Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСМЫСЛЕНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СОВРЕМЕННОГО БУДДИЗМА

Работа №68171

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
270
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Гносеологическая проблематика в научной картине мира и в буддийской философии 5
1.1 Специфика применения научного подхода к гносеологической
проблематике 6
1.2 Особенности буддийской гносеологии 9
1.3 Перспективы осмысления научной гносеологии представителями
современного буддизма 13
Глава 2. Космологическая проблематика в научной картине мира и в буддийской философии 16
2.1. Особенности научной космологии 16
2.2. Особенности буддийской космологии 20
2.3. Перспективы осмысления научной космологии представителями
современного буддизма 26
Глава 3. Антропологическая проблематика в научной картине мира и в буддийской философии 30
3.1. Подходы к осмыслению человека в современной науке 30
3.2. Особенности буддийской антропологии 30
3.3. Перспективы осмысления научной антропологии представителями
современного буддизма 30
Заключение 31
Список использованных источников и литературы

В современной гуманитарной науке часто возникает запрос на межкультурное изучение философских проблем. Особое место в данном вопросе занимает проблема налаживания взаимопонимания между представителями культур Запада и Востока, что требует сравнительного изучения особенностей их мировосприятия. В этом плане представляет интерес сопоставление философских воззрений западного секуляризованного естествознания и восточного нонтеистического мировоззрения.
Новизна данного исследования будет заключатся в сравнительном анализе аналогичных категорий в научном естествознании и буддийской философии, а также выработке перспектив осмысления подобного рода проблематики.
Цель работы: сопоставление определенного спектра проблем в научной картине мира и в буддийской философии, выделив на его основе перспективы осмысления данных проблем в рамках единого дискурса.
Объект исследования - гносеологические, космологические и антропологические концепции современной науки, а также мировоззренческо-философские основания буддийской доктрины.
Предмет исследования - отношение представителей буддийского мировоззрения к данным современной науки, а также характер взаимоотношений между наукой и религией.
Задачи нашего исследования:
1) Выделить и классифицировать основные онтологические категории в буддийской доктрине.
2) Рассмотреть основные концепции и теории современного
естествознания.
3) Сопоставить категории религиозной доктрины с понятиями процессуальной науки.
В процессе исследования использованы следующие методы:
• герменевтический анализ, использующийся при обработке всего объема литературного материала, указанного в списке литературы;
• сравнительный анализ - для сопоставления аналогичных концептов в науке и буддийской философии в сравнительном ключе;
• междисциплинарный подход - сопоставление естественнонаучных данных с объемами социологического и философского материала.
Литературную базу нашего исследования составили: труды основоположников буддийского учения; исследования буддологов; материалы основоположников естественнонаучных теорий, а также исследования в рамках данных теорий; материалы интервью с представителями современных буддийских школ.
Значимые для рассматриваемой мною проблематики источники и исследования можно разделить на следующие группы:
• Во-первых, это труды основоположников буддийских традиций, посвященные осмыслению элементов бытия. К данной группе относятся: Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша), под авторством Васубандху; Ланкаватара- сутра
• Во-вторых, это исследования, посвященные основным концептам буддийской философии. В эту группу входят труды Е.А. Торчинова, С. Радхакришнан, О.О. Розенберга, В.Г. Лысенко, Е.П, Островской, Ф.И. Щербатского и т.д.
• Третью группу составляют труды, посвященные естественнонаучным теориям и концепциям о развитии сознания, Вселенной и человека. Здесь следует упомянуть работы А. Л. Сочкова, Л. А. Михайловой, Ю. М. Резника и т.д.
Степень изученности исследуемой нами проблемы можно охарактеризовать следующим образом.
В книгу Далай Ламы XIV «Вселенная в одном атоме: Наука и духовность на служении миру» [3] вошли размышления лидера духовной традиции, как о науке, так и о устройстве мира в целом. Автор показывает как сходства, так и принципиальные отличия между концепциями современного естествознания и концептами буддийской философии. Книга, будучи автобиографическим очерком, подтверждает направленность буддизма к диалогу с миром на личном примере лидера духовной традиции и дает возможность сопоставить аналогичные аспекты познания в науке и буддизме, таким образом, каким он воспринимается непосредственно представителями восточных традиций.
Книга Е.А. Торчинова. «Введение в буддизм» представляет собой ряд лекций ведущего отечественного буддолога. Данная работа предоставляет буддийское учение, переведенное на язык понятий, привычных для представителей западной культуры. Автор стремится через неоднородность буддизма выявить стержневые концепты учений, которые можно назвать буддийскими, и дает классификацию наследия восточной мысли.
В работе Н.В. Абаева «Психологические аспекты буддизма» нас в первую очередь интересует ряд гносеологических установок буддизма, излагаемых автором, а также взгляд на сотериологическую проблематику. Автор подтверждает тезис о том, что гносеологию буддизма следует рассматривать в сотериологическом ключе, на примере принципов духовного становления представителей разных течений буддизма.
«Математические начала натуральной философии» под авторством Исаака Ньютона - фундаментальный труд философа и научного деятеля, стоявшего у истоков классического естествознания. Нас данная работа интересует в силу того, что она представляет классический алгоритм построения научных концепций (вплоть до создания научной картины мира).
Хотя в культурном пространстве неоднократно предпринимались попытки сопоставления концептов современного естествознания с концептами буддийской философии, нам не встретилось работ, в которых были бы представлены обобщение и систематизация полученных в ходе данных попыток данных, а также выявлялись бы отличительные черты между схожими аспектами познания.
Положения, выносимые на защиту:
1. Между наукой и буддизмом возможно налаживание обоюдо-продуктивного диалога, который может развиваться в различных направлениях (физика, биология, психология, экология и т.д.) при правильной постановке вопросов.
2. Для буддизма нехарактерна установка на субъект- объектное разделение процесса познания, что является противоположностью установившейся на Западе традиции.
3. Онтология буддизма представлена онтологией бессубстратного процесса, которую следует рассматривать в сотериологическом ключе, так как этим определяется степень освобождения от сансарического пребывания. Для традиций Запада же характерно рассмотрение элементов бытия, как субстанциально укорененных в пространстве и времени.
4. Человек в буддизме представлен безличным потоком мгновенно-изменяемых несубстанциальных элементов, то, что западным мировосприятием понимается как личность, в буддизме представляет собой лишь имя для обозначения группы элементов.
5. Пространство и время в классическом естествознании представлены абсолютными реальностями, в связи с чем Вселенная рассматривается как единственно- существующая. Буддизм признает множественность вселенных и субъективное восприятие пространства и времени. Достижения современного естествознания сближают буддизм и науку благодаря отходу от мировоззренческих основ механистической картины мира.
6. Наиболее серьезным барьером для описания буддийской картины мира в естественнонаучных категориях является установка науки на понимание объектов как чего-то субстанциального. В то же время данное положение все сильнее размывается благодаря достижениям квантовой механики, где познаваемое, познающий и процесс познания постепенно признаются единым целым.
7. В диалоге буддизма с биологическими науками имеются, как минимум, три точки соприкосновения: положение о непостоянстве личностного «я» в буддизме согласуется с представлениями современных исследователей мозга, которые описывают человека как продукт унаследованных генов и биологических процессов; процесс перерождений вполне согласуется с положениями о переработке органического материала; постулаты взаимозависимости в буддизме фактически лежат в основе экологии, где организмы определяются окружающей средой и определяют ее в свою очередь.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Прежде всего, следует отметить возможность налаживания обоюдо- продуктивного диалога между наукой и буддизмом, который может развиваться в различных направлениях, будь то физика, биология, психология или даже экология при правильной постановке вопросов. Далее же следует выделить следующие выводы:
Как религиозное, так и философское основание буддийской доктрины изложено в Четырех Благородных Истинах.
Для буддизма нехарактерна установка на субъект-объектное разделение процесса познания.
В большинстве школ буддийской мысли отношение к материи носит психологическое истолкование, более того окружающая реальность рассматривается как часть психокосма.
Все элементы психокосма взаимообусловлены причинно-следственными отношениями.
Онтология буддизма представлена онтологией бессубстратного процесса.
Онтология буддизма рассматривается в сотериологическом ключе , так как вопрос о правильном понимании природы материального субстрата определяет качество духовного становления индивида.
Причинно-следственная цепь сансарического бытия не допускает в себя внешнего вмешательства, в связи с чем характеризуется категорией дуккха.
Противоположностью сансары является полностью трансцендентная ей нирвана, которая представляет собой полноту бытия.
Все в психокосме состоит из дхарм, которые обладают событийствуют с другими дхармами в потоке дхарм (сантане) и соответствуют характеристикам анатма и анитья.
Человек в буддизме представлен безличным потоком мгновенно- изменяемых несубстанциальных элементов.
То, что западным мировосприятием понимается как личность, в буддизме представляет собой лишь имя для обозначения группы элементов.
В механистической картине мира мы видим линейное понимание материи и причинно-следственных связей. В то же время буддизм рассматривает материю во множестве значений, таких как: «дхату» - элементы или совокупность элементов психического опыта; «дхармадхату» - обозначение целостности психокосмического бытия; «лока» - чувственно-переживаемый мир; «дхарма» - элементы из которых состоит опыт существования; «акаша» - нечто приближенное к понятию эфир; «рупа» - телесное, материальное измерение; «скандха» - группы элементов; «дравья» - конкретная вещь. Причинно-следственные связи в буддизме характерны не только для материального измерения, но и для остальных сфер жизнедеятельности.
Пространство и время в классическом естествознании представлены абсолютными реальностями, в связи с чем Вселенная рассматривается как единственно-существующая. Буддизм признает множественность вселенных и субъективное восприятие пространства и времени.
Достижения современного естествознания сближают буддизм и науку, благодаря отходу от мировоззренческих основ механистической картины мира.
Наиболее серьезным барьером для описания буддийской картины мира в естественнонаучных категориях является установка науки на понимание объектов как чего-то субстанциального.
Буддийское отношение к миру вне рамок субъект-объектного разделения находит свое подтверждение в квантовой механике, где познаваемое, познающий и процесс познания постепенно признается единым целым.
Сопоставление биологии и буддийской доктрины крайне проблематично, в силу малоизученности данной проблемы в современной науке.
Буддизм может расширить эволюционную теорию, добавив в нее положения о возможности регрессивного развития живого, а также что является не менее важным, внести фактор морального развития организмов, где фактор естественного отбора не будет ключевым.



1. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша) // Абхидхармакоша - Т.1: Раздел I: Учение о классах элементов. - М.: Ладомир,1998.- 670 с.
2. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша) // Абхидхармакоша - Т.2: Раздел III: Учение о мире. - М.: Ладомир, 2001. - 755 с.
3. Далай Лама XIV «Вселенная в одном атоме: Наука и духовность
на служении миру» [Электронный ресурс] // Гъяцо Тензин Вселенная в одном атоме: Наука и духовность на служении миру - М: Океан мудрости, 2010. - Режим доступа:
http://royallib.com/book/gyatso tenzin/vselennaya v odnom atome nauka i duhovnost na slugenii miru.html
4. Джатака о послушнике Кюнте [Электронный ресурс]// Буддийская традиционная сандха России. Официальный сайт. - Режим доступа: http://sangharussia.ru/buddiiskoe-uchenie/dzhataka-o-plodakh-karmy
5. Дхаммапада / [пер. В.Н. Топорова]. - СПб: Изд-во Чернышева,1993.- 174 с.
6. Ланкаватара-сутра [Электронный ресурс] // Сутра явления на Ланке. - Режим доступа:http: //abhidharma.ru/A/Vedall a/Content/L ankavatara-cutra.htm
7. Ньютон, И. Математические начала натуральной философии. - М.: Наука, 1989 - 711с.
Исследования:
8. Абаев, Н.В. Психологические аспекты буддизма // Н.В. Абаев - Новосибирск: Наука, 1991. - 134с.
9. Абаев, Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае / Н.В. Абаев. - Новосибирск: Наука, 1989. - 272с.
10. Баранов, Г.В. Фактор науки и проблема возникновения жизни // Символ науки. - Уфа: ООО Омега Сайнс, 2016. - 215с.
11. Вальцев, С. В. Предпосылки возникновения и основные вопросы науки о человеке // Проблемы современной науки и образования. 2012. №11 (11). С. 13-16.
12. Васькин, А.А.; Уланов, М.С. Пространство и время в буддийской картине мира // Вестник калмыцкого университета. 2013. №3 (19). С. 46-50.
13. Георгиевский, А. Б. Чарльз Дарвин основоположник эволюционной антропологии // Историко-биологические исследования. 2009.
С. 137-150.
14. Гладышев, Г.П. Что такое жизнь с точки зрения биологической физической химии // Философия и космология. 2008. С. 67-72.
15. Загускин, С.Л. Возникновение и эволюция жизни с позиции хронобиологии // Пространство и время. 2014. №3 (17). С. 275-282.
16. Зарубко, Е.Ю., Левкин, В.Е. Ранний буддизм и когнитивная психология // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2006. №3. С. 252-258.
17. Обухов, В. Л. К вопросу о месте философской антропологии в системе антропологического знания // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2014. №4 (2). С. 75-83.
18. Пеленкова, А.В. Роль космологии в формировании мировоззрения // Система ценностей современного общества. 2008. №4. С. 69-73.
19. Радхакришнан, Сарвепалли Махаяна // С. Радхакришнан Индийская философия. Том 1. М.: Миф, 1993. - 624 с.
20. Резник Ю. М. Общая антропология: между философией и наукой // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2012. №1. С. 132-143.
21. Резник Ю. М. Предметные ракурсы современной антропологии: на пути к интеграции наук о человеке // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2010. №4. С. 93¬
102.
22. Розин В.М. К проблеме демаркации естественных и гуманитарных наук, а также куда мы должны отнести космологию // Эпистемология и философия науки - М.: Институт философии РАН, 2007. №1 (11). С. 111-128.
23. Розенберг, О.О. Метафизика [Электронный ресурс] // О.О. Розенберг Проблемы буддийской философии - Режим доступа: http: //psylib .ukrweb.net/books/rozeo02/txt04. htm
24. Розенберг, О.О. Проблемы буддийской философии / О.О. Розенберг Труды по буддизму - М.: «Наука», 1991. - 295с.
25. Сукиасян С. Г. О типах человеческой психики с позиций универсальной эволюции // Концепт. 2017. №2. С. 1-12.
26. Торчинов, Е.А. Доктринальная основа махаянской философии
(литература сутр) [Электронный ресурс] // Е.А. Торчинов Философия буддизма махаяны - Режим доступа:
http://royallib.Com/read/torchinov_evgeniy/filosofiya_buddizma_mahayani.html#266240
27. Урбанаева И.С. «Специфика буддизма как философии и религии» // Вестник бурятского государственного университета. 2009. №8 - 264с.
Справочная литература:
28. Анитья [Электронный ресурс]//Энциклопедия философии буддизма под редакцией В.Г. Лысенко, режим доступа: http://www.fshq.ru/ENCYCLOPEDIA OF BUDDHIST PHILOSOPHY/ENCYCLOPEDIA OF BUDDHIST PHILOSOPHY Anitya.html
29. Бодхи, Бхиккху. Некоторые основные принципы Буддизма
[Электронный ресурс] // Бхиккху Бодхи. Лекции, прочитанные на конференции, посвященной памяти Салара Джунга. - Режим доступа:
http://www.theravada.ru/Teaching/Books/Some_Basic_Principles_Of_Buddhism/bodhi_some-basic-principles-of-buddhism-1-perera.htm
30. Гносеология [Электронный ресурс] // История философии.
Энциклопедия. - Режим доступа:
http://psylib.org.ua/books/gritz01/gnoseologija.htm
31. Йогачара [Электронный ресурс] // Философия буддизма -
энциклопедия режим доступа:
http://www.fshq.ru/ENCYCLOPEDIA_OF_BUDDHIST_PHILOSOPHY/ENCYCLOPEDIA_OF_BUDDHIST_PHILOSOPHY_Yogacara.html
32. Канаева, Н.А. Татхагата-гарбха [Электронный ресурс] // Энциклопедия философии буддизма / Под редакцией В.Г. Лысенко, режим доступа: http://fshq.ru/ENCYCLOPEDIA_OF_BUDDHIST_PHILOSOPHY/ENCYCLOPEDIA_OF_BUDDHIST_PHILOSOPHY_Tathagata_garbha.html
33. Квантовая реальность [Электронный ресурс] // Буддизм
алмазного пути: традиция Карма Кагью - режим доступа:
http: //www.buddhism.ru/kvantovaya-realnost/
34. Лысенко, В.Г. Дхармы [Электронный ресурс] // Философия
буддизма. - М.: ИФ РАН, 2011. - Режим доступа:
http://fshq.ru/ENCYCLOPEDIA_OF_BUDDHIST_PHILOSOPHY/ENCYCLOPEDIA_OF_BUDDHIST_PHILOSOPHY_Dharmu.html
35. Основы буддийского учения [Электронный ресурс] // Торчинов
Е.А. Введение в буддологию: курс лекций. - Режим доступа:
http://anthropology.ru/ru/text/torchinov-ea/lekciya-2-osnovy-buddiyskogo-ucheniya
36. Сансара [Электронный ресурс] // Энциклопедия философии буддизма / Под редакцией В.Г. Лысенко, режим доступа: http://fshq.ru/ENCYCLOPEDIA OF BUDDHIST PHILOSOPHY/ENCYCLOPEDIA OF BUDDHIST PHILOSOPHY Samsara.html
37. Скандхи [Электронный ресурс] // Энциклопедия философии буддизма / Под редакцией В.Г. Лысенко, режим доступа: http://fshq.ru/ENCYCLOPEDIA OF BUDDHIST PHILOSOPHY/ENCYCLOPEDIA OF BUDDHIST PHILOSOPHY Skandhas.html
38. Топоров, В.Н. Санкхья // Философский-энциклопедический словарь - М. Советская энциклопедия, 1989. - 816 с.
Учебная литература:
39. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс] // учебник - режим доступа:http://rpa.studz.ru/ fr/1/uchebnik.pdf
40. Лысенко, В.Г. Ранний буддизм: Религия и философия. Учебное пособие / В.Г.Лысенко. - М.: ИФРАН, 2003. - 246 с.
41. Михайлова, Л.А. Концепции современного естествознания.
Учебное пособие. [Электронный ресурс] //- Режим доступа: -
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Science/mihail/03 .php
42. Островская, Е.П. Классическая буддийская философияю. Учебник для студентов вузов / Е.П. Островская. - СПб.: Лань, 1999. - 544 с.
43. Сочков, А.Л. Концепции современного естествознания: Утверждение релятивистской исследовательской программы. Учебно-методическое пособие. / А.Л. Сочков. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2010. - 40 с
44. Торчинов, Е.А. Введение в буддизм // Е.А. Торчинов Введение в буддизм: Курс лекций - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 304 с.
45. Щербатской, Ф.И. «Теория познания и логика по учению позднейших буддистов». Часть I. «Учебник логики» Дхармакирти с толкованием Дхармоттары / Ф.И. Щербатской. - СПб: АСТА-ПРЕСС LTD,
1995. - 395 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ