Актуальные тенденции развития современной региональной молодежной прессы России
|
Введение 3
Глава 1. Специфика молодежной прессы как типологического сегмента системы СМИ 6
1.1. Функциональные особенности молодежной периодики 6
1.2. Характеристика видов молодежной прессы 12
1.2.1. Детская и юношеская пресса 12
1.2.2. Студенческая пресса 14
1.2.3. Специализированная молодежная пресса 18
1.2.4. Гендерная периодика для молодежи 19
1.2.5. Развлекательные печатные СМИ для молодежи 21
1.3. Территориальный аспект типологизации периодических изданий
России 23
1.3.1. Обзор специфики федеральных изданий 23
1.3.2. Обзор специфики локальных изданий 26
Выводы к главе 30
Глава 2. Функциональная и содержательно-стилистическая специфика современных региональных СМИ для молодежи 31
2.1. Особенности общероссийских молодежных изданий на современном этапе 31
2.2. Функциональное и содержательно-стилистическое своеобразие локальных
молодежных изданий 38
2.3. Трансформация подсистемы молодежных СМИ Белгородской области в
настоящее время 43
2.3.1. Краткий исторический обзор развития белгородской молодежной
прессы 43
2.3.2. Журнал «ОнОнас» как новый тип молодежного издания в Белгородском
медиапространстве 47
Выводы к главе 52
Заключение 54
Список источников 56
Библиографический список использованной литературы 60
Глава 1. Специфика молодежной прессы как типологического сегмента системы СМИ 6
1.1. Функциональные особенности молодежной периодики 6
1.2. Характеристика видов молодежной прессы 12
1.2.1. Детская и юношеская пресса 12
1.2.2. Студенческая пресса 14
1.2.3. Специализированная молодежная пресса 18
1.2.4. Гендерная периодика для молодежи 19
1.2.5. Развлекательные печатные СМИ для молодежи 21
1.3. Территориальный аспект типологизации периодических изданий
России 23
1.3.1. Обзор специфики федеральных изданий 23
1.3.2. Обзор специфики локальных изданий 26
Выводы к главе 30
Глава 2. Функциональная и содержательно-стилистическая специфика современных региональных СМИ для молодежи 31
2.1. Особенности общероссийских молодежных изданий на современном этапе 31
2.2. Функциональное и содержательно-стилистическое своеобразие локальных
молодежных изданий 38
2.3. Трансформация подсистемы молодежных СМИ Белгородской области в
настоящее время 43
2.3.1. Краткий исторический обзор развития белгородской молодежной
прессы 43
2.3.2. Журнал «ОнОнас» как новый тип молодежного издания в Белгородском
медиапространстве 47
Выводы к главе 52
Заключение 54
Список источников 56
Библиографический список использованной литературы 60
Коренные социальные и технологические преобразования, затронувшие все сферы общественной жизни и коммуникации, естественным образом стимулировали перестройку и развитие системы отечественных СМИ. Это развитие обусловлено, наряду с другими, и такими значимыми факторами, как усиление роли субъектов (регионов) в жизни страны, необходимостью их социально-экономического и культурного самоопределения, а также изменением запросов аудитории, сменой ее ценностной парадигмы. В стратегии российских медиа гораздо большую роль стала играть молодежная аудитория, что привело к появлению новых структурно-типологических элементов в общей системе СМИ. Как указывает теоретик журналистики Р.П. Овсепян, дифференциация периодической печати по возрастным группам оправдывает себя: читатель, выбирая издание, подходящее для своего возраста, получает актуальный для него опыт, обретает необходимые ориентиры в жизни, сталкивается со схожими проблемами сверстников, совершает многоканальную коммуникацию и проходит определенные процессы социализации [Овсепян, 35]. Процесс становления отечественных молодежных СМИ в настоящее время не завершен, но, тем не менее, сегодня уже можно говорить о подсистеме региональных молодежных медиа, решающих целый ряд задач. Значимость этого сегмента на рынке СМИ очевидна, она включает в себя как социально-культурную, так и коммерческую составляющие и требует комплексного исследования.
Масштабных, интегративных исследований, опирающихся на значительный массив эмпирических материалов, пока не существует, хотя элементы этой подсистемы, - отдельные издания - находятся в поле внимания ученых. Очевидно, что один из путей изучения этого сегмента отечественных медиа состоит в описании типичных особенностей и индивидуальных особенностей региональных молодёжных СМИ, что и определяет актуальность данной работы.
Цель работы: охарактеризовать основные черты региональных молодежных изданий и выявить тенденции их развития.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• Рассмотреть ключевые теоретические положения в области изучения молодежной региональной периодики;
• определить типологические особенности региональной прессы;
• провести мониторинг региональных молодежных газет, журналов и электронных ресурсов и выявить наиболее типичные и яркие издания;
• сопоставить федеральные и региональные молодежные СМИ с целью выявления тенденций развития региональных молодежных СМИ;
• выявить актуальные типологические характеристики современной молодежной прессы;
• рассмотреть в контексте поставленных задач особенности белгородского молодежного журнала «ОнОнас».
Объект исследования: региональные печатные издания для молодежи.
Предмет исследования: актуальные тенденции развития региональной молодежной печатной прессы.
Хронологические рамки исследования определяются периодом активного становления региональной молодежной прессы и охватывают период с 2006 по 2016 гг.
Методологическая база работы. Анализ специфики издания или группы изданий предполагает в качестве базового описательный метод, который позволяет синтезировать, свести воедино разнохарактерные признаки и результаты многоаспектного наблюдения. Именно этот метод, опирающийся на общенаучные методы анализа и синтеза, предоставляет значительные интерпретационные возможности, позволяет дать качественный анализ исследуемого материала и затем, на этой основе, прийти к необходимым системным обобщениям.
Теоретическую базу составили, прежде всего, научные труды отечественных исследователей, посвященные проблемам типологии молодежной прессы (Шкондин М.В., Засурский Я.Н., Акопов А.И.) и территориальному делению периодических изданий (Воронова О.А., Реснянская Л.Л., Овсепян Р.П.).
Источником эмпирического материала стали региональные молодежные СМИ: журнал «ОнОнас» (г. Белгород), газета «Молодежный акцент» (г. Самара), журнал «ЯКОБ» (Ростовская обл.), медиапортал «P.S. - 5 сов» (г. Воронеж), «Вести БелГУ» (газета НИУ «БелГУ»), журнал «Юность Подмосковья» (Московская обл.) и центральные молодежные СМИ: журналы «Ровесник», «Yes», «Студенческий меридиан» и газета «КЕ:Акция». Выбор эмпирической базы обусловлен геолокацией молодежных СМИ (представлены издания областных центров разной удаленности от столицы России), а также непосредственным уровнем качества изданий, рассмотренных на этапе первичного мониторинга.
Структура исследования обусловлена его целью и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка источников и Библиографического списка использованной литературы.
Масштабных, интегративных исследований, опирающихся на значительный массив эмпирических материалов, пока не существует, хотя элементы этой подсистемы, - отдельные издания - находятся в поле внимания ученых. Очевидно, что один из путей изучения этого сегмента отечественных медиа состоит в описании типичных особенностей и индивидуальных особенностей региональных молодёжных СМИ, что и определяет актуальность данной работы.
Цель работы: охарактеризовать основные черты региональных молодежных изданий и выявить тенденции их развития.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• Рассмотреть ключевые теоретические положения в области изучения молодежной региональной периодики;
• определить типологические особенности региональной прессы;
• провести мониторинг региональных молодежных газет, журналов и электронных ресурсов и выявить наиболее типичные и яркие издания;
• сопоставить федеральные и региональные молодежные СМИ с целью выявления тенденций развития региональных молодежных СМИ;
• выявить актуальные типологические характеристики современной молодежной прессы;
• рассмотреть в контексте поставленных задач особенности белгородского молодежного журнала «ОнОнас».
Объект исследования: региональные печатные издания для молодежи.
Предмет исследования: актуальные тенденции развития региональной молодежной печатной прессы.
Хронологические рамки исследования определяются периодом активного становления региональной молодежной прессы и охватывают период с 2006 по 2016 гг.
Методологическая база работы. Анализ специфики издания или группы изданий предполагает в качестве базового описательный метод, который позволяет синтезировать, свести воедино разнохарактерные признаки и результаты многоаспектного наблюдения. Именно этот метод, опирающийся на общенаучные методы анализа и синтеза, предоставляет значительные интерпретационные возможности, позволяет дать качественный анализ исследуемого материала и затем, на этой основе, прийти к необходимым системным обобщениям.
Теоретическую базу составили, прежде всего, научные труды отечественных исследователей, посвященные проблемам типологии молодежной прессы (Шкондин М.В., Засурский Я.Н., Акопов А.И.) и территориальному делению периодических изданий (Воронова О.А., Реснянская Л.Л., Овсепян Р.П.).
Источником эмпирического материала стали региональные молодежные СМИ: журнал «ОнОнас» (г. Белгород), газета «Молодежный акцент» (г. Самара), журнал «ЯКОБ» (Ростовская обл.), медиапортал «P.S. - 5 сов» (г. Воронеж), «Вести БелГУ» (газета НИУ «БелГУ»), журнал «Юность Подмосковья» (Московская обл.) и центральные молодежные СМИ: журналы «Ровесник», «Yes», «Студенческий меридиан» и газета «КЕ:Акция». Выбор эмпирической базы обусловлен геолокацией молодежных СМИ (представлены издания областных центров разной удаленности от столицы России), а также непосредственным уровнем качества изданий, рассмотренных на этапе первичного мониторинга.
Структура исследования обусловлена его целью и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка источников и Библиографического списка использованной литературы.
Исследовав типологические особенности современных молодежных СМИ разных регионов России, а также тенденции развития изданий этой типологической группы за последнее десятилетие, мы пришли к следующим выводам.
Молодежь (от 14 до 30 лет) является активным коммуникативным сообществом и обладает значительным стимулирующим потенциалом для дальнейшего развития региональной молодежной прессы как аудитория для современных СМИ.
Типологизация молодежных региональных выявила существование разнотипных классификаций, которые частично пересекаются друг с другом из- за отсутствия общности исходных оснований, из этого можно сделать вывод, что типология региональных молодежных СМИ в данный период гетерогенна и многоаспектна.
Основными функциями региональных молодежных изданий являются: информирование, развлечение, просвещение и социализация. В соответствии с этим редакции применяют целый ряд различных приемов для привлечения своей целевой аудитории - молодежи.
Молодежная региональная периодика совершенствует дизайн и визуальную составляющую своего контента: чаще всего молодежные издания - это журналы, издаваемые на хорошей бумаге, в полноцветном формате, с качественными фотографиями, инфографикой и концептуальной версткой, примером чего может служить журнал «ОнОнас» (Белгород).
Усилилась социализирующая направленность региональных молодежных СМИ, при этом вектор социализации сменился с пропаганды идеологем советского времени на самореализацию и индивидуальное развитие читателя.
Технологический прогресс потребовал от региональной молодежной периодической печати выхода на качественно новый - интерактивный - уровень коммуникации с аудиторией. Все рассмотренные периодические издания имеют свои электронные версии или сайты, а медиапортал «P.S. - 5 сов» показал обратную сторону тенденции конвергенции - из на основе онлайн-версии периодически в качестве дополнения выпускает и печатную версию.
В настоящее время наблюдается усиление роли субъектов (регионов) в жизни Российской Федерации, и необходимость их социально-экономического и культурного саморазвития, а также изменение запросов аудитории, смена ее ценностных парадигм, и эти факторы способствуют эволюции и трансформации локальных молодежных изданий, расширению их аудитории. Именно региональная периодика увеличивает возрастной спектр своей возрастной аудитории за счет универсализации и расширения тем, примером чего может служить журнал «ОнОнас».
Сама Белгородская область в последнее десятилетие изменила облик своего молодежного медиарынка в сравнении с постсоветскими реалиями: увеличилось количество молодежных издания нового типа, повысилась конкуренция, но при этом нельзя сказать, что региональная пресса для молодежи процветает. Ей необходима государственная финансовая поддержка.
Молодежная аудитория всегда предполагает многоаспектную коммуникацию и, соответственно, разнофункциональные СМИ, обслуживающие потребности этой аудитории. Тенденции развития современной молодежной периодики в регионах на сегодняшний день проявляются в жанрово-тематической, стилистической, технологической и визуальной трансформации, что помогает этим изданиям стать важным просветительским и коммуникативным ресурсом, способствующим социально-культурному развитию региона.
Молодежь (от 14 до 30 лет) является активным коммуникативным сообществом и обладает значительным стимулирующим потенциалом для дальнейшего развития региональной молодежной прессы как аудитория для современных СМИ.
Типологизация молодежных региональных выявила существование разнотипных классификаций, которые частично пересекаются друг с другом из- за отсутствия общности исходных оснований, из этого можно сделать вывод, что типология региональных молодежных СМИ в данный период гетерогенна и многоаспектна.
Основными функциями региональных молодежных изданий являются: информирование, развлечение, просвещение и социализация. В соответствии с этим редакции применяют целый ряд различных приемов для привлечения своей целевой аудитории - молодежи.
Молодежная региональная периодика совершенствует дизайн и визуальную составляющую своего контента: чаще всего молодежные издания - это журналы, издаваемые на хорошей бумаге, в полноцветном формате, с качественными фотографиями, инфографикой и концептуальной версткой, примером чего может служить журнал «ОнОнас» (Белгород).
Усилилась социализирующая направленность региональных молодежных СМИ, при этом вектор социализации сменился с пропаганды идеологем советского времени на самореализацию и индивидуальное развитие читателя.
Технологический прогресс потребовал от региональной молодежной периодической печати выхода на качественно новый - интерактивный - уровень коммуникации с аудиторией. Все рассмотренные периодические издания имеют свои электронные версии или сайты, а медиапортал «P.S. - 5 сов» показал обратную сторону тенденции конвергенции - из на основе онлайн-версии периодически в качестве дополнения выпускает и печатную версию.
В настоящее время наблюдается усиление роли субъектов (регионов) в жизни Российской Федерации, и необходимость их социально-экономического и культурного саморазвития, а также изменение запросов аудитории, смена ее ценностных парадигм, и эти факторы способствуют эволюции и трансформации локальных молодежных изданий, расширению их аудитории. Именно региональная периодика увеличивает возрастной спектр своей возрастной аудитории за счет универсализации и расширения тем, примером чего может служить журнал «ОнОнас».
Сама Белгородская область в последнее десятилетие изменила облик своего молодежного медиарынка в сравнении с постсоветскими реалиями: увеличилось количество молодежных издания нового типа, повысилась конкуренция, но при этом нельзя сказать, что региональная пресса для молодежи процветает. Ей необходима государственная финансовая поддержка.
Молодежная аудитория всегда предполагает многоаспектную коммуникацию и, соответственно, разнофункциональные СМИ, обслуживающие потребности этой аудитории. Тенденции развития современной молодежной периодики в регионах на сегодняшний день проявляются в жанрово-тематической, стилистической, технологической и визуальной трансформации, что помогает этим изданиям стать важным просветительским и коммуникативным ресурсом, способствующим социально-культурному развитию региона.
Подобные работы
- Неологизмы в современной англоязычной молодежной прессе
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Перспективы развития детского туризма в регионах России
(на примере Альметьевского муниципального района РТ)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Роль региональной молодежной политики в развитии профессиональных компетенций студентов
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - МОЛОДАЯ СЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНАЯ ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И КИТАЯ:ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Опыт Испании в формировании экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий
Диссертации (РГБ), мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ ОТНОШЕНИЙ КИТАЯ И РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ): НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



