ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ 6
1.1. Экономическая сущность понятий банковского продукта и услуги .. 6
1.2. Характеристика методов и форм продвижения банковских
продуктов и услуг 12
1.3. Проблемы, возникающие при реализации банковских продуктов и
услуг 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ПРОДВИЖЕНИЯ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ ПАО СБЕРБАНК 22
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО Сбербанк 22
2.2. Анализ основных показателей деятельности ПАО Сбербанк 27
2.3. Оценка методов продвижения банковских продуктов и услуг ПАО
Сбербанк 31
2.4. Совершенствование методов продвижения и стимулирование
продаж банковских продуктов и услуг ПАО Сбербанк 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Актуальность темы связана с продвижение банками своих продуктов и услуг.В сложившейся экономической ситуации требуется смена инструментов продвижения, которые позволят обеспечить выгоду для клиента и долгосрочное сотрудничество клиента с банком. На современном этапе на продвижение банковских продуктов и услуг влияет репутация банка.
Уровень конкуренции на банковском рынке высокий. Это подталкивает российские кредитные организации постоянно совершенствовать классические и создавать новые банковские продукты, услуги и технологии.
В текущих экономических условиях позиции банков во многом определяются успешностью продвижения своих услуг и правильностью понимания потребностей своих клиентов.
Изучению данного вопроса посвящена учебная экономическая литература, научные исследования отечественных и зарубежных ученых в области банковской деятельности, учебная и прочие актуальные источники информации, такие, как О.И. Лаврушин, Е.Г.Шатковская, А.Г. Грязнова, Г. Н. Белоглазова, И. А. Кузнецова, О.Н. Шестак и другие.
Степень разработанности темы. Не смотря на изучение проблемы многими авторами разработка теоретических и методологических положений в сфере продвижения банковских продуктов и услуг является относительно новым направлением для российской науки и требует дальнейшего исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать особенности современных методов продвижения банковских продуктов и услуг и оценить эффективность их применения на примере ПАО Сбербанк.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность понятий банковского продукта и услуги;
дать характеристику методам и формам продвижения банковских
продуктов и услуг;
- выявить проблемы, возникающие при реализации банковских продуктов и услуг;
- исследовать организационно-экономическую характеристику ПАО Сбербанк;
- провести анализ основных показателей деятельности ПАО Сбербанк;
- совершить оценку методов продвижения банковских продуктов и услуг ПАО Сбербанк;
- предложить пути совершенствования методов продвижения и стимулирования продаж банковских продуктов и услуг ПАО Сбербанк.
Предметом исследования являются теоретические основы и практические обоснования современных методов продвижения банковских продуктов и услуг.
Объектом исследования выступают банковские продукты и услуги коммерческого банка.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили: учебная литература, финансовая отчетность, бухгалтерский баланс, нормативно¬правовые документы.
Информационной базой послужили: внутренние материалы ПАО Сбербанк, данные статистической отчетности за анализируемый период, материалы официальных сайтов, а также ежегодно публикуемые в открытой печати годовые балансыкоммерческого банка.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные выводы и методические положения могут быть использованы при оценке влияния методов продвижения банковских продуктов и услуг на работу коммерческого банка, а также пути по совершенствованию методов продвижения банковских продуктов и услуг способны повысить эффективность деятельности кредитной организации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка литературы и приложений.
В введении обосновывается актуальность темы, сформированные цели и соответствующие ей задачи, указаны объект и предмет исследования, отражены теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические основы рынка банковских продуктов и услуг в банковской сфере» отражена экономическая сущность понятий банковского продукта и услуги, характеристика методов и форм продвижения банковских продуктов и услуг, а так же проблемы, возникающие при реализации банковских продуктов и услуг.
Во второй главе «Анализ методов продвижения банковских продуктов и услуг ПАО Сбербанк» расмотрена организационно-экономическая характеристика ПАО Сбербанк, проанализированы основные показатели деятельности ПАО Сбербанк, дана оценка методам продвижения банковских продуктов и услуг ПАО Сбербанк, предложены пути совершенствования методов продвижения и стимулирования продаж банковских продуктов и услуг ПАО Сбербанк
В заключении обобщены, сформированы выводы по предложения и результатам выполненного исследования.
В результате исследования были проанализированны и сформулированны соответствующие выводы:
1. Изучена экономическая сущность понятий банковского продукта и услуги. Продукты и услуги коммерческого банка, в первую очередь, направлены на удовлетворения потребности клиента и способствуют получению прибыли. Существует множество видов банковских продуктов и услуг. Так, например, банковский процент по депозитам есть банковский продукт, а его постоянная выплата представляет собой банковские услуги. В обоих случаях они направлены на удовлетворение потребностей клиента и получение дохода коммерческого банка.
2. Дана характеристика методам и формам продвижения банковских продуктов и услуг. В современной практике существует множество методов применяемых для продвижения банковских продуктов и услуг, таких как личная продажа, стимулирование сбыта, реклама и др. Они направлены на эффективную работу банковской деятельности и прибыльность в этой сфере.
3. Выявлены проблемы, возникающие при реализации банковских продуктов и услуг. Основными являются - недостаток качественной рекламы. Являясь центральным инструментом активных продаж должна содержать в себе всю полноту о преимуществах банковского продукта и банковской услуги; отсутствие рекламы личных потребностей; низкая квалификация менеджером и другие, на которые следует обратить внимание, для эффективного продвижения своего продукта, и в результате чего, получения прибыли.
4. Исследована организационно-экономическая характеристика ПАО Сбербанк. ПАО Сбербанк - это универсальный коммерческий банк, который предлагает своим клиентам широкий спектр качественных банковских услуг. Ориентируясь на многообразие клиентской базы, Сбербанк осуществляет любые виды кредитования предприятий и организаций всех отраслей экономики, населения и органов государственной власти, эффективно размещая привлеченные средства населения и юридических лиц в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров.
5. Проведен анализ основных показателей деятельности ПАО Сбербанк. Банку удалось продемонстрировать достаточно высокие финансовые результаты. Сбербанк стремиться сделать обслуживание максимально эффективным и для этого создает новые продукты и предоставляет новые услуги своим клиентам, совершенствуется система обслуживания. На протяжении исследуемого периода ПАО Сбербанка стабильно выполнял все обязательные нормативы, установленные Центральным банком России, что служит подтверждением устойчивой позиции Банка, своевременном исполнении Банком своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами и об инвестиционном потенциале Банка.
6. Совершена оценка методов продвижения банковских продуктов и услуг. В процессе исследования и оценки методов продвижении продуктов и услуг ПАО Сбербанк выявлены следующие преимущества Банка:
- ПАО Сбербанк занимает лидирующие позиции на мировом рынке;
- самые главные и выгодные предложения формируются за счет предоставления ипотечного кредита;
- реклама служит активным инструментом для привлечения новой клиентской базы;
- проводятся различные мероприятия, с целью повышения привлекательности;
- качественно обслуживает своих клиентов и вносит высокий вклад для развития сотрудников банка.
- предложены пути совершенствования методов продвижения и стимулирование продаж банковских продуктов и услуг:
- проводить дополнительные акции и мероприятия, в целях стимулирования продаж;
- усилить распространение рекламной информации;
- предоставлять подарки и сувениры, не только при проведении каких либо конференций;
- обратить внимание на систему дистанционного обслуживания и усовершенствовать ее.
7. Предложены пути совершенствования методов продвижения и стимулирования продаж банковских продуктов и услуг ПАО Сбербанк. Отмечены следующие стимулирующие мероприятия:
- проведение акций для клиентов, в которых они получат скидку, не только за длительное время сотрудничества или за пользование несколькими видами услуг, а также и для новых клиентов;
- увеличить общественный круг людей для получения рекламных подарков и сувениров, т.к в основном их получают в результате посещения каких либо мероприятий, например конференций или презентаций.
- предоставить возможность клиентам пользоваться услугой в течение какого-либо времени бесплатно или на льготных условиях;
- выдача неких бонусов за пользование банковскими услугами, например, при своевременной оплате кредита на ипотеку, для добросовестных и пунктуальных в оплате клиентов пониженижать ставку с каждым последующим годом на 0,3%.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] //
Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф». Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/popular/cons/, свободный.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 30 ноября 1994N 51-ФЗ в ред. от 6 апреля 2015 г. Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/popular/gkrf1/, свободный.
3. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]:- Режим доступа: http//www.consultant.ru;
4. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 395-1 в ред. от 20 апреля 2015 г. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/bank/, свободный.
5. Инструкция Банка России «Об обязательных нормативах банков»
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2012 N 26104) от 03.12.2012 N 139-И (ред. от 18.06.2017) [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http//www.consultant.ru
6. Абрамова, М.А. Финансы, денежное обращение [Текст]: учебное пособие / М.А. Абрамова / М.: Институт международного права и экономики, 2014. - 389 с.
7. Агеева, Н.А. Деньги, кредит, банки [Текст]: учеб. пособие/ Н.А. Агеева. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. - 155 с.
8. Агеева, Н.А. Основы банковского дела [Текст]: учеб. пособие/ Н.А. Агеева. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 274 с.
9. Афанасьева, О.Г. Анализ деятельности коммерческого банка [Электронный ресурс]: методические указания к выполнению курсовой работы по
дисциплине / О.Г. Афанасьева. - Чебоксары: ФГБОУ ВПО ЧГСХА, 2013. - 22 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com/
10. Банки [Текст]: учебное пособие / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов / М: БГЭУ, 2014. - 527 с.
11. Белоглазова, Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка [Текст]: Учебник для бакалавров / Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. - М.: Юрайт, 2014. - 652 с.
12. Белотелова, Н.П. Деньги. Кредит. Банки [Текст]: учеб. пособие/ Н.П. Белотелова, Ж.С. Белотелова. -М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 400с.
13. Бернадская, Ю.С. Текст в рекламе [Электронный ресурс] / : учеб. пособие / Ю.С. Бернадская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 288 с.
14. Брагин, Л.А. Организация розничной торговли в сети Интернет: [Текст]: учеб. пособие/ Л.А. Брагин, Т.В. Панкина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 120 с.
15. Вешкин, Ю.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка[Текст]: учеб. пособие/ Ю.Г. Вешкин, Г.Л. Авагян. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с.
16. Врублевская, О.В. Финансы. Учебник для вузов [Текст]: учеб. пособие/ О.В. Врублевская. -М: Юрайт: Серия - Основы наук, 2013. - 598 с.
17. Грахова, Е.А Маркетинг банковских услуг на примере ПАО Сбербанк [Текст] / Проблемы управления рыночной экономикой. - 2014. - С. 24-27.
18. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория [Текст] : учебник / Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова, В.В. Амосова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2013. - 734 с.
19. Гурановчи, Т.Г. Банки и банковское дело [Текст]: учеб. пособие/ Т.Г. Гурнович, И.Ю. Скляров, Ю.М. Склярова и др.; под общ. ред. Ю.М. Скляровой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ставрополь, 2013. - 128 с.
20. Дмитриева, Л.М. Основы рекламы [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов; под ред. Л.М. Дмитриевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 351 с.
21. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - М.: Дело и Сервис, 2014. - 384 с.
22. Жарковская, Е.П. Финансовый анализ деятельности коммерческого банка. Анализ и оценка деятельности коммерческого банка [Текст]: учеб. пособие/ Е.П. Жарковская, М.: Омега-Л, 2013. - 69 с.
23. Жуков, Е.Ф. Банковский менеджмент [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Е.Ф. Жуков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 255 с.
24. Звонова, Е.А. Деньги, кредит, банки: [Текст]: Учебник / Е.А.
Звонова,М.Ю. Богачева, А.И. Болвачев; Под ред. Е.А. Звоновой. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 592 с.
25. Калинин, Н.В. Деньги. Кредит. Банки [Электронный ресурс] / Учебник для бакалавров / Н.В. Калинин, Л.В. Матраева, В.Н. Денисов. - М.: торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 304 с.
26. Каравонский, А.П. Денежная политика [Текст]: учебное пособие / А.П. Каравонский, 2013. - №12. - C. 17 - 22.
27. Коробова, Ю.И. Банковские операции [Текст]: учеб. пособие / Г.Г. Коробова, Е.А. Нестеренко, Р.А. Карпова; Под ред. Ю.И. Коробова - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.
28. Коротков, П.А Банковское дело [Текст]: учебное пособие / П.А. Коротков / Раздел: анализ и прогноз; Аналитика, 2013. - № 10. - C.15 - 16.
29. Кузнецова, И.А. Тенденции развития российского рынка банковских услуг и продуктов в современных условиях [Текст] / И.А. Кузнецова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Экономика. - 2015. - № 6. - С. 15-19.
30. Лаврушин, О.И. Деньги. Кредит. Банки (для бакалавров) [Текст]: учебное пособие / О.И. Лаврушин / М.: КноРус, 2014. - 448 с.
31. Латус, Е.Б. Цели, понятие и виды банковского регулирования /Банковское право [Текст]: учебное пособие / Е.Б. Латус, 2015. - №4. - C. 16 - 19.
32. Лихнович, М.О. Современное состояние рынка банковских услуг в России [Текст] / М.О Лихнович // Международный научно-исследовательский журнал. Экономика. - 2013. - № 6. - С. 46-47.
33. Лобачева, Е.Н. Учебник для бакалавров [Текст] : учеб. пособие / Е.Н. Лобачевой. - 3-е изд., стер. - М. : Издательство ЮРАЙТ, 2014. - 516 с.
34. Маркова, О.М. Операции сберегательных банков [Текст]: учеб.
пособие / О.М. Маркова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
35. Мерцалова, А.И. Учет и операционная деятельность в кредитных организациях [Текст]: учеб. пособие/ А.И. Мерцалова, А.Л. Лазаренко. - М.: ИД ФОРУМ: Инфра-М, 2013. - 416 с.
36. Министерство финансов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.minfin.ru/
37. Моисеев, С.Р Денежная политика: теория и практика [Текст]: учебное пособие / С.Р. Моисеев / М: ЭкономистЪ, 2015. - 652 с.
38. Московкина, Л.А., Поляков, В.П. Основы денежного обращения [Текст]: учебное пособие / Л.А. Москвина, В.П. Поляков / М.: ИНФРА-М, 2016.
39. Наумов, В.Н. Маркетинг [Текст]: Учебник / В.Н. Наумов - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
40. Официальный сайт ПАО Сбербанк [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.sbrf.ru/
41. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/
42. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/
43. Перова, Г.И. Современные технологии обслуживания клиентов в банковской сфере [Текст] / Г.И. Перова // Среднерусский вестник общественных наук. Экономика. - 2014. - № 2. - С. 182-184.
44. Печникова, А.В. Банковские операции [Текст]: Учебник / А.В. Печникова, О.М. Маркова, Е.Б. Стародубцева. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 336 с.
45. Плотникова, М.В. Качество банковских кредитных услуг: аспекты теоретического анализа [Текст] / М.В. Лихнович // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2014. - № 1. - С. 91-94.
46. Романовский, М.В. Финансы и кредит [Текст]: учеб. пособие/ М.В, Романовский, Г.Н. Белоглазова. -М.: Юрайт, 2014. - 332 с.
47. Семенюта, О.Г. Основы банковской деятельности в Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / О.Г. Семенюта / Ростов-на-Дону: Феникс,
2013.
48. Синяева, И.М. Маркетинг услуг [Текст]: Учебник / И. М. Синяева, О.Н. Романенкова, В.В. Синяев; под ред. д. э. н., проф. Л.П. Дашкова. - М.:«Дашков и К°», 2014. - 252 с.
49. Суглобов, А.Е. Маркетинговые коммуникации в сфере услуг: специфика применения [Текст] : Учебник / А.В. Христофоров; под ред. А.Е. Суглобов - М.: ИНФРА-М, 2017.- С. - 159 с.
50. Тагирбеков, К.Р. Основы банковской деятельности [Текст]: учебник для вузов / К.Р. Тагирбеков / М.: Эксмо, 2014.
51. Тарасов, В.И. Деньги. Кредит. Банки [Текст]: учебное пособие / В.И. Тарасов / М: Мисанта, 2014. - 512 с.
52. Чараева, М.В. Финансовый менеджмент[Текст]: учеб. пособие/ М.В, Чараева. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 176 с.
53. Черкашнев, Р.Ю. Использование современных информационных технологий в дистанционном обслуживании клиентов коммерческого банка [Текст] / Р.Ю. Черкашнев // Социально-экономические явления и процессы. -
2014. - том 9 - № 10. - С. 134-136.
54. Шальнова, О.А. Стимулирование продаж: принципы, методы, оценка [Текст]: Учебное пособие / О.А. Шальнова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 107 с.
55. Шатковская, Е.Г. Анализ рынка банковских продуктов и услуг на современном этапе развития экономики [Текст] / Е.Г. Шатковская // Рынок банковских услуг. - 2013. №3. - С. - 15-16.
56. Шестак, О.Н. Розничный бизнес банка [Текст] : учеб. пособие / О.Н. Шестак, Л.П. Левченко. - Минск: Высшая школа, 2014. - 143 с.