Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПУТЁМ ВОСПРИЯТИЯ СКАЗКИ

Работа №67685

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы54
Год сдачи2016
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
368
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 8
1.1. Формирование фонематических процессов у детей в онтогенезе 8
1.2. Состояние коррекционно-педагогической работы по формированию
фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 14
1.3.Особенности использования сказки как средства коррекционно-педагогической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 24
ГЛАВА II Организация коррекционно-педагогической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР путём восприятия сказки 30
2.1. Исследование нарушения фонематических процессов у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР 30
2.2. Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
путём восприятия сказки 38
2.3. Анализ результатов коррекционно-педагогической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 53


В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Наличие пробелов в развитии фонетико-фонематической и лексико¬грамматической стороны речи, определяет низкий уровень усвоения учебного материала. Возникающие нарушения в ходе формирования фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи приводят в младшем школьном возрасте к нарушениям чтения и письма. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей преодоления нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, как необходимой ступени к овладению грамотой.
На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги: Н. И.Жинкин, П. X. Швачкин, Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. Особую значимость приобретает данная проблема в логопедии. Изучением причин, форм нарушения речи и ее коррекции занимались Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Т.Б. Флерина и многие другие. Ими уделялось большое значение своеобразию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи. Несмотря на то, что разработкой методических рекомендаций по данному направлению занимались Г. А. Каше,
Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичеваи Г. В. Чиркина и другие, вопрос рациональной и наиболее эффективной организации процесса преодоления нарушений фонематических процессов остается актуальным.
Дети с нарушениями в развитии фонематических процессов, поступающие в школу, плохо справляются со звуковым анализом слов, имеют затруднения при овладении чтением и допускают грубые ошибки на письме, что является причиной их неуспеваемости. Дети с общим недоразвитием речи из-за недостаточного развития фонематических процессов, входят в группу риска по дислексии и дисграфии. При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и помощь родителей, педагогов и логопеда. Все недостатки фонематических процессов важно устранить еще в дошкольном возрасте, так как они могут перейти в стойкий сложный для корректировки дефект, такой как дисграфия и дислексия. Кроме того, важно помнить, что в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива для исправления.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы - важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для успешного усвоения учебного материала в последующем (24).
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи. У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя (19).
Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. Это создает трудности при овладении детьми грамотой. А несформированность фонетико-фонематической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи, взаимообусловленность речевых и неречевых процессов, особенности структуры и механизмов фонематических нарушений определяют основные направления коррекционного воздействия (3).
Изучение содержания и организации коррекционно-педагогической работы по развитию фонематических процессов детей дошкольного возраста с ОНР имеет большое значение для подготовки этих детей к обучению в школе, успешного освоения грамоты и чтения. А нестандартные методы работы над развитием фонематических процессов, выбранные в качестве одного из вариантов помощи дошкольникам с ОНР, будут освещены в данной работе. В связи с этим была выбрана тема исследования «Коррекционно-педагогическая работа по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР путём восприятия сказки».
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Исходя из проблемы сформулирована цель научного исследования: разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР путём восприятия сказки.
Объект исследования: процесс формирования фонематических
процессов старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: коррекционно-педагогическая работа по
формированию фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР путём восприятия сказки.
Гипотеза научного исследования основана на том, что формирование фонематических процессов у дошкольников с ОНР путём восприятия сказки будет проходить успешно, если созданы и реализованы следующие условия:
- развитие всех компонентов фонематических процессов;
- взаимодействие логопеда и воспитателей группы.
Исходя из гипотезы, были сформулированы задачи научного исследования:
1. Выявить особенности формирования фонематических процессов у детей в онтогенезе.
2. На основе анализа литературных источников изучить коррекционно¬педагогическую работу по формированию фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. На основе анализа специальной литературы выявить особенности использования сказки как средства коррекционно-педагогической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
4. Разработать и выявить эффективность коррекционно-педагогической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР путём восприятия сказки.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы, программ, документов по теме исследования.
2. Качественный и количественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования Г.Г. Голубевой о коррекции фонетической стороны речи детей, концепции Л.С. Волковой о детях с различными нарушениями речи, положение А.И. Максакова об особенности речи детей, методические рекомендации М.Ф. Фомичевой о детях с фонетико-фонематическими нарушениями речи, концепции Е.А. Стребелевой об особенностях детей с различными нарушениями, концепция Л.Ф. Спировой о фонетико-фонематическом недоразвитии речи. Вопросами изучения развития фонематического восприятия занимались Р.Е. Левина, Н.Х. Швачнин, Р.М. Боскис, А.Н. Гвоздев, Н.И. Красногорский, Д.Б. Эльконин и др. Изучением общего недоразвития речи занимались Н.А. Никашина, Г.А. Каше, А.В. Ястребова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.Н. Сазонова и другие. Ими уделялось большое значение своеобразию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи.
База исследования: МБДОУ д/с комбинированного вида №85 «Красная Шапочка» г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе анализа литературных источников выявили особенности формирования фонематических процессов у детей в онтогенезе. Формирование фонематических процессов у детей проходит несколько стадий от полного отсутствия дифференциации звуков окружающей речи, до стадии завершения процесса фонематического развития (ребенок слышит и говорит правильно). Овладение звуковой речью, происходит на основе акустического различения фонем и установления тех фонематических отношений, которые формируются в процессе овладения речью.
На основе анализа литературных источников изучили коррекционно-педагогическую работу по формированию фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Определили этапы формирования фонематических процессов:
1. Фонематическое восприятие
2. Фонематические представления на базе фонематического восприятия
3. Фонематический анализ
4. Фонематические представления на базе анализа
5. Фонематический синтез
6. Фонематические представления на базе синтеза
На основе анализа специальной литературы выявили особенности использования сказки как средства коррекционно-педагогической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Сказка позволяет познакомить детей со звуками, формировать понятие «звук»; развивать слуховое внимание; развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.
Во второй главе был проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида №85 «Красная шапочка» г. Белгорода. Было обследовано 14 детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет. Изучение основывалось на методике исследования восприятия устной речи Т.А. Фотековой, И.Д. Коненковой, Л.Ф. Спировой.
Результаты обследования показали, что у детей с ОНР низкий уровень развития фонематических процессов. Это проявляется в
недифференцированности фонематического восприятия, неточности фонематических представлений, а также в несформированности процессов фонематического анализа и синтеза.
Основываясь на полученных результатах разработали содержание коррекционно-педагогической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР путём восприятия сказки, которая проходила в несколько этапов:
1 этап - развитие фонематического слуха;
2 этап - развитие фонематического восприятия;
3 этап - развитие фонематического анализа и синтеза.
На каждом этапе после прочтения или «путешествия по сказке» детям предлагались задания по развитию фонематических процессов. Задания постепенно усложнялись.
Для выявления эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР путем восприятия сказки был проведен контрольный эксперимент, который показал, что дети с общим недоразвитием речи, входящие в экспериментальную группу, приблизились по уровню развития фонематических процессов к показателям нормально развивающихся сверстников.
Задачи, поставленные в работе, были решены.



1. Архипова Е.С. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 345с.
2. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977. - 176с.
3. Вачков И.В., Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М., 2001. - 143с.
4. Волкова Л. С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. - 480с.
5. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - М.: Акцидент, 1995. - 64с.
6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2004. - 168с.
7. Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1994.
8. Запорожец А.В., Неверович Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. - М., 1986. - 173с.
9. Касьянова А.В., Васильева Н.Н., Головина Е.Б. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста//Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - с. 65-67.
10. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. - М.: Изд. ГНОМ и Д, - 2009. - 80с.
11. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Развитие фонематического анализа и синтеза. - М.: Владос, 2004. - с.112-129
12. Левченко И.Ю., Ткачева В.В., Юсупова Г.Х., Бутко Г.А. Патопсихология. Теория и практика. - М., 2013. - 224с.
13. Литературный энциклопедический словарь. - М., 1988.
14. Нартова-Бочавер С.К. Хрестоматия. Сказки народов мира. - М., 1996.
15. Ожегов С.И., Словарь русского языка. - М., 1986. - 928с.
16. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Левиной Р.Е. - М.: Просвещение, 1968. - 367с.
17. Словарь русского языка. Под ред. Евгеньевой А.П., - М., 1988. Т. IV
18. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М.: Учпедгиз, - 1954.
19. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
20. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Рекомендации к обследованию лексико-грамматических компонентов языка у дошкольников // Логопедия сегодня. - 2011. - №1 (31). с. 48-51
21. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999. с. 137-250
22. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М., 2006. - 96с.
23. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. Известия АНН РСФСР, вып.13. 1948. - с.101-133.
24. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа
слов у детей дошкольного возраста. Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. - М., 1957. - с.107-110.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ