ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТА КАК СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТА КАК СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Цвет как средство выразительности детского рисунка 7
1.2. Задачи и содержание образовательной работы с детьми старшего
дошкольного возраста по использованию цвета как средства выразительности рисунка 13
1.3. Педагогические условия использования цвета как средства
выразительности в рисунках старших дошкольников 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТА КАК СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКАХ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Выявление особенностей использования цвета в рисунках старшими
дошкольниками 29
2.2. Содержание образовательной работы с детьми старшего дошкольного
возраста по использованию цвета как средства выразительности в рисунках 33
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТА КАК СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Цвет как средство выразительности детского рисунка 7
1.2. Задачи и содержание образовательной работы с детьми старшего
дошкольного возраста по использованию цвета как средства выразительности рисунка 13
1.3. Педагогические условия использования цвета как средства
выразительности в рисунках старших дошкольников 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТА КАК СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКАХ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Выявление особенностей использования цвета в рисунках старшими
дошкольниками 29
2.2. Содержание образовательной работы с детьми старшего дошкольного
возраста по использованию цвета как средства выразительности в рисунках 33
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Цвет является одной из первых характеристик окружающего мира, кото¬рую воспринимают дети. Цвет - одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передавать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Первоначально в художественной работе вос¬приятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятием «нравится - не нравится», «красиво-не красиво».
Многими исследователями подтверждается положение о том, что ряд выразительных средств, используемых художником в графике, в определенной степени доступен дошкольнику. Ребенок осваивает карандаши, краски и с их помощью создает реальные образы. Линия, форма, цвет, композиция - эти средства выразительности доступны детям в рисовании. Как отмечают исследователи, цвет особенно привлекает внимание ребенка. В рисунке он часто использует его декоративность, стараясь сделать рисунок наряднее, ярче, при этом стремится к конкретности цветов.
Формирование чувства цвета как одного из наиболее доступных вырази¬тельных средств в рисовании и декоративной деятельности наиболее полно изучено А.А. Мелик-Пашаевым, обосновавшим способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной ода¬рённости. Л.В. Пантелеева разработала методику ознакомления детей 5-7 лет с художественными качествами и образной выразительностью цвета, а также ко¬лористическими основами дизайна.
Уже в дошкольном возрасте соотношение цветов в детской продукции становится зрительно-ритмическим и распределяется по законам орнаменталь¬ного или декоративного построения. В изобразительной и декоративной дея¬тельности детей цвет выступает как средство выразительности в старшем до¬школьном возрасте (при соответствующих педагогических условиях). К семи годам дошкольники могут передавать своё эмоциональное состояние и отно¬шение к изображаемому через цветовой образ.
В целом ряде исследований и методических разработок (Т.Н. Доронова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Г.В. Лабунская, Н.А. Сакулина, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова, С.Г. Якобсон и др.) показаны различные аспекты освоения выразительных возможностей цвета в рисовании и других видах ху¬дожественной деятельности на разных этапах дошкольного детства. Условия их формирования отражены в ряде дошкольных образовательных программ как общего (например, «Радуга», «Детство», «Истоки», «Из детства в отрочество», «Преемственность», «Примерная программа...»), так и специального профиля («Гармония», «Красота - радость - творчество», «Природа и художник» и др.).
Все вышесказанное доказывает актуальность избранной нами темы ис-следования «Особенности использования цвета как средства выразительности в рисунках старших дошкольников».
Проблема исследования: каковы особенности использования цвета в ри¬сунках старшими дошкольниками? Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: рисунки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности использования старшими до-школьниками цвета как средства выразительности в рисунках.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование старшими дошкольниками цвета как средства зависит от ряда особенностей:
- сформированности у ребенка представлений о цвете и его выразитель¬ных свойствах;
- способности подбирать цветовую гамму в рисунке;
- умения самостоятельно получать необходимые цвета и оттенки;
- от отношения ребенка к изображаемому.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
1. Выяснить значение цвета в детских рисунках.
2. Раскрыть задачи и содержание образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по использованию цвета как средства вырази¬тельности рисунка.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогиче-ские условия использования цвета как средства выразительности в рисунках старших дошкольников.
4. Выявить особенности использования цвета в рисунках старшими дошкольниками.
Методы исследования, использованные при написании выпускной ква¬лификационной работы: теоретический анализ, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, анализ продуктов детской деятельности; количествен¬ный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учре¬ждение детский сад села Казинка Валуйского района Белгородской области.
Этапы исследования:
Первый этап - (июнь 2016 - сентябрь 2016 г.) определение темы исследо¬вания, составление библиографического списка по проблеме исследования, проведение теоретического анализа научной и методической литературы, определение научного аппарата исследования, определение комплекса диагно¬стических методик для экспериментальной работы.
Второй этап - (сентябрь - октябрь 2016 г.) проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента; обработка результатов диагностики.
Третий этап - (ноябрь 2016 - апрель 2017 г.) проведение формирующего этапа эксперимента по проблеме исследования.
Четвертый этап - (апрель 2017 - май 2017 г.) - проведение контрольного этапа исследования, обработка полученных результатов; обобщение материа-лов и результатов исследования; оформление выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: вве¬дение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Многими исследователями подтверждается положение о том, что ряд выразительных средств, используемых художником в графике, в определенной степени доступен дошкольнику. Ребенок осваивает карандаши, краски и с их помощью создает реальные образы. Линия, форма, цвет, композиция - эти средства выразительности доступны детям в рисовании. Как отмечают исследователи, цвет особенно привлекает внимание ребенка. В рисунке он часто использует его декоративность, стараясь сделать рисунок наряднее, ярче, при этом стремится к конкретности цветов.
Формирование чувства цвета как одного из наиболее доступных вырази¬тельных средств в рисовании и декоративной деятельности наиболее полно изучено А.А. Мелик-Пашаевым, обосновавшим способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной ода¬рённости. Л.В. Пантелеева разработала методику ознакомления детей 5-7 лет с художественными качествами и образной выразительностью цвета, а также ко¬лористическими основами дизайна.
Уже в дошкольном возрасте соотношение цветов в детской продукции становится зрительно-ритмическим и распределяется по законам орнаменталь¬ного или декоративного построения. В изобразительной и декоративной дея¬тельности детей цвет выступает как средство выразительности в старшем до¬школьном возрасте (при соответствующих педагогических условиях). К семи годам дошкольники могут передавать своё эмоциональное состояние и отно¬шение к изображаемому через цветовой образ.
В целом ряде исследований и методических разработок (Т.Н. Доронова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Г.В. Лабунская, Н.А. Сакулина, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова, С.Г. Якобсон и др.) показаны различные аспекты освоения выразительных возможностей цвета в рисовании и других видах ху¬дожественной деятельности на разных этапах дошкольного детства. Условия их формирования отражены в ряде дошкольных образовательных программ как общего (например, «Радуга», «Детство», «Истоки», «Из детства в отрочество», «Преемственность», «Примерная программа...»), так и специального профиля («Гармония», «Красота - радость - творчество», «Природа и художник» и др.).
Все вышесказанное доказывает актуальность избранной нами темы ис-следования «Особенности использования цвета как средства выразительности в рисунках старших дошкольников».
Проблема исследования: каковы особенности использования цвета в ри¬сунках старшими дошкольниками? Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: рисунки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности использования старшими до-школьниками цвета как средства выразительности в рисунках.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование старшими дошкольниками цвета как средства зависит от ряда особенностей:
- сформированности у ребенка представлений о цвете и его выразитель¬ных свойствах;
- способности подбирать цветовую гамму в рисунке;
- умения самостоятельно получать необходимые цвета и оттенки;
- от отношения ребенка к изображаемому.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
1. Выяснить значение цвета в детских рисунках.
2. Раскрыть задачи и содержание образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по использованию цвета как средства вырази¬тельности рисунка.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогиче-ские условия использования цвета как средства выразительности в рисунках старших дошкольников.
4. Выявить особенности использования цвета в рисунках старшими дошкольниками.
Методы исследования, использованные при написании выпускной ква¬лификационной работы: теоретический анализ, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, анализ продуктов детской деятельности; количествен¬ный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учре¬ждение детский сад села Казинка Валуйского района Белгородской области.
Этапы исследования:
Первый этап - (июнь 2016 - сентябрь 2016 г.) определение темы исследо¬вания, составление библиографического списка по проблеме исследования, проведение теоретического анализа научной и методической литературы, определение научного аппарата исследования, определение комплекса диагно¬стических методик для экспериментальной работы.
Второй этап - (сентябрь - октябрь 2016 г.) проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента; обработка результатов диагностики.
Третий этап - (ноябрь 2016 - апрель 2017 г.) проведение формирующего этапа эксперимента по проблеме исследования.
Четвертый этап - (апрель 2017 - май 2017 г.) - проведение контрольного этапа исследования, обработка полученных результатов; обобщение материа-лов и результатов исследования; оформление выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: вве¬дение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Наше исследование было посвящено изучению цвета как средства выра-зительности рисунков детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема является объектом изучения многих современных авторов.
Наше исследование было направлено на решение следующих задач:
1. Выяснить значение цвета в детских рисунках.
2. Раскрыть задачи и содержание образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по использованию цвета как средства вырази¬тельности рисунка.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогиче-ские условия использования цвета как средства выразительности в рисунках старших дошкольников.
4. Выявить особенности использования цвета в рисунках старшими дошкольниками.
В соответствии с первой задачей исследования нами было изучено 67 источников научной и методической литературы.
Нами было выяснено, что изобразительно-выразительные умения дошкольников являются объектом изучения многих педагогов-исследователей (Г.Г. Григорьевой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е.К. Ривиной и др). Ученые отмечают,что на каждой возрастной ступени изобразительная деятельность становится все более самостоятельной, свободной, творческой. Вот почему каждому педагогу необходимо знать особенности развития изобразительного творчества дошкольников и учитывать их в работе с ними.
Также мы выяснили, что важным условием в развитии изобразительно-выразительных умений детей является владение обследовательскими действи-ями и овладение элементами языка изобразительного искусства.
Вторая и третья задачи исследования были решены в процессе организации и проведения экспериментальной работы по проблеме исследования.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МДОУ детский сад с. Казинка Валуйского района Белгородской области
В исследовании приняли участие 15 воспитанников старшей группы и два воспитателя.
Экспериментальная работа, состояла из трех этапов педагогического эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного.
Цель констатирующего этапа состояла в выявлении особенностей ис-пользования выразительных возможностей цвета в рисунках старшими до-школьниками.
Для выявления уровня развития изобразительно-выразительных умений старших дошкольников были использованы задания на исполнительство:
Задание 1: Изображение осеннего пейзажа.
Задание 2: Изображение зимнего пейзажа.
Задание 3: Нарисуй самое красивое (цветные карандаши).
Задание 4: Нарисуй самое некрасивое (цветные карандаши).
Цель формирующего этапа состояла в освоении старшими дошкольни-ками выразительных возможностей цвета в процессе обучения рисованию.
Согласно гипотезе исследования, использование старшими дошкольни-ками цвета как средства зависит от ряда особенностей:
- сформированности у ребенка представлений о цвете и его выразитель¬ных свойствах;
- способности подбирать цветовую гамму в рисунке;
- умения самостоятельно получать необходимые цвета и оттенки;
- от отношения ребенка к изображаемому.
Все условия гипотезы были реализованы в практической работе с дошкольниками. Проведение контрольного этапа позволило выявить положительную динамику в освоении выразительных возможностей цвета в рисовании. В целом, работы детей стали более содержательными и выразительными. Следовательно, педагогические условия, заявленные в гипо¬тезе, позволяют достичь положительных результатов.
Наше исследование было направлено на решение следующих задач:
1. Выяснить значение цвета в детских рисунках.
2. Раскрыть задачи и содержание образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по использованию цвета как средства вырази¬тельности рисунка.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогиче-ские условия использования цвета как средства выразительности в рисунках старших дошкольников.
4. Выявить особенности использования цвета в рисунках старшими дошкольниками.
В соответствии с первой задачей исследования нами было изучено 67 источников научной и методической литературы.
Нами было выяснено, что изобразительно-выразительные умения дошкольников являются объектом изучения многих педагогов-исследователей (Г.Г. Григорьевой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е.К. Ривиной и др). Ученые отмечают,что на каждой возрастной ступени изобразительная деятельность становится все более самостоятельной, свободной, творческой. Вот почему каждому педагогу необходимо знать особенности развития изобразительного творчества дошкольников и учитывать их в работе с ними.
Также мы выяснили, что важным условием в развитии изобразительно-выразительных умений детей является владение обследовательскими действи-ями и овладение элементами языка изобразительного искусства.
Вторая и третья задачи исследования были решены в процессе организации и проведения экспериментальной работы по проблеме исследования.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МДОУ детский сад с. Казинка Валуйского района Белгородской области
В исследовании приняли участие 15 воспитанников старшей группы и два воспитателя.
Экспериментальная работа, состояла из трех этапов педагогического эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного.
Цель констатирующего этапа состояла в выявлении особенностей ис-пользования выразительных возможностей цвета в рисунках старшими до-школьниками.
Для выявления уровня развития изобразительно-выразительных умений старших дошкольников были использованы задания на исполнительство:
Задание 1: Изображение осеннего пейзажа.
Задание 2: Изображение зимнего пейзажа.
Задание 3: Нарисуй самое красивое (цветные карандаши).
Задание 4: Нарисуй самое некрасивое (цветные карандаши).
Цель формирующего этапа состояла в освоении старшими дошкольни-ками выразительных возможностей цвета в процессе обучения рисованию.
Согласно гипотезе исследования, использование старшими дошкольни-ками цвета как средства зависит от ряда особенностей:
- сформированности у ребенка представлений о цвете и его выразитель¬ных свойствах;
- способности подбирать цветовую гамму в рисунке;
- умения самостоятельно получать необходимые цвета и оттенки;
- от отношения ребенка к изображаемому.
Все условия гипотезы были реализованы в практической работе с дошкольниками. Проведение контрольного этапа позволило выявить положительную динамику в освоении выразительных возможностей цвета в рисовании. В целом, работы детей стали более содержательными и выразительными. Следовательно, педагогические условия, заявленные в гипо¬тезе, позволяют достичь положительных результатов.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЦВЕТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ
УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Музыкальная аудиосказка как способ развития творческого воображения старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие дошкольной образовательной организации с учреждениями муниципального образования по художественно-эстетическому развитию дошкольников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016



