Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЗНАТНЫХ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД РАННЕЙ ИМПЕРИИ

Работа №38524

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
512
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Понятие «повседневность» в истории 12
1.1. Понятие повседневности. Общая характеристика повседневности 12
1.2. Культура повседневности. Основные подходы к изучению культуры повседневности 31
Глава 2. Повседневная жизнь знатных женщин в период Ранней Империи .. 44
2.1 Знатные женщины в социальной жизни римского общества 44
2.2. Быт, одежда и украшения знатных женщин в период Ранней Империи . 51
Заключение 71
Список литературы и источников 73
Приложение 78

Актуальность исследования. Культура повседневности - одна из популярных областей современного гуманитарного знания. Неуклонный рост интереса к ней свидетельствует и о стремлении науки о культуре освоить новые сферы, и о доминировании в современной культуре именно повседневного пласта. При этом интерес представляет, как исследование повседневности в качестве относительно автономного «мира опыта», так и рассмотрение ее во взаимосвязи с другими сферами культуры. Изучение повседневности позволяет создать многомерную картину культуры в ее противоречивости и целостности. Исследователь повседневности получает возможность увидеть отражение высокой культуры в зеркалах повседневного бытия, в зеркалах, подчас открывающих новые черты известных и понятных явлений. В равной степени и обыденная жизнь раскрывается в своей нетривиальности и символичности. Современное знание о культуре непредставимо без соположения специализированной и повседневной ее сфер.
В поле внимания исследователей оказались не только вопросы исторической эволюции повседневности, но и актуальные проблемы современной культуры, проявляющиеся, в том числе, на уровне повседневных практик. В научный оборот были введены новые, порой очень неординарные объекты изучения - пища, нижнее белье, елочные игрушки, коммунальные квартиры, шопинг. Все это сделало культуру повседневности притягательной сферой исследований.
Существует немало исследований различных сторон жизни и деятельности наиболее известных представительниц аристократической элиты, а также простых жительниц античных государств. В них затрагиваются и вопросы повседневной жизни женщин. Так, например, положению женщины посвящены работы И. Блоха , Е. Виндельманда, В. Брун, М. Тильке и др.
Е. Виндельманд лишь в проституции видит возможность для античной женщины развивать свои способности, быть самостоятельной, образованной, т. е. быть личностью («Женщина в Древнем мире»).
В. Брун замечает противоречие, которое заключалось в подчиненности и зависимости женщины классического периода по отношению к мужчине, ее второстепенной роли в жизни полиса и тем почитанием, и фактическим обожествлением, которое выразилось в культе Афины - главной богини города.
Объект исследования - повседневность как предмет исторического исследования.
Предмет исследования - повседневная жизнь знатных женщин в период Ранней Империи.
Целью исследования является изучение повседневной жизни знатных женщин в период Ранней Империи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. рассмотреть понятие повседневности, привести общую характеристику повседневности;
2. выявить основные подходы к изучению культуры повседневности;
3. обозначить положение знатных женщин в социальной жизни римского общества;
4. описать быт, одежду, прически и украшения знатных женщин в период Ранней Империи.
Основными понятиями в работе являются термины «повседневность», «культура повседневности» и «знатная женщина».
При этом под повседневностью мы в данной работе будем понимать «процесс жизнедеятельности индивидов, развертывающийся в привычных общеизвестных ситуациях на базе самоочевидных ожиданий» .
«Культура повседневности — совокупность характерных для обыденной жизни людей социальных практик (поведения, мышления, речи, труда, отдыха и так далее), наряду с отклонениями от этих практик, которые могут представлять интерес как потенциальный источник обновления культуры. Культура повседневности существует только в контексте конкретной культурно-исторической эпохи: элементы её воспринимаются людьми как единый мир само собой разумеющихся, не подлежащих сомнению привычек (в том числе мыслительных), объединяемых понятием здравого смысла» .
Знатная женщина - это та, которая входила в наследственный, высший слой привилегированного класса, по праву рождения или вступления в брак .
В современном понимании повседневность является типичными действиями и ежедневными ритуалами. Культурология повседневности интересуется ценностями и смыслом неспециализированных сфер культуры.
В рамках данного исследования также изучается общая характеристика повседневности, рассматривается культура повседневности, выявляются основные подходы к изучению культуры повседневности. История повседневности как научное направление обращает внимание на человека в истории. Повседневность - особый модус бытия человека и общества, первичный для человека.
Хронологические рамки исследования определяются его предметом и охватывают историю Рима I -II вв. до н.э. Хронологические рамки определяются, прежде всего, особенностями трансформаций римского общества и данными источников. Для этой эпохи характерно сохранение многих республиканских порядков Эпоха ранней империи — принципата (конец I в. до н. э. — II в. н. э.) — время расцвета римского государства, которое превращается в огромную империю, включавшую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.
Анализ источников и литературы:
Структура источниковой базы отражает специфику предмета исследования.
Нарративные источники представлены трудами исторического и биографического характера. К первой подгруппе относятся труды одного из самых известных античных историков Полибия , Публия Корнелия Тацита , жившего при нескольких императорах ранней Империи. К этой же подгруппе источников относятся труды Иосифа Флавия «Иудейские древности» , в которых повествуется об истории евреев вплоть до Иудейской войны. В сочинении Тита Ливия (59-17 г. до н.э.) «История от основания города» отражена религиозная жизнь при Августе.
Сохранилась переписка Плиния Младшего с женой, тетушкой жены и тещей . Письма Плиния содержат обширный и разнообразный материал для характеристики классовых сил, материальной культуры, быта и нравов римского общества современной Плинию эпохи. Важен сборник Плиния ещё и тем, что в нём содержатся сведения о многих исторически интересных людях и о некоторых значительных исторических событиях. Сохранились письма М.Т. Цицерона, которые он писал жене и дочери - единственным своим корреспонденткам . В сочинениях Овидия , Ювенала и Тацита содержится достаточно большой пласт материалов, характеризующих жизнь Римской империи, в том числе и женщин.
Интерес представляют и юридические источники, в которых зафиксирован правовой статус женщин в Римской Империи. Самым ранним источником является памятник древнеримского права «Законы XII таблиц» (451-450 г. до н.э.), который сохранился в разнородных отрывках. Этот памятник являлся основой римского цивильного права, наряду с преторским правом, даже в эпоху империи. Среди огромного массива можно выделить «Институции» Гая, т.е. «наставления» в области римского права. Важные сведения о положении женщин в соответствии с римским правом находим в Дигестах императора Юстиниана .
В качестве источника для изучения данной темы использованы археологические данные, а именно описание храма Весты и даже данные о его раскопках. Также скульптурные изображения римских женщин периода Империи, хранящиеся в различных музеях .
Литературу по теме исследования можно разделить на несколько групп:
1) Литература по теории повседневности
В общем виде повседневность рассматривается в множестве источников, ее можно охарактеризовать с помощью ее характеристик:
объективных и субъективных . Вальденфельс Б. полагает, что повседневное является рутинным, упорядоченным, привычным, типичным, субъективным и близким. Для людей повседневность обязательна и не отменима. Но данные характеристики хоть и являются очевидными и понятными, остаются размытыми. Используя их невозможно представить специфику повседневности.
В то же время повседневность является особой сферой жизни человека . При этом она состоит из «жизненной среды человека, сферы непосредственного потребления, удовлетворения материальных и духовных ценностей, и связанных с этим обычаями, ритуалами, формами поведения, привычками сознания» . Так повседневность охватывает достаточно
широкий и разнообразный спектр феноменов. К ним относятся: привычная трудовая деятельность, этикетные формулы поведения, техника решения профессиональных и домашних проблем, сегмент развлечений, различные стереотипы и предрассудки, которые часто учитываются в процессе деятельности.
Наиболее подробно повседневность была охарактеризована социологом Альфредом Шюцом , который повседневность приравнивает с религией, игрой, научным теоретизированием. Шюц выделил 6 особенностей
24
повседневности .
2) Общая литература по истории Рима
Литература, в которой затрагиваются вопросы повседневной жизни в Римской Империи. Тема повседневная жизнь в Древнем Риме, не является новой для антиковедения. Она является достаточно популярной. Большое внимание, со стороны, как отечественных, так и зарубежных антиковедов, уделялось культурологической и общечеловеческой стороне вопроса повседневности в античности, в том числе и поведения древнеримской женщины. Перечислим наиболее значимые работы: Сергеенко М.Е. «Жизнь Древнего Рима» . Книга историка античности М. Е. Сергеенко создана на основе лекций, прочитанных автором в 1958—1961гг., впервые вышла в свет в 1964 г. под эгидой Академии наук СССР и сразу же стала одним из основных пособий для студентов-историков, специализирующихся на истории Рима. Работа, в основном, посвящена повседневной жизни Рима и его жителей. М.Е. Сергеенко подробно рассматривает археологические находки, свидетельства античных авторов и другие памятники для воссоздания обычаев и мировоззрения древнеримского народа. Сугубо научный по рассматриваемому материалу, текст книги, тем не менее, написан доходчиво, без перегруженности специальной терминологией, так как автор стремился ознакомить нашего читателя с бытом, с обыденной жизнью древнего Рима — ведь без такового нельзя как следует понять ни римскую литературу, ни историю Рима вообще. Поэтому текст легко и с интересом воспринимается даже неподготовленным читателем. Издание рассчитано как на специалистов-историков, так и на массового читателя.
Вопросам, также касающихся, повседневной жизни, семьи и гендера в Римской империи посвящены работы М.В. Алферова , А.Н. Бадак , В.О. Балух , и многих других. Зачастую в этих работах исследуются особенности мировоззрения античности в отношении полов. Так, в книге М.В. Алферовой
«История и легенды Древнего Рима» популярным языком изложена история Древнего Рима - от основания города до падения Западной Римской империи. Особое внимание уделяется политической жизни Италии того времени, берущем начало в античности и до сих пор актуальным проблемам общественного развития.
3) Работы, посвященные изучению женщин в Римской Империи
Историография, представленная по данной теме достаточно обширна. Из всего использованного комплекса работ наибольшее концептуальное влияние на работу оказали работы, показывающие траекторию изменения положения женщин в римском обществе. В работе использовались труды отечественных и зарубежных исследователей. Среди отечественных исследователей отметим труды историка, П.Н. Кудрявцева . Автор рисует портреты знатных римлянок периода раннего принципата. Интерес для нашего исследования представляет работа Велишского Ф.Ф. «Быт греков и римлян». В указанной работе автор рассматривает не только взаимоотношение императоров со своими супругами, но и их открытое или косвенное вмешательство в политическую жизнь империи. В книге французских исследовательниц Д. Гуревич и М.-Т. Рапсат-Шарлье рассказывается о самых различных сторонах жизни римских женщин — о их воспитании, отношениях с мужьями и любовниками, труде, болезнях, религиозных воззрениях, правовом положении, влиянии на политику и многом другом. Авторы не ограничиваются лишь жизнью обитательниц дворцов и вилл — мы сможем заглянуть в хижины селян, в городские инсулы, мастерские, лупанары. Д. Гуревич и М.-Т. Рапсат-Шарлье привлекают самые различные материалы — рассказы античных авторов, надписи, папирусы, археологические находки, что позволяет им раскрыть тему во всем ее многообразии. Книга снабжена интересными иллюстрациями.
Бэлсдон Д.П. «Женщины древнего Рима. Увлекательные истории жизни римлянок всех сословий» Профессор Оксфордского университета, член Британской академии, автор ряда исследований по древней истории Джон Перси Бэлсдон посвятил свою книгу женщинам Древнего Рима. История римских женщин - это многовековая история представительниц всех слоев римского общества. Женщины никогда не управляли Римом, но это не означает, что они не участвовали в формировании имперской политики. От них, в особенности от исполнения ими жреческих обязанностей, например, зависело здоровье общества, а символом государственной морали были девственницы весталки, которые
гарантировали экономическое процветание страны. Автор охватил более чем тысячелетний период, описывая многих женщин, родившихся в римских провинциях и ставших частью римской истории.
Методологической основой для исследования послужили общенаучные принципы познания: историзм, системность и объективность. Принцип историзма выражается в изучение исторических источников - документов и воспоминаний - с учетом исторических условий. Принцип объективности заключается в возможно полном использовании кругов источников, а также изучении работ исследователей.
В ходе исследования применялись и общенаучные методы познания- методы анализа и синтеза, индукции и дедукции - так и исторические методы познания. Проблемно-хронологический метод применялся в ходе анализа источников, с целью определения хронологической последовательности появления источника, а также выявления способов его изучения. Сравнительно-генетический метод использовался при исследовании бытового антисемитизма и уголовных процессов по делам как цельного исторического процесса с учетом причинно-следственных связей.
Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней сведения можно использовать для пополнения знаний об истории римской культуры в период Ранней империи, изучении круга источников о повседневной жизни знатных женщин того времени. Основные выводы и положения работы могут быть использованы при подготовке к студенческим семинарам и олимпиадам, элективным курсам.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В первой главе изучаются теоретические вопросы, касающиеся понятия повседневности в истории и с точки зрения подходов разных исследователей, дается общая характеристика повседневности, определяется взаимосвязь данного понятия прошлого, современности, рассмотрено понятие «культура повседневности», рассмотрены основные подходы к ее изучению с точки зрения истории.
Во второй главе рассматриваются особенности социальной жизни римского общества, нравы, быт и повседневная жизнь знатных женщин; одежда и украшения знатных женщин, выделяется их классификация и выявляется полнота сведений, содержащаяся в них.
В заключении подводятся итоги исследования, которые были поставлены автором работы.
Завершается работа приложением, которое содержит иллюстративный материал по рассматриваемым в работе вопросам.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По сравнению с высокой культурой культура повседневности значительно расширяет круг действующих субъектов. Для высокой культуры характерно очень ограниченное число актеров, именуемых гениями, талантами, выдающимися личностями. Так или иначе, по отношению к ней большинство людей занимает достаточно пассивную позицию «страдательного лица» - зрителя, читателя, ученика. Культура повседневности по своим характеристикам сближается с массовой культурой, неверно было бы представлять ее оторванной от процессов «большой» культуры. Хотя культура повседневности создает собственные нормы и ценности, она также отражает многие идеи, смыслы и образы высокой культуры. Они активно взаимодействуют, и с течением времени связи между этими типами культуры все больше усиливаются. Свою роль в этом сыграло и книгопечатание, и распространение всеобщего образования, и развитие СМИ. Все эти явления обеспечили свободную циркуляцию идей, образов, ценностей высшего пласта культуры на уровне обыденной жизни. В результате повседневная жизнь стала строиться по лекалам, заданным образцами высокой культуры. С другой стороны, развитие культуры на современном этапе происходит в значительной мере под диктовку именно культуры повседневности, которая становится и темой высокой культуры, и источником ее новых норм и ценностей.
Что касается повседневности знатных женщин в период ранней Империи, то мы видим, что женщин никто не запирал в доме, они также ходили в театры, цирки и на всевозможные представления, а также вечеринки, если их так можно назвать. Римские женщины организовывали свои клубы, иногда они были исключительно для замужних, а некоторые принимали всех, вне зависимости от статуса девушки. Политическая система Империи давала женщинам, принадлежавшим к императорскому дому или
приближенным к императору голос, и авторитет. При возникновении свободной формы брака оба супруга имели более равные права, это является зарождением гуманизма в законе. Но женщина не имела полного права распоряжения своей собственности, как это имели мужчины, и она не требовала изменения этого закона.
Если говорить о внешности женщины в период ранней империи, то это появления новых видов ткани, изобилия цветовой гаммы, появление косметических средств, изготовление ювелирных изделий из разного рода металлов и разных драгоценных камней. Знатные римлянки отличались особым, доходящим до крайности пристрастием к украшениям. Большинство их они переняли у греческих женщин и украшали себя ювелирными изделиями тонкой работы из золота, индийского жемчуга, драгоценных камней. Золотые и серебряные серьги, которые носили римлянки, имели самую разнообразную форму. Самыми красивыми и самыми дорогими считались жемчужные, имеющие форму капель. Особой популярностью пользовались янтарные и хрустальные шары, которые римские матроны держали в руках: считалось, что они освежают руки. Имелись парикмахеры, которые делали прически для богатых женщин, так же цирюльница могла наложить макияж. Конечно, более богатые женщины пытались выделиться из толпы или в обществе, в котором она находится. Каждая женщина пыталась сохранить свою молодость, наносили на себя маски, чтобы как- то разгладить свои морщины.
Поэтому хочется сказать, что женщина имела жизнь такую, какую она хотела, конечно, если бы женщин не устраивало то, как они живут, то скорее всего возникали определенные столкновения в интересах, где женщина могла бы высказать свои недовольства мужчинам и история имела бы другой сценарий. Всё же женщину устраивало её положение, и она не хотела менять свою жизнь. Конечно, еще это зависело от воспитания, а воспитание было таково, что женщина должна заниматься домашними делами, воспитанием детей и создавать уют в доме.


1. Дигесты Юстиниана / Перевод с лат.; Отв. ред. Л.Л. Кофанов. М., 2002-2006. Т. 1-8.
2. Кассий Дион Коккейян. Римская история. Книги Ы—LXШ / Кассий Дион Коккейян. СПб., 2014. —680 с.
3. Корнелий Тацит. Анналы / пер. A.C. Бобовича // Корнелий Тацит. Сочинения. М., 1993. Т. 1. - 443 с.
4. Овидий. Элегии и малые поэмы. (Серия «Библиотека античной). М., ХЛ. 1973. - 528 с.
5. Тит Ливий. История Рима от основания города / Отв. ред. Е.С. Голубцова. М., 1989-1993. Т. I-III.
6. Плиний Младший Письма/ Под ред. А. И. Доватура. М.: Наука, 1982. - 408 с.
7. Полибий Всеобщая история в 40 книгах. В 3-х томах. Полный комплект / Полибий. - М.: Издание А. Г. Кузнецова, 1978. - 503 с.
8. Гай Саллюстий Крисп. Сочинения / пер. В.О. Горенштейна. М., 1981. — 220 с.
9. Флавий Иосиф. Иудейские древности. Пер. Г. Г. Генкеля. СПб.,. 1994. Т.2. -608 с.
10. Цицерон, Марк Туллий. Диалоги. О государстве. О законах / Марк Туллий Цицерон М., 1994. — 222 с.
11. Ювенал. Сатиры. / Пер. Д. С. Недовича и Ф. А. Петровского, вступ. ст. А. И. Белецкого. Спб., 1994. -158 с.
Литература:
1. Альберто Анджела Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы. - М., 2016. - 316 с.
2. Алферова, М. В. История Древнего Рима / М.В. Алферова. - М., 2006. - 552 с.
3. Бадак А.Н. История Древнего Мира. Древний Рим / А.Н. Бадак и др. - М., 2015. - 864 с.
4. Балух В.О. История античной цивилизации (Текст): (учебник для вузов): в 3-х томах/В.О. Балух.-Черновцы. - М., 2008. - 847 с.
5. Бейкер, Саймон Древний Рим. Взлет и падение империи / Саймон Бейкер. - М., 2008. - 452 с.
6. Бергер П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М., 1995. - 323 с.
7. Блох И. История проституции. М., 1994. -112 с.
8. Большой толковый словарь по культурологии / сост Б. И. Кононенко. - М., 2003. - 348 с.
9. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV- XVIII вв. Т. 1: Структуры повседневности: возможное и невозможное / Ф. Бродель; пер. с фр. Л. Е. Куббеля. М., 1986 - 624 с.
10. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени. М., 2000. - 467 с.
11. Бэлсдон Д.П. Женщины Древнего Рима. Увлекательные истории жизни римлянок всех сословий / пер. с англ. Е. Ламановой. - М., 2016. - 319 с.
12. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности / Б. Вальденфельс // Социо-Логос. Вып. 1 / сост. и общ. ред. В. В. Винокурова и В. Ф. Филиппова. М., 1991- 480 с.
13. Василенко В. С. Культура повседневности: сборник статей и эссе. — Красноярск., 2012. - 48 с.
14. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995. - 245 с.
15. Вегнер, Вильгельм Рим. История и культура римского народа для любителей классической древности и для самообразования. Том I / Вильгельм Вегнер. - М., 2017. - 620 c
16. Гудков Л. Д. Культура повседневности в новейших социологических теориях / Л. Д. Гудков // Общие проблемы культуры: Обзорная информация. М., 1988. - Вып. 1.— С. 1-32.
17. Гуревич Д., М.-Т. Рапсат-Шарлье Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме. М., 2006. - 261 с.
18. Золотухина-Аболина Е. В. Повседневность и другие миры опыта / Е. В. Золотухина-Аболина. М., 2013. - 192 с.
19. Касавин И. Т. Анализ повседневности / И. Т. Касавин, С. П. Щавелев. М.2004. - 432 с.
20. Квашнин, Владимир Борьба с роскошью в древнем Риме / Владимир Квашнин. - М., 2011. - 128 с.
21. Кнабе, Г. С. Древний Рим - история и повседневность / Г.С. Кнабе. - М., 2007. - 208 c.
22. Козьякова М. И. История. Культура. Повседневность: Западная Европа: от античности до 20 века. М., 2002. - 360 с.
23. Кудрявцев, Л. Римские женщины / Л. Кудрявцев. - М., 2008. - 392 с.
24. Культура повседневности / М. В. Капкан; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург., 2016. - 108 с.
25. Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб., 2002. - 320 с.
26. Лефевр А. Производство пространства // Социол. обозрение. 2002. Т. 2. № 3. С. 24.
27. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. - 484 с.
28. Людтке А. История повседневности в Германии: Новые подходы к изучению труда, войны и власти. М., 2010 - 271 с.
29. Новикова H. JI. Культура повседневности. Теоретический аспект: Учебник. В 2 ч.— Саранск., 2004. - 164 с
30. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. М., 2014 - 570 с.
31. Портнягина И.П. Знатная римлянка в период поздней республики // Исследования и публикации по истории античного мира. Вып.4. СПб., 2005. - С. 259-278.
32. Пушкарева Н. Л., Любичанковский С. В. Понимание истории повседневности в современном историческом исследовании: от школы Анналов к российской философской школе // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №1. С. 8 - 22.
33. Робер Ж.-Н Повседневная жизнь Древнего Рима через призму наслаждений/Пер. с франц.- М.,2006. - 288 с.
34. Робер Ж.-Н. Рождение роскоши: Древний Рим в погоне за модой/Пер. с франц. - М., 2004. - 400 с.
35. Ростовцев, М. И. Рождение Римской империи / М.И. Ростовцев. - М., 2015. - 152 с.
36. Сергеенко, М. Е. Жизнь древнего Рима / М. Е. Сергеенко. — СПб.,
2000. — 361 с.
37. Сергеев, В. С. Очерки по истории Древнего Рима. В 2 книгах / В.С. Сергеев. - М., 2005. - 832 с.
38. Сонькин, Виктор Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу / Виктор Сонькин. - М., 2012. - 683 с.
39. Утченко, С. Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи / С.Л. Утченко. — М., 1969. — 324 с.
40.Ченабе Т. С. "Римское общество в эпоху ранней империи" в книге "История древнего мира" - т.ПГ'Упадок древних обществ", М., 2012. - 245 с.
41.Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права / З.М. Черниловский. - М., 2012. - 596 с.
42.Чехов А. П. Попрыгунья // Чехов А. П. Избр. соч.: в 2 т. М., 1986. - 30 с.
43.Чибиряев, С.А. История государства и права зарубежных стран / С.А. Чибиряев. - М., 2015. - 472с.
44. Шюц А. Структура повседневного мышления / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 129-137.
45. Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М., 1987. - 432 с.
46. Ястребицкая А. Л. Повседневность и материальная культура средневековья в отечественной медиевистике // Одиссей: Человек в истории. 1991. М., 1991. - С. 84- 102.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ