Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Работа №110408

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
75
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические основы анализ проблемы формирования словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи
1.1Психолого-педагогические исследования по формированию словаря
у младших школьников с общим недоразвитием речи
1.2Характеристика организации логопедической работы по
формированию словаря младших школьников
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи
2.1Выявление уровня сформированности словаря у младших
школьников с общим недоразвитием речи
2.2Содержание логопедической работы по формированию словаря у
младших школьников с общим недоразвитием речи
2.3Выявление динамики уровня сформированности словаря у младших
школьников с общим недоразвитием речи
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Актуальность рассматриваемой темы бакалаврской работы заключается в том, что развитие речи - это условие результативной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Высокий уровень развития речи помогает реализовать существующий личностный потенциал, сформировать у ребенка систему ценностей и потребностей в коммуникации. Уровень развития навыков и средств общения устанавливает дальнейшую коммуникативную деятельность ребенка. Опыт работы в школе показывает, что в последнее время вырос количественный состав детей с различными отклонениями в речевом развитии. Дети младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи обладают бедным словарным запасом. При поступлении в школу выясняется, что дети не понимают лексическое значение слов, не умеют правильно употреблять слова, у них ограничены представления об окружающем мире. Неоспорима необходимость использования специальных приемов и методов, а также поиска результативных техник в коррекции и формировании лексической стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Описание особенностей и своеобразия речи, а так же вопрос формирования словаря младших школьников с общим недоразвитием речи нашел отражение в работах Т.А. Алтуховой, Г.В. Бабиной, Т.Д. Барминковой, Ю.И. Бернадского, В.К. Воробьёвой, О.Е. Грибовой, Н.С. Жуковой, А.С. Завгородней, В.А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др.
Актуальность проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая изученность обусловили выбор темы исследования: «Формирование словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе логопедической работы».
Анализ психолого - педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи и недостаточным использованием логопедической работы в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования: каковы потенциальные возможности использования
логопедической работы в формировании словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи ?
Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе логопедической работы .
Объект исследования: процесс формирования словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи .
Предмет исследования: формирование словаря у младших
школьников с общим недоразвитием речи в процессе логопедической работы.
Гипотеза: мы предположили, что формирование словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе логопедической работы будет эффективным если:
-отобран объем синонимического, антонимического, понятийного, активного и пассивного словарей;
-разработаны и введены этапы логопедической работы по формированию словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи с учетом механизма нарушения речевого развития;
-отобраны серии дидактических игр по формированию словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи .
Задачи исследования:
1.На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс формирования словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи .
2.Выявить уровень сформированности словаря младших школьников с общим недоразвитием речи.
3.Экспериментально проверить эффективность формирования словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе логопедической работы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической
литературы; эмпирические методы исследования - наблюдение, беседа с детьми, психолого-педагогический эксперимент, включающий
констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой явились: исследования по изучению
особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданию методик коррекционной работы О.Н. Громовой, Л.П. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, разработки методов словарной работы М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной.
Новизна исследования: разработаны этапы логопедической работы по формированию словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи; определены показатели и уровни сформированности словаря младших школьников с общим недоразвитием речи .
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней сформированности словаря младших школьников с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость: состоит в том, что разработаны и апробированы этапы логопедической работы по формированию словаря младших школьников с общим недоразвитием речи. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы учителями-логопедами в работе с детьми.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ №3 города Сызрани.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 наименований источников), 3 приложений, 11 таблиц. Работу иллюстрируют 11 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование, позволило нам сделать следующие выводы:
Нами были рассмотрены теоретические основы исследования проблемы формирования словаря младших школьников с общим недоразвитием речи и определена роль специальной логопедической работы в данном процессе.
На констатирующем этапе мы выявили уровень сформированности словаря младших школьников с общим недоразвитием речи. Проанализировав данные, полученные в результате проведения диагностических методик, мы пришли к следующему выводу: средний уровень сформированности словаря был продиагностирован у 3 детей (30%). У 7 детей (70%) был продиагностирован низкий уровень сформированности словаря.
Исходя из данных констатирующего эксперимента, была определена цель формирующего этапа работы: экспериментально проверить
эффективность разработанных этапов логопедической работы по формированию словаря младших школьников с общим недоразвитием речи . Мы разработали этапы логопедической работы по формированию словаря, и апробировали их при проведении логопедических занятий.
На контрольном этапе мы выявили динамику уровня сформированности словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи, о чем свидетельствуют следующие результаты: показатель среднего уровня сформированности словаря повысился на 50%; показатель низкого уровня сформированности словаря снизился на 50%.
Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения формирующей работы уровень сформированности словаря возрос.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута, наша гипотеза подтверждена.
Итак, проблему формирования словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи можно считать, безусловно, актуальной и в наше время. Результаты проделанной нами работы, могут быть использованы педагогами общеобразовательных учреждений с целью решения задач по формированию словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи.


1.Аксенова, Л.И. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л.И. Аксенова/ под ред. Н.М. Назаровой. - 2-е изд. - М. : Академия, 2002. - 395 с.
2.Аксенова, Л.И. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов/ Л.И. Аксенова/ под ред. Н.М. Назаровой. - 3-е изд. - М. : Academia, 2004. - 395 с.
3.Алтухова Т. А. Изучение особенностей перцептивно-смысловой обработки текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи III и IV уровней [Текст] / Алтухова Т. А., Карачевцева И. Н. // Шк. логопед. -
2005.- № 1.
4.Амосова, И.Ю. Как запомнить словарные слова [Текст] /
И.Ю. Амосова // Журнал «Начальная школа». - 2014. - №5. - С. 69.
5.Андреева, Н.Г. Формирование связной речи у младших
школьников с нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи [Текст] / Н.Г. Андреева // Практическая психология и логопедия. - 2005. - № 3.
6.Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т.В. Ахутина. - Изд-во МГУ. - 2004.
7.Барсукова, Л. А. Логопедия в школе: практический опыт: учебнопрактическое пособие [Текст] / Л. А. Барсукова, Т. А. Емелина, Н. Е. Земская и др.; под ред. В. С. Кукушина. - Москва; Ростов-на-Дону : МарТ, 2004. - 368 с.: ил., табл., схемы.
8.Беляева, Е.Н. Работа над усвоением тематических групп лексики - средство обогащения словаря младших школьников [Текст] / Е.Н. Беляева // Журнал «Начальная школа». - 2014. - №9. - С. 20.
9.Виноградов, В.А. Энциклопедический словарь языкознания [Текст] / В.А. Виноградов, Н.Д. Арутюнов. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». - 1998. - 363 с.
10.Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст] / И.Т. Власенко -М., 1990. - 52 с.
11.Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. [Текст] / Г.А. Волкова - С.- П.: «Детство - Пресс», 2003. - 234 с.
12.Волкова, Л. С. Логопедия : учебник для пед. вузов дефектолог. фак. : доп. М-вом образования и науки РФ / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др. ; под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Владос, 2007. - 703 с.: ил., фот. - (Коррекционная педагогика) (Учебник для вузов).
13.Волосец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т.В. Волосец - М. 2002
14.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский - Спб., 1997.
15.Глистина, И.А. Особенности эмоционального развития школьников с общим недоразвитием речи [Текст] И.А. Глистина // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 5...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ