Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования лексикографической компетенции младших школьников в процессе усвоения заимствованной лексики 6
1.1. Характеристика лексикографической компетенции в методической литературе 6
1.2. Особенности формирования лексикографической компетенции
младших школьников 13
1.3. Изучение заимствованной лексики в начальной школе как
средство формирования лексикографической компетенции 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию лексикографической компетенции младших школьников в процессе усвоения заимствованной лексики 33
2.1. Анализ программ и учебников по проблеме исследования 33
2.2. Диагностика и анализ уровня сформированности лексикографической компетенции младших школьников 44
2.3. Проектирование экспериментальной работы по формированию
лексикографической компетенции младших школьников в процессе усвоения заимствованной лексики 51
Заключение 65
Библиографический список 67
Приложение
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования имеется установка на формирование у школьников
универсальных учебных действий, к числу которых относится умение «ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках». В числе требований к предметным результатам освоения программы по русскому
языку названо «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета». Нормы литературного языка фиксируются в словарях, поэтому без обращения к ним достижение планируемых
результатов обучения невозможно.
В условиях активных социальных, политических и экономических изменений образовательных процессов, постоянно растущего потока информации ученику начальной школы необходима способность ориентироваться в
ситуации, быть информационно грамотной личностью, то есть выбирать и
реализовывать адекватные способы получения информации. Работа с лексикографическими источниками становится все более актуальной, ведь в условиях сверхбыстрого накопления информации по всем отраслям знаний особенно возросло значение изданий для оперативного получения надежной информации. Овладение умениями и навыками самостоятельного пользования
словарями в учебном процессе, обеспечение необходимости постоянно обращаться к справочной литературе с целью получения новых знаний способствуют формированию языковой и речевой компетентности выпускника
начальной школы. Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы
данной работы, так как недостаточное, зачастую и вовсе не освоенное умение
современного ученика пользоваться различными словарями поддерживает
проблему непонимания учеником лексических единиц, затрудняющую эффективную коммуникацию.4
Проблемы информационной культуры охарактеризованы в трудах
Б. Б. Константинова, Н. И. Гендиной, Н. Б. Зиновьевой, Н. И. Колковой, Д. В.
Татьянченко, Т. Е. Соколовой, Е. Л. Харчевниковой, Р. Л. Рождественской.
Вопросы, связанные с формированием лексикографической компетенции,
рассматривались в диссертационных исследованиях Н. М. Лавровой,
Н. П. Пикаловой, Т. В. Хачатуровой. Изучением иноязычных заимствованных слов на уроках русского языка в начальной школе занимались А. В. Воронина.
Перечисленные факторы определили тему нашего исследования –
формирование лексикографической компетенции младших школьников в
процессе усвоения заимствованной лексики на уроках русского языка.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования лексикографической компетенции младших школьников в процессе
усвоения заимствованной лексики на уроках русского языка.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является
процесс формирования лексикографической компетенции младших школьников. В качестве предмета исследования мы рассматриваем педагогические
условия формирования лексикографической компетенции младших школьников на уроках русского языка в процессе усвоения заимствованной лексики.
Гипотеза исследования: формирование лексикографической компетенции младших школьников в процессе усвоения заимствованной лексики
на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) для выполнения заданий учащимися используются словари разных
типов;
2) заимствованная лексика рассматривается в её системных связях.
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач исследования:5
1. На основе анализа педагогической литературы выявить содержание и
структуру лексикографической компетенции младших школьников.
2. Охарактеризовать особенности изучения заимствованной лексики в
начальной школе.
3. Организовать практическую работу по диагностике и повышению
уровня сформированности лексикографической компетенции младших
школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования: изучение теории вопроса (анализ литературы по проблеме
исследования); анализ действующих учебников по русскому языку для общеобразовательных школ; педагогический эксперимент (констатирующий и
формирующий этапы); математическая обработка данных.
Экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе 4 «А» класса МБОУ «СОШ №7» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две
главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены
проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются сущность, структура и содержание
лексикографической компетенции, особенности формирования лексикографической компетенции у младших школьников на уроках русского языка в
начальной школе.
Вторая глава содержит описание практической работы по формированию лексикографической компетенции младших школьников на уроках русского языка в процессе усвоения заимствованной лексики.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает в себя 56 источников.
В процессе работы по теме исследования был проведен теоретический
анализ научной литературы, на основании которого мы смогли дать характеристику понятию «лексикографическая компетенция», представить содержание и структуру данного понятия и описать особенности формирования лексикографической компетенции младших школьников на уроках русского
языка.
Мы определили, что лексикографическая компетенция − умение работать со словарем, осознание необходимости обратиться к словарю, умение
выбрать правильный словарь для решения конкретной познавательной и
коммуникативной задачи, чтение словарной статьи и извлечение необходимой информации.
На основании изученной психолого-педагогической и методической
литературы мы пришли к выводу, что одним из основных путей формирования лексикографической компетенции в процессе усвоения заимствованной
лексики является включение в урок разнообразных заданий, побуждающих к
активному использованию словарей на уроках русского языка, поскольку в
ФГОС прописаны требования к формированию информационной культуры
младших школьников, в которую включается лексикографическая компетенция.
Формирование лексикографической компетенции происходит поэтапно. На первом этапе младшие школьники усваивают алфавит, получают первые представления о словаре как основном жанре справочной литературы.
На втором этапе подбираются упражнения, позволяющие младшим школьникам самостоятельно определять учебную задачу. На третьем этапе создаются проблемные ситуации, возникающие при решении грамматических и
лексических задач. На четвертом этапе ряд операционных умений сливается
в единое целое: подбирается нужный тип словаря, определяется начальная68
форма слова, устанавливаются варианты его орфографического образа и
происходит поиск нужного слова с учетом внутреннего алфавита.
В практической части нашей работы был исследован уровень сформированности лексикографической компетенции учащихся 4 класса на уроках
русского языка по следующим критериям: содержательному, операционному
и мотивационному. В результате диагностики мы выявили, что сформированность лексикографической компетенции в данном классе находится в основном на низким уровне, но при этом целый ряд учащихся продемонстрировали средний уровень. Исходя из полученных данных, мы сделали вывод,
что необходимо разработать комплекс заданий, направленных на повышение
уровня сформированности умений, составляющих лексикографическую компетенцию.
В ходе проектирования формирующего этапа эксперимента нами использовались материалы учебника «Русский язык» по УМК «Перспективная
начальная школа», а также дополнительные материалы и составленные нами
задания, выполнение которых требует обращения к словарям различных типов. На различных этапах урока при изучении различных тем мы применяли
задания, в числе которых: узнавание слова по лексическому значению, определение значений многозначного слова, задания на выбор нужного типа словаря, определение орфографически правильного написания слова, постановка
правильного ударения. Также использовались задания проблемного характера.
В процессе теоретического и практического исследования мы пришли к
выводу о том, что формирование лексикографической компетенции в процессе усвоения заимствованной лексики на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) для выполнения заданий учащимися используются словари разных
типов;
2) заимствованная лексика рассматривается в её системных связях.69
Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать
вывод о том, что представленные задачи были выполнены, цель достигнута и
выдвинутая гипотеза получила практическое подтверждение.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы
формирования лексикографической компетенции младших школьников и
может быть продолжено в дальнейшем.
1. Абрамова И. А. Лексикографическая компетенция в структуре лингвистического образования / И. А. Абрамова // Вестник социально-гуманного образования и науки. - 2011. - №1. - С. 82-86.
2. Абрамова И. А., Кусова М. Л. Лексикографическая компетенция школьника в контексте современного образования / И. А. Абрамова, М. Л. Кусова // Вопросы современной науки и практики. - 2011. - С. 106-111.
3. Батенева И. А. Формирование информационной культуры у уча¬щихся начальной школы на основе межпредметной интеграции: дис. ... канд. пед. наук / И. А. Батенева.- Майкоп, 2005.- 145 с.
4. Бобровская Г. В. Абстрактная лексика в языковом сознании младшего школьника / Г. В. Бобровская // Начальная школа. - 2004. - № 5. - 53-55 с.
5. Бондаренко А. А. Словари для малышей / А. А. Бондаренко // Начальная школа. - 1993. - №10. - С. 28-32.
6. Бондаренко А. А. Словари на уроке // Начальная школа. - 2000. - №1. - С. 27-33.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М., 1999. - 536 с.
8. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л. С. Выготский. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 135 с.
9. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры лично¬сти: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дис¬циплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. - М.: Межрегиональный центр биб-лиотечного сотрудничества, 2006. - 512 с.
10. Грушников П.А. Орфографический словарь: пособие для уча-щихся начальных классов / П. А. Грушников. - 16-е изд. - М.: Просвещение,
1981. - 80 с.
11. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном воз-расте / В. В. Давыдов; Под ред. А. В. Петровского. - Изд. 2-е , испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 287 с.
12. Журова Л. Е. Беседы с учителем: второй класс четырехлетней начальной школы / Л. Е. Журова; Под. ред. Л. Е. Журовой. - М.: Вентана- Граф, 2002. - 320 с.
13. Иванов С. В. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся обще¬образовательных учреждений: в 2 ч. - Ч. 2 / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 160 с.
14. Иванов С. В. Русский язык: Учебник для учащихся 2 класса об-щеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч. 1. / С. В. Иванов. - 2-е изд., с уточн. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 160 с.
15. Иванов С. В. Русский язык: Учебник для учащихся 2 класса об-щеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч. 2. / С. В. Иванов. - 2-е изд., с уточн. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 160 с.
16. Иванов С. В. Русский язык: Учебник для учащихся 3 класса об-щеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч. 1. / С. В. Иванов. - М.: Вентана- Граф, 2004. - 160 с.
17. Иванов С. В. Русский язык: учебник для учащихся 4 класса об-щеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч. 1 / С. В. Иванов и др. - М.: Вен- тана-Граф, 2005. - 144 с.
18. Иванов С. В. Русский язык: учебник для учащихся 4 класса об-щеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч. 2 / С. В. Иванов и др. - М.: Вен- тана-Граф, 2004. - 144 с.
19. Ивашко Л. А. Лексикография русского языка: хрестоматия и учебные задания/ сост. Л. А. Ивашко, И. С. Лутовинова, Д. М. Поцепня и др. / Учебно-методический комплекс по курсу Лексикография русского языка. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. - 432 с.
20. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 143 с.
21. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 143 с.
22. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.
23. Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
24. Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
25. Канакина В. П. Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 143 с.
26. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.
27. Касаткин Л. Л. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. за¬ведений / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л. П. Крысин и др.; Под ред. Л. Л. Касаткина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 768 с.
28. Константинов Б. Б. Формирование основ информационной куль¬туры младших школьников: дис. ... канд. пед. наук / Б. Б. Константинов. - Москва, 2005.- 273 с.
29. Крысин Л. П. Русское слово, свое и чужое: Исследования по со-временному русскому языку и социолингвистике / Л. П. Крысин. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 888 с.
30. Лаврова Н. М. Методическая подготовка учителя начальных классов к формированию у младших школьников общеучебного умения пользоваться лингвистическими словарями: дис. ... канд. пед. наук / Н. М. Лаврова. - Москва, 2005. - 319 с.
31. Лошкарева Н. А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников : Метод. рекомендации для ФПК директоров и заву¬чей школ / Н. А. Лошкарева. - М.: МГПИ, 1982. - 88 с.;
32. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит. » / М. Р. Львов. - М.: Просвещение, 1998. - 240 с.
33. Макеева С. Г., Воронина А. В. Иноязычные заимствованные сло¬ва в детской речи / С. Г. Макеева, А. В. Воронина // Ярославский педагогиче¬ский вестник. - 2012. - №3. - С. 166-170.
34. Новиков Л. А. Учебная лексикография и ее задачи / Л. А. Нови-ков; под ред. П. Н. Денисова ,Л. А. Новикова. - М., 1969. - С. 3-11.
35. Освоение иноязычных слов в русском языке [Электронный ре-сурс].URL: http://referatwork.ru/category/leksikologiya/view/120151_osvoenie_in oyazychnyh_slov_v_russkom_yazyke (дата обращения 17.02.2018)
36. Пикалова Н. П. Формирование у младших школьников умения пользоваться лингвистическими словарями разных типов: дис. ... канд. пед. наук / Н. П. Пикалова. - Санкт-Петербург, 2000. - 273 с.
37. Плотникова Е. А. Обогащение лексики младших школьников на уроках русского языка / Е. А. Плотникова // Начальная школа. - 2011. - №5. - С. 57-61.
38. Плотникова С. В. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка / С. В. Плотникова // Начальная школа. - 2007. - №10. - С.92-97.
39. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Начальная школа. - 2004. - № 9. - С. 3-12.
40. Рождественская Р. Л. Подготовка будущего учителя к развитию информационной культуры младших школьников на уроках литературного чтения // Актуальные вопросы психологии и педагогики (сб. ст. Междунар. науч. практ. конф. (29 июня 2016 г. ). - Пенза, 2016. - С. 21-26.
41. Рождественская Р. Л. Работа со словарями на уроках русского языка как средство формирования информационной культуры школьников / Р. Л. Рождественская // Начальная школа. - 2017. - №4. - С. 43-45.
42. Серебренникова Ю. А., Амусина В. А. Формирование языковой и лингвистической компетенций на уроках русского языка / Ю. А. Серебренникова, В. А. Амусина // Начальная школа. - 2016. - №6. - С. 29-31.
43. Соколова Т. Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема: Учебно-методическое пособие / Т. Е. Соколова - 2-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. - 32 с.
44. Сорокин Ю. С. Развитие словарного состава русского литератур¬ного языка 30-90 е годы 19 века / Ю. С. Сорокин. - Изд. Наука, 1965. - 569 с.
45. Справочно-информационный портал [Офиц. сайт]. URL: http:ZZgramota.ru (дата обращения: 15.11.2017).
46. Текучев А. В. Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет преподавания: Пособие для учителей / Сост. А. В. Текучев, Рец.: Ю. И. Леденев, Э. П. Хворостухина, В. В. Осокин. - М.: Просвещение,
1982. - 272 с.
47. Ушакова О. Д. Этимологический словарик школьника / О. Д. Ушакова. — СПб.: Издательский Дом Литера, 2007. - 96 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
49. Фундаментальное ядро содержания основного общего образова¬ния / Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. - 66 с.
50. Харчевникова Е. Л. Педагогические условия использования кни¬ги как средства формирования информационной культуры ребенка: дис. ... канд. пед. наук / Е. Л. Харчевникова.- Владимир,1999.- 265 с.
51. Хачатурова Т. В. Обогащение лексического запаса младших школьников на основе использования лингвистических словарей: дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Хачатурова. - Майкоп, 2007. - 184 с.
52. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эй- дос». - 2002. - URL: http://eidos. ru/journal/2002/0423-1. htm (дата обращения 20. 10. 2017)
53. Шанский Н. М. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов в 3 ч. Ч. 1. / Н. М. Шанский, В. В. Иванов. - 2-е изд., испр. и доп.
- М.: Просвещение, 1987. - 192 с.
54. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русско¬го языка. - М.: Прозерпина, 1994. - 400 с.
55. Шапошников А. К. Этимологический словарь современного рус¬ского языка / Сост. А. К. Шапошников: в 2 т. Т. 1. - М.: Флинта: Наука, 2010.
- 584 с.
56. Юсупова З. Ф. Компетентностный подход к обучению русскому языку в школе / З. Ф. Юсупова - Казань: Казан. ун-т, 2015. - 68 с.