Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТА КАК СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №67729

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
226
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТА КАК СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Цвет как средство выразительности детского рисунка 7
1.2. Задачи и содержание образовательной работы с детьми старшего
дошкольного возраста по использованию цвета как средства выразительности рисунка 13
1.3. Педагогические условия использования цвета как средства
выразительности в рисунках старших дошкольников 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТА КАК СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКАХ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Выявление особенностей использования цвета в рисунках старшими
дошкольниками 29
2.2. Содержание образовательной работы с детьми старшего дошкольного
возраста по использованию цвета как средства выразительности в рисунках 33
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 57


Цвет является одной из первых характеристик окружающего мира, кото¬рую воспринимают дети. Цвет - одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передавать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Первоначально в художественной работе вос¬приятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятием «нравится - не нравится», «красиво-не красиво».
Многими исследователями подтверждается положение о том, что ряд выразительных средств, используемых художником в графике, в определенной степени доступен дошкольнику. Ребенок осваивает карандаши, краски и с их помощью создает реальные образы. Линия, форма, цвет, композиция - эти средства выразительности доступны детям в рисовании. Как отмечают исследователи, цвет особенно привлекает внимание ребенка. В рисунке он часто использует его декоративность, стараясь сделать рисунок наряднее, ярче, при этом стремится к конкретности цветов.
Формирование чувства цвета как одного из наиболее доступных вырази¬тельных средств в рисовании и декоративной деятельности наиболее полно изучено А.А. Мелик-Пашаевым, обосновавшим способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной ода¬рённости. Л.В. Пантелеева разработала методику ознакомления детей 5-7 лет с художественными качествами и образной выразительностью цвета, а также ко¬лористическими основами дизайна.
Уже в дошкольном возрасте соотношение цветов в детской продукции становится зрительно-ритмическим и распределяется по законам орнаменталь¬ного или декоративного построения. В изобразительной и декоративной дея¬тельности детей цвет выступает как средство выразительности в старшем до¬школьном возрасте (при соответствующих педагогических условиях). К семи годам дошкольники могут передавать своё эмоциональное состояние и отно¬шение к изображаемому через цветовой образ.
В целом ряде исследований и методических разработок (Т.Н. Доронова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Г.В. Лабунская, Н.А. Сакулина, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова, С.Г. Якобсон и др.) показаны различные аспекты освоения выразительных возможностей цвета в рисовании и других видах ху¬дожественной деятельности на разных этапах дошкольного детства. Условия их формирования отражены в ряде дошкольных образовательных программ как общего (например, «Радуга», «Детство», «Истоки», «Из детства в отрочество», «Преемственность», «Примерная программа...»), так и специального профиля («Гармония», «Красота - радость - творчество», «Природа и художник» и др.).
Все вышесказанное доказывает актуальность избранной нами темы ис-следования «Особенности использования цвета как средства выразительности в рисунках старших дошкольников».
Проблема исследования: каковы особенности использования цвета в ри¬сунках старшими дошкольниками? Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: рисунки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности использования старшими до-школьниками цвета как средства выразительности в рисунках.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование старшими дошкольниками цвета как средства зависит от ряда особенностей:
- сформированности у ребенка представлений о цвете и его выразитель¬ных свойствах;
- способности подбирать цветовую гамму в рисунке;
- умения самостоятельно получать необходимые цвета и оттенки;
- от отношения ребенка к изображаемому.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
1. Выяснить значение цвета в детских рисунках.
2. Раскрыть задачи и содержание образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по использованию цвета как средства вырази¬тельности рисунка.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогиче-ские условия использования цвета как средства выразительности в рисунках старших дошкольников.
4. Выявить особенности использования цвета в рисунках старшими дошкольниками.
Методы исследования, использованные при написании выпускной ква¬лификационной работы: теоретический анализ, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, анализ продуктов детской деятельности; количествен¬ный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учре¬ждение детский сад села Казинка Валуйского района Белгородской области.
Этапы исследования:
Первый этап - (июнь 2016 - сентябрь 2016 г.) определение темы исследо¬вания, составление библиографического списка по проблеме исследования, проведение теоретического анализа научной и методической литературы, определение научного аппарата исследования, определение комплекса диагно¬стических методик для экспериментальной работы.
Второй этап - (сентябрь - октябрь 2016 г.) проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента; обработка результатов диагностики.
Третий этап - (ноябрь 2016 - апрель 2017 г.) проведение формирующего этапа эксперимента по проблеме исследования.
Четвертый этап - (апрель 2017 - май 2017 г.) - проведение контрольного этапа исследования, обработка полученных результатов; обобщение материа-лов и результатов исследования; оформление выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: вве¬дение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование было посвящено изучению цвета как средства выра-зительности рисунков детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема является объектом изучения многих современных авторов.
Наше исследование было направлено на решение следующих задач:
1. Выяснить значение цвета в детских рисунках.
2. Раскрыть задачи и содержание образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по использованию цвета как средства вырази¬тельности рисунка.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогиче-ские условия использования цвета как средства выразительности в рисунках старших дошкольников.
4. Выявить особенности использования цвета в рисунках старшими дошкольниками.
В соответствии с первой задачей исследования нами было изучено 67 источников научной и методической литературы.
Нами было выяснено, что изобразительно-выразительные умения дошкольников являются объектом изучения многих педагогов-исследователей (Г.Г. Григорьевой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е.К. Ривиной и др). Ученые отмечают,что на каждой возрастной ступени изобразительная деятельность становится все более самостоятельной, свободной, творческой. Вот почему каждому педагогу необходимо знать особенности развития изобразительного творчества дошкольников и учитывать их в работе с ними.
Также мы выяснили, что важным условием в развитии изобразительно-выразительных умений детей является владение обследовательскими действи-ями и овладение элементами языка изобразительного искусства.
Вторая и третья задачи исследования были решены в процессе организации и проведения экспериментальной работы по проблеме исследования.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МДОУ детский сад с. Казинка Валуйского района Белгородской области
В исследовании приняли участие 15 воспитанников старшей группы и два воспитателя.
Экспериментальная работа, состояла из трех этапов педагогического эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного.
Цель констатирующего этапа состояла в выявлении особенностей ис-пользования выразительных возможностей цвета в рисунках старшими до-школьниками.
Для выявления уровня развития изобразительно-выразительных умений старших дошкольников были использованы задания на исполнительство:
Задание 1: Изображение осеннего пейзажа.
Задание 2: Изображение зимнего пейзажа.
Задание 3: Нарисуй самое красивое (цветные карандаши).
Задание 4: Нарисуй самое некрасивое (цветные карандаши).
Цель формирующего этапа состояла в освоении старшими дошкольни-ками выразительных возможностей цвета в процессе обучения рисованию.
Согласно гипотезе исследования, использование старшими дошкольни-ками цвета как средства зависит от ряда особенностей:
- сформированности у ребенка представлений о цвете и его выразитель¬ных свойствах;
- способности подбирать цветовую гамму в рисунке;
- умения самостоятельно получать необходимые цвета и оттенки;
- от отношения ребенка к изображаемому.
Все условия гипотезы были реализованы в практической работе с дошкольниками. Проведение контрольного этапа позволило выявить положительную динамику в освоении выразительных возможностей цвета в рисовании. В целом, работы детей стали более содержательными и выразительными. Следовательно, педагогические условия, заявленные в гипо¬тезе, позволяют достичь положительных результатов.



1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В. Ба- кушинский. - М.,1925. - С.30
2. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 122 с.
3. Блащук Л.А., Казакова Т.Г. Развивать интерес к изобразительной дея-тельности (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 1. - С.45-47.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспита¬теля детского сада. - 2-е издание, доработанное - М.; Просвещение, 1991 г. - 152 с.
5. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными художественными материалами: Книга для педагогов дошкольного учреждения, учителей началь¬ной школы, родителей. - М.: Педагогика Общество России, 1998. - 147с.
6. Буянова Т.А. Формирование эмоционально-выразительного образа в ри¬сунках детей старшего дошкольного возраста: Дис. ...канд.пед.наук: 2004.- 231 с.
7. Васильева Л.Г. Как краски друг к другу в гости ходили. Цвет как одно из главных средств развития художественных способностей дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 12. - С.39-44.
8. Вербенец А.М. Своеобразие и направления тематического планирования образовательного процесса в рамках образовательной области
«Художественное творчество» // Детский сад: теория и практика. - № 1. -2013. -
С. 12.
9. Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: Наука, 2005. - 114 с.
10. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 80с.
11. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобрази-тельной деятельности. - М.: Просвещение, 1995. - 64 с.
12. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Ака¬демия, 1999. - 272 с.
13. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. - 111с.
14. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности.
- М.: Академия, 1999 - 344 с.
15. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть
1. - М.: «Изд-во Скрипторий 2003», 2008. - 80 с.
16. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть
2. - М.: «Изд-во Скрипторий 2003», 2008. - 72 с.
17. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образо-вания. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: Из-во "Дет¬ство-Пресс", 2014.- 280 с.
18. Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-152с.
19. Дронова О.О. Декоративное рисование как средство развития вырази-тельности рисунка детей дошкольного возраста. Автореф. ... дис.канд.пед.наук.
- М.: 1987.-16 с.
20. Жукова О.Г. Нетрадиционное рисование в художественном развитии ре¬бенка дошкольного возраста //Детский сад от А до Я: научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2011 - № 1. - С.36-42.
21. Иванушкина В.М. Интеграция содержания художественно-эстетического образования в ДОУ // Современный детский сад, 2012. - № 1. - С. 60.
22. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадицион-ные техники, планировании, конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
23. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2006. - 192 с.
24. Казакова Т.Г. Детское творчество - мир ярких удивительных образов // Дошкольное воспитание. - 1993. - №4. - С. 58-63.
25. Калинина Т.В. Педагогическая технология развития художественного восприятия детей 6-7 лет на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства: дис... канд. пед. наук / Т.В. Калинина; Екатеринбург, 2005. - 202 с.
26. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства -программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.
27. Комарова Т.С, Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образова-тельной работе детского сада, —М.: Мозаика-Синтез, 2010.
28. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина, 1995. - 157 с.
29. Комарова Т.С. Детское художественное творчество - М., 2009.
30. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности (старшая группа) - М, 2009.
31. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.,2009.
32. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования - М., 2005.
33. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота, радость, творчество. Программа эстетического воспитания дошкольников - М., 2008.
34. КомароваТ.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творче¬стве. - М., Педагогическое общество России, 2002 г. - 270с.
35. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М.: Просвещение, 1997. - 253с.
36. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методики руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвеще¬ние, 1981. - 256 с.
37. Котенко Л.В. Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для до-школьников. - М.: Книголюб, 2003. - 48 с.
38. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа: планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: Карапуз- дидактика, 2007. - 156 с.
39. Лыкова И.А. Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз- дидактика», 2007. - 144с.
40. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художе-ственному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.
41. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова, В.А. Езикеева, Е.В. Лебедева и др. - М.: Просвещение, 1985. - 271с.
42. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 1981. - 326 с.
43. Неменский Б. М. Мудрость красоты. М.: 1981, с. 81.
44. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Изд- во: Каро, 2010. - 112 с.
45. Обухова Л. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.,1995.
46. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Педагогика, 1999. - 236 с.
47. Падашуль Н.В. Педагогические условия развития творчества детей стар¬шего дошкольного возраста в художественной студии дошкольного образова¬тельного учреждения: Диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07. - Ростов-на-Дону, 2001. - .281с.
48. Погодина Е.В. Развитие творчества в рисовании детей 3-х и 7-ми лет под влиянием художественных эталонов /Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 2001. - 231 с.
49. Погодина С. Интеграция в развитии детского художественного творчества: По материалам программы «Шаг в искусство»//Художественное творчество.
50. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ / Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 128 с.
51. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стан¬дарта дошкольного образования».
52. Ривина Е.К. Взаимосвязь ознакомления дошкольников с окружающим миром и развитие детского изобразительного творчества // Детский сад от А до Я: научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2011. - № 1. - С.10-17.
53. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965. - 214с.
54. Сенсорное воспитание в детском саду. (Методические указания)/ Под ре¬дакцией Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова. - М.: Просвещение, 1995 г.- 140с.
55. Смирнова М.Г.изобравзительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры, - Волгоград:Учитель, 2009. - 270 с.
56. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 176 с.
57. Стариченко Н.Л. Программа изобразительной деятельности детей до-школьного возраста. - М.: Педагогика, 2006. - 33 с.
58. Теория и методика развития детского изобразительного творчества./составители проф., док.п.н.Комарова Т.С., доц,.к.п.н. Григорьева Г.Г., доц., к.п.н. Казакова Р.Г., доц., к.п.н. Доронова О.О., доц. Брыкин, М., 2005.
59. Флёрина Е.А. Детский рисунок / Е.А. Флерина. - М., 1924. - С. 37 6 Там же, С. 56
60. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е. А. Флерина - М.: Просвещение, 1956. - 208с.
61. Халезова Н. Б. О путях повышения выразительности рисунков дошколь¬ников /Н. Б. Халезова, О. О. Дронова //Дошкольное воспитание. - 1987. - №9. - С. 15-16.
62. Художественное творчество в детском саду /Под. ред. Н.А. Ветлугиной.
— М.: Просвещение, 2004. - 327с.
63. Художественно-педагогический словарь /Сост. Н.К. Шабанов, О.П. Ша-банова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. - М.: Академический проект, 2005. - 480 с.
64. Ческидова И.Б. Ознакомление детей шести-семи лет с цветом на занятиях по изобразительной деятельности // Детский сад от А до Я: научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2011 - № 1. - С.24-35.
65. Чуркина Е.Ю. Развитие графических умений у детей 6-7 лет // Современ¬ный детский сад, 2008. - № 3. - С. 36.
66. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная школе группа: Программа, конспекты. - М.: ВЛАДОС, 2002.
— 126 с.
67. Якобсон П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон
— М.: Педагогика, 1971. - 241 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ