Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №67759

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
287
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе 7
1.1. Орфография как раздел науки о языке 7
1.2. Слова с непроверяемыми написаниями, типичные ошибки у
младших школьников при их употреблении 15
1.3. Ассоциативные приемы и их возможности в изучении слов с
непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе 23
Глава 2. Методические основы использования ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе 36
2.1. Диагностика уровня сформированности орфографических
умений у учащихся при работе со словами с непроверяемыми написаниями 36
2.2. Проектирование работы по использованию ассоциативных
приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями 41
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение

В настоящее время проблема повышения грамотности учащихся не потеряла своей актуальности. Формирование языковой компетентности учащихся, развитие устной и письменной речи являются, не только важнейшими задачами, необходимыми для развития личности, но и средствами полноценного освоения всех школьных дисциплин. Модернизация российского образования, введение новых стандартов обучения предполагают создание условий для повышения качества школьного образования по русскому языку, в том числе поиск новых приемов организации образовательного процесса.
Проблемами русской орфографии занимались лингвисты и методисты, такие, как Н.С. Рождественский, В.Ф. Иванова, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Г.М. Иваницкая и другие.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Данная проблема нашла отражение в работах М.Р. Львова, К. Линке, В.Г. Борецкого, О.В. Сосновской, Н.М. Кузьменко, М. В. Буряк. Учитель на уроках формирует у учащихся орфографические навыки, развивает умения пользоваться фонематическим и орфографическим анализом слова, работает над обогащением словарного запаса. На уроках русского языка в начальной школе сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы, для этого учителям необходимо на-ходить интересные приемы и методы, совершенствовать их.
Эффективным методом для усвоения слов с непроверяемыми написаниями является ассоциативный метод, сущность которого раскрыли в своих работах Дж. Локк, Бартли, Т. Браун, Дж. Милль, И.А. Карсаков, И. Гербарт, Ю.Н. Караулов, В.П. Белянин, Т.Н. Наумова и др. Ассоциативный метод представляет собой особую методику запоминания информации, направленную на развитие познавательных процессов и усвоение сложного для восприятия материала. Использование ассоциативных приемов в рамках курса начальной школы по русскому языку не только способствует решению образовательных задач, но и облегчает процесс обучения, делая его доступным для детей с разным уровнем подготовки. В связи с этим можно говорить о том, что тема исследования «Использование ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе» является актуальной.
Проблема исследования: каковы возможности использования ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: изучение орфографии в начальной школе.
Предмет исследования: процесс использования ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой использование ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе будет проходить эффективно, если:
1. Ассоциативное усвоение орфограмм происходит поэтапно.
2. Используются различные приемы ассоциаций.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предполагали решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования и выявить степень её теоретической разработанности.
2. Рассмотреть и проанализировать опыт учителей и методистов по проблеме нашего исследования.
3. Разработать комплекс упражнений с использованием ассоциативных приемов.
4. Провести экспериментальную работу по проблеме исследования.
Методы исследования: теоретические', анализ и обобщение педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические', эксперимент (констатирующий, формирующий этапы).
Методологическую основу исследования составили: принципы русской орфографии (А.Н. Гвоздев, В.Ф. Иванов, Б.Н. Головин, A. А. Реформатский, Ю.С. Маслов, Л.Р. Зингер, Н.С. Рождественский, С.Ф. Жуков, А.И. Власенков, П.С. Ждек и В.В. Репкин, Л.Б. Селезнева, О.С. Ахманова Г.Н. Приступа и многие другие); проблемы орфографической грамотности учащихся (Л.С. Выготский, М.Р. Львов, К. Линке, B. Г. Горецкий, О.В. Сосновская, Н.М. Кузьменко, М. Буряк, а также другие педагоги и методисты); работа с ассоциативными методами, направленная на улучшение памяти учащихся (Дж. Локк, Гартли, Т. Браун, Дж. Милль, И.А. Карсаков, И. Гербарт, Ю.Н. Караулов, В.П. Белянин, Т.Н. Наумова и др.).
Практическая значимость определяется тем, что предложенные задания и упражнения могут быть рекомендованы учителям начальных классов в целях повышения эффективности работы с непроверяемыми написаниями.
Экспериментальная база исследования - учащиеся 2 «Б» класса МБОУ «Троицкая СОШ» поселка Троицкий.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее разработанность в современной педагогической науке, определяются объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза, ставятся задачи, определяются методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы использования ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе» раскрывается понятие орфографии как раз-дела науки о языке, рассматриваются основные тематические группы слов с непроверяемыми написаниями, алгоритм работы с такими словами, выявляются типичные ошибки учащихся, а также раскрывается понятие ассоциативных приемов и их использование на уроках русского языка в начальной школе.
Во второй главе «Методические основы использования ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе» представлен уровень сформированности орфографических умений учащихся при написании слов с непроверяемыми на-писаниями, описаны ассоциативные приемы работы для наиболее эффективного запоминания слов с непроверяемыми написаниями.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, изложены выводы и результаты исследования.
Библиографический список содержит 59 наименований источников. Содержание работы изложено на 101 страницах.
Работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как растёт. Это сложная дисциплина, и изучение её требует большого труда. Воспитать любовь к русскому языку - значит, воспитать интерес. Доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, становятся мёртвым грузом. Процесс постижения нового должен быть увлекательным, приносить радость приобщения к неведомым ранее тайнам, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи.
В результате поведенного анализа научных источников, а также анализа методической литературы, мы определили теоретические основы обучения орфографии, освятили типичные ошибки у учащихся со словами с непроверяемыми написаниями, а также изучили понятие «ассоциативного приема» и рассмотрели основные его приемы для развития орфографических навыков младших школьников. Отметили, что основная цель использования приема ассоциаций заключается в формировании устойчивых ассоциативных связей, необходимых для запоминания и последующего воспроизведения учебной информации, а также создания комфортной атмосферы на уроке. Опираясь на известные науке законы развития человеческой памяти, ассоциативные приемы могут являться органичной частью занятий по русскому языку в начальной школе.
В соответствии с проблемой дипломного исследования, его гипотезой и задачами был организована экспериментальная работа, проходившая в два этапа. На первом, констатирующем этапе была проведена диагностика сформированности уровня знаний учащихся слов с непроверяемыми написаниями. Анализ выявил низкий уровень знаний у учащихся.
Для повышения уровня сформированности знаний учащихся слов с непроверяемыми написаниями мы предприняли попытку разработать систему заданий, направленную на запоминание учащимися слов с непроверяемыми написаниями с помощью использования ассоциативных приемов.
Мы считаем, что решили поставленные задачи и достигли цели исследования. Наша работа не претендует на окончательное решение проблемы сформированности уровня знаний учащихся слов с непроверяемыми написаниями.
Материалы, представленные в работе, могут быть использованы учителями в учебном процессе, что доказывает практическую значимость проведенного исследования.



1. Агафонов В.В. Неправильные правила как запомнить словарные слова / В.В. Агафонов. - М.: ЮВЕНТА, 2007. - 44 с.
2. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя / Н.Н, Алгазина. - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.: Изд-во Энциклопедия, 1995. - 294 с.
4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 83.
5. Баранов М. Т., Иваницкая, Г. М. Обучение орфографии в 4-8 классах / М.Т. Баранов, Г.М. Иванницкая. - Киев, 1987. - 323 с.
6. Белянин В.И. Основы психолингвистической диагностики /
В.И. Белянин. - М.: Тривола, 2000. - 78 с.
7. Белянин В.И. Психолингвистика / В.П. Белянин. - М.: Финта, 2005. - 78 с.
8. Беркли Д. Сочинения: в 3-х т. Т. 1 / Под ред. И. С. Нарского. - М.: Мысль, 1984. - 45 с.
9. Буряк М.В. Русский язык в начальной школе. Самые сложные темы / М.В. Буряк. - М.: Пресс, 2017.-4.
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1956. - 458 с.
11. Выготский Л.С. История развития высших психических функций - М.: Смысл,1960. - 19 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 1136 с.
13. Гартли Д. Сочинения: в 3-х т. Т. 3 / Под ред. И. С. Нарского. - М.: Мысль, 1984. - 104 с.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2009. - 84 с.
15. Головин Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. - М.: Высшая школа, 1998. - 56 с.
16. Горецкий В.Г. О возможных вариантах обучения детей грамоте /
В.Г. Горецкий И Начальная школа. - 2000,-№7,- С.52.
17. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах / П.С. Ждек. - Томск, 1992. - 26 с.
18. Жедек П.С. Методика обучения орфографии. Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах / П.С. Ждек. - М.: Просвещение, 1992. - 306 с.
19. Жедек П.С. Списывание в обучении правописанию / П.С. Жедек // Начальная школа. - 1999. - №8. С .42.
20.3алевская А. А. Проблемы психолингвистики / А.А. Залевская. - Калининград, 2003. - 158 с.
21. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование / А.А. Залевская. - Воронеж, 2006. - 120 с.
22.3еленова И.Л. Метод ассоциаций в начальной школе / И.Л. Зеленова // Начальная школа - 2017. - №7. - С. 8 - 10.
23. Зеленская, М.Е. Использование мнемотехники в логопедической работе и подготовке к изучению грамоте / М.Е. Зеленсая. - М.: Начальная школа. - 2014. - 28 с.
24. И.А. Наедине с памятью / И.А. Карсаков. - М.: Знание, 2016. - 80 с.
25. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей /
В.Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 1982. - 73 с.
26. Иванова В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография / В. Ф. Иванова. -М.: Высшая школа, 1991. - 135 с.
27. Канакина, В.П. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /В.П. Канакина, В.Г.Горецкий- в 2 ч. 2. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2016. - 143 с.
28. Канакина, В.П., Горецкий В.Г., Русский язык 2ой класс: Учебник в 2-х частях. Часть 1 ФГОС / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2016. - 143 с.
29. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М.: Просвещение, 2002. - 328 с.
30. Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка / Ю.Н. Караулов. - М.: Просвещение, 2004. - 143 с.
31. Касаткин Л.Л. Русский язык / Л.Л. Касаткин. - М.: Академия, 2011. - 78.
32. Клименко А. П. Третий тип словесных ассоциаций и виды семантической связи между словами в системе / А.П. Клименко // Романское и германское языкознание. - 2005. - №5. С. - 166.
33. Клименко А.П. Существительные со значением времени в современном русском языке (Опыт психолингвистического описания одной семантической микросистемы): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 10.02.01 / Александр Павлович Клеменко. - Минск, 2005. - 183 с.
34. Ладыженская, Т. А., Зельманова, Л. М. Практическая методика русского языка / Т.А. Ладыженкая, Л.М. Зельманова. - М.: Высшая учебная школа, 1982. - 11 с.
35. Леонтьева М.А. Иллюстрированный словарик / М.А. Леонтьева. - Волгоград, 2014. - 214 с.
36. Локк Дж. Сочинения: в 3-х т. Т. 2 / Под ред. И. С. Нарского. - М.: Мысль, 1985. -60 с.
37. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
38. Львов М.Р. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям / М.Р. Львов // Начальная школа. - 1984. - №3. - С. 32 - 35.
39. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1985. - 276 с.
40. Львов М.Р. Основы развития младших школьников / М.Р. Львов // Начальная школа. - 1981. - №7. - С. 8 - 13.
41. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития/ М.Р. Львов. -М.: Просвещение, 1975. - 10 с.
42. М.В. Панов. - М.: Просвещение, 2009. - 792 с.
43. Маслов Ю.С. Введение в языкознание / Ю.С. Маслов. - М.: Академия, 2005.-43 с.
44. Наумова Т.А. Ассоциации и проблема целого высказывания / Т.А. Наумова. - М.: Дрофа, 2006. - 37 с.
45. Николаенко, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие /
B. М. Николаенко, Г.М. Залесов. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 12 с.
46. Никулина А. В. Основные проблемы формирования орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода / Никулина А. В // Молодой ученый. - 2015. - №12. -C.788-790.
47. Поль Е.С. Прием списывания как средство формирования орфографического навыка/ Е.С. Поль // Начальная школа. - 2001. - №1. - С. 18.
48. Приступа Г. Н. Орфография и пунктуация в таблицах и заданиях / Г.Н. Приступа. - М.: Высшая школа, 1979. - 11 с.
49. Репкин В.В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности / В.В. Репкин //Вестник. - 1996. - №1. - С.26
50. Реформатский А.А. Введение в языковедение / А.А. Реформатский. - М.: АСПЕНТ ПРЕСС, 1996. - 21 с.
51 .Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе / Н.С. Рождественский. - М.: Просвещение, 1960. - 328 с.
52. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики преподавания / Н.С. Рождественский. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 304 с.
53. Селезнева Л.Б. Русская орфография и пунктуация. Интенсивный алгоритмизированный курс / Л.Б. Селезнева. - М.: Высшая школа, 2003. - 45 с.
54. Соболева А.Е. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова /
A. Е. Соболева. - М.: Айрис-пресс, 2017. - 32 с.
55. Соболева О.Л., Агафонов В.В., Агафонова О.В. Новый букварь для дошкольников и первоклассников / О.Л. Соболева, В.В. Агафонов, О.В. Агафонова - М.: Дрофа Плюс, 2012 г. - 272
5 6. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр. - М.:Просвещение, 1977. - 21 с.
57. Худина Г.В. Слова с непроверяемыми написаниями / Г.В. Ху дина // Начальная школа. - 2015. - №4. - С. 9 - 13.
58. Чернышев В.И. Законы и правила русского произношения /
B. И. Чернышев. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 15 с.
59. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба. - М.: Учпедгиз, 1957. - 49 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ