Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Работа №115131

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы развития оптико-пространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством игровых упражнений
1.1Понятие «оптико-пространственные представления» и их развитие
в онтогенезе
1.2Нарушения оптико-пространственных функций при общем
недоразвитии речи
1.3Основные направления профилактики нарушений письменной речи
у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию оптикопространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством игровых упражнений
2.1Выявление особенностей оптических представлений у детей
6-7 лет с общим недоразвитием речи
2.2Методика развития оптико-пространственных представлений у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством игровых упражнений
2.3Определение эффективности экспериментальной работы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Оптико-пространственные представления являются необходимым
условием социальной жизни человека, формой отражения окружающего
мира, фактором успешного познания и активного преобразования
действительности. Свободное оперирование оптико-пространственными
образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет
разные виды деятельности.
Для современной школы весьма актуальной проблемой является
возникновение школьной дезадаптациии детей на начальном этапе обучения.
Одной из ее причин является нарушение письменной речи, которое приводит
к неуспеваемости по многим учебным дисциплинам, что является поводом
для проведения профилактической работы на уровне дошкольного
образования.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной школе
около 10% обучающихся испытывают трудности в усвоении грамоты,
отмечаются частичные специфические нарушения процессов письма.
Нарушения письма серьезно препятствуют освоению школьных знаний и не
могут быть скомпенсированы ребенком самостоятельно без специальной
помощи. Учитель-логопед должен владеть достаточным объемом знаний и
хорошо ориентироваться в проблемах, которые возникают у ребенка,
овладевающего письмом. Необходимо достаточно четко представлять
причины и механизмы нарушений письма. Только комплексный подход к
анализу структуры имеющегося у ребенка дефекта с учетом генетических и
экзогенных факторов позволяет осуществить правильный выбор наиболее
оптимальных и эффективных мероприятий по предупреждению нарушений
письменной речи.
Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с
нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и
слухом, у которых имеется несформированность некоторых психическихпроцессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной
жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом или
чтением.
Родители и многие учителя не осведомлены в этом круге проблем или
имеют весьма смутные представления о природе неуспеваемости по чтению
и письму, не знают, что существуют такие нарушения, как дислексия,
дисграфия. Проведение профилактической работы на уровне дошкольного
образования поможет уменьшить количество детей, имеющих нарушения
письменной речи.
Исследование проблемы дисграфии и дислексии ведется достаточно
давно, активно изучается современной дефектологической наукой. Многие
известные ученые-дефектологи уделяли и уделяют особое внимание поиску
новых подходов, путей решения возникшей проблемы. Анализ
специализированной литературы по проблеме позволяет отметить, что
авторы в основном связывают дисграфию с нарушениями устной речи
(фонетико-фонематическое, общее недоразвитие речи) (А.Н. Корнев,
О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, И.Н. Садовникова, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева,
Л.Г. Парамонова, Е.А. Логинова, И.В. Прищепова и др.). Исследования
последних лет указывают на тесную связь трудностей формирования письма
у детей не только с недоразвитием письменной речи, но и с
несформированностью невербальных форм психических процессов: оптико-
пространственных представлений, слухо-моторных и оптико-моторных
координаций, общей моторики и т.д. Существует мнение, что нарушения
письма связаны с наследственностью, нарушениями кратковременной и
долговременной памяти. Нарушения письма могут иметь и дети без
нарушений устной речи.
Отклонения в развитии речи и других психических процессов,
характерные для детей с дисграфией, определяют трудности в обучении
грамоте. Эти трудности в значительной степени определяются
особенностями формирования оптико-пространственной ориентации. Вомногих исследованиях по общей и специальной психологии обращается
внимание на трудности овладения грамотой, связанные с нарушением
невербальных психических процессов, в частности оптико-
пространственного восприятия (Л.В. Венидиктова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина,
А.Р. Лурия, Л.Г. Парамонова).
Вместе с тем, по мнению исследователей, эффективность коррекции не
очень высокая. В связи с этим, изучение данного вопроса имеет большое
практическое значение, так как трудности формирования оптико-
пространственных представлений сказываются на овладении многими
учебными предметами: письмо, чтение, математика, ручной труд,
физкультура, рисование и обуславливают возникновение новых проблем в
обучении ребенка (проявлению специфических ошибок на письме). Эти
трудности могут переноситься на следующую ступень и проявляться при
изучении геометрии, географии, истории и т.д.
Анализ специальной психолого-педагогической литературы и
педагогической практики позволил определить противоречие между
необходимостью профилактики нарушений письменной речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи и недостаточным вниманием к
данной проблеме на уровне дошкольного образования.
Выявленное противоречие позволило выделить проблему
исследования: каковы возможности игровых упражнений в развитии
оптико-пространственных представлений у детей 6-7 лет с общим
недоразвитием речи как средства про профилактики оптических нарушений
письменной речи?
Недостаточная разработанность данного аспекта проблемы определяет
актуальность исследования на тему «Развитие оптико-пространственных
представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством
игровых упражнений»
В связи с этим целью данного исследования явилось – теоретическое
обоснование и экспериментальная проверка эффективности игровыхупражнений как средства развития оптико-пространственных представлений
у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – процесс развития оптико-пространственных
представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – игровые упражнения как средство развития
оптико-пространственных представлений у детей 6-7 лет с общим
недоразвитием речи.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что:
– развитие оптико-пространственных представлений у 6-7 лет с общим
недоразвитием речи замедленно и неполно;
– учитывая важность уровня развития оптико-пространственных
представлений как одного из показателей степени готовности ребенка к
школьному обучению и, в частности, готовности к усвоению им зрительных
образов букв, необходимо более точно диагностировать предпосылки
возникновения оптических нарушений письменной речи у детей 6-7 лет с
общим недоразвитием речи;
– подбор и использование специальных игровых упражнений, как
приемов развития оптико-пространственных представлений, будет
способствовать профилактике нарушений письменной речи и готовности
ребенка 6-7 лет с общим недоразвитием к школьному обучению.
Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1) проанализировать медицинскую, психологическую, педагогическую
литературу по данной проблеме для определения степени ее
разработанности;
2) выявить особенности оптических представлений у детей 6-7 лет с
общим недоразвитием речи;
3) подобрать и апробировать специальные игровые упражнения как
средство развития оптико-пространственных представлений у детей 6-7 лет с
общим недоразвитием речи.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема несформированности процесса письма – одна из самых
значимых и актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели
обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний
учащимися.
Анализ изученной нами литературы по проблеме позволил отметить,
что авторы в основном связывают дисграфию с нарушениями устной речи.
(А.Н. Корнев, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, И.Н. Садовникова, Р.Е. Левина,
Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Е.А. Логинова, И.В. Прищепова и др.).
Исследования последних лет указывают на тесную связь трудностей
формирования письма у детей не только с недоразвитием письменной речи,
но и с несформированностью невербальных форм психических процессов:
оптико-пространственных представлений, слухо-моторных и оптико-
моторных координаций, общей моторики и т.д. Существует мнение, что
нарушения письма связаны с наследственностью, нарушениями
кратвовременной и долговременной памяти. Нарушения письма могут иметь
и дети без нарушений устной речи.
Отклонения в развитии речи и других психических процессов,
характерные для детей с общим недоразвитием речи, определяют трудности
в обучении грамоте. Эти трудности в значительной степени определяются
особенностями формирования оптико-пространственных представлений. Во
многих исследованиях по общей и специальной психологии обращается
внимание на трудности овладения грамотой, связанные с нарушением
невербальных психических процессов, в частности оптико-
пространственного восприятия у детей с общим недоразвитием речи
(Л.В. Венидиктова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, Л.Г. Парамонова).
Вместе с тем, по мнению исследователей, эффективность коррекции не
очень высокая. В связи с этим, изучение данного вопроса имеет большое
практическое значение, так как трудности формирования оптикопространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи
сказываются на овладении многими учебными предметами: письмо, чтение,
математика, ручной труд, физкультура, рисование и обуславливают
возникновение новых проблем в обучении ребенка (проявлению
специфических ошибок на письме). Эти трудности могут переноситься на
следующую ступень и проявляться при изучении геометрии, географии,
истории и т.д.
Как было изложено выше, при общем недоразвитии речи нарушения
чтения и письма сопровождаются отставанием в развитии зрительного
восприятия, пространственных представлений, зрительного анализатора и
синтеза, зрительно-моторной координации, зрительной памяти. Нами была
составлена методика обследования сформированности данных процессов у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Данная методика состоит из 15
заданий на исследование функций зрительного восприятия, анализа и
синтеза, пространственных представлений, зрительно-моторных
координаций. Методика включала задания, разработанные Е.А. Стребелевой
(2001), А.Н. Корневым (1997).
Задания предъявлялись 20 детям подготовительных к школе групп,
имеющих ОНР, а также не имеющим речевой и зрительной патологии.
Форма предъявления заданий индивидуальная. Предполагалось разовое
выполнение всех предъявленных заданий.
В результате проведенного констатирующего эксперимента
выяснилось, что у половины обследуемых детей 6-7 лет формирование
оптико-пространственных функций (оптико-пространственных
представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной
координации) замедленно и неполно. Учитывая важность уровня
сформированности оптико-пространственных функций как одного из
показателей степени готовности ребенка к школьному обучению,
необходимо, использование специальных приемов коррекции оптикопространственных представлений, которые будут способствовать
эффективному преодолению имеющихся особенностей.
В результате обследования на констатирующем этапе эксперимента
выделилась группа детей с общим недоразвитием речи в количестве 10
человек, имеющая предрасположенность к оптическим нарушениям
письменной речи. Для того, чтобы предупредить эти нарушения, мы
организовали экспериментальную профилактическую работа. Основным
профилактическим средством мы определили игровые упражнения. Мы
подобрали и апробировали комплекс игровых упражнений по профилактике
оптических нарушений письменной речи у детей 6-7 лет с общим
недоразвитием речи.
Комплекс подобранных нами игровых упражнений представлен 2
блоками. Игровые упражнения использовались как часть занятия учителя-
логопеда, педагога-психолога, воспитателя, а также при проведении
режимных моментов (прогулок, в утренние и вечерние часы) для
индивидуальной работы с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Эффективность данного комплекса игровых упражнений мы
определяли в ходе контрольного эксперимента. Уровень оптико-
пространственных представлений детей 6-7 лет с ОНР на этапе
констатирующего эксперимента характеризовался выраженными
нарушениями зрительно-моторной координации и пространственного
восприятия. На этапе контрольного среза отмечена положительная динамика
в развитии компонентов оптико-пространственных представлений детей 6-7
лет с ОНР.
Следовательно, профилактическая работа с этими детьми по развитию
пространственного восприятия и по совершенствованию зрительно-моторной
координации с помощью игровых упражнений оказалась эффективной.


1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст]
/ Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М. : Просвещение, 1964. – 305 с.
2. Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева. – М. :
Просвещение, 1993.
3. Башаева, Т.Н. Развитие восприятия у детей [Текст] / Т.Н. Башаева. –
Ярославль : «Академия развития», 1997.
4. Безруких, М.М. Ребенок идет в школу [Текст] / М.М. Безруких,
С.П. Ефимова. – М. : «Академия», 1998.
5. Безруких, М.М. Родничок. Упражнения для занятий с детьми,
имеющими трудности при обучению письму [Текст] / М.М. Безруких,
С.П. Ефимова. – Тула : «Арктоус», 1997.
6. Безруких, М.М. Ступеньки к школе [Текст] / М.М. Безруких,
Т.А. Филиппова. – М. : «Дрофа», 2000.
7. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. – М. :
Просвещение, 1989.
8. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева,
Е.М. Мастюкова [и др.] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.,
1998.
9. Выготский, Л.С. Лекции по психологии. Восприятие [Текст] /
Л.С. Выготский. – СПб.: «Союз», 1997.
10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2 [Текст] /
Л.С. Выготский. – М. : Педагогика., 1982.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /
Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1991.
12. Городилова, В.И. Чтение и письмо [Текст] / В.И. Городилова,
М.З. Кудрявцева. – М., 113. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает? Для воспитателей детских
садов и родителей [Текст] / О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева. – М. : Просвещение,
1991.
14. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников [Текст] /
Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова – М. : Просвещение, 1992.
15. Ильина, М.Н. Педагогика к школе [Текст] / М.Н. Ильина. – СПб. :
«Дельта», 1999...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ