Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ К НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ У УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИЗО В УСЛОВИЯХ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Работа №68335

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы132
Год сдачи2017
Стоимость5020 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
339
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ К НАРОДНОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 12
1.1. Педагогическая целесообразность развития
познавательного интереса и творческих способностей в процессе приобщения учащихся к народной художественной культуре 12
1.2. Психолого-физиологические предпосылки изучения
народной культуры, развития к ней познавательного интереса и творческих способностей у учеников 5-х классов 22
ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ К НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ У УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ , ,, ,, 39
ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 39
2.1 Анализ передового педагогического опыта и
инновационных технологий по развитию
познавательного интереса и творческих способностей к народной художественной культуре, а также индивидуальных рабочих программ по
изобразительному искусству учителей России 39
2.2 Теоретические аспекты развития познавательного
интереса и творческих способностей в изучении народной художественно культуры России у учащихся 5-х классов общеобразовательной школы в условиях проблемного обучения 53
2.3 Метод проектов и метод софизмов и парадоксов как средства развития познавательного интереса к
народной и творческих способностей к народной художественной культуре России 64
ГЛАВА III ОПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 74
3.1 Русский костюм как историко-художественный
феномен. Полиэтичность Белгородского варианта
народного костюма 74
3.2 Этапы создания современной одежды на основе
русского традиционного костюма
Заключение 108
Библиография 110
Приложение 113

Необходимость приобщения детей к народной художественной культуре, развитие к ней познавательного интереса и творческих способностей бесспорна. В первую очередь они продиктованы историческими, социальными и политическими процессами, происходившими в нашей стране на протяжении предыдущего столетия. Как говорил всем нам не безызвестный доктор психолого-логических наук А.А.Мелик-Пашаев: «Достаточно прервать
преемственность в образовании на одно поколение, и неизвестно, можно ли будет ее восстановить». (13-16) А преемственность в народной культуре прервалась далеко не на одно поколение.
Вот что пишет по этому поводу доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой декоративно-прикладного искусства РГПУ им. А.И. Герцена, заслуженный деятель искусств РФ, Председатель Совета по детскому творчеству при Санкт-Петербургском Союзе художников Ольга Некрасова-Каратеева: «Международным сообществом принимаются единые стандарты образования, усиливается взаимообмен и заимствование новомодных направлений в искусстве, организовываются совместные творческие проекты, выравниваются ценностные приотеты и критерии. На международные проекты, выставки, конкурсы, пленэры, мастер-классы ориентируются ныне занятия с детьми в художественных школах и системе дополнительного образования. Учителями рисования осваиваются программы зарубежных коллег, часто упрощенные, формализированные, обезличенные. Тематику детского творчества наполняют сюжеты иностранных видеофильмов и печатных изданий. Эстетика масс-медиа становится эталоном вкуса». (45-2)
Все это стандартизирует характер детского художественного творчества, рисунки наполняются стереотипными изображениями и теряют индивидуальные отличия. Сокращается творческая рефлексия на окружающую действительность и актуальные события в детской жизни, утрачивается самобытность детского художественного творчества в разных странах, о чем свидетельствуют международные выставки и конкурсы.
В целом современное развитие культуры обнаруживает сложность взаимодействия разнонаправленных тенденций.
Тенденции возрождения традиционных культур находят отклик и в организации детского художественного творчества. Правда, это часто выражается в спекулятивном обращении взрослых руководителей лишь к внешним признакам традиционного народного искусства. В связи с этим, в детские произведения проникают штампы «фольклоризма», фольклорного китча, паразитирующего на формах и образах народного искусства и искажают художественный вкус молодых людей.
Еще один фактор меняющейся современной культуры - её коммерциализация.
Сегодня инициаторами многих культурных акций, в частности - детских фестивалей и конкурсов, являются бизнес-корпорации. Все чаще эти мероприятия организуются, субсидируются, оцениваются владельцами, руководителями и менеджерами торговых, промышленных и медийных компаний, служат рекламным целям этих фирм и организаций. Детские работы включаются в рекламные акции без соблюдения авторских прав детей, даже часто без указания их фамилий и имен. В стремлении отличиться большинство педагогов готовы подстроиться под условия конкурсов, ориентируют на них детей, ждут наград и т.д. Их деятельность сводит творческие и педагогические задачи в организации детского творчества к меркантильным целям.
В искусстве наблюдаются процессы развала старых школ, трансформация критериальной базы и самоутверждения современного искусства, альтернативного прежним художественным ориентирам. Для неокрепшей детской психики размытость целей творчества, неопределенность идеалов, невнятных ценностных критериев - большие помехи в творческом и личностном развитии.
Помимо этого, что касается приобщения детей к народной художественной культуре следует отметить, следующий немаловажный аспект: «Поскольку художественная культура представляет собой сплав язычества и христианства, к проблеме возрождения следует подходить очень осторожно и избирательно.» А.А. Гаспринская (3-17)
Таким образом были выявлены несколько противоречий:
1. Исторически обоснованное незнание народной культуры взрослым поколением, художественная неграмотность и стремление к наживе.
2. Несоответствие между объёмом учебного материала и часами, отведенными программой на его изучение.
3. Принципиальная разница между народной культурой и современной жизнью.
А поскольку данные противоречия препятствуют успешной реализации программы по приобщению школьников к народной художественной культуре, была сформулирована следующая тема исследования: « Развитие
познавательного интереса и творческих способностей к народной художественной культуре России у учеников пятых классов общеобразовательной школы в условиях проблемного обучения».
Проблема исследования заключается в недостатке методических разработок по проблемному обучению изобразительному искусству в рамках приобщения школьников к народной художественной культуре, развития в данных условиях познавательного интереса и творческих способностей
Цель: Развитие познавательного интереса и творческих способностей к народной художественной культуре в условиях проблемного обучения путем развития и активизации мыслительных процессов и расширения границ творческого поиска.
Предмет исследования деятельность общеобразовательного учреждения по развитию познавательного интереса и творческих способностей к народной художественной культуре России.
Объект: содержание занятий по развитию познавательного интереса и творческих способностей к народной художественной культуре у учащихся пятых классов.
Гипотеза: процесс развития познавательного интереса и творческих
способностей будет эффективнее, если:
- преподаватель на собственном примере, посредством выведения силлогизмов покажет ученикам, что процесс поиска и анализа информации является одним из видов творческой деятельности;
- ученики будут самостоятельно выводить тему урока, исходя из рассказа учителя;
- будут самостоятельно выводить и решать творческую проблему;
- при подаче нового материала будут вводиться любопытные факты, соответствующие теме урока, из областей знания не входящих в школьную программу;
- будут приводиться примеры исторического заимствования и интерпретации и объясняться механизм их использования;
- будет расширено поле для творческого поиска средствами увеличения раздаточного и материала для просмотра;
- при применении на уроках метода парадоксов;
- педагогический процесс будет заключаться не только в передаче информации и технических приемов изображения объектов, но и объяснении духовных основ народного художественного творчества;
- занятия будут направлены на развитие эстетического вкуса и глубокого понимания прекрасного и безобразного в искусстве и жизни;
- дать ребенку почувствовать себя творцом.
Задачи исследования:
1. Определение целесообразности введения учащихся в сферу народной
художественной культуры.
2. Разработка методик и технологий по развитию познавательного
интереса и творческих способностей к народной художественной культуры у учеников 5-х классов в условиях проблемного обучения.
Методологическая база исследования
«Развитие личности - одна из главных категорий в психологологии мудрости - педагогике. Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. В науке существует и термин «формирование личности», который употребляется в двух значениях:
- формирование личности как развитие, как процесс и результат изменений, и его изучает психологология;
- формирование личности как процесс воспитания, «проектирование личности» и это уже педагогический процесс» В.В. Воронов (2-42)
«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она прежде всего должна узнать его во всех отношениях», - так К.Д. Ушинский понимал одно из условий педагогической деятельности: изучать природу ребенка. (32-19)
Значение декоративно-прикладного искусства для эстетического воспитания детей отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества: Е.А. Флерухина, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.Г. Ковальская, А.А. Грибовская, Г.С. Комарова, Ю.М. Максимов, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова и др. (Народное искусство и эстетическое воспитание)
Исследованием проблемы развития познавательного интереса к народной художественной культуре занимались: Т.Я. Шпикалова, Б.М. Неменский, М.Н. Сокольникова, В.С. Кузин. Они разработали теоретические и научно - методические рекомендации по повышению познавательного интереса к роли русского народного художественного творчества и декоративно-прикладного искусства.
Проблемой психологического механизма в развитии познавательной деятельности и привлечения к процессу творчества занимались: В.С. Выготский, А.Н. Лентьев, Л.Я. Рапацкая внесла большой вклад в создание и развитие теоретических основ художественной культуры. М.С. Жиров выявил специфику этно-худоржественного образования. Н.А. Некрасов рассматривает вопросы сохранения и развития народной культуры.
Развитием психологии творчества занимались: Л.Б. Ермолаева-Томина, А.А. Мелик-Пашаев, Е.П. Ильин, А.Н. Лук, Е.И. Николаева занималась психологией детского творчества.
В работе также используются методы и концепции проблемного обучения, которыми занимались Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутова, В. Окунь и др.
Проблемой раскрытия и развития творческих способностей занимались: Л.Н. Азарова; А.В. Хуторский; А.В. Луначарский; П.П. Блонский; С.Т. Шацкий; Б.Л. Яворский; Б.В. Афанасьев; Н.Я. Брюсова; В.Н. Шацкая; Н.Л. Ггодзенская; М.А. Румер; Г.Л. Рошаль; Н.И. Сац и др.
«Значение декоративно - прикладного искусства для воспитания детей отмечали многие исследователи детского изобразительного искусства: Е.А. Флерина; Н.П. Сакулина; А.П. Усова; Е.Г. Ковальская; Г.С. Комарова; А.А. Грибовская; Ю.М. Максимов; Т.Я. Шпикалова; Н.Б. Халезова и др. Ознакомление с произведениями народного творчества способствует патриотических интернациональных чувств, приобщают к миру прекрасного, формируют художественный вкус, эстетическое восприятие, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию. Степень развитости всех этих проявлений эстетического познания непрерывно совершенствуется в течении всей жизни человека.
Так же методологическую базу исследования составляют учебные пособия по народной художественной культуре, истории и развитию русской национальной одежды, прялкам, рушникам, избам. Искусствоведческая статья «Русский костюм в живописи». Утвержденные ФГОС программы по изобразительному искусству, статьи по проблемам развития познавательного интереса и творческих способностей в подростковом возрасте. Статьи по моделированию и проектированию современной одежды на основе традиционного народного костюма. Статья по истории возникновения и развития фолклорного стиля и многое другое.
Для решения поставленных задач использовался комплексный метод:
- Теоретический анализ проблемы исследования в научной и дидактической литературе (выявление, изучение публикаций по теме исследования), инновационных педагогических технологий, их достижений в области развития познавательного интереса и творческих способностей к народной художественной культуре на уроках изобразительного искусства;
- постановка проблемы и поиска путей выхода из неё;
- проверка результатов художественной деятельности, анкетирование, тестирование;
- собеседование, для выявления уровня теоретических знаний о народной художественной культуре;
- педагогический эксперимент.
База исследования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» г.Белгород «а» и 5»б» классы. В эксперименте принимали участие 40 обучающихся.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа .№ 31» г. Белгорода, 5 «а» и 5 «б» классы. В эксперименте участвовало 40 обучающихся.
Практическая значимость
Разработано и определено содержание уроков по развитию познавательного интереса и творческих способностей по народной художественной культуре России с включением регионального компонента, которую можно применять на уроках по изобразительному искусству, МХК, технологии и основах православной культуры в общеобразовательных школах.
Этапы проведения исследования
Исследование состояло из трех этапов:
1- й этап (2014г.) На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент. По его итогам составлено общее представление об актуальности исследования и проведен анализ литературы по теме исследования.
2- й этап (2015г.) На данном этапе был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого определялся уровень познавательного интереса и развития творческих способностей к народной художественной культуре.
3-й этап (2015-2016гг.) Проведение контрольного эксперимента и
подведение итогов. Определение выводов и заключений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство формировались на протяжении более 15 веков. Они представляют собой концентрацию, слияние языческого и христианского мировоззрений
Вобрали в себя всю народную мудрость, его душу, духовность и восприятие красоты природы и себя в ней. С виду наивная и непритязательная эстетика народного художественного творчества несет в себе поистине неизмеримые глубины познания. Она во всем: в манере строить и украшать жилища, одеваться, в отношении к природе, себе и себе подобным.
Народная культура - это подлинная летопись истории народа, зачастую недатированная, но материально воплощенная в зодчестве, посуде, украшениях, во всем неказистом на первый взгляд творчестве русского крестьянина.
Без знания этой истории мы лишаемся национальной самоидентификации, теряем связь со своими корнями, теряем духовность. Это говорит о том, что в настоящее, слишком суетное стремительное и непростое время настала пора вернуть себе древние истоки, поучиться у предков бережному отношению к жизни, не только своей, своей семь и своего вида, но и к жизни, как таковой. Ведь наши предки наделяли душой не только самих себя, но и все сущее, что делало их отношение к миру более гуманным. Вспомним, что жизнь - чудо, величайшая редкость.
В современной Российской школе одной из важнейших задач является ознакомление школьников с народной культурой и приобщение к народному художественному творчеству. Необходимо развивать и поощрять познавательный интерес и творческие способности к народной художественной культуре, так как следующие поколения должны стать хранителями утерянных сокровищ народной культуры, а древние корни - прорасти новыми побегами.
После анализа школьных программ для пятого класса по изобразительному искусству напрашивается вывод, что мы зачастую сами не знаем как и чему учить - слишком многое было утрачено за годы существования СССР, а поколение помнившее традиции предков безвозвратно ушло. Поэтому данная тема по сей день остается актуальной и недостаточно разработанной. Кроме того, как уже говорилось, теме отведено недостаточно учебных часов; во-вторых детей нужно учить не только технологии росписи, вышивки или другого вида искусства, но его внутренней мировоззренческой сути.
Только развивая познавательный интерес и творческие способности на основе народной духовной культуры мы сможем дать нашим детям образование основанное не только на информации, но и на глубокой духовности предков.



1. Адамчик М. В. Энциклопедия рисования. - Минск.: Харвест, 2010
2. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Методическое пособие / В.И. Андреев. - М.: Высшая школа, 1981. - 240 с.
3. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. Модернизация общего образования. Пособие / С. В. Аранова. - Спб.: Каро, 2004. - 173 с.
4. Балакина А.В. Обрезки в дело // Школа и производство, №1, 2000.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
6. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, 2006. - 512 с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский. - М.: Психология, 2001. -457 с.
8. Горяева, Н. А. Первые шаги в мире искусства. кн. для учителя. из опыта работы / Н. А. Горяева. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 250 с. Захарюта Н.В. Современный подход к развитию творческой личности / Н. В. Захарюта // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 21¬
27.
10. Основы дизайнообразования: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия».
11. Основы художественного ремесла. Практическое пособие для руководителей школ, кружков / под ред. В.А. Борадулина. - М.: Просвещение, 1979. - 344 с.
12. Казакова Т. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов / Т. Казакова. -М.:Владос, 2006. - 255 с.
13. Кочетов, А. И. Культура педагогического исследования / А. И. Кочетов. - Минск: 1996. - 312 с.
14. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник / В.С.Кузин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 1998. — 336 с., ил.
15. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М., 1981. - 494 с.
16. Ломов С.П. Методология художественного образования. - М.: МПГУ, 2011.
- 215 с. 44. Михеева О.А. Как научиться фантазировать // Искусство в школе, № 4, 2008. - С. 13-14.
17. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства.- СПб., 1994.
18. Рубцов Н. Н. Символ в искусстве и жизни. - М.: Наука, 1991. - 176 с.
19. Серебренникова Ю.А. Жизнь в её целостном восприятии // Искусство в школе, № 6, 2003. - С. 39-40.
20. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 4. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1998. - 345 с.
21. Столяров Ю.С. Техническое творчество учащихся / Ю.С. Столяров. - М.: Просвещение, 1984. - 178с.
22.
22. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст]/ Н. Н. Ростовцев.- М., 1974.
23. Шабанов Н.К. Художественно — педагогическая подготовка учителя изобразительного искусства в вузе / Н.К. Шабанов. - Курск: КГУ, 2008.-146 с.
24. Шпикалова Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России // Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. - Шуя, 2004.
25. Щербаков В.С. Изобразительное искусство и творчество. М.: Просвещение,
1969. С. 43.
26. Энциклопедия рукоделия: Перевод с англ.-М.: Ниола-Пресс,1997.-256с.:ил.
27. http://www.prosv.ru/ebooks/Shpikalova IZO 1-4kl metod/index.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ