ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД МАССОВОГО ПРИБЫТИЯ
ГРАЖДАН УКРАИНЫ В 2014-2015 ГГ.: НА ПРИМЕРЕ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ СТАТУСА ВРЕМЕННОГО УБЕЖИЩА ГРАЖДАНАМ УКРАИНЫ 8
1.1. Порядок предоставления статуса временного убежища гражданам
Украины и лицам без гражданства, прибывшим на территорию Российской Федерации: теоретико-правовой аспект 8
1.2. Совместная деятельность федеральных, региональных и
муниципальных органов власти Белгородской области в период массового прибытия граждан Украины 19
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ И РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГРАЖДАН УКРАИНЫ 34
2.1. Размещение граждан Украины в пунктах временного пребывания на
территории Белгородской области 34
2.2. Деятельность УФМС России по Белгородской области по
обеспечении проезда граждан Украины к месту пребывания на территории
Российской Федерации 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
За последнее десятилетие вплоть до 2014 года миграционные процессы в Российской Федерации характеризировались как контролируемые без обострений.
Впервые с массовым прибытием лиц, ищущих убежище, Российская Федерация столкнулась в 1990-х годах, когда впервые после распада СССР на территорию России массово прибывали бывшие соотечественники. Правовая основа с беженцами, лицами, ищущими временное убежище и вынужденными переселенцами на территории Российской Федерации, до 2014 года регламентирована следующими основными документами:
- Конвенцией о статусе беженцев ;
- Конституцией Российской Федерацией ;
- Федеральным законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах» ;
- Федеральным законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4530-1 «О вынужденных переселенцах» .
В основном эти нормативные акты были нацелены на миллионы русских и русскоговорящих граждан, которым пришлось остаться на территории бывших союзных республик после распада СССР и столкнувшихся с ограничением в гражданских и политических правах, сужением сферы употребления русского языка, вытеснение из сферы управления, интеллектуального труда и т.д.
Российская Федерация в период своего становления постоянно дополняла и вносила изменения в Федеральные законы Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Принятые меры, а также спад националистических настроений и постепенная адаптация русских к жизни в новых государствах позволили стабилизировать обстановку на территории России с беженцами и вынужденными переселенцами.
Нестабильная политическая обстановка в конце 2013 года и рост националистических настроений в целом на Украине, явились основными причинами увеличения количества граждан соседнего государства, желающих переждать их на территории России.
Государственный переворот на Украине в феврале 2014 года, сопровождающийся насилием, агрессивными антироссийскими и русофобскими выступлениями, а также последовавший за этим вооруженный конфликт на юго-востоке страны, привели к целому ряду серьезных негативных последствий для её жителей, что повлекло резкое увеличение числа пребывающих в экстренном массовом порядке граждан Украины в Белгородскую область Российской Федерации, и следующих транзитом в другие регионы России.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Российская Федерация к потоку большого количества граждан Украины ищущих убежище на территории Российской Федерации была не готова. Такая ситуация потребовала принятия срочных мер по оказанию всесторонней помощи гражданам Украины, для чего в 2014 году были приняты ряд новых нормативных документов, таких как:
1) Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 года № 690 «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке» .
2) Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014
года № 691 «Об утверждении распределения по субъектам Российской
Федерации граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке» .
3) Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014
года № 692 «О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения» .
4) Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2014 года № 936 «Об оказания содействия гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания на территории Российской Федерации» .
5) Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1502 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения» .
Целью исследования является деятельность ФМС России в 2014 - 2015 годах в период массового пребывания граждан Украины, постоянно проживавших на территории Украины и прибывших на территорию Российской Федерации в поисках убежища, для достижения данной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:
1) провести анализ въезда граждан Украины на территорию Белгородской области;
2) провести исследование региональных правоприменительных актов, направленных на улучшение работы с гражданами Украины, прибывших на территорию России в экстренном, массовом порядке;
3) изучить деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти Белгородской области по размещению и распределению по субъектам Российской Федерации граждан Украины.
Объектом исследования является изучение правоотношений, возникающих при предоставлении в упрощенном порядке статуса временного убежища гражданам Украины. Предметом диссертационного исследования является система правовых и организационных мер, направленных на правовое регулирование работы федеральных, региональных и муниципальных органов власти Белгородской области с гражданами Украины, ищущие временное убежище на территории Российской Федерации.
Методологической основой исследования являются положения федеральных, региональных и муниципальных нормативных актов в сфере миграции, направленных на улучшение работы с гражданами Украины, прибывших на территорию России в экстренном, массовом порядке.
Эмпирическую базу магистерской диссертации дипломной составили опубликованные и размещенные в электронных правовых базах материалы, научная литература, опубликованная в средствах массовой информации.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, которые подразделены на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена исследованию предоставления временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке и совместной деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти Белгородской области в период массового прибытия граждан Украины.
Вторая глава посвящена исследованию деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти Белгородской области по размещению и распределению по субъектам Российской Федерации граждан Украины. Заключение содержит общие выводы по работе и предложения по совершенствованию законодательства.
Проведенный в диссертационном исследовании анализ совместной деятельности в Белгородской области федеральных, региональных и муниципальных органов власти Российской Федерации в период экстренного массового прибытия граждан Украины на территорию России в поисках убежища позволяет прийти к следующим выводам:
1. Несмотря на то, что события развивались стремительно и непрогнозируемо, а количество прибывающих на территорию Российской Федерации граждан Украины в экстренном, массовом порядке в поисках убежища в итоге превысило все прогнозируемые показатели и возможности по приему специализированного органа по работе с иностранными гражданами и лицами без гражданства, ищущими убежище на территории Российской Федерации - Федеральной миграционной службы Российской Федерации, тем не менее, соответствующим государственным и общественным организациям в целом удалось решить проблемы размещения и обустройства на территории России прибывших в экстренном, массовом порядке в поисках убежища граждан Украины.
2. Оперативное решение проблем обустройства граждан Украины было обусловлено, в первую очередь, своевременным реагированием на сложившуюся обстановку Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, региональных и муниципальных органов власти Российской Федерации, оперативным принятием Правительством Российской Федерации нормативных актов, регулирующих создание правового механизма решения создавшейся ситуации.
3. Принятые нормативные акты, как на федеральном, так и на региональном уровне предусматривают не только помощь в размещении и обустройстве на территории Российской Федерации, но и в последующем, если граждане Украины решат остаться на территории Российского государства на постоянное место жительства, предоставление конкретных преференций в процессах адаптации и интеграции в Российское общество.
4. В тоже время необходимо отметить, что принятые нормативные акты относятся к формированию правового механизма решения проблем размещения, обустройства, адаптации и интеграции определенной категории граждан Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в 2014 - 2015 гг. в экстренном, массовом порядке в поисках убежища. Соответствующие изменения в основной нормативный акт по работе с иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими на территорию Российской Федерации в поисках убежища - Федеральный закон Российской Федерации «О беженцах» - не внесены. В тоже время, наработанная в период социального кризиса практика работы с беженцами и лицами, ищущими убежища на территории России во время их массового прибытия в страну, могла бы послужить для разработки и подготовки соответствующих изменений в Российское законодательство, которые закрепили на законодательном уровне механизм работы с данной категорией иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, например, законодательство многих стран мира предусматривают упрощенную процедуру предоставления гуманитарного статуса по принципу «contradictio in contrarium» (доказательство от противного) в случаях массового прибытия беженцев на территорию страны. Принятие соответствующей процедуры упрощенного рассмотрения ходатайств о признании беженцем в случае их массового прибытия на территорию другой страны рекомендовано и Управлением верховного комиссара по делам беженцев ООН.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 года № 690 «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке» могло бы послужить основой для закрепления в Федеральном законе Российской Федерации «О беженцах» упрощенной процедуры предоставления статуса «временное убежище» в случае массового прибытия на территорию Российской Федерации в поисках убежища иностранных граждан и лиц без гражданства в экстренном, массовом порядке.
1. Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 г.: Принята конференцией полномочных представителей 25 июля 1951 г. // Действующее международное право: В 3 тт. Т. 1. - М.: Издат. МНИМП, 1996. - 864 с.
2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о порядке пересечения российско-украинской государственной границы жителями приграничных регионов Российской Федерации и Украины от 29 марта 2012 г.
Нормативные правовые акты федерального уровня
3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9.
4. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О
вынужденных переселенцах» (ред. от 30.12.2015) // Официальный интернет- портал правовой информации http:ZZwww.pravo.gov.ru -30.12.2015.
5. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. №4528-1 «О беженцах» (ред. от 22.12.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http:ZZwww.pravo.gov.ru - 23.12.2014.
6. Федеральный закон от 02 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О
федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» // Собрании законодательства РФ. - 2013г. - № 49 (часть I, II, III, IV, V, VI, VII). - Ст. 6350.
7. Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрании законодательства РФ. -
2013. - № 14. - Ст. 1652.
8. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрании
законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3032.
9. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрании законодательства РФ. - 1999г. - № 42. - Ст. 5005.
10. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. №128-ФЗ «О
государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // Собрании законодательства РФ. - 1998г. - № 31. - Ст. 3806.
11. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. №637
«О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Собрании
законодательства РФ. - 2006. - № 26. - Ст. 2820.
12. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. №746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерации ей политического убежища» // Собрании законодательства РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3601.
13. Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. №1502 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения» // Собрании законодательства РФ. - 2015. -№ 1(часть II). - Ст. 292.
14. Постановления Правительства Российской Федерации от 09 октября 2014 г. №1036 «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации» // Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 42. - Ст. 5745.
15. Постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 936 «Об оказания содействия гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания на территории Российской Федерации» // Собрании законодательства РФ. - 2014. -№ 38. - Ст. 5075.
16. Постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2014 г. №926 «Об отдельных мерах по организации пребывания на территории Российской Федерации граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке» // Собрании законодательства РФ. - 2014г. - № 38. - Ст. 5067.
17. Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 г. №692 «О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения» // Собрании законодательства РФ. - 2014. -№ 30 (часть II). - Ст. 4328.
18. Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 г. №691 «Об утверждении распределения по субъектам Российской Федерации граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке» // Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 30 (часть II). - Ст. 4327.
19. Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля
2014 г. №690 «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке» // Собрании
законодательства РФ. 2014. - N 30 (часть II). - Ст. 4326.
20. Постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 г. №274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» // Собрании законодательства РФ. - 2001. - № 16. - Ст. 1603.
21. Приказ ФМС России от 17 сентября 2014 г. №519 «Об утверждении формы бланка уведомления о субъекте Российской Федерации, выбранном гражданином Украины или лицом без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, для пребывания и оформления правового статуса» // Российская газета. - 2014. - №229.
22. Приказ ФМС России от 04 августа 2014 г. №469 «Об утверждении форм документов, применяемых при предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оказания адресной финансовой помощи гражданам Украины, имеющим статус беженца или получившим временное убежище на территории Российской Федерации и проживающим в жилых помещениях граждан Российской Федерации, в 2014 году» // Российская газета. - 2014. - №185.
23. Приказ Минздрава России от 24 июля 2014 года №398н «Об утверждении временного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в поисках убежища» [Электронный ресурс] // Официальный интернет - портал КонсультантПлюс https:ZZconsultant.ru (дата обращения 25 ноября 2015 г.).
24. Приказ ФМС России от 19 августа 2013 г. № 352 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» // Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
2014. - N 9.
25. Приказ ФМС России от 05 апреля 2011 г. №87 «О свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу» ZZ Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. - N 36.
26. Приказ ФМС России от 25 марта 2011 г. № 81 «Об утверждении форм документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, и Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» // Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. - N 36.
27. Приказ ФМС России от 05 декабря 2007 г. №451 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства» // Российская газета. - 2008. - №58.
28. Постановление Госстандарта России от 31 июля 1995 г. № 413
«Общероссийский классификатор объектов административно¬
территориального деления» [Электронный ресурс] // Официальный интернет - портал КонсультантПлюс https://consultant.ru.
Нормативные правовые акты регионального уровня
29. Постановление Правительства Белгородской области от 22 декабря 2014 г. №480-пп «Об утверждении порядка предоставления и расходования средств из федерального бюджета бюджету Белгородской области иных межбюджетных трансфертов на компенсационные расходы, связанные с оказанием в 2014 году медицинскими организациями медицинской помощи гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, вынужденно покинувшим территорию Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, а также затрат по проведению указанным лицам профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям» [Электронный ресурс] // Официальный интернет - сайт Губернатора и Правительства Белгородской области http://belregion.ru. (дата обращения 22 октября 2015 г.).
30. Постановление Правительства Белгородской области от 22 сентября 2014 г. №356-пп «Об оказании адресной финансовой помощи гражданам Украины, имеющим статус беженца или получившим временное убежище на территории Российской Федерации и проживающим на территории Белгородской области в жилых помещениях граждан Российской Федерации, в 2014 году» [Электронный ресурс]// Официальный интернет - сайт Губернатора и Правительства Белгородской области http://belregion.ru (дата обращения 22 октября 2015 г.).
31. Распоряжением Губернатора Белгородской области от 22 июля 2014 г. №375-р «О введении режима чрезвычайной ситуации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет - портал КонсультантПлюс https://consultant.ru (дата обращения 03.09.2015 г.).
32. Постановление Правительства Белгородской области от 21 июля 2014 г. № 280-пп «Об оказании помощи гражданам Украины, прибывшим в Белгородскую область» [Электронный ресурс] // Официальный интернет - сайт Губернатора и Правительства Белгородской области http://belregion.ru. (дата обращения 22 октября 2015 г.).
Научная и учебная литература
33. Андриченко Л.В. Проблемы систематизации миграционного законодательства // Журнал российского права. 2014. № 12. С. 5 - 15.
34. Антипьев К.А. Украинские беженцы в России: проблемы первичной адаптации (по материалам социологического исследования) // Миграционное право. 2015. № 2. С. 12-16.
35. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др. 5-е изд.М.: Статут, 2014. 1087с.
36. Басангов Д.А. Комментарий к Федеральному закону "О беженцах" (постатейный). М.: Юстицинформ. 2007. 176с.
37. Бекяшев Д.К., Иванов Д.В. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции: монография. М.: Проспект. 2013. 392с.
38. Булатов Р.Б., Андрейцо С.Ю. О проблемах российского
законодательства в сфере правовой защиты вынужденных мигрантов //
Конституционное и муниципальное право. 2016. № 9. С. 35-38.
39. Евтушенко В.И., Дуюн С.И. Об определении общего правового статуса мигранта // Современное право. 2015. № 5. С. 35-39.
40. Зуева А.С., Хабибулин А.Г. Задачи и функции современной российской государственности в сфере миграционной политики // Миграционное право. 2016. № 2. С. 22-26.
41. Красинский В.В. Несовершенство миграционного законодательства и угрозы национальной безопасности Российской Федерации // Современное право. 2013. № 2. С. 25-32.
42. Сазон К.Д. Универсальные международные стандарты в сфере предоставления убежища // Миграционное право. 2014. № 3. С. 5-8.
Интернет-ресурсы
43. http://belg.gks.ru/ - Официальный интернет - сайт Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области (дата последнего обращения 14 августа 2016 г.).
44. https://www.fms.gov.ru - Официальный интернет - сайт Федеральной миграционной службы (дата последнего обращения 16 августа 2015 г.).
45. http://ufms31.ru - Официальный интернет - сайт УФМС России по Белгородской области (дата последнего обращения 11 февраля 2016 г.).