильников, В. В. Константинов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, 4 (4), 2009. – С. 932 – 937.
24. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Алетей, 2018. – 560 с.
25. Крашенская, А. Н. Взаимосвязь типов акцентуаций характера и социометрического статуса подростков [Текст] / А. Н. Крашеская // Трибуна ученого. – 2022. – № 11. – С. 206-209.
26. Кубекова, А. С. Типология акцентуаций характера, как личностных особенностей подростков [Текст] / А. С. Кубекова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 9-2 (77). – С. 42-45.
27. Кудинов, С. И. Психологическая устойчивость личности как основа самореализации субъекта [Текст] / С. И. Кудинов, С. М. Хаммад // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. – 2015. – № 1. – С. 26‒31.
28. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: ТЦ: «Сфера», 2014. – 464 с.
29. Кулумбегова, Л. А. К вопросу об адаптационном потенциале личности [Текст] / Л. А. Кулумбегова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 165–168.
30. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – СПб.: Питер, 2014. – 745 с.
31. Лисин, А. В. Психодиагностика ранних признаков нарушения школьной адаптации учащихся младших и средних классов: дисс. … канд. психол. наук: 19.00.07 [Текст] / Лисин Анатолий Владимирович. – Нижневартовск, 2010. – 131 с.
32. Личко, А. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков [Текст] / А. Личко. – М.: Апрель Пресс-Москва, 1999. – 320 с.
33. Максимова, Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: учеб. пособие [Текст] / Н. Ю. Максимова. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2014. – 288 с.
34. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей [Текст] / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – СПб.: Питер, 2018. – 547 с.
35. Овчаренко, Л. Ю. Акцентуации характера подростков [Текст] / Л. Ю. Овчаренко // Системная психология и социология. – М.: МГПУ, 2009. – 58 с.
36. Остапенко, А. А. Взросление подростков: нарушения и их преодоление [Текст] / А. А. Остапенко // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 225–232.
37. Павленко, Н. Н. Психология и педагогика: Учебное пособие [Текст] / Н. Н. Павленко, С. О. Павлов. – М.: КноРус, 2012. – 496 c.
38. Погребняк, Т. А. Гендерные различия проявления тревожности и страхов у подростков [Текст] / Т. А. Погребняк // В сборнике: Молодые исследователи – регионам. Материалы Международной научной конференции. В 3-х томах. Ответственный редактор А. А. Синицын. – 2018. – С. 282-283.
39. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. – М.: МОДЭК, 2000. – 304 с.
40. Реан, А. А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности [Текст] / А. А. Реан // Ананьевские чтения – 1997. – №2. – С. 13-16.
41. Скажутина, И. Д. Особенности эмоциональных состояний в младшем и старшем подростковом возрасте [Текст] / И. Д. Скажутина // В сборнике: Научные тенденции: Педагогика и психология. сборник научных трудов по материалам XIV международной научной конференции. Международная Объединенная Академия Наук. – 2018. – С. 43-47.
42. Снарский, К. В. Проблема выявления акцентуаций характера подростков [Текст] / К. В. Снарский // В сборнике: Актуальные проблемы психологической деятельности и пути их решения. Материалы 2-ой Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией С. В. Хусаиновой. – Казань, 2021. – С. 178-182.
43. Стасилович, Н. О. К проблеме анализа страхов и тревоги подростков [Текст]/ Н. О. Стасилович // В сборнике: К вершинам науки. Cборник статей по результатам Всероссийского конкурса. – Елец, 2022. – С. 111-116.
44. Ткаченко, Н. С. Связь акцентуаций характера личности подростков со склонностью к девиантному поведению [Текст] / Н. С. Ткаченко // Экономика XXI века : инновации, инвестиции, образование. – 2022. – Т. 10. – № 6. – С. 230-232.
45. Ушакова, В. Р. Особенности межличностного взаимодействия подростков с различными акцентуациями характера / В. Р. Ушакова // Живая психология. – 2020. – Т. 7. – № 1 (25). – С. 46-58.
46. Хлоповских, Ю. Г. Акцентуации характера как причина девиантного поведения подростков [Текст] / Ю.Г. Хлоповских // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. – 2020. – № 6-3. – С. 324-331.
47. Худик, В. А. Психология аномального развития личности подростка и старшего школьника [Текст] / В. А. Худик. – СПб.: Питер, 2017. – 365 с.
48. Шакуров, Р. Х. Психология преодоления: контуры новой научной теории [Текст] / Р. Х. Шахуров. – М.: АСТ, 2012. – 470 с.
49. Шалабаева, Е. Б. Стратегии поведения подростков в конфликтной ситуации и акцентуации характера [Текст] / Е. Б. Шалабаева // В сборнике: Материалы международного научного форума обучающихся «Молодежь в науке и творчестве». Сборник научных статей в 6 частях. Гжельский государственный университет. – 2021. – С. 294-295.
50. Фельдштейн, Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2013. – №6. – С. 31-41.
51. Фетискин, Н. П. Психология аддиктивного поведения: научно- методическое издание [Текст] / Н. П. Фетискин. – Кострома: КГУ, 2015. – 272 с.
52. Фрейд, 3. Страх [Текст] / З. Фрейд / Изд. подгот. М. Г. Ярошевский. – М.: Наука, 1989. – 455 с.
53. Эльконин, Б. Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений [Текст] / Б. Д. Эльконин. – М.: Академия, 2014. – 569 с.
54. Veronneau, M.-H., Koestner R.F., Abela J.R.Z. Intrinsic Need Satisfaction and Well-Being in Children and Adolescents: An Application of The Self-Determination Theory [Text] // Journal of Social and Clinical Psychology. – 2005. – Vol. 24. – № 2. – P. 280–281.
55. Waldinger, R., Fitzgerald D. Transnationalism in Question [Text] // American Journal of Sociology. – 2004. – Vol. 109. – № 5. – P. 1177– 1179.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ