Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игра как средство обучения и воспитания младших школьников

Работа №32820

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1024
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Особенности обучения и воспитания младших школьников 7
1.2.Особенности игровой деятельности в младшем школьном
возрасте 9
1.3. Использование игры как средства обучения и воспитания младших
школьников 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Организация и методы исследования. Исходный уровень обучения и
воспитания младших школьников 25
2.2. Разработка и апробация плана игры как средства и воспитания младших
школьников средствами игры 38
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ


В настоящее время в психолого-педагогической науке и практике весьма остро стоит проблема внедрения передового научного опыта в учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в рамках образовательных учреждений. Особенно усилилось в последние годы внимание к изучению активных средств обучения, использование которых позволяет обеспечить становление активной позиции учащегося как субъекта обучения.
Одним из таких средств является игра. Игровая деятельность, включающая в себя моделирование ситуаций действительной жизни и попытки найти оптимальное их разрешение, служит обогащению опыта учащихся, наделяет их новыми знаниями и навыками. Особое значение игра в работе педагога приобретает в начальной школе, когда данный вид деятельности, несмотря на утрату своего характера ведущей, все еще сохраняет повышенное значение в жизни ребенка.
Игровая деятельность является одной из специфических форм познания ребенком младшего школьного возраста окружающего мира и своего места в этом мире. Усвоение информации о предметах, событиях, явлениях и их взаимосвязи в процессе игровой деятельности происходит в условиях эмоционального подъема, повышения творческой активности ребенка. Игра помогает младшим школьникам раскрыть личностный потенциал, добиться полноты реализации индивидуальных качеств, повысить эффективность процесса обучения. Эти обстоятельства обусловливают чрезвычайно высокое значение игры в процессе воспитания и обучения младших школьников, для которых состояние игры остается все еще одним из наиболее естественных способов взаимодействия с окружающей действительностью.
В связи с этим, актуальность данного исследования заключается в том, что ответы на вопросы, возникающие в связи с использованием игры как средства обучения и воспитания младших школьников, дают информацию о развитии личности ребенка на данном возрастном этапе в целом. Использование игры как средства обучения и воспитания позволяет педагогу начальной школы добиться повышения результатов педагогической деятельности, повысить эффективность процесса социализации и адаптации детей, воспитать в них социально значимые качества, которые сделают их полноценными членами общества. Таким образом, исследование проблемы использования игры в обучении и воспитании младших школьников самым тесным образом связано с вопросами формирования важнейших качеств личности представителей подрастающего поколения, от которых, в конечном итоге, в будущем будет зависеть судьба нашей страны и всего мира.
Сущность игры как феномена человеческого бытия рассматривают такие авторы как В.М. Букатов [8], С.В. Буренков [9], Н.В. Гребенкина [15], А.В. Карпов [22], Н.Б. Купцова [24], Т.В. Надолинская [28; 29], Н.А. Опарина [31], В.Д. Пономарев [33], А.Я. Рекшинская [37], А.Ю. Титов [43] и другие современные российские ученые.
Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте изучают М.А. Бесова [5], М.И. Валдас [10], Т.М. Михайленко [26; 27], И.Н. Паркушева [32], А.В. Саушкина [39], Л.И. Эльконинова [47] и другие отечественные исследователи.
Возможности использования игры в обучении и воспитании младших школьников рассматривают Г.М. Алиева [1], Г.Г. Аскарова [3], Е.А. Богаченко [7], Е.В. Горева [13], Н.А. Гребнева [16], М.А. Демчак [18], Т.В. Кабардина [21],
Н.М. Некрасова [30], Н.Н. Пуряева [34], Т.П. Семижонова [40], О.В. Сергушина [41], О.С. Федорова [45] и другие ученые.
Объект исследования - процесс обучения и воспитания учащихся начальной школы средствами игры
Предмет исследования - игра как средство обучения и воспитания младших школьников.
Целью исследования является теоретическое и эмпирическое изучение игры как средства обучения и воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
-проанализировать теоретическую сущность игры, выявить особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте;
-выявить исходный уровень обучения и воспитания младших школьников;
-разработать и апробировать план эмпирического исследования игры как средства обучения и воспитания младших школьников;
-опытно -экспериментальным путем проверить эффективность игры как средства обучения и воспитания младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что использование на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе дидактических игр и игровых приемов способствует повышению уровня успеваемости учащихся и уровня их воспитания.
Теоретико-методологическое основание проведенного исследования составили работы современных отечественных ученых, посвященные различным аспектам изучаемой проблематики:Т.М. Михайленко [26; 27], И.Н. Паркушева [32], А.В. Саушкина [39], Л.И. Эльконинова [47] и другие.
В процессе исследования были использованы такие методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы ;
2. Эмпирические методы: эксперимент, тестирование, наблюдение;
3. Методы математической обработки информации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности учителей начальной школы, а также в ходе обучения студентов педагогических учебных заведений и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Этапы исследования:
1. Констатирующий этап, на котором осуществляется диагностика исходного уровня обучения и воспитания младших школьников с помощью специально подобранных методик.
2. Формирующий этап, на котором осуществляется работа по использованию на уроках в начальной школе дидактических игр и игровых приемов.
3. Контрольный этап, на котором проводится повторная диагностика уровня обучения и воспитания младших школьников с использованием тех же методик, осуществляется сравнение полученных данных с результатами исходной диагностики, производится анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.
Базой проведения эмпирического исследования является МБОУ «Красноключинская СОШ». Выборку исследования составляют 50 детей младшего школьного возраста, учащиеся двух четвертых классов (10 - 11 лет), 25 учащихся в экспериментальной группе, 25 учащихся в контрольной группе.
Структура работы включает введение, две главы (теоретическую и эмпирическую), заключение, список использованной литературы, а также приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование было направлено на теоретическое и эмпирическое изучение игры как средства обучения и воспитания младших школьников. Для достижения поставленной цели был проведен анализ теоретической сущности игры, выявлены особенности игровой деятельности детей младшего школьного возраста; изучены возможности использования игры как средства обучения и воспитания младших школьников; проведено эмпирическое исследование игры как средства обучения и воспитания младших школьников.
По итогам проделанной работы могут быть сделаны следующие выводы:
1. Игра представляет собой особый вид деятельности, сущность которого состоит в отсутствии ее направленности на практический результат. Выделяют игры естественные и искусственные; сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические; индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную и массовую формы игры. Для младшего школьника первостепенным является значение игры для мотивационно-потребностной, эмоциональной сферы, его когнитивных процессов, общения, саморазвития. Игра в начальной школе может использоваться в качестве самостоятельной технологии; в качестве составного элемента какой-либо более широкой технологии обучения и воспитания; в качестве технологии, используемой в рамках отдельного занятия либо его части; в качестве технологии внеурочной работы.
2. По итогам эмпирического исследования игры как средства обучения и воспитания младших школьников, участвовавшие в работе дети, повысили свою успеваемость и уровни всех выделенных показателей воспитанности. Среди них увеличилось количество тех, кто любит и бережет природу, интересуется и гордится историческим прошлым, участвует в делах класса. Дети стали больше читать, характеризуются более высоким уровнем стремления учиться, имеют полезное увлечение. Теперь они самостоятельно находят полезные дела в классе, организуют труд ровесников, хорошо трудятся без контроля, берегут личное и общественное имущество. Среди них сильнее выражено уважение к старшим, отзывчивость, сочувствие и стремление помогать, честность, нетерпимость ко лжи. Теперь эти школьники проявляют самообладание и силу воли в своих поступках, соблюдают правила поведения, более требовательны к самим себе; характеризуются самостоятельностью на основе активной общественной, гражданской позиции.
На основании проведенного исследования могут быть даны следующие рекомендации по использованию игры как средства обучения и воспитания младших школьников:
- игра может использоваться в качестве универсального средства обучения и воспитания учащихся начальной школы;
- применяя игру в качестве средства обучения и воспитания, необходимо ориентироваться на общие методологические принципы построения образовательно-воспитательного процесса, определяющие целесообразность использования конкретной игры на занятиях, выбирая те игры, применение которых позволит достичь определенной педагогической цели;
- игры, используемые в работе с детьми должны подбираться заранее с учетом целей и задачей урока (мероприятия), возрастных и индивидуальноличностных особенностей учащихся.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель - достигнута, гипотеза - подтверждена.



1. Алиева, Г.М. Технология игры в процессе обучения младших школьников / Г.М. Алиева // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - №3. - С. 17 -18.
2. Арсенина, Е.Н. Энциклопедия детских игр / Е.Н. Арсенина, О.Л. Матышкина. - М.: Педагогика, 2014. - 256 с.
3. Аскарова, Г.Г. Игровые педагогические технологии в обучении младших школьников / Г.Г. Аскарова // Инновации в современной науке. - 2015. - С. 94 - 97.
4. Багапова, О.И. Игра как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе / О.И. Багапова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - № 4. - С. 257 - 258.
5. Бесова, М.А. Познавательные игры для младших школьников от А до Я / М.А. Бесова. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 275 с.
6. Беспалько, В.П. Качество образования и качество обучения / В.П. Беспалько // Народное образование. - 2017. - № 3-4. - С. 105 - 113.
7. Богаченко, Е.А. Игра как современный метод воспитания / Е.А. Богаченко // Начальная школа. - 2015. - №6. - С. 16 - 18.
8. Букатов, В.М. Секреты дидактических игр. Психология. Методика. Дисциплина / В.М. Букатов. - М.: Педагогика, 2013. - 240 с.
9. Буренков, С.В. Труд, рациональность, игры / С.В. Буренков // Вестник МГОУ. - 2017. - № 1. - С. 15 - 27.
10. Валдас, М.И. Психологические особенности игры младшего школьника / М.И. Валдас, Е.М. Соловьева, Ю.С. Чувашова // Социосфера. - 2016. - № 14. - С. 31 - 35.
11. Ванюрихин, Г.И. Развивающее обучение как веление времени: авторский взгляд / Г.И. Ванюрихин // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. - 2018. - С. 46 - 51.
12. Воронова, Е.Н. Современные технологии и методы обучения / Е.Н. Воронова // Перспективы науки и образования. - 2014. - №7. - С. 189 - 194.
13. Горева, Е.В. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса / Е.В. Г орева // Социосфера. - 2014. - № 14. - С. 202 - 203.
14. Горелова, И.В. Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе / И.В. Г орелова // Молодой ученый. - 2015. - № 1-2. - С. 11 - 13.
15. Гребенкина, Н.В. Игры наших предков / Н.В. Гребенкина // Инновационная наука. - 2017. - № 1-2. - С. 9 - 14.
16. Гребнева, Н.А. Развитие познавательного интереса младших школьников с помощью использования дидактических игр в учебном процессе / Н.А. Гребнева // Вестник науки и образования. - 2016. - № 4. - С. 45 - 49.
17. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 156 с.
18. Демчак, М.А. Дидактическая игра как средство обучения младших школьников / М.А. Демчак // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы. - 2016. - С. 43 - 46.
19. Елисеева, Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника / Д.С. Елисеева // Актуальные вопросы современной педагогики. - Уфа: Лето, 2013. - С. 91 - 94.
20. Исламова, А.Н. Сюжетно-ролевая игра / А.Н. Исламова // Социосфера. - 2015. - № 8. - С. 94 - 97.
21. Кабардина, Т.В. Использование дидактических игр в учебновоспитательном процессе начальной школы / Т.В. Кабардина, Т.В. Каплун // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. - 2016. - С. 159 - 163.
22. Карпов, А.В. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд / А.В. Карпов, В.Д. Шадриков. - Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2017. - 446 с.
23. Качанова, М.В. Приобщение детей 7 - 10 лет к национальной культуре России в процессе занятий народными подвижными играми / М.В. Качанова, Е.В. Внуковская // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2015. - № 2. - С. 168 - 170.
24. Купцова, Н.Б. Феномен игры в педагогике / Н.Б. Купцова // Вестник ТГПУ. - 2017. - № 6. - С. 89 - 92.
25. Митенева, С.Ф. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса учащихся / С.Ф. Митенева // Современный научный вестник. - 2016. - № 2. - С. 73 - 76.
26. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. - 2015. - С. 143 - 145.
27. Михайленко Т.М. Педагогические особенности продуктивной (деловой) игры для младших школьников / Т.М. Михайленко // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-7. - С. 108 - 119.
28. Надолинская, Т.В. Игра в контексте истории философии, культуры и педагогики / Т.В. Надолинская // Образование и наука. - 2013. - № 7. - С. 138 - 152.
29. Надолинская Т.В. Научные исследования игры в контексте истории культуры и педагогики / Т.В. Надолинская // Вестник ТГПИ. - 2014. - № 5. - С. 13 - 17.
30. Некрасова, Н.М. Игра как одно из средств развития познавательной деятельности учащихся / Н.М. Некрасова, Г.Н. Корнева // Инновации, технологии, наука. - Ч. 3. - С. 109 - 111.
31. Опарина, Н.А. Игра как уникальное наследие народной педагогики / Н.А. Опарина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. - № 3. - С. 60 - 63.
32. Паркушева, И.Н. Особенности игровой деятельности в начальной школе / И.Н. Паркушева // Наука и образование: новые перспективы. - 2017. - Ч. 1. - С. 142 - 146.
33. Пономарев, В.Д. Игрология досуга: феноменология и педагогическая технология игры / В.Д. Пономарев // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 2. - С. 13 - 17.
34. Пуряева, Н.Н. Игра как средство обучения, воспитания и развития младших школьников / Н.Н. Пуряева, Е.А. Селянина, Ю.С. Фомина // Вестник научных конференций. - 2016. - № 12-4. - С. 153 - 154.
35. Раджабова, Ф.О. Педагогические игры и их влияние на развитие личности младшего школьника / Ф.О. Раджабова // Вестник ТНУ. - 2018. - № 1. - С. 300 - 304.
36. Рассказова, И.Н. Гендерные особенности нравственной сферы младших школьников / И.Н. Рассказова // Преемственность начального и основного общего образования: содержание, технологии, результаты. - 2016. - Т. 1. - С. 105 - 112.
37. Рекшинская, А.Я. Философские концепции игры ХХ столетия: компаративный анализ / А.Я. Рекшинская // Универсум: общественные науки. - 2017. - № 1. - С. 44 - 47.
38. Савинова, С.В. Народная игра как средство закрепления знаний детей в начальной школе / С.В. Савинова, А.И. Бусыгина // Концепт. - 2015. - № 27. - С. 16 - 20.
39. Саушкина, А.В. Дидактическая игра в начальной школе / А.В. Саушкина // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности. - 2014. - С. 38 - 39.
40. Семижонова, Т.П. Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности на уроках в начальной школе / Т.П. Семижонова // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2015. - № 1. - С. 44 - 46.
41. Сергушина, О.В. Значение дидактических игр на уроках в начальной школе / О.В. Сергушина, Ю.А. Евсеева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. - № 4. - С. 56 - 57.
42. Смирнова, Е.О. Игра как деятельность и как форма обучения / Е.О. Смирнова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 62 - 63.
43. Титов, А.Ю. К вопросу о методологии игровой действительности / А.Ю. Титов // Научный поиск. - 2017. - № 1.1. - С. 4 - 7.
44. Файзуллина, Г.Я. Преемственность программ дошкольного и начального образования: содержательный и результирующий аспекты / Г.Я. Файзуллина // Вестник Удмуртского университета. - 2016. - № 9. - С. 139 - 147.
45. Федорова, О.С. Особенности использования игровых технологий в процессе обучения школьников / О.С. Федорова, А.С. Черныш // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2017. - № 1-1. - С. 113 - 115.
46. Широкий, В.А. Универсальные учебные действия: научно-методические подходы к содержанию и структуре / В.А. Широкий // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 2. - С. 172 - 174.
47. Эльконинова, Л.И. Опыт и перспективы исследования детской игры в рамках культурно-исторической психологии / Л.И. Эльконинова, И.С. Григорьев // Культурно-историческая психология. - 2015. - № 3. - С. 16 - 24.
48. Журавлева, В.Р. Диагностика уровня воспитанности / В.Р. Журавлева. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/raznoe/2013/02/23/diagnostika-urovnya-vospitannosti (дата обращения:
15.03.2019) .
49. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/227/poop_noo_reestr.doc (дата обращения: 19.03.2019).
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (1 - 4 кл.) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/93 (дата обращения:


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ