Реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение: проблемы теории и пути решения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ В РОССИИ
1.1. Развитие системы реализации прав детей-сирот и детей, 10
оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение
1.2. Нормативно-правовое обеспечение реализации права 21
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на
жилое помещение
2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И 49
ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Защита права детей-сирот и детей, оставшихся без 49
попечения родителей, на жилое помещение: проблемы и пути
решения
2.2. Проект совершенствование способов реализации права 72
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и
лиц из их числа на жилое помещение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ В РОССИИ
1.1. Развитие системы реализации прав детей-сирот и детей, 10
оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение
1.2. Нормативно-правовое обеспечение реализации права 21
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на
жилое помещение
2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И 49
ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Защита права детей-сирот и детей, оставшихся без 49
попечения родителей, на жилое помещение: проблемы и пути
решения
2.2. Проект совершенствование способов реализации права 72
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и
лиц из их числа на жилое помещение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что для всей Российской Федерации проблема обеспечения жильем граждан актуальна на протяжении многих лет, а вопросы реализации жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для государства и общества имеют особое социальное значение.
Наличие собственного благоустроенного жилья является одной из базовых ценностей человеческого существования, обеспечивающей здоровье нации, формирование семьи и сохранение семейных ценностей, стабилизацию и положительное развитие демографической ситуации, создание основ солидарного общества. Это источник уверенности людей в завтрашнем дне и опора стабильности в обществе.
Строительство жилья является точкой роста экономики государства, залогом его эффективного развития, как в экономическом, так и в социальном плане.
Следует отметить, что ребенок, лишившийся родительского попечения - это особый, по-настоящему трагический мир. В то время когда о ребенке заботится родитель, защита прав и законных интересов детей-сирот ложится на плечи государства, а законными представителями выступают органы власти.
В законодательстве Российской Федерации предусмотрен ряд нормативно-правовых актов, предусматривающих детям-сиротам социальные гарантии на жилое помещение, а также регулирующих вопросы защиты их прав. Основные правовые нормы, регламентирующие данную сферу
отношений на федеральном уровне, содержатся в Жилищном кодексе Российской Федерации, а также в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [2;9].
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который внес изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и кардинально изменил механизм обеспечения жильем граждан рассматриваемой категории[9;10]. Данный закон был направлен на устранение нечеткостей в правовой регламентации ранее действовавшего законодательства, а также разрешение накопившихся проблемных вопросов в правоприменительной практике.
Вместе с тем, несмотря на целый ряд важных и эффективных правовых гарантий, реализуемые законы не позволили в полном объеме исключить проблемы в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. По- прежнему существуют пробелы законодательства в данной сфере, а также при принятии вышеназванного Федерального закона № 15-ФЗ не были учтены финансовые возможности субъектов Российской Федерации[10]. В связи с этим очередность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, ежегодно увеличивается, а уровень софинансирования из федерального бюджета остается на прежнем месте.
Степень научной разработанности темы исследования. К настоящему времени в отечественной литературе достаточно полно освещены вопросы социальной защиты отдельных, социально-уязвимых групп населения. Проблемы обеспечения государственной защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются объектом исследования таких авторов, как Камалдинова Э.Т., А.И. Кравченко[55;56]. Правовые основы защиты детей-сирот отражены в работах В.А. Малышева, О.В. Нарожней, Е.М. Никитиной, Тарасовой А.Е.[64;69;71;83].
В работе В.А. Выравдина подробно описаны основные элементы системы социальной защиты детей-сирот в Российской Федерации, ее содержание, структура и проблемы функционирования [40].
Экономические и политические аспекты организации и функционирования учреждений социальной защиты населения представлены в исследованиях В.И. Иванова, М.И. Лепихова, Т.К. Мироновой, С.Г. Попова, Е.И. Холостовой [51;61;67;75;88].
Вопросы реализации прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилое помещение рассматривались как в отдельных исследованиях, так и фрагментарно в ходе изучения проблем связанных с возникновением социального сиротства и обеспечением социальных гарантий гражданам рассматриваемой категории.
Среди авторов уделивших внимание этой проблеме, следует назвать Фардиеву Ф.И., Байкову С.Г., Султанов А.А., работы которых посвящены обеспечению жилыми помещениями выпускников детских домов [84].
Актуальность и степень научной разработанности темы обусловили проблему, объект и предмет данного исследования, цель и задачи.
Объект исследования - система защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилое помещение.
Предмет исследования составляют нормы действующего законодательства и теоретические положения доктрин гражданского и жилищного права в части реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилое помещение, в том числе экономические, социальные и правовые процессы, составляющие данные отношения, а также проблемы реализации прав граждан рассматриваемой категории на жилое помещение в Белгородской области.
Цель исследования заключается в изучении сложившейся государственной системы и разработке путей совершенствования системы защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в Белгородской области.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
- исследовать нормативно-правовое и организационное обеспечение деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Российской Федерации, а также Белгородской области;
- изучить пути реализации государственных гарантий по обеспечению детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа жилыми помещениями в Белгородской области;
- выявить проблемы в реализации государственных гарантий по обеспечению детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа жилыми помещениями в Белгородской области;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилое помещение на территории Белгородской области.
Гипотеза исследования: проблема исполнения государственных гарантий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, находиться в прямой зависимости от нехватки подзаконных актов и целевых программ, социальных проектов, а также из-за недостаточного финансирования расходов.
В качестве теоретико-методологических основ исследования в проекте были использованы основные положения структурно-функционального подхода, позволившего представить процесс государственной защиты прав детей-сирот как комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом [53]. Методика настоящего исследования включает в себя как общенаучные (анализ и синтез, моделирование, системный подход, логический и т.п.), так и частно-научные (специальные) методы. К последним относятся:
- формально-логический анализ понятий «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- историко-правовой анализ возникновения и развития системы государственной поддержки детей-сирот и детей, утративших родительское попечение;
- логико-правовой анализ соответствующих норм гражданского, жилищного и семейного законодательства.
Содержательный подход, предложенный в работах А.Г. Поршневой, З.П. Румянцевой, позволил изучить содержание государственной защиты прав детей, потерявших родительское попечение, выявить составляющие данного процесса [76]. Применение системного подхода позволило представить государственную защиту прав детей-сирот как систему, изменяющуюся в результате взаимодействия отдельных элементов с внешней средой [43].
Автором использовались методы эмпирического и теоретического исследования, включая методы сравнительного и системного анализа. Сбор информации осуществлялся посредством анализа статистических данных, изучения официальной документации и информационных сайтов.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, законодательные акты Белгородской области, отчеты, справочно-аналитические материалы управления социальной защиты населения Белгородской области. А также «Социальные карты» детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В карте представлен заведомо избыточный перечень фактов, которые могут быть причиной необходимости оказания выпускнику помощи и поддержки. Раздел «Жилье» включает факты, относящиеся к неблагоприятным условиям проживания выпускника в настоящее время, отсутствию ранее занимаемого жилого помещения, в которое выпускник может вернуться, обеспечению жилым помещением специализированного фонда и т.д. Заполнение формы в электронном виде предполагает автоматический подсчет количества выявленных «негативных» фактов требующих решения, которые отображаются в обобщенной итоговой таблице. Проблемные вопросы были выявлены в ходе изучения и автоматического обобщения 940 социальных карт детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе проведено комплексное монографическое исследование теоретических и практических проблем, возникающих при реализации и защите прав детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилое помещение на основе действующего законодательства и сложившейся практики.
На защиту выносится следующее положения: Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа относятся к самой незащищенной категории граждан, так как с детства не имеют родителей, а следовательно, и защиту с их стороны. Защиту прав и законных интересов детей-сирот осуществляет государство в лице органов опеки и попечительства, замещающих родителей либо организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нарушение прав детей данной категории недопустимы. Жилищные проблемы накладывают негативный отпечаток, а в большинстве случаев определяю весь процесс социализации детей-сирот. В момент наступления совершеннолетия дети-сироты проходят все ступени «жилищной социализации»: обращение в органы власти по вопросам постановки на жилищный учет и предоставления жилья, обращение в судебные и правоохранительные органы за защитой своих прав. Своевременное предоставление жилых помещений, а также повышение правовой грамотности детей-сирот значительно улучшит их положение и будет способствовать социальной адаптации, формированию позитивного отношения к окружающим, обретению способности принимать решения и нести за них ответственность, вести хозяйство, планировать бюджет, подготовиться к созданию семьи и воспитанию детей.
Научно-практическая значимость работы данного исследования заключается в возможности использования результатов и рекомендаций, предложенных автором, в деятельности Управления социальной защиты населения области по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для дальнейших исследований по теме проекта.
Апробация результатов исследования. Результаты, полученные автором в ходе проектирования, были представлены VIII Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики» (Белгород, 2016г.). По теме диссертационного исследования опубликовано 4 статьи в сборниках материалов научных конференций международного и всероссийского уровней. Рекомендации, предложенные в ходе исследования внедряются в практическую деятельность Управления социальной защиты населения Белгородской области.
Наличие собственного благоустроенного жилья является одной из базовых ценностей человеческого существования, обеспечивающей здоровье нации, формирование семьи и сохранение семейных ценностей, стабилизацию и положительное развитие демографической ситуации, создание основ солидарного общества. Это источник уверенности людей в завтрашнем дне и опора стабильности в обществе.
Строительство жилья является точкой роста экономики государства, залогом его эффективного развития, как в экономическом, так и в социальном плане.
Следует отметить, что ребенок, лишившийся родительского попечения - это особый, по-настоящему трагический мир. В то время когда о ребенке заботится родитель, защита прав и законных интересов детей-сирот ложится на плечи государства, а законными представителями выступают органы власти.
В законодательстве Российской Федерации предусмотрен ряд нормативно-правовых актов, предусматривающих детям-сиротам социальные гарантии на жилое помещение, а также регулирующих вопросы защиты их прав. Основные правовые нормы, регламентирующие данную сферу
отношений на федеральном уровне, содержатся в Жилищном кодексе Российской Федерации, а также в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [2;9].
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который внес изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и кардинально изменил механизм обеспечения жильем граждан рассматриваемой категории[9;10]. Данный закон был направлен на устранение нечеткостей в правовой регламентации ранее действовавшего законодательства, а также разрешение накопившихся проблемных вопросов в правоприменительной практике.
Вместе с тем, несмотря на целый ряд важных и эффективных правовых гарантий, реализуемые законы не позволили в полном объеме исключить проблемы в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. По- прежнему существуют пробелы законодательства в данной сфере, а также при принятии вышеназванного Федерального закона № 15-ФЗ не были учтены финансовые возможности субъектов Российской Федерации[10]. В связи с этим очередность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, ежегодно увеличивается, а уровень софинансирования из федерального бюджета остается на прежнем месте.
Степень научной разработанности темы исследования. К настоящему времени в отечественной литературе достаточно полно освещены вопросы социальной защиты отдельных, социально-уязвимых групп населения. Проблемы обеспечения государственной защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются объектом исследования таких авторов, как Камалдинова Э.Т., А.И. Кравченко[55;56]. Правовые основы защиты детей-сирот отражены в работах В.А. Малышева, О.В. Нарожней, Е.М. Никитиной, Тарасовой А.Е.[64;69;71;83].
В работе В.А. Выравдина подробно описаны основные элементы системы социальной защиты детей-сирот в Российской Федерации, ее содержание, структура и проблемы функционирования [40].
Экономические и политические аспекты организации и функционирования учреждений социальной защиты населения представлены в исследованиях В.И. Иванова, М.И. Лепихова, Т.К. Мироновой, С.Г. Попова, Е.И. Холостовой [51;61;67;75;88].
Вопросы реализации прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилое помещение рассматривались как в отдельных исследованиях, так и фрагментарно в ходе изучения проблем связанных с возникновением социального сиротства и обеспечением социальных гарантий гражданам рассматриваемой категории.
Среди авторов уделивших внимание этой проблеме, следует назвать Фардиеву Ф.И., Байкову С.Г., Султанов А.А., работы которых посвящены обеспечению жилыми помещениями выпускников детских домов [84].
Актуальность и степень научной разработанности темы обусловили проблему, объект и предмет данного исследования, цель и задачи.
Объект исследования - система защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилое помещение.
Предмет исследования составляют нормы действующего законодательства и теоретические положения доктрин гражданского и жилищного права в части реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилое помещение, в том числе экономические, социальные и правовые процессы, составляющие данные отношения, а также проблемы реализации прав граждан рассматриваемой категории на жилое помещение в Белгородской области.
Цель исследования заключается в изучении сложившейся государственной системы и разработке путей совершенствования системы защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в Белгородской области.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
- исследовать нормативно-правовое и организационное обеспечение деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Российской Федерации, а также Белгородской области;
- изучить пути реализации государственных гарантий по обеспечению детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа жилыми помещениями в Белгородской области;
- выявить проблемы в реализации государственных гарантий по обеспечению детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа жилыми помещениями в Белгородской области;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилое помещение на территории Белгородской области.
Гипотеза исследования: проблема исполнения государственных гарантий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, находиться в прямой зависимости от нехватки подзаконных актов и целевых программ, социальных проектов, а также из-за недостаточного финансирования расходов.
В качестве теоретико-методологических основ исследования в проекте были использованы основные положения структурно-функционального подхода, позволившего представить процесс государственной защиты прав детей-сирот как комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом [53]. Методика настоящего исследования включает в себя как общенаучные (анализ и синтез, моделирование, системный подход, логический и т.п.), так и частно-научные (специальные) методы. К последним относятся:
- формально-логический анализ понятий «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- историко-правовой анализ возникновения и развития системы государственной поддержки детей-сирот и детей, утративших родительское попечение;
- логико-правовой анализ соответствующих норм гражданского, жилищного и семейного законодательства.
Содержательный подход, предложенный в работах А.Г. Поршневой, З.П. Румянцевой, позволил изучить содержание государственной защиты прав детей, потерявших родительское попечение, выявить составляющие данного процесса [76]. Применение системного подхода позволило представить государственную защиту прав детей-сирот как систему, изменяющуюся в результате взаимодействия отдельных элементов с внешней средой [43].
Автором использовались методы эмпирического и теоретического исследования, включая методы сравнительного и системного анализа. Сбор информации осуществлялся посредством анализа статистических данных, изучения официальной документации и информационных сайтов.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, законодательные акты Белгородской области, отчеты, справочно-аналитические материалы управления социальной защиты населения Белгородской области. А также «Социальные карты» детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В карте представлен заведомо избыточный перечень фактов, которые могут быть причиной необходимости оказания выпускнику помощи и поддержки. Раздел «Жилье» включает факты, относящиеся к неблагоприятным условиям проживания выпускника в настоящее время, отсутствию ранее занимаемого жилого помещения, в которое выпускник может вернуться, обеспечению жилым помещением специализированного фонда и т.д. Заполнение формы в электронном виде предполагает автоматический подсчет количества выявленных «негативных» фактов требующих решения, которые отображаются в обобщенной итоговой таблице. Проблемные вопросы были выявлены в ходе изучения и автоматического обобщения 940 социальных карт детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе проведено комплексное монографическое исследование теоретических и практических проблем, возникающих при реализации и защите прав детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилое помещение на основе действующего законодательства и сложившейся практики.
На защиту выносится следующее положения: Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа относятся к самой незащищенной категории граждан, так как с детства не имеют родителей, а следовательно, и защиту с их стороны. Защиту прав и законных интересов детей-сирот осуществляет государство в лице органов опеки и попечительства, замещающих родителей либо организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нарушение прав детей данной категории недопустимы. Жилищные проблемы накладывают негативный отпечаток, а в большинстве случаев определяю весь процесс социализации детей-сирот. В момент наступления совершеннолетия дети-сироты проходят все ступени «жилищной социализации»: обращение в органы власти по вопросам постановки на жилищный учет и предоставления жилья, обращение в судебные и правоохранительные органы за защитой своих прав. Своевременное предоставление жилых помещений, а также повышение правовой грамотности детей-сирот значительно улучшит их положение и будет способствовать социальной адаптации, формированию позитивного отношения к окружающим, обретению способности принимать решения и нести за них ответственность, вести хозяйство, планировать бюджет, подготовиться к созданию семьи и воспитанию детей.
Научно-практическая значимость работы данного исследования заключается в возможности использования результатов и рекомендаций, предложенных автором, в деятельности Управления социальной защиты населения области по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для дальнейших исследований по теме проекта.
Апробация результатов исследования. Результаты, полученные автором в ходе проектирования, были представлены VIII Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики» (Белгород, 2016г.). По теме диссертационного исследования опубликовано 4 статьи в сборниках материалов научных конференций международного и всероссийского уровней. Рекомендации, предложенные в ходе исследования внедряются в практическую деятельность Управления социальной защиты населения Белгородской области.
В современном обществе социальная политика государства играет важную роль. Основной ее функцией выступает государственная социальная защита.
Государственная социальная защита представляет собой систему мер по соблюдению социальных прав и гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности всем гражданам страны. Она базируется на таких принципах как социальная ответственность общества и государства, государственные гарантии социальной защиты, социальная справедливость в области трудовых отношений.
Государственная социальная защита населения должна распространяться на все категории граждан, предоставляя гарантии необходимого уровня жизни, особое внимание в этой связи следует уделить социально-уязвимым категориям населения, одной из которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Утрата родительского попечения в силу той или иной причины является основанием для приобретения детьми дополнительного комплекса прав не только в жилищных, но и в иных правоотношениях.
Законодательством Российской Федерации устанавливается обязанность государства по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, жилых помещений, однако реализация прав на жилье указанных категорий детей на практике может быть затруднена.
Обязанность по обеспечению детей-сирот жильем возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Из федерального бюджета предоставляются субсидии на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Действующее в настоящее время федеральное законодательство в сфере реализации гарантий жилищных прав исследуемой категории граждан является фрагментарным и до настоящего времени находится в стадии своего развития, в связи, с чем исследуемые общественные отношения регламентируются нормативно-правовыми актами регионального уровня.
Безусловно, вопросу обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уделяется особое внимание, прослеживается стремление к совершенствованию механизмов реализации данного права как на федеральном, так и на областном уровнях.
Тенденция ежегодного снижения объемов выделяемых средств на приобретение жилых помещений при увеличении численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, недостаточность закрепленных законодательством мер социальной поддержки лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых право на обеспечение жилым помещением возникло и не реализовано оказывают отрицательное влияние на ежегодное изменение ситуации.
В качестве рекомендаций по совершенствованию системы защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа предложено:
1. Подготовка предложений по созданию единой федеральной персонифицированной базы данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями и обеспеченных жильем.
2. Внесение предложений по увеличению финансирования мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
3. Повышение правовой грамотности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в части реализации права на обеспечение жилым помещением.
С учетом складывающейся ситуации принятие и комплексное применение предлагаемых мер позволит обеспечить повышение эффективности деятельности системы защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилое помещение.
Государственная социальная защита представляет собой систему мер по соблюдению социальных прав и гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности всем гражданам страны. Она базируется на таких принципах как социальная ответственность общества и государства, государственные гарантии социальной защиты, социальная справедливость в области трудовых отношений.
Государственная социальная защита населения должна распространяться на все категории граждан, предоставляя гарантии необходимого уровня жизни, особое внимание в этой связи следует уделить социально-уязвимым категориям населения, одной из которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Утрата родительского попечения в силу той или иной причины является основанием для приобретения детьми дополнительного комплекса прав не только в жилищных, но и в иных правоотношениях.
Законодательством Российской Федерации устанавливается обязанность государства по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, жилых помещений, однако реализация прав на жилье указанных категорий детей на практике может быть затруднена.
Обязанность по обеспечению детей-сирот жильем возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Из федерального бюджета предоставляются субсидии на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Действующее в настоящее время федеральное законодательство в сфере реализации гарантий жилищных прав исследуемой категории граждан является фрагментарным и до настоящего времени находится в стадии своего развития, в связи, с чем исследуемые общественные отношения регламентируются нормативно-правовыми актами регионального уровня.
Безусловно, вопросу обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уделяется особое внимание, прослеживается стремление к совершенствованию механизмов реализации данного права как на федеральном, так и на областном уровнях.
Тенденция ежегодного снижения объемов выделяемых средств на приобретение жилых помещений при увеличении численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, недостаточность закрепленных законодательством мер социальной поддержки лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых право на обеспечение жилым помещением возникло и не реализовано оказывают отрицательное влияние на ежегодное изменение ситуации.
В качестве рекомендаций по совершенствованию системы защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа предложено:
1. Подготовка предложений по созданию единой федеральной персонифицированной базы данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями и обеспеченных жильем.
2. Внесение предложений по увеличению финансирования мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
3. Повышение правовой грамотности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в части реализации права на обеспечение жилым помещением.
С учетом складывающейся ситуации принятие и комплексное применение предлагаемых мер позволит обеспечить повышение эффективности деятельности системы защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилое помещение.
Подобные работы
- Государственно-правовое регулирование
жилищных прав несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Социальное сиротство в России и пути совершенствования социальной работы с этой категорией граждан
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА
ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ, В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПРАКТИКУ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Социальная адаптация выпускников организаций для детей - сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Всероссийский Государственный Университет Юстиции (Ростовский филиал))
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Тюменский колледж экономики, управления и права)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Содержание детей в детских учреждениях как особый вид социального обслуживания (Международный Юридический Институт)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025



