Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДВОРЯНСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

Работа №31879

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
860
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
ГЛАВА I. «Европеизация» культуры и быта в эпоху Петра Первого 11
1.1. Повседневная жизнь дворян: одежда, этикет, досуг (ассамблеи,
театры, фейерверки) 11
1.2. Массовые публичные мероприятия (фейерверки, заключение
Ништадского мира) 26
ГЛАВА II. Петровские преобразования в искусстве 40
2.1. Архитектура, скульптура 40
2.2. Живопись 70
Заключение 80
Список использованных источников и литературы: 84
Приложение 1 88
Приложение 2 89
Приложение 3 90
Приложение 4 91
Приложение 5

Важное место в истории России первой половины XVIII в. занимают реформы Петра I. Петровские преобразования затронули все сферы жизни общества. Государство нуждалось в светской культуре. Главной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов. Рассматриваемая эпоха — век перелома. Усилиями Петра I рождалась великая Российская империя, осуществлялась европеизация культуры. Данный период в истории государства был одним из важнейших этапов, в результате его преобразований историю России можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи.
Важное жизненное значение преобразований обуславливались комплексом различных факторов. Нарастало экономическое, а, следовательно, и военное отставание России от европейских стран, что в свою очередь, представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.
Необходимо было овладеть побережьем моря, реорганизовать армию, построить флот, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.
Служилое сословие, опора самодержавной власти, ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны, и, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах. “Бунташный” характер ХУП в., социальная нестабильность послужили причиной для укрепления позиций правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии.
Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, вызывал потребность качественных преобразований в сфере культуры, призванных, с одной стороны, вернуть Россию к европейской цивилизации, а с другой - укрепить власть новой рационалистической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества.
Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I.
Поэтому в эпоху правления Петра I были осуществлены преобразования во всех сферах жизни общества и государства, в том числе они затронули сферу культуры в целом и дворянской культуры в частности, а для подготовленных им кадров даже утвердилось - с легкой руки А. С. Пушкина - свое название: «птенцы гнезда Петрова».
Петр не был творцом культурного вопроса, но был первым человеком, решившимся осуществить культурную реформу. Результаты его деятельности были велики: он дал своему народу полную возможность материального и духовного общения со всем цивилизованным миром.
История России до Петра Великого и после него знала немало реформ.
Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.
В первой четверти XVIII века просвещение в значительной степени переходит от духовенства к государству. Богословие уступает место прикладным наукам. Молодых дворян в обязательном порядке заставляли овладевать математикой, инженерным делом, фортификацией, кораблестроением, искусством кораблевождения и др. Лучших из них посылали учиться в Западную Европу.
Эти преобразования были непосредственным образом связаны с “европеизацией” русской культуры. Истоки преобразований эпохи Петра Великого следует искать в предыдущем, XVII столетии. В результате деятельности первых Романовых был преодолен глубочайший социально - экономический и политический кризис государства и общества, вызванный событиями Смутного времени, и к концу века наметилась тенденция европеизации России, а также четко обозначились предпосылки будущих реформ. Но именно в эпоху Петра I Россия стала подниматься по лестнице европейской культуры, по которой, во многом насильственно, тащила ее безудержная и яростная воля Петра. Царь стремился приобщить русскую нацию к просвещению.
Актуальность исследования. История дворянства Российской империи неоднократно привлекала внимание исследователей. Предметы их научного интереса были весьма разнообразны: от истории отдельных дворянских родов и усадебной культуры дворянства до его общественно-политических взглядов и участия в государственной и хозяйственной жизни страны. И это вполне закономерно. Дворянство, являясь, по словам Н. М. Карамзина, «братством знаменитых слуг великокняжеских или царских», на протяжении всего периода существования Российской империи ближе всех остальных сословий страны находилось к престолу и было причастно практически ко всем событиям её истории. Именно это, на наш взгляд, и определяет интерес исследователей к прошлому российского дворянства.
Реформы затронули все сферы жизнедеятельности русского дворянства - главного объекта преобразовательной политики Петра I. Достижения и опыт Европы были необходимы Петру для проведения, прежде всего, промышленной, административной, военной, финансовой реформ, для решения задач внешней политики.
В результате реформ Россия в первой четверти XVIII века сделала качественный скачок. Допетровская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и даже в быту народа произошли огромные изменения. Коренным образом изменилось место и роль России в международных отношениях того времени.
Между тем современная Россия, после периода беспрецедентного ослабления 90-х гг. ХХ в. также нуждается в реформах и в людях, способных ответить на вызовы современной эпохи в условиях глобализации, научнотехнического прогресса и усиления борьбы за ресурсы. Как и два века назад, Российская Федерация, находится в стадии реформ, поэтому анализ преобразований Петра I целесообразен сейчас как источник исторического опыта, возможность проведения эффективных реформ и возможность избежать ошибок.
Предметом исследования являются изменения дворянского быта и культуры в России в результате проведения указанных реформ.
Объектом исследования являются реформы Петра I, проводимые на рубеже XVII - XVIII вв.
Научная новизна состоит в попытке личностного подхода к подбору источников и историографии, их анализа с целью выработки собственной концепции изучаемой проблемы.
Практическая значимость: материалы дипломной работы могут быть использованы в процессе преподавания истории в школе. При популяризации исторических знаний, составлении экспозиций учебных стендов, витрин, внешкольных и внеурочных мероприятий.
Методология. При проведении исследования применялись как общие, так и специальные методы, отвечающие критериям объективности. Для установления сходства и различия исследуемых явлений использовался метод сравнения, например, производилось сравнение тех или иных сторон дворянского быта до и после реформирования. Для того, чтобы показать, преобразования в культуре на примере архитектуры и живописи использовался исторический метод. При сравнении различных явлений использовался метод абстрагирования, позволяющий учитывать наиболее существенные стороны и свойства исследуемых объектов и не принимать во внимание второстепенные признаки. Использовались также такие методы, как анализ и синтез, индукция, переход от абстрактного к конкретному и др.
Изучение деятельности Петра I продолжается уже почти двести лет и его реформаторской деятельности посвящена обширная литература. В качестве источников были использованы указы и нормативно-правовые акты Петра I, связанные с разработкой и созданием новых учреждений культуры и изменение в повседневной жизни дворян, такие как например, «Г енеральный регламент». Для раскрытия темы использовались труды таких крупнейших историков, как В. О. Ключевский, С. М. Соловьев, М. Богословского, а также работы современных авторов, таких как З. И. Павленко, Н. М. Никольский, Н.О. Чистяков, В. А. Рогов, Н. С. Таганцев, М. Ф. Владимирский-Буданов, Е. В. Анисимов, Н. И. Павленко и других авторов.
Наиболее глубокие из дореволюционных историков С.М. Соловьев и В.О. Ключевский - видели связь явлений, определявших еще в XVII веке, с реформами Петра I и последующим развитием русской жизни. Отказ от самобытной культуры и обращение к «Западу» оценивались как необходимое и положительное дело и ставились в заслугу Петру I или, наоборот, подвергалось жесткой критики.
С. М. Соловьёв - виднейший специалист по петровской эпохе. Его сочинение богато фактическим материалом, а также содержит большое количество оценок и выводов.
Лекции Ключевского содержат меньший объём фактического материала, он также богат оценками и анализом предоставляемых фактов.
Анализируя оценки С.М. Соловьёва и В.О. Ключевского, касающиеся петровских культурных преобразований, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, оба они признают насущность и необходимость этих реформ, причём реформ максимально всесторонних.
С. М. Соловьев впервые отметил, что начало преобразованиям было положено во второй половине XVII века. Рассмотрев предпосылки преобразований в области культуры, С. М. Соловьев отметил, что они сформировались в первую очередь в сфере материальной культуры, в вещном мире человека, «русский народ, вступая на поприще европейской деятельности естественно, должен был одеться и в европейское платье, ибо вопрос не шел о знамении народности, вопрос состоял в том: к семье каких народов принадлежать европейских или азиатских, и соответственно носить в одежде знамение этой семьи». И в 3 главе 18 т. своей «История России с древнейших времен» он отстаивает правильность реформ Петра I. «...вывод посредством цивилизации народа, слабого, бедного, почти неизвестного, на историческую сцену.».
В. О. Ключевский, продолжая мысль С. М. Соловьева, отмечает, что преобразования быта в той форме, в какой они были проведены, были вызваны не столько необходимостью, сколько выражением субъективных чувств и взглядов царя. «Он надеялся .через дворянство водворить в России европейскую науку, просвещение как необходимое условие.» .
И Соловьёв и Ключевский признают как отрицательный момент жёсткость и насильственность многих вводимых Петром мер, особенно в области быта. Соловьёв признаёт, что «жалобы на тягости великие слышались со всех сторон, и не напрасно» . Например, по оценке Ключевского, очень многие преобразования в быту, такие как перемена платья, брадобритие, введение нового календаря, затрагивали национальные и религиозные чувства русского человека, с которыми Пётр не хотел считаться, а ослушников подвергал жестоким наказаниям. Многие петровские начинания при его жизни были не поняты или не принесли желанных плодов. Например, Ключевский считал, что заграничное обучение молодых русских дворян приносило им больше плохого, чем хорошего, хотя «кое-что и прилипало».
Однако оба историка согласны с тем, что положительное значение петровских культурных преобразований, несравненно больше, чем различные отрицательные моменты. Во-первых, эти преобразования родились не на пустом месте, во многом они были подготовлены семнадцатым веком, т.е. «цивилизация уже закинула свои сети на русских людей» . В последствии, русскому народу пришлось проходить трудную школу - однако ведь народ действительно учился, в самом широком смысле этого слова. «Страшные труды и лишения не пропали даром» . Все эти новшества, о которых говорил Соловьев, (т.е. книги, газета, школы, театр, Академия наук) привели в конце концов к тому, что «впервые мысль русского человека была возбуждена» , то есть он стал выходить из состояния отсталости и застоя. Впервые была сделана попытка организовать государственную систему народного образования, впервые были разработаны в теории и применены на практике основы светского обучения и воспитания детей, внедрен новый облик дворянина. Театр во второй половине XVIII века становится уже насущной потребностью для русских людей того времени, так же как и газеты и книги.
Отрицательные моменты, связанные с проведением петровских преобразований, были, по мнению историков, неизбежны, т.к. русский народ являл собой в то время «народ малоизвестный, слабый, не принимавший участия в общей европейской жизни» . Поэтому, принимая во внимание и умонастроения людей того времени, и тот скачок, который был совершен, оба историка - и Ключевский, и Соловьёв - очень высоко оценивают саму личность Петра и его неимоверные усилия по выводу России на передовые позиции в Европе. Сначала Соловьёв, а затем и Ключевский сравнивают реформы с очистительной бурей, которая, пронесшись, оставляет после себя много поломанных деревьев, но освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева.
Так же были рассмотрены работы А.В. Терещенко. Автор всесторонне описал русский быт в многотомной монографии «Быт русского народа» (Т. 17. СПб., 1848.).
Следует также отметить труды М. М. Богословского «Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII века».
Говоря о литературе по данной теме необходимо сказать о работах, посвященных дворянской культуре. Это, конечно, труд советского литературоведа и культуролога Лотмана Ю.М. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства». Автор отмечает, что в XVIII веке принадлежность к дворянству означала «обязательность правил поведения, принципов чести, даже покроя одежды» . И, затрагивая проблему появления дворянства как сословия, ученый говорит о том, что дворянство XVIII века было целиком и полностью порождением петровских реформ. Книга погружает читателя в мир повседневной жизни русского дворянства XVIII — начала XIX века. Мы видим людей далекой эпохи в детской и в бальном зале, за карточным столом, можем детально рассмотреть прическу, покрой платья, манеру держаться. Вместе с тем повседневная жизнь для автора категория историко-психологическая, знаковая система, то есть своего рода текст.
«История повседневности» является и в настоящее время в отечественной историографии одной из актуальных и активно разрабатываемых проблем.
Кроме того, были использованы работы С. Князькова «Из прошлого русской земли. Время Петра Великого» и Б. Краснобаева «Очерки истории Русской культуры XVIII века». Книги эти носят в целом повествовательный характер и содержат большое количество сведений, относящихся к культуре петровской эпохи. 
Цель работы - на основе изучения литературы и источников, посвященных проведению реформ Петра I в сфере культуры и архитектуры, раскрыть сущность изменений, произошедших в дворянском быте и культуре, их содержание и их значение для дальнейшего развития России.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность новых общественных явлений культуры, таких как:
- ассамблеи;
- массовые публичные мероприятия;
- публичные театры;
- одежа, этикет.
Рассмотреть изменения, произошедшие в :
- архитектуре;
- живописи.
Структура работы отражает цель и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих четырех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении обоснована актуальность данной темы, степень изученности, определены цель, задачи, теоретическая и методологическая основы исследования.
В первой главе рассматриваются общественные явления культуры, получившие распространение благодаря реформам Петра I: ассамблеи, массовые публичные мероприятия и публичные театры, и показано их значение в деле расширения кругозора дворянства.
Во второй главе рассмотрены нововведения в архитектуре и живопись XVIII века.
В заключении подведены итоги, сделаны краткие выводы проведенного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Реформы Петра I были вызваны к жизни объективными причинами. Необходимость выхода к морям, торговля с Европой требовали создания современной армии и флота, создания современной промышленности. Для этого нужны были специалисты, причем отечественного «производства». Таким образом, при Петре I начала формироваться государственная политика в области культуры и повседневного быта дворян.
Эта политика - в одних случаях быстрее, в других - медленнее - стала приносить свои плоды. Театральные начинания Петра привели к созданию в 1756 г. первого государственного профессионального театра. Газета «Ведомости» в 1727 г. прекратила своё существование, но на смену ей тут же пришли новые газеты. Общество, пусть пока ещё только дворянское, стало читать книги, а позднее и журналы, первый из которых - «Примечания к Ведомостям» - появился в 1728 г. Таким образом, пусть не сразу, но «Пётр был вознаграждён за веру в свой народ, за преданность ему» , так как усилия его по просвещению народных масс не пропали даром.
Таким «семенем, из которого впоследствии развились различные просветительские учреждения» , С. Соловьёв называет и Академию Наук, созданную по указу Петра I от 28 января 1724 г. Академия в Петербурге, в отличие от иностранных, была не добровольным обществом учёных, а государственным учреждением. Это давало ей твёрдый государственный бюджет, но, с другой стороны, определяло её зависимость от бюрократических порядков в стране. Учёным часто приходилось прерывать свои занятия, чтобы организовывать фейерверки для придворных торжеств или сочинение поздравительных од. Публичные торжества с речами, посвящёнными науке, публичные лекции и демонстрации опытов, книги - переводные и оригинальные - всё это имело огромное значение в развитии
русской культуры. «Вера в чудодейственную силу образования, которой проникнут был Пётр, его благоговейный культ науки насильственно зажёг в рабьих умах искру просвещения» , - пишет Ключевский.
Такая «искра просвещения» зажглась в умах и молодых дворян, посылаемых массами за границу для обучения. Ученики из дворян, рассеянные по центральным городам Европы, учились в местных академиях рисованию, навигации, механике, инженерному делу, артиллерийскому искусству, кораблестроению, танцам, фехтованию, ремёслам . Таким образом, Пётр пытался вывести русских людей из косного состояния, сделать из них разносторонне образованных личностей, европейцев. Но, возвращаясь домой, они с легкостью сбрасывали с себя бремя знаний, впитывая в себя лишь заграничные пороки, которые, естественно, вели к распущенности. И тем не менее, начало было положено: дворянин так или иначе приучал себя к процессу выучки, и кроме того, волей-неволей выводил свой кругозор за пределы собственного дома.
Повседневная культура дворянства XVIII века, во время правления Петра I характеризуется столкновением и смешением в повседневной жизни двух тенденций — традиционной и европейской. Это был переломный период, прежде всего, в области изменений внешних, материальных факторов повседневной жизни дворянства. Смена внешнего облика была своего рода символичным проявлением выбора того или иного пути развития страны, выражением приверженности к определённому типу культуры, но за внешними атрибутами обыкновенно стояло важное внутреннее содержание.
В мировой истории градостроительства найдется очень мало примеров создания крупных городов всего за два-три десятилетия. Петербург занимает особое место в этом ряду. Масштабное строительство новой русской столицы, а так и задумал царь Петр Алексеевич, невозможно было без четкой организации и команды лучших зодчих, знакомых с мировыми достижениями архитектуры. Строительство приобрело большой размах и велось планомерно под руководством архитекторов, приглашенных Петром I из Италии (Д. Трезини, Дж. М. Фонтана, Н. Миккети), Франции (Ж. Б. Леблон), Германии (Г. Шедель, А. Шлютер, И. Ф. Браунштейн, Г. И. Маттарнови, Т. Швертфегер), и русских мастеров, обучавшихся в Москве или вернувшихся из Голландии (М. Г. Земцов, Г. Н. Усов, И. К. Коробов).
Начало XVIII столетия в истории развития русской архитектуры ознаменовано чрезвычайно знаменательными творческими достижениями. За два десятилетия были созданы многочисленные архитектурные ансамбли и отдельные сооружения, частью сохранившиеся до нашего времени, свидетельствующие о мощном расцвете архитектурного гения русского народа. Монументальное церковное и дворцово-парковое строительство характеризует русскую архитектуру середины столетия. В ведущей тематике архитектуры эпохи со всей яркостью сказалась политика дворянского абсолютистского государства, приведшая к расцвету монументального дворцового и культового строительства
Таким образом, мы видим, что XVIII век - это время, когда дворянину с одной стороны присущи еще черты истинно русского, глубоко религиозного человека, а с другой - начался процесс европеизации, неизбежный, после бурной эпохи Петра I, но одновременно не совсем понятный русскому человеку.
В заключение следует отметить, что преобразования в области культуры и быта были органичной частью реформирования страны. Реформы культуры, с одной стороны удовлетворяли насущные требования других преобразований и с другой стороны нередко сами служили импульсом ускорения изменений. Необходимо подчеркнуть также, что реформы Петра I были глобальными. В результате реформ и активной военной политики страна получила выход к балтийскому морю, было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России, она стала великой европейской державой.
Наиболее долговечным осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие учреждения культуры, памятники искусства и архитектуры, которыми страна гордится и сегодня.
Петр I по праву считается одним из ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исторических исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и по сей день.
Подводя итоги моей работы, можно сказать, что XVIII век - это время, когда происходит оформление совершенно нового дворянского сословия, в русском дворянстве мы видим тип русского человека, еще не до конца оформившийся, но уже абсолютно новый, который никогда уже не вернется в прошлое.



1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. О Петре 1. - Ленинград, 1989.
2. Анисимов Е.В. Петр Первый: рождение империи. // История отечества: люди, идеи, решения. Очерки по истории России 9 - начала 20 вв. М.,1991.
3. Бассевич Г.Ф. Записки о России при Петре Великом. - М., 1966.
4. Белинский Г.В. Петр Великий. - М. 1912
5. Буганов В. И. Российское дворянство // Вопросы истории. - 1994. - №1. - С. 29 — 41;
6. Записки Юста Юля, датского посланника при Петре Великом. М., 1899.
7. Ключевский В. О. Курс Русской истории. М., 1958. Т. IV. С. 240.
8. Ключевский В. О. Курс Русской истории.. М., 1958. Часть 4 С.242.
9. Ключевский В.О. Курс русской истории// Ключсвский О.В. Сочинение девяти томах. Т. 4-5.М., 1989.
10. Комедийная Храмина // http://petro-barocco.ru/archives/1806
11. Карамзин Н.М. Записки о древней и новой России. - М., 1932.
12. Очерки русской культуры XVIII в. Ч. 4. Под. Ред. Академика Б.А. Рыбакова. - М.: Изд-во МГУ, 1990
13. Пушкин А. С. Арап Петра Великого. Собр. соч. в десяти т. М.: Гос. изд. худ. лит. 1960. Т. 5.
14. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. М., 19991. Т.15. С.77.
15. Соловьёв С.М.. История России с древнейших времён. М.,1991. Т.18.
16. Штелин Я. Записки об изящных искусствах. М.: 1993.
17. Штелин Я. Подлинные анекдоты о Петре Великом. М., 1793. Ч. 2.
18. Юности честное зерцало. СПб., 1717// http://his95.narod.ru/doc00/zer.htm
2. Литература
1. Алексеева М. А. Фейерверки и России в XVIII веке//Театральное пространство. Материалы научной конференции. М., 1978.
2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.
3. Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. Л., 1989.
4. Баггер х. Реформы Петра I обр. исслед.. Перев. с дат. В.Е.Возгрина, Вступ. ст. и общ. введение
5. Буганов В.И. Петр Великий и его время. отв. ред. А.А.Новосильцев. АНСССР-М.: Наука 1989
6. Валишевский Казимир Петр Великий: Исторический очерк в 3-х частях:
ч-1 Воспитание; ч-2 Личность; ч-3 Дело--М.:СП “КВАДРАТ” 1993.
7. Валишевский Л. “Пётр Великий”, 1990г.
8. Васильев В. Б. Старинные фейерверки. Л., 1960.
9. Всемирная история. М.: Изд. соц.-экон. литературы. 1958. Т. V.
10. Даркевич В. П. Народная культура средневековья. М., 1988.
11. Европеизация культуры и быта русского дворянства в эпоху Петра
Первого. Преобразования быта и обычаев боярства и дворянства //
http://www.historias.ru/hias-174-1 .html
12. Еремин И. П. Театр и драматургия начала XVIII века. М. 1998.
13. Европеизация» культуры и быта русского дворянства в эпоху Петра
Первого. Преобразования быта и обычаев боярства и дворянства //
http://www.historias.ru/hias-174-1 .html
14. История государственного управления России. Учебник/ Отв. ред. В.Г. Игнатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.
15. История Российской империи: ассамблеи //
http: //www.rosimperij a.info/po st/1218
16. История русского драматического театра. Том 1. От истоков до конца XVIII век Холодов Е.Г. М.: Издательство Искусство. 1977.
17. История русского драматического театра: от его истоков до конца XX века. 3-е изд., РУТИ—ГИТИС, 2011.
18. Калязина Н.В. Монументально - декоративная роспись в дворцовом интерьере первой части XVIII века// Русское искусство и барокко. материалы и исследования/ Под. Ред. Т.В. Алексеевой. М., 1977. С. 55-69
19. Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра 1. :М.: Планета.
1991г.- 712с.
20. Князьков С. Из прошлого Русской земли. Время Петра Великого. М., 1991. С.532.
21. Князьков С.М. “Из прошлого Русской земли: время Петра Великого”, М., Планета 1991 г.
22. Кофенгауз Б.Б. Россия при Петре I. М.:УЧпедгиз -1995.
23. Курбатов В. Садовая культура// Старые годы. 1913. №2; Мацулевич Ж. Летний сад и его скульптура. Л., 1936.
24. Литвинцева Г. Ю. “Европеизация” культуры русского дворянства в петровскую эпоху // http: //credonew.ru/content/view/242/26/ .
25. Лисаевич И. Санкт-Петербург. Архитектурный портрет 1703 - 2003. СПб, 2002
26. Литвинцева Г. Ю. “Европеизация” культуры русского дворянства в петровскую эпоху // http: //credonew.ru/content/view/242/26/
27. Мавродин В.И. Петр I. Л.: Госполитиздат 1945г.
28. Мирский М. Б., Медицина России XVI - XIX вв. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996.
29. Москаленко Ю. Кто и когда поставил первую пьесу в России? // http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-10045/
30. Неверов О. Памятники античного искусства в России петровского времени// Культура и искусство петровского времени. Л., 1972
31. Официальный сайт ЗАО «Пиротехнические дворы Петергофа» // http://www.piropetergof.ru/
32. Павленко Н. И. Петр Великий - М.: Мысль 1990.
33. Павленко Н.И. Петр Великий- М.: Мысль 1990.
34. Петров С. М. Художественная проза Пушкина. / Пушкин А. С. Собр. соч. в десяти т. М.: Гос. изд. худ. лит. 1960. Т. 5.
35. Петровские ассамблеи // http://statehistory.ru/2050/Petrovskie-assamblei/
36. Петровские праздники-виктории и светские ассамблеи http: //www.peterburg.biz/petrovskie-prazdniki-viktorii-i-svetskie- assamblei.html#ixzz342WeWquM
37. Платонов С.Ф. Время Петра Великого. // Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 2000.
38. Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство (XVIII- первая четверть XIX века). Очерки. М., 1966
39. Пыляев В. М. Старая Москва. История былой жизни первопрестольной столицы. М.: ЭКСМО, 2008.
40. Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России. Описание фейерверков и наций. М., 1903.
41. Русский театр //
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura i obrazovanie/teatr i kino/RUSSKI TEAT R TEATR ROSSII.html
42. Русский театр XVIII в. - первый театр при Петре I // http://velikavakultura.ru/russkiv-teatr/russkiv-teatr-18-veka-teatr-pri-petre-i
43. Сариева Е. А. Фейерверки в России XVIII века // http://ec- dej avu.ru/f/Fireworks.html
44. Старикова Л. М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988.
45. Старикова Л. М. Театр в России ХУШ века. Опыт документального исследования. М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 1997.
46. Театр эпохи Петра I. //
http://teatralnavasvodka.diarv.ru/p 188538636.htm?oam#more1
47. Цирульников А.М. История образования в портретах и документах: Учеб. пособие для студ. педагогических заведений. - М., 2001.
48. Шенкман Г. Великий Петр. М., 1999.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ