РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛЕГО- КОНСТРУИРОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА 8
1.1. Сущность и содержание понятия «взаимодействие» 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития взаимодействия детей в
разновозрастной группе сельского детского сада 16
1.3. Условия эффективного развития взаимодействия детей в
разновозрастной группе сельского детского сада 21
ГЛАВА II. ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА 34
2.1. Диагностика уровня развития взаимодействия детей в разновозрастной
группе сельского детского сада 34
2.2. Содержание работы по развитию взаимодействия детей в
разновозрастной группе сельского детского сада 47
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1 6
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
0 7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА 8
1.1. Сущность и содержание понятия «взаимодействие» 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития взаимодействия детей в
разновозрастной группе сельского детского сада 16
1.3. Условия эффективного развития взаимодействия детей в
разновозрастной группе сельского детского сада 21
ГЛАВА II. ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА 34
2.1. Диагностика уровня развития взаимодействия детей в разновозрастной
группе сельского детского сада 34
2.2. Содержание работы по развитию взаимодействия детей в
разновозрастной группе сельского детского сада 47
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1 6
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
0 7
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником - это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя. Но помимо взаимодействия с ровесниками у детей в детском саду предоставляется возможность общения и с детьми другого возраста, речь идет о разновозрастной группе детского сада. Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно - педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т.д.
Организация дошкольного образования в сельской местности имеет свою специфику. Сельские дети становятся заложниками модернизации общества, деколлективизации сельскохозяйственного производства, реформирования социальной сферы села. В результате реформ упал уровень доходов сельских семей, растут безработица и разрыв в заработках на селе и в городе. Падает рождаемость, повышается процент разводов, растет число детей, рожденных вне брака. Очевидно, что социальные условия села, в которых формируются дети младшего возраста, ставят под угрозу их жизнь, чреваты опасностью нарушения интеллектуального, физического, психического, социального и эмоционального развития, в первые годы их жизни. Сельские детские сады играют исключительную роль в раннем развитии сельского ребенка. В данном контексте их следует рассматривать как эпицентр социокультурного роста дошкольника. В условиях демографического спада, изменившейся не в пользу села социально¬экономической ситуацией в стране, оттока молодежи из сельской местности из-за отсутствия квалифицированной работы, благоустроенного жилья и развитой сферы социально-бытового обслуживания, сельские детские сады вынуждены сокращаться, где количество штатных единиц педагогического и обслуживающего персонала напрямую зависит от количества детей, посещающих его. Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что 84,2 % сельских ДОУ - малокомплектные и для них поиски способов существования в новых условиях являются жизненно важными. Детские сады российской «глубинки» гораздо острее испытывают нехватку квалифицированных кадров, имеют проблемы с обеспечением программно¬методическими материалами для малокомплектных детских садов с разновозрастным принципом формирования групп. Возрастной диапазон комплектования сельских детских учреждений не отличается стабильностью. Он напрямую зависит от рождаемости в конкретном регионе. От показателя рождаемости зависит и количественный состав детей в группе.
В организации и планировании педагогического процесса, режима дня, организации игровой деятельности, обустройстве развивающей предметно¬пространственной среды и управлении самостоятельной деятельностью в сельском детском саду с разновозрастным формированием групп гораздо больше трудностей, чем в учреждениях с одновозрастным принципом комплектования групп. Практически отсутствуют методические разработки по организации занятий с разновозрастным составом групп. До сих пор нет специальной программы для сельских малокомплектных детских садов, поэтому сельским педагогам приходится гораздо больше времени тратить на планирование и разработку занятий с детьми разных возрастов одновременно, а это требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
Разновозрастную группу детского сада можно рассматривать как типичную модель интегративной группы, в которой объединяются разные дети - разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, знаниям и умениям. Отношения между такими разными детьми существенно отличаются от тех, которые складываются в гомогенной группе.
Отношение родителей и воспитателей к таким группам весьма противоречиво. Одни считают, что разновозрастные группы обеспечивают лучшие условия для общего психического и морального развития: «старшие дети учатся помогать младшим», «младшие, подражая старшим, быстрее развиваются». По мнению других, в разновозрастных группах возникает больше проблем: «старшие обижают малышей», «малыши мешают занятиям старших», «трудно организовать детей» и т.д.
В работах Н.К. Крупской [15] и А.С. Макаренко [16] указывалось, что объединения детей разных возрастов обладают большим «внутренним» воспитательным значением, важным для развития, как старших, так и младших. В ходе взаимодействия детей разного возраста происходит передача опыта старших детей - младшим, для которых старшие являются и образцом поведения и организаторами их деятельности.
В дошкольной педагогике имеются данные о развивающем влиянии, которое оказывает на младших детей их общение и совместная деятельность со старшими (И.С. Демина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.А. Пеньевская и др.) [9]. Показано, что в ряде случаев опосредованное воздействие педагога через старших дошкольников на младших оказывается эффективнее, чем прямое влияние взрослого (А.Н. Давидчук, И.С. Демина и др.) [8]. В исследованиях Е.И. Тихеевой и О.И. Соловьевой указывается на большее преимущество разновозрастного состава дошкольной группы перед одновозрастным в развитии речи младших детей [13].
В отечественной дошкольной педагогике вопросы совместной игровой деятельности старших и младших детей обсуждались при разработке проблем воспитания детей в учреждениях типа «ясли - детский сад» (И.С. Демина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.А. Пеньевская) [12], а также в ряде психологических исследований (Т.В. Антонова, Е.А. Вовчик-Блакитная, Л.Г. Лысюк) [6]. В педагогических работах имеются данные о влиянии совместных игр старших и младших дошкольников на изменение характера игровой деятельности малышей, что выражается в более быстром освоении младшими игрушек, переходе от простого манипулирования - к игре, а также в том, что содержание игр младших детей становится более разнообразным (В.Г. Нечаева, М.В. Мишина) [22]. При этом обнаружено, что более содержательная совместная игра детей разного возраста имеет место в разновозрастных объединениях дошкольников с разницей в возрасте в два- три года (В.Г. Нечаева) [22].
Изучение проблематики разновозрастных дошкольных групп имеет определенную историю. Существенный вклад в ее исследование внесли А.Г. Арушанова, В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, Т.А. Макеева, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон, В.Н. Бутенко и др. [13].
Сущность проблемы заключается в том, что современное состояние проблемы взаимодействия в разновозрастной группе отличается далеко не полным раскрытием механизмов и специфики взаимодействия детей в разновозрастных группах и, как следствие, отсутствием концепции системной реализации этих механизмов в образовательном процессе.
Актуальность вышеизложенного позволила определить тему дипломной работы: «Развитие взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
Предмет исследования: педагогические условия эффективного развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «взаимодействие».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
3. Выявить и теоретически обосновать условия эффективного развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
4. Провести диагностику уровня развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
Гипотеза исследования: мы исходили из предположения о том, что развитие взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада будет эффективным, если:
- учитывать личные и групповые интересы в совместной деятельности детей;
- обновлять содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста;
- способствовать развитию сотруднических отношений между детьми на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, обеспечению защищённости каждого ребёнка;
- поддерживать самоорганизацию жизнедеятельности разновозрастных групп детей;
- способствовать контактам детей разного возраста в проведении коллективных творческих дел, игр, организаторами которых могут быть старшие воспитанники.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были
использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
3) качественный и количественный анализ результатов исследования.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (май 2015 г.) - определение темы выпускной
квалификационной работы, изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, составление плана исследования; подготовка материала теоретической части.
Второй этап (сентябрь 2015 г. - апрель 2016 г.) - разработка плана экспериментальной работы, проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (май 2016 г.) - обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы; оформление выпускной квалификационной работы и подготовка ее к защите.
База экспериментального исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Ромахово, Вейделевского района, Белгородской области».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Организация дошкольного образования в сельской местности имеет свою специфику. Сельские дети становятся заложниками модернизации общества, деколлективизации сельскохозяйственного производства, реформирования социальной сферы села. В результате реформ упал уровень доходов сельских семей, растут безработица и разрыв в заработках на селе и в городе. Падает рождаемость, повышается процент разводов, растет число детей, рожденных вне брака. Очевидно, что социальные условия села, в которых формируются дети младшего возраста, ставят под угрозу их жизнь, чреваты опасностью нарушения интеллектуального, физического, психического, социального и эмоционального развития, в первые годы их жизни. Сельские детские сады играют исключительную роль в раннем развитии сельского ребенка. В данном контексте их следует рассматривать как эпицентр социокультурного роста дошкольника. В условиях демографического спада, изменившейся не в пользу села социально¬экономической ситуацией в стране, оттока молодежи из сельской местности из-за отсутствия квалифицированной работы, благоустроенного жилья и развитой сферы социально-бытового обслуживания, сельские детские сады вынуждены сокращаться, где количество штатных единиц педагогического и обслуживающего персонала напрямую зависит от количества детей, посещающих его. Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что 84,2 % сельских ДОУ - малокомплектные и для них поиски способов существования в новых условиях являются жизненно важными. Детские сады российской «глубинки» гораздо острее испытывают нехватку квалифицированных кадров, имеют проблемы с обеспечением программно¬методическими материалами для малокомплектных детских садов с разновозрастным принципом формирования групп. Возрастной диапазон комплектования сельских детских учреждений не отличается стабильностью. Он напрямую зависит от рождаемости в конкретном регионе. От показателя рождаемости зависит и количественный состав детей в группе.
В организации и планировании педагогического процесса, режима дня, организации игровой деятельности, обустройстве развивающей предметно¬пространственной среды и управлении самостоятельной деятельностью в сельском детском саду с разновозрастным формированием групп гораздо больше трудностей, чем в учреждениях с одновозрастным принципом комплектования групп. Практически отсутствуют методические разработки по организации занятий с разновозрастным составом групп. До сих пор нет специальной программы для сельских малокомплектных детских садов, поэтому сельским педагогам приходится гораздо больше времени тратить на планирование и разработку занятий с детьми разных возрастов одновременно, а это требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
Разновозрастную группу детского сада можно рассматривать как типичную модель интегративной группы, в которой объединяются разные дети - разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, знаниям и умениям. Отношения между такими разными детьми существенно отличаются от тех, которые складываются в гомогенной группе.
Отношение родителей и воспитателей к таким группам весьма противоречиво. Одни считают, что разновозрастные группы обеспечивают лучшие условия для общего психического и морального развития: «старшие дети учатся помогать младшим», «младшие, подражая старшим, быстрее развиваются». По мнению других, в разновозрастных группах возникает больше проблем: «старшие обижают малышей», «малыши мешают занятиям старших», «трудно организовать детей» и т.д.
В работах Н.К. Крупской [15] и А.С. Макаренко [16] указывалось, что объединения детей разных возрастов обладают большим «внутренним» воспитательным значением, важным для развития, как старших, так и младших. В ходе взаимодействия детей разного возраста происходит передача опыта старших детей - младшим, для которых старшие являются и образцом поведения и организаторами их деятельности.
В дошкольной педагогике имеются данные о развивающем влиянии, которое оказывает на младших детей их общение и совместная деятельность со старшими (И.С. Демина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.А. Пеньевская и др.) [9]. Показано, что в ряде случаев опосредованное воздействие педагога через старших дошкольников на младших оказывается эффективнее, чем прямое влияние взрослого (А.Н. Давидчук, И.С. Демина и др.) [8]. В исследованиях Е.И. Тихеевой и О.И. Соловьевой указывается на большее преимущество разновозрастного состава дошкольной группы перед одновозрастным в развитии речи младших детей [13].
В отечественной дошкольной педагогике вопросы совместной игровой деятельности старших и младших детей обсуждались при разработке проблем воспитания детей в учреждениях типа «ясли - детский сад» (И.С. Демина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.А. Пеньевская) [12], а также в ряде психологических исследований (Т.В. Антонова, Е.А. Вовчик-Блакитная, Л.Г. Лысюк) [6]. В педагогических работах имеются данные о влиянии совместных игр старших и младших дошкольников на изменение характера игровой деятельности малышей, что выражается в более быстром освоении младшими игрушек, переходе от простого манипулирования - к игре, а также в том, что содержание игр младших детей становится более разнообразным (В.Г. Нечаева, М.В. Мишина) [22]. При этом обнаружено, что более содержательная совместная игра детей разного возраста имеет место в разновозрастных объединениях дошкольников с разницей в возрасте в два- три года (В.Г. Нечаева) [22].
Изучение проблематики разновозрастных дошкольных групп имеет определенную историю. Существенный вклад в ее исследование внесли А.Г. Арушанова, В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, Т.А. Макеева, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон, В.Н. Бутенко и др. [13].
Сущность проблемы заключается в том, что современное состояние проблемы взаимодействия в разновозрастной группе отличается далеко не полным раскрытием механизмов и специфики взаимодействия детей в разновозрастных группах и, как следствие, отсутствием концепции системной реализации этих механизмов в образовательном процессе.
Актуальность вышеизложенного позволила определить тему дипломной работы: «Развитие взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
Предмет исследования: педагогические условия эффективного развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «взаимодействие».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
3. Выявить и теоретически обосновать условия эффективного развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
4. Провести диагностику уровня развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
Гипотеза исследования: мы исходили из предположения о том, что развитие взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада будет эффективным, если:
- учитывать личные и групповые интересы в совместной деятельности детей;
- обновлять содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста;
- способствовать развитию сотруднических отношений между детьми на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, обеспечению защищённости каждого ребёнка;
- поддерживать самоорганизацию жизнедеятельности разновозрастных групп детей;
- способствовать контактам детей разного возраста в проведении коллективных творческих дел, игр, организаторами которых могут быть старшие воспитанники.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были
использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
3) качественный и количественный анализ результатов исследования.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (май 2015 г.) - определение темы выпускной
квалификационной работы, изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, составление плана исследования; подготовка материала теоретической части.
Второй этап (сентябрь 2015 г. - апрель 2016 г.) - разработка плана экспериментальной работы, проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (май 2016 г.) - обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы; оформление выпускной квалификационной работы и подготовка ее к защите.
База экспериментального исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Ромахово, Вейделевского района, Белгородской области».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
В ходе экспериментального исследования нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Подобрать диагностический материал для выявления уровня развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
2. Организовать экспериментальную работу по развитию взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
3. Определить уровень развития взаимодействия детей в
разновозрастной группе сельского детского сада.
4. Провести диагностику уровня взаимодействия детей в
разновозрастной группе сельского детского сада.
В соответствии с первой, второй и третьей задачей исследования нами на основе анализа научной и методической литературы были изучены теоретические положения, позволяющие сущность и содержание понятия «взаимодействие». Мы уточнили, что взаимодействие - интегративная категория, которая изучается рядом гуманитарных наук. Взаимодействие рассматривается как одна из основных категорий педагогики, при этом оно может характеризоваться как социальный и как педагогический феномены. Многие исследователи процесса социализации указывают на большую роль разновозрастного взаимодействия, как в развитии личности ребенка, так и в организации его микросреды. Выявляют ряд воспитательных потенциалов разновозрастного взаимодействия, которые способствует расширению спектра освоенных социальных ролей; создает условия для формирования таких социально значимых качеств личности как ответственность, самостоятельность, терпимость, доброжелательность, дисциплинированность и др.; содействует становлению опыта реализации субъектной позиции в совместной деятельности; становится основой для преодоления закрытости микросоциального окружения личности и установления связей с вторичными социальными группами; является доступным для ребенка пространством обмена социальным опытом, в том числе знаниями, практическими умениями, ценностными приоритетами; позволяет заместить воспитательное влияние педагога на влияние старшего сверстника, не отягощенное негативными стереотипами; является пространством для формирования организационных навыков старших детей.
Мы уточнили, что развитие взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада имеет следующие психолого-педагогические особенности:
• это часть вопроса о соотношении возрастных и индивидуальных особенностей участников разновозрастного взаимодействия и их учете в воспитательном процессе;
• в разновозрастных группах эта проблема выражена гораздо острее, в силу необходимости учитывать особенности сразу нескольких возрастных групп при выборе средств и приемов воспитания;
• индивидуальные различия могут либо минимизировать различия в возрасте, либо усилить их воздействие. Следовательно, воспитателю следует уделить больше внимания данной проблеме.;
• данную проблему необходимо воспринимать как возможность поиска наиболее эффективных педагогических приемов сочетания индивидуальных особенностей детей различного возраста.
Мы выявили, что педагогическими условиями эффективного взаимодействия детей разновозрастной группы сельского детского сада выступают:
- учитывать личные и групповые интересы в совместной деятельности детей;
- обновлять содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста;
- способствовать развитию сотруднических отношений между детьми на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, обеспечению защищённости каждого ребёнка;
- поддерживать самоорганизацию жизнедеятельности разновозрастных групп детей;
- способствовать контактам детей разного возраста в проведении коллективных творческих дел, игр, организаторами которых могут быть старшие воспитанники.
Четвертая задача исследования была реализована в процессе экспериментальной работы в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детском саду с. Ромахово, Вейделевского района, Белгородской области».
В процессе экспериментальной работы мы выявили и обосновали педагогические условия эффективного развития взаимодействия детей разновозрастной группы сельского детского сада. Так, результаты обследования детей экспериментальной группы на констатирующем этапе по проведенной диагностики показали, что у детей преобладает высокий уровень взаимодействия. Высокий уровень присутствует у 43% детей. Средний уровень выявлен у 28,5% детей, низкий - у 28,5% детей.
На формирующем этапе эксперимента мы апробировали содержание работы по развитию взаимодействия детей разновозрастной группы сельского детского сада, с помощью, которой мы целенаправленно смогли повлиять на освоение детьми взаимоотношений в группе.
Содержание игровых заданий было направлено на овладение основными формами взаимодействия: разнообразием игровых замыслов, различными способами решения игровых задач, вступлением во взаимодействие с другими детьми.
После повторного проведения диагностических методик на контрольном этапе эксперимента, мы выяснили, что у большинства детей экспериментальной группы уровень развития взаимоотношений стал значительно выше. Так, до формирующего этапа эксперимента высокий уровень имели 3 ребенка, что составляет 43%; средний уровень был выявлен у 2 детей, что составляет 28,5%; низкий уровень проявился у 2 человек, что составляет 28,5%. После эксперимента высокий уровень выявлен у 4 человек, что составляет 57 %; средний уровень был выявлен у 3 человек, что составляет 43%; низкий уровень мы не выявили.
Таким образом, анализ полученных результатов контрольного этапа эксперимента свидетельствует о том, что реализация работы развитию взаимодействия детей разновозрастной группы сельского детского сада была системной, последовательной, в результате чего мы можем сделать вывод, что развитие взаимодействия детей разновозрастной группы представляет сложный процесс, требующий косвенное или прямое воздействие педагога. Дети, побуждаемые вопросами и предложенными игровыми ситуациями педагога, вступают в роли, начинают активно взаимодействовать с детьми, что было подтверждено выдвинутой нами гипотезой.
1. Подобрать диагностический материал для выявления уровня развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
2. Организовать экспериментальную работу по развитию взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
3. Определить уровень развития взаимодействия детей в
разновозрастной группе сельского детского сада.
4. Провести диагностику уровня взаимодействия детей в
разновозрастной группе сельского детского сада.
В соответствии с первой, второй и третьей задачей исследования нами на основе анализа научной и методической литературы были изучены теоретические положения, позволяющие сущность и содержание понятия «взаимодействие». Мы уточнили, что взаимодействие - интегративная категория, которая изучается рядом гуманитарных наук. Взаимодействие рассматривается как одна из основных категорий педагогики, при этом оно может характеризоваться как социальный и как педагогический феномены. Многие исследователи процесса социализации указывают на большую роль разновозрастного взаимодействия, как в развитии личности ребенка, так и в организации его микросреды. Выявляют ряд воспитательных потенциалов разновозрастного взаимодействия, которые способствует расширению спектра освоенных социальных ролей; создает условия для формирования таких социально значимых качеств личности как ответственность, самостоятельность, терпимость, доброжелательность, дисциплинированность и др.; содействует становлению опыта реализации субъектной позиции в совместной деятельности; становится основой для преодоления закрытости микросоциального окружения личности и установления связей с вторичными социальными группами; является доступным для ребенка пространством обмена социальным опытом, в том числе знаниями, практическими умениями, ценностными приоритетами; позволяет заместить воспитательное влияние педагога на влияние старшего сверстника, не отягощенное негативными стереотипами; является пространством для формирования организационных навыков старших детей.
Мы уточнили, что развитие взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада имеет следующие психолого-педагогические особенности:
• это часть вопроса о соотношении возрастных и индивидуальных особенностей участников разновозрастного взаимодействия и их учете в воспитательном процессе;
• в разновозрастных группах эта проблема выражена гораздо острее, в силу необходимости учитывать особенности сразу нескольких возрастных групп при выборе средств и приемов воспитания;
• индивидуальные различия могут либо минимизировать различия в возрасте, либо усилить их воздействие. Следовательно, воспитателю следует уделить больше внимания данной проблеме.;
• данную проблему необходимо воспринимать как возможность поиска наиболее эффективных педагогических приемов сочетания индивидуальных особенностей детей различного возраста.
Мы выявили, что педагогическими условиями эффективного взаимодействия детей разновозрастной группы сельского детского сада выступают:
- учитывать личные и групповые интересы в совместной деятельности детей;
- обновлять содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста;
- способствовать развитию сотруднических отношений между детьми на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, обеспечению защищённости каждого ребёнка;
- поддерживать самоорганизацию жизнедеятельности разновозрастных групп детей;
- способствовать контактам детей разного возраста в проведении коллективных творческих дел, игр, организаторами которых могут быть старшие воспитанники.
Четвертая задача исследования была реализована в процессе экспериментальной работы в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детском саду с. Ромахово, Вейделевского района, Белгородской области».
В процессе экспериментальной работы мы выявили и обосновали педагогические условия эффективного развития взаимодействия детей разновозрастной группы сельского детского сада. Так, результаты обследования детей экспериментальной группы на констатирующем этапе по проведенной диагностики показали, что у детей преобладает высокий уровень взаимодействия. Высокий уровень присутствует у 43% детей. Средний уровень выявлен у 28,5% детей, низкий - у 28,5% детей.
На формирующем этапе эксперимента мы апробировали содержание работы по развитию взаимодействия детей разновозрастной группы сельского детского сада, с помощью, которой мы целенаправленно смогли повлиять на освоение детьми взаимоотношений в группе.
Содержание игровых заданий было направлено на овладение основными формами взаимодействия: разнообразием игровых замыслов, различными способами решения игровых задач, вступлением во взаимодействие с другими детьми.
После повторного проведения диагностических методик на контрольном этапе эксперимента, мы выяснили, что у большинства детей экспериментальной группы уровень развития взаимоотношений стал значительно выше. Так, до формирующего этапа эксперимента высокий уровень имели 3 ребенка, что составляет 43%; средний уровень был выявлен у 2 детей, что составляет 28,5%; низкий уровень проявился у 2 человек, что составляет 28,5%. После эксперимента высокий уровень выявлен у 4 человек, что составляет 57 %; средний уровень был выявлен у 3 человек, что составляет 43%; низкий уровень мы не выявили.
Таким образом, анализ полученных результатов контрольного этапа эксперимента свидетельствует о том, что реализация работы развитию взаимодействия детей разновозрастной группы сельского детского сада была системной, последовательной, в результате чего мы можем сделать вывод, что развитие взаимодействия детей разновозрастной группы представляет сложный процесс, требующий косвенное или прямое воздействие педагога. Дети, побуждаемые вопросами и предложенными игровыми ситуациями педагога, вступают в роли, начинают активно взаимодействовать с детьми, что было подтверждено выдвинутой нами гипотезой.
Подобные работы
- Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие у старших дошкольников с задержкой психического развития мелкой моторики посредством конструирования (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LEGO-КОНСТРУКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Формирование творческих способностей обучающихся в дополнительном образовании (на примере объединения « Лего-конструирование»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСТРУКТОРОВ LEGO В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - Конструктор «LEGO» как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (Сургутский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - LEGO-конструирование как средство развития мышления детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020



