Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОККАЗИОНАЛЬНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ С.ДАНИЛОВОЙ, В.ПОЛОЗКОВОЙ)

Работа №83894

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2016
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования окказионального словообразования в современной русской поэзии 9
1.1 Понятие окказионального слова 9
1.2. Дифференциальные признаки окказионализмов 16
1.3. Мотивы и причины словотворчества писателей и поэтов 20
1.4. Способы и приемы порождения окказионализмов 23
1.5. Словотворчество. Языковая личность. Идиостиль автора 32
Выводы по Главе 1 42
Глава 2. Индивидуально-авторские новообразования в современной русской поэзии 44
2.1. Окказионализмы в поэзии Веры Полозковой 44
2.1.1. Узуальные способы образования окказионализмов 44
2.1.1.1. Суффиксация 44
2.1.1.2. Конфиксация 48
2.1.1.3. Префиксация 50
2.1.1.4. Сложение 52
2.1.2. Неузуальные способы образования окказионализмов 54
2.1.2.1. Графические окказионализмы 54
2.1.2.2. Чересступенчатое словообразование 57
2.1.2.3. Контаминация 58
2.2. Окказионализмы в поэзии Стефании Даниловой 60
2.2.1. Узуальные способы образования окказионализмов 60
2.2.1.1. Суффиксация 60
2.2.1.2. Конфиксация 67
2.2.1.3. Префиксация 68
2.2.1.4. Сложение 68
2.2.2. Неузуальные способы образования окказионализмов 69
2.2.2.1. Графические окказионализмы 69
2.2.2.2. Чересступенчатое словообразование 72
2.2.2.3. Контаминация 73
Выводы по Главе 2 75
Глава 3. Методические рекомендации по изучению окказионализмов в средней школе 77
3.1. Методика изучения словообразования в средних классах общеобразовательных школ 77
3.2. Конспект урока по изучению индивидуально-авторских окказионализмов в 6 классе (с привлечением материалов исследования) 83
Выводы по Главе 3 91
Заключение 93
Библиография

Обогащение языка - это появление новых слов, новых значений слов, новых выражений. Пополнение словарного состава издавна оценивается как обогащение, прогресс языка. Появление лексических новообразований отражает изменения в инвентаре, составе и свойствах предметов и явлений объективного мира, общественную деятельность человека и работу человеческого сознания.
В лингвистике уделяется большое внимание структуре, семантике и функционированию новообразований. Исследователи особо подчеркивают роль окказиональной лексики в художественном произведении, указывая на то, что окказионализмы являются важным текстообразующим средством, отличаясь исключительной семантической емкостью.
Если представить себе, что значительные поэтические достижения возникают там, где плодотворная литературная традиция пересекается с вызовом времени, социально-психологическими особенностями эпохи, то раньше, как правило, молодой поэт сперва включался (хотя бы и через подражание) в течение традиции, а потом постепенно выходил на уровень запросов эпохи. Теперь же многие талантливые молодые авторы практически сразу начинают работать в пласте современности и берут за основу остросовременные речевые модели, представленные окказиональными новообразованиями, а подключение к традиции, обогащение культурного багажа происходит уже потом.
Благодаря этому парадоксальным образом некоторые открытия русской поэзии последних десятилетий (конкретистская открытость к самородной поэтичности речи, постконцептуалистское стремление добиваться искренности и аутентичности высказывания несмотря ни на что, объективистский пафос фиксации деталей окружающего мира во всей подлинности и подробности, интерес к гендерным проблемам) с самого начала оказываются достоянием младшего поколения и требуют только дальнейшего соотнесения с уже наработанным старшими авторами опытом.
Так, в современных художественных текстах учеными отмечается всплеск неузуального словообразования как яркого экспрессивного средства. Активизация деривационных процессов привела к появлению многочисленных окказионализмов, нуждающихся в изучении.
Окказиональное слово в художественных текстах - это языковой знак, позволяющий судить об особенностях художественного мышления автора, о его гибкости в выборе средств языкового воплощения содержания.
В наше время, в связи с возросшим влиянием отдельных творческих личностей (или речевой манеры отдельной личности) на широкие слои носителей языка при помощи средств массовой коммуникации, четкое разграничение нормативности - ненормативности, употребительности - неупотребительности, характерное для прошедшего этапа развития русского языка, смещается от центра к периферии и наоборот. Это связано и с такими характеристиками окказиональных образований, как индивидуальная принадлежность и функциональная одноразовость [Елисеева 1984:17].
Н.Г. Бабенко пишет: «Действительно, наиболее частотны окказионализмы в поэтических текстах, что естественно, поскольку поэтический язык, «как потенциальный максимум воплощения национального языка» (В.П. Григорьев), «напрягает» все не только языковые, но и речевые ресурсы образного повествования [Бабенко 1997:45].
Окказиональное словообразование в настоящее время - достаточно разработанная область языкознания. Уже рассматривались вопросы способов образования окказионализмов (Калниязов, 1975, В.П. Григорьев, 1979, 1986 и др.); описывались признаки, отграничивающие русское окказиональное слово от канонического (Лыков, 1976, Е.А. Земская 2006, 2009 и др.); выявлялись особенности окказионализмов в творчестве В. Хлебникова, В. Маяковского, П. Вяземского (Григорьев, 1986, Г.О.Винокур, 1991, С.А. Костина, 2002).
Однако на данный момент практически отсутствуют работы, в которых бы уделялось внимание современной поэзии в аспекте окказиональности. В первую очередь это касается женской поэзии уже известных, но малоизученных поэтесс Веры Полозковой и Стефании Даниловой, чье творчество особенно отличается обилием окказиональных образований, без дешифровки которых невозможно проникнуть в смысл их текстов. Следовательно, рассмотрение окказионализмов в сборнике стихов современных молодых, но уже очень популярных личностей Веры Полозковой и Стефании Даниловой поможет глубже понять идейный вектор творчества поэтесс, определить особенности их авторской манеры и специфику мировоззрения, что обусловливает актуальность предпринятого исследования.
Объектом исследования являются индивидуально-авторские новообразования, функционирующие в поэзии Веры Полозковой и Стефании Даниловой.
Предмет исследования - словотворчество в поэзии Веры Полозковой и Стефании Даниловой.
Отметим, что становление идиостиля этих двух поэтесс началось сравнительно недавно, в последнее десятилетие, поэтому новизна работы не вызывает сомнения.
Теоретической базой исследования явились работы В.В.Виноградова, Г.О. Винокура, Е.А. Земской, В.В.Лопатина, А.Г.Лыкова, Г.А.Николаева, В.А. Пищальниковой, Н.И. Фельдмана, Н.В.Шанского. Деривационный аспект изучения окказионализмов разработан в трудах Е.А.Земской, М.У. Калниязова, Р.Ю. Намитоковой, Т.В.Поповой, О.Г.Ревзиной, Э.И.Ханпира, Н.А.Янко-Триницкой и др.
В работе используется метод лингвистического описания, метод структурно-семантического словообразовательного анализа, метод функционально-стилистического анализа текста, метод компонентного анализа.
Материалом исследования послужил корпус окказионализмов, полученный методом сплошной выборки из поэтических сборников «Непоэмание» Веры Полозковой (2008) и «Веснадцать» Стефании Даниловой (2014).
Цель исследования -определить специфику словотворчества, характерную дляидиостиля Веры Полозковой и Стефании Даниловой.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
• рассмотреть особенности процесса окказиональной деривации в современном русском языке, дать определение термину «окказионализм»;
• определить дифференциальные признаки окказионального и узуального слова;
• охарактеризовать основные способы образования
окказионализмов в современных поэтических текстах;
• определить значимость словотворчества в формировании идиостиля поэтесс;
• определить словообразовательные модели и способы создания окказиональных слов в поэзии Веры Полозковой и Стефании Даниловой;
• выявить структурно-семантические особенности авторских инноваций;
• создать методические рекомендации по изучению окказиональных слов в средней общеобразовательной школе с привлечением материалов исследования.
Практическая значимость работы определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы в вузе на занятиях по словообразованию, стилистике, филологическому анализу текста, а также в практике преподавания русского языка в школе.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Собранный и систематизированный нами материал позволил сделать следующие выводы и обобщения.
В работе установлено, что окказиональные слова характеризуются, прежде всего, нарушением законов построения соответствующих общеязыковых единиц при их образовании, причем такие нарушения создаются сознательно, в целях экспрессивности.
Индивидуальные новообразования используются в качестве основных структурных единиц, призванных создать то или иное «стилистическое впечатление», что служит проявлением тенденции к синтезу всех жизнеспособных средств в языке художественной литературы и способствует созданию ярких, колоритных и выразительных контекстов.
В сравнении с узуальным, окказиональное слово имеет свои отличительные признаки: 1) принадлежность к речи; 2) творимость; 3) словообразовательная производность; 4) функциональная одноразовость; 5) зависимость от контекста; 6) экспрессивность; 7) номинативная факультативность (необязательность); 8) синхронно-диахронная
диффузность (одномоментность существования); 9) индивидуальная принадлежность; 10) ненормативность.
Окказиональное слово - «одноразовая» лексическая единица. Основными причинами появления таких слов являются собственно социальные причины словотворчества и социально-индивидуальные. Преобладают окказионализмы, вызванные к жизни социально-индивидуальными причинами, так как любой индивид является частью социума.
Новообразования в поэзии всегда несут эстетическую нагрузку. Цели, с которыми создаются индивидуально-авторские новации, могут быть следующими: стремление к новизне выражения, к «свежему» словесному образу; «сгущение образности»; экономное выражение мысли и другие. Функции новообразований в поэтическом тексте могут быть различны: экспрессивная, номинативная, выразительная, оценочная, стилистическая.
Проблема исследования окказионального в художественном тексте - это проблема междисциплинарная, общелингвистическая, имеющая самое непосредственное отношение к лексикологии, лексикографии, словообразованию, морфологии, синтаксису и стилистике. Более того - это проблема общефилологическая. И чем лучше, чем полнее студент-филолог освоит методику структурно-семантического анализа индивидуально - авторских новообразований, тем бережнее и убедительнее будет его интерпретация исследуемого уникального материала, тем более он приблизится к пониманию «самовитого» слова поэта, писателя.
Согласно общепринятой типологии окказиональной лексики, выделяют семантические, фонетические, фразеологические, синтаксические и словообразовательные окказионализмы. Именно последние послужили объектом нашего исследования.
Наиболее интересно, на наш взгляд, творчество молодых и перспективных поэтесс новейшего времени Веры Полозковой и Стефании Даниловой, которые в достаточно юном возрасте уже добились всеобщего признания и популярности. Возможно, причиной этого является их нестандартное мышление, умение нетривиально взглянуть на мир и сакцентировать внимание на тех деталях обыденности, которые остаются за пределами внимания обывателей.
Словообразовательный анализ окказиональной лексики в поэтических сборниках «Непоэмание» и «Веснадцать» Веры Полозковой и Стефании Даниловой показал, что самый продуктивный класс окказиональных слов - имена существительные, за ними следуют прилагательные и, наконец, немногочисленной группой оказываются окказиональные глаголы и наречия. Новообразования в художественных текстах поэтесс могут создаваться как узуальными, так и неузуальными способами, однако первые значительно преобладают над вторыми.
К узуальным способам словообразования окказионализмов у обеих поэтесс относятся суффиксация, конфиксация, префиксация и сложение. Неузуальные способы образования слов представлены в их творчестве чересступенчатым словообразованием, графическими окказионализмами и контаминацией. Среди названных способов в творчестве Веры Полозковой доминируют суффиксация, конфиксация и контаминация. Стефания
Данилова отдаёт предпочтение графическим окказионализмам, суффиксации
и сложению.
Суффиксация стала самым продуктивным узуальным способом в идиостиле обеих поэтесс. Преобладание суффиксальных окказионализмов можно объяснить большим количеством словообразовательных формантов и большой вариативностью семантики от абстрактной до самой конкретной. Это позволяет авторам создавать фактически бесконечное количество разнообразнейших номинаций, ярко передающих даже самые малые оттенки значения и авторскую точку зрения.
Новообразования в поэзии часто отражают авторскую позицию и являются важным средством репрезентации индивидуально-авторской картины мира. Окказиональные слова позволяют судить об особенностях идиолекта писателя, о его мастерстве в выборе средств языкового воплощения содержания.
Идиостиль обеих поэтесс находится на стадии становления, потому что обе молоды и только начинают литературную карьеру, однако обе писательницы имеют достаточно сформированные литературные предпочтения. Стефания Данилова часто упоминает в своих окказионализмах Сергея Есенина и Иосифа Бродского, Вера Полозкова перефразирует Николая Гумилева.
В целом, их творчество отличается яркостью, уникальностью ассоциирования, когда значение окказионализма может быть раскрыто только в контексте. Необычайная экспрессивность авторского слога, свободного от многих содержательных и формальных запретов, проявляется в семантике индивидуально-авторских новообразований.
В рамках методической главы нами были проанализированы действующие учебники по русскому языку средней общеобразовательной школы. Программа школьного обучения, представленная в рассматриваемых нами учебниках, предполагает наполнение раздела словообразования следующим содержанием: основные способы образования слов, образование слов с помощью морфем, сложение как способ словообразования, виды сложения, сращение и т.д. Словообразование имеет большое теоретическое и практическое значение для приобретения учащимися навыков анализа структуры слова и правописания, расширения словарного запаса и, наконец, для усвоения морфологии.
Также в ходе исследования нами представлен конспект урока, в рамках которого учащиеся 6 класса изучают авторские окказионализмы и их место в системе современного русского языка. Материалом для урока стали примеры из поэтических сборников Веры Полозковой и Стефании Даниловой. В ходе занятия мы предлагаем не только разбирать с учащимися способы образования новых слов, но и попытаться дешифровать авторский смысл, вложенный поэтессами в окказиональные образования.
Посредством изучения окказиональных авторских новообразований мы должны помочь учащимся осознать причины и эстетические функции словотворчества, понять его стилистическую значимость; развить умение работать с художественным текстом и дать представление о современной поэзии.



1. Александрова,О.И. Поэтическое словотворчество в эстетической организации лексики /О.И. Александрова// Функционально¬семантический и стилистический аспекты изучения лексики: Межвуз. сб-к науч. тр. / Отв. ред. Тихонова Р.И. Куйбышев, 1989. - С. 112 - 122.
2. Бабенко, Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ: уч. пособие / Н.Г. Бабенко. - Калининград: Калинингр. ун-т, 1997. - 84с.
3. Белова, Б.А. О номинативных свойствах окказионализмов художественной речи. Номинативные единицы языка и их функционирование /Б.А. Белова // Межвузовский сборник научных трудов Кемеровскогогос. университета. - Кемерово: Изд-во КемГУ, 1987. - 247 с.
4. Виноградов, В.В. Толковые словари русского языка /В.В. Виноградов // Избранные труды: Лексикология и лексикография. - М.: Наука, 1977. - С. 218.
5. Виноградова, В.Н. Стилистический аспект русского словообразования /В.Н. Виноградова. - М.: Наука, 1984. - С. 156 - 183.
6. Винокур, Г.О. Форма слова и части речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку / Г.О. Винокур. - М.: Учпедгиз, 1959. - С. 111 - 238.
7. Винокур, Г.О. О языке художественной литературы: учеб.пособие для филол. спец. вузов / сост. Т.Г. Винокур. М.: Высшая школа, 1991. - 448с.
8. Воркачёв, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании /С.Г. Воркачёв // Филологические науки, 2001. - № 1. - С. 64 - 72.
9. Габинская, O.A. Стилистическая характеристика лексических новообразований / О.А. Габинская // Языковые и речевые единицы в лексике и фразеологии русского языка.- Курск: Изд-во КурПИ, 1986. - С. 44 - 51.
10. Григорьев, В.П. Словотворчество и смежные проблемы поэта /В.П. Григорьев. - М.: Наука, 1986. - 256 с.
11. Григорьева, Т.М. Параграфемные явления в современном русском языке /Т.М. Григорьева // Язык, культура, коммуникация: аспекта взаимодействия. Научно-методический бюллетень/ Под ред. И.В. Пекарской. Вып. 1. - Абакан, 2003. - С. 68 - 77.
12. Елисеева, В.В. К уточнению термина «окказионализм» / В.В.Елисеева // Термины в языке и речи: Межвуз. сб-к науч. тр. - Горький: изд-во ГГУ им. Н.И. Лобачевского, 1984. - С. 5-28.
13.Залевская, A.A. Специфика единиц и механизмов индивидуального лексикона /А.А. Залевская // Психолингвистические исследования значения слова и понимания текста. - Калинин: гос.ун-т, 1988. - С. 5 - 15.
14.Земская, Е.А. Окказиональные и потенциальные слова в русском словообразовании /Е.А. Земская // Актуальные проблемы русского словообразования. - Самарканд, 1972. С. 19 - 28.
15. Земская, Е.А. Словообразование. Учебное пособие /Е.А. Земская. -М.: Просвещение, 1973. - 307 с.
16.Золян, С.Т. К проблеме описания поэтического идиолекта /С.Т. Золян // Известия АН СССР. Серия литературы и языка, т. 45. - М: 1986, № 2. - С. 47 - 50.
17. Калниязов, М.У. Окказиональные существительные, созданные с нарушением законов словообразования /М.У. Калниязов // Актуальные проблемы русского словообразования: Ученые записки Ташкентского педагогического института. - Ташкент, 1975, вып. 143, т.1. - С. 285 - 292.
18. Караулов, Ю.Н. Состояние русского языка современности /Ю.Н. Караулов. - М.: Академия, 1991. - 427 с.
19. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 1987. - 321 с.
20. Котелова, Н.З. Первый опыт лексикографического описания русских неологизмов / Н.З. Котелова // Новые слова и словари новых слов. - Л.: Наука, 1978. - С. 113 - 120.
21. Кохтев, H.H. В поисках эмоционального слова /Н.Н. Кохтев // Русская речь. - 1981. - №4. - С. 44 - 51.
22. Лопатин, B.B. Рождение слова: Неологизмы и окказиональные образования. /В.В. Лопатин. - М.: Наука, 1973. - 152 с.
23. Лыков, А.Г. Окказиональное слово как лексическая единица речи /А.Г. Лыков // Филологические науки, 1971. - №5. - С. 70 - 81.
24. Лыков, А.Г. Русское окказиональное слово в аспекте теории и методики /А.Г. Лыков // Лексикология: тезисы II-й межвузовской конференции. - М.: 1990. - С. 76 - 80.
25. Лыков, А.Г. Современная русская лексикология: русское
окказиональное слово / А.Г.Лыков. - М.: Высшая школа, 1976. - 120с.
26. Намитокова, Р.Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект. /Р.Ю. Намитокова. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1986. - 154 с.
27. Николаев, Г.А. Лекции по русскому словообразованию:
учеб.пособие /Г.А.Николаев. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2009. - 188 с.
28. Нуркамытова, А.Б. О различных подходах к проблеме классификации неологизмов // Вестник КазНУ. Серия филологическая. -№2 (92). - Алматы, 2006. - С.50-53.
29. Пищальникова, В.А. Проблема идиостиля. Психолингвистический аспект / В.А. Пищальникова. - Барнаул:Изд-во Алтайск. ун-та,1992. - 73 с.
30. Рацибурская, Л.В. Словообразовательные инновации как отражение
социальных изменений в современной России / Л.В.Рацибурская // Новые явления в славянском словообразовании: система и
функционирование. - М.: Изд-во Мос. ун- та, 2010. - C. 287-300.
31. Ревзина, О.Г. Поэтика окказионального слова /О.Г. Ревзина //Язык как творчество. К 70-летию В.П. Григорьева. - М.: 1996. - С. 303 - 308.
32. Фельдман, Н.И. Окказиональные слова и лексикография /Н.И. Фельдман // Вопросы языкознания. 1957. - № 4. - С. 64 - 73.
33. Ханпира, Э.И. Окказиональные элементы в современной речи /Э.И. Ханпира // Стилистические исследования: на материале современного русского языка. - М.: 1972. - С. 245 - 273.
34. Ханпира, Э.И. Об окказиональном слове и окказиональном
словообразовании / Э.И. Ханпира // под ред. Е.А.Земской, Д.Н.Шмелева. М.: 1966. - С.153 - 166.
35. Шанский, Н.В. Очерки по русскому словообразованию / Н.В.Шанский.
- М.: Изд-во Моск-го ун-та, 1968. - 312 с.
36. Янко-Триницкая, Н.А. Междусловное наложение /Н.А. Янко-
Триницкая //Развитие современного русского языка. - М.: Наука, 1972.
- С. 254-255.
37. Янко-Триницкая, Н.А. Продуктивные способы и образцы
окказионального словообразования / Н.А. Янко-Триницкая// Актуальные проблемы русского словообразования. - Ташкент, 1975. - С. 413-418.
38. Янко-Триницкая, Н.А. Словообразование в современном русском языке. /Н.А. Янко-Триницкая. - М.: Индрик, 2001. - 504 с.
Словари
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.: Изд-во УРСС, 2004. - 571 с.
2. Розенталь Д.Э. и др. Словарь лингвистических терминов//
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/DicTermin/s_1. php (дата обращения 28.03.2016)
3. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В.В.
Виноградова. Отв. ред. Н.Ю. Шведова. - М.: Издательский центр «Азбуковник», 2007. - 1175 с.
4. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка в 2 томах: около 145000 слов /А.Н. Тихонов. - М.: Русский язык, 1985. -
1 том 854 с., 2 том 885 с.
5. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: Толково¬
словообразовательный: Св. 136000 слов.ст., ок. 250000 семант. ед.: В
2 т. М.: Русский язык, 2000. 1 том: А-О, 1213 с. 2 том: П-Я, 1084 с.
Учебники
1. Русский язык: 6 кл.: учеб.для общеобразоват. организаций / [Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.]. - 5-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2015. - часть 1 - 191 с., часть 2 - 175 с.
2. Русский язык: 6 кл.: учеб.для общеобразоват. школы в 2-х кн. /[Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.].- 3-е изд., перераб. - М.: Баласс, 2014. - часть 1 - 224 с., часть 2 - 144 с.
3. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб.для
общеобразоват. учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова- М.: Дрофа, 2012. - 320 с.
Источники
1. Вера Полозкова. Непоэмание. М.: Livebook, 2013. - 224 с.
2. Стефания Данилова. Веснадцать. М.: АСТ, 2015. - 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ