РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ К НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ У УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИЗО В УСЛОВИЯХ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ К НАРОДНОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 12
1.1. Педагогическая целесообразность развития
познавательного интереса и творческих способностей в процессе приобщения учащихся к народной художественной культуре 12
1.2. Психолого-физиологические предпосылки изучения
народной культуры, развития к ней познавательного интереса и творческих способностей у учеников 5-х классов 22
ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ К НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ У УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ , ,, ,, 39
ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 39
2.1 Анализ передового педагогического опыта и
инновационных технологий по развитию
познавательного интереса и творческих способностей к народной художественной культуре, а также индивидуальных рабочих программ по
изобразительному искусству учителей России 39
2.2 Теоретические аспекты развития познавательного
интереса и творческих способностей в изучении народной художественно культуры России у учащихся 5-х классов общеобразовательной школы в условиях проблемного обучения 53
2.3 Метод проектов и метод софизмов и парадоксов как средства развития познавательного интереса к
народной и творческих способностей к народной художественной культуре России 64
ГЛАВА III ОПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 74
3.1 Русский костюм как историко-художественный
феномен. Полиэтичность Белгородского варианта
народного костюма 74
3.2 Этапы создания современной одежды на основе
русского традиционного костюма
Заключение 108
Библиография 110
Приложение 113
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ К НАРОДНОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 12
1.1. Педагогическая целесообразность развития
познавательного интереса и творческих способностей в процессе приобщения учащихся к народной художественной культуре 12
1.2. Психолого-физиологические предпосылки изучения
народной культуры, развития к ней познавательного интереса и творческих способностей у учеников 5-х классов 22
ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ К НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ У УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ , ,, ,, 39
ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 39
2.1 Анализ передового педагогического опыта и
инновационных технологий по развитию
познавательного интереса и творческих способностей к народной художественной культуре, а также индивидуальных рабочих программ по
изобразительному искусству учителей России 39
2.2 Теоретические аспекты развития познавательного
интереса и творческих способностей в изучении народной художественно культуры России у учащихся 5-х классов общеобразовательной школы в условиях проблемного обучения 53
2.3 Метод проектов и метод софизмов и парадоксов как средства развития познавательного интереса к
народной и творческих способностей к народной художественной культуре России 64
ГЛАВА III ОПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 74
3.1 Русский костюм как историко-художественный
феномен. Полиэтичность Белгородского варианта
народного костюма 74
3.2 Этапы создания современной одежды на основе
русского традиционного костюма
Заключение 108
Библиография 110
Приложение 113
Необходимость приобщения детей к народной художественной культуре, развитие к ней познавательного интереса и творческих способностей бесспорна. В первую очередь они продиктованы историческими, социальными и политическими процессами, происходившими в нашей стране на протяжении предыдущего столетия. Как говорил всем нам не безызвестный доктор психолого-логических наук А.А.Мелик-Пашаев: «Достаточно прервать
преемственность в образовании на одно поколение, и неизвестно, можно ли будет ее восстановить». (13-16) А преемственность в народной культуре прервалась далеко не на одно поколение.
Вот что пишет по этому поводу доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой декоративно-прикладного искусства РГПУ им. А.И. Герцена, заслуженный деятель искусств РФ, Председатель Совета по детскому творчеству при Санкт-Петербургском Союзе художников Ольга Некрасова-Каратеева: «Международным сообществом принимаются единые стандарты образования, усиливается взаимообмен и заимствование новомодных направлений в искусстве, организовываются совместные творческие проекты, выравниваются ценностные приотеты и критерии. На международные проекты, выставки, конкурсы, пленэры, мастер-классы ориентируются ныне занятия с детьми в художественных школах и системе дополнительного образования. Учителями рисования осваиваются программы зарубежных коллег, часто упрощенные, формализированные, обезличенные. Тематику детского творчества наполняют сюжеты иностранных видеофильмов и печатных изданий. Эстетика масс-медиа становится эталоном вкуса». (45-2)
Все это стандартизирует характер детского художественного творчества, рисунки наполняются стереотипными изображениями и теряют индивидуальные отличия. Сокращается творческая рефлексия на окружающую действительность и актуальные события в детской жизни, утрачивается самобытность детского художественного творчества в разных странах, о чем свидетельствуют международные выставки и конкурсы.
В целом современное развитие культуры обнаруживает сложность взаимодействия разнонаправленных тенденций.
Тенденции возрождения традиционных культур находят отклик и в организации детского художественного творчества. Правда, это часто выражается в спекулятивном обращении взрослых руководителей лишь к внешним признакам традиционного народного искусства. В связи с этим, в детские произведения проникают штампы «фольклоризма», фольклорного китча, паразитирующего на формах и образах народного искусства и искажают художественный вкус молодых людей.
Еще один фактор меняющейся современной культуры - её коммерциализация.
Сегодня инициаторами многих культурных акций, в частности - детских фестивалей и конкурсов, являются бизнес-корпорации. Все чаще эти мероприятия организуются, субсидируются, оцениваются владельцами, руководителями и менеджерами торговых, промышленных и медийных компаний, служат рекламным целям этих фирм и организаций. Детские работы включаются в рекламные акции без соблюдения авторских прав детей, даже часто без указания их фамилий и имен. В стремлении отличиться большинство педагогов готовы подстроиться под условия конкурсов, ориентируют на них детей, ждут наград и т.д. Их деятельность сводит творческие и педагогические задачи в организации детского творчества к меркантильным целям.
В искусстве наблюдаются процессы развала старых школ, трансформация критериальной базы и самоутверждения современного искусства, альтернативного прежним художественным ориентирам. Для неокрепшей детской психики размытость целей творчества, неопределенность идеалов, невнятных ценностных критериев - большие помехи в творческом и личностном развитии.
Помимо этого, что касается приобщения детей к народной художественной культуре следует отметить, следующий немаловажный аспект: «Поскольку художественная культура представляет собой сплав язычества и христианства, к проблеме возрождения следует подходить очень осторожно и избирательно.» А.А. Гаспринская (3-17)
Таким образом были выявлены несколько противоречий:
1. Исторически обоснованное незнание народной культуры взрослым поколением, художественная неграмотность и стремление к наживе.
2. Несоответствие между объёмом учебного материала и часами, отведенными программой на его изучение.
3. Принципиальная разница между народной культурой и современной жизнью.
А поскольку данные противоречия препятствуют успешной реализации программы по приобщению школьников к народной художественной культуре, была сформулирована следующая тема исследования: « Развитие
познавательного интереса и творческих способностей к народной художественной культуре России у учеников пятых классов общеобразовательной школы в условиях проблемного обучения».
Проблема исследования заключается в недостатке методических разработок по проблемному обучению изобразительному искусству в рамках приобщения школьников к народной художественной культуре, развития в данных условиях познавательного интереса и творческих способностей
Цель: Развитие познавательного интереса и творческих способностей к народной художественной культуре в условиях проблемного обучения путем развития и активизации мыслительных процессов и расширения границ творческого поиска.
Предмет исследования деятельность общеобразовательного учреждения по развитию познавательного интереса и творческих способностей к народной художественной культуре России.
Объект: содержание занятий по развитию познавательного интереса и творческих способностей к народной художественной культуре у учащихся пятых классов.
Гипотеза: процесс развития познавательного интереса и творческих
способностей будет эффективнее, если:
- преподаватель на собственном примере, посредством выведения силлогизмов покажет ученикам, что процесс поиска и анализа информации является одним из видов творческой деятельности;
- ученики будут самостоятельно выводить тему урока, исходя из рассказа учителя;
- будут самостоятельно выводить и решать творческую проблему;
- при подаче нового материала будут вводиться любопытные факты, соответствующие теме урока, из областей знания не входящих в школьную программу;
- будут приводиться примеры исторического заимствования и интерпретации и объясняться механизм их использования;
- будет расширено поле для творческого поиска средствами увеличения раздаточного и материала для просмотра;
- при применении на уроках метода парадоксов;
- педагогический процесс будет заключаться не только в передаче информации и технических приемов изображения объектов, но и объяснении духовных основ народного художественного творчества;
- занятия будут направлены на развитие эстетического вкуса и глубокого понимания прекрасного и безобразного в искусстве и жизни;
- дать ребенку почувствовать себя творцом.
Задачи исследования:
1. Определение целесообразности введения учащихся в сферу народной
художественной культуры.
2. Разработка методик и технологий по развитию познавательного
интереса и творческих способностей к народной художественной культуры у учеников 5-х классов в условиях проблемного обучения.
Методологическая база исследования
«Развитие личности - одна из главных категорий в психологологии мудрости - педагогике. Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. В науке существует и термин «формирование личности», который употребляется в двух значениях:
- формирование личности как развитие, как процесс и результат изменений, и его изучает психологология;
- формирование личности как процесс воспитания, «проектирование личности» и это уже педагогический процесс» В.В. Воронов (2-42)
«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она прежде всего должна узнать его во всех отношениях», - так К.Д. Ушинский понимал одно из условий педагогической деятельности: изучать природу ребенка. (32-19)
Значение декоративно-прикладного искусства для эстетического воспитания детей отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества: Е.А. Флерухина, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.Г. Ковальская, А.А. Грибовская, Г.С. Комарова, Ю.М. Максимов, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова и др. (Народное искусство и эстетическое воспитание)
Исследованием проблемы развития познавательного интереса к народной художественной культуре занимались: Т.Я. Шпикалова, Б.М. Неменский, М.Н. Сокольникова, В.С. Кузин. Они разработали теоретические и научно - методические рекомендации по повышению познавательного интереса к роли русского народного художественного творчества и декоративно-прикладного искусства.
Проблемой психологического механизма в развитии познавательной деятельности и привлечения к процессу творчества занимались: В.С. Выготский, А.Н. Лентьев, Л.Я. Рапацкая внесла большой вклад в создание и развитие теоретических основ художественной культуры. М.С. Жиров выявил специфику этно-худоржественного образования. Н.А. Некрасов рассматривает вопросы сохранения и развития народной культуры.
Развитием психологии творчества занимались: Л.Б. Ермолаева-Томина, А.А. Мелик-Пашаев, Е.П. Ильин, А.Н. Лук, Е.И. Николаева занималась психологией детского творчества.
В работе также используются методы и концепции проблемного обучения, которыми занимались Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутова, В. Окунь и др.
Проблемой раскрытия и развития творческих способностей занимались: Л.Н. Азарова; А.В. Хуторский; А.В. Луначарский; П.П. Блонский; С.Т. Шацкий; Б.Л. Яворский; Б.В. Афанасьев; Н.Я. Брюсова; В.Н. Шацкая; Н.Л. Ггодзенская; М.А. Румер; Г.Л. Рошаль; Н.И. Сац и др.
«Значение декоративно - прикладного искусства для воспитания детей отмечали многие исследователи детского изобразительного искусства: Е.А. Флерина; Н.П. Сакулина; А.П. Усова; Е.Г. Ковальская; Г.С. Комарова; А.А. Грибовская; Ю.М. Максимов; Т.Я. Шпикалова; Н.Б. Халезова и др. Ознакомление с произведениями народного творчества способствует патриотических интернациональных чувств, приобщают к миру прекрасного, формируют художественный вкус, эстетическое восприятие, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию. Степень развитости всех этих проявлений эстетического познания непрерывно совершенствуется в течении всей жизни человека.
Так же методологическую базу исследования составляют учебные пособия по народной художественной культуре, истории и развитию русской национальной одежды, прялкам, рушникам, избам. Искусствоведческая статья «Русский костюм в живописи». Утвержденные ФГОС программы по изобразительному искусству, статьи по проблемам развития познавательного интереса и творческих способностей в подростковом возрасте. Статьи по моделированию и проектированию современной одежды на основе традиционного народного костюма. Статья по истории возникновения и развития фолклорного стиля и многое другое.
Для решения поставленных задач использовался комплексный метод:
- Теоретический анализ проблемы исследования в научной и дидактической литературе (выявление, изучение публикаций по теме исследования), инновационных педагогических технологий, их достижений в области развития познавательного интереса и творческих способностей к народной художественной культуре на уроках изобразительного искусства;
- постановка проблемы и поиска путей выхода из неё;
- проверка результатов художественной деятельности, анкетирование, тестирование;
- собеседование, для выявления уровня теоретических знаний о народной художественной культуре;
- педагогический эксперимент.
База исследования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» г.Белгород «а» и 5»б» классы. В эксперименте принимали участие 40 обучающихся.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа .№ 31» г. Белгорода, 5 «а» и 5 «б» классы. В эксперименте участвовало 40 обучающихся.
Практическая значимость
Разработано и определено содержание уроков по развитию познавательного интереса и творческих способностей по народной художественной культуре России с включением регионального компонента, которую можно применять на уроках по изобразительному искусству, МХК, технологии и основах православной культуры в общеобразовательных школах.
Этапы проведения исследования
Исследование состояло из трех этапов:
1- й этап (2014г.) На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент. По его итогам составлено общее представление об актуальности исследования и проведен анализ литературы по теме исследования.
2- й этап (2015г.) На данном этапе был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого определялся уровень познавательного интереса и развития творческих способностей к народной художественной культуре.
3-й этап (2015-2016гг.) Проведение контрольного эксперимента и
подведение итогов. Определение выводов и заключений.
преемственность в образовании на одно поколение, и неизвестно, можно ли будет ее восстановить». (13-16) А преемственность в народной культуре прервалась далеко не на одно поколение.
Вот что пишет по этому поводу доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой декоративно-прикладного искусства РГПУ им. А.И. Герцена, заслуженный деятель искусств РФ, Председатель Совета по детскому творчеству при Санкт-Петербургском Союзе художников Ольга Некрасова-Каратеева: «Международным сообществом принимаются единые стандарты образования, усиливается взаимообмен и заимствование новомодных направлений в искусстве, организовываются совместные творческие проекты, выравниваются ценностные приотеты и критерии. На международные проекты, выставки, конкурсы, пленэры, мастер-классы ориентируются ныне занятия с детьми в художественных школах и системе дополнительного образования. Учителями рисования осваиваются программы зарубежных коллег, часто упрощенные, формализированные, обезличенные. Тематику детского творчества наполняют сюжеты иностранных видеофильмов и печатных изданий. Эстетика масс-медиа становится эталоном вкуса». (45-2)
Все это стандартизирует характер детского художественного творчества, рисунки наполняются стереотипными изображениями и теряют индивидуальные отличия. Сокращается творческая рефлексия на окружающую действительность и актуальные события в детской жизни, утрачивается самобытность детского художественного творчества в разных странах, о чем свидетельствуют международные выставки и конкурсы.
В целом современное развитие культуры обнаруживает сложность взаимодействия разнонаправленных тенденций.
Тенденции возрождения традиционных культур находят отклик и в организации детского художественного творчества. Правда, это часто выражается в спекулятивном обращении взрослых руководителей лишь к внешним признакам традиционного народного искусства. В связи с этим, в детские произведения проникают штампы «фольклоризма», фольклорного китча, паразитирующего на формах и образах народного искусства и искажают художественный вкус молодых людей.
Еще один фактор меняющейся современной культуры - её коммерциализация.
Сегодня инициаторами многих культурных акций, в частности - детских фестивалей и конкурсов, являются бизнес-корпорации. Все чаще эти мероприятия организуются, субсидируются, оцениваются владельцами, руководителями и менеджерами торговых, промышленных и медийных компаний, служат рекламным целям этих фирм и организаций. Детские работы включаются в рекламные акции без соблюдения авторских прав детей, даже часто без указания их фамилий и имен. В стремлении отличиться большинство педагогов готовы подстроиться под условия конкурсов, ориентируют на них детей, ждут наград и т.д. Их деятельность сводит творческие и педагогические задачи в организации детского творчества к меркантильным целям.
В искусстве наблюдаются процессы развала старых школ, трансформация критериальной базы и самоутверждения современного искусства, альтернативного прежним художественным ориентирам. Для неокрепшей детской психики размытость целей творчества, неопределенность идеалов, невнятных ценностных критериев - большие помехи в творческом и личностном развитии.
Помимо этого, что касается приобщения детей к народной художественной культуре следует отметить, следующий немаловажный аспект: «Поскольку художественная культура представляет собой сплав язычества и христианства, к проблеме возрождения следует подходить очень осторожно и избирательно.» А.А. Гаспринская (3-17)
Таким образом были выявлены несколько противоречий:
1. Исторически обоснованное незнание народной культуры взрослым поколением, художественная неграмотность и стремление к наживе.
2. Несоответствие между объёмом учебного материала и часами, отведенными программой на его изучение.
3. Принципиальная разница между народной культурой и современной жизнью.
А поскольку данные противоречия препятствуют успешной реализации программы по приобщению школьников к народной художественной культуре, была сформулирована следующая тема исследования: « Развитие
познавательного интереса и творческих способностей к народной художественной культуре России у учеников пятых классов общеобразовательной школы в условиях проблемного обучения».
Проблема исследования заключается в недостатке методических разработок по проблемному обучению изобразительному искусству в рамках приобщения школьников к народной художественной культуре, развития в данных условиях познавательного интереса и творческих способностей
Цель: Развитие познавательного интереса и творческих способностей к народной художественной культуре в условиях проблемного обучения путем развития и активизации мыслительных процессов и расширения границ творческого поиска.
Предмет исследования деятельность общеобразовательного учреждения по развитию познавательного интереса и творческих способностей к народной художественной культуре России.
Объект: содержание занятий по развитию познавательного интереса и творческих способностей к народной художественной культуре у учащихся пятых классов.
Гипотеза: процесс развития познавательного интереса и творческих
способностей будет эффективнее, если:
- преподаватель на собственном примере, посредством выведения силлогизмов покажет ученикам, что процесс поиска и анализа информации является одним из видов творческой деятельности;
- ученики будут самостоятельно выводить тему урока, исходя из рассказа учителя;
- будут самостоятельно выводить и решать творческую проблему;
- при подаче нового материала будут вводиться любопытные факты, соответствующие теме урока, из областей знания не входящих в школьную программу;
- будут приводиться примеры исторического заимствования и интерпретации и объясняться механизм их использования;
- будет расширено поле для творческого поиска средствами увеличения раздаточного и материала для просмотра;
- при применении на уроках метода парадоксов;
- педагогический процесс будет заключаться не только в передаче информации и технических приемов изображения объектов, но и объяснении духовных основ народного художественного творчества;
- занятия будут направлены на развитие эстетического вкуса и глубокого понимания прекрасного и безобразного в искусстве и жизни;
- дать ребенку почувствовать себя творцом.
Задачи исследования:
1. Определение целесообразности введения учащихся в сферу народной
художественной культуры.
2. Разработка методик и технологий по развитию познавательного
интереса и творческих способностей к народной художественной культуры у учеников 5-х классов в условиях проблемного обучения.
Методологическая база исследования
«Развитие личности - одна из главных категорий в психологологии мудрости - педагогике. Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. В науке существует и термин «формирование личности», который употребляется в двух значениях:
- формирование личности как развитие, как процесс и результат изменений, и его изучает психологология;
- формирование личности как процесс воспитания, «проектирование личности» и это уже педагогический процесс» В.В. Воронов (2-42)
«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она прежде всего должна узнать его во всех отношениях», - так К.Д. Ушинский понимал одно из условий педагогической деятельности: изучать природу ребенка. (32-19)
Значение декоративно-прикладного искусства для эстетического воспитания детей отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества: Е.А. Флерухина, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.Г. Ковальская, А.А. Грибовская, Г.С. Комарова, Ю.М. Максимов, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова и др. (Народное искусство и эстетическое воспитание)
Исследованием проблемы развития познавательного интереса к народной художественной культуре занимались: Т.Я. Шпикалова, Б.М. Неменский, М.Н. Сокольникова, В.С. Кузин. Они разработали теоретические и научно - методические рекомендации по повышению познавательного интереса к роли русского народного художественного творчества и декоративно-прикладного искусства.
Проблемой психологического механизма в развитии познавательной деятельности и привлечения к процессу творчества занимались: В.С. Выготский, А.Н. Лентьев, Л.Я. Рапацкая внесла большой вклад в создание и развитие теоретических основ художественной культуры. М.С. Жиров выявил специфику этно-худоржественного образования. Н.А. Некрасов рассматривает вопросы сохранения и развития народной культуры.
Развитием психологии творчества занимались: Л.Б. Ермолаева-Томина, А.А. Мелик-Пашаев, Е.П. Ильин, А.Н. Лук, Е.И. Николаева занималась психологией детского творчества.
В работе также используются методы и концепции проблемного обучения, которыми занимались Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутова, В. Окунь и др.
Проблемой раскрытия и развития творческих способностей занимались: Л.Н. Азарова; А.В. Хуторский; А.В. Луначарский; П.П. Блонский; С.Т. Шацкий; Б.Л. Яворский; Б.В. Афанасьев; Н.Я. Брюсова; В.Н. Шацкая; Н.Л. Ггодзенская; М.А. Румер; Г.Л. Рошаль; Н.И. Сац и др.
«Значение декоративно - прикладного искусства для воспитания детей отмечали многие исследователи детского изобразительного искусства: Е.А. Флерина; Н.П. Сакулина; А.П. Усова; Е.Г. Ковальская; Г.С. Комарова; А.А. Грибовская; Ю.М. Максимов; Т.Я. Шпикалова; Н.Б. Халезова и др. Ознакомление с произведениями народного творчества способствует патриотических интернациональных чувств, приобщают к миру прекрасного, формируют художественный вкус, эстетическое восприятие, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию. Степень развитости всех этих проявлений эстетического познания непрерывно совершенствуется в течении всей жизни человека.
Так же методологическую базу исследования составляют учебные пособия по народной художественной культуре, истории и развитию русской национальной одежды, прялкам, рушникам, избам. Искусствоведческая статья «Русский костюм в живописи». Утвержденные ФГОС программы по изобразительному искусству, статьи по проблемам развития познавательного интереса и творческих способностей в подростковом возрасте. Статьи по моделированию и проектированию современной одежды на основе традиционного народного костюма. Статья по истории возникновения и развития фолклорного стиля и многое другое.
Для решения поставленных задач использовался комплексный метод:
- Теоретический анализ проблемы исследования в научной и дидактической литературе (выявление, изучение публикаций по теме исследования), инновационных педагогических технологий, их достижений в области развития познавательного интереса и творческих способностей к народной художественной культуре на уроках изобразительного искусства;
- постановка проблемы и поиска путей выхода из неё;
- проверка результатов художественной деятельности, анкетирование, тестирование;
- собеседование, для выявления уровня теоретических знаний о народной художественной культуре;
- педагогический эксперимент.
База исследования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» г.Белгород «а» и 5»б» классы. В эксперименте принимали участие 40 обучающихся.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа .№ 31» г. Белгорода, 5 «а» и 5 «б» классы. В эксперименте участвовало 40 обучающихся.
Практическая значимость
Разработано и определено содержание уроков по развитию познавательного интереса и творческих способностей по народной художественной культуре России с включением регионального компонента, которую можно применять на уроках по изобразительному искусству, МХК, технологии и основах православной культуры в общеобразовательных школах.
Этапы проведения исследования
Исследование состояло из трех этапов:
1- й этап (2014г.) На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент. По его итогам составлено общее представление об актуальности исследования и проведен анализ литературы по теме исследования.
2- й этап (2015г.) На данном этапе был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого определялся уровень познавательного интереса и развития творческих способностей к народной художественной культуре.
3-й этап (2015-2016гг.) Проведение контрольного эксперимента и
подведение итогов. Определение выводов и заключений.
Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство формировались на протяжении более 15 веков. Они представляют собой концентрацию, слияние языческого и христианского мировоззрений
Вобрали в себя всю народную мудрость, его душу, духовность и восприятие красоты природы и себя в ней. С виду наивная и непритязательная эстетика народного художественного творчества несет в себе поистине неизмеримые глубины познания. Она во всем: в манере строить и украшать жилища, одеваться, в отношении к природе, себе и себе подобным.
Народная культура - это подлинная летопись истории народа, зачастую недатированная, но материально воплощенная в зодчестве, посуде, украшениях, во всем неказистом на первый взгляд творчестве русского крестьянина.
Без знания этой истории мы лишаемся национальной самоидентификации, теряем связь со своими корнями, теряем духовность. Это говорит о том, что в настоящее, слишком суетное стремительное и непростое время настала пора вернуть себе древние истоки, поучиться у предков бережному отношению к жизни, не только своей, своей семь и своего вида, но и к жизни, как таковой. Ведь наши предки наделяли душой не только самих себя, но и все сущее, что делало их отношение к миру более гуманным. Вспомним, что жизнь - чудо, величайшая редкость.
В современной Российской школе одной из важнейших задач является ознакомление школьников с народной культурой и приобщение к народному художественному творчеству. Необходимо развивать и поощрять познавательный интерес и творческие способности к народной художественной культуре, так как следующие поколения должны стать хранителями утерянных сокровищ народной культуры, а древние корни - прорасти новыми побегами.
После анализа школьных программ для пятого класса по изобразительному искусству напрашивается вывод, что мы зачастую сами не знаем как и чему учить - слишком многое было утрачено за годы существования СССР, а поколение помнившее традиции предков безвозвратно ушло. Поэтому данная тема по сей день остается актуальной и недостаточно разработанной. Кроме того, как уже говорилось, теме отведено недостаточно учебных часов; во-вторых детей нужно учить не только технологии росписи, вышивки или другого вида искусства, но его внутренней мировоззренческой сути.
Только развивая познавательный интерес и творческие способности на основе народной духовной культуры мы сможем дать нашим детям образование основанное не только на информации, но и на глубокой духовности предков.
Вобрали в себя всю народную мудрость, его душу, духовность и восприятие красоты природы и себя в ней. С виду наивная и непритязательная эстетика народного художественного творчества несет в себе поистине неизмеримые глубины познания. Она во всем: в манере строить и украшать жилища, одеваться, в отношении к природе, себе и себе подобным.
Народная культура - это подлинная летопись истории народа, зачастую недатированная, но материально воплощенная в зодчестве, посуде, украшениях, во всем неказистом на первый взгляд творчестве русского крестьянина.
Без знания этой истории мы лишаемся национальной самоидентификации, теряем связь со своими корнями, теряем духовность. Это говорит о том, что в настоящее, слишком суетное стремительное и непростое время настала пора вернуть себе древние истоки, поучиться у предков бережному отношению к жизни, не только своей, своей семь и своего вида, но и к жизни, как таковой. Ведь наши предки наделяли душой не только самих себя, но и все сущее, что делало их отношение к миру более гуманным. Вспомним, что жизнь - чудо, величайшая редкость.
В современной Российской школе одной из важнейших задач является ознакомление школьников с народной культурой и приобщение к народному художественному творчеству. Необходимо развивать и поощрять познавательный интерес и творческие способности к народной художественной культуре, так как следующие поколения должны стать хранителями утерянных сокровищ народной культуры, а древние корни - прорасти новыми побегами.
После анализа школьных программ для пятого класса по изобразительному искусству напрашивается вывод, что мы зачастую сами не знаем как и чему учить - слишком многое было утрачено за годы существования СССР, а поколение помнившее традиции предков безвозвратно ушло. Поэтому данная тема по сей день остается актуальной и недостаточно разработанной. Кроме того, как уже говорилось, теме отведено недостаточно учебных часов; во-вторых детей нужно учить не только технологии росписи, вышивки или другого вида искусства, но его внутренней мировоззренческой сути.
Только развивая познавательный интерес и творческие способности на основе народной духовной культуры мы сможем дать нашим детям образование основанное не только на информации, но и на глубокой духовности предков.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ОСНОВЕ КРИТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В.П. БУРЕНИНА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Изучение «холодной войны» в образовательных системах СССР и современной России: сравнительный анализ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2017



