Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Работа №36650

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
409
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Исторические предпосылки и содержание идей свободного воспитания 7
1.1. Идеи свободного воспитания в зарубежной педагогике 7
1.2. Идеи свободного воспитания в отечественной педагогике 13
Выводы по I главе 22
Глава II. Реализация идей свободного воспитания в современных педагогических условиях 23
2.1. Свободное воспитание в новаторской педагогике России XX века 23
2.2. Основные тенденции реализации идей свободного воспитания в современной России 26
Выводы по II главе 45
Заключение 47
Список литературы 48
Приложения 53

Сфера образовательной деятельности - это сфера жизни всего общества в целом. Все социальные изменения, перемены и достижения влияют на нее, ведь основные социальные институты, связанные с педагогической деятельностью выполняют социальный заказ; тем самым они выражают социальную природу образования и воспитания, реализуя тем самым злободневные потребности.
«Сущность, содержание, формы работы педагога должны не только соответствовать определённому социально-экономическому состоянию общества, его потребностям в подготовке человека определённого уровня, качества и специальности, но и опережать потребности общества на сегодняшний день. Это своего рода работа на будущее, на отдалённый результат» [2, с. 97]. Любые педагогических исследования перспективного характера должны опираться на исторический опыт предшественников, их педагогические взгляды и идеи.
Основной категорией педагогики является воспитание. Человек воспитывается и развивается на протяжении все своей жизни. Сила воспитательного воздействия и влияния меняется в зависимости от возрастных особенностей, а также от социального положения и статуса индивида.
В буквальном смысле воспитание есть «вскармливание» ребенка. Считается, что термин «воспитание» в науку был введен И.И. Бецким (середина XVIII в.). По его мнению, задача воспитания - «вкоренять добродетель, благочестие, склонность к опрятности» [33, с. 74]. В целом воспитание рассматривалось как управление процессом формирования личности и отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.
Если воспитание - это управление усвоением моральных и этических норм, знаний, умений и навыков, управление процессом формирования личности и отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества [34, с. 28], то свободное воспитание мы можем определить как создание условий для свободного развития личности во имя приобщения индивида к миру природы, социальных взаимоотношений, культурного развития и познания самого себя. Данное определение выражает наше понимание понятия «свободное воспитание».
Проблема свободного воспитания является весьма широко изученной научной проблемой. Идея свободного воспитания в свою очередь занимает особое место в истории развития педагогической мысли. На протяжении долгого времени теоретики и практики педагогики искали возможности воплощения не авторитарного, ненасильственного воздействия на подрастающее поколение. Мысли о воспитании свободного, развитого, сильного духом человека зародились еще в недрах античной философии [51].
В наше время особо ощутим стал разрыв между научно-техническим прогрессом и состоянием духовного развития, внутренней культуры людей, уровнем их социальной и нравственной зрелости. Наблюдаемый в большинстве развитых стран рост преступности, жестокости, вандализма, угроза экологических и социальных катаклизмов представляют собой в настоящее время большую угрозу для судеб человечества, для сохранения цивилизации на нашей планете.
Необходимость переосмысления действительности, перехода к иному, качественно новому уровню отношений и различного рода объединений между людьми, передового современного подхода к решению общественных проблем становится объективной потребностью нашего времени.
В настоящее время человек стремится к постоянному самосовершенствованию, умело реализует свой творческий потенциал, а также возрастает уровень социальных ценностей, в связи с этим становится необходимым улучшение систем воспитательной работы учебных образовательных учреждений. Этот процесс находится в преемственной связи с мировым и отечественным педагогическим наследием. Над этой
проблемой, в свое время, работали К.Н. Вентцель [26], Л.Н. Толстой [22], Н.И. Пирогов [36], К.Д. Ушинский [35]. Актуальные на современном этапе развития идеи воспитания свободной творческой личности, осознания ценности, возможно более широкого развития индивидуальных качеств каждого конкретного человека выдвигались педагогами еще в конце прошлого века.
Актуальность работы в данном контексте определена тем, что современные педагогические идеи, на базе которых строится вся система образования, как важнейшей сферы общества, впитали очень многое из идей свободного воспитания. Так, в современных педагогических принципах можно найти отражение идей свободного воспитания - педагогической платформы, давшей современности огромное количество разнообразных, но весьма эффективных идей.
Объект исследования: идеи свободного воспитания в истории педагогике.
Предмет исследования: процесс развития идей свободного воспитания в отечественной педагогике.
Целью работы является исследование идей свободного воспитания и их реализации в отечественной педагогике.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. исследовать процесс развития идей свободного воспитания в истории педагогики;
2. проанализировать процесс развития идей свободного воспитания в отечественной педагогике;
3. изучить идеи свободного воспитания отечественных педагогов- новаторов 20 века;
4. рассмотреть и проанализировать реализацию базовых теорий и принципов свободного воспитания в современной России.
Методы исследования: изучение, анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики; сравнение и обобщение педагогического опыта.
Теоретическая значимость: работа обогащает актуальное в настоящее время направление педагогики - свободное воспитание. Исследование расширяет методологическую базу данного направления, научно обосновывает способы реализации идей свободного воспитания.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования, выявленные методы и приемы ученых-педагогов 19-20-х столетий могут применяться в работе учителей и воспитателей в различных образовательных учреждениях. Результаты исследования могут использовать студенты педагогических вузов в процессе подготовки к занятиям по дисциплине «История образования».
Степень разработанности темы исследования: вопросами изучения и применения методов и идей в области свободного воспитания занимались Т.П. Колодяжная, А.А. Валеев, С.С. Дергаева, И.З. Сковородкина, Э.А. Мальцева, О.В. Бас.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и пяти приложений.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются исторические предпосылки и содержание идей свободного воспитания.
Во второй главе представлена реализация идей свободного воспитания в современных педагогических условиях России.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Апробация исследования. Основные результаты исследования были опубликованы в журнале Интернаука: научный журнал. - № 21(103). - М., Изд. «Интернаука», 2019 в статье «Современные тенденции развития и реализации идей свободного воспитания».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении стоит отметить, что в работе проведён исторический анализ идей свободного воспитания, сформулированы базовые идеи свободного воспитания; в отдельной главе описаны формы практической реализации идей свободного воспитания в современных педагогических реалиях. В ходе анализа и решения проблемы исследования был сделан вывод о том, что многие идеи свободного воспитания легли в основу современных педагогических теорий, конкретных методик. Время показало их способность к практическому применению и высокую педагогическую эффективность. Отношение части современной педагогической общественности к идеям свободного воспитания можно установить, проведя анкетирование студентов педагогических профессий (см. Приложение №5).
В нашей стране, где идеи авторитарной педагогики были весьма актуальны много лет, как это ни странно, интерес к идеям свободного воспитания не угасает, этот опыт весьма органично и разумно применяется, что многократно отмечалось специалистами. «...Идеи мыслителей свободного воспитания в ограниченном объеме вошли в повседневную жизнь современной школы, где к настоящему моменту почти все проявления авторитаризма уже искоренены. Конечно, она не стала прямым наследием педагогики свободного воспитания, однако воплотила в себе ее основные принципы, такие как признание индивида высшей ценностью, гуманное и демократичное отношение к личности ученика и т. д.» [10, с. 65].


1. Актуальные проблемы социальной педагогики: Научно информационный сборник статей профессорско-преподавательского состава факультета социальной педагогики Московского городского психологопедагогического университета и сотрудников Московского Центра развития творчества детей и юношества «Можайский» / Редактор-сост. В.С. Иванов; под общ.ред. В.С. Торохтия. - М.: МГППУ, 2013. - 166 с.
2. Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное. / Анализ сущности и содержания общепринятых понятий педагогической этики. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 128 с.
3. Володина О. В. Развитие идей гуманистической педагогики в России // Известия ВГПУ. 2013. №7 (82).
4. Колодяжная Татьяна Павловна Развитие идей свободного воспитания в современных концепциях личностно-ориентированного образования // Интернет-журнал Науковедение. 2012. №4.
5. Корнетов Г.Б., Богуславский М.В. Восхождение к Монтессори /Антология гуманной педагогики. Монтессори.-М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. - 224 с.
6. Кривов Ю.И. К Проблеме иерархизации базовых понятий отечественной педагогики // Вопросы воспитания. - 2010. - №4.
7. Кувандикова Г.Г., Чориев И. Р. Идеи гуманизма как основа современной педагогики // European research. 2016. №2 (13).
8. Лордкипанидзе Д. Я. А. Коменский. Педагогика. - М., 1970. - 443 с.
9. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.
10. Мартиросьян О. В.Теория свободного воспитания в России и за рубежом // Вестник ТГПУ. - 2018. №1.
11. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., Российское педагогическое агентство, 1996. - 640 с.
12. Плоткин М.М. Теория и практика социального воспитания школьников // дис. на соискание учёной степени доктора педагогических наук, - М. 2003. - 325 с.
13. Социальная педагогика: Учебное пособие А.В. Иванов и др.; под общей ред. Проф. А.В. Иванова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К 0», 2013. - 166 с.
14. Социально-педагогическая поддержка детей (опыт Удмуртской Республики): Монография. Авторы: Мальцева Э. А., доктор педагогических наук, профессор, Бас О. В., начальник отдела социальной помощи семье и детям Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики. — Ижевск: КнигоГрад, 2010. - 132 с.
15. Блонский. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. - 224 с.
16. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Пророк свободного воспитания / Антология гуманной педагогики. Вентцель.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. - 144 с.
17. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / П од ред. академика РАО А.И. Пискунова. - М.: ТЦ " Сфера". - 602 с.
18. Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. - М., 1985. - 32 с.
19. Лордкипанидзе Д. Я. А. Коменский. Педагогика. - М., 1970. - 443 с.
20. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.
21. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.,1974. - 288 с. 49
22. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.,1989. - 143 с.
23. Пинский А. Педагогика свободы.// www.mschools.ru
24. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию.- М.1995. - 106 с.
25. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. М.: Новая школа, 1995. - 96 с.
26. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. / Сборник избранных трудов. - М.: 1993. - 55 с.
27. Теории воспитания и обучения: учебник для студ. учреждений высшего проф. Образования В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательскими центр «Академия», 2013. - 256 с.
28. Педагогика для всех: Кн. для будущих родителей / С. Соловейчик. - М.: 200. - 365 с.
29. Амонашвили, Ш.А. В школу - с шести лет [Текст] / в кн. Баженова И.Н. Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1988. - 472 с.
30. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя [Текст] / Амонашвили Ш.А. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
31. Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластенин. И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2005 - 576 с. ISBN 5-76952499-5.
32. Амонашвили, Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя [Текст]: / Ш.А. Амонашвили. - М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
33. Комаровский Б.Б. Русская педагогическая терминология. - М.: Просвещение, 1969. - 74 с.
34. Введение в педагогику / Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин. - М.: Просвещение, 1975. - 28 с.
35. К.Д. Ушинский. Собрание сочинений.- М., 1974. - 441 с.
36. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1985. - 493 с.
37. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Изд.2-е. - М., 1915. - 102 с.
38. Королев Ф.Ф. К.Н. Вентцель - виднейший представитель теории свободного воспитания // Советская педагогика. - М., 1964. - №4. - 73 с.
39. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика. - М., 1990-№9. - 241с.
40. Репина Г.А. Теория воспитания Константина Вентцеля.- Смоленск, 1999. - 110 с.
41. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / С ост. Е.И. Рогов. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. - 448 с.
42. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1995. - 496 с.
43. Коломинский Я.Л. Человек: Психология: Кн. Для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1980. - 224 с.
44. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. - М.: Воронеж, Ин-т практической психологии, 1995. - 351 с.
45. Гущина Т.Н. Игровые технолгии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. - 2-е изд., - М.: АРКИ, 2008.
46. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научнометодическое пособие / П од ред. Л.М. Митиной. - М., 1998. - 184 с.
47. История Древней Греции / П од ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1986. - 382 с.
48. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М.: Форум, 1998. - 117 с.
Интернет-источники:
49. Свободное обучение и воспитание как основное условие успеха в обучении английскому языку в 5-6 классах / Муравьева А.И. 2017. URL: elib.kspu.ru>get/40092 (Дата обращения: 04.06.2019).
50. Свободное воспитание как педагогическая теория и практика / Панасенко Д.А. 2014. URL: http://files.scienceforum.ru/pdf/2014/749.pdf (Дата обращения: 04.06.2019).
51. Проблемы реализации идей свободного воспитания Л.Н.Толстого в современной школе / Кораблева Д.А. 2015. URL: https://www. prodlenka. org/metodicheskie-razrabotki/poleznosti/dlja- uchitelia/96564-statia-problemy-realizacii-idei-svobodnogo-vo.html (Дата обращения: 04.06.2019).
52. Теория свободного воспитания в России и за рубежом / Мартиросьян О.В. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-
svobodnogo-vospitaniya-v-rossii-i-za-rubezhom (Дата обращения: 03.06.2019).
53. Развитие идеи свободного воспитания в отечественной педагогике / Исакова Я.Н. 2008. URL:
https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00461681 0.html (Дата обращения: (04.06.2019) .
54. Развитие идеи свободного воспитания в педагогике VIII-XX вв. (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель) / Самойличенко Н.В. 1998. URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-idei-svobodnogo-vospitaniya-v- pedagogike-viii-xx-vv-zh-zh-russo-l-n-tolstoi-k-n-ven (Дата обращения:
04.04.2019) .
55. Свободное воспитание в России в конце XIX - первой четверти XX века / Астафьева Е.Н. 2015. URL:
https://cvberleninka.ru/article/n/svobodnoe-vospitanie-v-rossii-v-kontse-xix- pervoy-chetverti-xx-veka (Дата обращения: 5.04.2019).
56. Идеи свободного воспитания К.Н. Вентцеля в современной педагогике / Балашов М.С. 2009. URL: http://dodiplom.ru/ready/105404 (Дата обращения: 5.04.19).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ