Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте

Работа №97074

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРО-ВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Математическое моделирование в системе воспитания и обучения 6
1.2. Развитие математических представлений у детей дошкольного
возраста 12
1.3. Анализ программ для дошкольных образовательных учреждений по
проблеме исследования 18
1.4. Особенности использования моделирования как средства развития
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста ....22
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 31
2.1. Описание и обоснование выбора методик для проведения исследования. 31
2.2. Развитие математических представлений средствами моделирования в
старшей группе 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов работы 50
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Актуальность проблемы качества дошкольного общего образования в России возрастает с каждым днём. Дошкольное образование является первым уровнем общего образования, а все образовательные программы общего образования, в том числе и дошкольного, являются преемственными. Одной из задач дошкольной организации - познавательное развитие ребенка, одним из составляющих развития является развитие математическое, которое заключается не только в том, чтобы научить считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, уметь их передавать с помощью знаков, символов.
Федеральный государственный стандарт дошкольного общего образования (далее ФГОС ДО) [61] требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, радостным и просто естественным процессом развития.
Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания до-школьников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания - Ф. Фребель, М. Монтессори.
Но в исследованиях А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений при-роды, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.
Противоречие. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в математическом развитии, в том числе в формировании математических представлений. Однако в настоящее время не существует целостной системы использования моделирования в качестве одного из основных средств для формирования математических представлений дошкольников. Также в достаточной степени не разработаны и приемы обучения дошкольников моделированию.
Таким образом, проблема исследования состоит в том, что недостаточно разработаны условия использования моделирования как средства развития математических представлений детей в дошкольном возрасте.
Именно поэтому мы считаем, что актуальной темой исследования на сегодняшний день будет: «Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте».
Цель исследования: выявление и апробация условий использования моделирования как средства развития математических представлений в до-школьном возрасте на примере старшего дошкольного периода.
Объект исследования: процесс развития математических представлений в дошкольном возрасте
Предмет исследования: моделирование как средство развития математических представлений в старшем дошкольном возрасте.
В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу, посвященную проблеме моделирования.
2. Дать общую характеристику моделирования в обучении и воспитании дошкольников, изучить принципы обучения и воспитания с использованием моделирования.
3. Рассмотреть особенности использования моделирования в развитии математических представлений у дошкольников старшей группы.
4. Выявить уровень развития математических представлений у старших дошкольников.
5. Разработать и апробировать на практике комплекс математических занятий и мероприятий, основанных на методе моделирования.
6. Проанализировать результаты исследования до и после реализации комплекса занятий и мероприятий.
Теоретическая основа исследования: психолого-педагогическая концепция развивающего обучения, разработанная JI.B. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Дывыдовым; исследования особенностей умственного развития детей дошкольного возраста (Н.П. Батищева, А.Л. Венгер, Н.Е. Веракса, А.Ф. Говоркова, М. Доналдсон, Н.Н. Поддъяков, и другие).
Для того, что бы решить поставленные задачи были использованы следующие методы исследования:
Теоретические - анализ, синтез, обобщение;
Эмпирические - анкетирование, статистическая и графическая обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
База исследования: старшая группа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Буратино» г. Тарко-Сале, количество детей - 22.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В работе представлено 4таблицы, 6 рисунков, 6 Приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольное образование является первым уровнем общего образования, и все образовательные программы общего образования, в том числе дошкольные, являются последовательными. Одной из задач дошкольного образования является когнитивное развитие ребенка, которое подразумевает развитие способности видеть, открывать свойства, отношения, зависимости во внешнем мире и уметь передавать их с помощью знаков и символов.
В ходе написания выпускной квалификационной работы основной целью стало выявление и апробация условий использования моделирования как средства развития математических представлений в дошкольном возрасте на примере старшего дошкольного периода.
Для достижения поставленной цели были решены определенные задачи, в ходе которых проанализировано понятие «математическое моделирование», определены особенности развития математических представлений с учетом психологических характеристик дошкольника, рассмотрены особенности использования моделирования как средства развития математических представлений, проанализированы программы дошкольных образовательных организаций в части математического образования. Также был проведена первичная и повторная диагностика после апробации комплекса математических занятий и мероприятий, основанных на методе моделирования.
Изучение и анализ теоретических источников позволили сделать следующие выводы.
Под моделирование понимается метод познания окружающего мира, заменяющий метод наглядности, который:
- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;
- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира.
Результаты, полученные после проведения педагогической диагностики, свидетельствуют о необходимости организации работы по развитию математических представлений.
По итогам проведенного исследования разработан комплекс математических занятий и мероприятий, основанных на методе моделирования.
Использовали материал для развития математических представлений в старшей группе средствами моделирования с упором на формирование пространственного и конструктивного мышления в зависимости от форм и способов деятельности:
- совместная деятельность педагога с детьми: образовательная деятельность в режимные моменты, непосредственно образовательная деятельность;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьей.
После реализации комплекса математических занятий и мероприятий, основанных на методе моделирования, уменьшилось количество воспитан-ников с низким уровнем развития математических представлений по всем показателям:
1. «Количество и счет» - на 2 человека (дети совершают меньше ошибок при подсчете предметов, правильно использует количественные и порядковые цифры в пределах 10),
2. «Величина» и «Форма» - на 4 человека по каждому показателю (дошкольники правильнее определяют размер объектов на глаз, и сравнивает их по длине, ширине, высоте, толщине; с помощью наложения, приложения на глаз; они лучше анализирует и сравнивает объекты в форме, находит объекты одной и той же формы в ближайшей среде),
3. «Ориентировка в пространстве» - на 5 человек (воспитанники стали лучше ориентироваться на пространстве бумаги, меньше делают ошибки при определении лево, право, вниз, вверх),
4. «Ориентировка по времени» - на 1 человека (ребенок научился определять время суток с небольшими ошибками, затруднения в большей степени связаны с днем недели).
По итогам повторной диагностики выявили, что наибольшие изменения произошли у воспитанников, находящиеся в группе с низким уровнем развития математических представлений, и с незначительной динамикой у воспитанников из группы со среднем уровнем развития математических представлений. Указанный факт свидетельствует о том, что составленный комплекс математических занятий и мероприятий, основанных на методе моделирования, в большей степени ориентирован на детей с низким уровнем развития математических представлений.
Несмотря на значительные изменения в положительную сторону, следует учесть, что план осуществлялся в течение длительного периода времени, и поэтому данные изменения могли произойти в процессе возрастного развития дошкольников.
Таким образом, цель работы частично достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза частично нашла свое подтверждение.
Данная работа может быть использована как в дошкольном образовательном учреждении, так и родителями при использовании моделирования как средства формировании математических представлений.



1. Асмолов, А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека [Текст] /А.Г. Асмолов. М.: Академия, 2011. - 528 с.
2. Белоус, А.Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы детей дошкольного возраста [Текст]: Пособие для педагогов, педагогов- психологов дошкольных учреждений/А.Н, Белоусов. - Мн.: Беларусь, 2002. - 144 с.
3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: учеб.метод. пособие [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. - 400 с.
4. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П, Баранова.: М: Издательский центр «Академия»,
2007. 163 с.
5. Борякова, Н.Ю. Моделирование в детском саду: методическое пособие [Текст] / Н.Ю. Борякова. - М.: Изд - во Владос, 2003. - 66 с.
6. Варанкевич, О.А. Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет [Текст]: учеб.- метод. пособие / О.А. Варанкевич. - Изд-й центр «Академия», 2009. - 12 с.
7. Варенцова, Н.С. Программа «Развитие» (основные положения) [Текст]: учеб.- метод. пособие / Н.С. Варенцова, О.Н. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1994. - 64 с.
8. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/ Л.Н. Вахрушева.- М.: ФОРУМ, 2009.-192с.
9. Венгер, Л.А. Психология [Текст]: Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. - 366 с.
10. Волков, Б.С., Губанов А.В., Волкова Н.В. Методология и методы психологического исследования [Текст]/ Науч. редактор Б.С. Волков - М.: Академический проект, 2010 г. - 352 с.
11. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст]: Пособие для воспитателей дет.сада / В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др.; Сост. Г. М. Лямина. М.: Просвещение, 2014.- 258 с.
12. Детство [Текст]: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 280 с.
13. Доронова, Т.Н. [Текст]: Примерная основная программа дошкольного образования. Миры детства. Конструирование возможностей. ФГОС/ Т.Н. Доронова, О.Е. Веннецкая, С.Г. Доронова: Издательство: АСТ, 2015 г. 208 с.
14. Дошкольное образование в стране и мире: исторический опыт, состояние и перспективы [Текст]: материалы II международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2013 года. - Прага: Vedeckovydavatelskecentrum «Sociosfera-CZ», 2013 - 160 с.
15. Дьяченко, О.М. Говорова Р.И. Цеханская Л.И. Дидактические игры и упражнения по развитию способности к наглядному моделированию [Текст] /Л.А.Венгера // Возрастные особенности развития познавательных способностей дошкольников. - М. - 1986.
16. Евклидова, Е.Б. Дополнительное образование детей [Текст]: учеб.- метод. пособие / Е.Б. Евклидова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова. - изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Владос, 2004. - 349 с.
17. Егошина, С.Н. Логико-математическое развитие дошкольников средствами моделирования [Текст] /С.Н. Егошина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 76-82.
18. Жуйкова, Т. П. Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 41-44.
19. Запорожец, А. В., Педагогика детей раннего возраста [Текст] /А.В. Запорожец, С. Ю. Мещиряков // Педагогика и воспитание, 2007. - 300 с.
20. Клюева, Н.В. Педагогическая психология [Текст]: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Клюева. - М.: Изд - во «Владос - Пресс», 2003. - 120 с. 10
21. Клюкина, О.М. Модели в детском саду [Текст]: Книга для воспитателя дет.сада / О.М. Клюкина. - М.: Детство - Пресс, 2002. - 78с.
22. Князева, О.Л. Занятия в детском саду с использованием наглядного моделирования [Текст]: Книга для воспитателя дет.сада / О.С. Князева. - М.: Просвещение, 1999. - 150 с.
23. Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в современном мире» [Текст]/ С. А. Козлова //Д/в. - 2001. - № 9. - 27 с.
24. Козлова С. А., Дошкольная педагогика [Текст]/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М.: Академия, 2000. - 336 с.
25. Кукушин, B.C. Педагогические технологии [Текст]: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / В.С. Кукушин. - Изд-й центр «Март», 2002. - 320 с.
26. Кучерова, Е. В. Проблемы развития самосознания в дошкольном возрасте [Текст] / Е. В. Кучерова // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 2017. - 117 с.
27. Лекции по дошкольной педагогике [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. пед учеб. заведений / Сост. М. И. Васильева, В. Я. Матюхина. Абакан: ООО «Диалог Сибирь - Абакан», 2007. - 219 с.
28. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] /М.И. Лисина. СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
29. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно - метод.пособие / Е.А. Лобанова. - М.: Изд - во Николаев, 2005. - 205 с.
30. Логинова, В. И. Детство [Текст]: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И, Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. Издательство: Детство-Пресс, 2010. - 224 с.
31. Логинова, В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / В.И. Логинова - Л.: Просвещение,1990. - 97с.
32. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1985. - 223 с.
33. Михайлова, 3. А. Теории и технологии математического развития школьного возраста [Текст]: учебное пособие - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2008. - 184 с.
34. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада [Текст] /Михайлова З.А. - 2 изд. - М.: Просвещение. 1990. -160 с.
35. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для студ. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001. - 608 с.
36. Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет [Текст] / Н. И. Непомнящая. М.:Педагогика,2012. - 160 с.
37. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] /Никитин Б.П. - 3-е изд. доп. - М.: - Просвещение, 1991-160 с.
38. Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» [Электронный ресурс]/ О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько - URL : http://www.firo.ru/?page_id=11684 (дата обращения: 19.09.2018).
39. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» [Текст] / Под ред. Булычевой А.И. - М: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИ-ТИЕ», 2016. - 173 с.
40. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» [Текст]: Сб. материалов в 3-х ч. Ч. 1. Образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Р.Н. Бунеева. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Баласс, 2016. - 528 с.
41. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник для бака-лавров / Л. Ф. Обухова. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 460 с.
42. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебник для студ. проф. учеб. заведений / А.П. Панфилова. - Изд-й центр «Академия», 2006. - 368 с.
43. Петрова, В.Ф. Методика математического образования детей до-школьного возраста [Текст]: учебное пособие/ Казанский федеральный уни-верситет. - Казань, 2013. - 203 с.
44. Подъяков, Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: Кн. для воспитателя дет.сада/ Н.Н. Подъяков, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 202 с.
45. Пралеска [Текст] :программа дошкольного образования /Е.А.Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсев, 2007.- 320 с.
46. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) [Электронный ресурс]. - URL :http://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 10.06.2018).
47. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» [Текст] / Е.А. Хилтунен; [О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен]. — М.: Издательство «Национальное образование», 2014. - 186 с.
48. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» [Текст] /Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. - 383 с.
49. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» [Текст] /Е.А. Хилтунен; [О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен]. — М.: Издательство «Национальное образование», 2014. - 186 с.
50. Работаем по программе «Пралеска» [Текст]: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - 305 с.
51. Реан А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / А.Реан. Издательство: АСТ. 2015. - 656 с.
52. Репина, Г.А. Математическое развитие дошкольников Современные направления [Текст] / Г.А. Репина. М.: ТЦ Сфера, 2008.-128с.
53. Репина, Г.А. Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками [Текст] /Г.А.Репина. М.: Детство-Пресс, 2011. - 112с.
54. Рождественская, Н.А. Психология: Учеб.для студ. пед. учеб. заведений [Текст] / Н.А. Рождественская. - М.: Просвещение, 1995. - 100 с.
55. Ролевое моделирование [Электронный ресурс]: содержание ролевого моделирования в образовании / Электронные текстовые данные: - - URL: http://www.rpg.ru/rpg/24519 (дата обращения: 20.09.2017).
56. Скрябикова, Т. А. Использование технологий математического моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Т.А. Скрябикова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 3466-3470. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/54957.htm (дата обращения: 30.01.2018).
57. Смоленцева, А.А. Математика до школы [Текст] / А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт. - М.: «Детство-пресс», 2003. - 189 с.
58. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: Кн. для воспитателя дет.сада / А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1988. - 300 с.
59. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]: учеб.для вузов / Н.Ф. Талызина. - М.: изд-й центр «Академия», 2001 - 288 с.
60. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей: Кн. для воспитателя дет.сада [Текст] / А.П. Усова. Под ред. А.В. Запорожца-просвещение, 1976. -
96с.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]. - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70512244/paragraph/1: 1 (дата обращения:
19.09.2018).
62. Фельдштейн, Д. И. Примерная основная образовательная программа [Текст] / Д.И. Фельдштейн. В 2-х книгах. ФГОС. Серия: Образовательная система "Школа 2100". Программы. Издательство: Баласс, 2011. - 624 с.
63. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб.для вузов / И.Ф. Харламов.- Мн.: Изд-во Университетское, 2002. - 560 с.
64. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития до-школьников [Текст] /Е.И. Щербакова. Учебное пособие. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 392 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ