Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Новые слова в русском языке: различные подходы к их характеристике 7
1.2. Основные этапы в изучении индивидуально-авторских новообразований 21
1.3. Специфика употребления авторских новообразований 25
Глава II. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКИХ
НОВООБРАЗОВАНИЙ О. МАНДЕЛЬШТАМА 30
2.1. Об особенностях языка поэтических текстов О. Мандельштама 30
2.2. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИХ НОВООБРАЗОВАНИЙ О. МАНДЕЛЬШТАМА 48
2.2.1. Имена существительные 48
2.2.2. Имена прилагательные 62
2.2.3. ИАН - глаголы 71
2.2.4. Наречия 74
Заключение 77
Используемая литература 81
Изучение индивидуально-авторских новообразований (ИАН) - одна из актуальных задач современной лингвистики. Лексикографическая регистрация ИАН, их словообразовательная и семантическая типология, стилистическое функционирование представляют несомненный интерес для исследователей языка.
Объектом исследования послужили ИАН в творчестве О. Мандельштама.
Предметом настоящего исследования являются структурные и семантические особенности ИАН О. Мандельштама. Языковой материал извлекался из поэтических сборников указанного автора.
Ю.И. Левин выделяет в творчестве О.Э.Мандельштама пять периодов, которые он называет фазами: 1-я фаза (1908-1915 гг.) - книга стихов «Камень»; 2-я фаза - книга стихов «Tristia»; 3-я фаза (1921-1925) - стихи 1921-1925 гг.; 4-я фаза (1925-1934) - «Армения», «Новые стихи» (позднее эта фаза была названа «Московскими стихами); 5-я фаза (1935-1937 гг.) - «Воронежские тетради». Изучение словотворчества поэта позволяет по-новому посмотреть на поэзию О.Мандельштама, отличающуюся оригинальностью и самобытностью, увидеть в нем яркую индивидуальность. Выбор объекта исследования обусловлен загадкой личности и творчества поэта, который на протяжении многих лет притягивает к себе внимание исследователей и читателей, поклонников его таланта.
В данной работе анализу подвергается авторская лексика, являющаяся результатом словотворчества. Под индивидуально авторскими новообразованиями мы понимаем слова, отсутствующие в языковой традиции, созданные самими автором с определённой художественной целью. Характеристика авторских слов поэта с точки зрения словообразования, семантической и функциональной значимости еще не была предметом специального анализа. Изучение индивидуально-авторских новообразований представляет интерес не только в плане индивидуального стиля того или иного поэта, но и как исследование национально-культурного компонента русской поэтической речи. Данные положения обусловливают актуальность дипломной работы.
Основной целью исследования является системно-комплексный анализ индивидуально-авторских новообразований О. Мандельштама в словообразовательном и функционально-стилистическом аспектах. В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
1) собрать языковой материал - ИАН - из различных сборников О. Мандельштама;
2) выявить способы образования новых слов для каждой части речи;
3) дать структурную и семантическую характеристику индивидуально-авторских новообразований с учетом особых оттенков значений, возникающих в результате нарушения формально-семантических ограничений, наложенных узусом на тот или иной словообразовательный тип;
4) произвести функционально-стилистический анализ индивидуально-авторских новообразований, выявив их функциональную нагрузку в поэзии;
5) определить основные тенденции в создании индивидуально-авторских новообразований в творчестве поэта.
Основные методы исследования. Основным методом в данной работе является метод системного описания ИАН О. Мандельштама. В соответствии с данным методом все собранные нами слова распределены по частеречной принадлежности, в затем - по способам словообразования, с учетом определенных словообразовательных средств. Применение квантитативного приёма позволило выявить определенные тенденции словотворчества О.Мандельштама.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе - «Теоретические основы исследования» - представлен обзор лингвистической литературы, в которой освещаются основные проблемы, связанные с теорией неологии и статусом индивидуально-авторских новообразований.
Во второй главе - «Структурно-семантические особенности новообразований О. Мандельштама » - выявлены способы образования слов для каждой части речи, семантические особенности созданных поэтом слов, определяется их функциональная предназначенность. Общий итог проделанной работы содержится в заключении.
Методологической и теоретической основой работы являются труды известных ученых: В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Е.А. Земской, А.Г. Лыкова, Р.Ю. Намитоковой, А.И. Смирницкого, И.С. Улуханова, Н.М. Шанского и др.
Среди новообразований русского языка выделяются две категории: неологизмы и окказионализмы (последние на словообразовательном уровне дифференцируются на потенциальные окказиональные слова).
Термин «окказионализм» широко используется в лингвистической литературе, но общепризнанного определения окказионального слова нет. Н.И.Фельдман (термин «окказионализм» в отечественной лингвистике впервые введён ею) среди основных признаков окказионального слова выделяет абсолютную новизну, зависимость от контекста и отсутствия фиксации окказионализма в словарях [Фельдман 1957: 64].
Особое место среди работ, посвященных анализу индивидуально-авторских новообразований, по праву принадлежит исследованиям Е.А. Земской, В.П. Изотова, А.Г. Лыкова, Р.Ю. Намитоковой, Л.И. Плотниковой, Л.В. Рацибурской, И.С. Улуханова и др. В лингвистической литературе проявляются две тенденции, направленные на разграничение или неразграничение потенциальных и окказиональных слов. Первая тенденция реализуется в работах М.А. Бакиной, Н.А. Богданова, Г.О. Винокура, Л.И. Джоглидзе, Е.А. Земской, М.У. Калниязова и др.
Другая тенденция представлена в работах А.Г. Лыкова, В.Н. Хохлачёвой, В.В. Лопатина, О.А. Габинской, И.Л. Загрузной, Е.А. Жигаревой и др.
Особый интерес представляют работы М.Л. Гаспарова, С.С. Аверинцева, Д. М. Сегала. М.Л. Гаспаров основное внимание обращает на исследование интертекстуальных связей в мандельштамовском творчестве, акцентируя внимание на то, как в пространстве стихотворения О.Мандельштама происходит перекличка между разновременными
эпохами и культурами. «Поэт и культура», - главная тема его размышлений по поводу О. Мандельштама. С. С. Аверинцев анализирует психологические мотивы в творчестве писателя, описывает принцип стремления к противоположности и избегания тавтологий, проявившийся и в жизни, и в поэзии Мандельштама [Аверинцев 1990: 214].
Соотношение поэта, текста и истории в творчестве О. Мандельштама рассматривается в книге Д. М. Сегала «Осип Мандельштам. История и поэтика» [Сегал 1998]. Особенности «звукового мира» лирики автора были отмечены в работе Ежовой (1999). Проблемы семантики и смысла поэтических текстов автора изучены в работах Петровой (2001), Черашней (2001), Гольдиной (2001). Исследованиям языковых и межъязыковых игр посвящены работы Г.Г. Амелина и В.Я. Мордерер (2000).
Среди исследователей, изучавших особенности языка поэта, необходимо в первую очередь выделить таких, как К.Тарановский (2000), Ронен (2002), Ю. Левин (1969, 1998), Д. Сегал (1968), Р. Тименчик (1974), В. Топоров, Т. Цивьян (2001), М. Гаспаров (2001), Жирмунский (1977), Струве (1992), Гинзбург (1982), Лекманов (1997, 2000), Панова (2003) и др. Необходимо отметить работы по изучению поэтики О. Мандельштама К.Ф. Тарановского, продолжателя традиций русской «формальной школы».
Индивидуально-авторские новообразования О.Мандельштам представляют собой тот фактический материал, который обнаруживает закономерности словообразовательной системы и ее ресурсы, отражает основные тенденции ее развития. Художники слова наиболее чувствительны к изменениям, которые происходят в языке.
Появление новых лексических единиц обусловлено как экстралингвистическими причинами (расширением социально-экономических и культурных связей страны), так и собственно лингвистическими (в частности, тенденцией к экономии языковых усилий, повышением экспрессивного потенциала языка и т.д.). При этом значение, структура, причины появления, отношение к языку и речи и ряд других параметров не являются одинаковыми для всех новых слов. Особое место среди них занимают индивидуально-авторские новообразования. Создание ИАН чаще всего можно объяснить стилистическими задачами, так как каждое авторское новообразование выполняет определенную функцию в тексте, усиливая впечатление от него.
Анализ языкового материала, извлеченного из поэтических сборников О.Мандельштама, позволяет сделать следующие выводы.
Индивидуально-авторские новообразования образуются в пределах четырех важнейших частей речи: имени существительного (52%), имени прилагательного (42%), глагола (4%) и наречия (2%). Более половины всех индивидуально-авторских новообразований составляют имена существительные, что в общем соответствует общеязыковой тенденции (субстативы считаются «самой неогенной» частью речи). О.Мандельштам создает лишь единичные индивидуально-авторские новообразования - глаголы и наречия.
Ведущими в образовании индивидуально-авторских слов в поэтических текстах О. Мандельштама являются следующие способы: сложение - 50%, суффиксация - 30%, префиксация - 10%.
Структура авторских новообразований в большинстве случаев полностью соответствует структуре узуальных слов. О.Мандельштам довольно часто использует продуктивные словообразовательные типы и творчески расширяет сферы их действия.
Извлечённые из поэтических текстов ИАН позволяют заключить, что автор использует разнообразные деривационные модели, хотя следует отметить, что сложение является ярким и излюбленным способом словообразования в его творчестве. Особенностью сложных авторских новообразований является расширение диапазона их функционирования в пределах традиционных частей речи - существительных и прилагательных.
В поэтических текстах продолжают активно действовать следующие наиболее продуктивные словообразовательные модели: среди существительных: среди существительных: 1) «основа сущ. + суффикс -ец-»; 2) «основа сущ. + суффикс -к-»; 3) «основа прилагательного + суффикс -ость-»; среди прилагательных: 2) «основа сущ. + суффикс -н-»; 2) «основа сущ. + суффикс -к-». Образованные по продуктивным типам ИАН часто создаются с нарушением формально-семантических ограничений.
Выявленные закономерности в словотворчестве О. Мандельштама во многом объясняются принципами литературного течения - акмеизма, к которому относил себя поэт. Автор расширяет семантический потенциал поэтического слова, часто за счет смысловых перекличек.
Анализ нашего материала, позволяет сделать вывод о том, что основными художественными функциями ИАН в поэтических текстах О. Мандельштама являются:
1) усиление выразительности словесных образов и их эмоционального воздействия на читателя;
2) участие в выражении идейного содержания и эмоционального настроя стихотворения, а также авторских оценок, взглядов и чувств;
3) расширение семантической структуры словесного образа за счет ассоциативных связей;
4) создание индивидуально-авторских поэтических образов.
Экспрессивность многих индивидуально-авторских новообразований - существительных создается в результате сложения основ. В поэзии О. Мандельштама новообразования выражают разнообразную палитру авторских эмоций и чувств. Стилистический эффект иронии и сатиры создается во многих индивидуально-авторских новообразованиях - существительных, образованных с помощью сложения. Например, новообразование «Москвошвея» удачно подчеркивает общий тон стихотворения, внося в поэтический текст особый стилистический эффект иронии. Автор использует его в ироническом контексте, высмеивая усредненного человека:
Пора вам знать, я тоже современник,
Я человек эпохи Москвошвея,-
Смотрите, как на мне топорщится пиджак,
Как я ступать и говорить умею!
Попробуйте меня от века оторвать,-
Ручаюсь вам - себе свернете шею!
(«Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето», 1931)
В результате сложения образуются слова с уникальным значением, часто созданные с установкой на словесную игру:
С примесью ворона - голуби,
Завороненные волосы.
Здравствуй, моя нежнолобая,
Дай мне сказать тебе с голоса,
Как я люблю твои волосы
Душные, черноголубые.
(«С примесью ворона - голуби.» ,1937)
Не кладите же мне, не кладите
Остроласковый лавр на виски,
Лучше сердце мое разорвите
Вы на синего звона куски...
(«Заблудился я в небе - что делать?», 1937)
В словотворчестве О. Мандельштама активно используется сложение, один из компонентов которого является числительным. О.Мандельштам с особым вниманием относится к использованию в своем творчестве чисел.
Особенностью словотворчества О. Мандельштама можно считать использование препозитивного форманта полу-.
Вошь да глушь у нее, тишь да мша, -
Полуспаленка, полутюрьма...
- Ничего, хороша, хороша...
Я и сам ведь такой же, кума.
(«Неправда», 1931)
Мировосприятие Мандельштама, одним из способов выражения которого являются авторские слова, можно назвать амбивалентным. С одной стороны, поэт любуется окружающим миром, наслаждается его красотой, а с другой - осмысление действительности приводит к тому, что она воспринимается Мандельштамом как нечто пугающее, вызывающее тревогу, заставляющее грустить. Оригинальность стиля поэта выражается в словотворчестве, в основе которого поиск в значениях привычных слов особых оттенков смысла. Поэтому Мандельштама, по словам С. Аверинцева, «так заманчиво понимать - и так трудно толковать» [Аверинцев: 378].
1. Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // О. Мандельштам. Сочинения. Т. 1. М., 1990. - с.5-64.
2. Аверинцев С.С. Конфессиональные типы христианства у раннего Мандельштама // Слово и судьба. - 1991. - с.287-298.
3. Аверьянова А. Д. Как рождаются слова. - М.: Наука, 1979. - 71 с.
4. Александрова О. И. Поэтические неологизмы начала 20 века // Русская речь. - 1974. - №1. - с.42-46.
5. Андреева Н.Д., Зиндер Л.Р. О понятиях речевого акта, речи, речевой вероятности языка // Вопросы языкознания, 1963. - №3. - с.15-21.
6. Амелин Г., Мордерер В. Миры и столкновенья Осипа Мандельштама [рецензия] // Новое литературное обозрение. - 2001. - № 52 (6). - с. 423-424.
7. Бакина М.А. Новообразования в современной поэзии // Русская речь. - 1975 - №2. - с.8-15.
8. Бакина М.Л. Словотворчество // Языковые процессы современной русской литературы. Поэзия. - М.: Наука, 1977. - с. 78-127.
9. Берковский Н.Я. О прозе Мандельштама // Берковский Н.Я. Мир, создаваемый литературой. М., - 1989. - с.286-305.
10. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке. - М.: Наука, 1973. - 224 с.
11. Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию. В 2 т. - М.: Наука,
1963., Т. 1-2.
12. Будагов Р.А. Язык - реальность - язык. - М.: Наука, 1983. - с. 254.
13. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М.: Просвещение, 1959.
14. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. -М.:Высшая школа, 1972. - 414с.
15. Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // Исследования по русской грамматике. - М., 1975. - 371с.
16. Виноградова В.Н. Стилистический аспект русского словообразования. - М.: Наука, 1984.
17. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Избранные работы по русскому языку. - М.: Наука, 1959. - 451с.
18. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. - М.: Высшая школа, 1991. - 248 с.
19. Винокур Г.О. Маяковский - новатор языка. - М.: Советский писатель, 1943. - 136с.
20. Волков С.С., Селько Е.В. Неологизмы и внутренние стимулы языкового развитии. Новые слова и словари новых слов. - Л.: Наука ЛО, 1983. -с.101-120.
21. Габинская О.А. Типология причин словотворчества. - Воронеж: Изд-во: Воронежского университета, 1981. - 152с.
22. Гак В.Г. Новые слова и словари новых слов. - Л.: Наука, 1983. - с.15-29.
23. Гаспаров Б.М. Труд и постоянство в поэзии Мандельштама // Слово и судьба. - 1991.
- с.371-388.
24. Гаспаров М.Л. Владимир Маяковский // Очерки истории языка русской поэзии XX века. Опыты описания идиостилей. - М.: Наука, 1995. - с. 364 -395.
25. Гаспаров М.Л. Лингвистика языкового существования. - М.: Высшая щкола. - 1996. - с.345.
26. Гаспаров М.Л. Избранные статьи. - М.: Новое литературное обозрение. -1995. - с.334.
27. Гинзбург Л. Я. Поэтика ассоциаций //Известия АН СССР Сер. Литературы и языка. -
1972. - №4. - с.321-322.
28. Гинзбург Л. Я. Поэтика О. Мандельштама // Гинзбург Л. Я. О лирике. - М.: Флинта, 2000. - с.244.
29. Горшков А.И. Неологизм // Русский язык: Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1979. - с.159.
30. Григорьев В.П. Поэтика слова: на материале русской советской поэзии. -М.: Высшая школа, 1979. - с.346.
31. Гумбольдт В.О. О различии строения человеческих языков и его влияние на духовное развитие человеческого рода // Избранные труды по языкознанию. - М.: Наука, 1984.
- 371с.
32. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - М.: Высшая школа, 1985.
33. Ермакова О.Г. Лексическое значение производных слов в русском языке. - М.: Знание, 1984. - 151с.
34. Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца 20 столетия. - М.: Наука, 1996. - 364 с.
35.Земская Е.А. Словообразование как деятельность. - М.: Высшая школа, 1992. - 220с.
36.Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М.: Просвещение,
1973. - 304с.
37.Зорин А. Легализация обсценной лексики и ее последствия // Анти-мир русской культуры: Язык. Фольклор. Литература. - М.: Ладомир, 1994.
38.Зубова Л.В. Современная русская поэзия в контексте истории языка. - М.: Academa, 2000. - 544 с.
39.Зубова Л.В. Прошлое, настоящее и будущее в поэтике Тимура Кибирова // Литературное обозрение, 1998. - № 1. - с. 24-28.
40. Иванов Г.В. Осип Мандельштам // Иванов Г.В. Собр. соч.: В 3 т. - М.: Художественная литература, 1994. - Т. 3. - с. 619.
41. Измайлова Л.В. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) в романе
М.Шолохова «Тихий Дон». Автореферат дисс. ... канд. фил. н. - Ростов-на-Дону, 1990
42. Караулов Ю.Н. О состоянии русского языка современности. - М.: Наука, 1991. - 57 с.
43. Касьянова В.М. Новое время - новые времена // РЯШ. 1987. - №5. - с.5-7.
44. Костомаров В.Г. языковой вкус эпохи // РЯШ. -1998. - №1. - с.11-13.
45. Котелова Н.З. Первый опыт лексикографического описания русских неологизмов // Новые слова и словари новых слов. - Л.: Наука, 1978.
46. Красильникова Е.В. Инвентарь морфем // Способы номинации в современном русском языке. - М.: Наука, 1982. - 240 с.
47. Крысин Л.П. О состоянии русского языка // Русская речь. - 1992. -№4. - с.15-17.
48. Лекманов О. На подступах к стихотворению О. Мандельштама «Когда б я уголь взял для высшей похвалы...» // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. - 2001. Т. 60, № 1. - с. 62-65.
49. Левин Ю.И. Заметки о поэтике О. Мандельштама// Слово и судьба. - 1991. - с.350 - 371.
50. Левин Ю.И. Структура русской метафоры // Левин Ю.И. Избранные труды. - М.:Наука, 1998. - с.457-464.
51. Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Смерть и бессмертие поэта: Материалы науч. конф. - М.: 2001. - с.47-82.
52. Лопатин В.В., Улуханов И.О. О старом и новом слове // Наша речь. -М.: Знание, 1965. - 112с.
53. Лопатин В.В. Рождение слова: неологизмы и окказиональные образования. - М.: Наука, 1973. - 152с.
54. Лопатин В.В. Рождение слова: неологизмы и окказиональные словообразования. - М.: Наука, 1973.
55. Лыков А.Г. Можно ли окказиональное слово называть неологизмом? // РЯШ. 1972. - №2. - с.85-89.
56. Лыков А.Г. Современная русская лексикология: (русское окказиональное слово). - М.: Высшая школа, 1976.
57. Лыков А.Г. Окказионализмы и норма // Грамматика и норма. - М.: Наука, 1977. - 344 с.
58. Лыков А.Г. Русское окказиональное слово. - М.: Наука, 1972. - 256 с.
59. Мандельштам О.Э. Сочинения: в 2-х т. / Сост. П.М. Нерлер Т. 1-2. - М.: Художественная литература, 1990.
60. Мандельштам О.Э. Собраний сочинений: в 4-х т. - М.: Арт-бизнес-центр / Под ред. Г.П.Струве и Б.А.Филлипова. - М.:Терра, 1991.
61. Мандельштам О.Э. Сочинения: в 2-х т. / Вступительная статья С. Аверинцева. - М.: Художественная литература, 1990.
62. Мандельштам О.Э. Утро акмеизма // Мандельштам О.Э. Слово и культура: Статьи. М., 1987.
63. Мандельштам О.Э. Сб. Четвертая проза. Шум времени. - СПб.: Интерпринт, 1991. - с.124.
64. Мочульский К. Проза Мандельштама // Мандельштам О.Э. Стихотворения. Проза. Статьи. - М.: Лира, 1998. - с.512-515.
65. Намитокова Р.Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект. - Ростов Н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1986. - 160с.
66. Нерлер П. Отголоски шума времени // Вопросы литературы -1991- №1. -с.32-68.
67. Нефляшева И.А. Новообразования в газетно-публицистическом стиле. Автореферат дисс. ... канд. фил. н. - Майкоп, 1998.
68. Николаева А.В. «Путешествие в Армению» О.Мандельштама // Русская речь - 1997. - №6. - с.35-41.
69. Новиков Л.А. Семантика русского языка. - М.: Высшая школа, 1982. - 272 с.
70. Оганесян А. Г. Окказиональные слова в поэзии С. Кирсанова. Автореферат дисс. ... канд. фил. н.- М., 1989.
71. Орлова Е. Н.В. Недоброво и акмеизм // Вопросы литературы. - 2001. - № 5-6. - с.
313-322.
72. Панова Л.Г. Пространство в поэтическом мире О. Мандельштама // Языки пространств.- 2000. - с.429-439.
73. Плотникова Л.И. Процесс порождения нового слова в условиях коммуникации // Язык. Система. Личность / Материалы Международной научной конференции.
- Екатеринбург, 1998. - с.124-128.
74. Плотникова Л.И. Динамический аспект исследования не узуальных образований // Лексическая и грамматическая семантика / Материалы республиканской научной конференции. - Белгород, 1998. - с.127-130.
75. Плотникова Л.И. Современная культура и новые слова в языке // Социально-исторические и духовные основы российской культуры / Материалы Российской международной научно-методической конференции профессорско- преподавательского состава и молодых учёных. - Белгород, 1998. - с.157.
76. Попов Р.Н. Новые слова на газетной полосе // РЯШ. - 1993. - №4. - 11с.
77. Попов Р.Н. Новые слова и словосочетания в языке современной прессы // РЯШ. - 1996. - №1. - с.15-16.
78. Потебня А.А. Слово и миф. - М.: Правда, 1989.
79. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. - М.: Искусство, 1976.
80. Ревзина О.Г. Поэтика окказионального слова// Язык как творчество. - М.: Феникс, 1996. - 344 с.
81. Ронен О. К сюжету «Стихов о неизвестном солдате» // Слово и судьба. - 1991. - с.428-436.
82. Сегал Д.М. Фрагмент семантической поэтики О.Э. Мандельштама // Russhian Literature. - 1975. - №10. - с.59-145.
83. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М.: Прогресс: универс, 1995.
84. Серебренников Б.А. об относительной самостоятельности развития системы языка. - М.: Наука, 1968. - 127с.
85. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. - М.: Дрофа, 1998.
86. Смирницкий А.И. Объективность существования языка: Материалы к курсам языкознания - М.: Высшая школа, 1954.
87. Тарановский К. О. Очерки о поэзии О. Мандельштама // Тарановский К. О поэзии и поэтике. - М.: Искусство , 2000. - 546 с.
88. Телия В.Н. Механизмы экспрессивной окраски языковых единиц // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. - М.: Наука, 1991.
89. Тименчик Р.Д. Заметки об акмеизме// Russhian Literature. - 1974. - №7/8. - с.54-78.
90. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М.: Просвещение, 1959.
91. Тимофеева В.В. Язык поэта и время: Поэтический язык В.Маяковского. -М.: Высшая школа, 1962. - 244 с.
92. Торопцев И.С. Словопроизводственная модель. - Воронеж: ВГУ, 1985.
93. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М., 1996.
94. Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы её описания. - М.: Наука, 1977. -256с.
95. Улуханов И.С. Смысл и значение в словообразовании // РЯШ. - 1992. -№2. - с.21-23.
96. Улуханов И.С. Узуальные и окказиональные единицы словообразовательной системы // Вопросы языкознания. - 1984. - №1. - с.44-50.
97. Фатеева Н.А. Основные тенденции развития поэтического языка в конце ХХ века // Новое литературное обозрение. - 1999. - №50 - с. 417.
98. Фёдорова М.В. О типах номинации в русском языке // Вопросы языкознания. - 1979 - №3 - с.132-137.
99. Фельдман Н.И. Окказиональные слова и лексикография // Вопросы языкознания. - 1957 - №4 - с.15-18.
100. Филин Ф. П. Истоки и судьбы литературного языка. - М.: Просвещение, 1981.
101. Филин Ф.П. Язык художественной литературы и читатель // Русская речь. - 1977 - №4 - с.15-18.
102. Фоменко Ю.В. Язык и речь: Учебное пособие. - Новосибирск: Трест, 1990.
103. Фрейдин Ю. О прозе Мандельштама // Наше наследие. - 1991. - №1. - с.58-61.
104. Ханпира Э. Об окказиональном слове и окказиональном словообразовании русского языка // Развитие словообразования русского языка. - М.: Наука, 1966. - с.153-166.
105. Ханпира Э.И. Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования. - М., 1972.
106. Хохлачева В.И. Индивидуальное словообразование в поэме Е. Евтушенко «Братская ГЭС» // Вопросы культуры речи. Вып. 8. - М.: Слово, 1967.
107. Шанский Н.В. Очерки по русскому словообразованию. - М.: МГУ, 1968. - 310с.
108. Щерба Л.В. Очередные проблемы языковедения //Языковая система и речевая деятельность. - М.: Наука, 1974.
109. Эйхенбаум Б.М. О литературе (Работы разных лет). - М.: Наука, 1987. - с. 447.
110. Юдина А.Д. Окказионализмы на страницах периодики // Русская речь, 2000 - №5 - с.14-17.
111. Янко-Триницкая Н.А. К системности русского словообразования // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. - М.: Высшая школа, 1976.
Словари
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М. 1966. - 607с.
2. Апресян Ю.Д. и др. Новый объяснительный словарь синонимов. Выпуск I. - М.: Русские словари, 1997.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. 2-ое изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969.
4. Грамматика русского языка. Т. 1. Фонетика и морфология / Под ред. В.В.
Виноградова и др. - М.: Изд. АН СССР, изд. 2-ое, 1960.
5. Грамматика современного русского литературного языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Наука, 1970.
6. Даль В. Толковый словарь живого великого языка. Т. 1-4. , - М., 1956.
7. А.А. Зализняк. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. М.: Русский язык, 1980.
8. Квятковский А.П. Поэтический словарь. - М.: Дрофа, 2000.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1992. -958с.
10. Орфографический словарь русского языка. - М.:Наука, 1980.
11. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976. - 543с.
12. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. - М.: Аграф, 2001.
13. Русская грамматика. В 2-х т. / Ред.: Н.Ю.Шведова и др. - М., 1982. - 855с.
14. Словарь иностранных слов русского языка. - М.: ЮНВЕС, 1996.
15. Словарь русского языка. В 4-х т.- М.: Институт русского языка АН СССР 1983.
16. Словарь современного русского языка. В 4 т. - М., 1981.
17. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2-х т. - М.: Русский язык, 1985. т.1 -855с., т.2 - 887с.
18. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. - М.: 1939.
19. Толковый словарь русского языка ХХ века. Языковые изменения. Под ред. Г.Н.
Скляревской. - СПБ.: Фолио-Пресс, 1998.
20. Универсальный словарь иностранных слов русского языка. - М.: Вече, 2000.
21. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева; под ред. Б.Л. Ларина. 3-е изд. - СПб.: Терра - Азбука, 1996.
22. Харченко В.К. Словарь детской речи. - Белгород: Изд-во Белгородского гос. пед. ин¬та, 1994.
23. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. - М.: Русский язык , 1993.
24. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. 2 изд. - М.: Большая Русская энциклопедия, 1998.
Источники
1. О. Мандельштам. Собрание сочинений в 4 тт. - М.: Художественная литература, 1997.